Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 10. Информационные ресурсы
В 2015 году продолжалось развитие информационно-образовательной среды образовательных организаций.
Продолжается оснащение образовательных организаций компьютерным и мультимедийным оборудованием.
Для обеспечения условий введения и реализации новых федеральных государственных стандартов начального и основного общего образования муниципальными общеобразовательными организациями приобретено современное компьютерное оборудование. По итогам реализации мероприятий в каждой начальной школе имеется от 2 до 4 аппаратно-программных комплексов. Каждый второй класс начальной школы имеет комплект мультимедийного оборудования. Также мультимедийное и компьютерное оборудование приобретено для всех пилотных общеобразовательных организаций, где с 01 сентября 2012 года введен ФГОС основного общего образования, начато обновление компьютерного оборудования для основной школы.
В 2015 году было продолжено дооснащение и оснащение компьютерным оборудованием и программным обеспечением школ Свердловской области. В 2015 году были приобретены 696 аппаратно-программных комплексов, в том числе 150 комплексов - для базовых школ, для государственных и муниципальных общеобразовательных организаций Свердловской области и 1445 автоматизированных рабочих мест учителей (ноутбуков) - для муниципальных и государственных общеобразовательных организаций Свердловской области.
Новое оборудование позволило обеспечить доступ школьников и учителей к современным информационным образовательным ресурсам, и, следовательно, обеспечить равные образовательные возможности для всех обучающихся. В том числе созданы современные условия для учителей по использованию в учебном процессе новых методик и инструментов преподавания. Сведения об обеспеченности обучающихся компьютерами представлены в таблице 121.
Таблица 121
Динамика оснащенности компьютерами образовательных организаций
N строки |
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1. |
Число персональных компьютеров, всего |
54 923 |
66 453 |
78 442 |
86 329 |
87 160 |
2. |
Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях |
45 327 |
56 278 |
66 964 |
73 918 |
74 554 |
3. |
Численность обучающихся, всего |
408 571 |
413 037 |
417 828 |
428 299 |
443 761 |
4. |
Численность обучающихся, приходящихся на 1 компьютер, всего |
7,44 |
6,22 |
5,33 |
4,96 |
5,09 |
5. |
Численность обучающихся, приходящихся на 1 компьютер, используемый в учебных целях |
9,01 |
7,34 |
6,24 |
5,79 |
5,95 |
6. |
Количество компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 обучающихся |
11,09 |
13,62 |
16,03 |
17,26 |
16,65 |
Диаграмма 14
Темпы роста числа персональных компьютеров, используемых в учебных целях в сравнении с темпом роста численности обучающихся
Необходимо отметить, что в образовательных организациях Свердловской области последовательно улучшается ситуация, связанная с обеспечением необходимого количества персональных компьютеров. Вместе с тем численность обучающихся также возрастает, при этом за последний год рост был довольно значительным.
В период с 2011 по 2014 год и численность обучающихся, приходящихся на один компьютер, и численность обучающихся, приходящихся на один компьютер, используемый в учебных целях, последовательно снижалась, что свидетельствует о положительной динамике ситуации, связанной с компьютеризацией образовательного процесса. Однако в 2015 году зафиксирован рост этих показателей, что обусловлено ростом численности обучающихся, то есть темпы оснащения образовательных организаций компьютерами не успевают в полной мере за темпами роста численности обучающихся.
Важным элементом информационной среды является наличие в образовательных организациях возможности у обучающихся использовать сеть Интернет. Большая часть школ Свердловской области (97,26 процента) подключены к сети Интернет (99,20 процента школ, находящихся в городской местности, и 95,18 процента школ, расположенных в сельской местности). Доля персональных компьютеров, подключенных к сети Интернет для общеобразовательных организаций начального, основного и среднего общего образования, - 63,7 процента; для организаций дополнительного образования детей - 61,76 процента.
Диаграмма 15
Скорость подключения к сети Интернет в городских и сельских школах Свердловской области
В числе образовательных организаций, находящихся как в сельской, так и в городской местности, существуют школы как с очень высокой скоростью подключения к сети Интернет (более 5 Мбит/с), так и с очень низкой скоростью (менее 256 кбит/с). Однако в среднем в городских школах скорость подключения к сети Интернет существенно выше.
Одним из важных показателей развития информационно-образовательной среды в образовательных организациях является наличие высокоскоростной сети Интернет. В таблице 122 представлена динамика числа и доли школ, имеющих скорость подключения к сети Интернет от 1 Мбит/с. Представленные данные свидетельствуют о том, что доля школ, подключенных к высокоскоростной сети Интернет, несколько снизилась по сравнению с 2014 годом.
