Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Избирательной комиссии
Свердловской области
от 26 мая 2016 г. N 10/87
Справочно-методический материал
по некоторым вопросам проведения предвыборной агитации на выборах в органы местного самоуправления в единый день голосования 18 сентября 2016 года
1. Общие положения
1.1. Правовые основы проведения предвыборной агитации при проведении выборов в органы местного самоуправления (далее - выборы) изложены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации", Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности", Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", иных федеральных законах, Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2003 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова", Избирательном кодексе Свердловской области (далее - Кодекс), в Законе Свердловской области "Об отдельных вопросах подготовки и проведения публичных мероприятий на территории Свердловской области", иных законах Свердловской области.
1.2. Понятие, признаки предвыборной агитации, права и обязанности кандидатов и иных участников избирательных правоотношений по ее проведению, ограничения и запреты при проведении предвыборной агитации установлены статьями 2, 4, 44 - 56 Федерального закона и статьями 2, 9, 59 - 70 Кодекса.
1.3. Агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.
Агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в соответствующую избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться.
Агитационный период для кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу избирательным объединением, начинается со дня представления в окружную избирательную комиссию документов, предусмотренных частью 3 пункта 1, пунктами 2 и 2-1 статьи 44 Кодекса.
Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования (в 00.00 ч. 17 сентября 2016 года).
1.4. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования (с 20 августа 2016 года и до 00.00 ч. 17 сентября 2016 года).
Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается (17 и 18 сентября 2016 года соответственно).
1.5. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные в соответствии с требованиями Федерального закона и размещенные в установленном законом порядке на специальных местах, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах могут сохраняться в день голосования 18 сентября 2016 года на прежних местах.
1.6. Политическая партия, выдвинувшая кандидатов, которые зарегистрированы соответствующей избирательной комиссией, не позднее 10 дней до дня голосования (не позднее 7 сентября 2016 года) публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном муниципальном периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая кандидатам в соответствии с избирательным законодательством, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.
1.7. Кандидат, избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.
1.8. Нарушение сроков ведения предвыборной агитации влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях
2.1. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях проводится в порядке, установленном Кодексом.
2.2. Муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, в том числе для представления избирателям предвыборных программ.
Эфирное время на каналах муниципальных организаций телерадиовещания и печатная площадь в муниципальных периодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом, также бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь).
2.3. При проведении выборов в органы местного самоуправления перечень муниципальных организаций телерадиовещания и муниципальных периодических печатных изданий публикуются избирательной комиссией муниципального образования (территориальной избирательной комиссией с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования) по представлению Управления Роскомнадзора по Уральскому Федеральному округу не позднее чем на пятнадцатый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Данная информация публикуется на официальном сайте соответствующей избирательной комиссии.
Указанный перечень представляется в избирательную комиссию не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
В перечень включаются следующие сведения о каждой организации телерадиовещания, каждом периодическом печатном издании:
1) наименование организации телерадиовещания и соответствующего средства массовой информации, форма периодического распространения (телеканал, радиоканал, радиопрограмма) и территория распространения в соответствии с лицензией на телевизионное вещание, радиовещание либо наименование периодического печатного издания и территория распространения в соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации;
2) регистрационный номер и дата выдачи свидетельства о регистрации средства массовой информации;
3) юридический адрес организации телерадиовещания либо редакции периодического печатного издания;
4) учредитель (учредители) организации телерадиовещания либо учредитель (учредители) периодического печатного издания, редакции периодического печатного издания;
5) вид и объем выделявшихся бюджетных ассигнований из местного бюджета на функционирование организации телерадиовещания, периодического печатного издания (если таковые выделялись за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов;
6) доля (вклад) муниципальных образований в уставном (складочном) капитале (если таковая имелась (таковой имелся) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов);
7) периодичность выпуска периодического печатного издания;
8) указание на то, что соответствующие телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, периодическое печатное издание являются специализированными (для культурно-просветительских, детских, технических, научных и других специализированных средств массовой информации).
При проведении выборов в органы местного самоуправления орган местного самоуправления не позднее чем на пятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов представляет в Управление Роскомнадзора по Уральскому Федеральному округу список организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, подпадающих под действие пункта 3 статьи 47 Федерального закона, с указанием в отношении организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, выделялись бюджетные ассигнования из местного бюджета на их функционирование (в том числе в форме субсидий), вида и объема таких ассигнований.
2.4. Расходы муниципальных организаций телерадиовещания и редакций муниципальных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.
2.5. Негосударственные организации телерадиовещания, редакции негосударственных периодических печатных изданий и редакции сетевых изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированных не менее чем за один год до начала избирательной кампании, а также редакции негосударственных периодических печатных изданий и редакции сетевых изданий, учрежденных избирательными объединениями (в том числе их структурными подразделениями) независимо от срока регистрации изданий, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам платное эфирное время, платную печатную площадь, платные услуги по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях при условии выполнения указанными организациями и редакциями требований, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 65 Кодекса. Иные негосударственные организации телерадиовещания, редакции негосударственных периодических печатных изданий, редакции сетевых изданий не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь, услуги по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях.
