Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено. - Постановление Администрации Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июля 2022 г. N 401-пк
Приложение
к постановлению
Администрации Надымского района
от 27 июля 2021 г. N 602-пк
(с изменениями от 19 июля, 23 августа, 29 ноября,
20 декабря 2022 г., 4 апреля, 10 мая, 25 июля,
19 декабря 2023 г., 6 марта, 7 мая 2024 г.)
Паспорт изменен. - Постановление Администрации Надымского района от 7 мая 2024 г. N 191-ПК
Паспорт
муниципальной программы муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие образования"
Куратор муниципальной программы |
Заместитель Главы Администрации Надымского района, курирующий и контролирующий вопросы в сфере образования |
Координатор муниципальной программы |
Департамент образования Администрации Надымского района |
Исполнитель муниципальной программы |
Департамент образования Администрации Надымского района |
Соисполнители муниципальной программы |
Отдел строительного комплекса Администрации Надымского района |
Участники муниципальной программы |
Муниципальное учреждение "Управление капитального строительства и капитального ремонта" Администрации Надымского района |
Период реализации |
2022 - 2030 годы |
Цель муниципальной программы |
Обеспечение равных возможностей получать детям качественное образование, работникам - профессиональное развитие в условиях, отвечающих современным требованиям |
Направления |
- Направление 1 "Региональные проекты, входящие в национальные проекты" Проектная часть: - Региональный проект "Современная школа"; - Региональный проект "Цифровая образовательная среда"; - Региональный проект "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" - Направление 2 "Модернизация муниципальной системы образования" (далее - направление 2). - Направление 3 "Доступная и здоровье сберегающая среда" (далее - направление 3). - Направление 4 "Государственные, социальные гарантии и поддержка в сфере образования" (далее - направление 4) |
Обеспечивающее направление |
Обеспечивающее направление 1 (обеспечение деятельности органов местного самоуправления муниципального округа) "Обеспечение реализации программы "Развитие образования" |
Показатели эффективности реализации муниципальной программы |
1.1. Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей этой возрастной категории. 1.2. Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных организациях, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет. 1.3. Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций. 1.4. Доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций. 2.1. Удовлетворенность населения качеством дошкольного, общего и дополнительного образования. 2.2. Доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших повышение квалификации в Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. 3.1. Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях. 3.2. Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет в общей численности педагогических работников в Надымском районе. 3.3. Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных организациях. 4.1. Доля муниципальных дошкольных образовательных организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных организаций. 4.2. Доля муниципальных общеобразовательных организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций. 4.3. Доля обучающихся в образовательных организациях, которые получают качественное горячее питание. 5.1. Доля детей в возрасте от 1 года до 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные организации, в общей численности детей в возрасте от 1 года до 6 лет. 5.2. Отношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций к средней заработной плате по региону. 5.3. Отношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образования по региону. 5.4. Отношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования к средней заработной плате учителей в ЯНАО. |
Объемы и источники финансирования муниципальной программы по годам ее реализации |
Общий объем финансирования на реализацию программы составит 59 243 877,000 тыс. руб., в том числе по годам и уровням бюджета: за счет средств федерального бюджета - 767 567,113 тыс. руб.: 2022 год - 83 941,528 тыс. руб.; 2023 год - 87 358,649 тыс. руб.; 2024 год - 84 461,936 тыс. руб.; 2025 год - 83 865,000 тыс. руб.; 2026 год - 85 588,000 тыс. руб.; 2027 год - 85 588,000 тыс. руб.; 2028 год - 85 588,000 тыс. руб.; 2029 год - 85 588,000 тыс. руб.; 2030 год - 85 588,000 тыс. руб.; за счет средств окружного бюджета - 33 694 997,430 тыс. руб.: 2022 год - 3 240 678,257 тыс. руб.; 2023 год - 3 220 710,109 тыс. руб.; 2024 год - 4 480 874,064 тыс. руб.; 2025 год - 4 691 085,000 тыс. руб.; 2026 год - 3 612 330,000 тыс. руб.; 2027 год - 3 612 330,000 тыс. руб.; 2028 год - 3 612 330,000 тыс. руб.; 2029 год - 3 612 330,000 тыс. руб.; 2030 год - 3 612 330,000 тыс. руб.; за счет средств местного бюджета - 24 781 312,457 тыс. руб.: 2022 год - 2 367 340,349 тыс. руб.; 2023 год - 2 631 340,475 тыс. руб.; 2024 год - 3 021 183,633 тыс. руб.; 2025 год - 2 816 998,000 тыс. руб.; 2026 год - 2 788 890,000 тыс. руб.; 2027 год - 2 788 890,000 тыс. руб.; 2028 год - 2 788 890,000 тыс. руб.; 2029 год - 2 788 890,000 тыс. руб.; 2030 год - 2 788 890,000 тыс. руб. |
Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы "Развитие образования" и прогноз ее развития
Образовательная политика на территории Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа осуществлялась с целью обеспечения в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для получения качественного образования в соответствии с социальным запросом граждан и общества. Основными направлениями её реализации на пятилетний период стали:
- модернизация муниципальной системы образования;
- обеспечение условий для доступной и здоровьесберегающей среды;
- предоставление социальных гарантий и поддержка участников образования.
