Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2.6. Краткий анализ существующего состояния системы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов
2.6.1. Институциональная структура (организации, работающие в данной сфере, действующая договорная система и система расчетов за поставляемые ресурсы)
В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", вступающими в силу с 01.01.2016, к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов. Сохранены полномочия МО "город Екатеринбург" по участию в осуществлении данных видов деятельности.
Сбор коммунальных отходов от населения, очистку дворовых территорий, уборку контейнерных площадок осуществляют организации, оказывающие услуги по содержанию жилищного фонда.
На территориях, закрепленных за промышленными предприятиями, коммерческими фирмами и иными организациями, сбор твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов осуществляют непосредственно природопользователи.
Уборка городских территорий и сбор и транспортировка отходов из общественных мест (урны и контейнеры) производятся подрядными организациями по итогам торгов, проводимых администрациями районов города Екатеринбурга.
Удаление твердых коммунальных отходов в городе осуществляется по схеме планово-регулярной уборки города в сроки, предусмотренные санитарными правилами, не реже 1 раза в 3 дня.
Основным предприятиям, предоставляющим услуги по вывозу твердых коммунальных отходов в городе Екатеринбурге, является ЕМУП "Спецавтобаза", которая осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с технологическими картами и маршрутными графиками на договорной основе. Кроме ЕМУП "Спецавтобаза", вывоз твердых коммунальных отходов осуществляют еще 25 специализированных организаций (Таблица 68).
Таблица 68
Перечень организаций, осуществляющих вывоз твердых коммунальных отходов
Контрагент |
Доля рынка, % |
1 |
2 |
ЕМУП "Спецавтобаза" |
20,9 |
ООО "Транс-Сервис" |
13,4 |
ООО "Экосистема" |
13,5 |
ООО "Специальные технологии" |
4,8 |
ЗАО "УЖК Орджоникидзевская" |
5,8 |
ООО "УСТК" |
2,9 |
ИП Рыцев |
3,5 |
Техстройарсенал |
0,9 |
ООО "Экоград" |
1,5 |
ИП Ронжин Д.Я. |
3,2 |
ООО "Платинострой" (ИП Кладов) |
0,4 |
ООО "М-Сервис" |
0,5 |
ООО "Чистота.ру" |
0,7 |
ИП Истомин В.В. |
0,4 |
ООО "ЭкоБезопасность" |
0,5 |
3-е Автотранспортное предприятие |
0,3 |
ИП Перминов А.Ю. |
0,2 |
ООО "КРЭП" |
0,5 |
ООО "СтройСервисРесурс" |
0,2 |
ООО "ЭнергоКонсул" |
0,3 |
ООО "ЭкоТранс" |
2,8 |
ОАО "Авантаж" |
0,2 |
ООО "Управление Спецмеханизации" |
0,5 |
ООО "БлагСтройСервис" |
0,9 |
ООО "Экостройсервис" |
0,2 |
ООО "МК-57" |
0 |
Итого перевозчики твердых коммунальных отходов |
79,1 |
Сторонний транспорт (перевозящий свои отходы) |
20,9 |
Итого |
100 |
Договор на вывоз твердых коммунальных отходов ежегодно заключается или пролонгируется между ЕМУП "Спецавтобаза", а также другими перевозчиками и жилищными организациями, предприятиями, учреждениями. В договоре устанавливаются обязанности сторон, указываются сведения об обслуживаемом объекте, проводится расчет вывозимых объемов твердых коммунальных отходов и количество контейнеров, оговаривается порядок расчета. Блок-схема, демонстрирующая систему договорных отношений в системе обращения с твердыми коммунальными отходами, представлена на Рисунке 21.
На данный момент у ЕМУП "Спецавтобаза" заключено 3125 договоров с потребителями, которым предприятие оказывает услугу по вывозу (21 процент всех отходов) и размещению твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок МО "город Екатеринбург". На контейнерных площадках располагается более 6000 контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов от жителей города. Сведения о количестве договоров, заключенных основной организацией коммунального комплекса, в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, представлены в Таблице 69.
Рисунок 21. Система договорных отношений в системе обращения с твердыми коммунальными отходами
Таблица 69
Сведения о количестве договоров на размещение твердых коммунальных отходов, заключенных ЕМУП "Спецавтобаза"
Контрагент |
Количество договоров, заключенных ЕМУП "Спецавтобаза", шт. |
Организации, обслуживающие жилой фонд |
880 |
Частный сектор |
76 |
Коммерческие организации, организации социально-бюджетной сферы |
2012 |
Организации-перевозчики |
157 |
Итого |
3125 |
Система сбора и удаления отходов в районах многоэтажной застройки достаточно хорошо развита. Наибольшее распространение в городе получила система, при которой жители многоквартирных домов самостоятельно выносят мусор на контейнерные площадки. В части домов (около 10 процентов) жители используют мусоропроводы.