2.6. Условия оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов, предоставляемых негосударственными организациями телерадиовещания, редакциями негосударственных периодических печатных изданий и редакциями сетевых изданий, должны быть едины для всех зарегистрированных кандидатов. Это требование не распространяется на редакции негосударственных периодических печатных изданий, редакции сетевых изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями.
2.7. При проведении выборов сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Указанные сведения, а также информация о дате и об источнике их опубликования, сведения о регистрационном номере и дате выдачи свидетельства о регистрации средства массовой информации и уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации, услуги по размещению агитационных материалов в сетевом издании в тот же срок должны быть представлены в избирательную комиссию муниципального образования (территориальную избирательную комиссию с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования).
2.8. Допускается отказ от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации, услуг по размещению агитационных материалов в сетевом издании, выраженный путем непредставления в соответствующую избирательную комиссию уведомления, указанного в пункте 2.7 настоящего Справочно-методического материала, в установленные в указанном пункте сроки:
1) негосударственных организаций телерадиовещания и редакций негосударственных периодических печатных изданий;
2) редакций государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю;
3) организаций телерадиовещания, осуществляющих выпуск специализированных телеканалов, радиоканалов, телепрограмм, радиопрограмм, и редакций специализированных периодических печатных изданий;
4) редакций сетевых изданий;
5) при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации (депутатов Законодательного Собрания Свердловской области) - муниципальных организаций телерадиовещания и редакций муниципальных периодических печатных изданий.
2.9. Зарегистрированный кандидат не вправе использовать предоставленные ему эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов. При этом на выборах депутатов представительного органа муниципального образования зарегистрированный кандидат, кандидат из зарегистрированного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, вправе использовать предоставленные ему эфирное время, печатную площадь для проведения на тех же выборах предвыборной агитации за других кандидатов, выдвинутых этим же избирательным объединением.
2.10. Предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания и печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения предвыборной агитации, предоставление услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях производятся в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания и кандидатом до предоставления указанных эфирного времени, печатной площади, услуг.
Договор на предоставление эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях заключается в простой письменной форме. Сторонами договора являются кандидаты (их уполномоченные представители по финансовым вопросам), с одной стороны и организация телерадиовещания, редакция периодического печатного издания, редакция сетевого издания, - с другой стороны.
2.11. При предоставлении эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях за плату, размер оплаты предоставляемых услуг должен соответствовать расценкам и иным условиям предоставления эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях указанным в сведениях, опубликованных в средствах массовой информации и представленных в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 2.7 настоящего Справочно-методического материала.
При предоставлении платного эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях оплата должна производиться исключительно из соответствующего избирательного фонда кандидата.
2.12. В ходе осуществления кандидатами агитационной деятельности на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях не допускается использование преимуществ должностного или служебного положения, под которым, в частности, подразумевается доступ (обеспечение доступа) к муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с Кодексом.
2.13. Виды административных правонарушений и основания привлечения к ответственности за нарушение порядка проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации предусмотрены статьями 5.5 и 5.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио
3.1. Бесплатное эфирное время на каналах муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется зарегистрированным кандидатам на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и другие условия).
Предоставление бесплатного эфирного времени при проведении выборов в органы местного самоуправления на муниципальных каналах организаций телерадиовещания осуществляется по результатам жеребьевки, проводимой организующей выборы избирательной комиссией с участием организации телерадиовещания среди зарегистрированных кандидатов не позднее 16 августа 2016 года.
В случае принятия решения о регистрации кандидата после истечения указанного срока жеребьевка по распределению бесплатного эфирного времени проводится с участием указанного кандидата в течение двух дней со дня принятия решения о регистрации кандидата, но до истечения срока проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания, указанного в пункте 1.4 настоящего Справочно-методического материала.
3.2. Предоставление платного эфирного времени при проведении выборов в органы местного самоуправления на муниципальных каналах организаций телерадиовещания осуществляется по результатам жеребьевки, проводимой соответствующей муниципальной организацией телерадиовещания с участием зарегистрированных кандидатов на основании письменных заявок кандидатов на участие в жеребьевке, поданных в срок не позднее 16 августа 2016 года.
3.3. По результатам жеребьевки организациями телерадиовещания составляется график предоставления бесплатного эфирного времени с указанием конкретной даты и времени выхода в эфир. График утверждается решением избирательной комиссии муниципального образования (территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования).
