Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. О защите прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
4.1. О защите прав детей с ограниченными возможностями здоровья
По данным управлений социальной политики Свердловской области на территории региона на 1 октября 2016 года на учете состояло 15 509 детей-инвалидов. В 2015 году детей данной категории было 15 948, в 2014 - 16 993 ребенка-инвалида, и в 2013 - 17 050 детей-инвалидов.
Следует отметить, что в 2016 году в адрес Уполномоченного по правам ребёнка поступило 62 обращения по вопросам нарушения прав детей-инвалидов. На первом месте в ряду этих обращений стоят вопросы снятия инвалидности с детей, на втором - об обеспечении средствами реабилитации и лекарствами, на третьем - решение жилищных проблем, и на четвертом - проблемы выплаты детских пособий по инвалидности.
Одна из наиболее актуальных проблем, связанных с обеспечением прав и законных интересов детей, рассматриваемой категории - это дети с "тяжёлой" инвалидностью, усугубленной семейными проблемами родителей. Уход за ребёнком-инвалидом, имеющим "тяжёлую" инвалидность, это чаще всего изнурительная ежедневная работа. Да и отца в такой семье чаще всего тоже нет. Раньше большинство родителей попросту не забирали таких детей из роддома. Они переходили из детского интерната во взрослый, где незаметно для общества жили и умирали, а самые тяжелые попадали в отделения, которые раньше назывались "отделениями милосердия" - там дети никогда не покидали кроватей. При этом в семье далеко не всегда у ребёнка условия лучше, чем в интернате. Порой дома он точно так же круглосуточно находится в кровати и не имеет возможности передвигаться. Часто матери сбиваются с ног, чтобы обеспечить правильный уход за ребёнком, а времени и внутренних ресурсов заботиться о его развитии уже не остается. Зачастую матерям детей-инвалидов неоткуда ждать помощи, они остаются наедине с бедой и постепенно, измученные постоянными заботами и тревогами, доходят до глубокой депрессии или нервного срыва.
Получается, что "тяжелому" ребёнку может быть одинаково плохо и в семье, и в интернате. Причём, чаще всего, если родители решаются отдать детей в интернат, они воспринимают это как разрыв с детьми на всю оставшуюся жизнь, забывают о них, даже, если не лишены родительских прав и формально являются их опекунами. Ребёнок для них больше не существует. Но эту систему можно изменить так, чтобы снять непосильную нагрузку с родителей, при этом, не разлучая их с ребёнком.
Часть 2 ст. 3 Конвенции ООН о правах ребёнка гласит: "Государства - участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры". Учитывая данную норму, наверное, необходимо создать такие условия, чтобы интернаты для таких детей работали как группы дневного пребывания - своего рода детские сады для "особых" детей. Тогда родители смогли бы привозить туда детей утром и забирать вечером. Матери не будут привязаны к ним круглосуточно, а дети хоть и будут проводить большую часть дня в интернате, не теряя связь с родителями. Выгоду получит и государство за счёт сокращения финансирования ночных ставок в интернатах.
При этом следует учитывать, что государство субсидирует и поддерживает систему интернатных заведений в большей мере, чем оказывает поддержку семьям или другим семейным формам устройства детей с ограниченными возможностями здоровья. Для сравнения необходимо привести статистические данные: фактическая стоимость койко-места в интернате составляет 5 288,10 руб., тогда как пособие на ребёнка, проживающего в семье - 1 216 рублей, т.е. в 4 раза меньше.
В течение 2016 года отмечалось значительное количество обращений по вопросам обеспечения детей-инвалидов средствами реабилитации. Это проблема наблюдается уже несколько лет, вызвана она с работой контрактной системы закупок, а именно: её инертностью и не расторопностью уполномоченных органов. Однако при содействии Уполномоченного все вопросы были разрешены в текущем режиме.
В конце 2015 начале 2016 года адрес Уполномоченного поступил ряд обращений с проблемой отказа в установлении групп инвалидности детям. Как показал анализ сложившейся ситуации, решения подразделениями Бюро МСЭ принимались на основании приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.09.2014 г. N 664, которым не был предусмотрен отдельный порядок установления или продления сроков групп инвалидности детям. Данную проблему Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области обсудил с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребёнка, в результате её решение было вынесено на уровень федеральных профильных ведомств.
