Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
К постановлению
Правительства Свердловской области
от 13 мая 2016 г. N 327-ПП
Комплексная программа
Свердловской области "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы
Паспорт
комплексной программы Свердловской области "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы
Раздел 1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
В Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией, доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и способствует социальному и экономическому развитию государства.
Программа разработана в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 07 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы", постановлениями Правительства Свердловской области от 30.06.2005 N 520-ПП "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Свердловской области", от 16.10.2013 N 1229-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области", от 21.10.2013 N 1262-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года", от 21.10.2013 N 1265-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2020 года", от 21.10.2013 N 1267-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие здравоохранения Свердловской области до 2020 года", от 21.10.2013 N 1268-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие культуры в Свердловской области до 2020 года", от 21.10.2013 N 1272-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2020 года", от 29.10.2013 N 1331-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2022 года", от 29.10.2013 N 1332-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года", от 12.03.2014 N 167-ПП "Об утверждении комплексной программы Свердловской области "Старшее поколение" на 2014 - 2018 годы", на основании распоряжения Правительства Свердловской области от 09.12.2013 N 1991-РП "О разработке комплексной программы Свердловской области "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы".
В Свердловской области по состоянию на 01 января 2013 года 334 459 человек (7,6 процента населения) имели статус инвалида. Инвалиды I группы - 50 251 человек (15,0 процента), инвалиды II группы - 151 583 человека (45,4 процента), инвалиды III группы - 115 113 человек (34,4 процента), дети-инвалиды - 17 512 человек (5,2 процента).
В 2012 году в Свердловской области впервые признаны инвалидами 24 300 человек, из них детей до 18 лет - 2115 человек. Уровень общей первичной инвалидности составил 58,9 на 10 тысяч населения (в 2010 году - 61,6; в 2011 году - 59,4). Показатель первичной инвалидности детского населения составил 27,4 (в 2010 году - 28,3, в 2011 году - 27,4) на 10 тысяч детского населения.
Анализ сложившейся ситуации свидетельствует, что в Свердловской области стабилизировалась численность инвалидов с некоторой положительной тенденцией к сокращению.
В структуре первичной инвалидности отмечается рост инвалидов I группы. Инвалиды I группы составили 19,5 процента (в 2010 году - 17,2 процента, в 2011 году - 19,0 процента), II группы - 37,3 процента (в 2010 году - 39,7 процента, в 2011 году - 37,4 процента), III группы - 43,2 процента (в 2010 году - 43,2 процента, в 2011 году - 43,6 процента).
Показатель полной реабилитации инвалидов старше 18 лет составил 8,1 процента, детей до 18 лет - 6,9 процента.
Согласно данным официальной статистической отчетности в 2012 году оценка эффективности проведенных реабилитационных мероприятий осуществлена в 45 268 индивидуальных программах реабилитации инвалидов (далее - ИПР) у взрослых и в 7590 ИПР у детей-инвалидов, в том числе с положительными результатами в 17 638 (38,9 процента) ИПР у взрослых и в 5776 (76,1 процента) ИПР у детей-инвалидов.
При оценке результатов выполнения ИПР по профессиональной реабилитации в 2012 году в сравнении с 2010 - 2011 годами отмечено снижение количества инвалидов, получивших новую профессию и повысивших квалификацию.
Наряду с этим в Свердловской области проживают более 2 миллионов (более одной трети населения) пенсионеров, граждан, страдающих хроническими заболеваниями, проходящих реабилитацию после травм, беременных и родителей с колясками, которые относятся к категории "маломобильные группы населения".
Представители всех этих групп испытывают потребность в социальном обслуживании, нуждаются в специально оборудованных объектах, транспорте и маршрутах движения, что ставит решение проблемы доступности социальной инфраструктуры в ряд актуальных задач для органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
Доля объектов социальной инфраструктуры (без учета жилого фонда) в Свердловской области, частично либо полностью оборудованных элементами доступности для инвалидов и маломобильных групп населения, составила в 2012 году 51,9 процента.
Серьезным вопросом остается создание условий доступности для инвалидов в помещения жилых домов, которые в основной доле не приспособлены к проживанию лиц с тяжелыми ограничениями в передвижении. Из 4768 инвалидов-колясочников 89,8 процента нуждаются в адаптации и создании доступности помещений в жилых домах.
В целях регулирования вопросов создания доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в Свердловской области сформирована нормативно-правовая база.
Указом Губернатора Свердловской области от 10.06.2009 N 536-УГ "О Совете при Губернаторе Свердловской области по делам инвалидов" создан Совет при Губернаторе Свердловской области по делам инвалидов в целях обеспечения взаимодействия и координации деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области, учреждений и организаций, в том числе общественных организаций инвалидов, по вопросам реабилитации и интеграции инвалидов, создания для них доступной среды жизнедеятельности.
За счет средств областного бюджета общественными организациями инвалидов, определенными на конкурсной основе, реализуются социальные проекты в целях мониторинга соблюдения в Свердловской области положений Конвенции о правах инвалидов, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации объединенных наций от 13.12.2006 N 61/106, определения наиболее значимых для инвалидов приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности.
Предусмотрено проведение паспортизации приоритетных объектов и согласование их с общественными организациями инвалидов в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики" в целях формирования перечня конкретных мероприятий, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
По результатам проведенной работы составлен реестр приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, план мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Свердловской области, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 22.09.2015 N 844-ПП "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Свердловской области".
Решение вопросов формирования доступной среды для инвалидов в Свердловской области осуществляется с использованием программно-целевого метода.
В ходе реализации программных мероприятий по созданию условий информационной и физической доступности учреждений и территориальных управлений социальной политики Свердловской области было проведено:
оснащение компьютерных классов;
приобретение информационных киосков и другого информационного оборудования;
оборудование зданий пандусами, поручнями и перилами;
ремонтные работы;
освещение в средствах массовой информации вопросов создания доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
В 2011 году с целью автоматизированного количественного и качественного учета зданий социальной инфраструктуры по доступности их для инвалидов и других маломобильных групп населения создана автоматизированная информационная система "Доступная среда Свердловской области" (далее - автоматизированная система) по учету доступности социальных объектов для инвалидов и маломобильных граждан, которая размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) по адресу http://sites.google.com/site/mszdsso. Разработана форма паспорта доступности социального объекта. На основании распоряжения Правительства Свердловской области от 30.09.2011 N 1749-РП "О создании и внедрении автоматизированной системы "Доступная среда Свердловской области" по учету доступности социальных объектов для инвалидов и маломобильных граждан" Министерство социальной политики Свердловской области является координатором и организатором работы по сбору и вводу информации в автоматизированную систему. Пользователями автоматизированной системы являются специалисты территориальных исполнительных органов государственной власти, граждане, собственники и арендаторы объектов социальной инфраструктуры, представители общественных организаций и объединений.
