Министерство общего и профессионального образования Свердловской области (далее - Министерство образования) информирует, что в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" каждая образовательная организация должна разработать паспорт доступности и план мероприятий ("дорожную карту") по повышению значений показателей по обеспечению доступности объектов и услуг в сфере образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов) (далее - "дорожная карта").
Для организации работ по паспортизации доступности образовательных организаций Министерство образования направляет для использования в работе письмо Минобрнауки России от 29.07.2016 N 07-3199 "Об обеспечении условий доступности объектов и услуг в сфере образования для обучающихся с ОВЗ" (прилагается).
На основании вышеуказанных документов органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, необходимо организовать работу по паспортизации муниципальных образовательных организаций с последующей разработкой "дорожных карт" как на уровне каждой муниципальной образовательной организации, так и на уровне муниципального образования в целом.
По результатам проделанной работы необходимо представить в срок до 19 сентября 2016 года в установленном порядке в Министерство образования (г. Екатеринбург, ул. Малышева, 33, кабинет N 215) утвержденные "дорожные карты" муниципального образования.
Также необходимо в срок до 19 сентября 2016 года представить на адрес электронной почты rrc.petrova@mail.ru актуальную информацию:
количество дошкольных образовательных организаций из общего количества дошкольных образовательных организаций, имеющих паспорта доступности (в количественном и процентном соотношении);
количество общеобразовательных организаций из общего количества общеобразовательных организаций, имеющих паспорта доступности (в количественном и процентном соотношении).
Приложение: на 9 л. в 1 экз.
Заместитель Министра |
Н.В. Журавлева |
Письмо Минобрнауки России от 29.07.2016 N 07-3199
"Об обеспечении условий доступности объектов и услуг в сфере образования для обучающихся с ОВЗ"
Приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 (далее - Приказ N 1309) утвержден порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования и предусмотрена процедура паспортизации доступности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В соответствии с указанным приказом каждой образовательной организации необходимо разработать свои паспорта доступности и "дорожные карты" по обеспечению доступности объектов и услуг в сфере образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов).
Для организации работ по паспортизации доступности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направляем разъяснения по исполнению приказа N 1309.
С учетом указанных разъяснений просим организовать работу по паспортизации организаций, предоставляющие услуги в сфере образования в регионе и в срок до 4 сентября 2016 г, представить в установленном порядке и на адрес электронной почты duh-nb@mon.gov.ru актуальную информацию по исполнению приказа N 1309, а именно:
1. Утвержденную руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образовании, "дорожную карту" органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования", включающую, в том числе блок по обязательной разработке муниципальных "дорожных карт" и их анализу;
2. ФИО, должность, контакты (телефон, электронная почта) ответственного лица не ниже заместителя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, курирующего направление обеспечения условий доступности объектов и услуг в сфере образования для обучающихся с ОВЗ.
В срок до 3 октября 2016 г. представить следующую информацию:
1) количество дошкольных образовательных организаций из общего количества дошкольных образовательных организаций, имеющих паспорта доступности (в количественном и процентном соотношении);
2) количество общеобразовательных организаций из общего количества общеобразовательных организаций, имеющих паспорта доступности (в количественном и процентном соотношении);
3) анализ муниципальных "дорожных карт".
Приложение: на л. в 1 экз.
Директор департамента |
Е.А. Сильянов |
Разъяснения
по вопросу обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования
Во исполнение Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (далее - 419-ФЗ) 4 февраля 2015 г. Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. утвержден план разработки нормативных правовых актов N ОГ-П12-571, необходимых для реализации 419-ФЗ, которым определены конкретные полномочия юридических лиц и ведомств по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и услуг по оказанию необходимой им помощи в преодолении барьеров, мешающих их получению (использованию) наравне с другими.
Приказ N 1309 определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (это административные здания, строения, сооружения и помещения) и услуг в сфере образования для Минобрнауки России, Федеральной службы но надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, подведомственных Минобрнауки образовательных организаций, для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных органам организаций. Он вступил в силу с 1 января 2016 г. и является обязательным для исполнения.