Для сбора твердых коммунальных отходов от жителей коттеджных поселков и частного сектора в МО "город Екатеринбург" предусмотрен разработанный ЕМУП "Спецавтобаза" проект "Наш мусор в белом", утвержденный Решением Администрации города Екатеринбурга от 11.08.2009 N 5/1/10 "Об организации вывоза твердых коммунальных отходов с территории частного сектора города Екатеринбурга", согласно которому жителям предлагается приобрести специальные маркированные пакеты объемом 110 л для сбора отходов. Наполненные пакеты выносятся на улицу в определенные дни согласно графику вывоза, после чего собираются мусоровозами ЕМУП "Спецавтобаза" и транспортируются на полигон. Охват населения частного сектора в 2015 году составлял 17 процентов. Кроме этого, отходы из частного сектора вывозят организации, выполняющие работу на основании муниципальных контрактов.
Отходы бюджетных предприятий социальной и бытовой сферы собираются на специально оборудованных контейнерных площадках и транспортируются на полигоны твердых коммунальных отходов.
Офисные отходы зачастую собираются отдельно, но собственные контейнеры для сбора отсутствуют, и отходы часто помещаются в контейнеры, предоставляемые жилищно-эксплуатационными управлениями, с которыми не заключаются договоры на соответствующие услуги.
Отходы предприятий обязательно должен идентифицировать производитель отходов, который, как правило, имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденные лимиты размещения отходов и разрешения на передачу отходов, а также представляет статистическую отчетность по форме 2-ТП (Отходы). Технологическим регламентом предусмотрен раздельный сбор и хранение производственных отходов, что дает возможность их дальнейшего использования, обезвреживания.
Система раздельного сбора отходов с целью их дальнейшей утилизации активно вводится в схему обращения с твердыми коммунальными отходами усилиями ЕМУП "Спецавтобаза" и Комитетом по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, а также индивидуальными предпринимателями. Идет подготовка к совершенствованию системы обращения с твердыми коммунальными отходами, связанному с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Характеристика системы обращения с твердыми коммунальными отходами (основные технические характеристики объектов системы)
В качестве основных технических элементов системы обращения с твердыми коммунальными отходами можно рассмотреть следующие подсистемы:
сбор и промежуточное складирование твердых коммунальных отходов;
вывоз твердых коммунальных отходов;
обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов.
Система сбора и удаления отходов в городе хорошо развита. В районах многоэтажной застройки сбор твердых коммунальных отходов осуществляется на контейнерных площадках, 10 процентов домов оснащены мусоропроводами, 90 процентов домов оборудованы контейнерами, установленными на внутридомовых территориях, куда жители самостоятельно выносят мусор к месту сбора.
Контейнеры располагаются на специально оборудованных контейнерных площадках с бетонным основанием, огражденных по периметру. Количество контейнеров на площадке не должно превышать 5 штук. На практике количество контейнеров на площадке достигает 12 - 13 штук.
Контейнерные площадки располагаются на дворовых территориях, имеют подъездные пути. Расстояние от площадок до окон домов по нормам не должно быть менее 20 метров, а радиус обслуживания площадки не должен превышать 100 м. В большинстве случаев нормы размещения площадок соблюдаются.
Согласно санитарным правилам контейнеры не реже одного раза в 10 дней должны промываться и дезинфицироваться. На практике в МО "город Екатеринбург" не организована система мойки и дезинфекции контейнеров.
Многоэтажные застройки оборудованы мусоропроводами согласно действующим нормам. Однако значительная часть мусоропроводов в многоэтажных жилых застройках не используется по причине неудовлетворительной эксплуатации и санитарного состояния, так как отсутствуют устройства для очистки и дезинфекции стволов, мусоропроводы плохо вентилируются. Сбор отходов при действующем мусоропроводе осуществляется в мусороприемных камерах и затем обслуживающий персонал переносит твердые коммунальные отходы из камер на дворовые контейнерные площадки.
Удаление твердых коммунальных отходов в МО "город Екатеринбург" осуществляется по схеме планово-регулярной уборки МО "город Екатеринбург" в сроки, предусмотренные санитарными правилами, не реже одного раза в три дня в зимний период и ежедневно в летний период.
Необходимое количество контейнеров для каждого домовладения определяется исходя из численности проживающих жителей и норм накопления.
К отходам неустановленных источников происхождения относятся отходы, нелегально размещенные на территории МО "город Екатеринбург". Условно к этим отходам можно отнести почвы, загрязненные неустановленными или прекратившими свое существование производителями отходов.
Считается, что основным источником несанкционированных свалок является часть населения, не охваченная системой централизованного сбора и вывоза мусора, а также коммерческие предприятия. Несанкционированные свалки представляют собой одну из проблем МО "город Екатеринбург", которая частично решается путем периодической уборки. Кроме того, источниками несанкционированных свалок являются жилищно-эксплуатационные управления, которые нанимают частный транспорт для вывоза мусора, ремонтно-строительные организации.
