Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 28 июня 2016 г. N 50
Отчет
главы Администрации города Екатеринбурга о результатах его деятельности, деятельности Администрации города Екатеринбурга по социально-экономическому развитию муниципального образования "город Екатеринбург" за 2015 год
Уважаемые депутаты, коллеги!
Экономическое развитие Екатеринбурга в 2015 году проходило в непростых экономических условиях, ставших отражением общероссийских тенденций. По итогам года сложились высокие показатели инфляции, снизились курс руб. и доступность кредитных ресурсов. Значения ряда основных показателей социально-экономического развития Екатеринбурга демонстрировали сдержанную динамику по сравнению с предшествующим годом и в сравнении с аналогичными показателями по Российской Федерации и Свердловской области (Рисунок 1).
Рисунок 1. Итоги 2015 года
Высокие темпы развития Екатеринбурга в предшествующие годы, а также значительный управленческий вклад городских властей, позволили достичь достаточно высокого уровня развития города, который и в сегодняшних условиях позволяет Екатеринбургу сохранять лидирующие позиции.
На Рисунке 2 видно, что общее снижение ряда показателей социально-экономического развития характерно как для Екатеринбурга, так и для Свердловской области.
Рисунок 2. Основные показатели развития экономики
В 2015 году в Екатеринбурге, также как в Свердловской области и Российской Федерации, отмечено снижение промышленного производства по отдельным видам деятельности. Индекс промышленного производства по крупным и средним организациям Екатеринбурга составил 96,3% (в среднем по Российской Федерации - 96,6%, по Свердловской области - 96,3%) (Рисунки 3, 4).
Рисунок 3. Индексы производства по видам экономической деятельности
Рисунок 4. Оборот организаций по видам экономической деятельности
В Екатеринбурге наибольший индекс производства отмечается в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (Рисунки 3, 4). Динамика развития отрасли определялась устойчивым спросом на строительные материалы со стороны строительного сектора (в статистическую отчетность не попадают показатели предприятий оборонного комплекса, которые обеспечены государственным оборонным заказом).
В 2015 году ситуация на рынке труда претерпела некоторые изменения. Часть предприятий Екатеринбурга произвели в течение 2015 года оптимизацию работников, что привело к сокращениям (Рисунок 5).
Рисунок 5. Потребность в работниках и численность безработных
Рисунок 6. Уровень регистрируемой безработицы
По итогам года в Екатеринбурге уровень безработицы составил 0,83% (2014 год - 0,53%), что в 1,5 раза ниже уровня, зафиксированного в Российской Федерации (1,26%) и Свердловской области (1,51%). Соотношение числа зарегистрированных безработных и заявленных вакансий составило 3 вакансии на 1 зарегистрированного безработного (Рисунок 6).
Средняя заработная плата - один из главных индикаторов, отражающих уровень жизни населения (Рисунок 7).
Рисунок 7. Доходы населения
Рисунок 8. Динамика среднемесячной заработной платы
Номинальная среднемесячная заработная плата составила более 41 тыс. руб. (в декабре 2015 года она превысила 51 тыс. руб.). Это существенно больше, чем заработная плата в среднем по области (34 463 руб.) (Рисунок 8).
Причиной спада реальной заработной платы является инфляционная составляющая. В целом же в сравнении с 2003 годом в реальном выражении заработная плата в городе выросла в 1,8 раза (Рисунок 9).
Рисунок 9. Рост реальной заработной платы к уровню 2003 года
Разрыв уровня заработной платы в Екатеринбурге по сравнению с Российской Федерацией и Свердловской областью остается значительным - на 22,1% и 20,4% соответственно (Рисунок 10).
Рисунок 10. Соотношение уровней средней заработной платы в Екатеринбурге к зарплате в Российской Федерации и Свердловской области
В 2015 году продолжилась реализация Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года. Отмечу, что реализация майских указов находится на особом контроле и выполнение всех задач, поставленных главой государства, является одним из приоритетов работы Администрации города.
В указе "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Президентом были поставлены задачи по повышению заработной платы работников учреждений социальной сферы.
Начиная с 2015 года для расчета показателя используется среднемесячный доход от трудовой деятельности, по итогам 2015 года он составил 27 685,7 руб. В 2015 году были достигнуты все целевые значения роста заработной платы работников здравоохранения, образования и культуры (Рисунок 11).
Рисунок 11. Реализация Указов Президента РФ от 07.05.2012
Итак, по итогам 2015 года:
средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений составила 31 511,8 руб. (в 2014 году - 28 644,2 руб.);
средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений - 33 682,5 руб. (в 2014 году - 31 394 руб.);
средняя заработная плата работников учреждений культуры - 25 726,6 руб. (в 2014 году - 24 492,5 руб.);
средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) образование, - 56 939,9 руб. (в 2014 году - 55 691,2 руб.);
средняя заработная плата среднего медицинского персонала - 33 477,9 руб. (в 2014 году - 32 585 руб.);
средняя заработная плата младшего медицинского персонала - 19 582,5 руб. (в 2014 году - 18 557,4 руб.).
Другим аспектом поручений Президента Российской Федерации является реализация административной реформы.
