Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Избирательной комиссии
Ямало-Ненецкого
автономного округа
от 18 декабря 2018 года N 91/885-6
Информация
о практике работы избирательных комиссий в Ямало-Ненецком автономном округе с обращениями, жалобами избирателей, представителей политических партий, особыми мнениями членов избирательных комиссий, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации в 2018 году, выборов в единый день голосования 9 сентября 2018 года, и мерах по ее совершенствованию
18 марта 2018 года состоялись выборы Президента Российской Федерации. В единый день голосования 9 сентября 2018 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) состоялись выборы Губернатора Тюменской области, дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания автономного округа по Тазовскому одномандатному избирательному округу N 3, Муравленковскому одномандатному избирательному округу N 9 и 7 избирательных кампаний в органы местного самоуправления в автономном округе.
Первостепенной задачей для избирательных комиссий являлось обеспечение реализации избирательного права граждан, в том числе повышение информированности избирателей о предстоящих выборах, порядке реализации избирательного права, а также обеспечение открытости и гласности в деятельности избирательных комиссий.
Состоявшиеся избирательные кампании показали, что, несмотря на положительную динамику уменьшения количества поступающих обращений, избирательные споры неизбежны, что обусловлено столкновением интересов активных участников избирательного процесса.
Практика работы избирательных комиссий в автономном округе с обращениями, жалобами избирателей, представителей политических партий
Всего за период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, состоявшихся 18 марта 2018 года, в избирательные комиссии поступило 20 жалоб (далее - обращения) о нарушениях избирательного законодательства (приложение N 1, 2).
Из 20 обращений 4 поступило в Избирательную комиссию автономного округа, 6 в Территориальную избирательную комиссию Пуровского района, 3 в Территориальную избирательную комиссию города Нового Уренгоя, 3 в Территориальную избирательную комиссию города Салехарда, 1 в Территориальную избирательную комиссию города Губкинского, 3 в Территориальную избирательную комиссию Ямальского района.
Тематика поступивших в избирательные комиссии обращений в период подготовки проведения выборов Президента Российской Федерации в 2018 году:
3 обращения о нарушениях порядка проведения предвыборной агитации, из них удовлетворено - 1;
1 обращение - о нарушениях порядка информирования избирателей, из них удовлетворено - 0;
7 обращений на неправомерные (по мнению заявителей) решения, действия (бездействие) избирательных комиссий, их должностных лиц, касающиеся наблюдения, голосования несовершеннолетних, из них удовлетворено 0;
7 обращений - по вопросам включения избирателей в списки избирателей, из них удовлетворено 5;
1 обращение - по вопросу досрочного голосования, удовлетворено - 0;
1 обращение о предполагаемой фальсификации итогов голосования, удовлетворено 0.
Из рассмотренных обращений по результатам проведенных проверок нарушения установлены по 6 обращениям, что составляет 33% от общего числа обращений, рассмотренных избирательными комиссиями в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации.
Все 20 обращений были своевременно рассмотрены избирательными комиссиями.
В период подготовки и проведения выборов, состоявшихся на территории автономного округа в единый день голосования 9 сентября 2018 года, в избирательные комиссии автономного округа поступило 15 обращений о нарушениях избирательного законодательства, из них 3 обращения касались выборов Губернатора Тюменской области, 4 обращения поступили при подготовке и проведении дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания автономного округа по Тазовскому избирательному округу N 3 и 8 обращений поступило при проведении муниципальных выборов в автономном округе (приложение N 3, 4).
Из 15 жалоб 5 поступило в Избирательную комиссию автономного округа, 3 в Территориальную избирательную комиссию Тазовского района, 1 в Территориальную избирательную комиссию города Новый Уренгой, 1 в Территориальную избирательную комиссию города Ноябрьска, 4 в Территориальную избирательную комиссию Ямальского района, 1 в Территориальную избирательную комиссию Надымского района.
Тематика поступивших в избирательные комиссии обращений:
2 обращения - по вопросам выдвижения и регистрации кандидатов, из них удовлетворено 0;
9 обращений - о нарушениях порядка проведения предвыборной агитации, из них удовлетворено 5;
2 обращения - по вопросам деятельности избирательных комиссий в ходе досрочного голосования, из них удовлетворено 0;
1 обращение - по вопросам предполагаемой фальсификации итогов голосования, из них удовлетворено 0;
1 анонимное обращение.
По результатам проведенных проверок нарушения установлены по 5 жалобам, что составляет 33% от общего числа обращений, рассмотренных избирательными комиссиями в период подготовки и проведения выборов, назначенных на 9 сентября 2018 года.
Все 15 обращений были своевременно рассмотрены избирательными комиссиями.
При проверке и разрешении обстоятельств, изложенных в обращениях, избирательные комиссии руководствовались Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами автономного округа о выборах, разъяснениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, постановлениями Избирательной комиссии автономного округа, которыми регулировались затронутые в заявлениях вопросы конкретных избирательных споров. Кроме того, использовалась практика рассмотрения обращений в Избирательной комиссии автономного округа, а также судебная практика.