К специфическим видам отходов, образующихся или накопленных на территории МО "город Екатеринбург" и требующих к себе особого внимания в силу опасных свойств этих отходов и неудовлетворительного состояния их сбора, утилизации, размещения, можно отнести следующие:
все виды медицинских отходов;
снятое с эксплуатации оборудование, содержащее вредные вещества -трансформаторы, конденсаторы, гидравлические системы летательных аппаратов;
отработанные растворители, образующиеся на предприятиях радиоэлектронной промышленности и предприятиях бытового обслуживания;
отработанные нефтепродукты и загрязненные нефтепродуктами изделия и материалы;
отходы кабельной продукции (при неорганизованном сборе этого вида отходов и обжиге полихлорвиниловой изоляции в окружающую среду выделяются высоко токсичные хлорорганические соединения);
отходы из пластика (в особенности из полиэтилена и ПХВ). Эти отходы являются составной частью твердых коммунальных отходов, в значительных количествах присутствуют как в контейнерах, так и в уличном и дворовом смете. При горении мусора в контейнерах или куч смета пластик выделяет в атмосферу значительное количество высокотоксичных веществ, загрязняющих как атмосферу, так и почвы;
отходы строительных и ремонтных организаций, твердые коммунальные отходы (как правило, они являются инертными и не представляют непосредственной опасности, однако именно этот тип отходов наиболее часто подвержен несанкционированному размещению);
опасные ртутьсодержащие отходы, батарейки.
Вывоз твердых коммунальных отходов, образующихся в МО "город Екатеринбург", осуществляется специализированными предприятиями. По оценкам Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов предоставляются приблизительно 1,2 млн граждан. Разными специализированными компаниями обслуживается около 18 тыс. домов в МО "город Екатеринбург".
Все организации обладают собственным автопарком, включающим в себя специализированную передвижную и стационарную технику. Все спецмашины для транспортировки твердых коммунальных отходов оборудованы механизмами для уплотнения отходов и автоматической системой боковой и задней загрузки отходов из контейнеров.
Одной из основных организаций, осуществляющих очистку МО "город Екатеринбург" от твердых и жидких коммунальных отходов, является ЕМУП "Спецавтобаза", подведомственное Комитету по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, расположенное в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга по адресу: ул. Посадская, 3. Участок отведен по решению Горисполкома от 22.01.75 N 26-6, площадь участка составляет 35 тыс. м, или 3,5 га. ЕМУП "Спецавтобаза" занимается вывозом твердых коммунальных отходов с полигонов "Широкореченский" и "Северный", где осуществляется прием отходов, а также мусоросортировочного комплекса, расположенного на полигоне "Широкореченский". Также существует объединение нескольких юридических лиц, удовлетворяющее потребностям 40 процентов рынка услуг по сбору и транспортировке отходов.
Полный перечень организаций, занимающихся транспортировкой отходов, представлен в Таблице 70.
Таблица 70
Перечень организаций, занимающихся транспортировкой твердых коммунальных отходов
N п/п |
Название организации |
1 |
2 |
1 |
ЕМУП "Спецавтобаза" |
2 |
ООО "Чистота.ру" |
3 |
ИП Ронжин Д.Я. |
4 |
ООО "АМ Сервис +" |
5 |
ООО "Мегатранс" |
6 |
ООО "Ремстройкомплекс" |
7 |
ООО "Технологии чистоты" |
8 |
ООО "УралТрансМост" |
9 |
ООО "Экосистема" |
10 |
ООО "Идеал" |
11 |
ООО "М-Сервис" |
12 |
ООО "СпецТранс" |
13 |
ООО "Эковывоз" |
14 |
ООО "Эталон" |
15 |
ООО "ТехСервис" |
16 |
ИП Рыцев |
17 |
ООО "Альфа Транс" |
18 |
ООО "Грин Сервис" |
19 |
ООО "Квартал" |
20 |
ООО "КРЭП" |
21 |
ООО "Транс Сервис" |
22 |
ООО "ФС"ГРИН СЕРВИС" |
23 |
ООО "КСС" |
24 |
ООО "ТехСтройАрсенал" |
25 |
ООО "Управление механизации N 2" |
26 |
ООО "Экотранс" |
27 |
ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" |
28 |
ООО "Спецстрой" |
29 |
ООО "УСТК" |
30 |
ООО "Уютный дом" |
31 |
ЗАО "УК "Екатеринбург" |
32 |
ОАО "Авантаж" |
33 |
ООО "Спецтехнологии" |
34 |
ООО "УК "Комфорт - Сервис" |
35 |
ООО "УК "Нижнеисетская" |
36 |
ООО "М-Сервис" |
37 |
ООО "Коммунально-строительный сервис" |
38 |
ООО УК "Чкаловская" |
39 |
ООО УК "Юг-Энерго" |
40 |
ООО "Пионер" |
41 |
ООО "УЖК "Адом" |
42 |
ООО "ФинСтройКомплекс" |
43 |
ООО "Экосервис" |
Основными проблемами системы транспортировки твердых коммунальных отходов является износ специальной техники и снижение регулярности вывоза твердых коммунальных отходов из-за простоев спецтехники на ремонте. Также ограничение проезда спецтехники по внутридворовой территории вследствие организации несанкционированных автостоянок для физических лиц и частое несовпадение графиков уборки контейнерных площадок, прилегающих территорий с загрузкой отходов из контейнеров в мусоровоз приводит к засорению прилегающих территорий и возникновению стихийных свалок.