В соответствии с приказом N 1309 организациям, осуществляющим образовательную деятельность (далее - организации) необходимо:
- определить ответственных за организацию данной работы должностных лиц (в должности не ниже заместителя руководителя организации);
- организовать инструктирование сотрудников организаций с целью правильного оказания необходимой помощи инвалидам в зависимости от характера их нарушения, состояния здоровья при предоставлении организацией услуг при передвижении инвалида по объектам, принадлежащим организации.
Целесообразно завести отдельный журнал регистрации проведенных инструктажей и определить ответственного сотрудника за проведение таких инструктажей с вновь принятыми сотрудниками.
Для инструктирования возможно использовать методическое пособие, разработанное Минтрудом России и размещенное на его официальном сайте (ссылка: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/handicapped/108).
- приказом организации создать комиссию по проведению обследования и паспортизации объекта организации и предоставляемых организацией услуг, утвердить ее состав, план-график проведения обследования и паспортизации организации.
В состав данной комиссии необходимо включить представителя общественного объединения инвалидов, осуществляющего свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, где расположен объект, на котором планируется проведение обследования и паспортизации;
- провести обследование на предмет доступности для инвалидов всех объектов организации.
В приказе N 1309 перечислены требования к условиям доступности объектов и услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них - т.е. входные группы должны быть достаточной ширины для проезда инвалидной коляски, оборудованы пандусом или подъемным устройством, со специальными ограждениями н тактильными направляющими для лиц с нарушениями зрения, информационным табло для лиц с нарушениями слуха;
возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта. предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски - т.е. территория объекта и внутри и снаружи тоже должна быть доступна. Например, учебный корпус оборудован, а путь в столовую, которая находится в соседнем здании, и само помещение столовой не доступны для человека с инвалидностью. Значит, инвалид не сможет вместе со всеми учиться весь учебный день, будет вынужден пропускать занятия. Поэтому, необходимо разумно подходить к созданию условий доступности и продумывать оптимальные маршруты передвижения;
возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта - т.е. для инвалидов должен быть обеспечен подъезд максимально близко к входу, и при необходимости должны быть привлечены работники образовательной организации, которые помогут при посадке и высадке: сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта - т.е. должны, быть специальные направляющие, перила, знаки, указатели для. самостоятельного передвижения незрячих или специальные сопровождающие, помогающие инвалиду с нарушениями зрения ориентироваться в пространстве;
содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта - т.е. сотрудники организации должны проконсультировать инвалида и при необходимости помочь в определении маршрута и в организации его входа в образовательную организацию. Как правило, это сотрудники охраны, которые должны быть на этот счет проинструктированы;
надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. "Надлежащее размещение" означает, что необходимая информация размещена в тех местах, где она доступна инвалиду. Например, тактильные таблички с указателями выходов, поворотов, лестниц должны быть на только в одном месте но входе, но и по всему пути передвижения инвалида, а также на уровне "коляски", если незрячий инвалид передвигается с помощью инвалидной коляски:
обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Кроме того, должно быть определено специальное помещение для размещения собаки-проводника, если незрячий человек приходит в ее сопровождении на занятия;
наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне - это требует не самых больших затрат, но обеспечивает доступность информационных услуг;
оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий - сотрудники, прошедшие инструктирование или обучение, должны быть компетентны в адаптации информации об услугах;
предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика - в образовательной организации должен быть такой специалист в штате (если это востребованная услуга) или договор с организациями системы социальной защиты или обществом глухих по предоставлению таких услуг в случае необходимости;
наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятии, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры - это вопрос использования современных технологических решений, установления специальной аппаратуры. которая, успешно может использоваться и при проведении любых мероприятий, не только с инвалидами по слуху;
адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих) - т.е. должна быть версия с укрупненным шрифтом и контрастным фоном, чтобы слабовидящие могли самостоятельно находить информацию на сайта;
обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида - должна быть введена такая единица в штатное расписание образовательной организации, если услуга рекомендована ИМПК или ИПРА. причем исполнение их рекомендаций является обязательными для всех организаций вне зависимости от ведомственной принадлежности. Или у образовательной организации должен быть договор с организацией или фондом, предоставляющими услуги сопровождения инвалидов;
предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования - это условие гарантируется статьей 79 Федерального закона от 29 декабря. 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации".
