Решение Свердловского областного суда
от 19 апреля 2016 г. N 3а-211/2016
Именем Российской Федерации
19 апреля 2016 года г. Екатеринбург
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шумкова Е.С.,
при секретаре ( / / )
с участием прокурора Куриловича И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "КИТ Екатеринбург" о признании недействующими подпунктов 1, 16 пункта 5 постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2014 года N 1268-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года N 1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области",
установил:
В соответствии с пунктами 4, 5 Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года N 1855-ПП "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" (далее - Постановление N 1855-ПП) арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, определяется в процентах от кадастровой стоимости земельного участка по формуле:
, где:
АП - величина арендной платы в год по договору аренды;
КС - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка в рублях;
СтАП - ставка арендной платы, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области;
ПК - понижающий коэффициент для отдельных категорий лиц, установленный постановлением Правительства Свердловской области;
Ку - коэффициент увеличения, ежегодно устанавливаемый Правительством Свердловской области, с учетом показателей инфляции (сводного индекса потребительских цен), предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.
Подпунктом 23 пункта 2 вышеназванного Постановления Правительства Свердловской области утверждены ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Пунктом 12 ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных Постановлением N 1855-ПП (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 года N 1670-ПП) был установлен размер ставки арендной платы за земельные участки под объектами торговли (за исключением земельных участков, указанных в пунктах 13 - 22). А пунктом 52 этих ставок (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 года N 1670-ПП) был установлен размер ставки арендной платы за земельные участки под организациями обрабатывающего производства.
30 декабря 2014 года Правительством Свердловской области принято Постановление N 1268-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года N 1855-ПП "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" (далее - Постановление N 1268-ПП).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 Постановления N 1268-ПП ставка арендной платы за земельные участки под объектами торговли, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург" с 4,8 повышена до 6,8. Подпунктом 16 пункта 5 этого же Постановления Правительства Свердловской области ставка арендной платы за земельные участки, под организациями обрабатывающего производства, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург" с 4,0 повышена до 6,4 (т.1, л.д. 90-96).
Постановление N 1268-ПП официально опубликовано 31 декабря 2014 года на "Официальном интернет - портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru), номер публикации 3570 (т.1, л.д. 127), вступило в действие с 01 января 2015 года (пункт 15 Постановления) (т.1, л.д. 96) и в указанной части является действующим в настоящее время.
ООО "КИТ Екатеринбург" является одним из арендаторов земельного участка с кадастровым номером 66:41:0502060:2, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 4 (т.1, л.д. 42-81). При этом административный истец также является собственником помещений торгового назначения, находящихся в здании, расположенном на этом земельном участке (т.1, л.д. 64, 68-69; т.2, л.д. 8-9), которые сдает в аренду (т.2, л.д. 165-244; т.3, л.д. 1-174).
Арендная плата за указанный земельный участок за 2015 - 2016 годы административному истцу начисляется по правилам Постановления N 1855-ПП в редакции Постановления N 1268-ПП, за часть земельного участка площадью 28241,25 кв. м - исходя из ставки 6,8, установленной подпунктом 1 пункта 5 Постановления N 1268-ПП для земельных участков под объектами торговли, а за часть земельного участка площадью 262,64 кв. м - по ставке 6,4, установленной подпунктом 16 пункта 5 Постановления N 1268-ПП для земельных участков под организациями обрабатывающего производства (т.1, л.д.81; т.2, л.д. 7).
Объяснениями представителя административного истца, которые другими лицами, участвующими в деле, не оспаривались, установлено, что на части земельного участка, арендная плата за который рассчитывается по ставке, установленной для участков под объектами обрабатывающего производства, располагается принадлежащая истцу котельная, которая используется исключительно для обеспечения деятельности здания, расположенного на остальной части земельного участка.
ООО "КИТ Екатеринбург" обратилось в суд с заявлением о признании недействующими подпунктов 1, 16 пункта 5 Постановления N 1268-ПП, как противоречащих принципу экономической обоснованности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) и пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование требований представитель административного истца Качмашева А.М. указала, что названные пункты Постановления N 1268-ПП увеличивают размер ставок арендной платы и влекут увеличение размера арендной платы для административного истца за арендуемый земельный участок. Установленные этими пунктами ставки арендной платы являются экономически необоснованными, так как причина увеличения ставок арендной платы - это сохранение доходов бюджета. Однако состояние экономики при их увеличении не учитывалось. Так в стране наблюдается экономический спад, снижается покупательная способность населения. В связи с этим истец вынужден снижать размер арендной платы для лиц, арендующих у него торговые помещения. При этом доходность самого земельного участка для истца снижается, поэтому нет никаких предпосылок для того, чтобы увеличивать размер арендной платы за земельный участок. Указанные обстоятельства, влияющие на доходность земельного участка, не были никак учтены Правительством Свердловской области при принятии оспариваемых положений Постановления N 1268-ПП.
