Доклад Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области от 21 марта 2017 г.
Смысл всей нашей политики - это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры.
Президент РФ |
В.В. Путин |
Введение
Настоящий ежегодный доклад подготовлен в соответствии со статьёй 14 Закона Свердловской области от 5 июля 2010 г. N 57-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребёнка в Свердловской области" и содержит факты, оценки, выводы и предложения, основанные на анализе состояния обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних детей в Свердловской области, с указанием органов государственной власти Свердловской области, иных государственных органов Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, их должностных лиц, допустивших нарушения прав и законных интересов ребёнка и уклоняющихся от принятия мер по их восстановлению и защите.
На момент завершения подготовки настоящего доклада отдельные статистические показатели по Свердловской области за 2016 год ещё не были предоставлены ответственными государственными органами региональному Уполномоченному по правам ребёнка, но уже полученные сведения дают основания полагать, что прошедший год в плане обеспечения основных гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей можно считать положительно стабильным. По основным демографическим показателям Свердловская область занимает ведущие позиции среди субъектов Российской Федерации, но в отчётном году появилось несколько тревожных сигналов.
Рис. 1. Число родившихся детей и доля несовершеннолетних в общей численности населения Свердловской области за период 2008 - 2015 гг
Приведённая выше гистограмма (рис. 1) демонстрирует увеличение доли детского населения в Свердловской области, превысившей 20%, а также неприятный факт - снижение рождаемости в 2016 году. Общие показатели детской смертности, в т.ч. младенческой, которые снижались три года, в отчётном году вновь показали рост (рис. 2).
Рис. 2. Основные показатели детской смертности в период 2011 - 2016 гг. по Свердловской области
Положительным фактом является процесс увеличения в Свердловской области численного состава семьи за счёт рождения 2-го и последующих детей (рис. 3).
Рис. 3. Динамика изменения структуры рождаемости 1-го и последующего детей в Свердловской области, в % от общего количества рождённых детей (данных за 2016 год пока нет)
Достигнуты очевидные успехи в решении проблемы обеспечения региона необходимым количеством мест в детских садах (рис. 4).
Рис. 4. Динамика роста обеспеченности детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в ДОУ (2016 г. - 8 месяцев)
Стабильно уменьшается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащихся в государственных стационарных учреждениях: по состоянию на 31 декабря 2016 года численность детей этой категории составила - 2 362 чел. При этом всё большее количество детей-сирот переводится на семейные формы воспитания (рис. 5).
Рис. 5. Основные показатели семейного устройства и проживания детей в Свердловской области
Показатели профилактической работы с семьями, признанными находящимися в социально опасном положении, свидетельствуют о стабилизации тенденции к снижению численности родителей, лишенных родительских прав. Постепенно меняется и соотношение количества родителей, лишенных родительских прав и ограниченных в родительских правах, в пользу второй группы. Снижается и численность семей и детей, стоящих на профилактическом учёте в территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних (рис. 6).
Рис. 6. Динамика изменения количества семей и детей, состоявших на учёте в территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Свердловской области в 2011 - 2016 гг
Рассматривая наиболее актуальные направления деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области, на которых в 2016 году было акцентировано его внимание и которые позволили повысить эффективность обеспечения государственных гарантий защиты прав и законных интересов детей, можно отметить основные из них.
Продолжалась работа успешно зарекомендовавших себя в предыдущие годы межведомственных рабочих групп при Уполномоченном по правам ребёнка, в составе которых участвовали представители уполномоченных в сфере обеспечения прав детей государственных органов, ведомств, учреждений и организаций, а также общественности. Направления деятельности этих групп охватывали наиболее актуальные вопросы в различных сферах: общем и дошкольном образовании, профилактике гибели и травмирования детей, преступности в отношении несовершеннолетних, защиты детей от негативной информации. Результатами работы этих межведомственных групп являлась выработка совместных рекомендаций с последующим их трансформированием в конкретные управленческие решения, нормативные правовые акты.