Таблица 122
Школы, имеющие скорость подключения к сети Интернет от 1 Мбит/с
N строки |
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Число дневных общеобразовательных организаций |
1118 |
1097 |
1077 |
1063 |
1040 |
2. |
Число школ, имеющих скорость подключения к сети Интернет от 1 Мбит/с |
522 |
583 |
662 |
703 |
653 |
3. |
Доля школ, имеющих скорость подключения к сети Интернет от 1 Мбит/с от общего числа школ, процентов |
46,69 |
53,14 |
61,47 |
66,13 |
62,79 |
В образовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области, присутствуют различные типы подключения к сети Интернет: модем, выделенная линия, спутниковое подключение. Согласно данным, представленным на диаграмме 16, в образовательных организациях преобладает способ подключения к сети Интернет через выделенную линию.
Диаграмма 16
Тип подключения к сети Интернет в образовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области
В подавляющем большинстве школ Свердловской области (92,5 процента) имеются локальные вычислительные сети. Также локальными вычислительными сетями оснащены 42,8 процента организаций дополнительного образования детей. По оснащенности локальными вычислительными сетями также наблюдается положительная динамика по сравнению с предыдущими периодами (в 2014 году доля школ, имеющих локальные вычислительные сети, составляла 85,53 процента).
Практически все школы Свердловской области (99,50 процента) имеют собственный сайт в сети Интернет (для сравнения, в 2014 году имели собственный сайт 99,15 процента школ). У 97,29 процента школ имеется электронная почта. Также в подавляющем большинстве школ ведутся электронный дневник, электронный журнал успеваемости (89,42 процента, в 2014 году - 88,62 процента). Электронная библиотека присутствует в 58,48 процента общеобразовательных организаций начального, основного и среднего общего образования и в 5,1 процента организаций дополнительного образования детей. В целом, наблюдается положительная динамика по данным показателям. При этом, в сельских школах в этом контексте ситуация несколько хуже, чем в городских. На диаграмме 17 представлено сравнение городских и сельских школ по указанным показателям.
Диаграмма 17
Школы, имеющие в сети Интернет электронную почту, собственный сайт, электронный дневник, электронный журнал успеваемости и электронную библиотеку (в зависимости от типа территории)
Важным элементом информационно-образовательной среды является использование образовательными организациями дистанционных технологий обучения. Доля школ, использующих дистанционные технологии обучения, среди всех школ Свердловской области достаточно невелика - 16,27 процента, однако с 2014 года эта доля выросла более чем на треть (в 2014 году дистанционные технологии обучения использовали только 11,30 процента школ Свердловской области).
Наблюдается положительная динамика в области оснащения ДОО Свердловской области информационными ресурсами. Сведения о компьютеризации и интернетизации ДОО приведены в таблице 123.
Таблица 123
Информационная обеспеченность ДОО Свердловской области
N строки |
Наименование показателя |
2015 год |
1. |
Число персональных компьютеров в ДОО |
8343 |
2. |
из них доступных детям |
900 |
3. |
Число компьютеров, имеющих доступ к сети Интернет |
5174 |
4. |
Число организаций, являющихся юридическими лицами, имеют адрес электронной почты |
1243 |
5. |
Число организация, предоставляющих на своем сайте нормативно закрепленный перечень сведений о своей деятельности |
1200 |
Отмечается положительная тенденция информатизации системы дополнительного образования: 99,1 процента организаций подключены к сети Интернет, при этом 46,9 процента организаций подключены через модем, 52,1 процента - через выделенную линию, 2,8 процента организаций имеют спутниковое подключение.
Организации дополнительного образования в большинстве своем располагают как электронной почтой, так и собственным сайтом. Также подавляющее большинство организаций имеет на своем сайте нормативно закрепленный перечень сведений об организации (таблица 124).
Таблица 124
Информационная обеспеченность организаций дополнительного образования Свердловской области
N строки |
Наименование показателя |
Значение показателя в 2015 году |
Доля от общего количества (процентов) |
1. |
Количество организаций, подключенных к сети Интернет |
213 |
99,1 |
2. |
Количество организаций, имеющих скорость подключения к сети Интернет от 1 Мбит/сек и более |
101 |
46,9 |
3. |
Количество организаций, имеющих локальные вычислительные сети |
41 |
19,1 |
4. |
Количество организаций, имеющих адрес электронной почты |
214 |
99,5 |
5. |
Количество организаций, имеющих собственный сайт в сети Интернет |
207 |
96,3 |
6. |
Число организаций, разместивших на сайте нормативно закрепленный перечень сведений о своей деятельности |
207 |
96,3 |
Организации дополнительного образования располагают 3342 персональных ЭВМ. 41 организация (19,1 процента) имеет кабинеты основ информатики и вычислительной техники.
В 2015 году организациями дополнительного образования детей был приобретен 271 персональный компьютер, что на 40 единиц больше по сравнению с 2014 годом. В учебных целях используется 44,7 процента всех имеющихся в организациях дополнительного образования компьютеров, ноутбуков и планшетов. Соответственно уменьшилось и количество детей на один компьютер, используемый в учебных целях, - 103 человека (2013 год - 172 человека, 2014 год - 123 человека), или один компьютер на 100 человек (2013 год - 0,7 компьютера на 100 человек, 2014 год - 0,8 компьютера на 100 человек).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.