По состоянию на 01 мая 2013 года в базе данных автоматизированной системы было зарегистрировано 3066 объектов с информацией об их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, из общего числа зарегистрированных объектов административные здания составили 10 процентов, объекты здравоохранения - 19,8 процента, образования - 30 процентов, социальной политики - 9,2 процента, физической культуры - 7 процентов, объекты торговли и прочие - 24 процента.
Проводится работа по модернизации автоматизированной системы с учетом методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 626 "Об утверждении методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения".
В целях представления оперативной информации о предоставляемых услугах во всех территориальных отраслевых исполнительных органах государственной власти Свердловской области - управлениях социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области установлены информационные киоски (61 единица). Данную информационную технологию планируется внедрить в учреждения социального обслуживания.
Для повышения доступности информации и связи необходимо осуществить адаптацию официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Свердловской области в сети Интернет с учетом потребностей более 8 тысяч инвалидов по зрению.
В 2012 году создан информационный портал для инвалидов (www.invasait.ru), где в разделе "Дополняя друг друга!" размещена информация о мерах социальной поддержки для граждан, формировании доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Свердловской области, об общественных организациях инвалидов, профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования, реализующих образовательные программы профессионального образования для граждан с ограниченными возможностями здоровья, о вакансиях для инвалидов.
С 2004 года открытым акционерным обществом "Областное телевидение" производится субтитрирование материалов информационной программы "События".
С целью формирования толерантного отношения к проблемам инвалидов в 2011 году изготовлены и транслировались 3 телепередачи и 1 рекламный ролик по вопросам доступной среды жизнедеятельности и реабилитации инвалидов. В 2012 году изготовлены и транслировались 2 телепередачи и 2 рекламных ролика по проблемам инвалидов, изготовлены и распространены рекламные буклеты и листовки, размещена наружная реклама по вопросам формирования доступной среды для маломобильных групп населения. Подготовлены, изданы и распространены методические пособия "Азбука доступности среды жизнедеятельности" и "Технические средства реабилитации для самостоятельного передвижения и самообслуживания", информационно-публицистический сборник об инвалидах "Право на успех".
В 2012 году при поддержке Правительства Свердловской области во взаимодействии с общественными организациями инвалидов проведен II Российский Конгресс людей с ограниченными возможностями здоровья "Без малого нет целого. Найди свой самоцвет!" (за счет средств областного бюджета в форме субсидий на поддержку социальных проектов общественных организаций инвалидов). В 2017 году планируется проведение первого Всемирного конгресса людей с ограниченными возможностями здоровья.
Проведена работа по созданию для инвалидов условий физической доступности в территориальных управлениях и учреждениях системы социальной политики Свердловской области: в 2011 году 26 территориальных управлений и учреждений системы социальной политики Свердловской области были оснащены мобильными лестничными гусеничными подъемниками (26 единиц), в 2012 году в 5 учреждениях социального обслуживания населения и 22 управлениях социальной политики проведены ремонтные работы, закуплены накладные пандусы, поручни, лестничный гусеничный подъемник; парковки оборудованы специальными знаками для парковки автотранспорта инвалидов.
В целях расширения перечня технических средств, предоставляемых за счет средств федерального бюджета инвалидам и детям-инвалидам, передвигающимся на креслах-колясках, с 2012 года в Свердловской области реализуется мероприятие по созданию условий доступности для инвалидов в жилых помещениях с помощью специальных устройств, приспособлений, технических средств реабилитации, оборудованию элементами доступности входных групп в жилых домах, в которых проживают инвалиды-колясочники.
Инвалидам-колясочникам предоставляются технические средства реабилитации, включая подъемники передвижные и стационарные, поручни различной модификации, рампы передвижные.
В 2012 году реализовано мероприятие по профессиональной реабилитации и сохранению рабочих мест для инвалидов "Субсидии организациям, расположенным на территории Свердловской области, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, на частичное возмещение затрат, связанных с техническим перевооружением производства в целях сохранения и модернизации рабочих мест для инвалидов". Финансовую поддержку на сумму 20 млн. рублей на модернизацию производства для сохранения рабочих мест для инвалидов на конкурсной основе получили 4 предприятия Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых", что позволило повысить конкурентоспособность организаций, в которых трудятся более 50 процентов инвалидов. В результате реализации мероприятия сохранены 89 и созданы 18 рабочих мест для инвалидов. Реализация мероприятия по сохранению и модернизации рабочих мест для инвалидов была продолжена в 2013 году (на сумму 20 млн. рублей).
Комплекс социальных реабилитационных услуг в государственных учреждениях социального обслуживания населения включает мероприятия по социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социально-культурной реабилитации, социально-бытовой адаптации, физкультурно-оздоровительные мероприятия. Реабилитационные услуги направлены на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалида в целях содействия социальной адаптации инвалидов и интеграции их в общество. Реабилитационные услуги должны предоставляться комплексно, последовательно и непрерывно. Данные услуги должны предоставляться инвалиду независимо от места его проживания.
При передаче в 2006 году учреждений социального обслуживания населения в собственность Свердловской области большинство из них не обладало необходимой материальной и кадровой базой для предоставления всего комплекса социальных услуг, внедрения современных реабилитационных технологий.
В 2013 году в системе социальной политики функционировали 158 учреждений социального обслуживания населения, в том числе 68 учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 57 учреждений социального обслуживания семьи и детей, 33 учреждения стационарного социального обслуживания. Велась работа по оснащению данных учреждений оборудованием в соответствии с современными требованиями оказания социальных услуг. В соответствии с современными требованиями по модернизации социальных служб и предоставлению услуг в электронной форме необходимо создавать условия для доступа инвалидов к информации, общения в электронной форме, получения дистанционного образования.
С целью повышения качества и расширения перечня реабилитационных услуг в 2011 - 2012 годах 43 учреждения социального обслуживания населения оснащены оборудованием для профессиональной реабилитации, трудовой адаптации, проведения сеансов психологической разгрузки, культурно-массовых мероприятий.
В целях укрепления материально-технической части учреждений социального обслуживания для курсовой базы по обучению инвалидов вождению транспортных средств категории "B" в 2011 году приобретено одно, а в 2012 году - три автотранспортных средства с установкой специального оборудования для ручного управления. Для развития службы "социальное такси" в 2012 году приобретены шесть автомобилей.
