Постановлением Законодательного Собрания Свердловской области от 21 февраля 2018 г. N 1057-ПЗС настоящее постановление снято с контроля
Заслушав информацию Правительства Свердловской области об исполнении Закона Свердловской области от 27 декабря 2004 года N 221-ОЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области", Законодательное Собрание Свердловской области отмечает:
Указанным законом, вступившим в силу с 1 января 2005 года, определены требования по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах территории Свердловской области.
В настоящее время уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определено Министерство общественной безопасности Свердловской области, являющееся правопреемником Департамента общественной безопасности Свердловской области.
Органы управления, силы и средства исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и организаций, к полномочиям которых относится решение вопросов в области защиты населения и территорий Свердловской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, объединены в Свердловскую областную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - областная подсистема ЧС). Положение об областной подсистеме ЧС, определяющее порядок ее организации и функционирования, утверждено постановлением Правительства Свердловской области от 28.02.2005 N 139-ПП.
В соответствии с административно-территориальным и территориально-объектовым делением областная подсистема ЧС имеет три уровня (областной, муниципальный и объектовый) и состоит из 73 территориальных звеньев (городских и районных). Координационными органами областной подсистемы ЧС являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности: на областном уровне - комиссия Правительства Свердловской области, на муниципальном уровне - комиссии органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и на объектовом уровне - комиссии организаций.
Постановлением Правительства Свердловской области от 25.03.2004 N 201-ПП утверждены Положение о комиссии Правительства Свердловской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и состав этой комиссии. В 2016 году состоялось 4 плановых заседания комиссии, на которых рассмотрено 16 вопросов. Соответствующие комиссии также созданы и во всех муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области.
Постоянно действующими органами управления областной подсистемы ЧС являются: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (на областном уровне); органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (на муниципальном уровне); структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (на объектовом уровне). В настоящее время такие уполномоченные органы созданы во всех муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, за исключением сельских поселений.
К органам повседневного управления областной подсистемы ЧС относятся федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Свердловской области", государственное казенное учреждение Свердловской области "Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области", дежурно-диспетчерские службы исполнительных органов государственной власти Свердловской области, единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - ЕДДС), и дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2011 N 1658-ПП "О создании и функционировании единых дежурно-диспетчерских служб и системы оперативно-диспетчерского управления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области" органами местного самоуправления всех городских округов и муниципальных районов создано 73 ЕДДС. Мероприятия по материально-техническому обеспечению ЕДДС реализованы в рамках областной целевой программы "Безопасность жизнедеятельности населения Свердловской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1488-ПП.
Для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации на каждом уровне областной подсистемы ЧС создаются силы и средства постоянной готовности. Основу указанных сил и средств составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее трех суток. Перечень сил и средств постоянной готовности областной подсистемы ЧС утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 26.03.2014 N 246-ПП.
Профессиональной аварийно-спасательной службой Свердловской области является государственное казенное учреждение Свердловской области "Служба спасения Свердловской области", состоящее из следующих структурных подразделений: семь поисково-спасательных отрядов (Алапаевский, Екатеринбургский, Ивдельский, Каменск-Уральский, Карпинский, Красноуфимский и Тавдинский), одна поисково-спасательная группа (Качканарская), один поисково-спасательный пост (Нижнесергинский), одна водолазная служба.
Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации. Положение об аттестационной комиссии Правительства Свердловской области по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на территории Свердловской области, а также ее состав утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 03.10.2012 N 1102-ПП. По состоянию на 31 декабря 2016 года аттестованы 93 аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательных формирования.
Для обеспечения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в Свердловской области создаются и используются: областные государственные резервы финансовых и материальных ресурсов (за счет средств областного бюджета), резервные фонды органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (за счет средств местных бюджетов), объектовые резервы (за счет собственных средств организаций).
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 06.02.2007 N 75-ПП "Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Свердловской области" средства резервного фонда Правительства Свердловской области выделяются на финансирование непредвиденных расходов и мероприятий, не предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, оказание единовременной помощи жителям Свердловской области, а также финансирование иных непредвиденных расходов областного бюджета на основании решений Правительства Свердловской области. Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2014 N 688-ПП. Размер резервного фонда Правительства Свердловской области определяется законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий год.
Сформирован областной государственный резерв материальных ресурсов для обеспечения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера. Номенклатура и объем ресурсов в областном государственном резерве, а также порядок его формирования, хранения и использования утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 23.03.2011 N 282-ПП. В настоящее время в областном государственном резерве находятся материальные ресурсы на общую сумму 93,155 млн. рублей (93,4 процента плана).
Органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, также сформированы материальные резервы для обеспечения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий на общую сумму 384,248 млн. рублей (91 процент плана).
Управление областной подсистемой ЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств областной подсистемы ЧС и населения Свердловской области, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей. Положение об обеспечении своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории Свердловской области утверждено постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2011 N 1772-ПП.
Региональная система оповещения Свердловской области является основным областным звеном системы оповещения на территории Свердловской области и включает в себя муниципальные системы оповещения и локальные системы оповещения (на объектовом уровне). В настоящее время охват населения Свердловской области различными средствами оповещения, включенными в региональную систему оповещения Свердловской области, составляет 98 процентов. Для оповещения жителей населенных пунктов, не охваченных действием региональной системы оповещения Свердловской области, предусмотрено использование автомобилей, оборудованных сигнальными громкоговорящими устройствами.
