Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Об обращениях граждан и организаций по вопросам нарушений прав и законных интересов детей в Свердловской области в 2015 году
1.1. Об общих тенденциях и количестве обращений граждан и организаций в адрес Уполномоченного по правам ребёнка
В 2016 году в адрес Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области всего поступило 4641 обращение (АППГ *(1) - 3769, ^23%), из них - 3778 от граждан (АППГ - 3303, ^14,4%). Анализ количества и содержания обращений граждан показал, что наиболее существенный рост произошёл по двум тематическим блокам - социальному и образовательному. В частности, в 2016 году значительно возросло количество жалоб на задержки в получении социальной помощи и отсутствие поддержки семей, имеющих статус малообеспеченных, а также на конфликты в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
На основании полученных жалоб и заявлений граждан и обращений сотрудников и руководителей организаций и учреждений было заведено и рассмотрено 1854 персональных дел (АППГ - 1676, 10,6%), каждое из которых рассматривалось в индивидуальном порядке на предмет выявления нарушений прав и законных интересов детей и выработки решений или предложений по их устранению. Ежемесячная динамика поступления обращений, формирования и регистрации персональных дел отражена ниже (рис. 7).
Рис. 7. Общая динамика поступления обращений граждан и заведения дел в 2016 году
Рис. 8. Количество обращений граждан и результаты их рассмотрений в 2012 - 2016 гг
После первого "всплеска" количества обращений и жалоб граждан, который произошел в 2012 году, в последующие два года наблюдалось их снижение, но с 2015 года вновь проявилась тенденция к росту.
По своей форме обращения в адрес Уполномоченного по правам ребёнка осуществлялись: письменно - в виде жалоб, заявлений и вопросов; устно - вопросов во время текущих и выездных приёмов или консультирования по телефону; посредством сети Интернет - вопросами и комментариями к статьям, размещённым на сайте Уполномоченного.
Всего за 2016 год поступило 2300 письменных обращения (50% от общего числа обращений, АППГ - 2042, 12,6%). Написали на сайт Уполномоченного 438 человек или 9,4% от всех обращений (АППГ - 391, 12,6%). Для рассмотрения по существу поступило 452 переадресованных обращения, направленных гражданами в адреса высших должностных лиц Российской Федерации и Свердловской области, в т.ч. числе в адрес Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка, - это составило 9,7% от всех обращений (АППГ - 582, 22,3%). Во время текущих и выездных приёмов Уполномоченным и сотрудниками Аппарата
Уполномоченного было принято 382 посетителя, от которых приняты заявления, что составило 8,2% от общего числа обращений (АППГ - 234, 63,3,%). Профессиональную квалифицированную помощь по телефону получили 1069 жителей Свердловской области, это 23% от всех обратившихся (АППГ - 526, 103%), (рис. 9).
Рис. 9. Структура форм обращений граждан в адрес Уполномоченного в 2016 году
Общая картина того, насколько были обоснованы доводы в заявлениях и в жалобах граждан на нарушения прав, поступивших в адрес Уполномоченного, и насколько соблюдались основные гарантии государственной защиты прав и законных интересов ребёнка в Свердловской области представлена ниже на графике (рис. 10).
Рис. 10. Количество рассмотренных дел и дел с выявленными нарушениями прав детей в 2016 году
При ежемесячном заведении в 2016 году по обращениям граждан от одной до двух сотен персональных дел, количество дел с выявленными нарушениями прав детей колебалось ежемесячно в интервале от 35 до 60%.
Более наглядно динамику изменения соотношения количества дел с выявленными нарушениями к общему количеству рассматриваемых дел демонстрирует гистограмма, приведенная ранее (рис. 8), при рассмотрении которой видно, что в 2012 - 2013 годах нарушения выявлялись примерно в каждом третьем деле, то с 2014 года - в минимум в 2-х из 5 рассмотренных дел.
Всего в 2016 году, по результатам рассмотрения персональных дел нарушения прав детей были выявлены в 802 случаях (АППГ - 825, 2,8%), а по материалам 9-ти дел подготовлены официальные заключения Уполномоченного по правам ребёнка.