Наибольшее число заявлений поступило от кандидатов, их доверенных лиц, а также от наблюдателей. Данный факт обусловлен тем, что указанные лица являются самыми заинтересованными участниками избирательного процесса.
По всем поступившим в избирательные комиссии автономного округа обращениям были своевременно приняты мотивированные решения и их копии направлены заявителям.
Вместе с тем, в целях сохранения и приумножения положительной динамики уменьшения поступающих обращений, проанализировав избирательные споры, возникавшие в ходе проведения выборов, состоявшихся в 2018 году на территории автономного округа, следует отметить, что избирательным комиссиям всех уровней необходимо повышать уровень взаимодействия избирательных комиссий с правоохранительными органами для оперативного реагирования на нарушения избирательного законодательства, усилить работу по проведению обучающих мероприятий, направленных на повышение уровня правовых знаний всеми участниками избирательного процесса, так как отсутствие прочных знаний действующего законодательства влечет невозможность использования навыков его применения и является причиной поступления необоснованных заявлений о якобы имеющихся фактах нарушения избирательного законодательства.
Практика работы избирательных комиссий в автономном округе с особыми мнениями членов избирательных комиссий
В день голосования 9 сентября 2018 года после подсчета голосов и установления итогов голосования в участковые избирательные комиссии избирательных участков N 501 и N 514 муниципального образования город Надым поступили особые мнения членов комиссий. На избирательном участке N 501 особое мнение поступило от Овсиенко Е.С., члена комиссии с правом решающего голоса, назначенной в участковую комиссию Надымским местным отделением ЯНРО ЛДПР - Либерально-демократическая партия России, а на избирательном участке N 514 - от Бабушкина А.В., члена комиссии с правом решающего голоса, назначенного в участковую комиссию Ямало-Ненецким окружным отделением КПРФ.
Указанные члены участковых комиссий в особых мнениях ссылались на нарушение подсчета голосов и просили пересчитать избирательные бюллетени, при этом, не указав конкретные нарушения, которые ими были установлены, утверждали о неправильном подсчете голосов избирателей и неправильном указании данных в протоколах об итогах голосования, поданных за зарегистрированных кандидатов.
Учитывая, что особые мнения Овсиенко Е.С. и Бабушкина А.В. поступили после подведения итогов голосования, они не были учтены при принятии участковыми избирательными комиссиями решений об итогах голосования.
В участковую избирательную комиссию избирательного участка N 633 муниципального образования город Новый Уренгой 10 сентября 2018 года в ходе проведения заседания по установлению итогов голосования поступило особое мнение члена участковой комиссии Лесник М.В. В особом мнении Лесник М.В. указывал на то, что ему не была предоставлена возможность убедиться в правильности произведения соответствующих подсчетов в книгах списка избирателей, а также о том, что его личные подсчеты досрочно проголосовавших и погашенных бюллетеней не совпадают с цифрой, указанной в итоговом протоколе, после подсчета этих данных в присутствии всех членов комиссии при онлайн-видеонаблюдении.
Вышеуказанное особое мнение было приложено к первому экземпляру протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
Выводы и предложения по совершенствованию деятельности избирательных комиссий, связанной с рассмотрением обращений различных участников избирательного процесса
Основная деятельность избирательных комиссий связана с организацией и проведением выборов. Для реализации этой функции избирательные комиссии наделены определенными, в том числе государственно-властными, полномочиями. Конституция Российской Федерации, провозглашая приоритет судебной защиты нарушенных прав и свобод граждан, предусматривает возможность судебного оспаривания действий (бездействия), решений избирательных комиссий. В свою очередь, процессуальное законодательство предоставляет избирательным комиссиям право самостоятельного обращения в суд по определенным категориям избирательных споров. По указанным причинам участие избирательных комиссий, организующих выборы разного уровня, в рассмотрении и разрешении судами избирательных споров стало неотъемлемой частью их профессиональной деятельности. Между тем многие председатели и члены избирательных комиссий, представляя их интересы в суде, испытывают известные процессуальные сложности, обусловленные, прежде всего, отсутствием профильного юридического образования и небольшими сроками рассмотрения и разрешения указанных дел в период проведения избирательных кампаний, что требует взвешенного подхода к формированию избирательных комиссий и избрания на должности председателей и (или) секретарей комиссий лиц, имеющих юридическое образование.
Анализируя практику работы территориальных избирательных комиссий в автономном округе в 2018 году, следует отметить, что в отдельных муниципальных образованиях автономного округа недостаточно налажен информационный обмен между избирательными комиссиями и территориальными органами МВД России. В целях исключения данного фактора территориальным избирательным комиссиям и избирательным комиссиям муниципальных образований в автономном округе требуется уделять особое значение организации взаимодействия с правоохранительными органами на стадии подготовки к избирательной кампании, наращивая его в течение всего периода проведения выборов.
*(1) Если обращение касается нескольких нарушений, необходимо указать основное нарушение или нарушение, которое в процессе проверки подтвердилось.
*(2) Если обращение касается нескольких нарушений, необходимо указать основное нарушение или нарушение, которое в процессе проверки подтвердилось.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.