При подготовке и проведении жеребьевки устанавливается следующий порядок и правила:
1) избирательная комиссия муниципального образования (территориальная избирательная комиссия с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования) соответственно не позднее 7 дней до дня проведения жеребьевки публикует порядок и правила проведения жеребьевки на муниципальном канале;
2) жеребьевка проводится среди зарегистрированных кандидатов;
3) в жеребьевке принимают участие: представители организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, члены территориальной (муниципальной) избирательной комиссии с правом решающего голоса (на выборах депутатов представительных органов - члены окружной комиссии от каждого округа) соответственно, зарегистрированные кандидаты (их доверенные лица), представители иных средств массовой информации;
4) перед проведением жеребьевки с разъяснениями о предоставляемых возможностях для проведения агитации и условиях предоставления эфирного времени выступают представители соответствующих организаций телерадиовещания.
График предоставления бесплатного эфирного времени утверждается и публикуется организующей выборы избирательной комиссией.
3.4. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.
3.5. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из муниципальных организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четверти общего времени вещания.
Если в результате предоставления бесплатного эфирного времени на каждого зарегистрированного кандидата придется более 60 минут бесплатного эфирного времени, общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, сокращается и должен составлять 60 минут, умноженных соответственно на количество зарегистрированных кандидатов.
На дополнительных или повторных выборах депутата (депутатов) представительного органа муниципального образования по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая муниципальная организация телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации должен составлять на каждом из каналов не менее 15 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной шестой общего времени вещания.
Если в результате предоставления бесплатного эфирного времени на каждого зарегистрированного кандидата придется более 30 минут эфирного времени, общий объем эфирного времени, которое каждая организация телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, сокращается и должен составлять 30 минут, умноженных соответственно на количество зарегистрированных кандидатов.
3.6. Зарегистрированный кандидат не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:
1) распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов;
2) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран;
3) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с негативными комментариями;
4) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата.
3.7. Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено зарегистрированным кандидатам для проведения совместных дискуссий, "круглых столов" и иных совместных агитационных мероприятий. Данное правило не применяется при предоставлении бесплатного эфирного времени кандидатам, зарегистрированным по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу, если указанного объема эфирного времени недостает для проведения хотя бы одного совместного агитационного мероприятия, в котором на каждого кандидата придется пять или более минут.
Зарегистрированный кандидат обязан участвовать в совместных агитационных мероприятиях при этом только лично.
3.8. При проведении совместных агитационных мероприятий телерадиокомпания, как правило, назначает ведущего предвыборных дебатов, "круглого стола".
Ведущий обеспечивает соблюдение порядка проведения дебатов, "круглого стола", предварительно согласованного с участниками, предлагает им ответить на вопросы других участников, либо на вопросы телезрителей, радиослушателей.
Ведущий не вправе:
1) ограничивать время выступления участника дебатов, "круглого стола", если иное не предусмотрено порядком их проведения, согласованным с его участниками, либо если это не обусловлено окончанием эфирного времени, предназначенного для данной передачи;
2) отдавать предпочтение кому-либо из участников предвыборных дебатов, "круглого стола".
Участник предвыборных дебатов, "круглого стола" обязан:
1) соблюдать порядок проведения дебатов, "круглого стола";
2) вести дискуссию в рамках этических норм, не допускать оскорбительных, заведомо ложных, унижающих честь и достоинство высказываний в адрес других участников дебатов, "круглого стола";
3) выполнять обоснованные требования ведущего.
3.9. При невыполнении зарегистрированным кандидатом требований, предусмотренных пунктом 3.7 настоящего Справочно-методического материала, доля эфирного времени, отведенная этому зарегистрированному кандидату для участия в совместном агитационном мероприятии, распределяется между другими участниками данного совместного агитационного мероприятия (в том числе если в данном мероприятии может принять участие только один участник).
3.10. Муниципальные организации телерадиовещания обязаны резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов. Общий объем резервируемого эфирного времени организациями телерадиовещания должен быть равен установленному общему объему бесплатного эфирного времени или превышать его, но не более чем в два раза.
Зарегистрированный кандидат вправе за соответствующую плату получить время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число зарегистрированных кандидатов.
Если после такого распределения платного эфирного времени останется нераспределенное эфирное время, оно может быть предоставлено за плату зарегистрированным кандидатам, подавшим заявку на предоставление такого эфирного времени, на равных условиях.
3.11. Даты и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов за плату определяются в соответствии с жеребьевкой, которую проводят муниципальные организации телерадиовещания с участием зарегистрированных кандидатов на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, которая проводится не позднее 16 августа 2016 года.
3.12. В случае, если зарегистрированный кандидат откажутся от использования предоставленного им для проведения предвыборной агитации платного либо бесплатного эфирного времени, они обязаны не позднее чем за пять дней до выхода в эфир, а если выход в эфир должен состояться менее чем через пять дней со дня проведения соответствующей жеребьевки, - в день жеребьевки сообщить об этом в письменной форме соответствующей организации телерадиовещания, которая использует высвободившееся эфирное время по своему усмотрению.