По итогам 2015 года в городе работают 8 пунктов приема граждан МКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг муниципального образования "город Екатеринбург". Учреждение осуществляет полный комплекс возложенных на него функций, в том числе: прием заявлений и документов от граждан, консультационно-разъяснительную и информационную работу, прием и обработку сведений, поступивших от организаций, начисляющих плату, расчет, перерасчет суммы компенсации расходов, ведение базы данных, обработку других сведений, поступивших от органов и организаций и влияющих на предоставление компенсации расходов и другие.
Отсутствие роста доходов населения сказалось на динамике объема товарооборота. На Рисунке 12 видно, что между товарооборотом и реальными доходами населения имеется прямая зависимость. Снижение доступности кредитных ресурсов для населения также ведет к снижению объема товарооборота в сопоставимых ценах.
Рисунок 12. Розничный товарооборот в сопоставимых ценах и заработная плата
По итогам 2015 года розничный товарооборот в номинальном выражении достиг 725,9 млрд руб. Екатеринбург по-прежнему на 70% формирует товарооборот Свердловской области (Рисунок 13).
Рисунок 13. Динамика розничного товарооборота
Сравнивая объем товарооборота Екатеринбурга с крупными регионами Российской Федерации, можно отметить, что только в 9 субъектах этот показатель выше (Рисунок 14).
Рисунок 14. Розничный товарооборот в 2015 году
Следующим городом, который может быть включен в этот список, является Казань (товарооборот Казани - 446,1 млрд руб.).
По итогам 2015 года в Екатеринбурге розничный товарооборот в расчете на душу населения составил 491,2 тыс. руб. В Свердловской области - в 2 раза меньше (239,2 тыс. руб.), а без учета Екатеринбурга в Свердловской области на 1 жителя приходится почти в 5 раз меньше товарооборота, чем в Екатеринбурге (108,7 тыс. руб.) (Рисунок 15).
Рисунок 15. Розничный товарооборот в расчете на душу населения
Замедление темпов экономического роста непосредственно сказалось на снижении инвестиционной активности (Рисунок 16). По данным органов статистики, по крупным и средним организациям объем инвестиций в 2015 году составил 94,3 млрд руб. По полному кругу организаций объем инвестиций оценивается в сумме 141,3 млрд руб. Объем инвестиций по крупным и средним предприятиям снижается уже третий год, по итогам 2015 года - 86%, по итогам 2014 года было 87,7% (Рисунок 17).
Рисунок 16. Инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям
Рисунок 17. Инвестиции
В целом на снижение объемов инвестиций повлияла общеэкономическая ситуация.
В 2015 году в Екатеринбурге введено 1 197 тыс. кв. м жилья (2014 год -1 041,3 тыс. кв. м, 2013 год - 896,1 тыс. кв. м). Отмечу, что с 2010 года в Екатеринбурге вводится около 1 млн кв. м жилья. Причем в расчете на 1000 жителей объемы ввода жилья превышают среднеобластные и среднероссийские значения (Рисунки 18 - 20).
Ввод объектов индивидуального жилищного строительства по Екатеринбургу составил 159,6 тыс. кв. м (по Свердловской области - 1 059,4 тыс. кв. м.).
Рисунок 18. Объемы ввода жилья
Рисунок 19. Объемы ввода жилья
Рисунок 20. Динамика ввода жилья
В 2015 году в расчете на душу населения показатель ввода жилья в Екатеринбурге составил 810 кв. м на 1000 жителей. В Свердловской области (без учета Екатеринбурга) - меньше в 1,8 раза (449 кв. м). В Российской Федерации этот показатель составил 565,1 кв. м (Рисунок 21).
Рисунок 21. Ввод жилья на тысячу человек населения
Обеспеченность населения Екатеринбурга жильем по итогам 2015 года достигла 24,4 кв. м на 1 человека (2014 год - 24 кв. м на 1 человека) (Рисунок 22).
Рисунок 22. Динамика обеспеченности жилой площадью
В отчетном году ввод нежилых помещений составил 1 103 тыс. кв. м (2014 год - 937,6 тыс. кв. м) (Рисунок 23).
Рисунок 23. Объем ввода объектов нежилого назначения
В 2015 году за счет нового строительства введено в эксплуатацию 123 объекта розничной торговли, торговая площадь которых составила 82,2 тыс. кв. м. Наиболее крупные из введенных в эксплуатацию объектов представлены на Рисунке 24.
Рисунок 24. Крупнейшие торговые объекты нежилого назначения в 2015 году
Сегодня в Екатеринбурге сформированы одни из наиболее развитых в России торговая, деловая инфраструктура и инфраструктура гостеприимства. По обеспеченности торговыми площадями Екатеринбург находится в лидерах среди российских городов-миллионников. В 2015 году в Екатеринбурге функционировало 96 деловых центров площадью 1 млн 342 тыс. кв. м, 114 гостиниц и аналогичных средств размещения вместимостью 10 442 места.
В прошедшем году сохранилась положительная динамика демографических процессов в Екатеринбурге.
На Рисунке 25 видно, что в Екатеринбурге на протяжении 10 последних лет стабильно растет численность населения, на начало 2016 года она составила 1 477,7 тыс. чел. (прирост за 2015 год - 16,3 тыс. чел.).
Без учета Екатеринбурга в Свердловской области по-прежнему отмечается убыль населения. При этом, если в 2014 году убыль составила 2 314 человек, то в 2015 году - уже 5 775 чел. (Рисунок 26).