На основании Указа Губернатора Свердловской области от 22.04.2003 N 181-УГ "О создании Свердловского областного государственного учреждения "Областной центр реабилитации инвалидов" в Свердловской области в 2008 году было открыто Свердловское областное государственное учреждение "Областной центр реабилитации инвалидов" (далее - Центр). Центр является ведущим организационно-методическим центром по социальной реабилитации инвалидов в Свердловской области и предназначен для проведения комплексной социальной реабилитации инвалидов с учетом разных ограничений здоровья (по зрению, слуху, опорно-двигательных нарушений, ментальных нарушений). С 2012 года начато строительство второй очереди Центра. В здании второй очереди Центра предусмотрен спортивный зал для инвалидов, бассейн на две дорожки, приспособленный для инвалидов-колясочников, театральный зал, учебные классы, выставочный и учебный залы с пунктом проката технических средств реабилитации, мастерские для обучения инвалидов начальным профессиональным навыкам.
Ввод в строй в 2015 году второй очереди Центра позволил расширить спектр и создать доступность оказываемых социальных и реабилитационных услуг инвалидам, внедрять в учреждениях социального обслуживания населения более эффективные технологии социальной реабилитации, проводить массовые спортивные и культурные мероприятия для инвалидов Свердловской области.
В целях взаимодействия и координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов на территории Свердловской области принято постановление Правительства Свердловской области от 13.11.2008 N 1198-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии и координации деятельности органов управления, учреждений и организаций в сфере реабилитации инвалидов в Свердловской области".
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями осуществляется государственным учреждением - Свердловским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями". В 2012 году по 137 662 заявкам были предоставлены инвалидам и детям-инвалидам 13 043 884 единицы средств реабилитации.
В Свердловской области ведется работа по созданию условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития. В 2011 - 2012 годах Свердловская область участвовала в эксперименте по формированию сети базовых образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. В Свердловской области созданы условия для совместного обучения детей-инвалидов в 9 муниципальных общеобразовательных школах из 8 муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области: муниципальном образовании "город Екатеринбург", городе Нижний Тагил, Березовском городском округе, городском округе Заречный, городском округе Первоуральск, Новоуральском городском округе, городском округе Краснотурьинск, Городском округе "Город Лесной".
В каждой образовательной организации проведены работы по двум направлениям:
1) создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию в детский коллектив детей-инвалидов;
2) оснащение образовательных организаций специальным оборудованием, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным, оборудованием для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Принято постановление Правительства Свердловской области от 25.04.2012 N 401-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам на проведение мероприятий по формированию в Свердловской области сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, за счет субсидии, полученной из федерального бюджета, и их распределения в 2012 году".
Министерством общего и профессионального образования Свердловской области направлены в Министерство образования и науки Российской Федерации сведения о формировании в 2013 году сети базовых образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, на территории Свердловской области. В 2014 году планировалось создать универсальную безбарьерную среду, позволяющую обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в 32 образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования. Средства на софинансирование проведения мероприятий по формированию сети базовых образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, на территории Свердловской области, в 2014 году предусмотрены в бюджетах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
Основной проблемой в обеспечении доступности социокультурных услуг для инвалидов и маломобильных групп населения является неприспособленность многих учреждений культуры для посещения их данными категориями граждан.
Из 51 объекта, в котором располагаются областные государственные учреждения культуры, различными элементами доступности для инвалидов оборудованы 18 объектов, из которых более 50 процентов требуют дооборудования в целях повышения уровня доступности, комфортности и информативности для граждан.
В ходе проведения работ по капитальному ремонту зданий областных государственных учреждений культуры осуществлялось оборудование объектов культуры пандусами и другими специальными устройствам.
Для обеспечения беспрепятственного доступа к информации люди с проблемами зрения нуждаются в литературе, изданной в специальных форматах (рельефно-точечным шрифтом Брайля, крупным плоскопечатным шрифтом, "говорящих" (аудио) книгах на флеш-картах, в виде рельефно-графических иллюстративных материалов). Формирование фонда литературы, изданной в специальных форматах для инвалидов по зрению, обслуживание людей с проблемами зрения осуществляет государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области "Свердловская областная специальная библиотека для слепых" (далее - ГБУК СО "Свердловская областная специальная библиотека для слепых"), которое имеет специальные кафедры для обслуживания инвалидов по зрению литературой специальных форматов в 40 муниципальных библиотеках Свердловской области. Для качественного предоставления информационных услуг библиотечный фонд требует ежегодного обновления. Ежегодный норматив обновления книжного фонда библиотеки должен составлять не менее 12 процентов от его общего объема. По итогам 2012 года данный показатель составил 58 процентов от нормативного значения.
В сфере здравоохранения Свердловской области ведется работа по решению важнейшей социальной задачи по созданию равных возможностей для инвалидов путем обеспечения доступности объектов здравоохранения. В ряде государственных бюджетных учреждений здравоохранения Свердловской области проведены мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к учреждениям здравоохранения: оборудованы заезды для инвалидных колясок, установлены пандусы, поручни, перила, световые индикаторные разметки зон повышенной опасности, кнопки вызова, увеличены дверные проемы, проведен ремонт лифтов, оборудованы стоянки для транспорта инвалидов.
За счет средств федерального, областного и муниципального бюджетов проведены строительство и реконструкция ряда физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов, проекты которых предусматривали обеспечение доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Привлечение субсидий из федерального бюджета на софинансирование строительства объектов капитального строительства государственной собственности Свердловской области и муниципальной собственности осуществлялось в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 N 7 "О Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы".
Особенно острой в Свердловской области остается проблема доступности пассажирского транспорта. По состоянию на 01 января 2013 года в Свердловской области на городских маршрутах регулярных пассажирских перевозок работали 580 трамваев, 309 троллейбусов и более 2500 автобусов. В общем парке автобусов к перевозке инвалидов приспособлено менее 1 процента транспортных средств. Транспортных средств наземного электрического транспорта, приспособленных к перевозке инвалидов и малоподвижных категорий граждан, в Свердловской области нет.
С 2012 года в критерии отбора перевозчиков на право обслуживания пассажиров маршрутами межмуниципального сообщения включено требование по оборудованию транспортных средств для перевозки маломобильных групп населения. Данная мера позволяет стимулировать перевозчиков к использованию транспортных средств, специально оборудованных для перевозки инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Несмотря на указанные положительные тенденции изменения показателей инвалидности, остается нерешенной важная социальная проблема - устранение барьеров для инвалидов во всех сферах жизни.
Структуризация проблем отдельных групп населения Свердловской области позволяет сделать вывод о том, что обеспечение равных возможностей для инвалидов и других маломобильных групп населения должно быть целью Программы.
