Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утверждено
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 05 июля 2019 года N 714-П
Описание
предполагаемой целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Ямало-Ненецкого автономного округа
I. Обоснование потребности и проблематика
Потребность в реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа мероприятия по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в рамках национального проекта "Образование" связана с проблематикой, особенностями состояния и развития сети организаций дополнительного образования детей, а также их территориально-пространственным расположением, удаленностью и труднодоступностью населенных пунктов друг от друга в рамках муниципальных образований, дисбалансом в обеспечении качественного и доступного дополнительного образования детей разных возрастов городских и сельских населенных пунктов, отсутствием единого центра координации и организационно-методического сопровождения образовательных организаций.
Сведения о сети учреждений дополнительного образования детей по типу учреждений:
в Ямало-Ненецком автономном округе функционирует 36 организаций дополнительного образования, из них: центры - 23, дома - 7, станции - 2, школы - 2, спортивные школы - 2; 16 учреждений относятся к городским поселениям, 10 - к сельским.
Сведения о сети учреждений дополнительного образования детей по видам образовательной деятельности: работающие по всем видам образовательной деятельности - 14, из них 9 расположены в сельской местности, художественная - 8, эколого-биологическая - 1, технологическая - 5, туристско-краеведческая - 1; спортивная - 3.
Данный проект предполагает создание в Ямало-Ненецком автономном округе целевой модели региональной системы дополнительного образования (далее - целевая модель), которая включает в себя региональный модельный центр дополнительного образования детей и сеть муниципальных опорных центров, которые создаются в муниципальных образованиях в Ямало-Ненецком автономном округе, указанных в приложении к настоящему описанию.
Внедрение целевой модели позволит обеспечить комплексное эффективное функционирование системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей в Ямало-Ненецком автономном округе, включающее создание современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмов управления и развитие региональной системы дополнительного образования детей, формирование системы обмена опытом и лучшими региональными практиками реализации программ дополнительного образования, действующего общедоступного навигатора по дополнительному образованию детей, обеспечение доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе для детей из сельской местности.
Внедрение Целевой модели в Ямало-Ненецком автономном округе направлено на реализацию следующих основных мероприятий.
1.1. Создание и обеспечение деятельности регионального модельного центра дополнительного образования детей Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - РМЦ) согласно методическим рекомендациям по созданию и функционированию РМЦ, который будет:
а) выполнять функции регионального проектного офиса по общей координации регионального проекта на уровне Ямало-Ненецкого автономного округа, организации проектной деятельности в сфере дополнительного образования детей в Ямало-Ненецком автономном округе, а также по взаимодействию с рабочей группой федерального проекта "Успех каждого ребенка" и ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование";
б) обеспечивать (оказывать содействие) внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования в регионе;
в) формировать в Ямало-Ненецком автономном округе эффективную систему взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающую в себя РМЦ как "ядро" региональной системы, муниципальные опорные центры дополнительного образования и организации, участвующие в дополнительном образовании детей;
г) внедрять пилотные проекты обновления содержания и технологий дополнительного образования;
д) обеспечивать развитие профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей, в том числе непрерывного дополнительного профессионального образования педагогических работников для работы с одаренными детьми;
е) выявлять и распространять лучшие практики реализации современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, дополнительных общеобразовательных программ, осуществлять программное, методическое, кадровое, информационное и организационное сопровождение развития региональной системы дополнительного образования детей в Ямало-Ненецком автономном округе.
1.2. Создание сети из 13 муниципальных опорных центров - по одному в каждом муниципальном образовании в Ямало-Ненецком автономном округе.
МОЦ будут взаимодействовать с РМЦ, а также образовательными организациями на уровне своего муниципального образования, осуществляя координацию их деятельности.
Создание МОЦ является отличительной особенностью организационно-управленческой модели дополнительного образования детей Ямало-Ненецкого автономного округа. Они могут быть созданы на базе любого учреждения (независимо от ведомственной принадлежности), которое могло бы осуществить координацию деятельности организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы на уровне муниципального образования, взаимодействие с РМЦ по вопросам обеспечения персонифицированного учета детей.
Кроме координации деятельности организаций, участвующих в дополнительном образовании детей на уровне муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе, МОЦ реализуют разноуровневые дополнительные общеобразовательные программы, а также осуществляют внедрение новых практик дополнительного образования детей в деятельность муниципальных образовательных организаций, координацию информирования семей и вовлечение детей в систему дополнительного образования детей.
Муниципальные опорные центры смогут осуществлять реализацию дополнительного образования детей на базе школ (сетевая структура взаимодействия) в разных формах, в том числе кратковременные и долгосрочные дополнительные общеразвивающие программы, мобильные формы дополнительного образования детей для сельских школьников, например, такие, как передвижной этнопарк "Аркториум", мобильные технопарки "ЯмалКвант".
1.3. Внедрение и распространение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечение равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственными, муниципальными и частными организациями, осуществляющими деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, внедрение эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей.
1.4. Формирование современной системы сопровождения, развития и совершенствования педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ.
1.5. Реализация дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечение в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики.
1.6. Выравнивание доступности предоставления дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации).
1.7. Внедрение общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующего функциональным требованиям, позволяющего семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей, а также иные мероприятия федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" с учетом региональной специфики системы дополнительного образования детей.