Рисунок 25. Динамика численности населения
Рисунок 26. Динамика рождаемости и смертности
В Екатеринбурге уже 7 год рождаемость превышает смертность. По данным органов статистики в 2015 году естественный прирост составил 6 749 человек.
За 2015 год в Екатеринбурге родилось 23 тыс. детей, что составляет 15,8 родившихся на 1 000 жителей.
В 2015 году выдано более 22 тыс. родовых сертификатов, а это означает, что рождаемость в Екатеринбурге в ближайший год останется на достаточно высоком уровне.
Уважаемые депутаты!
При сравнении показателей Екатеринбурга с аналогичными показателями в городах-миллионниках можно выявить следующие тенденции.
Так, по показателям среднемесячной заработной платы и товарооборота Екатеринбург, как и в предшествующие годы, занимает первое место. Ближайший к нам по заработной плате - город Красноярск (39 699 руб.), по товарообороту - Казань (446,1 млрд руб., что в 1,6 раза меньше, чем в Екатеринбурге) (Рисунки 27, 28).
Рисунок 27. Среднемесячная заработная плата за 2015 год
Рисунок 28. Розничный товарооборот в 2015 году
В 2015 году Екатеринбург занял 4 место среди городов-миллионников по объему инвестиций в основной капитал (Рисунок 29). По объему инвестиций Екатеринбург опередили следующие города: - Пермь - 112,5 млрд руб., Казань - 108,8 млрд руб. и Волгоград - 94,8 млрд руб. Считаю, что следует уделять особое внимание повышению инвестиционной привлекательности города.
Рисунок 29. Инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям
По вводу жилья перешагнули планку в 1 млн кв. м Новосибирск (1 738 тыс. кв. м), Екатеринбург (1 196,9 тыс. кв. м), Ростов-на-Дону (1 111,1 тыс. кв. м) и Воронеж (1 039,5 тыс. кв. м) (Рисунок 30).
По совокупному объему ввода жилья за период с 2003 года Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и Казань ввели более 10 млн кв. м жилья (Рисунок 31).
Рисунок 30. Жилищное строительство
Рисунок 31. Объемы ввода жилья за 2003 - 2015 годы
Показатели естественного движения населения в Екатеринбурге - одни из самых высоких в сравнении с городами-миллионниками Российской Федерации. На Рисунке 32 приведены сопоставимые показатели естественного прироста в расчете на 1000 человек населения.
Рисунок 32. Естественный прирост по городам-миллионникам
Уровень смертности в Екатеринбурге - один из самых низких среди городов-миллионников уже не первый год, а рождаемость сохраняется на достаточно высоком уровне.
Должен отметить, что сегодня проявляются объективные демографические тенденции, связанные с тем, что многочисленная возрастная группа жителей, родившихся в 50-х - начале 60-х годов (именно на эти годы пришелся всплеск рождаемости в Советском Союзе), вступает в пенсионный возраст. Естественно, что у людей этого возраста смертность выше (в 2015 году 74% всех умерших - лица старше трудоспособного возраста). Очевидно, что сегодня необходимо обеспечить дополнительные меры, направленные на снижение смертности и повышение продолжительности жизни.
За 2015 год в 9 городах-миллионниках численность населения увеличилась за счет естественного прироста (естественная убыль отмечена в Волгограде, Нижнем Новгороде и Самаре).
Уважаемые депутаты!
На Рисунках 33 и 34 представлены основные показатели реализации 8 направлений Стратегического плана развития Екатеринбурга в сравнении с теми целевыми ориентирами, которые были определены в Стратегическом плане в 2010 году.
Большинство основных показателей находятся в "зеленой" зоне или близки к ней. Стоит отметить, что значения ряда показателей сложились несколько лучше, чем планировалось в 2010 году на текущий период.
Среди показателей 1-го направления "Сохранение и развитие человеческого потенциал" в основном представлены демографические показатели (Рисунок 33).
Показатели 2-го направления "Екатеринбург - межрегиональный инновационно ориентированный промышленно-финансовый центр" отражают наши достижения в промышленности и инвестиционной деятельности (Рисунок 34).
Рисунок 33. Направление 1. Сохранение и развитие человеческого потенциала
Рисунок 34. Направление 2. Екатеринбург межрегиональный инновационно ориентированный промышленно-финансовый центр
В 3-м направлении "Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса города" сконцентрированы показатели аварийности сетей. Нужно отметить, что по этим показателям мы уже достигли значений, которые планировали на 2020 - 2025 годы (Рисунок 35).
4-е направление "Развитие рынка товаров и услуг" традиционно развивается опережающими темпами. Оборот розничной торговли, предприятий общественного питания, обеспеченность торговыми площадями превышают по итогам 2015 года запланированные значения (Рисунок 36).
Рисунок 35. Направление 3. Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса города
Рисунок 36. Направление 4. Развитие рынков товаров и услуг
В 5-м направлении "Формирование сбалансированной транспортной системы города" отмечу существенное превышение плановых значений по уровню автомобилизации. В то же время снижаются показатели по строительству и реконструкции улиц и дорог (Рисунок 37).
6-е направление "Формирование комфортной, экологически благополучной городской среды" в целом находится в пределах плановых значений. Стоит отметить, что достижение плановых значений данного направления во многом зависит от решения вопросов развития мусороперерабатывающей инфраструктуры (Рисунок 38).