Использовались такие эффективные механизмы реагирования на нарушения прав и законных интересов детей, как специальные доклады и заключения Уполномоченного: всего с 2011 года было подготовлено 12 специальных докладов (из них 2 в 2016 году) и 110 заключений (в 2016 году - 9 заключений). Все доклады в соответствии с Областным законом об Уполномоченном направлялись в адрес Губернатора Свердловской области, Правительства Свердловской области, Законодательного Собрания Свердловской области и Уставного суда
Свердловской области, а заключения для устранения фактов нарушений - в адрес исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также в правоохранительные органы.
По результатам рассмотрения заключений принимались управленческие решения, в том числе по привлечению к ответственности должностных лиц и граждан, чьи действия или бездействие привели к нарушению прав и законных интересов детей. С момента начала работы Уполномоченного по правам ребёнка к различным видам ответственности было привлечено более 300 должностных лиц. В отношении 7 фигурантов были возбуждены уголовные дела, которые завершились в суде обвинительными приговорами.
В целях усиления координирующей и организующей роли территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, повышения эффективности и оперативности совместных действий органов системы профилактики, в 2016 году Уполномоченный по правам ребёнка и специалисты его Аппарата продолжили последовательную работу по содействию в устранении имеющихся в деятельности комиссий проблем системного характера. Также ими осуществлялось оперативное реагирование на действия исполнительных государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, приведшие к грубым нарушениям прав и законных интересов детей.
Особое внимание Уполномоченным по правам ребёнка в 2016 году было уделено формированию действенных механизмов учёта мнения несовершеннолетних в системе принятия управленческих решений органами государственной власти по вопросам обеспечения наилучших интересов детей, в том числе путём подготовки альтернативных "детских" ежегодных докладов о состоянии охраны прав ребёнка.
Важным направлением работы Уполномоченного по правам ребёнка стало формирование системы мониторинга и статистического учёта широкого ряда показателей для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства. Основой его стал единый мониторинг состояния по вопросам охраны прав детей в Свердловской области, который нормативно закреплён распоряжением Губернатора Свердловской области от 04.12.2014 г. N 305-РГ "О представлении информации по вопросам охраны прав детей в Свердловской области". В 2016 году Уполномоченным был подготовлен анализ результатов представленных исполнительными органами и организациями данных и направлен Губернатору Свердловской области и в Законодательное Собрание Свердловской области.
Отдельное место в деятельности Уполномоченного в отчётном году занимала общественно-просветительская работа. В её рамках расширялись связи с общественными организациями региона, осуществляющими свою деятельность в сфере детства. Во взаимодействии с руководителями органов местного самоуправления, образования и образовательных учреждений проводились мероприятия по правовому просвещению в школах. Всё активнее использовались возможности сайта Уполномоченного, на страницах которого велось консультирование и правовое просвещение жителей Свердловской области, осуществлялось информирование общественности о состоянии вопросов соблюдения прав детей и о работе самого Уполномоченного, а также давались советы родителям по вопросам воспитания детей и самим детям - по проблемам в их взаимоотношениях со сверстниками.
Как и в предыдущие годы, Уполномоченный по правам ребёнка вёл активную общественно-просветительскую работу по укреплению традиционных для народов России духовно-нравственных и семейных ценностей, воспитания патриотизма и гражданственности в молодежной среде, которая приняла формы литературных и музыкальных конкурсов; "открытых уроков" для детей; межрегиональных и выездных межведомственных конференций; совещаний и круглых столов для специалистов, работающих с детьми.
Касаясь вопросов текущей оперативной деятельности Уполномоченного в 2016 году, нужно отметить несколько знаковых тенденций и закономерностей:
1) в 2016 году Уполномоченный по правам ребёнка и специалисты Аппарата совершили на 30% больше выездных проверочных мероприятий, чем в 2015 году, посетив 42 муниципальных образования Свердловской области (некоторые из них не по одному разу), что позволяло на месте разбираться в вопросах и проблемах соблюдения прав и законных интересов детей в Свердловской области, обеспечения гарантий их государственной защиты;
2) сохранилась тенденция на рост общего количества обращений и жалоб граждан на нарушения прав и законных интересов детей, достигнув в отчетном периоде рекордного количества за все 6 лет деятельности института Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области - более 4,6 тысяч;
3) в 1,7 раза выросло количество правовых консультаций граждан посредством коммуникации - телефону и сети интернет, что свидетельствует об устойчивом росте авторитета института Уполномоченного в Свердловской области;
4) неизменным является активность Уполномоченного и сотрудников Аппарата при организации публичных мероприятий, направленных на содействие всестороннему развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, правовое просвещение, участие в региональном и международном сотрудничестве. В 2016 году количество указанных мероприятий в 1,6 раза превысило показатели 2015 года.
