Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Администрации
города Екатеринбурга
от 21 июня 2016 г. N 1231
Стратегический проект
"Структурная, организационная и техническая перестройка крупных производств"
1. Паспорт Стратегического проекта
1.1. Основания для разработки и внесения изменений
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 N 91 "О федеральной целевой программе "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу";
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";
Указ Губернатора Свердловской области от 27.07.2012 N 584-УГ "О реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";
Постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1293-ПП "Об утверждении Государственной программы Свердловской области "Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года";
Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 N 40/6 "О Стратегическом плане развития Екатеринбурга";
Решение Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1 "Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года";
Постановление Администрации города Екатеринбурга от 09.02.2011 N 371 "О разработке, актуализации и пролонгации стратегических проектов развития Екатеринбурга".
1.2. Инициатор постановки проблемы - Комитет промышленной политики и развития предпринимательства Администрации города Екатеринбурга.
1.3. Координаторы проекта:
первый заместитель глава Администрации города Екатеринбурга С.В. Швиндт
Комитет промышленной политики и развития предпринимательства Администрации города Екатеринбурга.
1.4. Ответственный за контроль и реализацию проекта - председатель Комитета промышленной политики и развития предпринимательства Администрации города Екатеринбурга Мамин Д.В.
1.5. Разработчики проекта:
Комитет промышленной политики и развития предпринимательства Администрации города Екатеринбурга,
Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей,
Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук.
1.6. Общие затраты и источники финансирования проекта
Общие затраты
Таблица 1
Затраты на проект |
Сумма, млн руб. |
На разработку проекта |
0,0 |
На реализацию проекта |
2400,0 |
Итого |
2400,0 |
Источники финансирования
Таблица 2
Источник финансирования |
Сумма, млн руб. |
1. Бюджетные средства, в том числе |
- |
федеральный бюджет |
0,0 |
бюджет Свердловской области |
0,0 |
бюджет муниципального образования "город Екатеринбург" |
0,0 |
2. Внебюджетные средства |
2400,0 |
Итого |
2400,0 |
1.7. Анализ сферы реализации проекта и характеристика проблемы
В соответствии со Стратегическим планом развития города Екатеринбурга, определяющим пути и способы динамичного развития экономики города, одной из основных задач долгосрочного социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" является формирование промышленной политики и ее эффективная реализация. Эта задача наиболее актуальна для крупных индустриальных центров со сложной многоотраслевой структурой промышленного комплекса.
Промышленная политика является частью экономической политики государства, определяет направления развития основных отраслей и производств. Она представляет собой систему государственных решений, мер и действий в области законодательства, административного управления, финансов и экономики по созданию конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности и по развитию промышленности для достижения устойчивого социально-экономического развития и национальной безопасности страны.
Промышленное производство всегда играло ведущую роль в развитии Екатеринбурга. Промышленный потенциал города формировался и наращивался на протяжении всей его истории; в 80-е годы прошлого столетия Екатеринбург представлял собой один из крупнейших в стране многоотраслевых производственных комплексов.
Перестройка и формирование нового социально-экономического уклада стали настоящим испытанием на прочность для всех предприятий города. Объемы производства упали более чем в два раза. Нарушились внешние и внутренние производственные связи и кооперация большинства предприятий города, прекратилось обновление основных фондов, происходило массовое сокращение инженерно-технических кадров. Положение усугублялось высоким удельным весом в структуре экономики города оборонных предприятий, почти лишенных государственного заказа. После периода длительного спада с конца 1990-х годов начался постепенный рост объемов произведенной и отгруженной промышленной продукции (среднегодовые темпы прироста объемов промышленного производства составили 18 - 20 процентов), сократилась доля убыточных предприятий.
Реализация городской промышленной политики в 2007 - 2014 годы заключалась в реструктуризации промышленного комплекса, включающей решение проблем территориально-планировочного и экологического характера, а также структурно-организационную перестройку крупных производств в условиях интеграции России в мировую экономику. Целями этих мероприятий было сохранение и развитие необходимых для жизнедеятельности города производств, обеспечение занятости населения и создание новых рабочих мест, обеспечение необходимого уровня отчислений в бюджет муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - бюджет города), создание условий для профессиональной подготовки кадров и эффективного использования трудовых ресурсов.
Реализация мероприятий Стратегического проекта "Структурная, организационная и техническая перестройка крупных производств" (далее - Стратегический проект) помогает решать важные проблемы, с которыми сталкивается большинство крупных промышленных предприятий, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", в том числе проблемы, возникшие в период финансово-экономического кризиса 2008 - 2009 годов.
Во-первых, решается проблема территориальной реструктуризации промышленно-производственного комплекса, в том числе территориально-планировочного и экологического характера (неэффективное использование территории муниципального образования "город Екатеринбург"; нарушение функционального зонирования и Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург"; нарушение связей жилых районов; нарушение границ санитарно-защитных и водоохранных зон; проблемы, связанные с утилизацией отходов).
Так по состоянию на 01.01.2016 выносу за черту города, ликвидации, частичному изъятию территорий и объектов производственного назначения подверглись 14 городских предприятий. В местах расположения перебазированных и ликвидированных предприятий, а также на изъятых территориях ведутся работы по строительству новых объектов.
Влияние промышленности на экологическую ситуацию в городе является незначительным. Это объясняется отсутствием предприятий начальных переделов металлургии и переработки углеводородного сырья, освоением предприятиями машиностроения, химической, резинотехнической и пищевой промышленности современных технологий производства, переводом котельных на газообразное топливо, модернизацией локальных вредных производств (гальваника, термообработка, литейное производство), имеющихся на некоторых предприятиях.
Во-вторых, решается проблема структурной многоукладности и недостаточной эффективности систем управления большинства крупных предприятий города, обуславливающая высокий уровень непроизводительных расходов и отрицательно сказывающаяся на конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Осуществляется активное взаимодействие с предприятиями по внедрению технологической специализации в машиностроительном комплексе города, развитию аутсорсинга и кооперации. В частности, на базе ЗАО "Региональный центр листообработки" (список сокращений приведен в приложении N 1 к Стратегическому проекту) был создан Лазерный инновационно-технологический центр, оказывающий услуги по металлообработке с использованием лазерных технологий и поставке лазерных технологий на предприятия.
В 2014 году началась работа по созданию в Екатеринбурге Центра литья и термообработки, предназначенного для обеспечения потребностей ряда крупных и средних предприятий оборонно-промышленного комплекса и машиностроения города Екатеринбурга в высококачественной литейной продукции. Инициатором проекта является Администрация города Екатеринбурга.
В декабре 2014 года было подписано соглашение о сотрудничестве в области создания Центра литья и термообработки на территории города Екатеринбурга между ООО "ИТЦ" (центр создан при Администрации города Екатеринбурга), ОАО "УралНИТИ" (город Екатеринбург) и ЗАО УК "Сберинвест" (город Москва).
Комитет промышленной политики и развития предпринимательства Администрации города Екатеринбурга, являясь инициатором и руководителем проекта, ведет совместно с ООО "ИТЦ" работу с заказчиками, выполняет технико-экономическое обоснование, осуществляет инвестиционное проектирование, подготовку материалов, сопровождение проекта в процессе работы с инвесторами и т.д.