Кроме того, предыдущее повышение ставок арендной платы Постановлением N 1670-ПП имело место с 11 января 2014 года, а новое их повышение Постановлением N 1268-ПП произошло с 01 января 2015 года. То есть размер арендной платы в связи с изменением ставок увеличился менее чем через год после предыдущего его изменения, что противоречит пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому размер арендной платы может изменяться не чаще одного раза в год.
Представитель Правительства Свердловской области и Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Денисова О.Н. заявленные требования не признала, указав, что оспариваемые нормы Постановления N 1268-ПП приняты Правительством Свердловской области в пределах его полномочий и не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу. Проект постановления готовился на основании предложений Администрации г. Екатеринбурга, с учетом прогнозной оценки, выполненной ЗАО "Дубль-Гео" по заказу Администрации г. Екатеринбурга и по формуле, указанной в техническом задании. В целом по видам разрешенного использования общий размер арендной платы вырос незначительно - на 3,9% по участкам под объектами торговли, и на 0,32% по участкам под объектами обрабатывающего производства. Размер арендной платы за земельный участок у истца ниже, чем средний размер арендной платы за земельные участки таких видов разрешенного использования. Права административного истца не нарушены.
Представители Администрации г. Екатеринбурга Свердловской области Шалыгина А.А. и Жолобова А.Ю. требования не признали, поддержали доводы представителя Правительства Свердловской области.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, выслушав заключение прокурора Куриловича И.А., полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования, распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, о чем указано в подпункте 2 пункта 3 статьи 39.7 вышеназванного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Аналогичные правила действовали и на момент издания оспариваемого постановления (пункты 1, 3 статьи 65, статья 22 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакциях, действовавших на дату издания постановления).
Правительство Свердловской области, является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области, свои полномочия реализует, в том числе и путем издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 9, 49, 52 Устава Свердловской области, статьи 1, 22 Закона Свердловской области от 04 ноября 1995 года N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области").
Право принимать нормативные правовые акты по вопросам установления порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Свердловской области, и земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, на момент принятия оспариваемого постановления было предоставлено Правительству Свердловской области подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 и статьей 54-6 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" (в редакции, действовавшей на тот период).
Пунктом 5 Положения, утвержденного Постановлением N 1855-ПП, прямо предусмотрено, что размер ставки арендной платы за вышеназванные земельные участки устанавливается Правительством Свердловской области.
Проанализировав вышеприведенное, суд находит, что Постановление N 1268-ПП, в оспариваемой части, принято Правительством Свердловской области в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством.
Представленные суду документы позволяют сделать вывод о соблюдении процедуры принятия этого нормативного правового акта на заседании Правительства Свердловской области (т.1, л.д.103, 121).
Постановлением N 582 утверждены следующие основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: экономической обоснованности; предсказуемости расчета размера арендной платы; предельно допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки; учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности; запрета необоснованных предпочтений.
Названные принципы должны соблюдаться и при установлении ставки арендной платы, поскольку она (ставка), являясь элементом вышеприведенной формулы расчета размера арендной платы, влияет на размер арендной платы, а ее изменение влечет и изменение размера арендной платы.
Принцип экономической обоснованности определения арендной платы предполагает, что размер арендной платы устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 11 мая 2004 года N 209-О, плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельного участка.
Приведенная правовая позиция подлежит применению при установлении размера арендной платы и ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также за земельные участки, право собственности на которые не разграничено, поскольку в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации правовая природа арендной платы за землю и земельного налога является одинаковой.
Таким образом, принцип экономической обоснованности арендой платы за землю, с учетом названной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, возлагает на органы власти обязанность выявлять экономические факторы, влияющие на уровень доходности земельных участков, а по результатам их анализа принимать нормативные правовые акты, определяющие размеры арендной платы и ставки арендной платы.