В таблице представлена примерная смета расходования средств на реализацию мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Ямало-Ненецкого автономного округа в 2020 году.
Таблица
N |
Наименование мероприятия |
Итого |
|||
федеральный бюджет (млн руб.) |
бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа (млн руб.) |
внебюджетные и иные источники (млн руб.) |
итого по всем источникам (млн руб.) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 = 3+4+5 |
Мероприятия по созданию и обеспечению деятельности в 2020 - 2022 годах Регионального модельного центра дополнительного образования детей | |||||
1. |
Оплата услуг специалистов в целях обеспечения деятельности Регионального модельного центра |
0,0 |
25,175 |
0,0 |
25,175 |
2. |
Приобретение расходных материалов |
0,0 |
0,200 |
0,0 |
0,200 |
3. |
Повышение квалификации сотрудников Регионального модельного центра |
0,0 |
0,635 |
0,0 |
0,635 |
|
Итого по мероприятию |
0,0 |
26,010 |
0,0 |
26,010 |
Мероприятия по внедрению и распространению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечению равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственными, муниципальными и частными организациями, осуществляющими деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ по внедрению эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей | |||||
1. |
Обеспечение функционирования системы персонифицированного финансирования |
0,0 |
0,250 |
0,0 |
0,250 |
|
Итого по мероприятию |
0,0 |
0,250 |
0,0 |
0,250 |
Мероприятия по формированию современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и из других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ | |||||
1. |
Повышение квалификации сотрудников муниципальных опорных центров |
1,100 |
0,0 |
0,0 |
1,100 |
2. |
Организация и проведение мероприятий, семинаров, конференций с руководящими и педагогическими работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе негосударственного сектора дополнительного образования |
0,800 |
0,0 |
0,0 |
0,800 |
|
Итого по мероприятию |
1,900 |
0,0 |
0,0 |
1,900 |
Мероприятия по реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечению в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики | |||||
1. |
Приобретение и оказание услуг (информационных, консультационных, методических, образовательных) по и реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечению в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов |
0,100 |
0,0 |
0,0 |
0,100 |
2. |
Итого по мероприятию |
0,100 |
0,0 |
0,0 |
0,100 |
Мероприятия по выравниванию доступности предоставления дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) | |||||
1. |
Организация и проведение профильных смен различной направленности для детей Ямало-Ненецкого автономного округа |
0,0 |
1,230 |
0,0 |
1,230 |
2. |
Разработка дистанционных курсов, программ дополнительного образования детей, учебно-методического и методического обеспечения к ним |
1,0 |
0,0 |
0,0 |
1,0 |
|
Итого по мероприятию |
1,0 |
1,230 |
0,0 |
2,230 |
Мероприятия по внедрению общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующего утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации функциональным требованиям, позволяющего семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей | |||||
1. |
Приобретение работ по сопровождению, технической поддержке общедоступного регионального навигатора по дополнительным общеобразовательным программам |
0,0 |
0,250 |
0,0 |
0,250 |
2. |
Поддержка деятельности общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам |
0,0 |
0,250 |
0,0 |
0,250 |
|
Итого по мероприятию |
0,0 |
0,500 |
0,0 |
0,500 |
|
Итого на реализацию целевой модели в 2020 году |
3,0 |
27,990 |
0,0 |
30,990 |
Финансирование мероприятий продолжится в 2021 - 2022 годах в соответствии с запланированным бюджетом.
II. Предполагаемые результаты в рамках национального проекта "Образование"
Таким образом, при внедрении данной организационно-управленческой модели дополнительного образования детей Ямало-Ненецкого автономного округа сформируется несколько уровней её реализации: региональный, муниципальный и уровень образовательных организаций, участвующих в дополнительном образовании детей.
К 2022 году доля детей Ямало-Ненецкого автономного округа в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, увеличится на 5%.
Не менее 50% муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе внедрят систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечивающую поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования
Не менее 25% детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, получат возможность обучаться с использованием сертификатов дополнительного образования детей в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
Внедрён навигатор дополнительных общеобразовательных программ, который позволяет семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки.
Будет организована работа не менее 5 заочных школ и ежегодных сезонных школ для мотивированных школьников, а также разработано и внедрено не менее 5 моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей из сельской местности, не менее 20 дистанционных курсов дополнительного образования детей.
Количество реализуемых дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме с использованием ресурсов образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики составит не менее 30.
На 100% будет проведена переподготовка (повышение квалификации) отдельных групп сотрудников РМЦ, муниципальных ресурсных (опорных) центров, ведущих образовательных организаций по программам (курсам, модулям), разработанным в рамках реализации мероприятия по формированию современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования.
Приложениями к настоящему описанию предполагаемой целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Ямало-Ненецкого автономного округа являются: таблица индикаторов согласно приложению N 1, предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование РМЦ согласно приложению N 2, зонирование и дизайн-проект в соответствии с брендбуком, размещенным в сети "Интернет" согласно приложению N 3, штатное расписание регионального модельного центра дополнительного образования детей Ямало-Ненецкого автономного округа согласно приложению N 4, предполагаемая сеть муниципальных опорных центров согласно приложению N 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.