В соответствии с Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", постановлениями Правительства Свердловской области от 17.09.2014 N 790-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации государственных программ Свердловской области", от 05.04.2016 N 217-ПП "Об утверждении Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Свердловской области в 2016 году" и от 30.08.2016 N 595-ПП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1272-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2020 года" ("Областная газета", 2013, 29 октября, N 489-490) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 26.03.2014 N 237-ПП, от 07.05.2014 N 390-ПП, от 18.12.2014 N 1161-ПП, от 30.12.2014 N 1247-ПП, от 08.04.2015 N 240-ПП, от 22.07.2015 N 658-ПП, от 17.12.2015 N 1143-ПП, от 22.03.2016 N 186-ПП и от 16.08.2016 N 576-ПП (далее - постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1272-ПП), следующие изменения:
1) в наименовании и пункте 1 слова "до 2020 года" заменить словами "до 2024 года";
2) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области, Члена Правительства Свердловской области А.Г. Высокинского.".
2. Внести в государственную программу Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2020 года", утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1272-ПП (далее - государственная программа), следующие изменения:
1) в наименовании государственной программы слова "до 2020 года" заменить словами "до 2024 года";
2) паспорт государственной программы изложить в новой редакции (прилагается);
3) части первую - двенадцатую раздела 1 изложить в следующей редакции:
"Государственная программа Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года" (далее - Программа) представляет собой комплекс социально-экономических, юридических, организационных, финансовых и других мероприятий, направленных на реализацию целей и задач, стоящих перед органами службы занятости Свердловской области.
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области, регулирующими вопросы обеспечения прав граждан Российской Федерации на труд, прав работников на охрану труда и социальную защиту от безработицы.
На рынке труда Свердловской области наблюдается следующая ситуация.
Общая численность безработных граждан в Свердловской области, определяемая по методологии Международной организации труда, в среднегодовом исчислении в 2015 году увеличилась по сравнению с 2014 годом на 8 процентов (со 138 418 до 149 433 человек), в Российской Федерации - на 9,6 процента.
Среднегодовая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости Свердловской области, увеличилась в 2015 году на 17,9 процента (с 26 888 до 31 695 человек).
В среднегодовом исчислении в 2015 году уровень регистрируемой безработицы в Свердловской области составил 1,39 процента, что выше значения показателя в целом по Российской Федерации (1,3 процента), и превышает значение показателя по Уральскому федеральному округу (1,2 процента).
В 2015 году снизилось количество вакантных рабочих мест, заявленных работодателями, с 48 774 до 33 750 вакансий в среднегодовом исчислении, что повлияло на увеличение коэффициента напряженности (отношение численности незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, к числу вакантных рабочих мест).
Коэффициент напряженности в Свердловской области в среднегодовом исчислении в 2015 году увеличился в 1,6 раза и составил 1,1 (в 2014 году в среднегодовом исчислении - 0,7), что соответствует темпу роста коэффициента напряженности на рынке труда в целом по Российской Федерации (с 0,6 в 2014 году до 0,9 в 2015 году в среднегодовом исчислении).
Численность граждан, обратившихся в органы службы занятости в поиске подходящей работы, в 2015 году составила 155 516 человек, что на 3,5 процента выше, чем в аналогичном периоде 2014 года (150 190 человек). Из числа лиц, обратившихся в органы службы занятости в поиске подходящей работы, признаны безработными 74 132 человека (в 2014 году - 60 162 человека).
В 2015 году нашли работу 99 444 человека, или 63,9 процента от количества граждан, обратившихся в поиске подходящей работы (в 2014 году - 105 360 человек, или 70,2 процента).
В 2015 году 113 организаций представили сведения о предстоящем увольнении 15 571 человека (в 2014 году - 80 организаций о предполагаемом массовом увольнении 13 832 человек). Из числа уволенных в 2015 году граждан (13 018 человек) обеспечено работой до обращения в органы службы занятости 5465 человек, назначена страховая пенсия по старости 420 гражданам.
Количество работников, занятых неполное рабочее время, с начала 2015 года увеличилось с 12 518 до 16 365 человек.";
4) части тринадцатую и четырнадцатую раздела 1 признать утратившими силу;
5) главу 1 изложить в следующей редакции:
"Глава 1. Основные проблемы рынка труда Свердловской области
Параграф 1. Сокращение трудовых ресурсов
В прогнозный период в Свердловской области будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, что повлияет на уменьшение численности экономически активного населения.
Численность трудоспособного населения в Свердловской области сокращается с 2007 года. Ситуация усугубляется сокращением численности населения в возрасте 14 - 15 лет, то есть числа перспективных абитуриентов системы профессионального образования Свердловской области, и увеличением среднего возраста работающих.
Эта тенденция будет определять динамику занятости в прогнозный период. Даже при условии роста экономической активности молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, и пенсионеров ожидается сокращение численности занятых в экономике за одиннадцать лет на 66,5 тыс. человек по целевому (базовому) варианту прогноза (по инерционному варианту прогноза - на 100,5 тыс. человек), с 2024,5 тыс. человек в 2014 году до 1958,0 тыс. человек в 2024 году по целевому (базовому) варианту прогноза (по инерционному варианту прогноза - 1924,0 тыс. человек).
Сокращение численности населения трудоспособного возраста, являясь причиной возникновения дефицита трудовых ресурсов, станет существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста.
Сложившаяся демографическая динамика порождает практически безальтернативную тенденцию привлечения трудовых мигрантов. Прогнозируемые миграционные потоки из государств - участников Содружества Независимых Государств, Кореи и Китая, усугубление нерегулируемой миграции (включая трудовую, транзитную миграцию и нелегальные перемещения) из-за рубежа малоквалифицированной рабочей силы способны изменить внутреннюю этническую и конфессиональную структуру на региональном уровне, социокультурную идентичность населения, в том числе самобытность коренных народов.
Альтернативой привлечения иностранной рабочей силы является реализация на территории Свердловской области Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом". В соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии (далее - соотечественники).
Переселение соотечественников позволит снизить потребность в дополнительном привлечении временно пребывающей на территорию Свердловской области иностранной рабочей силы.
