Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Избирательной
комиссии Ямало-Ненецкого
автономного округа
от 18 декабря 2018 года N 91/886-6
Информация
о рассмотрении избирательных споров в судебном и административном порядке при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года и в единый день голосования 09 сентября 2018 года
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) 18 марта 2018 года состоялись выборы Президента Российской Федерации, в единый день голосования 09 сентября 2018 года - состоялись выборы Губернатора Тюменской области, дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания автономного округа по Тазовскому одномандатному избирательному округу N 3, Муравленковскому одномандатному избирательному округу N 9, а также 7 избирательных кампаний в органы местного самоуправления в автономном округе.
В период проведения избирательных кампаний судами было рассмотрено 4 административных исковых заявлений о защите избирательных прав граждан Российской Федерации, касающихся выборов Президента Российской Федерации, дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по Тазовскому одномандатному округу N 3, а также выборов в органы местного самоуправления в автономном округе (приложения N N 1 - 3).
В апелляционной инстанции рассмотрено три жалобы на решения судов первой инстанции.
Один из рассмотренных административных исков связан с проведением выборов Президента Российской Федерации на территории автономного округа и оставлен без удовлетворения.
Одно административное исковое заявление касалось оспаривания итогов голосования и результатов дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по Тазовскому одномандатному округу и также оставлено без удовлетворения.
В Тазовский районный суд было подано два административных иска, связанных с выборами Главы муниципального образования Тазовский район, оба из которых оставлены без удовлетворения, в том числе:
об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата;
об оспаривании действий кандидата на должность главы муниципального образования Тазовский район при проведении им предвыборной агитации.
Рассмотрение административного искового заявления, связанного с проведением выборов Президента Российской Федерации
31 марта 2018 года член избирательной комиссии избирательного участка N 103 с правом совещательного голоса О.Н. Талалуева обратилась в Губкинский районный суд автономного округа с административным иском об оспаривании действий участковой избирательной комиссии избирательного участка N 103 и председателя данной комиссии Букатчук Э.А. по нарушению ее избирательных прав как члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса на выборах Президента Российской Федерации.
Судом первой инстанции были исследованы все представленные сторонами доказательства, опрошены свидетели, тщательно изучены материалы дела. 12 июля 2018 года Губкинским районным судом было постановлено, что права Талалуевой О.Н., связанные с реализацией полномочий члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, нарушены не были. Нарушений в действиях председателя УИК N 103 и иных членов участковой избирательной комиссии, связанных с ограничением прав Талалуевой О.Н., установленных пунктами 22, 23 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), не выявлено.
На указанное решение суда Талалуевой О.Н. была подана апелляционная жалоба в суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Правомерность выводов Губкинского районного суда была подтверждена в судебной коллегией по административным делам суда автономного округа от 27 сентября 2018 года в определении по апелляционной жалобе Талалуевой О.Н.
Рассмотрение административного искового заявления, связанного с проведением дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по Тазовскому одномандатному избирательному округу N 3
В Ямальский районный суд автономного округа кандидатом в депутаты Законодательного Собрания автономного округа по Тазовскому одномандатному избирательному округу N 3 Сэротэтто Е.Н. 20 сентября 2018 года было подано административное исковое заявление об отмене решения об итогах голосования по Тазовскому одномандатному избирательному округу N 3 участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1305.
Сэротэтто Е.Н. в обоснование административного искового заявления указывал, что 09 сентября 2018 года состоялись дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания автономного округа шестого созыва по Тазовскому одномандатному избирательному округу N 3. При этом, по мнению административного истца, допущены многочисленные нарушения. В качестве оснований заявленных требований истцом было указано следующее:
явившись на избирательный участок, гражданка Сусой Ю.Х., после предъявления паспорта, получила отказ в выдаче бюллетеня для голосования, так как в списке избирателей стояла отметка о том, что она проголосовала досрочно. Однако Сусой Ю.Х. бюллетень не получала, участие в голосовании не принимала, за нее и за ее мужа в тундре проголосовал несовершеннолетние дети;
аналогичные нарушения законодательства допущены участковой избирательной комиссией избирательного участка N 1305 в отношении Сэротэтто Х.П.
Кроме того, заявитель указал, что административным истцом получена информация о том, что в единый день голосования были лишены права на участие в выборах 13 граждан, которые находились в единый день голосования в месте временного пребывания, где не образован избирательный участок (в 7 чумах в стойбище между реками Ясовэй и Яяха), реализация их прав на участие в выборах должна была быть обеспечена путем транспортировки вертолетом переносного ящика для голосования. Также заявитель указал, что от гражданина Езынги С. Н. в Территориальную избирательную комиссию Ямальского района поступила жалоба о том, что в период с 27 по 29 августа 2018 года граждане Худи B.C., Езынги Х.М. и Яунгад Э.Х. воспрепятствовали свободному осуществлению гражданами своих избирательных прав путем их подкупа, предоставляя в чум, расположенный поблизости с селом Яр-Сале, коробки с продуктами питания, агитируя голосовать на предстоящих выборах за кандидата Вануйто С. В. Истец считает, что все указанные выше обстоятельства повлияли на результаты голосования и, как следствие, воспрепятствовали полноценной реализации прав кандидата Сэротэтто Е.Н. быть избранным депутатом законодательного органа государственной власти, и, учитывая, что на территории Ямальского района установлены нарушения порядка голосования и подкуп избирателей, соответственно, решение об итогах голосования участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1305, оформленное протоколом N 1 от 09.09.2018, подлежит отмене.