ОАО "УралНИТИ" ведет разработку технического задания на проект создания Центра литья и термообработки.
ЗАО УК "Сберинвест" выступает в качестве одного из основных соинвесторов проекта и привлекает для создания Центра литья и термообработки финансовые средства.
Также в качестве инвестора рассматривается ГК "Внешэкономбанк". Руководство представительства ГК "Внешэкономбанк" в Уральском федеральном округе выразило заинтересованность в реализации проекта и предложило подготовить технико-экономическое обоснование проекта, а также подать заявку на финансирование проекта.
На сегодняшний день сформирован первоначальный пакет заказов, объем заказов составляет 20000 тонн литья в год (заявки поданы предприятиями города Екатеринбурга и Свердловской области), также определена номенклатура изделий для комплектования производственной программы Центра литья и термообработки.
Среди потенциальных заказчиков Центра литья и термообработки такие крупные предприятия, как ПАО "Уралмашзавод", АО "Завод N 9", ООО "Уральский дизель-моторный завод", ЗАО "Уральский турбинный завод", ЗАО "Энергомаш (Екатеринбург) -Уралэлектротяжмаш", ЗАО "Энергомаш (Сысерть) -Уралгидромаш", ООО "Уральские локомотивы" (город Верхняя Пышма) и многие другие.
Проект находится в стадии готовности: разработана концепция создания и презентация Центра литья и термообработки, сформирован пакет заказов, определены ключевые инвесторы, выполнено техническое задание на проект, подготовлено технико-экономическое обоснование проекта и финансовая модель.
На базе АО "НПО автоматики имени академика Н. А. Семихатова" был создан технопарк "Приборостроение", резидентом которого является ЗАО "Техносвязь", производящее печатные платы для широкого круга промышленных предприятий города Екатеринбурга. Таким образом, решается одна из задач проекта - передача предприятиями машиностроения на аутсорсинг ряда непрофильных производств, что позволяет сократить издержки и снизить себестоимость конечной продукции.
В-третьих, изменилась ситуация в сфере совершенствования организационно-информационного взаимодействия промышленных предприятий города и органов власти. В 2011 году проведено заседание Координационного Совета по промышленной политике при главе Администрации города Екатеринбурга, на котором было принято решение рекомендовать СОСПП создать филиал в городе Екатеринбурге. В декабре 2011 года по решению СОСПП в городе Екатеринбурге был создан филиал СОСПП, который занялся решением проблем и защитой интересов предприятий Екатеринбурга на региональном и федеральном уровнях.
На официальном сайте Администрации города Екатеринбурга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет функционирует раздел "Промышленность", в котором содержится информация о работе крупных и средних предприятий города.
Комитет промышленной политики и развития предпринимательства Администрации города Екатеринбурга ежегодно принимает участие в подготовке и проведении промышленных выставок, конференций, семинаров, организации выездных мероприятий в другие города, регионы Российской Федерации, страны ближнего и дальнего зарубежья с участием промышленных предприятий города.
В-четвертых, решается проблема дефицита квалифицированных кадров основных рабочих профессий, специалистов инженерно-технических и управленческих специальностей.
Для организации более эффективной и комплексной работы, касающейся кадрового обеспечения предприятий, в 2014 году при Фонде "ЕЦРП" начало функционировать Центральное кадровое агентство - компания, занимающаяся проведением кадрового аудита на предприятиях города и предоставляющая услуги по подбору, обучению, оптимизации, трудоустройству и адаптации персонала.
В связи с деструктивным влиянием мирового финансово-экономического кризиса 2008 - 2009 годов не удалось сохранить динамику прироста основных показателей в промышленном секторе экономики города. Снижение объемов производства наблюдалось в отношении практически всех видов экономической деятельности, большинство предприятий испытывали финансовые, производственные, сбытовые и социальные трудности.
Основным фактором, определяющим развитие отрасли в 2010 - 2013 годах, явилось посткризисное развитие российской экономики. Предприятия столкнулись с необходимостью адаптироваться к новым внешним и внутренним экономическим условиям, сложившимся в период кризиса. В целом ситуация в промышленном комплексе стабилизировалась: были сформированы полноценные портфели заказов у основных монополистов (энергетика, транспорт, нефтегазодобыча), при этом позитивную роль сыграло наращивание государственного заказа в оборонно-промышленном комплексе, была налажена работа системообразующих машиностроительных производств. В обрабатывающей промышленности города Екатеринбурга в 2010 - 2013 годах сохранилась умеренная динамика роста основных показателей производства: объема отгруженных товаров собственного производства и индекса производства (рисунки 1 и 2).
По данным Свердловскстата в январе - декабре 2015 года на территории города Екатеринбурга осуществляли производственно-хозяйственную деятельность 199 крупных и средних организаций (4 организации - добыча полезных ископаемых, 153 организации - обрабатывающие производства, 42 организации - производство и распределение электроэнергии, газа и воды).
Несмотря на высокий удельный вес металлургического производства, основу отраслевой структуры обрабатывающей промышленности составляет исторически сложившаяся специализация города, наибольшую долю в которой занимают виды деятельности, традиционно относящиеся к машиностроению (включая предприятия ОПК).
По данным Свердловскстата за январь - декабрь 2015 года организациями обрабатывающих производств города Екатеринбурга отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по фактическим видам деятельности на 323,3 млрд рублей (рисунок 1).
Рисунок 1. Объем отгруженной продукции по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" в 2007 - 2015 годах
Рисунок 2. Индекс производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" в 2007 - 2015 годах
В общем объеме отгрузки товаров предприятий (организаций) города Екатеринбурга удельный вес обрабатывающих производств в 2015 году составил 84,7 процента. Удельный вес машиностроительных видов производств в общем объеме отгрузки обрабатывающих производств представлен в приложении N 2 к Стратегическому проекту.
Однако в условиях финансово-экономического кризиса, начавшегося в России в 2014 году, обострились существующие проблемы большинства городских предприятий, являющиеся системными факторами, сдерживающими развитие промышленного комплекса города. Основными из них являются:
нехватка оборотных средств, недоступность дешевых кредитов для промышленных предприятий;
неразвитость российского законодательства в промышленной сфере на региональном уровне.
На протяжении длительного периода времени в России на федеральном и региональном уровнях отсутствовала законодательная база в области проведения промышленной политики. В конце 2014 года был принят Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации". Однако следует отметить, что согласно статье 8 вышеуказанного закона полномочия органов местного самоуправления в сфере промышленной политики ограничиваются осуществлением мер по стимулированию деятельности в сфере промышленности на территориях муниципальных образований за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
На сегодняшний день город Екатеринбург не располагает бюджетными средствами для стимулирования деятельности промышленных предприятий путем предоставления им финансовой помощи. Администрация города Екатеринбурга может только создавать на территории муниципального образования "город Екатеринбург" определенные условия для благоприятного развития крупных и средних предприятий.
Для более эффективного регулирования сферы производства необходимо принятие закона о промышленной политике на уровне Свердловской области, учитывающего необходимость скоординированных действий органов местного самоуправления и региональных властей в сфере стимулирования развития промышленного комплекса.