За последние годы сеть образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования Администрации Надымского района (далее - Департамент образования), претерпела изменения. В муниципальную сеть ведомством ООО "Газпром добыча Надым" передан детский сад "Солнышко" на 205 мест, на основании муниципально-частного партнерства построены детские сады "Газовичок" на 330 мест и "Антошка" на 240 мест в г. Надыме, "Мечта" на 190 мест в п. Пангоды, как юридическое лицо создан сад "Ромашка" на 353 места. Проведена реорганизация двух детских садов "Журавленок" и "Ладушки" в п. Пангоды путем присоединения к МДОУ "Детский сад "Мечта". В 2018 году прекратили свою деятельность детский дом "Юнона" и открытая сменная общеобразовательная школа. В 2021 году заканчивается капитальный ремонт городской школы N 2. Модернизация дошкольной инфраструктуры в рамках национального проекта "Демография" позволила создать новые места (965 мест), в том числе для детей до 3 лет, и удовлетворить актуальный спрос на места в детские сады.
Объектами управления в 2021 году стали 46 муниципальных образовательных организаций (25 детских садов, 18 школ и 3 центра дополнительного образования). 18 муниципальных организаций общего образования - это 11 средних школ, 2 школы с углубленным изучением отдельных предметов, 1 гимназия, 1 центр образования, 1 начальная школа, 2 школы-интерната. Надымская образовательная сеть сегодня отличается спектром образовательных программ общего и дополнительного образования, развивающейся системой сетевого взаимодействия и современной информационной средой.
Ежегодно более 40% населения Надымского района являются участниками образовательных отношений (в 2017 г. - 26529 чел., в 2020 г. - 27792 чел.). Общее количество участников за пять лет выросло более чем на 1 тысячу человек, в том числе обучающихся - на 438. В 2021 году общий контингент обучающихся составил в детских садах - 4542, в школах - 9 011. Кадровый состав представлен 2761 работником, из которых педагогических - 1236.
Модернизация муниципальной системы образования
С целью развития условий для организаций дошкольного, общего и дополнительного образования был реализован комплекс программных мероприятий.
За 5 лет все школы и детские сады поэтапно перешли на федеральные государственные образовательные стандарты. Для соответствия требованиям ФГОС была проведена модернизация учебного оборудования и внутренней инфраструктуры образовательных организаций.
Видоизменилось образовательное пространство в детских садах. В каждой группе установлены интерактивные доски, компьютеризированное рабочее место воспитателя. Наряду с традиционными игрушками используются интерактивные развивающие игры и тренажеры, бизиборды, сенсорные игровые комплексы, цифровые лаборатории, специальные наборы для экспериментирования и исследования, игровые настенные модули, многофункциональные компактные модули для развивающей деятельности, детские батуты и скалодромы. В 92% детских садов проведена частичная или полная замена малых архитектурных форм и теневых навесов на уличных групповых игровых площадках в соответствии с требованиями СанПиН. За пять лет в 88% детских садов открыты различные инфраструктурные объекты: сеть центров начального технического моделирования "Квантик", центры развития исследовательской деятельности и ИКТ, консультативные пункты психолого-педагогической поддержки, сеть развивающих зон "Парк профессий", лекотека, центр Монтессори и др.