Рисунок 37. Направление 5. Формирование сбалансированной транспортной системы города
Рисунок 38. Направление 6. Формирование комфортной, экологически благополучной городской среды
7-е направление "Развитие гражданского общества и местного самоуправления" (Рисунок 39) и 8-е направление "Генеральный план города - город для человека" (Рисунок 40) также находятся в пределах плановых значений.
Рисунок 39. Направление 7. Развитие гражданского общества и местного самоуправления
Рисунок 40. Направление 8. Генеральный план города Екатеринбурга - город для человека
Уважаемые депутаты!
В соответствии с бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике на 2014 - 2016 годы в 2015 году бюджет Екатеринбурга был сформирован на принципах "программного бюджета". Необходимо отметить, что муниципальные программы в соответствии с законом о стратегическом планировании отнесены к документам стратегического планирования (Рисунок 41).
Рисунок 41. Количество реализуемых муниципальных и ведомственных целевых программ
В 2015 году на территории муниципального образования "город Екатеринбург" осуществлялась реализация 26 муниципальных программ и 27 ведомственных целевых программ, утвержденных соответствующими правовыми актами Администрации города Екатеринбурга. В отчетном году на реализацию мероприятий муниципальных и ведомственных целевых программ из бюджета города и бюджетов других уровней было направлено 25,5 млрд руб. (в 2014 году - 15,4 млрд руб.), в том числе на реализацию муниципальных программ - 6,6 млрд руб., на реализацию ведомственных целевых программ - 18,9 млрд руб.
Таким образом, доля расходов, предусмотренных на реализацию муниципальных и ведомственных целевых программ, составила 77,9% от суммы общих расходов бюджета города за 2015 год (в 2014 году - 46,0%, в 2013 году - 30,7%).
Объем финансовой поддержки муниципальных программ из бюджетов вышестоящих уровней составил 3 507,7 млн руб. Удельный вес этих средств в общем объеме финансирования муниципальных программ составил 29% (в 2014 году - 22%) (Рисунок 42).
Рисунок 42. Финансирование муниципальных программ
В 2015 году общий объем финансовой поддержки муниципальных программ из бюджетов вышестоящих уровней остался фактически на уровне 2014 года. Небольшой рост обусловлен включением в состав программных расходов областных средств, переданных на реализацию государственных полномочий по оказанию медицинской помощи (154,1 млн руб.) (Рисунок 43).
Рисунок 43. Основные направления софинансирования муниципальных программ
Вместе с тем необходимо отметить существенное сокращение финансовых поступлений из бюджетов вышестоящих уровней по ряду направлений в сравнении с 2014 годом:
в 4,4 раза уменьшился объем финансовой поддержки из областного бюджета на реализацию мероприятий по развитию системы общего образования (реконструкция школьных стадионов, капитальный ремонт общеобразовательных учреждений и др.). Такое сокращение связано с тем, что в 2014 году были выделены областные средства на реконструкцию школьных стадионов, в 2015 году такая работа не проводилась;
в 1,8 раза сократился объем субсидий на развитие материально-технической базы детских оздоровительных лагерей;
в 1,5 раза сократилось софинансирование мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дошкольных образовательных учреждений (в связи с завершением программы и выполнением Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 в части обеспечения к 1 января 2016 года детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в ДОУ).
В качестве дополнительных источников финансирования муниципальных программ были привлечены внебюджетные средства.
Общий объем внебюджетного финансирования муниципальных программ составил 5,6 млрд руб., что меньше показателя 2014 года на 1,3 млрд руб., или на 19% (Рисунок 44).
Рисунок 44. Основные направления финансирования муниципальных программ из внебюджетных источников
По итогам 2015 года была проведена оценка эффективности муниципальных программ. Основными критериями для оценки реализации муниципальных программ стали выполнение плановых объемов финансирования и достижение плановых значений целевых показателей муниципальной программы (Рисунок 45).
Рисунок 45. Эффективность муниципальных программ
Оценка эффективности муниципальной программы может иметь значение от 0 до 5 баллов, на основе которого определяется уровень эффективности реализации муниципальной программы (5 баллов - высокий, 4 балла - приемлемый, 3 балла - средний, 2 балла - ниже среднего, 1 балл - низкий, 0 баллов - крайне низкий).
Итоговый показатель оценки эффективности по 7-ми муниципальным программам (27% от общего количества программ, подлежащих оценке) составил 5 баллов, уровень эффективности реализации этих программ оценивается как "высокий".
По 14-и муниципальным программам (54%) итоговый показатель составил 4 балла, уровень эффективности реализации этих программ оценивается как "приемлемый".
Итоговый показатель оценки эффективности по двум программам (8% от общего количества) составил 3 балла, уровень эффективности реализации этих программ оценивается как "средний". (Это муниципальные программы "Столица" на 2014 - 2016 годы и "Экология и природные ресурсы муниципального образования "город Екатеринбург" на 2014 - 2016 годы).
По результатам оценки 2 программы (8%) "получили" по 2 балла (это муниципальные программы "Развитие и модернизация коммунальной инфраструктуры муниципального образования "город Екатеринбург" на 2015 - 2017 годы и "Развитие газовых сетей в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2014 - 2016 годы), уровень эффективности этих программ оценивается "ниже среднего".