Размещение отходов населения осуществляется на территории полигонов твердых коммунальных отходов. Осуществляет эксплуатацию двух основных полигонов размещения твердых коммунальных отходов МО "город Екатеринбург" ЕМУП "Спецавтобаза" - "Широкореченский" и "Северный".
Полигон "Широкореченский" расположен в северной части лесного квартала N 96 Широкореченского лесничества Верх-Исетского лесхоза в 14 километрах от Московского тракта и в 5 километрах от поселка Медного. Участок окружен лесом зеленой зоны (общая площадь - 49,33 га, площадь, предназначенная для складирования отходов, - 27,7 га, для хоздвора - 0,85 га; 18,85 га заняты смешанным лесом). Расстояние до ближайших градостроительных объектов (поселок Медный) - 5 км; до источника хозяйственно-бытового водоснабжения - 14 км; до водоемов - 8 км; до сельхозугодий - 2 - 3 км.
Полигон "Северный" расположен на земельных угодьях Уралмашевского лесничества в квадратах 78,79, в 6 километрах северо-восточнее города Верхняя Пышма (общая площадь - 40,77 га, площадь, предназначенная для складирования отходов - 33,2 га, расстояние до ближайших градостроительных объектов - 6 км; сельхозугодий - 3 - 5 км).
Основные характеристики полигонов твердых коммунальных отходов МО "город Екатеринбург" представлены в Таблице 71. Расположение полигонов твердых коммунальных отходов представлено на Рисунке 22.
Таблица 71
Основные характеристики полигонов твердых коммунальных отходов в МО "город Екатеринбург"
Характеристики полигона |
Полигон "Северный" |
Полигон "Широкореченский" |
1 |
2 |
3 |
Назначение |
Захоронение отходов |
Захоронение отходов |
Расположение |
п. Крутой, г. Верхняя Пышма |
п. Широкая Речка, г. Екатеринбург |
Свидетельство о праве собственности на объекты размещения отходов |
от 04.08.2015 N 66-66/032-66/029/662/2015-1/1 |
от 03.08.2015 N 66-66/001-66/001/612/2015-2853/1 |
Регистрация в государственном реестре объектов размещения |
от 25.09.2014N 66-00048-З-00592-250914 |
от 25.09.2014 N 66-00044-З-00592-250914 |
Год начала функционирования объекта |
1968 |
1964 |
Год окончания функционирования объекта |
2050 |
2030 |
Размер утвержденной санитарно-защитной зоны, м |
500 |
- |
Предельная площадь полигона по землеотводным документам, га |
40,77 |
49,33 |
Фактическая площадь полигона без учета санитарно-защитной зоны, га |
33,2 |
27,7 |
Вместимость объекта, тыс. куб. м |
90 076 |
140 848 |
Вместимость объекта, тыс. тонн |
22 519 |
35 212 |
Мощность объекта, тыс. куб. м/год |
1 466 |
2 167 |
Мощность объекта, тыс. тонн/год |
250 |
350 |
Количество накопленных отходов по состоянию на 31.12.2014, тыс. куб. м |
3 951,12 |
6 097,34 |
Количество накопленных отходов по состоянию на 31.12.2014, тыс. тонн |
18 157,46 |
27 248,97 |
Рисунок 22. Расположение полигонов твердых коммунальных отходов в МО "город Екатеринбург"
Существующая в МО "город Екатеринбург" система сортировки и переработки отходов работает на рыночной основе. Сортировка и переработка отходов осуществляется отдельно от сбора твердых коммунальных отходов, при этом сортировка большей доли отходов (из потока отходов коммерческих предприятий (магазины, офисы) производится неорганизованно. Большое распространение получила стихийная сортировка отходов на контейнерных площадках и на полигонах размещения твердых коммунальных отходов. Практика приема отсортированных отходов в МО "город Екатеринбург" развита достаточно хорошо.