3.13. Негосударственные организации телерадиовещания, выполнившие условия пункта 2.7 настоящего Справочно-методического материала, обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам на равных условиях (в том числе по времени выхода в эфир).
3.14. Запрещается перекрывать передачу агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов.
4. Условия проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях
4.1. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, и выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны выделять бесплатную печатную площадь для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами.
При этом в периодических печатных изданиях, учрежденных органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных правовых и иных актов, не могут публиковаться агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие деятельность кандидатов.
4.2. Общий минимальный объем площади, которую муниципальное печатное издание бесплатно предоставляет зарегистрированным кандидатам, должен составлять не менее 15 процентов от общего объема печатной площади.
Общий объем печатной площади, которую такое периодическое печатное издание бесплатно предоставляет для целей агитации, официально публикуется редакцией данного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (проведении) и в этот же срок представляется в избирательную комиссию муниципального образования (территориальную избирательную комиссию с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования), организующую соответствующие выборы.
4.3. Общий объем бесплатной печатной площади распределяется между зарегистрированными кандидатами путем деления этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов, имеющих право на бесплатную публикацию агитационных материалов в данном периодическом печатном издании.
4.4. Бесплатные публикации агитационных материалов зарегистрированных кандидатов осуществляются по графику, утверждаемому избирательной комиссией, организующей выборы.
График предоставления бесплатной печатной площади с указанием конкретной даты составляется редакцией периодического печатного издания по результатам жеребьевки, проводимой организующей выборы избирательной комиссией не позднее 16 августа 2016 года с участием редакции периодического печатного издания среди зарегистрированных кандидатов с участием заинтересованных лиц.
В случае принятия решения о регистрации кандидата после истечения указанного срока жеребьевка по распределению бесплатного эфирного времени проводится с участием указанного кандидата в течение двух дней со дня принятия решения о регистрации кандидата, но до истечения срока проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания, указанного в пункте 1.4 настоящего Справочно-методического материала.
4.5. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации за плату. Даты публикации предвыборных агитационных материалов за плату определяются в соответствии с жеребьевкой, которую проводят редакции муниципальных периодических печатных изданий с участием зарегистрированных кандидатов на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех кандидатов. Общий объем печатной площади, резервируемой для платного предоставления, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, выделяемой соответствующей редакцией кандидатам для размещения их агитационных материалов.
Зарегистрированный кандидат вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированной печатной площади печатную площадь в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число зарегистрированных кандидатов. Если после такого распределения печатной площади за плату останется нераспределенная печатная площадь, она может быть предоставлена за плату зарегистрированным кандидатам, подавшим заявку на предоставление такой печатной площади, на равных условиях.
4.6. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия, указанные в пункте 2.7 настоящего Справочно-методического материала, вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации.
4.7. Публикация агитационных материалов в периодических печатных изданиях не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом.
4.8. Публикации всех агитационных материалов, размещаемых в периодических печатных изданиях, должны сопровождаться информацией о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы бесплатно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания, в том числе в соответствии с частью 1 статьи 5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4.9. Редакции периодических печатных изданий, публикующих агитационные материалы, за исключением учрежденных кандидатами, избирательными объединениями, не вправе отдавать предпочтение какому-либо кандидату или избирательному объединению путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий.
5. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий
5.1. Кандидаты вправе осуществлять агитацию посредством агитационных публичных мероприятий (далее - публичные мероприятия) с момента выдвижения кандидатов, за исключением случая, предоставления зарегистрированным кандидатам помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий на бесплатной основе в порядке, предусмотренном пунктом 5.14 настоящего Справочно-методического материала.
5.2. Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования в целях предвыборной агитации регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон "О собраниях..."), Кодексом, Законом Свердловской области "Об отдельных вопросах подготовки и проведения публичных мероприятий на территории Свердловской области".
5.3. Агитационное публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений, в том числе с использованием транспортных средств, с целью свободного выражения и формирования мнений, а также выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни, побуждающих избирателей к голосованию за кандидатов, список, списки кандидатов.
Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
5.4. Публичное агитационное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному времени, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О собраниях.".
5.5. Органы исполнительной власти Свердловской области, органы местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, обязаны содействовать зарегистрированным кандидатам в организации и проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.
5.6. Постановлением Правительства Свердловской области от 13 мая 2013 года N 596-ПП "Об утверждении перечня единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территориях муниципальных образований в Свердловской области и норм предельной заполняемости территорий в местах проведения публичных мероприятий, требующих подачи уведомления" определены специально отведенные места, которые могут использоваться для проведения публичных мероприятий кандидатов, избирательных объединений.