Рассмотрев требования административного истца, заслушав доводы и пояснения сторон, исследовав все представленные доказательства, Ямальский районный суд автономного округа пришел к выводу о том, что административным истцом не были приведены доказательства нарушения законодательства участковой избирательной комиссией избирательного участка N 1305 при установлении итогов голосования, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей и являющиеся основанием для отмены итогов голосования, указанным в подпунктах "а" - "д" пункта 1.2. статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ, и 9 ноября 2018 года отказал в удовлетворении административного иска.
Рассмотрение административных исковых заявлений, связанных с проведением выборов Главы муниципального образования Тазовский район
12 августа 2018 года в производство Тазовского районного суда поступило административное исковое заявление кандидата на должность Главы муниципального образования Тазовский район Яндо Е.А. о признании незаконными действий Территориальной избирательной комиссии Тазовского района (далее - ТИК Тазовского района) и отмене решения ТИК Тазовского района от 05 августа 2018 года N 98/545-2 "Об отказе в регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования Тазовский район Яндо Е.А., выдвинутой в порядке самовыдвижения" и восстановлении нарушенных прав.
В обоснование заявленных требований Яндо Е.А. указала, что ТИК Тазовского района нарушен предусмотренный ч. 1.1 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ трехдневный срок об уведомлении о выявленных недостатках в документах. Кроме того, Яндо Е.А. считала результаты проверки подписных листов с подписями избирателей, проведенной рабочей группой 02 августа 2018 года, необоснованными, поскольку, признавая подписи с неоговоренными исправлениями в дате подписи сборщика, Рабочая группа не учла особенности ее почерка. Административный истец полагал, что для исследования подписных листов и установления в них исправлений избирательная комиссия обязана привлечь экспертов-почерковедов.
Заявление было рассмотрено Тазовским районным судом 17 августа 2018 года, который отказал в удовлетворении административного иска Яндо Е.А. об оспаривании действий ТИК Тазовского района.
07 сентября 2018 года Судебная коллегия по административным делам суда автономного округа рассмотрела апелляционную жалобу Яндо Е.А. и оставила ее без удовлетворения, а решение Тазовского районного суда без изменения.
Кандидат на должность Главы муниципального образования Тазовский район Касьянов А.А. обратился с заявлением в Тазовский районный суд об отмене регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования Тазовский район Паршакова В.П. в связи с неоднократным использованием им преимущества своего должностного или служебного положения.
Касьянов А.А. ссылался на нарушение кандидатом на должность Главы муниципального образования Тазовский район Паршаковым В.П. статьи 40 Федерального закона от N 67-ФЗ, а именно: использование служебного положения (размещение в районных средствах массовой информации интервью Паршакова В.П., материалов о нем и его фотографии). Проведенная ТИК Тазовского района по данным фактам проверка, по мнению Касьянова А.А., являлась неполной и необъективной.
Касьянов А.А. выступил с требованием отменить регистрацию кандидата на должность Главы муниципального образования Тазовский район Паршакова В.П. и обязать ТИК Тазовского района провести проверку по изложенным им фактам, дать правовую оценку действиям Паршакова В.П.
Заявление было рассмотрено Тазовским районным судом 31 августа 2018 года, который отказал в удовлетворении административного иска об оспаривании действий ТИК Тазовского района.
07 сентября 2018 года Судебная коллегия по административным делам суда автономного округа рассмотрела апелляционную жалобу Касьянова А.А., оставив ее без удовлетворения, а решение Тазовского районного суда без изменения.
Информация о рассмотрении избирательных споров в административном порядке
Как показала практика, наиболее распространенными нарушениями избирательного законодательства являются нарушения правил проведения предвыборной агитации и сроков предоставления кандидатами итоговой финансовой отчетности. Соответственно, наибольшее количество протоколов об административных правонарушениях составляется по статьям 5.10, 5.11, 5.14, 5.17 КоАП РФ.
Всего в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации было составлено 3 протокола об административном правонарушении (приложение N 4), из них все 3 протокола составлены правоохранительными органами за нарушения правил проведения предвыборной агитации (5.10, 5.11, 5.14 КоАП РФ).
В период подготовки и проведения выборов в единый день голосования 09 сентября 2018 года было составлено 14 протоколов об административных правонарушениях (приложение N 4), из них:
1 - ТИК Тазовского района по статье 5.15 КоАП РФ: нарушение установленного законодательством о выборах права зарегистрированного кандидата на предоставление для встреч с избирателями помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
8 - ТИК Тазовского района по статье 5.17 КоАП: непредставление кандидатами итогового финансового отчета;
1 - ИК МО п. Самбург по статье 5.17 КоАП: непредставление кандидатами итогового финансового отчета;
4 - территориальными органами внутренних дел: нарушения правил проведения предвыборной агитации (5.10, 5.14 КоАП РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.