В школьной среде основные преобразования произошли в рамках инициатив национального проекта "Образование" и других проектов, получивших грантовую поддержку. С 2017 года 10 школьных библиотек преобразованы в информационно-библиотечные центры, оснащенные мультимедийным оборудованием, электронными пособиями и учебниками, автоматизированными информационными библиотечными системами. С 2019 года создана федеральная сеть из 13 центров образования "Точка роста" с современными коворкинг и медиа-зонами, шахматными гостиными, цифровыми мастерскими. Для обучающихся школ Надымского района открыты: мобильный технопарк "#РЕГИОН89" Центра детского творчества, центр "Моя перспективная профессия" в первой городской школе и центр цифровых компетенций в СОШ N 3. Произошли структурные и содержательные изменения в процессе преподавания предмета "Технология", основанные на использовании новых ресурсов с числовым программным управлением, 3D - проецированием, робототехникой, электрификацией первичных средств столярного дела. В результате 81% школ и центров дополнительного образования за 5 лет изменили внутреннюю инфраструктуру.
Базовый уровень цифровой среды, созданный в рамках регионального проекта "1 ученик: 1 компьютер", за пять лет трансформировался в цифровую образовательную среду, наполненную автоматизированными системами, интерактивными образовательными интернет-контентами для общения, мобильной передачи данных и электронным обучением. Средняя скорость доступа к Интернету выросла в 3,5 раза с 20 642 Кбит/сек в 2017 году до 71 154 Кбит/сек в 2021 году. Число школ, реализующих образовательные программы с применением дистанционных технологий, выросло в 2 раза и составило 16 (кроме МОУ НОШ с. Нори, СОШИ с. Кутопьюган). 10 школ в рамках национального проекта "Цифровая образовательная среда" обновили интерактивное и компьютерное оборудование. Увеличение цифрового потенциала школ обеспечило освоение образовательных программ в дистанционном формате в период пандемии в 2020 году. В 2020/2021 учебном году успешно апробированы и внедрены в образовательный процесс: федеральная информационно-коммуникационная образовательная платформа "Сферум", ресурсы цифровых платформ "Учи.ру", "Якласс", "Skysmart".
Цифровая образовательная среда - это новые возможности информационной доступности и открытости образования. Высокоскоростной доступ к сети Интернет позволил расширить образовательные возможности и условия интерактивного общения, увеличить скорость передачи информации между участниками образовательных отношений. Традиционными в применении стали контенты для общения и оперативного решения вопросов - webinar.ru, официальная группа в Вконтакте, мессенджеры WhatsApp и Viber, которые не применялись пять лет назад.
Приоритетным направлением развития системы образования Надымского района является развитие условий для самореализации обучающихся, выявления и поддержки талантливых детей.
За анализируемый период на 26% увеличилось количество дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся (2021 год - 420 программ), доля охвата дополнительным образованием детей района в возрасте от 5 до 18 лет составила 89,9%.
С 2019 года 6 детских садов участвуют в апробации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста "Первые шаги" и 3 - образовательной программы дошкольного образования "Мозаика".
На уровне начального общего образования открылись 3 спортивных классах: "Хоккей с шайбой" в школе N 1 и 2 г. Надыма, "Мини-футбол" в школе N 5.
За пять лет в системе образования Надымского района открылись 9 корпоративных классов на уровне среднего общего образования, в которых обучаются 320 старшеклассников, что в 4 раза больше показателя 2016 года. В 11 школах внедрена сетевая форма реализации образовательных программ. В процессе предпрофильной подготовки 9 школ используют потенциал вузов.
Для обучающихся Надымского района создана система очного и онлайн погружения в профессию. Это 10 стационарных и мобильных демонстрационных площадок по профессиям, 7 опорных сетевых площадок по компетенциям "WorldSkills Junior", "Парк профессий" для дошкольников, 4 практические площадки в ЦДТ, дистанционные федеральные платформы "Билет в будущее", "Большая перемена", "Проектория".