Техническое обслуживание и технические проверки аппаратуры региональной системы оповещения Свердловской области осуществляются в соответствии с утвержденными планами. Так, в 2016 году проведена комплексная проверка систем оповещения на территории Свердловской области.
В целях приведения региональной системы оповещения Свердловской области в соответствие с федеральной и межрегиональной системами оповещения осуществляется поэтапная модернизация этой системы на основе современных технических комплексов оповещения. Мероприятия по модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения реализуются в рамках государственной программы Свердловской области "Обеспечение общественной безопасности на территории Свердловской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1275-ПП. В 2014 - 2016 годах на указанные цели из областного бюджета выделено 96,969 млн. рублей (70,3 процента плана), в 2017 году планируется выделить 30,305 млн. рублей.
Начата реализация мероприятий по построению и развитию аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Свердловской области (далее - АПК "Безопасный город"). Постановлением Правительства Свердловской области от 16.08.2016 N 579-ПП создана межведомственная комиссия по построению и развитию систем АПК "Безопасный город", утверждены положение об указанной комиссии и состав этой комиссии. Также определены муниципальные образования, в которых планируется создать опытные участки АПК "Безопасный город" (городской округ Верхняя Пышма, муниципальное образование "город Екатеринбург", город Нижний Тагил и другие).
В Свердловской области завершается создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - Система-112) на базе ЕДДС. Мероприятия по созданию и развитию Системы-112 на территории Свердловской области реализуются в рамках государственной программы Свердловской области "Обеспечение общественной безопасности на территории Свердловской области до 2020 года". Так, в 2014 - 2015 годах на указанные цели из областного бюджета выделено 118,767 млн. рублей, из федерального бюджета - 19,621 млн. рублей, в 2016 году из областного бюджета планировалось выделить 32,829 млн. рублей, по состоянию на 1 декабря 2016 года выделено 20,935 млн. рублей, или 63,8 процента плана.
Подготовка населения Свердловской области в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях, в том числе образовательных, а также по месту жительства. Положение об организации обучения населения Свердловской области в области защиты от чрезвычайных ситуаций утверждено постановлением Правительства Свердловской области от 11.03.2012 N 237-ПП.
Правительством Свердловской области утверждено Положение о проведении эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их обеспечении на территории Свердловской области (постановление от 27.03.2007 N 248-ПП), а также Положение об эвакуационной комиссии Свердловской области (постановление от 05.08.2002 N 1133-ПП), структура и состав этой комиссии (постановление от 28.04.2014 N 334-ПП).
В целях обеспечения соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется региональный государственный надзор в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Порядок осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Свердловской области утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 19.07.2016 N 496-ПП.
Необходимо отметить, что Правительством Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, проводится существенная работа по исполнению Закона Свердловской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области". Однако состояние системы защиты населения и территорий в Свердловской области от чрезвычайных ситуаций имеет ряд существенных недостатков: несоответствие региональной системы оповещения Свердловской области современным требованиям автоматизированных систем оповещения; недостаточный охват населения Свердловской области средствами оповещения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, особенно в местах массового пребывания людей и сельской местности; до настоящего времени на территории Свердловской области не завершено создание Системы-112.
В целях совершенствования системы защиты населения и территорий в Свердловской области от чрезвычайных ситуаций Законодательное Собрание Свердловской области постановляет:
1. Информацию Правительства Свердловской области об исполнении Закона Свердловской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области" принять к сведению.
2. Предложить Правительству Свердловской области:
1) продолжить реализацию мероприятий по модернизации региональной системы оповещения Свердловской области на основе современных технических комплексов оповещения;
2) увеличить охват населения Свердловской области, подлежащего оповещению при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, до 100 процентов;
3) продолжить реализацию мероприятий по построению и развитию систем аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Свердловской области;
4) завершить работы по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Свердловской области до конца 2017 года, обеспечить эксплуатацию и развитие указанной системы;
5) рассмотреть возможность предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на создание и оснащение профессиональных аварийно-спасательных формирований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне, на содержание каналов связи, в том числе цифровых, необходимых для создания, обеспечения эксплуатации и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
6) внести в постановления Правительства Свердловской области изменения в части актуализации составов следующих комиссий: комиссии Правительства Свердловской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, аттестационной комиссии Правительства Свердловской области по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на территории Свердловской области и эвакуационной комиссии Правительства Свердловской области;
7) внести в постановление Правительства Свердловской области от 26.03.2014 N 246-ПП "О силах и средствах постоянной готовности Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" изменения в части актуализации перечня указанных сил и средств.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области:
1) продолжить работу по созданию и поддержанию в постоянной готовности муниципальных систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
2) обеспечить создание, использование и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Комитету Законодательного Собрания по промышленной, инновационной политике и предпринимательству (Абзалов А.Ф.) подготовить вопрос о выполнении настоящего постановления и внести его на рассмотрение Законодательного Собрания в феврале 2018 года.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания по промышленной, инновационной политике и предпринимательству (Абзалов А.Ф.).
Председатель Законодательного Собрания |
Л.В. Бабушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Свердловской области от 14 февраля 2017 г. N 418-ПЗС "Об исполнении Закона Свердловской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области"
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 21 февраля 2017 г. N 32 (8087); на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 21 февраля 2017 г.
Настоящий документ снят с контроля