В достаточно короткие сроки был разработан новый приказ Министерства труда и социальной защиты РФ N 1024 от 17.12.2015 г., который вступил в силу с 04.02.2016 г. и четко выделил понятия и установил особенности определения группы инвалидности у детей по всем видам диагностированных заболеваний, соответственно, ввиду выхода обозначенного приказа часть детей была переосвидетельствована.
В 2016 году в связи с вступлением в силу с 15 июля 2016 года Федерального закона от 03.07.2016 N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены изменения в ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливающие возможность однократного прохождения обучения по программам профессиональной подготовки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, категория несовершеннолетних, которые закончили образовательные коррекционные учреждения по программам VIII вида и завершившие
обучение по программе профессионального обучения один раз, категория таких детей-сирот лишена возможности получения второй "рабочей" профессии за счёт бюджета.
Федеральный законодатель вероятно упустил тот факт, что дети-сироты с умственной отсталостью не имеют общего образования и соответственно они не могут получить профессиональное образование, как того требует Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и другие документы при поступлении на обучение в профессиональную образовательную организацию.
Предложения Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области: |
Законодательному Собранию Свердловской области подготовить проект нормативного правового акта о внесении изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части установления дополнительной гарантии детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на повторное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Министерству социальной политики Свердловской области рассмотреть возможность организации работы интернатов для детей-инвалидов, как групп дневного пребывания. |
4.2. О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
За 2016 год Уполномоченному по правам ребёнка поступило 79 обращений граждан, связанных с нарушением прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и граждан, отнесенных законодательством к категории детей-сирот. При этом 83% всех обращений, это жалобы на проблемы с предоставлением жилья и большинство из них от граждан, отнесённых к категории детей-сирот, которых год от года становится больше.
Так, если в 2013 году очередь состояла из 2 610 несовершеннолетних, то к 31 декабря 2016 года она достигла 3 493, т.е. увеличилась на 33,8%. Количественно выросла и очередь граждан из категории детей-сирот от 18 до 23 лет, право которых на получение жилья не было ранее реализовано. И это увеличение составило по состоянию на 31 декабря 2016 года в сравнении с 2013 годом - 90%!
Всего по состоянию на 01.01.2017 г. в очереди на получение жилья находилось 8 665 человека, из них: в возрасте: от 18 до 23 лет - 3 825, старше 23 лет - 1 347. На начало 2017 года обеспечению жильём в соответствии со вступившими в законную силу судебными решениями подлежат 2 961 человек, при этом на начало текущего года таковых было 2 712.
Из вышеперечисленных категорий очередников в первую очередь жильё должно выделяться в рамках исполнения судебных решений, но в отношении как минимум половины лиц из этой категории недостаточно бюджетных ассигнований, предусмотренных Государственной программой. И, тем более, что нет средств на покупку квартир для остальных очередников.
Тем не менее, на 31 декабря 2016 года реализовали своё право на получение жилья 707 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (АППГ - 770), в том числе 695 детей-сирот (АППГ - 713), имевших вступившие в законную силу решения судов. Для их обеспечения бюджетных ассигнований 2016 - 2017 годов, предусмотренных Госпрограммой недостаточно. Дополнительная потребность для обеспечения жильем детей-сирот составляет - 5,4 млрд. рублей, в том числе для исполнения судебных решений около 2,2 млрд. руб.
Данная ситуация является следствием изменения с 1 января 2013 года федерального законодательства регламентирующего порядок обеспечения жильем детей-сирот. Был законодательно расширен круг оснований предоставления жилых помещений детям-сиротам, установлена возможность предоставления жилья не только лицам, за которыми не закреплено жилое помещение, но и в случае, если проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным.
Учитывая вышеизложенное, Уполномоченный по правам ребёнка направил в Законодательное Собрание Свердловской области мотивированное письмо с предложением внести изменения в Закон Свердловской области "Об областном бюджете" с целью увеличения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2020 года", утверждённой Постановлением Правительства Свердловской области от 24 октября 2013 г. N 1296-ПП.
Из системных проблем, которые диагностировались в течение года, основная - это самовольные уходы воспитанников из учреждений государственного воспитания. При этом массовых "побегов" нет. Уходят в основном одни и те же. На одно учреждение таких "ярых бегунков" 2 - 4 человека. Осложняет ситуацию тот фактор, что порою эти "самоволки" сопровождаются совершением преступлений, употреблением наркотиков и алкоголя.