С декабря 2011 года введен в эксплуатацию завод по сортировке твердых коммунальных отходов на территории полигона твердых коммунальных отходов "Широкореченский". Завод по сортировке твердых коммунальных отходов -мусоросортировочный комплекс - находится в пользовании ЕМУП "Спецавтобаза" на праве хозяйственного ведения. Проект мусоросортировочного комплекса был выполнен по заказу Комитета по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга проектной организацией "Уралдорпроект". Проект был реализован ООО "Профтехстрой". Технологическое оборудование и пресс для первой линии мусоросортировочного комплекса установлены шведской компанией "Пресона". Проектная мощность мусоросортировочной линии "Пресона" составляет 100 тыс. тонн в год. В 2013 году введена в эксплуатацию вторая линия мощностью 100 тыс. тонн в год, которая смонтирована компанией ЗАО "Паритет". Ежедневно на мусоросортировочном комплексе работает около 105 человек.
Всего мусоросортировочный комплекс за 2014 год принял 93,1 тыс. тонны отходов, произвел 6,8 тыс. тонны вторичного сырья и переработал 2,4 тыс. тонны вторсырья от сторонних организаций.
Продукцию мусоросортировочного комплекса можно разделить на четыре основные группы:
макулатура,
стеклобой и стеклобутылка,
пластики,
лом и отходы черных и цветных металлов.
Структура производства по основным группам вторсырья за 2015 год представлена в Таблице 72.
Таблица 72
Структура производства мусоросортировочного комплекса по основным группам вторсырья за 2015 год
Вид вторсырья |
Доля в 2015 году, % |
Макулатура |
40 |
Стеклобой и стеклобутылка |
12 |
Пластики |
42 |
Лом и отходы черных и цветных металлов |
6 |
Вторичное сырье направляется в города Свердловской области и за ее пределы, договоры заключены с предприятиями Москвы, Подмосковья, Казани, Перми, Самары, Омска, Челябинска, Новосибирска, так как в МО "город Екатеринбург" недостаточно перерабатывающих мощностей.
Рынок вторичных ресурсов в России признан достаточно развитым. На данный момент в МО "город Екатеринбург" утилизируется ограниченное число видов вторичного сырья, но по существующим оценкам, более 50 процентов компонентов общего потока отходов подлежат возможной переработке.
Схема размещения твердых коммунальных отходов в МО "город Екатеринбург" представлена на Рисунке 23.
Рисунок 23. Схема размещения твердых коммунальных отходов в МО "город Екатеринбург"
В МО "город Екатеринбург" выявлены значительные объемы накопления отходов производства и потребления промышленных предприятий 4-го класса опасности и нетоксичных отходов. Наибольшую опасность представляют собой отходы 1-го и 2-го классов опасности, огромное количество которых образуется ежегодно, а также отработанные ртутьсодержащие лампы. Также особое внимание следует обращать на специфические виды отходов.
Балансы мощности и ресурса (с указанием производства, отпуска, потерь при передаче, конечного потребления ресурса по группам потребителей)
Проведен анализ работы системы размещения отходов в МО "город Екатеринбург". Результаты подробно описаны в книге 5 раздела 3 Перечня.
Баланс мощностей системы размещения твердых коммунальных отходов представлен в Таблице 73.
Таблица 73
Баланс мощностей системы размещения твердых коммунальных отходов в МО "город Екатеринбург" в 2014 году
Наименование величины |
Единица измерения |
Величина |
Количество твердых коммунальных отходов, поступающих на захоронение на полигоны |
Тонн/год |
567 936,00 |
Количество твердых коммунальных отходов, поступающих на полигон "Широкореченский" |
Тонн/год |
271 875,00 |
Количество твердых коммунальных отходов, поступающих на полигон "Северный" |
Тонн/год |
202 971,00 |
Количество твердых коммунальных отходов, поступающих на сортировку |
Тонн/год |
93 090,00 |
Количество твердых коммунальных отходов, поступающих на полигон (без сортировки и переработки) |
Тонн/год |
474 846,00 |
Количество произведенного вторичного сырья |
Тонн/год |
6 800,00 |
Всего твердых коммунальных отходов, поступающих на полигон для захоронения |
Тонн/год |
561 136,00 |
Общая мощность объектов размещения отходов |
Тонн/год |
600 000,00 |
Мощность полигона "Широкореченский" |
Тонн/год |
350 000,00 |
Мощность полигона "Северный" |
Тонн/год |
250 000,00 |
Мощность мусоросортировочных комплексов (МСК) |
Тонн/год |
200 000,00 |
Перспективное количество поступающих на полигоны отходов рассчитывается в соответствии с прогнозом на образование отходов в соответствии с разделом "Генеральная схема санитарной очистки и уборки города Екатеринбурга" Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1 "Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года".
Количество вторичного сырья, выработанного на мусоросортировочных комплексах, по фактическим данным в 2014 году составило 7,2 процента. Так как современные технологии позволяют вырабатывать практически до 90 процентов вторичного сырья на каждой мусоросортировочной линии, в 2025 году работа МСК будет принята в соответствии с современными стандартами.