В 2013 - 2015 годах на территорию Свердловской области прибыли 10394 участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
За весь период реализации на территории Свердловской области Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, планируется оказать содействие в адаптации, обустройстве и трудоустройстве 22 394 соотечественникам, из них 10 995 участникам указанной программы и 11 399 членам их семей.
Предполагается, что 60 процентов, или 7200 человек, из общего числа участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей - это экономически активные граждане, которым будет оказано содействие в трудоустройстве, при необходимости в профессиональном переобучении согласно требованиям структуры спроса работодателей.
Остальным переселенцам будет обеспечен доступ к услугам дошкольного, общего и профессионального обучения на равных условиях с гражданами Российской Федерации.
С целью организации временного размещения и социально-бытового обустройства соотечественников, при необходимости, Правительством Свердловской области может быть принято решение о создании пунктов временного размещения.
Предоставление участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - Государственная программа переселения соотечественников), прибывшим на территорию Свердловской области, в собственность либо аренду земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможно на торгах, за плату.
В соответствии с Решением межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, от 31.03.2016 в Свердловской области ведется работа по организации целевого приема на обучение соотечественников. В качестве пилотного проекта целевой набор соотечественников планируется провести с целью их дальнейшего трудоустройства в организации в сфере здравоохранения.
Параграф 2. Увеличение количества рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, рост производственного травматизма
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение 2011 - 2015 годов показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Свердловской области имеют следующую динамику (таблицы 1 - 4).
Таблица 1
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (по данным Государственной инспекции труда в Свердловской области)
Территория |
Годы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Свердловская область |
114 |
99 |
87 |
70 |
65 |
Таблица 2
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (по данным Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации)
Территория |
Годы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Свердловская область |
2951 |
2733 |
2251 |
2185 |
1867 |
Таблица 3
Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области)
Территория |
Годы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Свердловская область |
46,3 |
41,8 |
55,4 |
55,3 |
50,9 |
Таблица 4
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области)
Территория |
Годы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Свердловская область |
2,6 |
2,5 |
2,1 |
2,0 |
1,9 |
В период с 2011 по 2015 год в Свердловской области отмечается тенденция снижения уровня производственного травматизма и уменьшения общего количества работающих, травмированных на производстве:
1) уровень травматизма на производстве (численность пострадавших в расчете на 1000 работающих) в области снизился на 27,0 процента - с 2,6 до 1,9 пострадавших на 1000 работающих;
2) количество пострадавших на производстве сократилось на 62,4 процента - с 2951 до 1867 человек;
3) количество погибших на производстве сократилось на 75,4 процента - со 114 до 65 человек.
Несмотря на положительную динамику снижения уровня производственного травматизма, показатель Свердловской области остается выше, чем в среднем по Российской Федерации и Уральскому федеральному округу (таблица 5).
Таблица 5
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области)
Территория |
Годы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Российская Федерация |
2,1 |
1,9 |
1,7 |
1,5 |
1,3 |
Уральский федеральный округ |
2,2 |
2,0 |
1,8 |
1,6 |
- |
Свердловская область |
2,6 |
2,5 |
2,1 |
2,0 |
1,9 |
Отмечается увеличение количества дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего.
Анализ причин и условий возникновения несчастных случаев с тяжелыми последствиями, в том числе со смертельным исходом, показывает, что более половины из них составляют причины организационного характера (неудовлетворительная организация производства работ - 39,4 процента, нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины труда - 6,3 процента, неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест - 5,4 процента, недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда - 4,9 процента), что явилось следствием неэффективности действующих систем управления охраной труда в ряде организаций Свердловской области, недостаточного внимания и требовательности руководителей организаций к работе по профилактике производственного травматизма.
Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию "эффективных рабочих мест" с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах. Анализ проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2011 - 2013 годах показывает недостаточную активность работодателей по проведению данной процедуры, являющейся важным элементом в профилактике производственного травматизма, профессиональной заболеваемости (таблицы 6-7).
Таблица 6
Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (по данным Государственной инспекции труда в Свердловской области)
Территория |
Годы |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|
Свердловская область |
31 150 |
32 753 |
124 783 |
Таблица 7
Удельный вес рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в общем количестве рабочих мест (по данным Государственной инспекции труда в Свердловской области)
Территория |
Годы |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|
Свердловская область |
46,5 |
49,2 |
76,8 |
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение 2011 - 2013 годов показатели условий труда и профессиональной заболеваемости в Свердловской области имеют следующую динамику (таблицы 8 - 11).
Таблица 8
Общая численность работников (по данным Свердловского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации)
Территория |
Годы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Свердловская область |
2 029 700 |
1 993 095 |
1 976 813 |
1 936 769 |
1 897 884 |
Таблица 9
Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области)
Территория |
Годы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Свердловская область |
210 699 |
212 226 |
219 326 |
237 173 |
238 498 |
Таблица 10
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области)
Территория |
Годы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Свердловская область |
40,2 |
41,2 |
42,5 |
47,6 |
46,6 |
Таблица 11
Численность работников с установленным впервые диагнозом профессионального заболевания (по данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области)
Территория |
Годы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Свердловская область |
689 |
480 |
412 |
349 |
331 |
В период с 2011 по 2015 год в Свердловской области отмечается тенденция увеличения численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, и роста удельного веса данной категории работников от их общей численности.
Работа в условиях воздействия производственных факторов, превышающих установленные нормативы, ведет к возникновению у работающих профессиональных заболеваний.
Показатель хронической профессиональной заболеваемости в 2015 году зарегистрирован на уровне 1,7 случая на 10000 работающих, что ниже уровня 2012 года (2,49 случая на 10 000 работающих). Вместе с тем сохраняются условия для роста данного показателя за счет увеличения количества лиц с выявленными признаками профессиональной патологии.
В структуре обстоятельств и причин, вызвавших профессиональную патологию, значительную часть составляет несовершенство технологических процессов.
Неблагоприятная ситуация с условиями труда работников влечет за собой существенные экономические потери.
Экономические издержки, связанные с неблагоприятными условиями труда, в 2015 году составили:
фактические расходы на компенсации и средства индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - 9535,4 млн. рублей;
экономические издержки вследствие потерь рабочего времени в результате несчастных случаев на производстве - около 135,5 млн. рублей.