Объяснить сложившиеся в 2016 году статистические показатели и тенденции можно следующими причинами.
Во-первых, - в 2016 году в стране сложилась непростая социально-экономическая обстановка, которая реально отразилась в росте цен и снижении доходов населения, в такие периоды, как правило, в обществе растёт социальная напряженность, конфликтность, а поэтому граждане начинают более активно реагировать на любую несправедливость, даже кажущуюся, как следствие - чаще обращаются в различные государственные надзорные органы.
Во-вторых, - обращает на себя внимание изменение соотношения количества обращений к высшим должностным лицам страны, региона (22,3%) и к Уполномоченному по правам ребёнка в Свердловской области И.Р. Морокову (12,6%) в сторону увеличения в адрес последнего, что можно объяснить только ростом его личного авторитета в вопросах разрешения проблемных и конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями прав и законных интересов детей.
В-третьих, - на прирост количества выявленных нарушений прав и законных интересов ребёнка, прослеживаемый за последние 2 года, явно повлияла возросшая за последние годы эффективность работы Аппарата Уполномоченного, специалисты которого постоянно повышают свою квалификацию и уже разбираются в самых сложных с правовой позиции делах.
В ходе рассмотрения персональных дел, заведённых на основании заявлений и жалоб граждан, специалистами Аппарата Уполномоченного не только рассматривались представленные заявителем копии документов, но и запрашивалась в органах государственной власти и органах местного самоуправления Свердловской области дополнительная уточняющая или разъясняющая информация, необходимая для принятия объективного решения по существу поднятых гражданами проблем. Всего в 2016 году было направлено 1321 информационных запросов (АППГ - 1275, 3,6%). По наиболее сложным делам приходилось направлять по несколько запросов в организации различной ведомственной принадлежности, либо проводить собственные проверки и расследования.
1.2. Структура и анализ тем обращений и жалоб по вопросам нарушений прав и законных интересов ребёнка
Тематика обращений жителей Свердловской области в адрес Уполномоченного по правам ребёнка весьма разнообразна, а поэтому с целью её систематизации и анализа всех проблем, поднятых в заявлениях и жалобах граждан, обращения сгруппированы по следующим шести основным направлениям:
- вопросы с получением дошкольного и общего образования;
- вопросы с получением социальной поддержки;
- вопросы здравоохранения;
- жилищные и имущественные вопросы;
- вопросы семейных отношений;
- вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
В группу проблем в сфере образования включены следующие вопросы: социальная сегрегация; денежные поборы; конфликты в образовательных учреждениях между учениками, педагогами и родителями; проблемы в организации образовательного процесса; запись ребёнка в первый класс общеобразовательного учреждения; замена детского сада на другой, более близкий к месту проживания; приобретение путёвок в детские загородные оздорови-тельные лагеря и условия пребывания в них детей и пр.
В группу с проблемами в получении от государства социальной поддержки входят: предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выпустившихся из интернатных учреждений; получение детьми государственных пенсий, социальных пособий; получение малоимущими семьями с детьми различных форм социальной поддержки и материальной помощи и пр.
В группу с проблемами в сфере здравоохранения входят: вопросы по детям с ограниченными возможностями здоровья; оперативность, своевременность и качество получения детьми медицинских услуг.
Вопросы жилищного и имущественного характера объединяют в себя следующие проблемы граждан: принудительное выселение из жилья семей с несовершеннолетними детьми; имущественные обязательства родителей и родственников; сохранность жилья, находящегося в собственности несовершеннолетних; порядок использования и получения материнского капитала и пр.
Рис. 11. Структура тематики обращений граждан в адрес Уполномоченного по правам ребёнка
К проблемам в семейных отношениях отнесены: внутрисемейные конфликты между родителями, детьми и близкими родственниками; вопросы установления места жительства ребёнка и условий его встреч и общения с родственниками; алиментные обязательства родителей и др.