Публичные мероприятия проводятся, как правило, в местах, определенных в указанном выше постановлении Правительства Свердловской области. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с Департаментом общественной безопасности или с уполномоченным в соответствии с муниципальными правовыми актами на рассмотрение уведомлений о проведении публичных мероприятий органом местного самоуправления муниципального образования.
Порядок использования указанных специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости установлены Законом Свердловской области "Об отдельных вопросах подготовки и проведения публичных мероприятий на территории Свердловской области".
Организатор публичного мероприятия в случаях и в сроки, предусмотренные Федеральным законом "О собраниях.", подает уведомление о проведении публичного мероприятия в уполномоченный в соответствии с муниципальными правовыми актами на рассмотрение уведомлений о проведении публичных мероприятий орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируется провести соответствующее публичное мероприятие (далее - уполномоченный орган местного самоуправления).
Уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в Департамент общественной безопасности Свердловской области в сфере подготовки и проведения публичных мероприятий в случаях:
1) если публичное мероприятие планируется одновременно провести в двух или более муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области;
2) если публичное мероприятие планируется провести на территории муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, с численностью населения свыше 500 тысяч человек (муниципальное образование "город Екатеринбург").
5.7. Уведомление о проведении митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования, проводимого группой лиц, либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, подается организатором публичного мероприятия в письменной форме в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении агитационного публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
В уведомлении указываются цель, форма, место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств, дата, время начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемое количество участников публичного мероприятия, формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия, фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона, фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
5.8. В соответствии с Законом Свердловской области "Об отдельных вопросах подготовки и проведения публичных мероприятий на территории Свердловской области" предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, составляет 100 человек.
5.9. В соответствии с Федеральным законом "О собраниях." публичными мероприятиями, уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию.
5.10. Департамент общественной безопасности или уполномоченный орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:
1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
2) в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям федерального закона;
3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями Федерального закона "О собраниях...". Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия и в орган внутренних дел для организации взаимодействия по надлежащему обеспечению общественной безопасности участников публичного мероприятия и иных лиц;
4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие органы государственной охраны.
В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, соответствующий уполномоченный орган незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
5.11. Департамент общественной безопасности или уполномоченный орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Федеральным законом "О собраниях.. " не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с федеральным законом или законом Свердловской области проведение публичного мероприятия запрещается.
К местам, в которых проведение публичного мероприятия согласно Федеральному закону "О собраниях." запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
В соответствии с Законом Свердловской области "Об отдельных вопросах подготовки и проведения публичных мероприятий на территории Свердловской области" к местам, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается, также относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к зданиям аэропортов, железнодорожных, автомобильных и речных вокзалов и станций;
2) территории, непосредственно прилегающие к зданиям, в которых размещаются образовательные организации, медицинские организации, организации социального обслуживания граждан, учреждения культуры, физической культуры и спорта, а также непосредственно прилегающие к объектам, используемым при осуществлении образовательной деятельности, объектам спорта и объектам связи;
3) территории, непосредственно прилегающие к жилым домам и многоквартирным домам;
4) территории, непосредственно прилегающие к зданию, в котором размещается полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе;
5) территории, непосредственно прилегающие к зданиям, в которых размещаются высшие органы государственной власти Свердловской области;
6) территории, непосредственно прилегающие к зданиям, в которых размещаются представительные органы муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и главы этих муниципальных образований;
7) территории, непосредственно прилегающие к зданиям, в которых размещаются религиозные объединения.
5.12. Публичные мероприятия должны проводиться в соответствии с целями, указанными в уведомлении, а также в определенные сроки и в обусловленном месте. При проведении массового мероприятия его организаторы и другие участники обязаны соблюдать законодательство, не нарушать общественный порядок.
В соответствии с Федеральным законом "О собраниях." участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
5.13. Организатор публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.
5.14. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны предоставлять избирательной комиссии муниципального образования (территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования) сведения о помещениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности пригодных для проведения публичных мероприятий в форме собраний. По заявке зарегистрированного кандидата указанные помещения безвозмездно предоставляются собственником, владельцем помещения для встреч с избирателями.
Соблюдая принцип равенства прав зарегистрированных кандидатов избирательные комиссии должны определить временные рамки использования помещений для встреч зарегистрированных кандидатов с избирателями.
5.15. Если указанное выше помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было предоставлено одному зарегистрированному кандидату, собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода.
В случае предоставления помещения зарегистрированному кандидату собственник, владелец помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязаны уведомить в письменной форме избирательную комиссию муниципального образования (территориальную избирательную комиссию с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования) либо окружную избирательную комиссию (при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования) о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам. Избирательная комиссия, получив указанное уведомление, обязана в течение двух суток с момента получения разместить ее на своем сайте или иным способом довести ее до сведения других зарегистрированных кандидатов (разместить в помещении избирательной комиссии, довести до сведения кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей по финансовым вопросам).
