Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Социально-экономическая ситуация
Основные макроэкономические показатели развития Свердловской области представлены на основе материалов Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, а также информации, размещенной на официальном сайте Министерства экономики Свердловской области.
Таблица 19
Основные макроэкономические показатели развития Свердловской области
N строки |
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Индекс промышленного производства, процентов |
106,3 |
108,3 |
100,1 |
100,8 |
96,3 |
2. |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций, рублей |
22 179,2 |
25 138,8 |
27 608,2 |
29 492,6 |
30 979,5 |
3. |
Реальная начисленная заработная плата (за период), процентов к уровню предыдущего года |
102,8 |
107,6 |
102,2 |
99,0 |
90,3 |
4. |
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), рублей |
24 892,6 |
27 851,7 |
31 013,0 |
32 157,3 |
34 696,4 |
5. |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: |
|
|
|
|
|
6. |
тыс. человек |
452,1 |
365,1 |
354,2 |
356,7 |
420,9 |
7. |
в процентах от общей численности населения |
10,5 |
8,5 |
8,2 |
8,3 |
9,7 |
8. |
Расходы консолидированного бюджета на образование, процентов |
27,8 |
28,0 |
28,3 |
28,7 |
29,1 |
В Свердловской области, как представлено в таблице 19, несмотря на колебание индекса промышленного производства, с 2011 по 2015 год неуклонно возрастала номинальная начисленная заработная плата, увеличивались среднедушевые доходы населения и расходная часть консолидированного бюджета, направляемая на образование.
В январе-декабре 2015 года среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций Свердловской области составила 30 979,5 рубля (104,6 процента к уровню января-декабря 2014 года)*(10). Заработная плата работников крупных и средних организаций Свердловской области в указанном периоде составила 34 463,4 рубля.
Выше среднеобластного значения заработная плата сложилась в таких видах экономической деятельности, как металлургическое производство (на 17,9 процента), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (на 15,7 процента), добыча полезных ископаемых (на 12,5 процента), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на 11,4 процента) и ряде других.
В числе лидеров по темпам роста заработной платы в Свердловской области находятся деревообрабатывающая промышленность (111,5 процента к уровню января-декабря 2014 года), металлургическое производство (110,3 процента) и добыча полезных ископаемых (109,8 процента).
Положительная динамика заработной платы отмечается в "бюджетных" отраслях, где по отдельным позициям рост составил до 109,2 процента к январю-декабрю 2014 года. Рост заработной платы в "бюджетных" отраслях обеспечивается в рамках исполнения Правительством Свердловской области социальных обязательств, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597).
Социальная направленность политики Правительства Свердловской области на протяжении последних лет обеспечивала повышение доходов населения, в том числе долю денежного дохода в общей структуре доходов.
Таблица 20
Структура располагаемых ресурсов домашних хозяйств Свердловской области (по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств)*(11)
|
|
|
|
(процентов) |
||
N строки |
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1. |
Располагаемые ресурсы |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. |
из них: |
|
|
|
|
|
3. |
Валовой доход |
88,5 |
82,0 |
85,9 |
89,1 |
92,4 |
4. |
в том числе: |
|
|
|
|
|
5. |
денежный доход |
85,3 |
79,1 |
83,0 |
86,8 |
89,7 |
6. |
натуральный доход |
3,2 |
2,9 |
2,9 |
2,3 |
2,7 |
7. |
сумма привлеченных средств и израсходованных сбережений |
11,5 |
18,0 |
14,1 |
10,9 |
7,6 |
Одним из факторов, определяющих уровень жизни населения Свердловской области, является величина прожиточного минимума и стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг. С 2011 по 2015 год оба этих показателя неуклонно возрастали как в Российской Федерации, так и в Свердловской области. Поэтому с 2013 года увеличивалась и расходная часть домашних хозяйств Свердловской области.