В отношении обрабатывающей промышленности города Екатеринбурга существуют следующие проблемы:
низкий уровень производительности труда на промышленных предприятиях;
сохраняющаяся структурная многоукладность, недостаточная эффективность систем управления и отсутствие преемственности руководства на большинстве крупных предприятий города;
низкая активность предприятий в части внедрения новых технологий, автоматизации и модернизации производства и освоения выпуска новой конкурентоспособной продукции;
отсутствие на большинстве предприятий современного программного обеспечения в области 3D-моделирования и оптимизации конструирования изделий (IT-продуктов, позволяющих интегрировать различные инженерные пакеты, алгоритмы оптимизации и платформы);
серьезный дефицит квалифицированных кадров основных рабочих профессий, специалистов инженерно-технических и управленческих специальностей, низкий уровень подготовки специалистов;
низкие темпы обновления основных производственных фондов и технологий на большинстве промышленных предприятий города;
неразвитость специализации производства и кооперационных связей между предприятиями;
нехватка территорий, необходимых для целей промышленного строительства (в основном комплексное освоение территорий города осуществляется в целях жилищного строительства, а также размещения объектов капитального строительства в общественно-деловых зонах).
Дополнительные проблемы обусловлены введением в 2014 году ряда санкций против России со стороны США и стран ЕС, которое негативно сказывается на экономических условиях ведения бизнеса по различным направлениям и развитии ключевых отраслей экономики Российской Федерации - нефтяной, газовой, атомной отраслей и военной промышленности.
Наиболее критичными последствиями введения таких санкций для промышленности являются рост цен на импортное сырьё, оборудование, комплектующие, ограничение доступа к международному капиталу, уменьшение объемов инвестиций, проблемы с ограничением импорта ряда товаров, работ, услуг, создание высоких барьеров для трансферта технологий.
С другой стороны, введенные Россией контрсанкции в отношении украинской, европейской и американской продукции расширяют возможности многих предприятий для импортозамещения, что дает основание ожидать рост производства в некоторых отраслях промышленности.
По результатам анализа, проведенного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг) в 2014 году, наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения являются следующие отрасли: станкостроение (доля импорта в потреблении по разным оценкам более 90 процентов), тяжелое машиностроение (60 - 80 процентов), легкая промышленность (70 - 90 процентов), электронная промышленность (80 - 90 процентов), фармацевтическая, медицинская промышленность (70 - 80 процентов), машиностроение для пищевой промышленности (60 - 80 процентов).
Введенное в 2014 году Россией продовольственное эмбарго дает положительный эффект для развития пищевой промышленности.
В настоящее время потенциал импортозамещения во всех отраслях промышленности лимитируется ограниченными возможностями имеющихся свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную продукцию по рыночным ценам.
Совершенно очевидно, что от оперативности и эффективности решения проблем промышленного комплекса во многом будет зависеть сохранение и наращивание достигнутых темпов развития экономики муниципального образования "город Екатеринбург".
2. Сущность и окружение проекта
2.1. Проблема
Таблица 3
Формулировка проблемы |
Сохраняющаяся структурная многоукладность, низкий уровень производительности труда, низкие темпы организационной и технической перестройки крупных производств, низкая инновационная активность предприятий, а также нарастающий дефицит квалифицированных кадров на промышленных предприятиях не обеспечивают эффективную работу большинства промышленных предприятий, их конкурентоспособность |
Целевые группы |
Промышленные предприятия; малые производственные предприятия; жители города; жители близлежащих населенных пунктов |
Последствия нерешения проблемы |
Снижение темпов развития промышленного сектора экономики Екатеринбурга - утрата одного из основных конкурентных преимуществ города; рост безработицы |
Последствия решения проблемы |
Повышение эффективности промышленного производства; улучшение конкурентоспособности выпускаемой продукции; более эффективное перераспределение земельных ресурсов и недвижимости между субъектами экономики города; улучшение экологической ситуации в городе |
2.2. Цель проекта
Развитие промышленности города Екатеринбурга на основе создания специализированных инженерно-производственных центров, обеспечивающих потребности предприятий в услугах по основным производственным переделам и по оказанию комплексных услуг в создании высокотехнологичной продукции, и отраслевых территориальных кластеров, обеспечивающих высокий уровень кооперации в области НИОКР и производства новой техники, единый маркетинг, эффективное продвижение продукции и увеличение количества заказов.
2.3. Задачи проекта
Таблица 4
Задача |
Результат |
Показатель |
Значение показателя |
Временной интервал выполнения задачи, годы |
Коэффициент значимости |
Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих выполнение задачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Структурная и организационная перестройка промышленного комплекса города |
Эффективное развитие промышленного комплекса, увеличение вклада промышленных предприятий в социально-экономическое развитие города |
Индекс промышленного производства (по обрабатывающим производствам), процентов за год |
106 |
2011 - 2020 |
0,25 |
Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупных и средних организаций обрабатывающей промышленности, млн руб. за год |
330000 |
|||||
Удельный вес машиностроительных видов производств в общем объеме отгрузки обрабатывающих производств, процентов за год |
50 |
|||||
Количество отраслевых территориальных кластеров, единиц на конец периода |
4 |
|||||
Количество специализированных технологических производственных и инжиниринговых центров, единиц на конец периода |
3 |
|
|
|
||
2. Территориальная реструктуризация промышленного комплекса в соответствии с Генеральным планом развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург"* |
Формирование сбалансированной территориальной структуры промышленного комплекса города, улучшение экологической ситуации в городе |
Количество предприятий, перебазирование (ликвидация) которых планируется до 2025 года, единиц (нарастающим итогом с 2007 года) |
20 |
2011 - 2020 |
0,25 |
Решение Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1 "Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года" |
3. Технико-технологическая перестройка крупных производств |
Повышение уровня производительности и условий труда в промышленности |
Производительность труда одного работника в крупных и средних организациях обрабатывающих производств, млн руб. в год |
4,7 |
2011 - 2020 |
0,25 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 N 91 "О федеральной целевой программе "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу"; Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"; Постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1293-ПП "Об утверждении Государственной программы Свердловской области "Развитие промышленности и науки на территории свердловской области до 2020 года" |
4. Кадровое обеспечение крупных и средних промышленных предприятий города |
Повышение кадровой обеспеченности производства, рост занятости населения города |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций обрабатывающих производств, руб. в год |
61000 |
2011 - 2020 |
0,25 |
Указ Губернатора Свердловской области от 27.07.2012 N 584-УГ "О реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" |
* Генеральный план развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" утвержден Решением Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1 "Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года". |
2.4. Целевые группы
Таблица 5
Наименование целевой группы |
Численность (ориентировочно), тысяч человек |
Доля целевой группы в общей численности населения, процент |
Общая характеристика и функции целевой группы |
Выгода, получаемая от реализации проекта |
Проблемы и комментарии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Целевые группы, на которые ориентирован проект | |||||
1. Промышленные предприятия
|
100 |
6,8 |
Участники рабочей группы по разработке и контролю за исполнением Стратегического проекта; обеспечение рабочей группы необходимой информацией |
Повышение эффективности деятельности предприятий; развитие новых высокотехнологичных производств; улучшение занятости и благосостояния работников предприятий |
Ограниченные финансовые возможности; отсутствие заинтересованности основных акционеров многих предприятий в реализации Стратегического проекта; низкий уровень эффективности менеджмента на предприятиях |