Итоговый показатель оценки эффективности одной из программ (4% от общего количества) составил один балл (Муниципальная программа "Комплексное освоение территории планировочного района "Академический" в городе Екатеринбурге" на 2014 - 2018 годы). Уровень эффективности реализации этой программы оценивается как "низкий".
Уважаемые депутаты!
На фоне положительных демографических тенденций развитие социальной инфраструктуры города является одним из приоритетов деятельности городской власти.
Рисунок 46. Объекты здравоохранения в 2015 году
В 2015 году велись работы по капитальному ремонту помещений (Рисунок 46):
помещения общей врачебной практики ЦГБ N 3;
подстанции скорой медицинской помощи;
двух этажей здания стационара ДГБ;
педиатрического отделения стационара ДГКБ N 11;
филиала поликлиники ДГБ N 10;
поликлиники ЦГБ N 7;
кровли корпуса ДГБ N 15;
помещений и входной группы отделения паллиативной помощи ЦГБ N 2 имени А.А. Миславского.
Проведен текущий ремонт в родильных домах ГКБ N 14, ДГБ N 10, ГКБ N 40.
Приобретено помещение для филиала поликлиники ДГБ N 13 в Октябрьском районе (пер. Волчанский, 2) для обслуживания детей отдаленных территорий района, оснащено оборудованием и мебелью.
В 2015 году приобретено 128 единиц медицинского оборудования, в том числе: аппараты ультразвуковой диагностики, цифровой флюорограф, аппарат "искусственная почка", аппарат искусственной вентиляции легких и другие.
В 2015 году за счет средств городского бюджета приобретено 11 автомобилей скорой медицинской помощи.
Начиная с 2003 года количество муниципальных детских садов в Екатеринбурге возросло на 186 единиц, а число мест в них - на 46,7 тыс. единиц (Рисунок 47).
Рисунок 47. Число муниципальных ДОУ
В 2015 году открыто 22 здания дошкольных образовательных учреждений, в том числе: 8 - за счет нового строительства на 1 900 мест, одно - за счет реконструкции на 350 мест, 13 - после капитального ремонта на 1 730 мест. С учетом открытия дополнительных групп в действующих дошкольных образовательных учреждениях количество мест в муниципальных детских садах увеличилось на 5 305 единиц (Рисунки 48, 49).
Рисунок 48. Развитие сети муниципальных ДОУ
Рисунок 49. Строительство и капитальный ремонт муниципальных ДОУ
По итогам 2015 года дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях.
В связи с увеличением рождаемости и ежегодным миграционным приростом растет количество учащихся в муниципальных дневных общеобразовательных учреждениях. Очевидно, что та группа детей, которая родилась 6 - 7 лет назад (это около 17 тыс. детей сегодня) должна пойти в школу и их необходимо обеспечить местами в школах (Рисунок 50).
Рисунок 50. Количество учащихся в муниципальных дневных школах
В 2015 году по сравнению с 2014 годом количество обучающихся в муниципальных дневных общеобразовательных учреждениях возросло на 6,2 тыс. чел. и составило 133,8 тыс. чел. Уже сейчас очевидно, что в предстоящие годы нам жизненно необходимо решать проблему с обеспечением детей местами в школах. Сегодня мы практически в одиночку решаем эту проблему. В 2015 году завершилось строительство здания средней школы N 18. Пока в ней учатся ученики гимназии N 39 "Французская гимназия", так как ее здание закрыто на реконструкцию (сдача школы планируется к новому году). Разработана проектно-сметная документация на реконструкцию школ N 1, 39, 80.
При поддержке областных властей ведется строительство первой очереди школьного комплекса на 1 875 мест в планировочном районе "Академический". Планируется сдача первой очереди на 1000 мест к 1 сентября 2016 года.
Важным направлением работы Администрации города Екатеринбурга является комплексное формирование качественной городской культурной среды.
Рисунок 51.
"Объекты культуры"
На Рисунке 51 представлены объекты культуры, на которых выполнялись работы в 2015 году. В отчетном году продолжалась работа по проекту культурно-просветительский центр "Эрмитаж Урал".
Рисунок 52. Количество спортивных сооружений
В сфере развития физической культуры и спорта в 2015 году введено в эксплуатацию за счет нового строительства 6 спортивных сооружений (Рисунок 52):
поле для хоккея с мячом на территории Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Парк стадион Химмаш";
2 спортивных зала и плоскостных спортивных сооружения на территории школы N 18 в Чкаловском районе;
плоскостное сооружение на территории школы N 14;
хоккейный корт в поселке Северка.
В 2015 году исключено одно спортивное сооружение: хоккейный корт в Верх-Исетском районе в поселке Большеконном.
В отчетном году в Екатеринбурге реконструировано и отремонтировано 105 муниципальных плоскостных спортивных сооружений.
Развитие материально-спортивной базы позволило Екатеринбургу стать площадкой для проведения соревнований различного уровня.
В 2015 году на территории города было организовано 17 международных и 225 всероссийских соревнований.
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составила 32,4% (в 2014 году -29,2%).
Уважаемые депутаты!
Позвольте подробнее остановиться на итогах деятельности по обеспечению функционирования и развития городского хозяйства (Рисунки 53, 54).