Доля поставки ресурса по приборам учета
Юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, ведут обязательный учет образования, получения, передачи, использования и размещения отходов.
На полигонах твердых коммунальных отходов "Северный" и "Широкореченский" каждый мусоровоз проходит взвешивание, таким образом ведется точный учет поступивших на размещение отходов.
Приборы учета в системе обращения с твердыми коммунальными отходами не предусмотрены. Отходы, размещаемые на полигонах твердых коммунальных отходов, проходят учет в полном объеме.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.6.5. Резервы и дефициты в системе обращения с твердыми коммунальными отходами по муниципальному образованию "город Екатеринбург" в целом
Проведен анализ резервов и дефицитов системы размещения отходов в МО "город Екатеринбург". Существующих мощностей объектов системы достаточно для обеспечения нормальной работы. Для совершенствования работы системы и повышения эффективности использования вторичного сырья, образованного из твердых коммунальных отходов, планируется проведение мероприятий по реконструкции полигонов, строительство новых мусоросортировочных комплексов и мусороперерабатывающего завода. Результаты анализа системы размещения твердых коммунальных отходов представлены в Таблице 74.
Таблица 74
Анализ системы размещения твердых коммунальных отходов в МО "город Екатеринбург"
Наименование величины |
Единица измерения |
Величина |
Количество твердых коммунальных отходов, поступающих на захоронение на полигоны |
Тонн/год |
567 936,00 |
Количество твердых коммунальных отходов, поступающих на полигон "Широкореченский" |
Тонн/год |
271 875,00 |
Количество твердых коммунальных отходов, поступающих на полигон "Северный" |
Тонн/год |
202 971,00 |
Количество твердых коммунальных отходов, поступающих на сортировку |
Тонн/год |
93 090,00 |
Количество твердых коммунальных отходов, поступающих на полигон (без сортировки и переработки) |
Тонн/год |
474 846,00 |
Количество произведенного вторичного сырья |
Тонн/год |
6 800,00 |
Всего твердых коммунальных отходов, поступающих на полигон для захоронения |
Тонн/год |
561 136,00 |
Общая мощность объектов размещения отходов |
Тонн/год |
600 000,00 |
Мощность полигона "Широкореченский" |
Тонн/год |
350 000,00 |
Мощность полигона "Северный" |
Тонн/год |
250 000,00 |
Мощность мусоросортировочных комплексов (МСК) |
Тонн/год |
200 000,00 |
Резерв/дефицит в мощности по размещению твердых коммунальных отходов |
Тонн/год |
864,00 |
2.6.6. Надежность работы системы
Система сбора и удаления отходов в районах многоэтажной застройки достаточно хорошо развита. Наибольшее распространение в МО "город Екатеринбург" получила система, при которой жители многоквартирных домов самостоятельно выносят мусор на контейнерные площадки. В части домов (около 10 процентов) жители используют мусоропроводы.
Для сбора твердых коммунальных отходов от жителей коттеджных поселков и частного сектора в МО "город Екатеринбург" разработан ЕМУП "Спецавтобаза" проект "Наш мусор в белом", утвержденный Решением Администрации города Екатеринбурга от 11.08.2009 N 5/1/10 "Об организации вывоза твердых коммунальных отходов с территории частного сектора города Екатеринбурга", согласно которому жителям предлагается приобретение специальных маркированных пакетов объемом 110 л для сбора отходов. Наполненные пакеты выносятся на улицу в определенные дни согласно графику вывоза, после чего собираются мусоровозами ЕМУП "Спецавтобаза" и транспортируются на полигон. Охват территории частного сектора проектом в 2015 году составлял свыше 50 процентов. Кроме этого, отходы частного сектора вывозятся организациями в соответствии с заключенными с ними муниципальными контрактами.
Услуги сбора, вывоза и размещения твердых коммунальных отходов оказываются в городе по схеме планово-регулярной уборки города в сроки, предусмотренные санитарными правилами, не реже одного раза в три дня в зимний период и ежедневно в летний период. Информация о сбоях в работе системы сообщается потребителями в службу эксплуатации ЕМУП "Спецавтобаза", неполадки устраняются в кратчайшие сроки.
2.6.7. Воздействие на окружающую среду
Система обращения с твердыми коммунальными отходами включает в себя систему управления отходами, которая, в свою очередь, является составной частью управления жизнедеятельностью МО "город Екатеринбург".
Система управления отходами предусматривает не только контроль здоровья населения, а также состояния окружающей среды в местах расположения объектов размещения отходов, но и контроль энергоэкологического, медико-биологического и социального состояния среды; сбор и хранение объективной информации о состоянии окружающей среды, здоровье населения и так далее.
