Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. "Характеристика текущего состояния сферы управления муниципальными финансами"
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, достижения стратегических целей социально-экономического развития муниципального образования город Новый Уренгой (далее - муниципальное образование).
В современных условиях развитие муниципальных финансов предопределяется новыми формами организации и функционирования местного самоуправления, особенностью формирования доходов и расходов местных бюджетов, новыми бюджетными процедурами.
Исходя из этого, повышение эффективности управления общественными финансами является одной из приоритетных задач современной политики бюджетного планирования и ее реформирования на всех уровнях системы общественных финансов.
Основными результатами реализации бюджетной реформы в муниципальном образовании, базовые направления которой были сформулированы и одобрены Правительством РФ в Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004 - 2006 годах, Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ, стали:
- создание целостной системы регулирования бюджетных правоотношений, установления и четкого определения статуса и полномочий участников бюджетного процесса в муниципальном образовании;
- организация бюджетного процесса исходя из принципа исполнения действующих расходных обязательств;
- разграничение полномочий и, соответственно, расходных обязательств и доходных источников между Ямало-Ненецким автономным округом и муниципальным образованием;
- создание и развитие муниципального казначейства, обеспечивающего кассовое обслуживание бюджета, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;
- поэтапное внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат (докладов о результатах и основных направлениях деятельности, долгосрочных муниципальных целевых программ, ведомственных и аналитических целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований);
- переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, утверждение бюджета на очередной финансовый год и плановый период по методу "скользящей трехлетки";
- установление правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и придание этому процессу публичности;
- реформирование системы бюджетных учреждений в Российской Федерации, которая заключается в изменении механизма финансового обеспечения муниципальных учреждений, включая переход от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению заданий на оказание муниципальных услуг;
- создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета муниципального образования с использованием инструментов конкурсной поддержки бюджетных реформ.
Несмотря на достигнутые результаты в вопросах совершенствования бюджетного процесса и стабилизации муниципальных финансов, система их управления с учетом проводимой в стране финансово-бюджетной политики еще не завершена и нуждается в усовершенствовании и повышении качества.
Осуществленные в ходе бюджетной реформы шаги задали на всех уровнях бюджетной системы рамки для бюджетного планирования в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат, и повышения качества принимаемых решений в среднесрочной перспективе, заложили основу для дальнейшего прогресса в сфере управления общественными финансами.
На сегодняшний день важным направлением реформирования бюджетного процесса является переход к программному бюджету. В мае 2013 года внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ и главной новацией этих поправок стало введение с 2014 года обязательного программного бюджета.
В настоящее время в сфере управления муниципальными финансами сохраняется ряд недостатков и нерешенных проблем, в том числе:
- незавершенность нормативно-правового регулирования формирования программного бюджета;
- отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
- недостаточность практики долгосрочного бюджетного планирования;
- незавершенность формирования и ограниченность практики использования для бюджетного планирования муниципальных программ;
- сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов, низкой мотивации к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
- отсутствие увязки показателей, установленных в муниципальных заданиях с муниципальными программами;
- недостаточная действенность системы муниципального финансового контроля и его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
- ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
- недостаточная самостоятельность и ответственность главных распорядителей бюджетных средств при осуществлении своих расходных и бюджетных полномочий;
- отсутствие контроля, анализа за выполнением муниципальных заданий в целях дальнейшего совершенствования данного механизма.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.