За пять последних лет увеличилось число участников интеллектуальных и творческих конкурсов (очных, заочных, дистанционных): в детских садах в 13 раз (с 35 чел. до 451 чел.), в школах - в 1,3 раза (с 5648 чел. до 7334 чел.).
614 школьников прошли обучение в очных муниципальных интенсивных школах, а также по профильным программам Центра "Сириус", в рамках образовательной смены МДЦ "Артек", летней олимпиадной школы при МФТИ, летней языковой школы, школы олимпиадной подготовки "Путь к Олимпу" и др.
Поступательное внедрение цифровых технологий позволило в 5 раз увеличить число участников заочных, дистанционных, интернет - школ, образовательных порталов (с 961 до 5016 чел.).
Рост образовательных возможностей обеспечил увеличение почти в 2 раза (с 1717 чел. до 2962 чел.) количества победителей и призеров в мероприятиях различного уровня среди дошкольников. Среди школьников доля результативно участвующих составляет 48%, в том числе в очных конкурсах - более 55%. Значимые достижения за период реализации Программы: 2 дипломанта международного уровня (Франция, Исландия), 52 дипломанта всероссийского уровня (20 победителей, 32 призера), 192 дипломанта регионального уровня (51 победитель, 141 призер). В сотрудничестве с ГПОУ ЯНАО "Надымский профессиональный колледж" 21 школьник стал победителем и призером движения "WorldSkills Russia", "Абилимпикс". 1 ученик участвовал в Национальном чемпионате "Абилимпикс" на всероссийском уровне.
За 5 лет муниципальные гранты в сфере образования получили 1468 обучающихся: 1066 победителей и призеров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников, 30 победителей и призеров муниципального этапа межрегиональной олимпиады по краеведению и родным языкам, 183 обладателя медалей "За особые успехи в обучении", 189 победителей муниципального креативного марафона "Уникум" и обладателей ведомственной награды "Успех".
Трансформация образовательной среды требовала от руководителей и педагогов нового формата управления и преподавания.
В 2017 году на муниципальном уровне регламентирована организация проектной деятельности в системе образования Надымского района: созданы проектные комитет и офис. Разработаны портфели проектов и запущены сетевые проекты, дорожные карты и ленточные графики по их реализации. Организовано масштабное обучение и погружение участников образовательных отношений в проектную деятельность.
Реализуется система мотивационных, командообразующих и обучающих мероприятий для проектных команд: курсовая подготовка, проектные и форсайт-сессии, рабочие совещания, групповые рефлексии, индивидуальные собеседования.
Организовано обучение более 300 руководящих работников и специалистов, включённых в управленческий резерв, вновь назначенных руководителей структурных подразделений образовательных организаций.
С 2018 года системную подготовку для реализации принципов проектного управления прошли 100% управленческих команд образовательных организаций. 169 педагогических и 74 руководящих работников прошли профессиональную подготовку и переподготовку, в том числе за счёт ресурсов Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", ВО "Московская высшая школа социальных и экономических наук", ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", региональных проектных сессий.
За пять лет в системе образования Надымского района управленческими командами детских садов, школ и центров реализовано более 60 проектов различного уровня. 30 (67%) образовательных организаций получили федеральные, региональные и муниципальные гранты, финансовую поддержку из резервного фонда Правительства Тюменской области, градообразующих предприятий района, округа. Бюджет системы образования пополнился на 67,5 млн рублей из внешних источников финансирования.
С 2017 года началась активная работа по привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации социальных и просветительских проектов совместно с муниципальными образовательными организациями. За 4 года реализовано 5 конкурсных проектов СО НКО при финансовой поддержке Департамента образования на общую сумму 850 тыс. руб. В результате в районе создана арт-мастерская "Счастье моё" для совместной деятельности родителей детей-инвалидов (в Клубе матерей "Надежда"), оборудован клуб "Easy English/Легкий Английский" (в ОО "Многодетные семьи Надымского района"), проведены обучение по программе "ЛадьЯ" и серия вебинаров для будущих юных волонтеров (добровольцев) из числа школьников и педагогов.