В 2015 году около 117,0 тыс. работников ушли на пенсию, досрочно назначенную за работу в тяжелых и вредных условиях труда и иных особых условиях труда. При этом резерв восполнения трудовых ресурсов в силу неблагоприятной демографической ситуации в области практически исчерпан, выбытие граждан трудоспособного возраста уже сейчас приводит к дефициту рабочей силы по ключевым для экономики области специальностям.
Параграф 3. Территориальная несбалансированность трудовых ресурсов
Усугублению проблемы дефицита трудовых ресурсов Свердловской области способствует их территориальная несбалансированность. Наблюдается недостаток трудовых ресурсов в одних муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, при переизбытке в других.
Распределение производительных сил характеризуется концентрацией спроса и предложения рабочей силы прежде всего в крупнейших городах области. Значительная часть вакансий (более 60 процентов) сосредоточена в крупных городах Свердловской области с населением свыше 150 тыс. человек, в то время как рабочая сила в отдаленных от центра территориях остается невостребованной. При этом количество безработных, состоящих на учете в органах службы занятости этих городов, составляет 30 процентов от общего количества зарегистрированных в Свердловской области безработных.
Слабая диверсификация экономики муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, также содержит в себе ряд потенциальных угроз. При модернизации производства в доминирующих отраслях происходит неизбежное высвобождение работников, что при отсутствии секторов экономики муниципального образования, способных принять избыток рабочей силы, а также при территориальной и межотраслевой мобильности рабочей силы неизбежно приведет к социальным конфликтам.
Таким образом, дезинтеграционные процессы на рынке труда в отдельных муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, обусловливают сохранение очагов застойной безработицы, в то время как в ряде муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, для реализации планируемых инвестиционных проектов наблюдается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированной.
Параграф 4. Несоответствие предложения образовательных услуг потребностям работодателей, профессионально-квалификационного состава рабочей силы изменяющимся производственным требованиям
Модернизация производства, расширение применения новых наукоемких технологий и их развитие приводят к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы.
Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре привело к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей.
Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда в ряде случаев усугубляет проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений (особенно коммерческого сектора профессионального образования).
Решению данных проблем способствует реализация мероприятий государственной программы "Содействие занятости населения Свердловской области на 2013 - 2015 годы", утвержденной приказом Департамента по труду и занятости населения Свердловской области (далее - Департамент) от 28.12.2012 N 709 "Об утверждении государственной программы "Содействие занятости населения Свердловской области на 2013 - 2015 годы".
В рамках реализации в 2013 году государственной программы по содействию занятости населения Свердловской области на 2013 - 2015 годы планируется оказать (выполнить) следующие государственные услуги (работы):
1) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников - 106 000 человек, в том числе 2000 граждан, относящихся к категории инвалидов;
2) информирование о положении на рынке труда - 264 888 человек;
3) организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования - 77 676 человек;
4) психологическая поддержка безработных граждан - 7430 человек;
5) социальная адаптация безработных граждан на рынке труда - 7430 человек;
6) содействие самозанятости безработных граждан - 1337 безработным гражданам;
7) содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости - 154 человека;
8) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности, - 7430 человек;
9) организация проведения оплачиваемых общественных работ - 14 922 человека;
10) организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время - 27 071 несовершеннолетнему гражданину;
11) организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, - 1400 человек;
12) организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые, - 395 человек;
13) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет - 375 женщин;
14) уведомительная регистрация коллективных договоров, изменений к коллективным договорам - 2150 единиц;
15) организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест - 420 ярмарок;
16) организация временных работ для находящихся под угрозой увольнения работников градообразующих организаций, относящихся к отрасли боеприпасов и спецхимии, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, расположенных в монопрофильных населенных пунктах Свердловской области, в количестве 440 человек, опережающее профессиональное обучение данной категории граждан - 60 человек.
Программа обеспечивает преемственность мероприятий содействия занятости населения в части важнейших целевых показателей и основных направлений политики занятости.
Программа разработана в соответствии с приоритетными задачами, определенными Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р, Программой социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы", Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы" (далее - Стратегия-2030), Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 30.08.2016 N 595-ПП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы" (далее - План мероприятий по реализации Стратегии-2030).
Ожидаемыми результатами реализации мероприятий Программы в соответствии со Стратегией-2030 и Планом мероприятий по реализации Стратегии-2030 являются:
1) снижение уровня безработицы (по методологии Международной организации труда) с 6,1 процента в 2014 году до 5,4 процента в 2024 году;
2) сохранение уровня регистрируемой безработицы на уровне не более 1,3 процента;
3) увеличение доли иностранных высококвалифицированных специалистов в общем количестве иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Свердловской области, в 2024 году в 1,2 раза к уровню 2014 года;
4) увеличение количества рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, с 33 677 рабочих мест в 2014 году до 155 000 рабочих мест в 2024 году.
Реализация мероприятий Программы повлияет на достижение целевого показателя "Увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения на 32,5 процента к уровню 2014 года" Плана мероприятий по реализации Стратегии-2030 в части доходов граждан, обратившихся в органы службы занятости и трудоустроенных на вакансии, заявленные работодателями.
Реализация Программы будет способствовать повышению занятости населения, снижению уровня регистрируемой безработицы и коэффициента напряженности на рынке труда, повышению конкурентоспособности безработных граждан.
Достижение целей Программы осуществляется в ходе решения тактических задач, стоящих перед органами службы занятости населения Свердловской области.
Правомерность определения целей и задач Программы подтверждается Положением о Департаменте по труду и занятости населения Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 13.01.2016 N 23-ПП "О Департаменте по труду и занятости населения Свердловской области", уставами подведомственных государственных казенных учреждений службы занятости Свердловской области и автономного учреждения Свердловской области "Областной центр развития трудовых ресурсов и социально-трудовых отношений", в соответствии с которыми к компетенции Департамента и подведомственных учреждений отнесены вопросы реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, переданного для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", также вопросы осуществления государственного управления охраной труда и развития социального партнерства на территории Свердловской области.