Группа проблем по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей включает в себя: факты физического или сексуального насилия над детьми; нахождение ребёнка в социально опасном положении; опасность окружающей среды для жизни и здоровья ребёнка; организация безопасного и здорового питания детей в учреждениях; безопасность информационной среды и пр.
Структура тем обращений граждан и организаций в отчетном году отражена в приведенной рядом диаграмме (рис. 11).
Анализируя представленную на диаграмме структуру можно отметить, что в 2016 году на первом месте оказались вопросы получения социальной поддержки - 29% (АППГ - 27%). Далее по убывающей следуют: проблемы в сфере образования - 21% (АППГ - 24%); жилищные и имущественные вопросы - 17% (АППГ - 19%); семейные отношения - 12% (АППГ - 13%); безопасность жизнедеятельности - 13% (АППГ - 11%), здравоохранение - 8% (АППГ - 6%).
1.3. О мерах, принимаемых для восстановления прав и законных интересов ребёнка
По результатам рассмотрения обращений граждан и организаций Уполномоченным по правам ребёнка в течение 2016 года предпринимались следующие меры:
- организация выездных оперативных проверок деятельности учреждений и организаций, а также проверок жилищно-бытовых условий проживания семей с детьми;
- подготовка заключений Уполномоченного по правам ребёнка по выявленным фактам нарушений прав и законных интересов ребёнка или группы детей;
- подготовка специальных докладов Уполномоченного по правам ребёнка в случаях выявления массовых и грубых нарушений прав детей;
- направление мотивированных обращений в исполнительные органы государственной власти Свердловской области, в органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, а также в предприятия и организации разных форм собственности и ведомственной принадлежности, оказывающие услуги гражданам;
- направление оперативной информации в правоохранительные и надзорные органы государственной власти;
- разъяснения гражданам или организациям порядка действий в целях обеспечения (реализации) прав и законных интересов несовершеннолетних.
Наиболее эффективной и оперативной формой реагирования Уполномоченного на нарушения прав несовершеннолетних стали выездные инспекционные проверки, при этом его действия следовали следующим выработанным алгоритмам.
Первый - если в адрес Уполномоченного поступала информация о нахождении ребёнка в социально опасном положении, либо об угрозе применения к ребёнку любой из форм насилия, то по его поручению в указанный адрес незамедлительно выезжала оперативная группа специалистов его Аппарата.
Второй - если в адрес Уполномоченного поступала информация о получении детьми травм, групповых заболеваниях или гибели ребёнка в результате несчастного случая, а при рассмотрении предварительных материалов происшествия возникали вопросы к его предпосылкам и причинам, то на место происшествия выезжал лично Уполномоченный, либо группа специалистов Аппарата с целью выяснения всех обстоятельств, предшествовавших и способствовавших возникновению происшествия с ребёнком или группой детей.
Третий - если в адрес Уполномоченного поступали обращения и жалобы жителей Свердловской области на неправомерные действия или бездействие должностных лиц исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Свердловской области, руководителей или сотрудников детских учреждений, то на первом этапе Аппаратом Уполномоченного собиралась дополнительная информация о проблемах сторон конфликта у обладающей необходимыми сведениями организации. На основании этой информации делался анализ всех полученных данных на предмет рассмотрения исполнения требований действующего законодательства по соблюдению прав и законных интересов ребёнка, после чего осуществлялся выезд Уполномоченного и специалистов Аппарата Уполномоченного для встреч с заявителями и представителями сторон конфликта, должностными лицами государственных или муниципальных органов и учреждений.
Всего в 2016 году специалистами Аппарата были проведены 124 выездные проверки и обследования (АППГ - 77,61%), из них 122 инспекционные проверки детских учреждений и организаций. При этом 69 обследований носили плановый характер (АППГ - 11), целью которых были проверки устранения нарушений, выявленных ранее, а 53 проверки имели внеплановый (АППГ - 65) в связи с произошедшими в учреждениях чрезвычайными происшествиями (рис. 12). Таким образом, в 2016 году сотрудниками Аппарата большее количество времени было уделено контролю над устранением выявленных в 2015 году нарушений прав и законных интересов детей.