К примеру, воспитанник ГКОУ "Нижнетагильский детский дом N 5" Д. 1999 года рождения за неоднократно совершенные кражи из магазинов и автомобилей приговором Ленинского районного суда г. Нижний Тагил был признан в 2014 году виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. "а, б" ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 158 УК РФ, и ему назначено наказание: в виде обязательных работ на срок сто двадцать часов. Находясь в детском доме, воспитанник Д. совершал самовольные уходы, мелкие хулиганства, вовлекая других воспитанников, совершал кражи мелкого товара из магазинов (шоколад, газированная вода, кофе и т.д.). В результате по приговору Ленинского районного суда г. Нижний Тагил в 2015 году он был признан виновным в совершении тех же преступлений, и ему назначено наказание: в виде обязательных работ на срок сто шестьдесят часов. В 2016 году он продолжил свою преступную деятельность, продолжал употреблять психоактивные вещества, алкоголь, сигареты. В итоге в 2016 году подросток был помещен в СПУЗТ.
Аналогичная ситуация сложилась и в отношении ещё двоих воспитанников, но уже детского дома N 6 (Нижний Тагил).
В 2016 году возникла необходимость оценки результатов реформирования детских домов Свердловской области, которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 481 с 1 января 2016 года были переданы в подведомственность Министерству социальной политики и с 1 июля 2016 года преобразованы в социально-реабилитационные центры (32 детских дома) с точки зрения соблюдения прав и законных интересов воспитанников, предупреждения фактов насилия и жестокого обращения с ними.
По предложению Уполномоченного по правам ребёнка в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, были сформированы рабочие группы из числа членов территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалистов управлений социальной политики, органов управления здравоохранением и в сфере образования, представителей прокуратуры и подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Всего было проверено 53 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних.
В июне 2016 года Уполномоченным по правам ребёнка в Свердловской области был разработан и согласован совместный с Главным управлением МВД России по Свердловской области план мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений в приемных и опекунских семьях, в первую очередь наличие фактов жестокого обращения. Привлечены были и территориальные комиссии по делам несовершеннолетних, представители иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности. Особое внимание было уделено физическому состоянию детей, фактам длительного их отсутствия в детских образовательных организациях (детских садах, школах), опросам на предмет возможных конфликтных ситуаций и применения насилия.
Проверки были проведены в период с 12 по 23 сентября 2016 года. В результате, только в городе Екатеринбурге в проведении межведомственного комплексного профилактического мероприятия "Детство без насилия" приняло участие 1883 представителя всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В ходе изучения условий проживания детей в замещающих семьях выявлено 6 фактов ненадлежащего исполнения законными представителями обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних, из которых 2 факта длительного непосещения несовершеннолетними образовательных организаций и 4 факта ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию детей.
В городском округе "Город Лесной" в ходе проведения профилактического мероприятия выявлено 2 факта причинения телесных повреждений несовершеннолетней 3., 2004 г.р., проживающей в семье опекуна-бабушки Е. Установлено, что побои 12 и 13 сентября 2016 года по месту жительства им причинила их приемная мать гр. П. из-за возникших к детям личных неприязненных отношений. Отделом дознания МО МВД России "Ирбитский" по данным фактам в отношении гр. П. возбуждены 2 уголовных дела по части статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В г. Сысерти выявлен факт ненадлежащего исполнения родительских обязанностей гр. Ф., 1964 года рождения, по воспитанию и содержанию опекаемых внуков Р., 2009 г.р., и В., 2007 г.р., выразившееся в том, что опекун несколько дней употребляла спиртные напитки у себя дома в присутствии опекаемых внуков.
Сотрудниками органов внутренних дел в отношении опекунов составлено протокола об административных правонарушениях по ст. 20.22 КоАП РФ за употребление опекаемыми несовершеннолетними алкогольной продукции в возрасте до 16 лет (г. Верхняя Пышма и г. Нижние Серги). Подростки поставлены на профилактический учет в ПДН, направлены на консультацию к врачу-наркологу.
Проведенные проверки замещающих семей показали, что каких-либо тяжких преступлений в отношении опекаемых детей не совершено, факты ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних не являются регулярными (выявлено лишь в 0,3% проверенных семьях).