Количественная оценка достижения и реализации целей и задач Департамента и центров занятости производится на основании следующих показателей:
1) основной показатель установлен Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" - уровень безработицы в среднем за год;
2) индивидуальные показатели установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2012 N 1142 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации":
коэффициент напряженности на рынке труда;
коэффициент миграции.
Период реализации Программы - 2014 - 2024 годы.
Параграф 5. Анализ социальных, финансово-экономических и иных рисков реализации программы
Неэффективность реализации Программы связана со следующими факторами:
1) изменение нормативно-правовой базы в сфере занятости населения;
2) осложнение социально-экономической обстановки в регионе;
3) возможное отсутствие финансирования (неполное финансирование) мероприятий, предусмотренных Программой.
Минимизировать влияние рисков на реализацию программных мероприятий позволит своевременное внесение изменений в государственную программу, взвешенный подход при принятии решений о корректировке нормативных правовых актов, действующих в сфере реализации Программы.
Таблица 12
Анализ предполагаемых рисков реализации подпрограммы 9 "Оказание содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом" и возможностей их снижения
N п/п |
Наименование риска |
Меры по управлению риском |
1. |
Безработица среди участников Государственной программы переселения соотечественников, нежелание участников Государственной программы переселения соотечественников трудоустраиваться на предварительно подобранные рабочие места |
1) возможность трудоустройства на другие вакансии, имеющиеся в банке данных центра занятости; 2) оказание содействия в организации собственного бизнеса; 3) оказание содействия в переобучении по специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда Свердловской области; 4) возможность приезда участника Государственной программы переселения соотечественников отдельно от семьи и найма на работу с испытательным сроком (до 3 месяцев) (с последующим вызовом семьи); 5) расширение количества вакантных рабочих мест, заявленных работодателями в центры занятости; 6) согласование вопросов по трудоустройству с потенциальным работодателем; 7) подготовка заключения о возможности переселения соотечественника с учетом проработки потребностей рынка труда |
2. |
Жилищная необустроенность участников Государственной программы переселения соотечественников |
1) оповещение переселенцев через информационные ресурсы об условиях временного найма и стоимости проживания, условиях приобретения постоянного жилья; 2) вовлечение переселенцев в программы ипотечного кредитования жилья, а также другие программы с учетом финансовых возможностей соотечественников; 3) предоставление дополнительных гарантий на жилищное обустройство |
3. |
Неготовность принимающего сообщества к приезду участников Государственной программы переселения соотечественников |
1) организация разъяснительной работы о целях и задачах Государственной программы переселения соотечественников в принимающем сообществе для формирования толерантного отношения к участникам Государственной программы переселения соотечественников и членам их семей; 2) проведение мероприятий по социокультурной адаптации переселенцев |
4. |
Выезд участников Государственной программы переселения соотечественников с территории вселения ранее чем через три года |
повышение миграционной привлекательности Свердловской области для переселенцев-соотечественников: 1) регулярное повышение среднедушевых доходов; 2) снижение социальной и криминогенной напряженности в обществе; 3) наличие привлекательных вакансий на рынке труда; 4) развитие толерантности коренного населения к соотечественникам из-за рубежа; 5) необходимость возвращения бюджетных средств, полученных в качестве участника Государственной программы переселения соотечественников |
5. |
Фактическая заработная плата участников Государственной программы переселения соотечественников ниже предварительно заявленной работодателем |
1) ввод в банк данных центров занятости вакансий с заработной платой, размер которой не может быть ниже уровня минимального размера оплаты труда по Российской Федерации и уровня минимальной зарплаты, установленной региональным соглашением; 2) информирование участников Государственной программы переселения соотечественников о существующих вакансиях и уровне заработной платы |
6. |
Рост нагрузки на социальную инфраструктуру, а именно оказание дополнительных услуг в сфере здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и спорта |
планируемая численность участников Государственной программы переселения соотечественников составляет менее 0,1 процента от численности населения Свердловской области, в связи с чем значительной нагрузки на бюджетную систему не ожидается, в том числе в связи с прогнозируемым снижением численности населения Свердловской области основных возрастов - получателей данных услуг |
7. |
Необходимость социальной и трудовой адаптации, рост межнациональной напряженности |
1) проведение мероприятий по социокультурной адаптации участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей в принимающее сообщество; 2) проведение Правительством Свердловской области целенаправленной политики по воспитанию уважения, понимания многообразия культур, вероисповеданий, способов самовыражения и проявления индивидуальности и укреплению этих тенденций через взаимодействие с общественными, национально-культурными объединениями Свердловской области; 3) функционирование общественных организаций по поддержке переселенцев (из представителей коренного населения, этнокультурных, религиозных и других организаций) |
8. |
Ухудшение криминогенной обстановки вследствие социальных дистанций между постоянными жителями и приезжими |
1) определение одним из критериев отказа заявителю в участии в подпрограмме наличие непогашенной судимости; 2) согласование заявлений соотечественников правоохранительными органами; 3) регистрация соотечественников по месту их пребывания |
6) часть четвертую в разделе 2 изложить в следующей редакции:
"Целевые показатели по мероприятию 35 "Обеспечение деятельности государственных органов (центральный аппарат)" подпрограммы 7 "Обеспечение реализации государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года" отражены в приложении N 1 по соответствующим подпрограммам Программы.";
7) главу 2 изложить в следующей редакции:
"Глава 2. Механизмы реализации мероприятий программы
1. Подпрограммой 1 "Содействие занятости населения" государственной программы предусмотрена реализация следующих мероприятий:
Мероприятие 1.1. Содействие гражданам в поиске подходящей работы.
Реализация мероприятия осуществляется в рамках предоставления государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Департамента.
Направление граждан, ищущих работу, для трудоустройства в другой местности осуществляется после получения от работодателя подтверждения возможности приема и трудоустройства гражданина (вызов или приглашение), в том числе возможности предоставления жилой площади.
Содействие в поиске подходящей работы прекращается в связи со снятием граждан с регистрационного учета в центрах занятости в установленных законодательством о занятости населения случаях.
Мероприятие 1.2. Определение перспективной и текущей потребности работодателей в квалифицированных кадрах.
Мероприятие 1.3. Проведение ежегодного конкурса среди муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на эффективную реализацию территориальной программы содействия занятости населения.