2. Малые производственные предприятия |
- |
- |
Участники рабочей группы по разработке проекта; обеспечение рабочей группы необходимой информацией |
Получение доступа к неиспользуемым производственным площадям и оборудованию; получение заказов; участие в создании и деятельности технопарков и бизнес-инкубаторов, создаваемых на крупных предприятиях и с их участием |
Ограниченные финансовые и организационные возможности малых производственных предприятий; низкая информированность малых производственных предприятий о потенциале города |
3. Жители города |
1461,4 |
- |
Все социальные слои населения; жители города являются потребителями (покупателями) промышленной продукции, производимой екатеринбургскими предприятиями. трудоспособное население является кадровым потенциалом для екатеринбургских предприятий |
Повышение уровня благосостояния жителей города; новые рабочие места; повышение уровня безопасности и условий труда |
Недостаточная информированность населения о реализуемой на всех уровнях власти промышленной политике |
4. Жители близлежащих населенных пунктов |
- |
- |
Все социальные слои населения; жители близлежащих населенных пунктов являются потребителями (покупателями) промышленной продукции, производимой екатеринбургскими предприятиями; трудоспособное население кадровый потенциал является кадровым потенциалом для екатеринбургских предприятий |
Повышение уровня благосостояния жителей близлежащих населенных пунктов; новые рабочие места; повышение уровня безопасности и условий труда |
Недостаточная информированность населения о реализуемой на всех уровнях власти промышленной политике |
Целевые группы, непосредственно вовлеченные в реализацию проекта | |||||
5. Промышленные предприятия |
100 |
6,8 |
Исполнители и инвесторы Стратегического проекта; участники рабочей группы по разработке и контролю за исполнением Стратегического проекта; обеспечение необходимой информацией |
Повышение эффективности деятельности; развитие новых высокотехнологичных производств; содействие занятости населения и улучшение благосостояния работников |
Ограниченные финансовые возможности; отсутствие заинтересованности в реализации проекта основных акционеров многих предприятий; низкий уровень эффективности менеджмента на предприятиях |
6. Малые производственные предприятия |
- |
- |
Участники рабочей группы по разработке Стратегического проекта; обеспечение рабочей группы необходимой информацией |
Получение доступа к неиспользуемым производственным площадям и оборудованию; получение заказов; участие в создании и деятельности технопарков и бизнес-инкубаторов, создаваемых на крупных предприятиях |
Ограниченные финансовые и организационные возможности; недостаточная информированность малых производственных предприятий о потенциале города |
7. Администрация города Екатеринбурга |
- |
- |
Координация и контроль выполнения мероприятий Стратегического проекта; инициатор и заказчик проекта; предоставление земельных участков под строительство и вынос вредных производств; обеспечение исходной информацией |
Повышение промышленного потенциала города; пополнение бюджета города; содействие занятости населения Екатеринбурга и улучшение благосостояния работников предприятий |
Недостаточность собственных финансовых средств и других ресурсов для эффективного воздействия на процессы, происходящие в промышленном комплексе города |
8. Министерство промышленности и науки Свердловской области |
- |
- |
Взаимодействие с Администрацией города Екатеринбурга по вопросам реализации мероприятий Стратегического проекта и координации деятельности промышленных предприятий |
Увеличение объемов производства и повышение конкурентоспособности продукции |
Взаимодействие с Администрацией города Екатеринбурга по вопросам реализации мероприятий Стратегического проекта и координации деятельности промышленных предприятий |
9. Отраслевые союзы, объединения промышленников и предпринимателей |
- |
- |
Организация взаимодействия предприятий - участников Стратегического проекта; участники рабочей группы по разработке и контролю за выполнением Стратегического проекта |
Повышение эффективности деятельности |
Ограниченные организационные возможности; отсутствие заинтересованности основных акционеров ряда предприятий в реализации Стратегического проекта |
10. Научно-исследовательские и проектные организации |
- |
- |
Проектировщики - подрядчики, принимающие участие в выполнении некоторых мероприятий Стратегического проекта |
Получение прибыли от выполнения проектировочных работ; развитие отраслевых проектных, конструкторских и научно-исследовательских организаций |
Ограниченные финансовые возможности у предприятий - заказчиков работ |
11. Образовательные учреждения профессионального образования |
- |
- |
Обеспечение специалистами управленческих, инженерных и рабочих специальностей |
Развитие целевых направлений в образовательных учреждениях; укрепление и развитие научной и материальной базы образовательных учреждений |
Недостаточное бюджетное финансирование государственных учебных учреждений; недостаточное взаимодействие учебных учреждений с потребителями |
3. Возможные способы достижения цели, партнеры (подрядчики) и технология проекта
3.1. Возможные способы достижения цели проекта
Таблица 6
Способ |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Комплексный системно-целевой способ, заключающийся в создании условий для совершенствования системы управления производством, маркетингом и качеством выпускаемой продукции; развития качественной системы подготовки производства; обновления производственных фондов, технического и технологического перевооружения; совершенствования системы подготовки кадров |
Рациональное использование производственных площадей и оборудования; сохранение и развитие производств, необходимых для города; эффективное использование трудовых ресурсов; создание в городе режима наибольшего благоприятствования развитию высокотехнологичных производств; сохранение и развитие потенциала наукоемких конверсионных производств; улучшение качества жизни, безопасности и условий труда горожан |
Высокая стоимость осуществления основных задач проекта; отсутствие единого подхода к реализации мероприятий Стратегического проекта со стороны предприятий различных форм собственности |
Бессистемный способ, при котором отсутствует согласованное взаимодействие между промышленными предприятиями и органами власти всех уровней; мероприятия по обновлению и модернизации производственных мощностей, совершенствованию системы подготовки кадров носят ограниченный, случайный характер |
Саморазвитие промышленного комплекса; нет необходимости в дополнительной координации и стимулировании промышленности со стороны органов власти |
Консервация существующей структуры промышленности; нерешенность кадровых и социально-экономических проблем промышленных предприятий |
3.2. Технология реализации проекта
Технология достижения цели Стратегического проекта заключается в решении вышеизложенных проблем комплексным системно-целевым способом на основе использования федеральных, региональных и муниципальных ресурсов, а также средств частных инвесторов, осуществления сбалансированной промышленной политики, основывающейся на координации деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти, согласования интересов предпринимателей, предприятий, общественных, некоммерческих организаций и ассоциаций, населения города.
Одним из финансовых инструментов реализации данного проекта является софинансирование (в том числе предприятиями и организациями) мероприятий в рамках федеральных целевых программ и подпрограмм, реализуемых на территории Свердловской области.
Основные направления деятельности, которые при этом необходимо будет развивать в Екатеринбурге:
содействие развитию промышленного производства на основе современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, обеспечивающих сохранение и развитие значимых для города производств, увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, содействие занятости населения и созданию новых рабочих мест, поддержание необходимого уровня отчислений в бюджет города, создание условий для профессиональной подготовки и эффективного использования трудовых ресурсов;
обеспечение экологической безопасности в городе, создание в нем условий, благоприятных для проживания населения;
привлечение инвестиций в экономику города;
обеспечение реструктуризации предприятий с целью эффективного использования технических, технологических достижений, развития кооперационных связей, аутсорсинга;
содействие совершенствованию системы подготовки и подбора кадров для промышленных предприятий;
развитие информационного обеспечения предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В связи с этим необходима структурно-организационная перестройка промышленного комплекса города.