В системе обращения с твердыми коммунальными отходами МО "город Екатеринбург" два основных источника загрязнения окружающей среды - полигоны "Широкореченский" и "Северный".
Участки размещения отходов служат мощными источниками комплексного негативного воздействия на окружающую среду.
Полигон твердых коммунальных отходов - это комплекс природоохранных сооружений, предназначенный для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
Атмосферный воздух над полигоном загрязнен аммиаком и сероводородом, что гигиенического значения не имеет в связи с размещением полигона на значительном расстоянии от жилой застройки.
На полигонах ЕМУП "Спецавтобаза" в МО "город Екатеринбург" предусмотрены противофильтрационные экраны, использование которых является одним из самых эффективных и современных способов предотвращения экологических проблем. С его помощью защищают почву и грунтовые воды от проникновения загрязняющих веществ, выделяемых хранимыми отходами.
Также проведена обваловка территории полигонов, предусмотрен отвод ливневых и дренажных вод. Оба объекта огорожены естественной защитой -лесополосой.
Полигоны твердых коммунальных отходов "Широкореченский" и "Северный" оборудованы спецтехникой, огорожены (для предотвращения свободного входа), имеют наблюдательные скважины на территории, необходимые для мониторинга грунтовых вод. Также проводятся мониторинги поверхностных вод, атмосферного воздуха. Оба объекта имеют согласованную программу экологического мониторинга, производится постоянный производственный контроль.
Характеристика полигонов твердых коммунальных отходов в МО "город Екатеринбург" представлена в Таблице 75.
Таблица 75
Экологическая характеристика полигонов твердых коммунальных отходов в МО "город Екатеринбург"
Характеристика объекта |
Наличие/отсутствие |
|
полигон "Широкореченский" |
полигон "Северный" |
|
Расположение объекта | ||
Ближайший водный объект, расстояние до него, км |
Ручей без названия, 0,5 |
Река Крутиха, 0,3 |
Ближайший населенный пункт, расстояние до него, км |
Поселок Широкая Речка, 3,5 |
Поселок Крутой, 1,5 |
Территория жилой застройки населенного пункта |
- |
- |
Резервные территории для жилого строительства |
- |
- |
Государственные природные заповедники, в том числе биосферные* |
- |
- |
Национальные парки* |
- |
- |
Памятники природы* |
- |
- |
Дендрологические парки и ботанические сады* |
- |
- |
Лечебно-оздоровительные местности и курорты* |
- |
- |
Природные парки* |
- |
- |
Ландшафтные парки* |
- |
- |
Микрозаповедники* |
- |
- |
Этноприродные зоны* |
- |
- |
Государственные заказники (охотничьи, орнитологические, энтомологические, ихтиологические, почвенные, ландшафтные и иные)* |
- |
- |
Защитные участки территорий и акваторий* |
- |
- |
Ведомственные (внутрихозяйственные) заказники* |
- |
- |
Водоохранные зоны и прибрежные полосы поверхностного водного объекта* |
- |
- |
Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения |
- |
- |
Зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения (1, 2, 3 пояса)* |
- |
- |
Земли сельскохозяйственного назначения, пастбища* |
- |
- |
Защитные леса* |
- |
- |
Территория залегания полезных ископаемых (если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых)* |
- |
- |
Территория ведения горных работ (если возникает угроза безопасности ведения горных работ)* |
- |
- |
Заболоченные территории* |
- |
- |
Территории с просадочными и вспучивающимися грунтами* |
- |
- |
Наличие входного контроля отходов | ||
Ртутного |
- |
- |
Радиометрического |
- |
- |
Системы защиты окружающей среды | ||
Тип противофильтрационного экрана |
5 |
5 |
Обваловка |
+ |
+ |
Отвод ливневых и дренажных вод |
+ |
+ |
Сбор и очистка ливневых и дренажных вод |
- |
- |
Сбор биогаза |
- |
- |
Наличие противопыльного обустройства |
- |
- |
Естественная защита |
+ |
+ |
Прочее |
- |
- |
Оборудование объекта | ||
Ограждение |
+ |
- |
Освещение |
- |
- |
Оснащенность техникой |
+ |
+ |
Количество наблюдательных скважин |
6 |
5 |
Наличие согласованной программы экологического мониторинга |
+ |
+ |
Наличие производственного контроля |
+ |
+ |
Системы мониторинга | ||
Мониторинг грунтовых вод (наблюдательные скважины) |
+ |
+ |
Мониторинг поверхностных вод |
+ |
+ |
Мониторинг почвенного покрова |
+ |
+ |
Мониторинг атмосферного воздуха |
+ |
+ |
* В случае расположения объекта на особо охраняемой природной территории |
2.6.8. Тарифы, плата (тариф) за подключение (присоединение), структура себестоимости производства и транспорта ресурса
Единственной организацией, занимающейся приемом твердых коммунальных отходов в МО "город Екатеринбург", является ЕМУП "Спецавтобаза". В соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 20.11.2013 N 111-ПК ЕМУП "Спецавтобаза" оказывает услуги по утилизации твердых коммунальных отходов на полигонах "Широкореченский" и "Северный" по тарифам, информация о которых представлена в Таблице 76. Информация о составных частях тарифа приведена в Таблице 77.