Создание системного подхода, последовательность и преемственность в проведении социальной реабилитации инвалидов в государственных учреждениях социального обслуживания населения с использованием современных реабилитационных технологий, необходимость эффективного межведомственного взаимодействия и координации работ различных исполнительных органов государственной власти Свердловской области и других участников формирования доступной среды жизнедеятельности, а также привлечение нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета, возможно при решении проблемы формирования доступной среды жизнедеятельности в Свердловской области с использованием программно-целевого метода.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:
1) ухудшение социально-экономической ситуации;
2) недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;
3) несвоевременность финансирования запланированных мероприятий;
4) неэффективное взаимодействие соисполнителей Программы.
Указанные риски могут привести к снижению уровня и качества жизни инвалидов, а также снижению их трудовой и социальной активности и, как следствие, снижению социальной независимости и экономической самостоятельности, что в свою очередь увеличит потребность в бюджетных средствах для обеспечения жизнедеятельности инвалидов путем предоставления им дополнительных мер социальной поддержки.
В рамках Программы в 2014 - 2015 годах проведены мероприятия по созданию условий физической и информационной доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения в областных государственных учреждениях и организациях системы социальной политики, здравоохранения, общего и профессионального образования, культуры, занятости населения, адаптивной физической культуры.
В результате проведенных работ 54 объекта социальной инфраструктуры дооборудованы с учетом доступности для инвалидов.
В 2014 году для развития виртуальных и дистанционных услуг в библиотеки и музеи Свердловской области приобретено компьютерное, мультимедийное и цифровое оборудование, лицензионное программное обеспечение, автоматизированная музейная система, программное обеспечение для создания виртуальной экскурсии.
В 2014 и 2015 годах проведено комплектование фонда ГБУК СО "Свердловская областная специальная библиотека для слепых" литературой, изданной в специальных форматах для инвалидов по зрению.
Муниципальным музеям оказана поддержка (гранты) по созданию виртуальных музеев (выставок) в целях обеспечения доступности муниципальных музеев для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Осуществлена поддержка учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту. Учреждения оснащены спортивным инвентарем и оборудованием.
В 4 учреждения системы социальной политики приобретено спортивное оборудование для внедрения технологий по реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры и спорта.
В учреждениях социального обслуживания населения проведены ремонтные работы спортивных сооружений, приобретен спортивный инвентарь с учетом доступности для маломобильных групп населения.
В рамках Программы приобретены 8 автобусов (в 2014 году - 3, в 2015 году - 5), оборудованных для перевозки маломобильных групп населения на межмуниципальных маршрутах.
Для специалистов системы социальной политики, работающих с инвалидами, проведены областные семинары и курсы повышения квалификации по вопросам социальной реабилитации инвалидов, формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Проведены специальные социологические исследования по вопросам отношения населения к проблемам инвалидов и доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности. В 2014 году опрошено 2735 респондентов, в 2015 году - 1056 респондентов.
Учреждениями системы социальной политики, где размещены социальные пункты проката, осуществлено приобретение, ремонт, поверка, обслуживание технических средств ухода, реабилитации и адаптации в целях оказания социальных услуг по временному обеспечению инвалидов и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, техническими средствами ухода, реабилитации и адаптации.
В целях укрепления материально-технической части курсовой базы по обучению инвалидов, членов семей (законных представителей) детей-инвалидов и инвалидов войны вождению транспортных средств категории "B" в 2014 году приобретен автомобиль. В 2015 году 37 человек из числа инвалидов, членов семей (законных представителей) детей-инвалидов и инвалидов войны прошли обучение вождению транспортных средств категории "B".
В 2014 году инвалидам по слуху оказаны услуги по сурдопереводу при проведении культурных, спортивных, просветительских мероприятий в объеме 8240 часов, в 2015 году - в объеме 4310 часов.
В 2015 году проведено обучение граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих на территории Свердловской области, основам компьютерной грамотности и использования сети Интернет. В 2015 году 5760 человек прошли обучение, из них инвалиды составили 12,5 процента.
В период реализации Программы проведена социальная реклама по вопросам формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения. Изготовлены и размещены в эфире телепрограммы, аудиоролики, видеоролики по вопросам реабилитации, социальной интеграции инвалидов, формированию доступной среды жизнедеятельности. На региональных телеканалах осуществлена трансляция видео и аудиоматериалов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам доступной среды жизнедеятельности.
В 2014 и 2015 годах изготовлены и изданы информационно-методические материалы по вопросам информационной доступности для инвалидов, методическое пособие по организации обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг в учреждениях социального обслуживания населения.
В целях создания условий доступности для инвалидов-колясочников жилых помещений, входных групп в жилых домах управлениями социальной политики осуществлена закупка технических средств (подъемных устройств, накладных пандусов, поручней) для предоставления инвалидам-колясочникам. В 2014 году закуплена 191 единица технических средств, в 2015 году - 88 единиц.
Одним из мероприятий Программы является проведение паспортизации объектов социальной инфраструктуры.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 11.02.2014 N 70-ПП "О координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Свердловской области" (далее - постановление Правительства Свердловской области от 11.02.2014 N 70-ПП) исполнительными органами государственной власти Свердловской области проведена паспортизация объектов социальной инфраструктуры. Главам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, рекомендовано руководствоваться постановлением Правительства Свердловской области от 11.02.2014 N 70-ПП при проведении паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Информация о состоянии доступности объектов социальной инфраструктуры размещается в автоматизированной информационной системе "Доступная среда Свердловской области" в сети Интернет.
Эффективность реализации Программы в 2014 году составила 119,7 процента, в 2015 году - 117,8 процента.
Привлечение средств федерального бюджета позволит не только снизить расходную часть областного бюджета, но и путем задействования ресурсной базы федерального уровня проводить целостную политику по обеспечению доступности приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, скоординировать задачи, решаемые на федеральном и региональном уровнях, по повышению уровня социальной защищенности, соблюдению прав и социальных гарантий инвалидов.
Раздел 2. Цель, задачи и целевые показатели (индикаторы) Программы
Целью Программы является обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Свердловской области.
Для достижения поставленной цели в рамках Программы планируется решить следующие задачи:
1) совершенствование нормативно-правовых и организационных основ формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Свердловской области.
Реализация указанной задачи позволит скоординировать деятельность органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, организаций при обеспечении доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, социальной интеграции инвалидов;
2) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Свердловской области.
Реализация данной задачи будет способствовать созданию условий для независимого образа жизни инвалидов и их трудовой деятельности в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией;
3) повышение доступности и качества реабилитационных услуг, содействие социальной интеграции инвалидов в Свердловской области.