Развитие промышленного ядра Екатеринбурга, основные производства которого в значительной мере характеризуются ресурсоемкими и трудоемкими отраслями производства, будет определяться технологической и технической модернизацией, увеличением доли добавочной стоимости конечного продукта, повышением конкурентоспособности предприятий.
Точная механика и оптика, медицинская техника, электроника, приборостроение являются важнейшей составляющей наукоемкой промышленной структуры города.
Для Екатеринбурга состояние его промышленного комплекса, а также уровень конкурентоспособности во многом зависит от уровня инновационной и инвестиционной активности крупных производственных структур, ведущих предприятий города, формирования оптимальной отраслевой структуры и специализации отдельных предприятий, от создания и развития в городе институциональных систем в рамках развития партнерства органов власти и представителей производственного бизнеса.
В рамках реализации данной задачи планируется развитие технологической специализации в машиностроительном комплексе на основе создания новых специализированных технологических, производственных и инжиниринговых центров, обеспечивающих потребности предприятий в услугах по специфичным производственным переделам, по оказанию комплексных услуг в области создания инновационной и высокотехнологичной продукции.
Во-первых, планируется создание Центра литья и термообработки.
Главная цель проекта - создание литейного центра с полным технологическим циклом изготовления качественных изделий из черных и цветных металлов с конкурентными ценами и оптимальными сроками поставки для обеспечения потребностей ряда крупных и средних предприятий ОПК и машиностроения города Екатеринбурга и других городов.
На сегодняшний день разработана концепция и презентация Центра литья и термообработки, сформирован пакет заказов, определены ключевые инвесторы, выполнено техническое задание на проект, подготовлены технико-экономическое обоснование проекта и его финансовая модель.
В качестве площадки для размещения Центра литья и термообработки рассматривается площадка ПАО "Уралмашзавод". Выбор обусловлен освобождением части производственных территорий предприятия и наличием на них инженерной инфраструктуры.
Планируемая стоимость реализации проекта составляет 2,4 млрд рублей.
В перспективе развития Центр литья и термообработки сможет проводить на своей базе НИОКРы по современному литейному оборудованию и методам плавки.
Запуск Центра литья и термообработки запланирован на начало 2017 года.
Во-вторых, планируется создание Центра термохимической, электрохимической обработки и упрочнения.
Технические возможности Центра термохимической, электрохимической обработки и упрочнения позволят использовать для изменения состава стали в определенном слое такие методы термохимической обработки, как цементация, азотирование, диффузионная металлизация (насыщение поверхностного слоя алюминием (алитирование), хромом (хромирование), бором (борирование).
Для улучшения свойств металлов, в частности для повышения коррозионной стойкости и износостойкости изделий, будет использоваться нанесение гальванических покрытий (цинкование, никелирование, меднение, хромирование, кадмирование и оловянирование).
Создание Центра термохимической, электрохимической обработки и упрочнения планируется после создания Центра литья и термообработки (вторая очередь). Развитие мощностей центра планируется за счет его размещения на площадях Центра литья и термообработки.
В-третьих, планируется создание Центра приборостроения с целью предоставления услуг дизайн-центра в области микроэлектроники (проекты под ключ: от технического задания до полностью верифицированной и охарактеризованной микросхемы).
Центр будет выполнять следующие виды работ по проектированию:
проектирование топологии интегральных схем, однокристальных систем (SoC);
разработка систем и блоков управления;
предоставление и интеграция в проект IP-блоков;
обратное проектирование интегральных схем и макетирование.
Создание данного центра будет осуществляться в рамках работы кластера приборостроения. Центр приборостроения будет размещаться на площадях АО "НПО автоматики имени академика Н.А. Семихатова" или на площадях технопарка "Приборостроение".
Развитие специализации производства может происходить только на основе развития внутри- и межпроизводственного кооперирования предприятий. Необходимо содействовать кооперации предприятий различных отраслей промышленности в случаях, если это экономически и технологически целесообразно.
Основой эффективного развития межпроизводственного кооперирования является формирование промышленных кластеров как эффективных пространственных схем производственной инфраструктуры, включающей в себя не только производственные, но и сервисные, образовательные, инновационные и другие предприятия и организации, создание которых является стимулом экономического развития города.
Содействие развитию территорий с высокой концентрацией хозяйствующих субъектов, формирование отраслевых территориальных кластеров планируется осуществлять по следующим основным направлениям производств:
приборостроение (в том числе, медицинское приборостроение);
энергетическое машиностроение;
биотехнологии и фармацевтика;
информационные технологии.
Содействие формированию кластеров планируется осуществлять в несколько этапов.
Первый этап - создание центров кластерного развития, основной целью которых является обеспечение условий для эффективного взаимодействия предприятий - участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов в интересах развития территориального кластера, обеспечение реализации совместных кластерных проектов.
Центры кластерного развития на территории города Екатеринбурга будут выполнять следующие задачи:
разработка и согласование программ НИОКР между участниками кластеров;
разработка и проведение единой маркетинговой политики кластеров;
распределение кадровых ресурсов между участниками кластеров;
разработка проектов развития территориальных кластеров;
мониторинг состояния инновационного, научного и производственного потенциала территориальных кластеров;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, предоставления консультационных услуг в интересах участников кластеров;
оказание содействия участникам территориальных кластеров при получении государственной поддержки;
вывод на рынок новых продуктов и услуг участников кластеров;
организация выставок, конференций, семинаров в сфере интересов участников кластеров.
Второй этап - организационное развитие кластера - предполагает выполнение следующих мероприятий:
формирование специализированной организации по развитию кластера (управляющей компании), обеспечивающей координацию деятельности его участников (может создаваться в различных организационно-правовых формах; предполагается, что функции указанной организации могут быть возложены как на вновь создаваемые, так и на уже существующие организации);
разработка стратегии развития кластера и плана мероприятий по ее реализации, включающей разработку кластерных проектов и мер, направленных на формирование благоприятных условий для развития кластера, на базе анализа барьеров и возможностей для развития кластера;
установление эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера;
реализация мер по стимулированию сотрудничества между участниками кластера (организация конференций, семинаров, рабочих групп, создание специализированных интернет-ресурсов и электронных списков рассылки).
При этом финансирование вышеуказанной деятельности может также осуществляться из средств федерального бюджета, в том числе в рамках реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Одним из инструментов содействия инновационному развитию города является участие промышленных предприятий, научных организаций, а также образовательных учреждений города в технологических платформах. Технологические платформы можно рассматривать как современный механизм частно-государственного партнерства в области научно-технологического и инновационного развития российской экономики.
Технологическая платформа имеет координатора -организацию, которая осуществляет организационное и информационное обеспечение взаимодействия участников технологической платформы.
Федеральные органы исполнительной власти оказывают институциональную, организационную и консультационную поддержку деятельности технологических платформ, включенных в перечень.
Включение предприятий в состав технологической платформы осуществляется по решению руководящего органа технологической платформы на основании заявления потенциального участника.
На муниципальном уровне оказывается содействие поддержке инициатив предприятий, организаций Екатеринбурга по включению их в состав федеральных технологических платформ.