Опыт муниципальной системы образования по проектному управлению обобщен и представлен на: IV ежегодной международной научно-практической конференции "Роль и место проектного управления в устойчивом развитии образовательных систем", форуме Центра развития образовательных систем Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Арктическом образовательном форуме, региональном совещании педагогов Ямало-Ненецкого автономного округа "Национальный проект "Образование": точки роста", региональной проектной сессии "Реализация национального проекта "Образование": перезагрузка системы управления".
Приоритетным условием качественного образования, перехода на новые ФГОС является с опережением развивающаяся система повышения квалификации кадров.
Произошли преобразования в муниципальной методической сети. С 2017 года введена практика консультационно-методического десанта в рамках "Школы руководителя". С 2018 года изменен подход к организации деятельности муниципального Тьюторского сообщества: от внедрения проекта "Один ученик - один компьютер" - к освоению и внедрению цифрового образования, технологии смешанного обучения. В течение трех последних лет муниципальные тьюторы предлагают коллегам практическую помощь в конструировании (проектировании) дистанционного урока, онлайн-курса, в использовании электронных форм учебников и цифровых образовательных платформ. С 2019 года реализуются муниципальные сетевые управленческие проекты "Посткурсовое сопровождение педагога", "Формирование функциональной грамотности обучающихся".
Районные предметные (методические) объединения аккумулировали процесс внутрикорпоративного обучения по освоению педагогом эффективных методов работы с реестрами собственных профессиональных затруднений и затруднений обучающихся, составленными по итогам различных мониторинговых исследований. Ежегодно в среднем 550 педагогов принимают участие в 130 обучающих мероприятиях по 12 предметным областям. Продуктами совместной деятельности по итогам 2018 - 2021 годов стали три дидактических сборника: "Сборник компетентностно-ориентированных заданий (из опыта работы педагогов Надымского района)", "Сборник уроков и внеурочных мероприятий, направленных на формирование функциональной грамотности", "Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель".
Для повышения эффективности методической работы в рамках регионального проекта "Педагогический статус" привлечены ресурсы педагогов, обладающих высоким профессионально-личностным потенциалом. Всего за 5 лет 25 педагогов-лидеров в статусах "Учитель-наставник", "Учитель-методист", "Учитель-исследователь" провели 900 методических консультаций, 85 обучающих мероприятий (открытых уроков, авторских практикумов), 2000 экспертиз продуктов инновационной педагогической деятельности.
С 2016 года развивается практика стажировок на базе образовательных организаций: функционирует 4 региональные и 1 муниципальная площадки. Ежегодно в среднем до 50 педагогов-тьюторов обучают слушателей-стажеров в очном и в дистанционном формате. За пять лет обучено 600 человек, в том числе 263 - в дистанционном режиме на виртуальном портале "Образовательная дистанционная движер-среда". Актуальный контент стажировочных мероприятий привлекает участников, расширяется их география: 10 муниципальных районов и городских округов ЯНАО, г. Йошкар-Ола, г. Москва.
Эффективным инструментом управления кадрами и развития активных ресурсов является система стимулирования, направленная на формирование и поддержку результативной работы педагогических коллективов. За 5 лет увеличилось количество получателей финансовой и статусной поддержки педагогов. Гранты получают лучшие классные руководители и педагоги - обладатели ведомственной награды "Синергия", победители и призеры муниципальных профессиональных конкурсов, руководители и активные участники сетевых муниципальных проектов. За период реализации Программы муниципальные гранты в сфере образования получили 114 работников системы образования. Материальное стимулирование на постоянной основе обеспечивается педагогам - руководителям муниципальных методических объединений и сообществ, наставникам и тьюторам муниципального уровня. Единовременные муниципальные гранты на дальнейшее обучение получили 7 активных педагогов - членов Клуба молодого педагога. 29 лучших педагогов района размещены на онлайн - доске почета "Топ лучших" Департамента образования Администрации Надымского района, открытой в декабре 2020 года.
Доступная и здоровьесберегающая среда
Базовым условием качественного образования является доступность, безопасность и здоровьесберегающая среда объектов образования.