Ответственность собственников, владельцев помещений за нарушение требования о необходимости уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещения зарегистрированному кандидату установлена статьей 5.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5.16. В соответствии с Законом Свердловской области "Об отдельных вопросах подготовки и проведения публичных мероприятий на территории Свердловской области" организаторы проводимого с использованием транспортных средств публичного мероприятия на объекте транспортной инфраструктуры, используемом для транспорта общего пользования, обеспечивают соблюдение общего количества и категорий транспортных средств, маршрута их движения (протяженность, место начала и окончания маршрута) и средней скорости движения транспортных средств, которые были указаны ими в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
Движение транспортных средств, используемых при проведении публичного мероприятия на объекте транспортной инфраструктуры, используемом для транспорта общего пользования, в соответствии с правилами дорожного движения должно осуществляться в составе организованной транспортной колонны.
В соответствии с Законом Свердловской области "Об отдельных вопросах подготовки и проведения публичных мероприятий на территории Свердловской области" при проведении публичного мероприятия на объекте транспортной инфраструктуры, используемом для транспорта общего пользования, транспортные средства не могут использоваться:
1) на участках дорог, по которым запрещено движение всех механических транспортных средств или категорий транспортных средств, используемых в публичном мероприятии;
2) на участках дорог, выделенных для движения общественного транспорта;
3) на участках дорог, на которых осуществляется их техническое обслуживание и ремонт;
4) на дорогах с одной проезжей частью для каждого направления движения.
Нормы предельной заполняемости объектов транспортной инфраструктуры при проведении публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, устанавливаются с учетом особенностей этих объектов Правительством Свердловской области.
Предельное количество транспортных средств, которые могут осуществлять движение в составе одной организованной транспортной колонны, при проведении публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, устанавливается с учетом особенностей этих транспортных средств Правительством Свердловской области.
5.17. Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание или помещение, пригодное для проведения агитационного публичного мероприятия в форме собрания, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении.
Такое здание или помещение предоставляется командиром воинской части по запросу соответствующей избирательной комиссии для встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц с избирателями из числа военнослужащих.
Организацию указанных встреч обеспечивает командир воинской части совместно с соответствующей избирательной комиссией, при этом все зарегистрированные кандидаты либо их доверенные лица оповещаются о месте и времени встречи не позднее чем за три дня до ее проведения.
5.18. Кандидаты вправе арендовать на основе договора здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий.
5.19. Нарушение порядка и правил проведения публичного мероприятия являются основаниями его приостановления или прекращения в соответствии со статьями 15 - 17 Федерального закона "О собраниях...".
6. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
6.1. Кандидаты, вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.
6.2. Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам равные условия оплаты изготовления этих материалов.
Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов и в тот же срок представлены в избирательную комиссию, организующую выборы. Вместе с указанными сведениями в комиссию должны быть представлены также сведения, содержащие наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства).
6.3. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы (за исключением распространяемых через СМИ) должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда кандидата.
6.4. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены в территориальную избирательную комиссию с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования, кандидатом на выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выдвинутым по одномандатному (многомандатному) избирательному округу - в соответствующую окружную избирательную комиссию.
Вместе с указанными материалами должно быть также представлено уведомление, содержащее сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда кандидата.
Вместе с указанными материалами в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде.
6.5. В ходе приема агитационных материалов член соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса осуществляет первичную проверку представленных кандидатом агитационных материалов и документов на соответствие требованиям избирательного законодательства.
В случае выявления по результатам первичной проверки нарушений требований избирательного законодательства, допущенного при изготовлении агитационного материала, соответствующая избирательная комиссия незамедлительно направляет в адрес кандидата, представившего агитационный материал, соответствующее письменное уведомление.
6.6. После представления экземпляра печатного агитационного материала или его копии, экземпляра аудиовизуального агитационного материала, фотографии или экземпляра иного агитационного материала и его проверки на предмет соблюдения требований закона при его изготовлении и представлении, избирательной комиссией вводятся соответствующие сведения о представленных печатных агитационных материалах в задачу "Агитация" ГАС "Выборы".
Сведения о печатных предвыборных агитационных материалах и их электронные образы вводятся в задачу "Агитация" ГАС "Выборы" не позднее чем через четыре часа после регистрации соответствующего агитационного печатного материала избирательной комиссией. В случае представления в избирательную комиссию в течение одного рабочего дня более 30 печатных агитационных материалов срок ввода информации по указанным печатным агитационным материалам по решению руководителя рабочей группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов соответствующей избирательной комиссии может быть продлен, но не более чем до 16.00 часов следующего дня.
6.7. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
6.8. Запрещается изготовление и распространение печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные пунктом 1-1 статьи 69 Кодекса (пунктом 6.2. настоящего Справочно-методического материала), либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата, с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7, 8-1 и 9-1 статьи 63, пунктом 2 статьи 69 Кодекса.
