Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6. О некоторых вопросах реализации Региональной стратегии действий в интересах детей
6.1. О праве несовершеннолетних на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы
Право ребёнка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в основополагающих правовых документах (актах) международного уровня и Российской Федерации. В частности, этот процесс регламентирован разделом VII Национальной стратегии действий в интересах детей, утвержденной Указом Президента РФ N 761. Раздел называется - "Дети - участники реализации Стратегии действий в интересах детей". В нём заложен глубокий смысл, отражающий понимание необходимости включения детей в процессы созидания, развития общества и государства. Здесь зафиксировано одно из ключевых прав ребёнка, право "Быть услышанным".
Дети наиболее остро чувствуют несправедливость, на каком-то своем уровне отделяют правду от неправды. Уполномоченный по правам ребёнка в этой связи неоднократно заявлял: "Важно понимать, что думают сами дети о нашей работе, о проводимой государством политике в области прав ребёнка, воспитания детей, как они проявляют свою человеческую позицию, гражданскую активность и реализуют свое право на участие в общественной жизни страны, Важно прислушаться к ним, понять их и учесть их мнение при принятии наших взрослых решений".
|
"Государства - участники обеспечивают ребёнку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребёнка, причем взглядам ребёнка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребёнка". Ст. 12 Конвенции о правах ребёнка |
В Свердловской области созданы правовые основы для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. В ряде муниципалитетов сформированы детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты, иные молодежные организации самоуправления различных форм. Действуют Молодёжное Правительство и Молодёжный Парламент Свердловской области. Во всех муниципалитетах приняты программы по реализации Стратегии действий в интересах детей и в частности предусмотрены мероприятия по участию детей в системе управления органов местного самоуправления (см. приложение N 4). Правда они большей частью носят формальный характер и мало кто из учащихся школ, и порою самих преподавателей знает, что есть такая Стратегия и в ней есть пункт об участии детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Поэтому особое место в этой связи занимает детский форум "Будущее строим вместе", который проходит под эгидой Уполномоченного по правам ребёнка, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский Детский Фонд", а также при участии Администрации города Екатеринбурга. Основная задача Форума - привлечение детей к участию в общественной жизни, к решению вопросов и проблем социального характера. По результатам работы Форума составляется Меморандум, который передаётся руководству области.
Следует отметить, что предложения участников Форума в обязательном порядке включаются в Ежегодный доклад Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области, который представляется для рассмотрения Законодательному Собранию Свердловской области, Губернатору Свердловской области и в Правительство Свердловской области.
Среди первоочередных мер по реализации обозначенных положений Национальной стратегии, которые пока слабо выражены в Свердловской области, следует отметить создание системы постоянного мониторинга участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. При этом важную роль в системе такого мониторинга призвано играть анкетирование несовершеннолетних. Оно позволяет представить более объективную картину в сфере реализации права детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и имеет в качестве конечной цели разработку рекомендаций для органов власти. Так, результаты анкетирования можно использовать в оптимизации управления образовательной организации, а также получить и образовательный эффект, развивая у обучающихся чувство ответственности и обучая их принятию решений.
В 2016 году по предложению Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области специалистами-психологами Уральского педагогического университета, разработана анкета "Учет мнения обучающихся в образовательном учреждении". Для каждой возрастной группы - учащихся начальных классов, среднего звена и старшеклассников, представлен свой вариант анкеты.
Принимая во внимание важность проблематики, Аппаратом Уполномоченного было организовано взаимодействие с Управлением образования Екатеринбурга, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и кафедрой психологии Института психологии Уральского государственного педагогического университета по вопросу организации анкетирования в общеобразовательных учреждениях города.
В октябре 2016 года анкетирование было проведено в МАОУ СОШ N 138 МАОУ СОШ N 117 и ГКОУ СО "Екатеринбургская школа-интернат N 13. Анкета "Учет мнения обучающихся в образовательном учреждении" была составлена для основных возрастных групп, что позволило учесть возрастные особенности школьников.
Анализ ответов на отдельные вопросы анкеты, позволил выявить сферы, в которых мнение обучающихся практически не учитывается. Так, учащиеся начальных классов отмечали, что их мнение не учитывается при составлении меню в столовой, выборе игр на уроках физкультуры, а так же при выборе школьной формы. Ученики среднего звена указывали на отсутствие возможности вносить предложения по улучшению обстановки в школе, а так же низкий уровень информированности о внутришкольных делах. Старшеклассники подчеркивали низкий уровень заинтересованности администрации в удовлетворенности учащихся расписанием учебных занятий (загруженностью дня).