Одним из механизмов ее модернизации являются проекты, реализованные в рамках дорожной карты по охране здоровья обучающихся в Надымском районе на 2017 - 2022 годы. В рамках проектов "СоДействие", "Вместе за безопасность", "Увлекательное лето", "Трамплин здоровья", "Здоровые дети в здоровой семье", "АРТ-мастерская для детей-инвалидов" выстроено взаимодействие с Центром медицинской профилактики и Надымской центральной районной больницей (совместный план, лектории, акции), появились новые зоны для занятия спортом и проведения активных перемен. В образовательных организациях разработаны виртуальные туры для детей и родителей "Моя безопасность".
За анализируемый период более 19 млн рублей было направлено на создание безбарьерной среды. Обеспечена доступность входных зон (установка кнопки вызова, бегущих строк, тактильных знаков, подъемников, устройство пандусов, поручней и др.). Оборудованы санитарные комнаты, кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда, кабинеты психологической разгрузки (сенсорной комнаты). Приобретено специальное учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей-инвалидов, учебники для реализации адаптированных общеобразовательных программ.
За 5 лет количество учреждений, имеющих условно доступную среду, увеличилось на 31% и составило 28 организаций.
Развиваются условия для образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С 2017 года в детских садах района на 50% увеличилось количество компенсирующих групп. С 2019 года созданы 24 группы комбинированной направленности для 498 детей. 22 (85%) детских сада и 15 (88%) школ обучают 526 детей с ОВЗ по адаптированным общеобразовательным программам, в том числе в рамках ФГОС.
Обновлена материально-техническая база Центра дистанционного образования на базе третьей городской школы, в котором обучается 10 детей-инвалидов. Приобретены 3D принтер и сканер, документ-камера, робототехнические конструкторы, программное обеспечение, учебники для слабовидящих детей на сумму более 1 млн рублей.
С целью оказания ранней помощи семьям и детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам за 5 лет отработана практика оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи на базе 1 центра и 14 пунктов, Лекотеки, "гостевой группы". В 2021 году более 3 000 родителей, что в 13 раз больше чем в 2017 году, воспользовались данными видами услуг, из них половина - дистанционно. В 2019 году успешный опыт работы консультационного центра на базе детского сада "Ёлочка" был представлен на Московском международном салоне образования и Арктическом образовательном форуме.
Особое внимание в образовательных организациях района уделяется созданию условий для безопасного пребывания детей. За пятилетний период все объекты образования обустроены системами контроля и управления доступом, видеонаблюдения, металлодетекторами. В 16 (33%) зданиях установлены электронные проходные (турникеты), в 32 (67%) - видеофоны и контроллеры с электромагнитными замками, обеспечивающими ведение контрольно-пропускного режима. Вход на объекты образования осуществляется по персональным картам - пропускам. В рабочем состоянии пожарные сигнализации. Все 48 объектов образования оснащены кнопками тревожной сигнализации с выводом сигнала на пульт Росгвардии. Установлено ограждение с замками на калитках по всему периметру всех территорий учреждений образования.
Контрольно-пропускной режим в учреждениях образования осуществляется штатными работниками (сторожами, вахтерами, администраторами). С 1 сентября 2021 года - частными охранными предприятиями.
Во всех детских садах и школах созданы комфортные условия для организации питания обучающихся. За 3 последних года обновлено технологическое и другое оборудование в кухнях на сумму около 12 млн рублей. В 16 (84,2%) школах введена система заказного меню. Для обучающихся разработаны и предлагаются по 2 - 3 комплекса обедов. В Центре образования для старшеклассников организовано питание по системе "шведский стол". С 2020 года организовано горячее питание в Норинской начальной школе. За пять лет изменился интерьер 13 (72%) школьных столовых.
В 2020 году, в период пандемии, отработан новый механизм организации питания - выдача продуктовых наборов обучающимся. Более 5 500 школьников и 1 850 воспитанников детских садов льготных категорий получили 34 522 продуктовых набора на сумму 44 584,19 тыс. рублей.
С 2017 года охват горячим питанием школьников вырос на 2% и составил 98%. Увеличилось количество обучающихся, получающих горячие завтраки и обеды, на 131 чел. (2017 г. - 4029 чел., 2020 г. - 4160 чел.). Ежегодно, в среднем, обеспечены питанием 4422 воспитанника детских садов.