Кроме того, особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограничен там и возможностями здоровья предусмотрены целым рядом порядков организации и осуществления образовательной, деятельности по образовательным программам разного уровня (подпункт и) пункта 4 приказа N 1309).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "(подпункт и) пункта 4 Порядка к приказу N 1309"
По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг комиссией должен быть оформлен Паспорт доступности, содержащий следующие разделы:
а) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;
б) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов;
в) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов;
г) управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объект и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Для включения в Паспорт доступности разрабатываются (с учетом положений об обеспечении "разумного приспособления" Конвенции о правах инвалидов) предложения по принятию управленческих решений, в том числе:
по созданию (с учетом потребностей инвалидов) условий доступности существующего объекта и предоставляемых услуг в случае невозможности полностью приспособить объект с учетом потребностей инвалидов до его реконструкции или капитального ремонта;
по определению мероприятий, учитываемых в планах различия объекта, в сметах его капитального и текущего ремонта, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования, в целях повышения уровня его доступности и условий для предоставления на нем услуге учетом потребностей инвалидов;
по включению в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию, строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которых предоставляются услуги в сфере образования, условий, обеспечивающих их полное соответствие требованиям доступности объектов для инвалидов с 1 июля 2016 года.
Паспорт доступности организации, разработанный комиссией, утверждается руководителем организации.
- разработать, утвердить план действий организации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг (далее - "дорожную карту") на период до 2030 года.
Приказом N 1309 регламентируется, что должно быть на объекте, чтобы считать его доступным для самостоятельного передвижения инвалида, какие услуги должны быть предоставлены инвалиду организацией, В случае если часть условий отсутствует, то соответствующее мероприятие должно быть включено в "дорожную карту" с указанием срока, когда эти условия будут созданы.
Целью "дорожной карты" является поэтапное повышение уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования с учетом финансовых возможностей. Необходимо обеспечить создание условий из текущего финансирования и запланированных ремонтных работ и реконструкции. Вели по какой-то причине невозможно полностью обеспечить доступность зданий, то нужно организовать предоставление необходимых услуг инвалидам в дистанционном режиме, а когда это возможно - и по месту жительства инвалида.
Все действия организации должны быть включены в "дорожную карту", предусматривающую:
наименования показателя доступности для инвалидов объектов и услуг, в соответствии с требованиями Приказа N 1309;
значения показателей по годам, начиная с 2015 г., но не менее, чем до 2030 г.;
список и контакты ответственных лиц за мониторинг и достижение запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг;
перечень мероприятий, которые необходимо выполнить для обеспечения доступности объектов и услуг.
В пояснительной записке к "дорожной карте" необходимо указать те объекты, которые не нуждаются в создании условий доступности (котельные, электроподстанции и др.).
Исполнение приказа N 1309 учитывается Рособрнадзором при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Директор Департамента в сфере защиты прав детей |
Е.А. Сильянов |
ПРОЕКТ
(форма)
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
_____________________
"__" _______20 ___ г.
ПАСПОРТ
доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере
образования (далее - услуги)
1. Краткая характеристика объекта
Адрес объекта, на котором предоставляется (ются) услуга (услуги):
_________________________________________________________________________
Наименование предоставляемой (мых) услуги (услуг):
_________________________________________________________________________
Сведения об объекте:
- отдельно стоя шее здание ____ этажей. ____ кв. м.
- часть здания ____ этажей (или помещение на ___ этаже). ____ кв. м.
- наличие прилегающего земельного участка (да. нет): ____ кв. м.