6.9. Органы местного самоуправления по предложению территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня голосования (не позднее 18 августа 2015 г.) обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией.
Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов избирательных комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов. Зарегистрированным кандидатам должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится избирательными комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов.
6.10. Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением специально определенных для этой цели мест) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.
Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы (оказывающие услуги) по подготовке и размещению агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам равные условия оплаты своих работ (услуг).
Ответственность за нарушение прав зарегистрированных кандидатов при выделении площадей для размещения агитационных материалов предусматривается статьей 5.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6.11. Запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
В соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия относятся:
1) памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;
2) ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;
3) достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов, места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.
Ответственность за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов предусмотрена частью 2 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6.12. Ответственность за нарушение порядка изготовления или распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов предусмотрена статьёй 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Особенности проведения предвыборной агитации с использованием ресурсов сети "Интернет"
7.1. Агитационные материалы могут распространяться кандидатом в сети "Интернет" как в сетевых изданиях, так и на сайтах (страницах сайтов) в сети "Интернет", не зарегистрированных в качестве средств массовой информации на основании соответствующего договора.
В соответствии со статьей 2 Закона "О средствах массовой информации" под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с указанным Законом.
Использование сайтов в сети "Интернет", не имеющих регистрации в качестве СМИ, регламентируется нормами законодательства о выборах, определяющими требования к выпуску и распространению аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
С учетом предусмотренного Законом о СМИ равенства статуса редакций средств массовой информации любых видов на указанные организации распространяются условия проведения предвыборной агитации, аналогичные общим условиям проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, установленным статьей 65 Кодекса, а также сроки агитационного периода, установленные пунктом 2 статьи 64 Кодекса, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования (с 20 августа 2016 г. до 00.00. ч. 17 сентября 2016 года). После 00.00 ч. 17 сентября 2016 года за одни сутки до дня голосования и в день голосования, размещение агитации в сетевых изданиях должно быть прекращено.
7.2. Редакции сетевых изданий, зарегистрированных не менее чем за один год до начала избирательной кампании, а также редакции сетевых изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями (в том числе их структурными подразделениями), независимо от срока регистрации, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам соответствующие услуги при условии выполнения пункта 6 статьи 65 Кодекса, то есть при условии опубликования сведений о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты услуг не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Указанные сведения и уведомление о готовности предоставить услуги для проведения предвыборной агитации в тот же срок должны быть представлены в избирательную комиссию, организующую выборы.
7.3. Размещение агитационного материала в сетевых СМИ должно сопровождаться указанием на то, из средств избирательного фонда какого кандидата оплачено размещение этого агитационного материала.
Для сетевых СМИ действует правило, предусмотренное в пункте 5 статьи 65 Кодекса, согласно которому условия оплаты размещения агитационных материалов должны быть едины для всех кандидатов. Это требование не распространяется на редакции сетевых изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями.
7.4. Материалы, которые технически могут быть размещены в сети "Интернет", относятся к аудиовизуальным (предназначенным для зрительного и слухового восприятия либо только для зрительного, либо только для слухового), в связи с чем при их выпуске и распространении должны соблюдаться соответствующие требования пункта 2 статьи 69 Кодекса.
В частности, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в территориальную избирательную комиссию с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования, кандидатом на выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выдвинутым по одномандатному (многомандатному) избирательному округу - в соответствующую окружную избирательную комиссию.
Кроме того, все аудиовизуальные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда. Для целей реализации указанного требования закона в качестве информации о тираже аудиовизуального материала возможно указывать количество его копий, изготовленных на материальных носителях (на жестких дисках персональных компьютеров, а также съемных носителях - компакт-дисках, флэш-картах и т.д.), либо количество сайтов (страниц сайтов), на которых кандидат, избирательное объединение планируют разместить предвыборный агитационный материал. Указанные данные могут быть размещены на соответствующем материальном носителе либо содержаться непосредственно в визуальном и (или) звуковом ряду материала.
7.5. При использовании возможностей Интернета должны учитываться и соблюдаться все ограничения, установленные статьей 70 Кодекса, иным законодательством к содержанию и размещению указанных агитационных материалов. В частности, не допускается размещение на платной основе агитационных аудиовизуальных материалов, ранее не представленных в соответствующую избирательную комиссию, агитация с признаками экстремистской деятельности, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство. Также следует обратить внимание на запрет изготовления агитационных материалов с нарушением законодательства об интеллектуальной собственности (пункт 2-1 статьи 70 Кодекса).
7.6. Меры реагирования, предусмотренные действующим законодательством, применяются также к случаям выявления в сети "Интернет" нарушений правил проведения предвыборной агитации, установленных законом.