Перспективные технологии, значительная часть которых разрабатывается на предприятиях ОПК, в большинстве случаев являются технологиями двойного назначения. Внедрение таких технологий на предприятиях, выпускающих продукцию гражданского назначения, позволит повысить уровень технического развития этих предприятий. На сегодняшний день такие предприятия, как ПАО "Машиностроительный завод имени М.И. Калинина", АО "Уральский завод транспортного машиностроения", АО "ПО "Уральский оптико-механический завод" имени Э.С. Яламова" успешно выпускают продукцию гражданского назначения.
Дальнейшее развитие ОПК Екатеринбурга будет способствовать активному развитию инновационной деятельности, появлению новых возможностей расширения производства и экспорта высокотехнологичной продукции, значительному увеличению количества новых образцов продукции гражданского назначения с последующим ее освоением и серийным выпуском.
Формирование технопарков, центров трансфера технологий, венчурных, консультационных и образовательных центров с учетом потенциала Екатеринбурга позволит осуществить внедрение в производство перспективных отечественных технологий, активизировать инновационную деятельность предприятий и получить конкурентоспособную продукцию.
Территориальная реструктуризация промышленного комплекса муниципального образования "город Екатеринбург" в соответствии с требованиями Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года, утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1 "Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года" (далее - Генеральный план), является одной из задач Стратегического проекта.
В соответствии с Генеральным планом предлагается подвергнуть территориальной реструктуризации значительное количество предприятий, расположенных как в границах сложившихся промышленных районов и промышленно-коммунальных зон, так и за пределами таких границ. В основу технологии реорганизации сложившихся производственных территорий заложен дифференцированный подход к территориям различной степени трансформации, предусматривающий поэтапный переход к новой функционально-планировочной структуре, создание которой способствует сосредоточению наукоемких производств на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и вытеснению ресурсоемких производств в пригороды.
Для решения этой задачи запланировано проведение следующих мероприятий:
реорганизация планировочной структуры производственных территорий, в том числе:
перенос, ликвидация, частичное изъятие территорий и объектов производственного назначения,
интенсификация промышленно-производственного использования территорий с формированием научно-технических производственных комплексов и объединений,
новое строительство на резервируемых территориях (без учета строительства магистральных и подводящих инженерных коммуникаций и транспортных сетей);
разработка градостроительной документации;
развитие инженерно-транспортной инфраструктуры в производственных районах.
В общем балансе городских земель площадь территорий производственного назначения сокращается на 1200 га (15 процентов) за счет:
выноса (или ликвидации) ряда предприятий из центра города и поймы реки Исети (всего около 600 га);
трансформации части территорий для выполнения непроизводственных функций (около 300 га для общественно-деловых объектов; более 300 га для строительства гражданского назначения; около 200 га для развития природного комплекса);
частичного изъятия производственных территорий для создания санитарных разрывов, водоохранных зон и транспортных коридоров (всего около 200 га).
Планируется полное или частичное перебазирование более 20 промышленных предприятий. Перечень предприятий, перебазирование (ликвидацию) которых планируется осуществить до 2025 года, приведен в приложении N 3 к Стратегическому проекту.
Одной из задач Стратегического проекта является технико-технологическая перестройка крупных производств. Решение данной задачи реализуется по следующим направлениям:
оказание содействия по привлечению предприятий города к участию в государственных программах целевого финансирования;
модернизация инженерных центров предприятий путем внедрения современного программного обеспечения;
проведение технического и энергетического аудита на предприятиях с целью внедрения новых материалов, систем автоматизации производственных процессов и энергосбережения.
Существующие низкие темпы обновления основных фондов большинства промышленных предприятий, а также низкий уровень внедрения новых технологий требуют создания и реализации краткосрочных и долгосрочных (на период до 2020 года) программ технико-технологического перевооружения производства на всех промышленных предприятиях города Екатеринбурга.
На сегодняшний день существует ряд государственных инструментов поддержки, направленных на оказание помощи в реализации программ модернизации на промышленных предприятиях.
Федеральной целевой программой "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" предусмотрено финансирование технологического перевооружения производственных мощностей предприятий из средств федерального бюджета, в частности, на техническое перевооружение и реконструкцию АО "ПО "Уральский оптико-механический завод имени Э.С. Яламова" в 2011 - 2015 годах выделено 1227 млн рублей.
Также существуют программы целевого финансирования, реализуемые Минпромторгом и ФРП.
Минпромторг проводит конкурсные отборы для предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014 - 2016 годах на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям отраслей промышленности гражданского назначения в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Программы софинансирования ФРП позволяют российским предприятиям получить доступ на льготных условиях к финансовым ресурсам, необходимым для налаживания производства уникальных отечественных продуктов, а также аналогов передовых международных разработок.
Программы ФРП позволяют преодолеть отдельные ограничения банковской системы: среднесрочные займы для модернизации и технологического перевооружения предприятий становятся доступными для российских предприятий. Для реализации промышленно-технологических проектов ФРП на конкурсной основе предоставляет промышленным предприятиям целевые займы.
На муниципальном уровне оказывается содействие по привлечению предприятий города к участию в данных программах в следующих формах:
информирование предприятий города о существующих программах софинансирования ФРП и конкурсных отборах, проводимых Минпромторгом с целью субсидирования комплексных инвестиционных проектов, а также других инструментах поддержки;
оказание промышленным предприятиям города методологической помощи в оформлении ими заявок на финансирование и конкурсной документации;
сопровождение заявок на финансирование, сформированных предприятиями, совместно с Министерством промышленности и науки Свердловской области.
Немаловажной частью технико-технологического перевооружения производства является внедрение современного программного обеспечения, использование которого позволяет предприятиям снизить процент брака, сократить затраты на проектирование и производство, повысить качество и ускорить процесс выпуска изделий.
Новые инженерные задачи, стоящие перед отечественными предприятиями, приводят к потребности в использовании на предприятиях PLM-систем, предназначенных для управления инженерными данными и производственными процессами на всех этапах жизненного цикла изделия (планирование продукта, дизайн, проектирование, инженерный анализ, технологический анализ, проектирование оснастки, управление производством и изготовление, механическая обработка, контроль и измерения, продажи и поставки, обслуживание и ремонт, утилизация и повторное и использование).
PLM-системы позволяют эффективно выполнять такие производственные задачи, как проектирование оснастки и изделий; подготовка конструкторско-технологической документации; инженерные расчеты; программирование ЧПУ обработки; измерения и контроль изделий; управление инженерными данными.
Внедрение PLM-систем позволяет предприятиям существенного сократить сроки проектирования, затраты на физические прототипы и эксперименты за счет виртуального проведения испытаний, снизить материалоемкость за счет прочностных расчетов, снизить процент брака.
Также важной инновацией для предприятий является внедрение современного программного обеспечения, позволяющего интегрировать различные инженерные пакеты, алгоритмы оптимизации и платформы.
Российская компания Datadvance разрабатывает различные полнофункциональные программные комплексы, которые способствуют расширению имеющихся возможностей проектирования, моделирования и инженерного анализа, что позволяет легко интегрировать различные инженерные пакеты, алгоритмы многодисциплинарной оптимизации и инструменты анализа данных для упрощения принятия конструкторских решений.
Программный комплекс pSeven компании Datadvance -информационная система для многодисциплинарной оптимизации, анализа данных и автоматизации инженерного анализа. Данный программный комплекс интегрирует все используемые системы автоматизированного проектирования технологических процессов в единую производственную цепочку, дополненную средствами автоматической оптимизации конструкции, проведения численного моделирования и построения метамоделей.
