Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 1. Демографическая ситуация
По итогам 2015 года демографическая ситуация в Екатеринбурге характеризуется сохранением позитивной динамики роста численности населения, сложившейся с 2004 года. Основными факторами роста численности населения Екатеринбурга являлись устойчивое улучшение динамики репродуктивных показателей, с 2009 года отмечается превышение числа родившихся над числом умерших и с 2004 года - положительное сальдо миграции.
В 2015 году тенденция роста числа родившихся, сформировавшаяся с начала 2000-х годов, усилилась. По итогам 2015 года количество родившихся возросло по сравнению с 2014 годом на 2 241 человека и достигло 23 206 человек (15,8 родившегося на 1000 человек). Увеличению числа рождений на протяжении последних лет способствовала благоприятная возрастная структура населения, а также повышение интенсивности деторождения: суммарный коэффициент рождаемости по Свердловской области в 2015 году составил 1,945 единицы (1) (в 2014 году - 1,921 единицы). За январь - сентябрь 2016 года родились живыми 17 165 человек (99,7 процента к январю - сентябрю 2015 года), за 9 месяцев 2016 года выдано 16 478 родовых сертификатов, что также подтверждает сохранение рождаемости в Екатеринбурге на достаточно высоком уровне.
Ожидается, что в 2016 году рождаемость останется на уровне 2015 года, а в прогнозируемом периоде рождаемость будет несколько сдерживаться за счет сокращения числа женщин фертильного возраста в связи с тем, что в это число входят малочисленные группы женщин, рожденных в 1990-х годах (период спада рождаемости), а также в связи со сложившейся тенденцией откладывания рождения первого ребенка на более поздний период. Влияние этих факторов усилится в долгосрочной перспективе в связи с изменившейся возрастной моделью рождаемости: сравнение возрастных коэффициентов рождаемости за последние годы показывает изменение возрастного профиля рождаемости за счет перемещения пика рождаемости на более старшие возрастные группы. По итогам 2015 года средний возраст матери в Свердловской области составил 28,67 года (в 2013 году - 28,43 года, в 2014 году - 28,56 года) (2).
Положительное влияние на демографические процессы в оценочном и прогнозируемом периодах будут оказывать меры государственной поддержки материнства и детства, в частности:
предоставление материнского (семейного) капитала при рождении второго, третьего или последующих детей, если право на получение материнского капитала не было использовано ранее (3) (в 2016 году размер материнского капитала составил 453,026 тысячи рублей (4); размер материнского капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции);
выплата областного материнского (семейного) капитала в размере 100 тысяч рублей (5) при рождении третьего или последующих детей;
единовременное пособие женщине на детей в размере 5000 рублей при рождении одновременно двух и более детей, а также при рождении третьего и последующих детей (6);
_______________________________
(1) Сведения о суммарном коэффициенте рождаемости по муниципальному образованию "город Екатеринбург" органами статистики не формируются.
(2) Сведения о среднем возрасте матери по муниципальному образованию "город Екатеринбург" органами статистики не формируются.
(3) Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 302-ФЗ).
(4) Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год".
(5) Закон Свердловской области от 20.10.2011 N 86-ОЗ "Об областном материнском (семейном) капитале" (в редакции Закона Свердловской области от 26.04.2016 N 42-ОЗ).
(6) Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2000 N 1004-ПП "О реализации статей 21 и 23 Областного закона "О защите прав ребенка" (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 28.04.2016 N 296-ПП).
предоставление ежемесячной денежной выплаты в размере прожиточного минимума семьям, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума на душу населения, в которых рожден третий или последующие дети, до достижения ребенком возраста трех лет (1).
Кроме того, в прогнозируемом периоде положительное влияние на демографические процессы окажут меры по улучшению демографической ситуации, осуществляемые в процессе реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (2), указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года (3), в частности, создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, ликвидация очередей на зачисление детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные учреждения (4).
_______________________________
(1) Закон Свердловской области от 20.11.2009 N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" (в редакции Закона Свердловской области от 26.04.2016 N 41-ОЗ).
(2) Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2014 N 483).
(3) Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
(4) Указ Губернатора Свердловской области от 27.07.2012 N 584-УГ "О реализации Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 07.05.2016 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 20.01.2016 N 14-УГ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Указ Губернатора Свердловской области от 27.07.2012 N 584-УГ "О реализации Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации"
Основным проектом, определяющим демографическую политику муниципалитета, является Стратегический проект "Семья", мероприятия которого направлены на создание условий для укрепления института семьи, содействие реализации ее основных функций (репродуктивной, воспитательной, социальной). Весь комплекс мер демографического развития Екатеринбурга на период до 2020 года формируется на основе Стратегического плана развития Екатеринбурга (Решение Екатеринбургской городской Думы от 26 октября 2010 года N 67/30 "О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года N 40/6 "О Стратегическом плане Екатеринбурга") и разработанных в соответствии с ним Стратегических проектов "Здоровье маленьких горожан", "Профилактика - упреждающий удар", "Три шага к долголетию".