Рис. 12. Структура типов проверок в 2016 году
При проведении проверок детских учреждений всегда осуществлялась фотосъёмка объектов проверки, а также официальных документов, предоставляемых администрациями, поскольку практика прошлых лет показала, что в некоторых документах сотрудниками учреждений задним числом вносились правки и изменения. В дальнейшем часть фотоснимков использовалась для подготовки специальных докладов Уполномоченного, а в случаях выявления грубых нарушений прав детей - фотокопии документов направлялись в правоохранительные органы в качестве доказательной базы.
По результатам проверок, в случаях выявления очевидных нарушений прав и законных интересов детей, ставших результатом неправомерных действий или бездействия должностных лиц, руководителей или сотрудников детских учреждений, действующих на территории Свердловской области, Уполномоченным по правам ребёнка подготавливались официальные заключения. В них содержалась не только информация о выявленных нарушениях, но и рекомендации по их устранению, а в отдельных случаях - по принятию мер дисциплинарного или административного воздействия к виновникам.
В 2016 году Уполномоченным по правам ребёнка было подготовлено 9 заключений (N 102 - 110), из них: 8 заключений Уполномоченного были направлены в адрес исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Свердловской области для принятия соответствующих мер, а также для сведения - в территориальные подразделения федеральных исполнительных органов государственной власти, действующих на территории в Свердловской области, а 1 заключение - для предоставления истцом, представлявшим интересы ребёнка, в суд.
В ряде случаев Уполномоченный воспользовался своим правом обращаться в исполни-тельные органы государственной власти, органы местного самоуправления с предложениями о привлечении к административной ответственности должностных лиц, в действиях, бездействии или решениях которых он усмотрел нарушения прав и законных интересов ребёнка. Кроме того, Уполномоченный направлял предложения работодателям или представителям нанимателя по привлечению виновных должностных лиц, допустивших нарушения прав ребёнка, к дисциплинарной ответственности.
В итоге в 2016 году по результатам обращений Уполномоченного по правам ребёнка (рис. 13):
- органами прокуратуры было внесено 66 актов реагирования, в том числе - 5 протестов (АППГ - 6), также прокурорами было направлено в суд 5 исковых заявлений в защиту имущественных прав несовершеннолетних;
- 1 заключение Уполномоченного учтено судом при вынесении решения;
- 12 процессуальных решений отменено;
- 82 должностных лица и сотрудников учреждений для детей привлечено к различным формам ответственности (АППГ - 30), в т.ч.:
- 27 (АППГ - 12) - к административной ответственности;
- 52 (АППГ - 18) - к дисциплинарной и (или) материальной ответственности, в том числе 1 должностное лицо и 2 сотрудника учреждений уволены;
- 3 (АППГ - 0) - к уголовной ответственности.
Рис. 13. Количество должностных лиц и организаций, привлеченных к ответственности в 2016 году
Подведение итогов проверок детских учреждений, инициированных в 2016 году Уполномоченным по правам ребёнка в Свердловской области, подтвердило их высокую эффективность и результативность, что достигалось, в первую очередь, оперативностью проведения и фактором внезапности для проверяемых, поскольку последние заранее не успевали подготовиться к проверке. Такие действия часто позволяли "по свежим следам" разобраться в ситуации с предполагаемым или свершившимся фактом нарушения прав детей. Кроме того, при посещении учреждений специалисты Аппарата Уполномоченного, как правило, осуществляли комплексную проверку, знакомясь с организацией всех направлений педагогической, социальной, медицинской, административно-хозяйственной и иной деятельности, начиная от обеспечения условий безопасного содержания или пребывания детей в учреждении, заканчивая организацией детского питания и медицинского обслуживания.
<< Назад |
Глава 2. >> О защите личных прав ребёнка |
|
Содержание Доклад Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области от 21 марта 2017 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.