Реализация данной задачи позволит приблизить реабилитационные услуги к месту проживания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, расширить спектр оказываемых услуг, внедрить современные эффективные методы и технологии работы с инвалидами и, как следствие, повысить качество жизни данной категории граждан;
4) информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Свердловской области.
Реализация данной задачи станет основой повышения уровня профессиональной компетентности и осведомленности специалистов, работающих с данной категорией граждан;
5) преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Свердловской области.
Реализация данной задачи обеспечит создание эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других маломобильных групп населения на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий, а также позволит устранить "отношенческие" барьеры в обществе.
Реализация цели и задач Программы будет оцениваться комплексом целевых показателей (индикаторов) Программы:
1) доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Свердловской области - 68,2 процента к концу 2020 года;
2) доля приоритетных объектов и услуг, нанесенных на карту доступности Свердловской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов в Свердловской области - 100 процентов к концу 2020 года;
3) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в Свердловской области - 76,2 процента к концу 2020 года;
4) доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов органов службы занятости в Свердловской области - 61,2 процента к концу 2020 года;
5) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в Свердловской области - 69,2 процента к концу 2020 года;
6) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в Свердловской области - 60,6 процента к концу 2020 года;
7) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в Свердловской области - 73,6 процента к концу 2020 года;
8) доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Свердловской области - 80 процентов к концу 2020 года;
9) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава в Свердловской области - 20,2 процента к концу 2020 года;
10) доля государственных профессиональных образовательных организаций, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве государственных профессиональных образовательных организаций Свердловской области - 25 процентов к концу 2020 года;
11) доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в Свердловской области - 25 процентов к концу 2020 года;
12) доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Свердловской области - 20 процентов к концу 2020 года;
13) доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в Свердловской области - 20 процентов к концу 2016 года;
14) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Свердловской области - 100 процентов к концу 2020 года;
15) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Свердловской области - 50 процентов к концу 2020 года;
16) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Свердловской области - 100 процентов к концу 2020 года;
17) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в возрасте от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения в Свердловской области - 57 процентов к концу 2020 года;
18) доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Свердловской области - 100 процентов к концу 2020 года;
19) численность трудоустроенных инвалидов (из общей численности трудоустроенных граждан) - 2060 человек к концу 2020 года;
20) доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди специалистов, занятых в этой сфере в Свердловской области, - 100 процентов к концу 2020 года;
21) доля специалистов организаций социального обслуживания, прошедших обучение (инструктирование) по вопросам, связанным с особенностями предоставления социальных услуг инвалидам в зависимости от стойких расстройств функций организма (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), среди специалистов организаций социального обслуживания в Свердловской области - 40 процентов к концу 2020 года;
22) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Свердловской области - 49,6 процента к концу 2020 года;
23) доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Свердловской области - 55 процентов к концу 2020 года;
24) доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в Свердловской области - 54,7 процента к концу 2020 года.
Система целевых показателей (индикаторов) Программы, применяемая для оценки результатов достижения поставленной цели и задач Программы, а также значения целевых показателей (индикаторов) Программы представлены в приложении N 1 к Программе.
Методика расчета целевых показателей (индикаторов) Программы состоит в следующем.
Значения показателей, представленных в приложении N 1 к Программе, определяемые в долях от общего количества, рассчитываются по формуле
, где:
Кn - общее количество;
К - значение показателя, достигаемое в ходе реализации Программы.
Раздел 3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2014 - 2020 годов. Отдельные этапы реализации Программы не выделяются.
Раздел 4. Перечень программных мероприятий
Достижение цели и решение задач Программы осуществляются с учетом комплексного подхода к решению поставленных задач путем скоординированного выполнения взаимосвязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы.
Программой предусмотрена реализация комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров и обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также на совершенствование механизма предоставления социальных услуг в целях интеграции инвалидов в общество.
План мероприятий по выполнению Программы представлен в приложении N 2 к Программе.
Мероприятия Программы сгруппированы по разделам.
Раздел 1. Совершенствование нормативно-правовых и организационных основ формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Свердловской области.
Раздел включает проведение социологических исследований, направленных на определение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, определение отношения населения к проблемам инвалидов в целях совершенствования нормативно-правовых и организационных основ формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Раздел 2. Повышение доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Раздел включает комплекс практических мероприятий и разделен на две главы.
Глава 1. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Свердловской области.
Планируются мероприятия, направленные на обеспечение доступности органов и государственных учреждений системы социальной защиты населения, культуры, здравоохранения, организаций профессионального образования, центров занятости для различных категорий инвалидов, в том числе инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, с ограничениями к передвижению, инвалидов по зрению, по слуху (путем разработки соответствующей проектной и сметной документации, проведения ремонта, дооборудования техническими средствами адаптации и приспособлениями, специальными системами противопожарной сигнализации, устройствами и приспособлениями для инвалидов по зрению, по слуху, в том числе системой голосового оповещения и пространственно-рельефными указателями).
Планируется осуществление ряда мероприятий, направленных на создание условий для свободного перемещения инвалидов и граждан с тяжелыми ограничениями в передвижении, путем приобретения пассажирского транспорта, оборудованного для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения.
В целях объективной оценки состояния вопроса доступности объектов социальной инфраструктуры, обоснованного и предметного планирования соответствующих мероприятий будет продолжена работа по паспортизации приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности.
Глава 2. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов, содействие их социальной интеграции в Свердловской области.
Программой предусмотрено приобретение в государственные учреждения социального обслуживания населения оборудования для внедрения технологий по реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры и спорта, проведение ремонта и оборудования спортивных сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения, поддержка учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту, комплектование фонда ГБУК СО "Свердловская областная специальная библиотека для слепых" литературой, изданной в специальных форматах для инвалидов по зрению, приобретение компьютерного, мультимедийного и цифрового оборудования, оборудования для сенсорных киосков для развития виртуальных и дистанционных услуг областных государственных музеев и библиотек, предоставление иных межбюджетных трансфертов органам местного самоуправления на оказание государственной поддержки на конкурсной основе по созданию виртуальных музеев (выставок) муниципальным музеям Свердловской области (гранты).
Как мера дополнительной социальной поддержки инвалидам осуществляется предоставление услуг по сурдопереводу инвалидам по слуху, по временному обеспечению инвалидов и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, техническими средствами ухода, реабилитации и адаптации, обучение инвалидов, членов семей (законных представителей) детей-инвалидов и инвалидов войны вождению автотранспорта категории "B".
Планируется организация диспетчерских центров связи для глухих с целью оказания экстренной и иной социальной помощи.
Раздел 3. Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Свердловской области.