В целом для создания комфортных и безопасных условий пребывания обучающихся и работников в образовательных учреждениях района, обеспечения доступности объектов и услуг для маломобильных групп населения, за 5 лет реализации Программы были проведены ремонтные работы (151 контракт и договор) на общую сумму 223,062 млн руб.
В результате доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, возросла на 6% и составила 93,4%.
Социальные гарантии и поддержка участников образования
В соответствии с нормами федерального и регионального законодательства, на основе муниципальных правовых актов обеспечены финансовые гарантии работникам системы образования.
В соответствии с Указами Президента РФ от 2012 года ежегодно было обеспечено достижение целевых показателей средней заработной платы педагогических работников не ниже 100,2%. Этому способствовали: активизация процесса аттестации педагогических работников, эффективное использование средств фонда стимулирующих выплат; оптимизация штатных расписаний; увеличение доли средств от платной деятельности в общем фонде заработной платы; индексация должностного оклада; дополнительные ежемесячные выплаты за классное руководство.
За пять лет единовременную выплату в размере 100 тыс. руб. получили 92 молодых специалиста, в размере 50 тыс. руб. - 272 работника - при назначении трудовой пенсии по старости, 46 педагогов - в связи с выездом из РКС. Ежемесячные пособия из средств местного бюджета в размере 8 тыс. руб. получили 269 молодых специалистов.
Одним из основных полномочий, делегированных Департаменту образования, является предоставление государственных и социальных гарантий и поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Стабильно высокий процент устройства детей в семьи (в среднем за 5 лет - 87-100% от общего числа выявленных за год) и поэтапное исполнение "дорожной карты" позволили ликвидировать в Надымском районе в 2018 году МУ "Детский дом "Юнона".
Ежегодно перевыполняется целевой показатель "Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи" в среднем на 7,5% (показатель Указа Президента РФ - 90%).
Выполнены все финансовые обязательства перед детьми и семьями, состоящими на учёте в управлении опеки и попечительства:
- все приемные семьи и семьи опекунов получают ежемесячные выплаты на содержание ребенка (2016 г. - 53 ребенка из семей опекунов, 2021 г. - 82 чел.; 2016 г. - 56 детей из приемных семей, 2021 г. - 84 чел.);
- все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в жилье, обеспечены помещениями специализированного жилищного фонда ЯНАО;
- все замещающие семьи прошли подготовку в службе сопровождения, функционирующей на базе МОУ ДО "Центр развития творчества "Созвездие";
- в среднем 60 детей, находящихся в приемных семьях и семьях опекунов, ежегодно бесплатно выезжают в летний период к месту отдыха.
В рамках Программы осуществляется исполнение государственных полномочий по предоставлению ежемесячных компенсационных выплат родителям на детей, посещающих и не посещающих детские сады, на заявительной основе.
В связи с сокращением очередности в детские сады в 2 раза снизились общие суммы на компенсационные выплаты за непосещение детских садов (2020 г. - 12 759 тыс. руб. компенсации получили 645 родителей; 2017 г. - 24 280 тыс. руб. компенсации получили 1403 родителя).
Количество родителей, получивших выплату компенсации части родительской платы за посещение детского сада, в 2020 году составило 1547 чел., а общая сумма, в связи с увеличением родительской платы на 16%, возросла до 13 353,4 тыс. руб. (2016 г. - 1955 чел., общая сумма - 12 456,7 тыс. руб.).
В 2017 - 2021 годах продолжено участие в региональной программе целевой подготовки высококвалифицированных кадров в образовательных организациях высшего образования. Функционирует система информирования выпускников 11 классов и их родителей о возможности получения целевой образовательной субсидии: сайты школ и Департамента образования, муниципальные мероприятия родительский форум "Выбор профиля", родительские собрания "Образовательные траектории - шаг к профессии" и др. За 5 лет целевую образовательную субсидию на обучение в ВУЗе получили 19 выпускников. 3 человека вернулись работать в ЯНАО. С 2017 года 89 выпускников поступили в ВУЗы по договору целевого обучения.