Рисунок 53. Жилищный фонд
В 2015 году действовал новый порядок проведения капитального ремонта многоквартирных домов на основании Региональной программы капитального ремонта каждого субъекта Российской Федерации. Согласно этому порядку у собственника помещения в многоквартирном жилом доме возникает обязанность по уплате взносов на проведение капитального ремонта общего имущества.
Осуществлен текущий ремонт 6,8 млн кв. м жилья, что на 2,7% больше, чем в 2014 году (в 2014 году -6,6 млн кв. м). Выполнена замена и модернизация 14 лифтов.
В рамках реализации мероприятий по комплексному благоустройству дворовых территорий выполнено комплексное благоустройство 7 дворовых территорий.
Рисунок 54. Количество аварий на коммунальных сетях
В 2015 году выполнен капитальный ремонт и реконструкция 31,1 километра тепловых сетей, выполнен ремонт и перекладка 23,5 километра сетей водоснабжения и канализации.
В 2015 году изменилась тенденция по аварийности на сетях водоснабжения, произошел рост количества повреждений, приведших к ограничению водоснабжения на водопроводных сетях до 831 единицы. Количество повреждений на сетях теплоснабжения осталось на уровне 2014 года.
В 2015 году наблюдалось дальнейшее ухудшение дисциплины платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. Более того, если в 2011-годах мы наблюдали рост задолженности населения в пределах 7 - 12% в год, то в 2015 году по сравнению с 2014 годом задолженность населения по оплате услуг ЖКХ возросла на 26%. К концу 2015 года задолженность составила 4,2 млрд руб., в том числе задолженность более чем за 6 месяцев -1,9 млрд руб. (рост на 21,3%) (Рисунок 55).
Рисунок 55. Задолженность населения по оплате услуг ЖКХ
К росту задолженности в 2015 году привела совокупность факторов. Это отсутствие эффективных внесудебных способов взыскания задолженности с граждан, установленных гражданским законодательством; отсутствие возможности переселения должников в жилые помещения меньшей площади; неэффективная система взыскания задолженности службой судебных приставов по вынесенным судебным решениям; отсутствие технической возможности прекращения предоставления коммунальных услуг жильцам конкретной квартиры (горячего водоснабжения, электро-, газоснабжения).
За 2015 год субсидии получили 30 548 семей (в 2014 году - 31 545 семей). Объем начисленных жилищных субсидий на оплату услуг ЖКХ составил 500,1 млн руб., что на 12% выше уровня 2014 года.
В 2015 году продолжилась реализация мероприятий по обеспечению жильем социально незащищенных категорий горожан, а также программы переселения граждан из ветхого жилья (Рисунок 56).
Рисунок 56. Обеспечение жильем граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и переселение из ветхого жилья
По состоянию на 1 января 2016 года в администрациях города и районов в очереди на жилье состояло 15 147 граждан. За год жилые помещения на условиях социального найма были предоставлены 188 семьям.
Приоритетной задачей Администрации города остается переселение горожан из ветхого жилья. За истекший год из ветхого и аварийного жилищного фонда в благоустроенное жилье переселено 298 семей (в 2014 году - 207 семей), им предоставлено 11,1 тыс. кв. м общей площади жилья.
В 2015 году муниципальными транспортными предприятиями в Екатеринбурге эксплуатировались 31 городской автобусный маршрут, 30 трамвайных маршрутов, 19 троллейбусных маршрутов. Частными перевозчиками обслуживалось 58 маршрутов.
В целях улучшения качества транспортного обслуживания населения за счет средств муниципального бюджета в 2015 году приобретены 58 низкопольных пассажирских автобусов, работающих на газомоторном топливе. Кроме того, на городских маршрутах проводилось тестовое испытание 2 трамваев - одновагонного трамвая с переменным уровнем пола и трехсекционного низкопольного трамвая.
В 2015 году количество перевозок, оплата которых осуществлялась с помощью транспортной карты "ЕКАРТА", осталось на уровне 2014 года и составило 170 млн чел. (в 2014 году - 169,3 млн чел.), доля перевозок пассажиров, оплата которых осуществляется с помощью электронной транспортной карты "ЕКАРТА", от общего числа перевезенных пассажиров составила 50,6%.
Уровень автомобилизации в Екатеринбурге продолжает неуклонно расти. Количество легковых автомобилей за год увеличилось на 78,3 тысячи и составило 696,5 тысячи автомобилей (это 44% всех легковых автомобилей, зарегистрированных в Свердловской области). На 1000 горожан в Екатеринбурге приходится 409,5 легковых автомобилей (в 2014 году - 403,3). Всего же в Екатеринбурге парк автотранспортных средств (включая легковые, грузовые автомобили и автобусы) насчитывает 807,5 тыс. единиц (Рисунок 57).
Рисунок 57. Динамика уровня автомобилизации
Продолжается реализация проекта по введению платной парковки в центральной части города, призванному разгрузить центральные улицы города, упорядочить и повысить скорость движения личного и общественного транспорта, сформировать культуру водителей и обеспечить удобство движения для пешеходов. Отмечу, что это необходимая мера, которая наряду с увеличением количества перехватывающих парковок, строительством на территории города паркингов позволит улучшить дорожную ситуацию. На конец 2015 года общее количество платных парковочных мест в центральной части Екатеринбурга составило 2 307 мест (Рисунок 58). В зоне парковок установлено 62 паркомата. Плата за пользование машино-местами установлена в размере 30 руб. в час.