Раздел включает комплекс информационных, просветительских, общественных мероприятий и разделен на две главы в зависимости от направленности мероприятий:
Глава 3. Информационно-методическое обеспечение деятельности специалистов, задействованных в формировании доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Планируется проведение областных обучающих семинаров по вопросам социальной реабилитации инвалидов и других категорий граждан, повышение квалификации специалистов системы социальной защиты населения, работающих с инвалидами; изготовление и издание информационно-методических материалов по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, обучение русскому жестовому языку специалистов, оказывающих услуги населению.
Глава 4. Информационные и просветительские мероприятия, направленные на преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения в обществе к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Планируется организовать проведение специальных социологических исследований по вопросам отношения населения к проблемам инвалидов, социальной рекламы по вопросам формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения, в том числе трансляцию информационных материалов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на региональных каналах.
Раздел 4. Иные мероприятия, направленные на развитие системы оказания услуг.
В целях улучшения условий микросреды будут создаваться условия доступности для инвалидов в жилых помещениях с помощью специальных устройств, приспособлений, технических средств реабилитации, оборудования элементами доступности входных групп в жилых домах, в которых проживают инвалиды-колясочники.
Раздел 5. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования реализации Программы составляет 620 418,2 тыс. рублей, из них:
2014 год - 163 066,0 тыс. рублей;
2015 год - 226 007,1 тыс. рублей;
2016 год - 130 177,1 тыс. рублей;
2017 год - 14 718,0 тыс. рублей;
2018 год - 32 150,0 тыс. рублей;
2019 год - 27 150,0 тыс. рублей;
2020 год - 27 150,0 тыс. рублей;
объем средств федерального бюджета - 204 432,9 тыс. рублей, из них:
2014 год - 67 743,0 тыс. рублей;
2015 год - 95 523,8 тыс. рублей;
2016 год - 41 166,1 тыс. рублей;
объем средств консолидированного бюджета Свердловской области - 415 985,3 тыс. рублей, из них:
2014 год - 95 323,0 тыс. рублей;
2015 год - 130 483,3 тыс. рублей;
2016 год - 89 011,0 тыс. рублей;
2017 год - 14 718,0 тыс. рублей;
2018 год - 32 150,0 тыс. рублей;
2019 год - 27 150,0 тыс. рублей;
2020 год - 27 150,0 тыс. рублей.
Объем ресурсного обеспечения Программы представлен в приложении N 3 к Программе.
Объемы и соотношение финансирования Программы по приоритетным сферам жизнедеятельности:
1) социальная защита и занятость населения:
в 2014 году - 25 471,0 тыс. рублей (15,6 процента), в том числе за счет средств областного бюджета - 16 400,0 тыс. рублей (17,2 процента), за счет средств федерального бюджета - 9071,0 тыс. рублей (13,4 процента);
в 2015 году - 35 666,2 тыс. рублей (15,8 процента), в том числе за счет средств областного бюджета - 25 166,2 тыс. рублей (19,3 процента), за счет средств федерального бюджета - 10 500,0 тыс. рублей (11,0 процента);
2) социальная защита:
в 2016 году - 19 674,4 тыс. рублей (18,3 процента), в том числе за счет средств областного бюджета - 18 889,0 тыс. рублей (23,0 процента), за счет средств федерального бюджета - 785,4 тыс. рублей (3,1 процента);
3) занятость:
в 2016 году - 10 746,9 тыс. рублей (10,0 процента), в том числе за счет средств областного бюджета - 946,9 тыс. рублей (1,2 процента), за счет средств федерального бюджета - 9800,0 тыс. рублей (38,7 процента);
4) здравоохранение:
в 2014 году - 33 548,0 тыс. рублей (20,6 процента), в том числе за счет средств областного бюджета - 20 000,0 тыс. рублей (21,0 процента), за счет средств федерального бюджета - 13 548,0 тыс. рублей (20,0 процента);
в 2015 году - 42 000,0 тыс. рублей (18,6 процента), в том числе за счет средств областного бюджета - 30 000,0 тыс. рублей (23,0 процента), за счет средств федерального бюджета - 12 000,0 тыс. рублей (12,6 процента);
в 2016 году - 21 486,0 тыс. рублей (20,0 процента), в том числе за счет средств областного бюджета - 21000,0 тыс. рублей (25,6 процента); за счет средств федерального бюджета - 486,0 тыс. рублей (1,9 процента);
5) образование:
в 2014 году - 20 000,0 тыс. рублей (12,3 процента), в том числе за счет средств областного бюджета - 10 000,0 тыс. рублей (10,5 процента), за счет средств федерального бюджета - 10 000,0 тыс. рублей (14,8 процента);
в 2015 году - 27 860,0 тыс. рублей (12,3 процента), в том числе за счет средств областного бюджета - 17 860,0 тыс. рублей (13,7 процента), за счет средств федерального бюджета - 10 000,0 тыс. рублей (10,5 процента);
в 2016 году - 18 811,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 6000,0 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета - 12 811,4 тыс. рублей;
6) культура:
в 2014 году - 18 952,0 тыс. рублей (11,6 процента), в том числе за счет средств областного бюджета - 7750,0 тыс. рублей (8,1 процента), за счет средств федерального бюджета - 11 202,0 тыс. рублей (16,5 процента);
в 2015 году - 23 900,0 тыс. рублей (10,6 процента), в том числе за счет средств областного бюджета - 5400,0 тыс. рублей (4,1 процента), за счет средств федерального бюджета - 18 500,0 тыс. рублей (19,4 процента);
в 2016 году - 10 750,0 тыс. рублей (10,0 процента), в том числе за счет средств областного бюджета - 5450,0 тыс. рублей (6,6 процента); за счет средств федерального бюджета - 5300,0 тыс. рублей (20,9 процента);
7) спорт и физическая культура:
в 2014 году - 19 774,0 тыс. рублей (12,1 процента), в том числе за счет средств областного бюджета - 10 000,0 тыс. рублей (10,5 процента), за счет средств федерального бюджета - 9774,0 тыс. рублей (14,4 процента);
в 2015 году - 28 375,7 тыс. рублей (12,6 процента), в том числе за счет средств областного бюджета - 15 875,7 тыс. рублей (12,2 процента), за счет средств федерального бюджета - 12 500,0 тыс. рублей (13,1 процента);
в 2016 году - 10 750,0 тыс. рублей (10,0 процента), в том числе за счет средств областного бюджета - 5000,0 тыс. рублей (6,1 процента), за счет средств федерального бюджета - 5750,0 тыс. рублей (22,7 процента);
в 2017 году - 3933,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 900,0 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета - 3033,3 тыс. рублей;
8) транспортная и пешеходная инфраструктура:
в 2014 году - 27 096,0 тыс. рублей (16,6 процента), в том числе за счет средств областного бюджета - 13 548,0 тыс. рублей (14,2 процента), за счет средств федерального бюджета - 13 548,0 тыс. рублей (20,0 процента);
в 2015 году - 45 500,0 тыс. рублей (20,1 процента), в том числе за счет средств областного бюджета - 15 300,0 тыс. рублей (11,7 процента), за счет средств федерального бюджета - 30 200,0 тыс. рублей (31,6 процента);
в 2016 году - 17 300,0 тыс. рублей (16,1 процента), в том числе за счет средств областного бюджета - 15 300,0 тыс. рублей (18,6 процента), за счет средств федерального бюджета - 2000,0 тыс. рублей (7,9 процента);
9) информация и связь:
в 2014 году - 18 225,0 тыс. рублей (11,2 процента), в том числе за счет средств областного бюджета - 17 625,0 тыс. рублей (18,5 процента), за счет средств федерального бюджета - 600,0 тыс. рублей (0,9 процента);
в 2015 году - 22 705,2 тыс. рублей (10,0 процента), в том числе за счет средств областного бюджета - 20 881,4 тыс. рублей (16,0 процента), за счет средств федерального бюджета - 1823,8 тыс. рублей (1,9 процента);
в 2016 году - 16 725,1 тыс. рублей (15,6 процента), в том числе за счет средств областного бюджета - 15 525,1 тыс. рублей (18,9 процента), за счет средств федерального бюджета - 1200,0 тыс. рублей (4,7 процента).