Мероприятие 1.4. Вовлечение инвалидов в трудовую деятельность.
Мероприятие 1.5. Организация и проведение опроса инвалидов, проживающих в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, с целью получения информации об их фактическом трудоустройстве и определения потребности в трудоустройстве незанятых инвалидов.
Мероприятие 1.6. Организация предоставления работодателям, которым установлена квота для приема на работу инвалидов, сведений о профессиональном составе инвалидов, состоящих на учете в органах службы занятости и нуждающихся в трудоустройстве, в том числе на специальные рабочие места.
Мероприятие 1.7. Организация предоставления структурным подразделениям федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, сведений о вакансиях для трудоустройства инвалидов, а также информации о профессиях и специальностях, востребованных на рынке труда в Свердловской области.
Мероприятие 1.8. Информирование о положении на рынке труда.
Реализация мероприятия осуществляется в рамках предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Свердловской области в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Департамента.
Заявителям обеспечивается возможность выбора способа подачи заявления в центр занятости или в многофункциональный центр: при личном обращении, почтовой связью, с использованием средств факсимильной связи или в электронной форме, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и региональной государственной информационной системы "Портал государственных услуг (функций) Свердловской области".
Мероприятие 1.9. Информирование о положении на рынке труда, в том числе о наличии вакансий с гибкими формами занятости.
Мероприятие 1.10. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
Реализация мероприятия осуществляется в рамках предоставления государственной услуги по организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Департамента.
Мероприятие 1.11. Организация специализированных ярмарок вакансий для граждан предпенсионного и пенсионного возраста.
Мероприятие 1.12. Развитие информационных технологий, обеспечивающих доступность для граждан информации о гибких формах занятости.
Мероприятие 1.13. Содействие самозанятости безработных граждан.
Реализация мероприятия осуществляется в рамках предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Департамента.
Финансовая помощь на открытие собственного дела, а также финансовая помощь на подготовку документов предоставляются в порядке, установленном Правительством Свердловской области.
Мероприятие 1.14. Развитие и популяризация индивидуальной трудовой деятельности (самозанятости) путем информирования безработных и иных граждан о возможностях организации предпринимательской деятельности.
Мероприятие 1.15. Мониторинг реализации мероприятий на территории монопрофильных населенных пунктов в Свердловской области.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.10.2016 N 590 "О проведении мониторинга занятости населения в монопрофильных муниципальных образованиях" центры занятости, расположенные на территории монопрофильных населенных пунктов Свердловской области, ежемесячно представляют в Департамент "Сведения о ситуации на рынке труда монопрофильных муниципальных образований Свердловской области" и "Сведения о трудоустройстве безработных граждан и граждан, ищущих работу, на рабочие места, созданные в рамках реализации комплексных инвестиционных планов модернизации монопрофильных муниципальных образований Свердловской области".
Департамент формирует сводную информацию и направляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Мероприятие 1.16. Развитие партнерства государственной службы занятости населения с частными агентствами занятости и кадровыми агентствами.
Мероприятие 1.17. Создание системы повышения квалификации специалистов-профконсультантов учреждений службы занятости населения Свердловской области.
Мероприятие 1.18. Развитие практики организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан по направлению органов службы занятости населения Свердловской области с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
2. Подпрограммой 2 "Профессиональное обучение, профессиональная ориентация, психологическая поддержка и социальная адаптация на рынке труда" государственной программы предусмотрена реализация следующих мероприятий:
Мероприятие 2.1. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан.
Реализация мероприятия осуществляется в рамках предоставления государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности, в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Департамента, и Порядком предоставления финансовой поддержки безработным гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования в другую местность, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 15.02.2012 N 122-ПП "О реализации отдельных полномочий Свердловской области в области содействия занятости населения".
Мероприятие 2.2. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Реализация мероприятия осуществляется в рамках предоставления государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Департамента, и Порядком и условиями направления органами службы занятости женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования, а также предоставления финансовой поддержки женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, направленным органами службы занятости на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования в другую местность, утвержденными постановлением Правительства Свердловской области от 15.02.2012 N 122-ПП "О реализации отдельных полномочий Свердловской области в области содействия занятости населения".
Мероприятие 2.3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым назначена страховая пенсия по старости.
Реализация мероприятия осуществляется в рамках предоставления государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Департамента, и Порядком и условиями направления органами службы занятости незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, а также предоставления финансовой поддержки незанятым гражданам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, направленным органами службы занятости для прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования в другую местность, утвержденными постановлением Правительства Свердловской области от 15.02.2012 N 122-ПП "О реализации отдельных полномочий Свердловской области в области содействия занятости населения".
Мероприятие 2.4. Организация профессиональной ориентации граждан.
Реализация мероприятий по профессиональной ориентации граждан осуществляется органами службы занятости населения Свердловской области при:
проведении групповых и массовых мероприятий профориентационной направленности с участием граждан трудоспособного возраста, в том числе с учащейся молодежью;
предоставлении государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Департамента.
Мероприятие 2.5. Организация профориентационного сопровождения органами службы занятости населения профессионального самоопределения учащейся молодежи в возрасте 14 - 17 лет с учетом потребностей в квалификациях и компетенциях, необходимых для достижения конкурентоспособности на рынке труда, формируемом развивающимися производствами (с учетом задач проекта "Уральская инженерная школа").
Мероприятие 2.6. Психологическая поддержка безработных граждан.
Реализация мероприятия осуществляется в рамках предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Департамента.
Мероприятие 2.7. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда.
Реализация мероприятия осуществляется в рамках предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Департамента.
3. Подпрограммой 3 "Организация общественных работ и занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы" государственной программы предусмотрена реализация следующих мероприятий:
Мероприятие 3.1. Организация проведения оплачиваемых общественных работ.
Реализация мероприятия осуществляется в рамках предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Департамента, и Порядком предоставления материальной поддержки гражданам, признанным в установленном Порядке безработными, и несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия в общественных работах, временного трудоустройства, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 15.02.2012 N 122-ПП "О реализации отдельных полномочий Свердловской области в области содействия занятости населения".