7.7. В случае выявления факта нарушения кандидатом правил ведения агитации, соответствующая избирательная комиссия вправе вынести указанным лицам предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через СМИ либо иным способом, например, через Интернет.
7.8. В случае нарушения положений закона при проведении агитации в сети "Интернет" соответствующая избирательная комиссия также вправе обратиться в Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности.
8. Ограничения при проведении предвыборной агитации
8.1. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, об избирательном объединении, выдвинувшем кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, о кандидате (кандидатах) не допускается.
8.2. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не указанного в пункте 8.1. настоящего Справочно-методического материала, о кандидате, об избирательном объединении допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в соответствующую избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию.
Представление согласия не требуется в случаях:
1) использования обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;
2) цитирования высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных на соответствующих выборах иными кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом.
8.3. При проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в случае использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц. В этом случае получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется.
В соответствии со статьей 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации согласие гражданина на использование его изображения не требуется в случаях, если изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования или гражданин позировал за плату.
8.4. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" под злоупотреблением свободой массовой информации понимается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Как злоупотребление свободой массовой информации в соответствии с указанным Законом Российской Федерации рассматривается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.
Как злоупотребление свободой массовой информации в соответствии с указанным Законом Российской Федерации квалифицируется распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
8.5. Одной из форм злоупотребления свободой массовой информации является экстремистская деятельность. Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" устанавливает, что экстремистской деятельностью (экстремизмом) признается:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Распространение экстремистских материалов на территории Российской Федерации запрещено.
8.6. В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, включая случай поступления уведомления о распространении такой информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, органы прокуратуры направляют требование в Управление Роскомнадзора по Уральскому Федеральному округу.
Таким образом, в случае если, по мнению избирательной комиссии, размещаемый в сети "Интернет", в том числе в рамках сетевого издания, информационный или агитационный материал носит признаки нарушений пункта 1 статьи 56 Федерального закона, пункта 2 статьи 70 Кодекса в части распространения призывов к осуществлению экстремистской деятельности и (или) части 1 статьи 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", указанная избирательная комиссия незамедлительно направляет соответствующее сообщение в органы прокуратуры. О данном факте уведомляется соответствующая вышестоящая избирательная комиссия.
Если в агитационном материале, размещенном в сети "Интернет", будет установлено наличие признаков иных нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона, пункта 2 статьи 70 Кодекса, то данный агитационный материал подлежит направлению соответствующей избирательной комиссией в правоохранительные органы по месту их обнаружения. В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
8.7. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
8.8. Не допускается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
8.9. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата. В день голосования (18 сентября 2016 года) и в день, предшествующий дню голосования (17 сентября 2016 года), такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего избирательного фонда, не допускается.
На этих же условиях могут размещаться объявления (иная информация) о связанной с выборами деятельности избирательного объединения, кандидата при условии указания в объявлении (иной информации) сведений, из средств избирательного фонда какого кандидата оплачено их размещение.
8.10. В день голосования 18 сентября 2016 года до момента окончания голосования запрещается публикация (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть "Интернет").
8.11. Кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям по финансовым вопросам, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В период избирательной кампании не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов.
Кандидаты, их доверенные лица и уполномоченные представители по финансовым вопросам, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица и (или) организации, в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью.
Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию.
Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям.
Статьей 1 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" установлено, что благотворительной деятельностью является добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Ответственность виновных лиц за осуществление подкупа избирателей, проведение незаконной благотворительной деятельности предусматривается статьей 5.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. Осуществление контроля за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации
9.1. Территориальная избирательная комиссия с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования, окружные и участковые избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений.
В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований пунктов 2 - 6, 8 и 10 статьи 69 Кодекса, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания установленного законом порядка проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, Управление Роскомнадзора по Уральскому Федеральному округу с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, редакции сетевого издания, их должностных лиц, а также иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.
9.2. В целях реализации полномочий избирательных комиссий по контролю за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил информирования избирателей, ведения предвыборной агитации, в том числе для недопустимости злоупотребления свободой массовой информации, в частности, распространения материалов (информации) экстремистской направленности, при избирательных комиссиях создаются рабочие группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов.
Такие группы должны отслеживать появление указанной продукции и направлять ее экспертам в области филологии, конфликтологии для проведения лингвистических исследований и установления наличия /отсутствия/ экстремистской цели. Соответствующее экспертное заключение должно являться основой для выявления экстремистских материалов, распространения информации или продукции такого характера.
Одновременно с направлением материалов на исследование соответствующие избирательные комиссии обращаются в правоохранительные органы для пресечения распространения данных материалов.
При получении заключений эксперта, представлений правоохранительных органов и иных документов избирательные комиссии направляют соответствующие материалы в органы прокуратуры для привлечения лиц, виновных в осуществлении экстремистской деятельности, к административной или уголовной ответственности.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 26 мая 2016 г. N 10/87 "О проекте Справочно-методического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.