Напротив, мнение обучающихся учитывается в вопросах выбора музеев и выставок, кружков в начальных классах. В среднем звене школьники имеют возможность принимать активное участие в организации и проведении общешкольных мероприятий и в выездных мероприятиях класса, а так же отмечают, что учителя и завучи прислушиваются к мнению учеников.
Наибольший уровень удовлетворенности отмечается у старшеклассников. Учащиеся указывают, что: могут обратиться за помощью к педагогам, а педагог, если требуется, - к администрации. Учителя проводят опросы, анкетирование, интересуются мнением. Существует совет обучающихся, в котором каждый может проявить себя. Спецкурсы и факультативы отражают профиль обучения. Есть возможность выбирать дополнительные занятия для подготовки к поступлению в ВУЗ.
В целом по результатам анкетирования можно отметить следующие тенденции:
1. Удовлетворенность ученическим самоуправлением зависит от активности самого ученика. Те обучающиеся, кто активно взаимодействует с одноклассниками, педагогами и администрацией по вопросам успеваемости, организации общешкольных и классных мероприятий, оценивают систему "учета мнения обучающихся" намного выше тех, кто проявляет низкую социальную активность.
2. Девочки более социально активны, чем мальчики, в связи с чем удовлетворенность девочек взаимодействием с другими участниками образовательного процесса выше.
3. Учащиеся в процессе анкетирования требуют наблюдения и расширения инструкции. Детям в целом свойственна необдуманная категоричность, которая проявляется в следующем: "Если я в этом не участвую, то этого нет" (Например: "В школе нет кружков, потому что я на них не хожу", "Учителя ко мне не прислушиваются, но я никогда не обращался к ним за помощью").
4. По результатам анкетирования в начальном звене прослеживается более сильная эмоциональная связь обучающихся с педагогом. Во многих вопросах самоуправления инициатива исходит именно от классного руководителя, который является связующим звеном между учащимися и администрацией образовательного учреждения.
5. Школьники старшего звена дают положительную оценку Совету обучающихся, так как все ребята сами активно участвуют в общественной жизни класса и школы. Многие из них являются кураторами внутришкольных проектов (концерты, акции, конкурсы и т.д.). Они воспринимают Совет, не только как место, где рассматриваются их идеи, но и реализуются эти идеи.
6. Обучающиеся среднего звена в целом, на уровне класса проявляют социальную активность, находятся во взаимодействии с педагогами, сверстниками и старшеклассниками у которых проходят социальную школу эффективного взаимодействия. В классном коллективе ученическое самоуправление востребовано и развито. В мероприятиях общешкольного уровня учащиеся среднего звена проявляют меньше активности. Дети стремятся в Совет обучающихся, но со временем сталкиваются с ответственностью, которую, в силу возраста, еще не в состоянии принять. Таким образом, удовлетворенность среднего звена несколько ниже, чем в старшем и в младшем.
Предложения Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области: |
Правительству Свердловской области рассмотреть возможность внесения изменений в закон об образовании с целью организации учета мнения учащихся общеобразовательных организаций посредством проведения анкетирования. |
6.2. О реализации мероприятий программы "Уральская инженерная школа"
Не секрет, что предпочтения и настроения общества формируются за счёт массовой культуры и средств массовой информации. При этом, за последние 25 лет в России поют с эстрады, пишут книги, снимают фильмы и сериалы о ком угодно, только не о рабочих людях, не о созидателях реальных ценностей. В современной российской массовой культуре чело-век в спецовке - это человек эпизода. А кому захочется выбирать профессию (или желать её своим детям) "короткого эпизода"?