Мероприятие 3.2. Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Мероприятие 3.3. Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет.
Мероприятие 3.4. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Реализация мероприятий осуществляется в рамках предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые, в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Департамента, и Порядком предоставления материальной поддержки гражданам, признанным в установленном Порядке безработными, и несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия в общественных работах, временного трудоустройства, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 15.02.2012 N 122-ПП "О реализации отдельных полномочий Свердловской области в области содействия занятости населения".
Мероприятие 3.5. Обеспечение достойного уровня жизни граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке государства.
Мероприятие 3.6. Содействие трудоустройству незанятых инвалидов.
Реализация данного мероприятия осуществляется в рамках дополнительных мероприятий в сфере занятости населения по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.
Мероприятие 3.7. Содействие в трудоустройстве незанятых многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
Реализация мероприятий осуществляется в рамках дополнительного мероприятия по содействию в трудоустройстве незанятых многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в соответствии с пунктом 3.1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Мероприятие 3.8. Субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат по созданию рабочих мест, обучению на рабочем месте в форме стажировки и частичное возмещение затрат на оплату труда трудоустроенных наркозависимых лиц, прошедших курс реабилитации.
Мероприятие 3.9. Социально-экономическая поддержка отдельных категорий граждан, относящихся к особо нуждающимся в трудоустройстве.
4. Подпрограмма 4 "Территориальное перераспределение трудовых ресурсов" государственной программы предусматривает реализацию следующих мероприятий:
Мероприятие 4.1. Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность.
Реализация мероприятия осуществляется в рамках предоставления государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Департамента.
Мероприятие 4.2. Повышение конкурентоспособности граждан трудоспособного возраста (безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым назначена страховая пенсия по старости) на рынке труда путем приобретения востребованных квалификаций на основе организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
Мероприятие 4.3. Подбор кадров для работодателей, реализующих на территории Свердловской области инвестиционные проекты.
Мероприятие 4.4. Организация работы по выдаче заключений о привлечении и использовании иностранной рабочей силы.
Реализация мероприятия осуществляется в рамках предоставления государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Мероприятие 4.5. Реализация мероприятий по привлечению высококвалифицированных трудовых мигрантов.
Мероприятие 4.6. Формирование и поддержание в актуальном состоянии регионального сегмента федеральной информационно-телекоммуникационной системы "Работа в России".
Мероприятие 4.7. Организация работы по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и подготовке предложений по объемам квот на осуществление иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, трудовой деятельности в Свердловской области.
Согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в Свердловской области Межведомственной комиссией Свердловской области по вопросам привлечения и использования иностранных работников, созданной из числа представителей Свердловской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, включая Управление по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области, Государственную инспекцию труда в Свердловской области, и исполнительных органов государственной власти Свердловской области.
Состав и Положение о Межведомственной комиссии Свердловской области по вопросам привлечения и использования иностранных работников утверждены Указом Губернатора Свердловской области от 24.06.2014 N 308-УГ "О Межведомственной комиссии Свердловской области по вопросам привлечения и использования иностранных работников".
Мероприятие 4.8. Единовременная выплата участникам Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2020 годы.
Мероприятие 4.9. Выплаты участникам Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2020 годы на частичное возмещение затрат на оплату стоимости аренды (найма) жилья по месту временного пребывания.
Мероприятие 4.10. Мероприятия по информационному обеспечению реализации Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2020 годы.
Реализация мероприятия осуществляется в рамках Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 28.08.2013 N 1054-ПП "Об утверждении Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2020 годы".
5. Подпрограмма 5 "Обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы" государственной программы предусматривает реализацию следующего мероприятия:
Мероприятие 5.1. Социальные выплаты безработным гражданам.
Реализация мероприятия включает в себя следующие социальные выплаты безработным гражданам:
1) пособия по безработице;
2) стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;
3) материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
4) материальной помощи в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;
5) пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление страховой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой страховой пенсии по старости.
Расходы, связанные с назначением пенсии, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением затрат из федерального бюджета.
Социальные выплаты осуществляются за счет субвенций, предоставляемых бюджету Свердловской области из федерального бюджета.
6. Подпрограмма 6 "Улучшение условий и охраны труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, профессиональных рисков работников, повышение качества рабочих мест по условиям труда в организациях Свердловской области, обеспечение защиты трудовых прав граждан" государственной программы предусматривает реализацию следующих мероприятий:
Мероприятие 6.1. Субсидии профсоюзным образовательным организациям на финансирование части расходов по подготовке специалистов по вопросам социального партнерства.
Мероприятие 6.2. Реализация мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях Свердловской области.
Мероприятие реализуется в соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации, во исполнение Закона Свердловской области от 22 октября 2009 года N 91-ОЗ "Об охране труда в Свердловской области", в целях реализации постановления Правительства Свердловской области от 03.04.2013 N 421-ПП "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в организациях Свердловской области" на 2014 - 2016 годы".
Для реализации данных мероприятий разрабатывается План по реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях Свердловской области, утверждаемый приказом Департамента.
Указанные мероприятия осуществляются на основании государственных контрактов на поставку товаров и оказание услуг, заключаемых по результатам проведения Департаментом торгов в соответствии с федеральным законодательством.
Поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг, необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляются:
1) юридическими и физическими лицами, оказывающими услуги в области охраны труда, аккредитованными в установленном порядке;
2) юридическими и физическими лицами, оказывающими услуги в области программного обеспечения.
В целях обеспечения реализации данных мероприятий Департамент осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, общественными организациями и работодателями.
В рамках реализации мероприятия 6.2. предусмотрена организация деятельности и оборудование учебного класса для обучения сотрудников организаций по вопросам охраны труда на базе государственного автономного учреждения Свердловской области "Областной центр развития трудовых ресурсов и социально-трудовых отношений".
Мероприятие 6.3. Содействие проведению специальной оценки условий труда в организациях Свердловской области.
В рамках реализации мероприятия 6.3. на базе государственного автономного учреждения Свердловской области "Областной центр развития трудовых ресурсов и социально-трудовых отношений" предусмотрено создание лаборатории для проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, специальной оценки условий труда.