Таблица 76
Тарифы на прием и размещение отходов
Период действия тарифа, руб./т | |||||||
с 01.01.2015 по 30.06.2015 |
с 01.07.2015 по 31.12.2015 |
с 01.01.2016 по 30.06.2016 |
с 01.07.2016 по 31.12.2016 |
||||
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
173,68 |
204,94 |
181,75 |
214,47 |
181,75 |
214,47 |
190,91 |
225,27 |
Таблица 77
Составляющие тарифа на прием отходов 4-го класса опасности
Составляющие тарифа |
Цена за 1 т |
Экономическое обоснование |
1 |
2 |
3 |
Размещение отходов производства и потребления |
1034,59 |
248,4 руб./т х 2,45 х 1,7=1034,59 руб./т (без учета НДС) (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления"); 2,45 - коэффициент инфляции для отходов 4-го класса опасности, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1219 "О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления"; 1,7 - коэффициент, учитывающий экологические факторы, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления" |
Содержание и эксплуатация полигонов |
181,75 |
Тарифы, утвержденные Постановлением Региональной энергетической комиссии (РЭК) Свердловской области от 20.11.2013 N 111-ПК "Об утверждении тарифов на услуги по утилизации твердых коммунальных отходов организациями коммунального комплекса в Свердловской области" |
ЕМУП "Спецавтобаза" оказывает свои услуги по тарифам, указанным в Таблице 78.
Таблица 78
Тарифы на услуги ЕМУП "Спецавтобаза"
Услуги |
Руб. без НДС/тонна |
Утилизация (захоронение) твердых коммунальных отходов, образованных населением |
181,75 |
Прием отходов производства и потребления 4-го класса опасности |
1216,34 |
Прием отходов потребления 5-го класса опасности |
208,68 |
Прием отходов производства 5-го класса опасности |
244,23 |
Прием отходов производства и потребления, используемых в качестве инертного (сыпучие строительные отходы, смет, грунты с примесью не более 3 процентов) |
26,93 |
Прием отходов производства и потребления, используемых в качестве инертного материала без примесей |
- |
2.6.9. Технические и технологические проблемы в системе
Технические и технологические проблемы системы обращения с твердыми коммунальными отходами также можно разделить на три основных части по подсистемам обращения с твердыми коммунальными отходами в МО "город Екатеринбург". Основные проблемы, возникающие при сборе отходов от населения:
77 процентов населения, использующего мусоропроводы, остается недовольным его санитарным состоянием;
часть (около 10 процентов) контейнерных площадок не имеют ограждения, что способствует ветровому разносу отходов по прилегающей территории;
наблюдается переполнение контейнеров и сжигание отходов в контейнерах и на контейнерных площадках;
жители не доносят мусор до контейнерных площадок, что приводит к загрязнению подъездов домов, дворовых, парковых и иных территорий;
контейнеры используются коммерческими предприятиями, не имеющими договоров на удаление отходов;
автостоянки во дворах затрудняют вывоз твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок, что приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки;
нарушение регламента, заключающееся в смешении различных видов отходов производственных предприятий, а также неполнота и недостаточная достоверность статистических сведений об образовании отходов, что позволяет предприятиям производить нелегальное размещение отходов совместно или раздельно с другими видами отходов или осуществлять их сброс вместе со сточными водами, а также позволяет необоснованно уменьшать размер платежей, поступающих в экологические фонды за размещение отходов;
ежегодно в МО "город Екатеринбург" образуется огромное количество твердых коммунальных отходов, причем не весь объем твердых коммунальных отходов поступает на два действующих полигона МО "город Екатеринбург", часть отходов неминуемо попадает на несанкционированные свалки. Также на несанкционированные свалки попадают и отходы производства и потребления промышленных предприятий, в том числе и 1-го класса опасности.
Основными проблемами системы транспортировки твердых коммунальных отходов является износ спецтехники и снижение регулярности вывоза твердых коммунальных отходов из-за простоя спецтехники на ремонте. Также ограничение проезда спецтехники по внутридворовой территории вследствие организации несанкционированных автостоянок для физических лиц и частое несовпадение графиков уборки контейнерных площадок, прилегающих территорий с загрузкой отходов из контейнеров в мусоровоз приводит к засорению прилегающих территорий и возникновению стихийных свалок.
Постоянный рост объемов образования отходов требует усовершенствования системы их размещения путем ввода новых мощностей по сортировке и переработке отходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.