Таблица 21
Стоимость и изменение фиксированного набора потребительских товаров и услуг (на конец декабря; в расчете на 1 человека в месяц)*(12)
N строки |
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1. |
Стоимость набора, рублей |
9307,0 |
10 094,9 |
10 867,5 |
11 770,3 |
13 093,5 |
2. |
В процентах к декабрю предыдущего года |
106,4 |
108,5 |
107,7 |
111,0 |
111,2 |
Таблица 22
Структура расходов домашних хозяйств Свердловской области на конечное потребление*(13) (по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств)
|
|
|
|
(процентов) |
||
N строки |
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1. |
Расходы на конечное потребление |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. |
из них: |
|
|
|
|
|
3. |
расходы на питание |
34,6 |
31,4 |
31,6 |
35,3 |
37,3 |
4. |
расходы на покупку алкогольных напитков |
2,4 |
1,9 |
2,0 |
2,6 |
2,1 |
5. |
расходы на покупку непродовольственных товаров |
35,9 |
42,0 |
40,5 |
34,7 |
31,2 |
6. |
расходы на оплату услуг |
26,6 |
24,4 |
25,6 |
27,2 |
29,0 |
7. |
стоимость услуг, предоставленных работодателем бесплатно или по льготным ценам |
0,5 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,4 |
Таблица 23
Структура потребительских расходов домашних хозяйств Свердловской области (по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств)*(14)
|
|
|
|
(процентов) |
||
N строки |
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Потребительские расходы |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. |
в том числе на: |
|
|
|
|
|
3. |
продукты питания |
29,1 |
26,9 |
26,4 |
29,4 |
31,2 |
4. |
алкогольные напитки, табачные изделия |
3,3 |
2,9 |
2,9 |
4,0 |
3,5 |
5. |
одежду и обувь |
8,7 |
8,2 |
8,8 |
9,3 |
8,4 |
6. |
жилищно-коммунальные услуги, топливо |
9,7 |
9,5 |
8,7 |
9,8 |
11,5 |
7. |
предметы домашнего обихода, бытовую технику, уход за домом |
5,7 |
6,8 |
6,0 |
6,1 |
5,0 |
8. |
здравоохранение |
4,8 |
3,7 |
5,1 |
5,1 |
6,0 |
9. |
транспорт |
17,0 |
20,7 |
18,8 |
12,9 |
11,4 |
10. |
связь |
3,6 |
3,2 |
3,4 |
3,6 |
3,0 |
11. |
организацию отдыха и культурных мероприятий |
8,5 |
8,3 |
10,0 |
8,1 |
7,9 |
12. |
образование |
0,6 |
1,2 |
1,2 |
0,8 |
0,9 |
13. |
гостиницы, кафе и рестораны |
3,5 |
2,8 |
3,5 |
4,7 |
4,5 |
14. |
другие товары и услуги |
5,5 |
5,8 |
5,2 |
6,2 |
6,7 |
В структуре потребительских расходов домашних хозяйств по целям потребления (по данным выборочного обследования домашних хозяйств) в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличились расходы населения на продукты питания, жилищно-коммунальные услуги, здравоохранение и образование, снизились расходы на приобретение одежды и обуви, предметы домашнего обихода, бытовую технику, транспорт, связь, на алкогольные напитки и табачные изделия, также незначительно снизились расходы на организацию отдыха и культурных мероприятий, на гостиницы, кафе и рестораны.
Расходы консолидированного бюджета Свердловской области, как и в предыдущие годы, определялись приоритетами социальной политики государства. Лидирующую позицию среди социальных расходов по темпам роста с 2012 года занимали расходы на образование (в среднем по Российской Федерации - 25 процентов). В 2015 году в Свердловской области на образование было направлено 29,1 процента от расходов консолидированного бюджета.
Увеличение расходов на образование в 2015 году позволило в полной мере обеспечить как функционирование системы образования Свердловской области, так и деятельность по реализации государственной программы "Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1262-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года" (далее - государственная программа Свердловской области "Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года").
<< Глава 1. Демографическая ситуация |
Глава 3. >> Ситуация на рынке труда |
|
Содержание Постановление Правительства Свердловской области от 8 сентября 2016 г. N 617-ПП "О докладе "О состоянии системы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.