Использование подобного программного инструментария позволяет ускорить процесс разработки новых изделий на 30 - 40 процентов, устранить противоречия между конструкторами и технологами предприятия, возникающие в процессе разработки новых изделий, снизить финансовые затраты при решении целого ряда задач, связанных с проектированием новых продуктов, и повысить их качество и технические характеристики за счёт:
интеграции различных систем автоматизации проектирования;
повышения качества процессов проектирования благодаря использованию апробированных расчетных схем;
улучшения технических характеристик проектируемых изделий путем многокритериальной оптимизации.
На сегодняшний день программный комплекс pSeven внедрен на АО "ОКБ "Новатор" и ЗАО "Уральский турбинный завод".
Техническая перестройка машиностроительных предприятий невозможна без внедрения современных материалов и технологических процессов. Для этих целей необходимо провести на всех предприятиях, расположенных на территории города Екатеринбурга, технический аудит, представляющий собой проверку производственно-технологического комплекса компаний, оценку их потенциала. В результате их исследования должны быть выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются компании при осуществлении производственного процесса, предложено внедрение конкретных инновационных технологий, позволяющих компаниям снизить себестоимость выпускаемой продукции, повысить ее технические и эксплуатационные характеристики.
При проведении технических аудитов предприятий предлагается задействовать ООО "ИТЦ" (центр создан при Администрации города Екатеринбурга для коммерциализации инновационных разработок) с целью внедрения передовых решений в области материаловедения и технологий (новые высокопрочные материалы, технологии восстановления и упрочнения деталей, терморегулирования и др.). Это позволит предприятиям создать новые конкурентоспособные образцы продукции и улучшить технические характеристики выпускаемой продукции.
С целью сокращения нерациональных затрат на энергетические ресурсы (электрическую и тепловую энергию, газ, воду и др.), осуществления модернизации производства и управления на предприятиях необходимо проведение комплексного энергетического обследования (энергоаудита). Энергоаудит является методом анализа использования энергетических ресурсов предприятия, позволяющим найти способы снижения затрат на энергоносители и, в конечном счете, ведущий к увеличению конкурентоспособности предприятия и получению дополнительной прибыли. Данное мероприятие будет реализовано ООО "ИТЦ" совместно с ЗАО "НПО "Уралчерметавтоматика"; промышленным предприятиям города будет предложен ряд решений, позволяющих снизить потери энергетических ресурсов и уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу, повысить энергетическую эффективность производства, в том числе:
модернизация систем управления и защит компрессоров, нагнетателей и воздуходувок для сжатия и подачи воздуха или технологических газов, переход с гидравлических систем регулирования на современные прямоходные электроприводы для упрощения эксплуатации, повышения уровня автоматизации, организации дистанционного управления объектом, обеспечения противопожарной защиты;
внедрение автоматизированных систем энергосбережения (учет энергетических ресурсов позволяет контролировать фактически потребленный объем энергетических ресурсов и контролировать их качество, а также фиксировать отклонения показателей от установленных величин);
модернизация паровых турбин; разработка, изготовление и внедрение систем регулирования турбин на основе контроллеров, произведенных предприятием ЗАО "НПО "Уралчерметавтоматика" для атомной энергетики. Замена систем регулирования позволяет обеспечить надлежащее качество электроэнергии, повысить надежность работы турбин, реализовать защитные функции за счет контроля технологических параметров с подключением защитных аварийных каналов, записывать технологические параметры в энергонезависимую память (режим "черный ящик") с передачей информации по радиоканалу, GPS, спутниковой связи.
Одной из задач Стратегического проекта является кадровое обеспечение промышленных предприятий.
Промышленные предприятия города сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров, что препятствует внедрению в производство инновационных технологий и дальнейшему развитию предприятий.
В 2014 году начало функционировать ООО "ЦКА" -компания, предоставляющая услуги в области кадрового аудита, подбора, обучения и оптимизации кадрового состава, его трудоустройства и адаптации. Учредителем ООО "ЦКА" стал Фонд "ЕЦРП".
Приоритетным направлением работы является дальнейшее развитие ООО "ЦКА", целью которого является удовлетворение потребностей промышленных предприятий города в квалифицированном персонале.
Задачами ООО "ЦКА" являются:
организация мониторинга и прогнозирования потребностей предприятий в инженерно-технических и рабочих кадрах на кратко-, средне- и долгосрочную перспективы;
формирование и обновление базы данных, содержащей информацию о перспективных востребованных специальностях в сфере промышленности;
организация взаимодействия учреждений начального и среднего профессионального образования с муниципальными общеобразовательными учреждениями в целях проведения мероприятий по профориентации учащихся;
создание системы повышения квалификации профессионально-педагогических кадров на базе промышленных предприятий города Екатеринбурга;
разработка профессиональных стандартов, модульных учебных программ, учебно-методических комплексов, программного, тестового обеспечения на основе предъявляемых требований работодателей к профессиональным знаниям выпускников;
введение системы сертификации (на основе существующих требований работодателей) программ подготовки специалистов;
содействие формированию учебных программ и созданию новых направлений подготовки в высших и средних образовательных учреждениях по остродефицитным специальностям для промышленности города;
проведение оценки профессиональных компетенций выпускников учреждений среднего профессионального и высшего образования (выполняется ООО "ЦКА" совместно с работодателями);
проведение кадрового аудита.
Кадровый аудит представляет собой диагностику причин проблем, возникающих по вине персонала, а также оценку важности и возможностей решения таких проблем, формулирование конкретных рекомендаций для руководства организации по их устранению. Кадровый аудит - это анализ факторов, влияющих на возникновение служебных рисков, связанных с неправильным подбором и использованием персонала, и выработка предложений по снижению воздействия этих рисков.
Кадровый аудит включает аудит руководства предприятия, аудит системы управления человеческими ресурсами, аудит качества отдельных функций внутри системы управления персоналом.
Также следует отметить, что одной из проблем, возникающих при подготовке выпускников образовательных учреждений профессионального образования, является недостаточно развитая, а в некоторых случаях и устаревшая материально-техническая база, что приводит к снижению практической подготовки специалистов.
В 2014 году Советом главных конструкторов Свердловской области, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, Высшей инженерной школой Уральского федерального университета была разработана концепция Комплексной государственной программы "Уральская инженерная школа" на 2015 - 2020 годы.
Комплексная государственная программа "Уральская инженерная школа" на 2015 - 2020 годы предусматривает расширение профильной подготовки специалистов, участие промышленных предприятий в учебном процессе, сочетание лекционных занятий с самостоятельной проектной работой студентов, а также создание условий для привлечения внимания школьников к сфере промышленности.
В рамках данного направления Администрация города Екатеринбурга оказывает содействие АО "НПО автоматики имени академика Н.А. Семихатова" по установлению шефских связей между промышленными предприятиями и школами города Екатеринбурга.
В рамках реализации данной задачи следует уделить внимание мероприятиям по социальной поддержке рабочих.
Основным документом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в Екатеринбурге, является трехстороннее Соглашение между Администрацией города Екатеринбурга, Объединением профсоюзных организаций города Екатеринбурга и Екатеринбургским объединением работодателей СОСПП (далее - Соглашение).