Рисунок 58. Платные паркинги
За 2015 год проведено 305 тыс. операций по оплате (из них с помощью банковской карты проведено 75%, с помощью смс-сообщений - 19%, с помощью электронной карты "ЕКАРТА" - 6%) на общую сумму 13,7 млн руб
За 2015 год выполнен ремонт 477,2 тыс. кв. м дорожного покрытия, что на 14,9% больше, чем в 2014 году. Проведена реконструкция и строительство 41,1 тыс. кв. м дорог (Рисунки 59 - 61).
Рисунок 59. Строительство и ремонт дорог
Рисунок 60. Строительство и ремонт дорог
Рисунок 61.
"Строительство и реконструкция дорог"
В 2015 году в рамках реализации программы "Столица" выполнены работы по благоустройству и реконструкции объектов озеленения в сквере по улице Белинского общей площадью 10 156 кв. м, высажено 161 дерево.
Выполнено строительство 2,1 км линий электроосвещения в парке "Зеленая роща", общая протяженность сетей освещения в парке составила 4,1 км (Рисунок 62).
Рисунок 62.
"Благоустройство"
За отчетный период общая протяженность освещенных улиц в городе увеличилась на 10,4 км и составила 892,5 км.
В 2015 году на территории Екатеринбурга действовали 132 квартальных инспектора. В функции квартальных инспекторов входит контроль соблюдения правил благоустройства на закрепленной за ними территории, принятие мер по предупреждению, пресечению и устранению нарушений правил благоустройства, озеленения и содержания территорий внешнего благоустройства.
В прошедшем году квартальными инспекторами было выявлено более 66 тыс. нарушений правил благоустройства, что в 1,5 раза больше, чем за предыдущий год. По результатам выявленных нарушений административными комиссиями районов рассмотрен 9 341 протокол об административных правонарушениях.
В 2015 году количество зарегистрированных преступлений сохранилось на уровне 2014 года.
Вместе с тем раскрываемость преступлений увеличилась до 42,5% (в 2014 году - 40,5%), но по-прежнему остается на невысоком уровне (Рисунки 63, 64).
Рисунок 63. Преступность
Рисунок 64. Динамика регистрируемых преступлении
Администрацией города Екатеринбурга продолжают приниматься меры по созданию условий для деятельности добровольных общественных формирований. На конец 2015 года действовало 15 центров обеспечения общественной безопасности, на базе которых осуществляется взаимодействие правоохранительных органов, добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
В 2015 году в городе насчитывалось 108 добровольных формирований по охране общественного порядка (19 формирований по охране общественного порядка, 11 студенческих отрядов, 2 патрульно-казачьи дружины, 70 специальных дружин по профилактике безопасности дорожного движения). Членами добровольных формирований в ходе совместной работы с органами внутренних дел было выявлено более 9 000 административных правонарушений.
Традиционной формой развития гражданского общества и поддержки общественных организаций является предоставление субсидии из городского бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям. Администрация города Екатеринбурга с 1997 года проводит ежегодный конкурс, главная цель которого - софинансирование социально значимых проектов, которые реализуют общественные организации и территориальные органы самоуправления для жителей города (Рисунок 65).
Рисунок 65. Конкурс на право получения субсидий из бюджета МО "город Екатеринбург среди общественных объединений и некоммерческих организаций, органов территориального обществе иного самоуправления
Так, в 2015 году при подобной финансовой поддержке было реализовано 29 проектов. Объем предоставленных субсидий составил 5,8 млн руб. Приоритетными направлениями традиционно являются гармонизация межнациональных отношений, развитие ветеранского движения, и, конечно, в год празднования юбилея Великой победы большое количество проектов было связано с праздничными и памятными мероприятиями. Стоит отметить, что количество заявленных на конкурс проектов год от года растет.
Екатеринбург сохраняет позиции города, где поддерживаются межнациональные, межконфессиональные стабильность и согласие. Администрация города взаимодействует с религиозными конфессиями и национальными общественными организациями.
Продолжает свою работу Консультативный совет по вопросам межнационального и межконфессионального согласия. В 2015 году между Администрацией города и Екатеринбургской Епархией было подписано соглашение о сотрудничестве при осуществлении выбора земельных участков для проектирования и строительства 20 православных храмовых комплексов на территории города Екатеринбурга.
Стоит отметить, что в соглашении идет речь не только о строительстве новых храмовых комплексов на территориях, где они особенно востребованы, но и о процедуре узаконения уже существующих храмов, корректном оформлении земельных и архитектурных вопросов.
В рамках подготовки к проведению игр чемпионата мира по футболу - 2018 в 2015 году реализован ряд значимых мероприятий, предусмотренных обязательствами Екатеринбурга как города-организатора, в первую очередь, подготовка спортивной инфраструктуры (Рисунок 66).
Рисунок 66. Чемпионат мира по футболу FIFA 2018
Главным объектом чемпионата мира футболу - 2018, несомненно, является Центральный стадион, подготовка которого находится в полномочиях субъекта Российской Федерации;
Проектное решение при проведении реконструкции стадиона позволяет сохранить исторический облик арены и создать необходимую инфраструктуру, соответствующую всем требованиям ФИФА.