Продолжалось расширение информационных возможностей официального сайта Уполномоченного по правам ребёнка, на страницах которого осуществлялось консультирование и правовое просвещение жителей Свердловской области, информирование общественности о состоянии вопросов соблюдения прав детей и о работе самого Уполномоченного и его Аппарата.
В результате деятельность Уполномоченного по правам ребёнка в 2016 году способствовала укреплению координации деятельности широкого ряда государственных и муниципальных структур и, в целом, обеспечению комплексного решения проблемных вопросов обеспечения прав и наилучших интересов детей в Свердловской области.
Заключение
Подводя итоги своей деятельности в 2016 году, Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области ещё раз акцентирует внимание органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления на тех проблемах, которые были актуальны в течение отчётного периода и решение которых требует принятия в 2017 году дополнительных мер.
Так, анализ статистической информации, получаемой Уполномоченным по правам ребёнка от исполнительных органов в рамках исполнения распоряжения Губернатора Свердловской области N 305-РГ от 04.12.2014 г., показывает, что по ряду отдельных позиций обеспечения государственных гарантий прав и законных интересов детей в Свердловской области возросли риски развития ситуации в негативном ключе.
Ухудшение статистических показателей отмечено по следующим направлениям:
1) гибели и травмирования детей в чрезвычайных ситуациях, а также массовой заболеваемости инфекционного характера;
2) сокращения младенческой и перинатальной смертности;
3) обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, в связи с угрозами совершения преступлений взрослыми, в т.ч. совершаемых в семье - родственниками или близкими, поддерживающими отношения с семьей и подпадающими в круг "доверенных лиц" ребёнка;
4) восстановления в родительских правах, граждан их лишенных, а также отмены ограничения в родительских правах;
5) предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
Отсутствие положительных результатов или стагнация ситуации по обеспечению прав и законных интересов детей наблюдается в вопросах:
- восстановления прав потерпевших несовершеннолетних в результате преступлений, обеспечения должной психологической помощи детям по делам, связанным с преступлениями сексуального характера, а также по другим категориям преступлений;
- профилактики семейного неблагополучия;
- формирования системы духовно-нравственного воспитания и комфортной психологической обстановки в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях, которая сегодня осложняется периодическими конфликтами между учениками, а также между учащимися и педагогами, родителями и администрациями образовательных организаций;
- нейтрализации комплекса угроз, связанных с возникновением в подростковой среде нового явления - "цифровой масскультуры", основой которой стали социальные сети в Интернете;
- организации досуговой и социально-воспитательной работы с несовершеннолетними по месту жительства.
Кроме того, следует выделить ряд системных проблем в обеспечении прав и наилучших интересов детей, на которые Уполномоченный по правам ребёнка рекомендует обратить особое внимание.
В настоящее время существует множество совещательных органов, которые вырабатывают большое количество предложений и рекомендаций по улучшению ситуации с обеспечением прав и законных интересов несовершеннолетних. Однако реалии показывают, что по основным направлениям охраны прав детей - на жизнь и здоровье - проблемы решаются не достаточно эффективно. Кроме того, ни одним совещательным органом не проанализированы существующие сегодня риски по направлениям защиты прав ребёнка, не оценена степень их регулируемости.
Также, нет чёткого понимания - насколько эффективно межведомственное взаимодействие в органах государственной власти и местного самоуправления, его потенциал, степень реализации. Много детских проблем находятся на пересечении компетенций разных ведомств, поэтому очень важно выстроить систему межведомственного взаимодействия, которая должна иметь каналы "обратной связи", особенно с самими детьми, чтобы слышать разные точки зрения и искать наиболее эффективные, но не оторванные от жизни механизмы решения проблем. Важно добиться такого взаимодействия не только между министерствами, но и между властью и гражданским обществом, в том числе и с детьми.