Соглашение основано на законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Свердловской области в сфере труда, а также Конвенциях Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией, обязательствах, закрепленных Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, федеральными отраслевыми соглашениями и договоренностями сторон, соглашением между Федерацией профсоюзов Свердловской области, Региональным объединением работодателей СОСПП и Правительством Свердловской области.
Соглашение регулирует следующие сферы:
оплата труда и создание благоприятных условий труда на предприятиях и в организациях города;
занятость населения и развитие рынка труда;
охрана труда, окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
социальная защита работников и населения;
развитие социального партнерства.
Взаимосвязь со смежными стратегическими проектами
Реализация Стратегического проекта взаимосвязана и во многом зависит от успешности реализации проектов, относящихся к направлению 2 "Екатеринбург - межрегиональный инновационно ориентированный промышленно-финансовый центр", направлению 4 "Развитие рынка товаров и услуг", направлению 6 "Формирование комфортной, экологически благополучной городской среды" и направлению 8 "Генеральный план Екатеринбурга - город для человека" Стратегического плана развития Екатеринбурга.
Так, без создания условий для привлечения инвестиций и формирования рынка доступных финансовых услуг (Стратегические проекты "Повышение инвестиционной привлекательности города", "Финансовый центр - 2020") проблемным становится развитие промышленного комплекса и его конкурентоспособность.
Без развития малого бизнеса (Стратегический проект "Развитие малого и среднего производственного бизнеса"), современных складских терминалов (Стратегический проект "Екатеринбург - евроазиатский торгово-транспортный узел") невозможно осуществление структурной и организационной перестройки крупных производств.
Вопросам экологической безопасности посвящены стратегические проекты, реализуемые в рамках направления 6 "Формирование комфортной, экологически благополучной городской среды" Стратегического плана развития Екатеринбурга.
Вопросы повышения объемов и качества выпускаемых потребительских товаров легкой и пищевой промышленности решаются в рамках реализации Стратегических проектов "Качественные товары легкой промышленности для горожан", "Производство качественных продовольственных товаров - здоровый образ жизни горожан".
Оценка влияния результатов мероприятий проекта на имидж Екатеринбурга
Таблица 7
Параметр |
Характеристика |
Состояние проблемы |
Сохраняющаяся структурная многоукладность, низкий уровень производительности труда, низкие темпы организационной и технической перестройки крупных производств, низкий уровень инновационной активности предприятий, а также нарастающий дефицит квалифицированных кадров на предприятиях не обеспечивают эффективную работу большинства промышленных предприятий, их конкурентоспособность |
Уникальность проекта |
Решение задач Стратегического проекта во многом повлияет на сохранение и наращивание достигнутых темпов развития экономики города |
Повышение инвестиционной привлекательности города |
Привлечение дополнительных инвестиций в экономику города Екатеринбурга |
Продвижение бренда Екатеринбурга в России и за рубежом |
Формирование имиджа Екатеринбурга как научно-технического и инновационного центра федерального уровня |
Рост социальной активности горожан |
Рост социальной ответственности горожан не только как потребителей продукции, но и как участников производственного процесса |
Укрепление позитивной репутации муниципальных органов власти |
За счет решения проблем промышленного комплекса города произойдет укрепление позитивной репутации муниципальных органов власти |
Формы и механизмы сопровождения проекта
Таблица 8
Формы и механизмы |
Характеристика |
Медийное сопровождение |
Освещение Стратегического проекта на телевидении и радио |
Представление в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (блоги, форумы, социальные сети, другие сетевые площадки и структуры) |
Освещение хода реализации мероприятий Стратегического проекта на официальном сайте Администрации города Екатеринбурга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (екатеринбург.рф) |
Создание и деятельность некоммерческих организаций |
Создание некоммерческих организаций и партнерств, бизнес-инкубаторов, промпарков, технопарков, научных парков, инновационно-технологических центров |
Массовые публичные мероприятия |
Заслушивание на заседаниях Программного и Координационного советов стратегического развития города Екатеринбурга |
Выпуск печатной продукции |
Публикация материалов о ходе и итогах реализации Стратегического проекта в периодических изданиях |
3.3. Потенциальные партнеры и подрядчики
Таблица 9
Потенциальные партнеры и подрядчики |
Способ привлечения |
Администрация города Екатеринбурга |
Инициатор разработки и реализации Стратегического проекта |
Министерство промышленности и науки Свердловской области |
Организация информационного обмена |
Промышленные предприятия |
Потенциальные инвесторы Стратегического проекта (информационное взаимодействие) |
Малые производственные предприятия |
Информационное взаимодействие |
Отраслевые союзы и объединения промышленников, предпринимателей |
Организация информационного обмена с целью привлечения промышленников и предпринимателей для реализации мероприятий Стратегического проекта |
Научно-исследовательские и проектные организации |
Организация и координация проведения работ на основе хозяйственных и бюджетных договоров и грантов |
Учебные учреждения |
Подготовка и переподготовка специалистов |
4. Показатели эффективности проекта
Таблица 10
Задача |
Наименование контрольного показателя |
Единица расчета |
Фактическое значение показателя |
Плановое значение показателя по годам реализации проекта |
Целевой ориентир, 2025 год |
||||
2010 год |
2014 год |
||||||||
2011 - 2015 годы |
2016 - 2020 годы |
||||||||
минимальное |
максимальное |
минимальное |
максимальное |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. Структурная и организационная перестройка промышленного комплекса города |
Индекс промышленного производства (по обрабатывающим производствам) |
Процентов за год |
109,1 |
96,7 |
96 |
100 |
100 |
106 |
107
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупных и средних организаций обрабатывающей промышленности |
Миллионов рублей за год |
154718 |
237822,2 |
220000
|
260000
|
250000
|
330000 |
400000 |
|
Удельный вес машиностроительных видов производств в общем объеме отгрузки обрабатывающих производств |
Процентов за год |
37,0 |
47,4 |
40 |
48 |
41 |
50 |
52 |
|
Количество отраслевых территориальных кластеров |
Единиц на конец периода |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
5 |
|
Количество специализированных технологических производственных и инжиниринговых центров |
Единиц на конец периода |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
7 |
|
2. Территориальная реструктуризация промышленного комплекса города в соответствии с требованиями Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года* |
Количество предприятий, перебазирование (ликвидация) которых планируется до 2025 года (нарастающим итогом с 2007 года) |
Единиц на конец периода |
11 |
14 |
14 |
16 |
17 |
20 |
25 |
3. Технико-технологическая перестройка крупных производств |
Производительность труда одного работника на крупных и средних организациях обрабатывающих производств |
Миллионов рублей в год |
2,18 |
3,46 |
3,0 |
3,6 |
3,5 |
4,7 |
5,7 |
4. Кадровое обеспечение крупных и средних промышленных предприятий |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций обрабатывающих производств |
Рублей в год |
24774 |
39841 |
33700 |
45000 |
47000 |
61000 |
79300 |
* Генеральный план развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" утвержден Решением Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1 "Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года". |
<< Назад |
Приложение >> N 1. Список сокращений |
|
Содержание Постановление Администрации города Екатеринбурга от 21 июня 2016 г. N 1231 "Об утверждении Стратегического проекта "Структурная,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.