В настоящее время проектные и изыскательские работы по реконструкции и реставрации Центрального стадиона завершены в полном объеме. Получены положительные заключения на проектную документацию и результаты инженерных изысканий.
9 сентября 2015 года заключен контракт с ОАО "Синара-Девелопмент" на выполнение строительно-монтажных работ. На текущий момент ведутся строительно-монтажные работы. Окончание работ - IV квартал 2017 года.
В рамках подготовки к ЧМ-2018 пересмотрена схема организации улично-дорожной сети в зоне тяготения Центрального стадиона, чтобы эффективно перераспределить потоки общественного и легкового автотранспорта.
Заключен муниципальный контракт с ОАО "Трест Уралтрансспецстрой" на реконструкцию и строительство указанных объектов. Ведутся строительно-монтажные работы, в том числе строительство ливневой канализации, срок окончания - 4 квартал 2017 года.
Реконструкция стадиона "Уралмаш" имела особое значение в связи с закрытием арены Центрального стадиона и необходимостью проведения домашних матчей Российской футбольной премьер-лиги футбольным клубом "Урал".
На сегодняшний день ООО "ЭлинАльфа" работы по реконструкции стадиона завершены, стадион открыт 26 июля 2015 года.
Необходимо отметить, что тренировочная площадка данного стадиона является первой тренировочной площадкой чемпионата мира по футболу - 2018. В целях транспортного обеспечения чемпионата закуплено 109 низкопольных автобусов на газомоторном топливе: 58 автобусов в 2015 году, 51 - в 2016 году (в настоящее время указанные автобусы уже эксплуатируются на городских маршрутах города) (Рисунок 67).
Рисунок 67. Чемпионат мира по футболу FIFA 2018
В целом, рассматривая индекс городского развития, то есть набор показателей, отражающий не только результаты развития экономики последнего отчетного периода, но и сложившиеся показатели безопасности, обеспеченности социальной инфраструктурой, можно отметить стабильно лидирующую позицию Екатеринбурга среди крупных российских городов (Рисунок 68).
Рисунок 68. Индекс городского развития
Однако, как и в прошлом году, рассматривая достижения нашего города, я хотел бы вернуться к вопросу об имеющихся у города ресурсах для существования и развития.
Одним из объективных показателей, характеризующих ресурсную базу, являются расходы бюджета в расчете на 1 жителя, то есть тот объем средств бюджета, который расходуется муниципальной властью на предоставление каждому жителю города услуг здравоохранения, образования, обеспечение социальной и инженерной инфраструктурой, поддержание чистоты и порядка в городе. Стоит отметить, что по сравнению с 2014 годом бюджетная обеспеченность увеличилась лишь в 3 городах (Ростове-на-Дону, Нижний Новгород, Волгоград). Наш город по бюджетной обеспеченности занимает лишь 7 место (Рисунок 69).
Рисунок 69.
"Бюджетная обеспеченность"
Как я уже ранее говорил, такая ситуация в целом не зависит от нас, а является следствием сложившейся системы межбюджетных отношений и принимаемых областными властями решений в рамках ее реализации.
Нельзя не рассказать и о перераспределении полномочий, в частности градостроительных, и произошедших изменениях в органах власти.
Напомню, что в октябре 2015 года был принят и подписан Закон Свердловской области от 12 октября 2015 года N 111-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области".
Органы местного самоуправления уже получили информацию об эффективности реализации этих полномочий с 1 января 2016 года по настоящее время. Мы видим недостатки, к которым привело перераспределение полномочий, что подтвердила реализация вышеуказанного закона.
Тем не менее, действия органов местного самоуправления направлены на то, чтобы минимизировать недостатки перераспределения градостроительных полномочий во взаимодействии с профессиональным сообществом.
В областном правительстве и городской власти произошли кадровые изменения, которые позволяют по-новому взглянуть на перераспределение полномочий. Речь идет о назначении нового руководителя Администрации губернатора Свердловской области Тунгусова Владимира Георгиевича, нового вице-премьера Правительства Свердловской области Сергея Владимировича Швиндта.
Не секрет, что принятию управленческого решения, которое положительно оценивается и в обществе, и в руководстве различных органов власти, содействовали федеральный центр и представители крупного бизнеса региона. Это кадровое назначение дает возможность пересмотреть всю систему взаимоотношений субъекта Федерации и муниципалитетов, в частности, Екатеринбурга.
Администрация города Екатеринбурга также положительно оценивает произошедшие изменения и уже работает в новых условиях для решения текущих вопросов и на перспективное развитие города и Свердловской области.
Уважаемые депутаты!
Таковы основные результаты развития города и деятельности Администрации за прошедший год.
В заключении хотелось бы отметить, что итоги 2015 года для Екатеринбурга объективно оцениваются как сдержанные в динамике, но в целом положительные. Достижения в социально-экономическом развитии города за последние годы динамичного развития позволяют говорить о Екатеринбурге как о городе, экономика которого способна мобилизоваться в кризисной ситуации и обеспечивать в будущем поступательное развитие.
Спасибо за внимание!
<< Назад |
||
Содержание Решение Екатеринбургской городской Думы от 28 июня 2016 г. N 50 "Об отчете главы Администрации города Екатеринбурга о результатах... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.