За период реализации Программы фактическое исполнение показателя "доля делегированных полномочий по предоставлению государственных и социальных гарантий и поддержки в системе образования, реализованных за отчетный период, в общем их числе" составило 100%.
Оценка эффективности реализации муниципальной программы "Развитие образования" за 2017 - 2021 годы, сформированная на основе интегральной оценки степени достижения показателей Программы и с учётом оценки объёма средств бюджета Надымского района на Программу, составила в среднем 1,012 (достижение в полном объёме Э.мп > 0,90), что свидетельствует об эффективной реализации Программы.
В перспективе до 2030 года с целью обеспечения равных возможностей получать детям качественное образование, работникам - профессиональное развитие в условиях, отвечающих современным требованиям, планируется достижение следующих результатов:
1. обеспечить повышение качества обученности обучающихся через эффективное применение современных педагогических технологий, направленных на формирование функциональной грамотности детей;
2. создать информационно-коммуникационную насыщенную образовательную среду в образовательных организациях Надымского района;
3. расширить спектр возможностей, в том числе в области дополнительного образования, для реализации индивидуальных потребностей и успешного самоопределения обучающихся;
4. обеспечить безопасную и комфортную среду для участников образовательных отношений на объектах образования в соответствии с требованиями действующего законодательства;
5. сформировать внутреннюю инфраструктуру и сеть образовательных организаций Надымского района в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса.
Перечень основных проблем в сфере реализации муниципальной программы
Для предоставления качественных образовательных услуг необходимо поддерживать режим функционирования и развития системы образования Надымского района, отвечающий требованиям современной экономики, роста человеческого капитала, законодательства, заказчиков и пользователей результатов обучения. Актуальный режим структуры и содержания образования возможен при выполнении следующих составляющих развития системы образования.
1. Обеспечение всех объектов образования скоростным доступом к сети Интернет: подключение школ и детских садов из удаленных населенных пунктов.
2. Развитие цифровой информационно-коммуникационной насыщенной образовательной среды для достижения нового качества: преобразование цифровой среды СОШ N 3 в Центр цифрового образования "IT - куб"; цифровая трансформация и модернизация естественнонаучного направления в школах и центрах дополнительного образования, в том числе в рамках создания и совершенствования работы центров образования "Точка роста"; обновление парка персональных компьютеров; полномасштабное и систематическое применение в образовательно-воспитательном процессе цифрового образовательного контента.
3. Внедрение новых современных педагогических технологий в образование, совершенствование их применения: дальнейшее развитие форм и приемов проектного управления и технологий проектного и дистанционного обучения, применение эффективных технологий по формированию функциональной грамотности у обучающихся.
4. Развитие условий для реализации индивидуальных потребностей и успешного самоопределения обучающихся: дальнейшее развитие форм участия обучающихся в мероприятиях различного уровня, персонализация образования, стимулирование качества участия и обучения, улучшение качества работы психолого-педагогических служб.
5. Поддержка руководящих и педагогических кадров, отвечающих требованиям современного образования: стимулирование личностного и профессионального роста, непрерывное образование по актуальным вопросам, повышение уровня подготовки педагогов по функциональной грамотности обучающихся, устранению профессиональных затруднений у педагогов, расширению компетенций в области электронного образования.
6. Обеспечение безопасных и комфортных условий на объектах образования: совершенствование доступности образовательной среды для маломобильных граждан, детей с ОВЗ, обеспечение пожарной безопасности и антитеррористической защищенности образовательных организаций (физическая охрана, охранная сигнализация и др.), совершенствование управленческих механизмов организации питания обучающихся.
7. Строительство и реконструкция объектов образования: строительство школы "ступеней" на 800 мест в г. Надыме, двух образовательных комплексов "школа-сад" (с. Нори, с. Кутопьюган), двух детских садов (п. Заполярный, с. Ныда), спального корпуса школы-интерната в селе Ныда, реконструкция помещений центра дополнительного образования "Созвездие", реновация школы N 9 и Центра образования п. Пангоды и других объектов, не соответствующих современным требованиям к организации образовательного процесса и технико-экономическим показателям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.