Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы
городского округа
от 15 февраля 2017 года N 512
Обоснование
о частичном удовлетворении протеста Верхнесалдинской городской прокуратуры
Верхнесалдинской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Шаймарданова Р.К., в ходе которой прокуратурой установлено, что положения регламента Думы городского округа, утвержденного решением Думы городского округа от 24 мая 2007 года N 34 (в редакции решения Думы городского округа от 20.04.2016 N 437, далее - регламент Думы городского округа), противоречат действующему законодательству, содержат коррупциогенные факторы.
Доводы прокуратуры заключаются в следующем:
на территории Российской Федерации принят и действует Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Основным принципом данного закона является открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных самим законом.
Частью 1 статьи 33 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.
Статьей 21 регламента Думы городского округа, установлен порядок посещения заседаний лицами, не являющимися депутатами Думы. Согласно указанной норме Думой городского округа посетители поделены на несколько категорий, одни их них присутствуют на заседаниях представительного органа без получения специального разрешения (заместители главы администрации, работники органов прокуратуры, руководители органов местного самоуправления), другие обязаны за три дня до заседания уведомить специалистов аппарата Думы о своем желании посетить указанные мероприятия.
Таким образом, исходя из системного толкования указанной нормы решения Думы городского округа, для возможности посещения заседаний Думы городского округа требуется получение специального разрешения.
Указанное требование статьи 21 регламента Думы городского округа противоречит требованиям статьей 3, 15 Конституции Российской Федерации, положениям Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", а также положениям статьи 33 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку действующим законодательством получение специального разрешения не предусмотрено и по этой причине не может быть закреплено нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" профилактика коррупции осуществляется путем формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" закреплено, что коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 утверждена методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в которой, в том числе указано, что коррупциогенным фактором является заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий, т.е. установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона (пп. "е" п. 3 Методики), а также широта дискреционных полномочий, т.е. отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц) - пп. "а" п. 3 Методики. Кроме того в качестве коррупциогенного фактора установлен случай употребления неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера (пп. "в" п. 4 Методики).
В оспариваемой статье 21 регламента Думы городского округа усматриваются все вышеуказанные коррупциогенные факторы, поскольку, в отсутствии законодательной возможности, орган местного самоуправления установил разрешительный порядок реализации права. Кроме того, действующая редакция названной статьи позволяет правоприменителю толковать двояко свои полномочия и применять их в зависимости от ситуации резко противоположно.
Учитывая сказанное, действующая редакция статьи 21 регламента Думы городского округа, подлежит изменению.
При рассмотрении протеста установлено следующее:
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе, присутствием граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления.
Статьей 15 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлено, что коллегиальные государственные органы и коллегиальные органы местного самоуправления обеспечивают возможность присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на своих заседаниях, а иные государственные органы и органы местного самоуправления на заседаниях своих коллегиальных органов. Присутствие указанных лиц на этих заседаниях осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов или иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления или иными муниципальными правовыми актами.
Руководствуясь действующим законодательством, Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в целях обеспечения возможности присутствия граждан на заседаниях коллегиального органа, соблюдения распорядка заседания коллегиального органа статьей 21 регламента Думы городского округа, определен порядок посещения заседаний лицами, не являющимися депутатами Думы.
Учитывая изложенное, протест прокуратуры удовлетворить частично.
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы Верхнесалдинского городского округа Свердловской области от 15 февраля 2017 г. N 512 "О рассмотрении Протеста... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.