Количество умерших в 2015 году в Екатеринбурге по сравнению с 2014 годом уменьшилось на 16 человек и составило 16 421 человек (11,2 умершего на 1000 человек). Число умерших в возрасте до одного года уменьшилось со 108 человек в 2014 году до 101 человека в 2015 году. За январь - сентябрь 2016 года количество умерших составило 12 403 человека (за январь - сентябрь 2015 года - 12 439 человек), а число умерших в возрасте до одного года - 75 человек (за январь - сентябрь 2015 года - 73 человека). В 2016 году ожидается, что уровень смертности останется на уровне 2015 года и составит 11,2 умершего на 1000 человек.
В 2017 - 2019 годах сохранится тенденция старения населения муниципального образования "город Екатеринбург": пенсионного возраста будут достигать многочисленные группы населения, родившихся в 60-х годах XX века (в 1960 году рождаемость в Российской Федерации составляла 23,2 человека на 1000 жителей; для сравнения: в 2015 году - 13,3 человека на 1000 жителей); ожидается, что доля лиц пенсионного возраста к началу 2019 года составит 23,6 процента (на начало 2016 года - 22,5 процента), в связи с чем произойдет некоторое увеличение абсолютных показателей смертности населения при сохранении коэффициента смертности населения практически на одном уровне (Рисунок 1).
Рисунок 1. Уровень рождаемости и смертности населения Екатеринбурга
Продолжительность жизни населения Свердловской области с 2004 года постепенно увеличивается. За последние 12 лет продолжительность жизни увеличилась на 5 лет и в 2015 году достигла 69,83 года (в 2014 году - 69,76 года) (1). В прогнозируемом периоде ожидается, что средняя продолжительность жизни населения достигнет 70 лет.
Важную роль в увеличении численности населения Екатеринбурга играет миграционный прирост. В 2015 году число прибывших в Екатеринбург составило 46 821 человек, выбывших из города - 37 241 человек. Общий миграционный прирост составил 9580 человек, при этом наибольшую долю в нем составил прирост за счет миграции в пределах Свердловской области (5 181 человек, или 54,1 процента от общего миграционного прироста). За счет миграции из других регионов России численность населения Екатеринбурга возросла на 1 744 человека (18,2 процента от общего миграционного прироста), за счет международной миграции - на 2 655 человек (27,7 процента от общего миграционного прироста).
За январь - май 2016 года миграционный прирост составил 3 578 человек. Ожидается, что в 2016 году число прибывших мигрантов превысит число выбывших на 9 000 человек. Благодаря емкости и разнообразию рынка труда Екатеринбурга, концентрации учебных заведений на его территории, в прогнозируемом периоде ожидается сохранение положительного сальдо миграции. Положительное влияние на процессы миграции также окажут мероприятия по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (2) и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации". Кроме того, в прогнозируемом периоде предполагается увеличение числа переселившихся в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом (3), при этом территорией вселения главным образом является Екатеринбург. Так, на 2016 год предусмотрена квота для 900 участников программы и 900 членов их семей, на 2017 - 2019 годы предполагается переселение в Свердловскую область 4 200 участников программы и 4 200 членов их семей.
_______________________________
(1) Сведения об ожидаемой продолжительности жизни населения по муниципальному образованию "город Екатеринбург" органами статистики не формируются.
(2) Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом Российской Федерации 13.06.2012); Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 N 1502-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2012 - 2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.04.2014 N 651-р).
(3) Постановление Правительства Свердловской области от 28.08.2013 N 1054-ПП "Об утверждении Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2020 годы" (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 15.04.2015 N 259-ПП).
В 2016 году и прогнозируемом периоде 2017 - 2019 годов ожидается дальнейший рост численности постоянного населения Екатеринбурга (Рисунок 2). Этому будет способствовать превышение рождаемости над смертностью населения, а также сохранение положительного миграционного прироста населения.
Рисунок 2. Численность постоянного населения Екатеринбурга на начало года
Таким образом, в прогнозируемом периоде возрастная структура населения будет определяться фактором замещения поколений. По прогнозным оценкам, количество лиц трудоспособного возраста к началу 2019 года сократится до 880,9 тысячи человек (на начало 2016 года число лиц трудоспособного возраста составило 895,5 тысячи человек), количество лиц моложе трудоспособного и старше трудоспособного возраста увеличится до 281,7 тысячи и 358,9 тысячи человек соответственно (на начало 2016 года составило 249,9 тысячи и 332,3 тысячи человек соответственно) (Рисунок 3). В результате вырастет демографическая нагрузка на трудоспособное население: на начало 2016 года на 1000 лиц трудоспособного возраста приходилось 650,2 лица нетрудоспособного возраста, к началу 2019 года их число составит 727,2 человека.
Рисунок 3. Возрастная структура населения Екатеринбурга на начало года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.