Мероприятие 6.4. Организация и участие в работе Правительственной комиссии Свердловской области по вопросам охраны труда.
Мероприятие 6.5. Организация ежегодного конкурса по культуре производства и охране труда среди организаций Свердловской области.
Мероприятие 6.6. Разработка рекомендаций по организации работы по охране труда на малых предприятиях.
Мероприятие 6.7. Развитие социального партнерства и обеспечение деятельности Свердловской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Мероприятия реализуются в соответствии со статьями 50 и 51 Трудового кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном постановлением Правительства Свердловской области от 14.05.2007 N 404-ПП "Об утверждении Порядка уведомительной регистрации соглашений о социальном партнерстве и коллективных договоров в Свердловской области и контроля за их выполнением", Департаментом в отношении работодателей, представителей работодателей (объединений работодателей) либо уполномоченных ими лиц.
Мероприятие 6.8. Содействие улучшению условий труда в организациях, расположенных на территории Свердловской области, посредством работы официального сайта Свердловской области "infotrud66.ru".
Мероприятие 6.9. Осуществление государственной экспертизы условий труда.
Мероприятие 6.10. Развитие мер содействия проведению специальной оценки условий труда в организациях Свердловской области.
7. Подпрограмма 7 "Обеспечение реализации государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года" государственной программы предусматривает реализацию следующих мероприятий:
Мероприятие 7.1. Обеспечение деятельности государственных органов (центральный аппарат).
Мероприятие 7.2. Оказание услуг (выполнение работ) учреждениями в сфере занятости населения и охраны труда.
В соответствии с Положением о Департаменте по труду и занятости населения Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 13.01.2016 N 23-ПП "О Департаменте по труду и занятости населения Свердловской области", финансирование расходов на материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Департамента осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых ему по бюджетной смете в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на обеспечение Департамента на соответствующий финансовый год и плановый период.
Для осуществления возложенных функций и полномочий Департамент размещает заказы на поставку необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Мероприятие 7.3. Оборудование приоритетных объектов государственных учреждений, подведомственных Департаменту, элементами доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Мероприятие 7.4. Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в Свердловской области в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
8. Подпрограмма 8 "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Свердловской области" государственной программы предусматривает реализацию следующих мероприятий:
Мероприятие 8.1. Опережающее профессиональное обучение и стажировка (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников.
Мероприятие 8.2. Временная занятость работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).
Мероприятие 8.3. Возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество.
Мероприятие 8.4. Стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов.
Мероприятие 8.5. Возмещение работодателям, реализующим программы развития организаций (в том числе программы, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций.
Реализация данных мероприятий осуществляется в соответствии с:
порядком реализации в 2016 году мероприятия по опережающему профессиональному обучению и стажировке работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников;
порядком реализации в 2016 году мероприятия по возмещению работодателям, реализующим программы развития организации, в том числе направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала, расходов на частичную оплату труда работников из числа уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан;
порядком реализации в 2016 году мероприятия по организации временной занятости работников, находящихся под риском увольнения;
порядком реализации в 2016 году мероприятия по организации сопровождения и адаптации инвалидов I и II групп при трудоустройстве, в том числе с созданием инфраструктуры, обеспечивающей доступность рабочего места.
9. Подпрограммой 9 "Оказание содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом" государственной программы предусмотрена реализация следующих мероприятий:
Мероприятие 9.1. Проведение презентаций подпрограммы для соотечественников, проживающих за рубежом, а также для соотечественников, являющихся иностранными гражданами, постоянно или временно проживающими на законном основании на территории Российской Федерации либо получившими временное убежище в Российской Федерации.
Мероприятие 9.2. Консультации соотечественников по вопросам переселения в Свердловскую область.
Мероприятие 9.3. Мероприятия по информационному обеспечению реализации на территории Свердловской области Государственной программы переселения соотечественников.
Мероприятие 9.4. Проведение заседаний межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом.
В целях осуществления общей координации реализации подпрограммы и контроля за ходом ее выполнения функционирует межведомственная комиссия по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом (далее - межведомственная комиссия). Состав и положение о межведомственной комиссии утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 22.08.2012 N 907-ПП "О межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом".
В муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), в которые направляются для вселения соотечественники, создается межведомственная комиссия по регулированию процесса переселения соотечественников под председательством главы или заместителя главы муниципального образования, которая рассматривает и согласовывает поступающие заявления соотечественников, желающих переселиться на территорию данного муниципального образования.
Мероприятие 9.5. Подготовка заключений о возможности участия соотечественников в Государственной программе переселения соотечественников.
Функции по учету желающих добровольно выехать в Российскую Федерацию, углубленному разъяснению содержания Программы переселения соотечественников, предоставляемых в ее рамках возможностей, содействию соотечественникам в выборе оптимального варианта переселения, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы переселения соотечественников и проведению других мероприятий, обеспечивающих их переселение, возложены на представительства или представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации за рубежом, а также осуществляются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, временными группами, создаваемыми из числа специалистов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, командированных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
В отношении соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации в Свердловской области, функции по учету, углубленному разъяснению содержания Программы переселения соотечественников и предоставляемых в ее рамках возможностей, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы переселения соотечественников, оформлению свидетельства участника Государственной программы переселения соотечественников осуществляются территориальными органами Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области.
Органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - органы местного самоуправления), осуществляется анализ возможности приема переселенцев с учетом социальной напряженности в районе, жилищного размещения, наличия доступа к инфраструктуре (социальные, медицинские, образовательные учреждения, транспортное обеспечение).
В муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, в которые направляются для вселения соотечественники, создается межведомственная комиссия по регулированию процесса переселения соотечественников под председательством главы или заместителя главы муниципального образования, которая рассматривает и согласовывает поступающие заявления соотечественников, желающих переселиться на территорию данного муниципального образования.
После получения уполномоченным органом заявлений соотечественников, выразивших желание переехать в Свердловскую область, уполномоченный орган направляет заявление соотечественника в центры занятости для рассмотрения кандидатуры соотечественника на заседании межведомственной комиссии, проведения анализа возможности приема и подготовки заключения.