Сведения о распределении средств областного бюджета по направлениям финансирования Программы представлены в приложении N 4 к Программе.
Сведения о планируемом распределении бюджетных ассигнований комплексной программы Свердловской области "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы на финансирование приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в 2016 году представлены в приложении N 5 к Программе.
Предусмотренный настоящим разделом объем финансирования Программы в 2016 году за счет средств федерального бюджета является прогнозным. Средства федерального бюджета, которые планируется привлечь в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в Программу, предоставляются в виде субсидий бюджету Свердловской области при условии использования Свердловской областью на цели реализации Программы собственных и привлеченных средств в размере не менее 5 процентов от общего объема финансирования.
Раздел 6. Управление и контроль реализации Программы
Ответственным исполнителем Программы является Министерство социальной политики Свердловской области.
Соисполнителями Программы являются:
1) Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области;
2) Министерство общего и профессионального образования Свердловской области;
3) Министерство культуры Свердловской области;
4) Министерство здравоохранения Свердловской области;
5) Министерство транспорта и связи Свердловской области;
6) Департамент по труду и занятости населения Свердловской области.
Организацию исполнения мероприятий Программы, текущее управление, координацию работ соисполнителей Программы и контроль за ходом реализации Программы, в том числе оценку достижения целевых показателей (индикаторов) Программы, осуществляет ответственный исполнитель. Ответственный исполнитель Программы разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы.
Соисполнители Программы в пределах своих полномочий:
1) организуют исполнение мероприятий Программы;
2) выступают инициаторами корректировки программных мероприятий, источников и объемов их финансирования (с учетом результатов оценки эффективности Программы);
3) осуществляют функции государственного заказчика товаров, работ, услуг, приобретение, выполнение или оказание которых необходимо для реализации Программы;
4) осуществляют полномочия главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию Программы;
5) обеспечивают качественное и своевременное исполнение программных мероприятий;
6) обеспечивают эффективное, целевое и рациональное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
7) распределяют средства, предусмотренные на реализацию Программы, между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств для осуществления ими функции государственного заказчика товаров, работ, услуг, приобретение, выполнение или оказание которых необходимо для реализации Программы;
8) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
При реализации мероприятий Программы соисполнители руководствуются Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Соисполнители Программы ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют ответственному исполнителю Программы:
1) информацию об исполнении мероприятий Программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описание выполнения или невыполнения мероприятий;
2) отчет об осуществлении расходов бюджета Свердловской области, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджету Свердловской области на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в Программу;
3) отчет о достижении значений целевых показателей (индикаторов) Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляется Правительством Свердловской области и иными органами государственной власти Свердловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
Министерство социальной политики Свердловской области направляет в Министерство экономики Свердловской области информацию о ходе реализации Программы в соответствии с Порядком формирования и реализации комплексных программ Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 16.10.2013 N 1229-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области".
В соответствии с приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", от 29.05.2015 N 328н "Об утверждении формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в государственную программу субъекта Российской Федерации, и формы заявки о ее перечислении, форм отчетов об исполнении субъектом Российской Федерации обязательств, вытекающих из соглашения, и перечня документов, предоставляемых одновременно с государственной программой субъекта Российской Федерации" Правительство Свердловской области ежеквартально представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:
1) отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в государственную программу субъекта Российской Федерации, разработанную на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
2) отчет о достижении значения показателя результативности использования субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в государственную программу субъекта Российской Федерации, разработанную на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
3) отчет о реализации мероприятий, включенных в государственную программу субъекта Российской Федерации, разработанную на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Мероприятие Программы "Организация и проведение паспортизации объектов социальной инфраструктуры" реализуется без финансирования.
При внесении изменений в Программу объемы финансирования мероприятий с 2017 по 2020 год будут уточнены.
Внесение изменений в перечень мероприятий Программы, сроки ее реализации, объемы бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию Программы в целом осуществляется по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Раздел 7. Оценка эффективности реализации Программы
Программа направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, формирование им равных возможностей для участия в жизни общества и повышение качества жизни на основе формирования доступной среды жизнедеятельности.
В результате реализации Программы ожидаются позитивные изменения значений показателей социально-экономического развития Свердловской области, характеризующих положение инвалидов, уровень и качество их жизни, повышение мобильности, трудовой занятости инвалидов, а также повышение культурного уровня и толерантности в обществе.
Социальная эффективность Программы будет выражаться в снижении социальной напряженности в обществе за счет:
увеличения уровня информированности инвалидов и других маломобильных групп населения о доступных социально значимых объектах и услугах, о формате их предоставления;
преодоления социальной изоляции и включения инвалидов и других маломобильных групп населения в жизнь общества, в том числе в совместные с другими гражданами мероприятия (в том числе досуговые, культурные, спортивные);
информационных кампаний и акций средств массовой информации по освещению проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами;
формирования в обществе толерантного отношения к проблемам инвалидов и вопросам обеспечения доступности среды жизнедеятельности;
повышения уровня доступности и качества услуг, предоставляемых инвалидам и другим маломобильным гражданам;
повышения доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов;
увеличения количества приоритетных объектов социальной и транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения;
обеспечения доступности подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного электрического транспорта, для инвалидов и других маломобильных групп населения;
создания условий доступности для инвалидов-колясочников в жилых домах;
повышения квалификации специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
Экономическая эффективность Программы обеспечивается путем рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Общая социально-экономическая эффективность реализации Программы определяется по результатам оценки достижения значений целевых показателей (индикаторов) Программы.