Одной из проблем в реализации задач Уполномоченного в обеспечении государственных гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних является отсутствие нормативно-закреплённого порядка дачи заключений на проекты нормативных правовых актов, направленных на изменение существующих механизмов обеспечения прав и законных (наилучших) интересов детей и семей с детьми. И это несмотря на то, что именно Уполномоченный по правам ребёнка чаще всего сталкивается с проблемами детства в их комплексном виде, а не ведомственном, занимая при этом уникальную позицию во взаимоотношениях общества и государства, позволяющую отстаивать наилучшие интересы детей в рамках, порою, несовершенного законодательства.
В завершение нужно отметить, что за каждым отдельным случаем, чрезвычайным происшествием, личной или семейной трагедией стоит комплексная проблема, сбой в работе системы профилактики, отсутствие должного взаимодействия и прогнозной работы по существующим рискам. Увидеть и решить эту проблему, устранить причины, в том числе путем совершенствования системных мер и взаимодействия различных ведомств - вот наша задача.
Кроме того, Уполномоченный призывает всех руководителей ведомств, организаций и учреждений, обозначенных в настоящем Докладе, тщательно проанализировать изложенные в нём проблемные вопросы и принять адекватные складывающейся ситуации организационные и управленческие решения.
*(1) Здесь и далее - АППГ - аналогичный период прошлого года.
*(2) По данным Управления ЗАГС и Облстата.
*(3) По данным Центра СПИД всего в Свердловской области с конца 90-х годов страшный диагноз был поставлен тысяче с лишним детей. Умерли 34 ВИЧ-инфицированных ребёнка, из них 23 - именно от СПИДа. Из этих 23 большая часть - дети ВИЧ-диссидентов. Все остальные дети, получая терапию, продолжают жить.
*(4) По данным Министерства здравоохранения Свердловской области, ГУ МВД России по Свердловской обл.
*(5) По результатам мониторинга Аппарата Уполномоченного (включая детей - жителей Свердловской области, погибших на дорогах смежных регионов).
*(6) Адаптер - это треугольная накладка на ремень безопасности, уводящая диагональную лямку от шеи ребёнка, но это устройство не спасет ребёнка в серьезных ДТП. при ДТП вся сила удара приходится как раз на место, где находится адаптер, и повреждаются органы в брюшной полости, голова ребёнка ударяется о жесткие конструкции автомобиля. Тем более, что на некоторые адаптеры нет обязательной сертификации, и за их качество никто не отвечает.
*(7) Детские удерживающие устройства - автокресла согласно Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) являются "компонентами транспортных средств" и подлежат обязательной сертификации. На сертифицированном автокресле обязательно должна быть табличка, доступная для обозрения без вскрытия упаковки. Автокресло сконструировано таким образом, что в случае столкновения или резкого торможения уменьшается опасность ранения ребёнка, находящегося в нем, путем ограничения подвижности его тела.
*(8) Утверждён и введён в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июня 2015 г. N 658-ст.
*(9) Информация за год представляется только в конце февраля следующего года.
*(10) Информация по онкозаболеваниям за прошедший год представляется в марте
*(11) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. N 45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08".
*(12) Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей".
*(13) С учётом преступлений по ст. 157 УК РФ (алименты).
*(14) В 2016 году без учета преступлений по ст. 157 УК РФ и декриминализации ст. 116 УК РФ (побои).
*(15) http://www.svdeti.rsvdeti.ruu/index.php?option=com_k2&view=itemlist&layou t=category&task=category&id=9&Itemid=6.
*(16) Есть прекрасное изречение: "История - география в пространстве, география - история во времени. Оно может стать основой для нового подхода к предмету".
*(17) С 1 февраля 2014 года из Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", понятие "гимназия" и "лицей" исключено. Каких-либо официальных документов, регламентирующих статусы гимназий и лицеев нет.
*(18) Согласно ст. 4 Федерального закона N 2124-I "О средствах массовой информации" запрещается распространение в СМИ информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий, включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей и т.д.
*(19) Индекс соответствия - отношение доли демографической группы в месячной аудитории сайта к доле этой же демографической группы в населении России
Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области |
И.Р. Мороков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области от 21 марта 2017 г.
Текст доклада опубликован в "Областной газете" от 28 марта 2017 г. N 52 (8107); на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 28 марта 2017 г.