Название организации, которая предоставляет услугу населению,
(полное наименование - согласно Уставу, сокращен нос наименование):
_________________________________________________________________________
Адрес места нахождения организации:
_________________________________________________________________________
Основание для пользования объектом (оперативное управление. аренда,
собственность): _________________________________________________________
Форма собственности (государственная, муниципальная, частная) ______
Административно-территориальная подведомственность (федеральная,
региональная, муниципальная): ___________________________________________
Наименование и адрес вышестоящей организации:
_________________________________________________________________________
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
II. Краткая характеристика действующего порядка предоставления на объекте
услуг населению
Сфера деятельности: ________________________________________________
Плановая мощность (посещаемость, количество обслуживаемых в день,
вместимость, пропускная способность): ___________________________________
Форма оказания услуг (на объекте, с длительным пребыванием, в т.ч.
проживанием, обеспечение доступа к месту предоставления услуги, на дому,
дистанционно):
_________________________________________________________________________
Категории обслуживаемого населения по возрасту (дети, взрослые
трудоспособного возраста, пожилые: все возрастные категории): ___________
Категории обслуживаемых инвалидов (инвалиды с нарушениями
опорно-двигательного аппарата: нарушениями зрения, нарушениями слуха):
_________________________________________________________________________
III. Оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условии
доступности для инвалидов объекта
N п/п |
Основные показатели доступности для инвалидов объекта |
Оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для и инвалидов объекта |
1. |
выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов |
|
2. |
сменные кресла-коляски |
|
3. |
адаптированные лифты |
|
4. |
поручни |
|
5. |
пандусы |
|
6. |
подъемные платформы (аппарели) |
|
7. |
раздвижные двери |
|
8. |
доступные входные труппы |
|
9, |
доступные санитарно-гигиенические помещения |
|
10. |
достаточная ширина дверных проемов в степах, лестничных маршей, площадок |
|
11. |
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (.местам предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции трения, слуха и передвижения |
|
12. |
дублирование необходимом для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации - звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации - знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне |
|
13. |
дублирование необходимой для инвалидов но слуху звуковой информации зрительной информацией |
|
14 |
иные |
|
IV. Оценка состоянии и имеющихся недостатков в обеспечении условий
доступности для инвалидов предоставляемых услуг
N п/п |
Основные показатели доступности для инвалидов предоставляемой услуги |
Оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов предоставляемой услуги |
1 |
наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне |
|
2. |
обеспечение инвалидам помощи, необходимой для получения доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий |
|
3. |
проведение инструктирования или обучения сотрудников, предоставляющих услуги населению, для работы с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг |
|
4. |
наличие работников организаций, на которых административно-распорядительным актом возложено оказание инвалидам помощи при предоставлении им услуг |
|
5. |
предоставление услуги с сопровождением инвалида но территории объекта работником организации |
|
6. |
предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика |
|
7. |
соответствие транспортных средств, используемых для предоставления услуг населению, требованиям их доступ мости для инвалидов |
|
8 |
обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации |
|
9 |
наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры |
|
10 |
адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с и а рушением зрения (слабовидящих) |
|
11 |
обеспечение предоставления услуг тьютора |
|
12 |
иные |
V. Предлагаемые управленческие решении по срокам м обкомам работ,
необходимых для приведения объекта и порядка предоставлении на нем
услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской
Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов
N п/п |
Предлагаемые управленческие решения по объемам работ, необходимым для приведения объекта и соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов** |
Сроки |
1. |
|
|
N п/п |
Предлагаемые управленческие решения по объемам работ, необходимым для приведения порядка предоставления услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов** |
Сроки |
1. |
|
|
** С учетом выводов оценки состояния и имеющихся недостатков в
обеспечении условий доступности для инвалидов объекта и порядка
предоставления услуги, приведенных в разделе III и IV паспорта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 17 августа 2016 г. N 02-01-81/7162 "Об обеспечении условий доступности объектов и услуг в сфере образования для обучающихся с ОВЗ"
Текст письма официально опубликован не был