Оценка эффективности реализации Программы определяется по формуле
, где:
E - эффективность реализации Программы, процентов;
- фактическое значение i-го целевого показателя (индикатора), характеризующего выполнение цели (задачи), достигнутое в ходе реализации Программы;
- плановое значение i-го целевого показателя (индикатора), характеризующего выполнение цели (задачи), предусмотренное Программой;
n - количество показателей (индикаторов), характеризующих выполнение цели (задачи) Программы.
В зависимости от полученных в результате реализации мероприятий Программы значений целевых показателей и индикаторов Программы эффективность реализации Программы по целям (задачам), а также в целом можно охарактеризовать по следующим уровням:
высокий (, не менее 95 процентов мероприятий выполнены в полном объеме);* 95%, не менее 95 процентов мероприятий выполнены в полном объеме);
удовлетворительный (, не менее 75 процентов мероприятий выполнены в полном объеме);* 75%, не менее 75 процентов мероприятий выполнены в полном объеме);
неудовлетворительный (если значение эффективности реализации Программы не отвечает приведенным выше уровням, эффективность ее реализации признается неудовлетворительной).
Приложение N 1
к комплексной программе
Свердловской области
"Доступная среда"
на 2014 - 2020 годы
Целевые показатели
комплексной программы Свердловской области "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы
N строки |
Цель и задачи Программы |
Перечень целевых показателей (индикаторов) |
Фактическое значение на момент разработки Программы |
Изменение значений по годам реализации Программы (процентов) |
Планируемое значение на момент окончания действия Программы |
|||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
1. |
Цель Программы |
|||||||||||
2. |
Обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Свердловской области |
доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Свердловской области |
4 |
16 |
40 |
44,4 |
54,2 |
64 |
66,1 |
68,2 |
68,2 |
|
3. |
Задачи Программы |
|||||||||||
4. |
Совершенствование нормативно-правовых и организационных основ формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения |
доля приоритетных объектов и услуг, нанесенных на карту доступности Свердловской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов в Свердловской области |
5 |
60 |
90 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
5. |
Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Свердловской области |
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в Свердловской области |
- |
- |
- |
52,4 |
62,2 |
72 |
74,1 |
76,2 |
76,2 |
|
6. |
доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов органов службы занятости в Свердловской области |
- |
- |
- |
37,4 |
47,2 |
57 |
59,1 |
61,2 |
61,2 |
||
7. |
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в Свердловской области |
- |
- |
- |
45,4 |
55,2 |
65 |
67,1 |
69,2 |
69,2 |
||
8. |
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в Свердловской области |
- |
- |
- |
36,8 |
46,6 |
56,4 |
58,5 |
60,6 |
60,6 |
||
9. |
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в Свердловской области |
- |
- |
- |
49,8 |
59,6 |
69,4 |
71,5 |
73,6 |
73,6 |
||
10. |
доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Свердловской области |
- |
- |
- |
56,2 |
66 |
75,8 |
77,9 |
80 |
80 |
||
11. |
доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава в Свердловской области |
1 |
2,0 |
2,0 |
13,4 |
15,1 |
16,8 |
18,5 |
20,2 |
20,2 |
||
12. |
доля государственных профессиональных образовательных организаций, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве государственных профессиональных образовательных организаций Свердловской области |
14 |
20 |
25 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
13. |
доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в Свердловской области |
- |
- |
- |
21,4 |
22,3 |
23,2 |
24,1 |
25 |
25 |
||
14. |
доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Свердловской области |
- |
- |
- |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
20 |
||
15. |
доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в Свердловской области |
- |
- |
- |
20 |
- |
- |
- |
- |
- |
||
16. |
доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Свердловской области |
- |
- |
- |
96 |
97 |
98 |
99 |
100 |
100 |
||
17. |
доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Свердловской области |
- |
- |
- |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
50 |
||
18. |
доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Свердловской области |
- |
- |
- |
80 |
85 |
90 |
95 |
100 |
100 |
||
19. |
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в возрасте от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения в Свердловской области |
29,5 |
29,7 |
29,8 |
54,5 |
55 |
55,5 |
56 |
57 |
57 |
||
20. |
Повышение доступности и качества реабилитационных услуг, содействие социальной интеграции инвалидов в Свердловской области |
доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Свердловской области |
5 |
60 |
90 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
21. |
численность трудоустроенных инвалидов (из общей численности трудоустроенных граждан) |
2000 |
2010 |
2020 |
2020 |
2030 |
2040 |
2050 |
2060 |
2060 |
||
22. |
Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Свердловской области |
доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди специалистов, занятых в этой сфере в Свердловской области |
23 |
75 |
100 |
- |
- |
- |
- |
- |
100 |
|
23. |
доля специалистов организаций социального обслуживания, прошедших обучение (инструктирование) по вопросам, связанным с особенностями предоставления социальных услуг инвалидам в зависимости от стойких расстройств функций организма (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), среди специалистов организаций социального обслуживания в Свердловской области |
- |
- |
- |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
40 |
||
24. |
Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Свердловской области |
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Свердловской области |
0 |
45,2 |
49,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
25. |
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Свердловской области |
30 |
44 |
55 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
26. |
доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в Свердловской области |
- |
- |
- |
41,9 |
45,1 |
48,3 |
51,5 |
54,7 |
54,7 |
Приложение N 2
к комплексной программе
Свердловской области
"Доступная среда"
на 2014 - 2020 годы
План
мероприятий по выполнению комплексной программы Свердловской области "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы
Приложение N 3
к комплексной программе
Свердловской области
"Доступная среда"
на 2014 - 2020 годы
Объем
ресурсного обеспечения комплексной программы Свердловской области "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы
Приложение N 4
к комплексной программе
Свердловской области
"Доступная среда"
на 2014 - 2020 годы
Сведения
о распределении средств бюджета Свердловской области по направлениям финансирования комплексной программы Свердловской области "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы
Приложение N 5
к комплексной программе
Свердловской области
"Доступная среда"
на 2014 - 2020 годы
Сведения
о планируемом распределении бюджетных ассигнований комплексной программы Свердловской области "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы на финансирование приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в 2016 году
* Объем средств бюджета Свердловской области, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы с учетом софинансирования по направлению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
** Плановый размер субсидии Министерства труда и социальной защиты Российской федерации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Свердловской области от 13 мая 2016 г. N 327-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.