Представленные административным ответчиком документы, свидетельствуют о том, что при принятии оспариваемых положений нормативного правового акта проводился анализ такого фактора, влияющего на доходность земельного участка, как кадастровая стоимость. Точнее, был произведен анализ изменения кадастровой стоимости земельных участков под объектами торговли и под организациями обрабатывающего производства, по результатам которого вычислена новая эффективная ставка арендной платы. Результаты такого анализа изложены в Пояснительной записке ЗАО "Дубль-Гео", представленной в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, которое на ее основании и предложений Администрации г. Екатеринбурга разработало проект оспариваемого постановления (т.1, л.д. 138-154, 155-173, 128-137, 99-102). Применение вновь рассчитанной ставки арендной платы в размере 6,8 предполагало увеличение поступлений в доход бюджета от арендной платы за земельные участки под объектами торговли на 3,09% (т.1, л.д. 143-148 - столбец 17), а под объектами обрабатывающего производства на 0,32% (т.1, л.д. 149-154 - столбец 17).
При этом целью проведения такого анализа являлось сохранение доходов бюджета, а также возможность увеличения суммы арендной платы (т.1, л.д. 149, 159).
Целью же повышения ставок арендной платы и принятия оспариваемой части Постановления N 1268-ПП, как указано в пояснительной записке к проекту постановления, являлось сохранение на прежнем уровне суммы арендной платы и плановых поступлений (т.1, л.д. 99-102).
Таким образом, при принятии оспариваемой части нормативного правового акта были учтены только интересы доходной части бюджета. Учет только этих интересов привел к увеличению размера, как ставок арендной платы, так и к значительному увеличению самого размера арендной платы для административного истца в 2015 года по сравнению с 2014 годом, более чем на коэффициент увеличения, предусмотренный вышеприведенной формулой расчета арендной платы, который на 2015 год Постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2014 года N 1227-ПП установлен в размере 1,055 (т.1, л.д. 79-80, 81; т.2, л.д.2, 93-94,104)
Однако экономическая обоснованность размера арендной платы предполагает учет не только объема планируемых поступлений в бюджет от сдачи имущества в аренду, но и анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.
Административный истец, являясь собственником торговых площадей (помещений) в здании, которое располагается на вышеуказанном арендуемом истцом земельном участке, получает доход от сдачи в аренду этих площадей лицам, осуществляющим торговую деятельность. Следовательно, с точки зрения административного истца доходность арендуемого им земельного участка связана с возможностью получения прибыли от сдачи в аренду названных площадей.
Представленные административным истцом документы свидетельствуют о том, что в том числе и по причине наличия в экономике Российской Федерации кризисных явлений снизилась покупательная способность населения, что в свою очередь привело к снижению доходов административного истца от сдачи им в аренду торговый площадей. Такое снижение произошло как в результате уменьшения размера арендной платы за помещения, так и в результате расторжения договоров аренды торговых помещений. Эти процессы имели место как в 2014 году, то есть до принятия оспариваемых положений Постановления N 1268-ПП, так и после (т.2, л.д.151-154, 187-189, 206-210, 243-244, 226, 240-242; т.3, л.д. 14-15, 29-30, 31-33, 35, 44-49, 63-67, 68, 79, 80-81, 93-95,130-132,172-177, 178-185).
Указанное означает, что наличие кризисных явлений в экономике и снижение покупательной способности населения повлияли на уровень доходности арендуемого земельного участка для административного истца, как в отношении части земельного участка, используемого под объекты торговли, так и в части земельного участка под объектами обрабатывающего производства.
Таким образом, наличие кризисных явлений в экономике, снижение покупательной способности населения, по мнению суда, являются теми экономическими факторами, которые влияют на доходность арендуемого административным истцом земельного участка. Эти факторы, в силу принципа экономической обоснованности арендной платы, утвержденного Постановлением N 582, по мнению суда, подлежали выявлению и анализу при принятии оспариваемых положений Постановления N 1268-ПП. Анализ этих факторов позволил бы оценить, влияют ли эти факторы и каким образом в целом на доходность земельных участков под объектами торговли и под объектами обрабатывающего производства, присущи ли эти факторы всем земельным участкам с названными видами разрешенного использования или они являются единичными и обусловлены неэффективной деятельностью конкретного лица, в данном случае административного истца. Результаты анализа позволили бы выявить предпосылки и обоснования с экономической точки зрения для увеличения размера ставок арендной платы.
Однако, как следует из представленных суду доказательств, эти факторы, в нарушение принципа экономической обоснованности арендой платы, административным ответчиком и заинтересованными лицами не выявлялись и не анализировались.
Аналитические материалы Уральской палаты недвижимости указывают на снижение ставки арендной платы за торговые площади в г. Екатеринбурге (т.2, л.д. 52-53, 65-оборот, 150), что может говорить о снижении доходности таких площадей, и как следствие этого об уменьшении доходности земельных участков, на которых находятся такие площади (здания). Это обстоятельство, по мнению суда, также указывает на необходимость выявления и анализа факторов, влияющих на доходность земельных участков при решении вопроса об изменении ставки арендной платы.