Органы местного самоуправления совместно с центром занятости и иными территориальными органами готовят заключение, в котором наряду с другими сведениями отражается возможность приема переселенцев с учетом социальной напряженности в районе, жилищного размещения, наличия доступа к инфраструктуре (социальные, медицинские, образовательные учреждения, транспортное обеспечение).
Заключение направляется в уполномоченный орган для дальнейшего согласования.
Уполномоченный орган на основании заключения органа местного самоуправления территории вселения готовит заключение о возможности участия соотечественника в Программе по оказанию содействия добровольному переселению.
Свидетельство участника Государственной программы переселения соотечественников не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы переселения соотечественников аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы переселения соотечественников, вписанного в заявление о выдаче свидетельства, утрачивается в случаях, установленных пунктами 25, 26 и 27 Государственной программы переселения соотечественников.
К соотечественнику, претендующему на переселение на территорию Свердловской области, предъявляются следующие требования:
1) наличие среднего профессионального образования или высшего образования (за исключением соотечественников, являющихся студентами российских или иностранных образовательных учреждений);
2) наличие профессии (специальности), востребованной на рынке труда Свердловской области (за исключением соотечественников, являющихся студентами российских или иностранных образовательных учреждений);
3) осуществление документально подтвержденной трудовой или иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности на протяжении 2 лет на территории Свердловской области (для соотечественников, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации, за исключением соотечественников, получивших статус беженца или свидетельство о временном убежище).
Соотечественники, не отвечающие вышеуказанным требованиям, не могут быть участниками Государственной программы переселения соотечественников.
В случае выявления в ходе первичного медицинского освидетельствования у участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей инфекционных заболеваний, предусмотренных Перечнем инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.06.2015 N 384н "Об утверждении перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядка подтверждения их наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) указанных заболеваний", осуществляются мероприятия в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 30.12.2015 N 2423-п "Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства в медицинских организациях Свердловской области".
Мероприятие 9.6. Предоставление единовременной выплаты на обустройство, в том числе жилищное, в период адаптации на территории вселения участникам Государственной программы переселения соотечественников, переселившимся в Свердловскую область.
Порядок предоставления единовременной выплаты на обустройство, в том числе жилищное, в период адаптации на территории вселения участникам Государственной программы переселения соотечественников, переселившимся в Свердловскую область, устанавливается Правительством Свердловской области.
Порядок и условия компенсации расходов и иных выплат из средств федерального бюджета участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Мероприятие 9.7. Частичное возмещение затрат на оплату стоимости найма жилого помещения по месту временного пребывания участникам Государственной программы переселения соотечественников, переселившимся в Свердловскую область.
Порядок частичного возмещения затрат на оплату стоимости найма жилого помещения по месту временного пребывания участникам Государственной программы переселения соотечественников, переселившимся в Свердловскую область, устанавливается Правительством Свердловской области.
Мероприятие 9.8. Возмещение участникам Государственной программы переселения соотечественников, переселившимся в Свердловскую область, затрат на уплату государственной пошлины за выдачу свидетельства о признании документа иностранного государства об уровне образования и (или) квалификации или свидетельства о признании документа иностранного государства об ученой степени или документа иностранного государства об ученом звании.
Порядок возмещения участникам Государственной программы переселения соотечественников, переселившимся в Свердловскую область, затрат на уплату государственной пошлины за выдачу свидетельства о признании документа иностранного государства об уровне образования и (или) квалификации или свидетельства о признании документа иностранного государства об ученой степени или документа иностранного государства об ученом звании устанавливается Правительством Свердловской области.
Мероприятие 9.9. Оказание участникам Государственной программы переселения соотечественников, переселившимся в Свердловскую область, поддержки в осуществлении малого и среднего предпринимательства, включая создание крестьянских (фермерских) хозяйств.
Порядок оказания участникам Государственной программы переселения соотечественников, переселившимся в Свердловскую область, поддержки в осуществлении малого и среднего предпринимательства, включая создание крестьянских (фермерских) хозяйств, устанавливается Правительством Свердловской области.
Мероприятие 9.10. Организация и мониторинг реализации на территории Свердловской области Государственной программы переселения соотечественников.
Мероприятие 9.11. Предоставление единовременной выплаты участникам Государственной программы переселения соотечественников, переселившимся в Свердловскую область и являющимся студентами профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Свердловской области, либо имеющим ученую степень или ученое звание.
Ответственным исполнителем Программы и главным распорядителем средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы является Департамент.
Получателями средств на реализацию мероприятий Программы являются учреждения в сфере занятости населения и охраны труда.
Департамент:
1) осуществляет текущее управление реализацией Программы;
2) обеспечивает достижение целей и задач, предусмотренных Программой, утвержденных значений целевых показателей;
3) обеспечивает эффективное использование средств областного бюджета, выделяемых на реализацию Программы;
4) осуществляет мониторинг реализации Программы;
5) формирует отчеты о реализации Программы;
6) осуществляет взаимодействие с Федеральной службой по труду и занятости.
Финансовый контроль за использованием бюджетных средств при реализации Программы осуществляется Министерством финансов Свердловской области и Счетной палатой Свердловской области.
Департамент ежеквартально в течение 25 дней после окончания отчетного периода направляет в Министерство экономики Свердловской области отчет о реализации Программы в установленном порядке по утвержденным формам.
Контроль за осуществлением расходов бюджета Свердловской области, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета, осуществляют Федеральная служба по труду и занятости и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.";
8) приложение N 1 "Цели, задачи и целевые показатели реализации государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2020 года" к государственной программе изложить в новой редакции (прилагается);
9) приложение N 2 "План мероприятий по выполнению государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2020 года" к государственной программе изложить в новой редакции (прилагается);
10) приложение N 3 "Методика расчета целевых показателей государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2020 года" к государственной программе изложить в новой редакции (прилагается).
3. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
4. Настоящее постановление опубликовать в "Областной газете".
Губернатор Свердловской области |
Е.В. Куйвашев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 г. N 983-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1272-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 31 декабря 2016 г. N 246 (8055); на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 31 декабря 2016 г.; на официальном интернет-портале правовой информации Российской Федерации (http://www.pravo.gov.ru) 3 января 2017 г.