Так, согласно проведённому Высшей экономической школой опросу родителей, предполагая карьеру своих детей, 24% опрошенных считают, что их ребёнок должен учиться на адвоката, 21% - на врача, а 19% - на экономиста. И только 6% ответили, что ребёнок должен стать квалифицированным рабочим. При этом, только по официальным данным Департамента труда и занятости Свердловской области, доля вакансий, представленных работодателями по рабочим профессиям, составила на сентябрь текущего года 53,6% от всех вакансий. То есть рабочие руки и нужны, и востребованы.
|
"Важно воспитывать культуру исследовательской, инженерной работы. За ближайшие два года число современных детских технопарков в России возрастёт до 40, они послужат опорой для развития сети кружков технической направленности по всей стране. К этой работе должны подключиться и бизнес, и университеты, исследовательские институты, чтобы у ребят было ясное понимание: все они имеют равные возможности для жизненного старта, что их идеи, знания востребованы в России, и они смогут проявить себя в отечественных компаниях и лабораториях". Президент РФ В.В. Путин |
Однако, современный рабочий - это уже не человек с кувалдой в промасленном костюме. Это высокообразованный человек, который работает в связке с программным управлением, с компьютерной системой, и руководитель должен говорить с ним на одном и том же языке. Он должен обладать, как хорошо проработанными инженерными квалификациями, так и навыками организатора, управленца и лидера.
Поэтому главная проблема, которая сейчас встала, заключается в качестве профессионального образования. Мало того, что оборудование для обучения устаревшее и преподавательский состав немолодой, так еще сами образовательные программы оторваны от реальных потребностей экономики. В США, Канаде, Великобритании и Китае, например, давно используется выражение "производственный инженер". Речь идет об организации производства, управлении, но с точки зрения технического специалиста. Однако вузы не предлагают образование по таким специальностям. Подготовка же такого специалиста требует системного подхода, в том числе формирования его мировоззрения со школьного возраста.
Данному условию соответствует комплексная программа "Уральская инженерная школа", предусматривающая развитие системы дополнительного образования школьников по техническому направлению, подготовку специалистов в системе среднего профессионального и высшего образования, послевузовское сопровождение кадров, формирование экономических и нематериальных стимулов для поступления выпускников на работу по рабочим профессиям технического профиля и инженерным специальностям на предприятия Свердловской области.
Уполномоченный по правам ребёнка также уделяет вопросу получения школьниками профессиональных компетенций большое внимание. Так, с целью содействия проекту "Уральская инженерная школа" ежегодно проводимый детский Форум "Будущее строим вместе" в 2016 году был посвящен данной программе. По результатам Форума детьми был подготовлен Меморандум, в котором они выразили своё видение ситуации. Документ был передан руководству области. Среди предложений подростков были следующие:
- принять меры по расширению возможностей изучения прикладных наук в школе путём создания "технических классов" и обеспечения их специализированным оборудованием;
- создать на базе учреждений дополнительного образования в каждом муниципалитете станции юных техников;
- ввести с 9 класса производственную практику на предприятиях региона;
- создать службу по выявлению технически-одарённых детей с механизмом реализации их творческих способностей. Специалисты сами должны идти в школы и на месте искать эти таланты.
Данные пожелания были услышаны, и уже в 2016 году в области было организовано несколько "технических" классов. Например, в Верхней Пышме - в местной школе открыли такой класс для будущих сотрудников высокотехнологичных производств. Желающих учиться в нём было в два раза больше, но попали сюда только те, кто успешно прошел конкурсный отбор по математике и физике. Инициатор проекта - Уральская горно-металлургическая компания. Открылся класс профессиональной ориентации и для учеников екатеринбургской школы N 53. Ученики будут постигать профессии, связанные с нефте- и газодобычей, а партнером класса выступил уральский филиал крупнейшей российской компании в этой отрасли.
Всего, общая численность обучающихся 10 - 11-х классов общеобразовательных организаций Свердловской области, проходящих допрофессиональную и профессиональную подготовку, по состоянию на лето 2016 года составляло 1303 человека, или 3,94% от общего количества обучающихся 10 - 11-х классов. Доля детей и подростков, охваченных дополнительным образованием технического творчества, составляет 8,75%. То есть, работы в этом направлении ещё много.
А государственная политика по этому направлению ясно выражена Президентом в послании Федеральному Собранию: "Нам потребуются квалифицированные кадры, инженеры, рабочие, готовые выполнять задачи нового уровня. Поэтому совместно с бизнесом выстраиваем современную систему среднего профессионального образования. Будем увеличивать число бюджетных мест по инженерным дисциплинам, по ИТ-специальностям, другим ключевым направлениям, которые определяют развитие экономики".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.