Представленные доказательства свидетельствуют о том, что увеличение ставок арендной платы, оспариваемыми положениями Постановления N 1268-ПП, никак не соотносилось и не анализировалось во взаимосвязи с прогнозом социально-экономического развития Свердловской области на 2015 - 2017 годы, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 28 октября 2014 года N 928-ПП, который предполагал снижение в 2014 году показателей экономического роста предприятий обрабатывающего производства, оборота розничной торговли, а также и реальных доходов населения, и их незначительный рост в 2015 году.
В то же время, представленные расчеты указывают на то, что для достижения цели сохранения доходов бюджета на уровне предыдущего года в результате расчета ставки арендной платы по формуле, приведенной в техническом задании (т.1, л.д. 160), ставка арендной платы за земельные участки под объектами торговли должна была быть установлена в размере 6,6 (т.1, л.д. 143-148, столбец 14 графы итого по ВРИ на л.д. 148), а за земельные участки под объекты обрабатывающего производства - 6,38 (т.1, л.д. 149-154, столбец 14 графа итого по ВРИ л.д. 154). Однако Постановлением N 1268-ПП ставки для таких земельных участков были установлены в большем размере, при этом отсутствуют какие-либо обоснования такого их увеличения.
Оценивая все вышеизложенное, суд приходит к выводу, что изменение ставок арендной платы, оспариваемыми положениями Постановления N 1268-ПП, в нарушение принципа экономической обоснованности, произведено не исходя из анализа и оценки экономических и иных факторов, реально влияющих на доходность земельных участков под объектами торговли и обрабатывающего производства, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", а исходя из необходимости сохранения и повышения доходов местного бюджета. Однако эти критерии (сохранение и повышение доходов бюджета) не относятся к числу критериев, влияющих на доходность земельного участка.
Суд не усматривает никаких обстоятельств, свидетельствующих о противоречии оспариваемых норм Постановления N 1268-ПП иным, предусмотренным Постановлением N 582 Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пункт 3 статьи 614 устанавливает, что если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и за земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено (за исключением договоров аренды, заключенных по результатам аукциона), подлежит государственному регулированию и устанавливается нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1, подпункт 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды (пункты 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
Таким образом, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и земельные участки, право собственности на которые не разграничено (за исключением участков договоры аренды в отношении которых заключены на аукционе), а также порядок изменения размера этой платы устанавливается специальным законодательством Российской Федерации - Земельным кодексом Российской Федерации (в настоящее время статья 39.7) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом положения пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации к этим отношениям не подлежат применению.
Поэтому в данном случае суд не может согласиться с мнением административного истца о противоречии оспариваемых норм Постановления N 1268-ПП требованиям пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер арендной платы за арендуемый административным истцом земельный участок определяется не по результатам аукциона, в а соответствии с действующим законодательством. Размер арендной платы подлежит пересмотру арендодателем в одностороннем порядке на основании федеральных и областных нормативных правовых актов. При изменении размера арендной платы оформляется новый расчет, который является обязательным для арендатора и является неотъемлемой частью договора (пункты 3.1, 3.2 договора аренды - т.1, л.д. ).
Названные условия договора аренды земельного участка также свидетельствуют о применении к этому договору норм вышеназванного специального законодательства, регулирующего порядок определения размера арендной платы за земельные участки, право собственности на которые не разграничено.
Суд установил, что подпункты 1 и 16 пункта 5 Постановления N 1268-ПП противоречат принципу экономической обоснованности определения размера арендной платы, утвержденному Постановлением N 582, то есть противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу. Указанные нормы нормативного правового акта нарушают права и законные интересы административного истца, поскольку приводят к необоснованному увеличению размера арендной платы за арендуемый им земельный участок. Совокупность этих обстоятельств, в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дает суду основания для удовлетворения заявленных требований и признания этих норм недействующими.
Поскольку вышеуказанные нормы Постановления N 1268-ПП применялись и на их основании реализовывались права организаций, то эти нормы следует признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу (абзац 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Тот факт, что размер фактической арендной платы истца ниже, чем средний размер платы за участки с такими же видами разрешенного использования, в данном случае не свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца, поскольку его права нарушаются экономически необоснованными ставкой и размером арендной платы.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
требования общества с ограниченной ответственностью "Кит Екатеринбург" удовлетворить.
Со дня вступления в законную силу решения суда признать недействующими подпункты 1, 16 пункта 5 постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2014 года N 1268-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года N 1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области".
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Свердловский областной суд.
Судья |
Шумков Е.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 19 апреля 2016 г. N 3а-211/2016
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)