Летом 2016 года к Уполномоченному по правам ребёнка в Свердловской области обратился Уральский банк Сбербанка России с предложением организовать взаимодействие с исполнительными органами Свердловской области по решению проблемных вопросов сохранности денежных средств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, размещенных на их банковских вкладах.
В целях поиска путей решения данной проблемы 22 сентября 2016 года Уполномоченный по правам ребёнка провёл заседание круглого стола. В нём приняли участие представители Уральского банка Сбербанка России, Нотариальной палаты Свердловской области, Главного следственного управления ГУ МВД России по Свердловской области, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, Министерства социальной политики Свердловской области, Управления ФССП России по Свердловской области, ряда учреждений среднего профессионального образования и государственного воспитания для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе обсуждения участники приводили примеры, когда после выпуска из учреждения государственного воспитания сразу после исполнения 18 лет, выпускник, при помощи "друзей", одномоментно лишался всех накоплений, которые порою достигали 1,5 и более миллионов рублей.
Затрагивались и проблемные вопросы сохранности денег сирот-студентов, обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях - техникумах, которые получают на руки банковские карты и имеют возможность через Интернет привязать к ним все свои банковские счета, что создает дополнительные риски. Разговор шёл и о проблеме тесного взаимодействия, в первую очередь посредством создания электронных баз данных, между банками и органами, уполномоченными на выдачу разрешительных документов для снятия со счетов детей-сирот финансовых средств. В первую очередь это органы опеки, а также служба судебных приставов. Участники заседания в этой связи обсудили проблему оперативной проверки документов, представляемых для осуществления операций по вкладам.
В Серове, молодой человек и его сожительница, используя факт внешнего сходства с воспитанницей Сухоложского детского дома, с помощью украденных у неё ране сберкнижки и паспорта, сняли с её счета 34 тыс. рублей.
В сентябре в Нижней Туре бывший детдомовец обманом выманил банковскую карту у воспитанника того же учреждения и снял с неё на собственные нужды 400 тысяч рублей.
Заместитель председателя Правления Уральского банка СБ России Сергей Попов в ходе своего выступления отметил, что для решения обозначенных выше проблем банком уже предпринят ряд мер. Например, ограничены операции для несовершеннолетних сирот в онлайн-банке и банкоматах возрастом 16 лет. Кроме того, было предложено организовать горячие линии для оперативного подтверждения факта выдачи документа на право снятия денежных средств со счета ребёнка-сироты.
По результатам, был принят ряд решений:
- Министерству социальной политики организовать "горячую линию" с Уральским банком Сбербанка России по вопросам оперативной проверки разрешительных документов для снятия со счетов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансовых средств; рассмотреть вопрос по организации совместно с Уральским банком Сбербанка России электронной базы данных для оперативной проверки подлинности документов, необходимых для выдачи денег со вкладов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Уральскому банку Сбербанка России было предложено рассмотреть возможность введения запрета привязки банковской карты для студентов техникумов из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к счетам, на которых размещены их социальные выплаты; направить в Министерство социальной политики Свердловской области предложения по оформлению разрешительных документов для снятия со счетов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансовых средств.
Данные решения не остались на бумаге. В октябре из Уральского Сбербанка пришёл ответ об их реализации (см. приложение N 3).
Предложения Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области: |
Министерству социальной политики Свердловской области совместно с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области принять меры для: 1. Решения проблемы отсутствия нормативного правового регулирования вопросов, связанных с постинтернатной адаптацией выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2. Исключения случаев халатного отношения к профилактике самовольных уходов воспитанников учреждений государственного воспитания. |
4.3. О положении детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период
Аппаратом Уполномоченного по правам ребёнка на постоянной основе уделяется внимание защите прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом и помещенных в учреждения уголовно-исполнительной системы, а так же спецучреждения закрытого типа: Кировградская воспитательная колония, Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением "Рефтинское специальное профессиональное училище закрытого типа N 1".
Несмотря на то, что в 2016 году в адрес Уполномоченного не поступали обращения от детей этой категории, их законных представителей, администраций вышеуказанных учреждений, ситуация о деятельности учреждений оставалась на контроле у Уполномоченного.
Её анализ позволяет отметить, что до сих пор не нашли своего решения некоторые проблемы воспитания трудных подростков в Рефтинском спецучилище (подведомственно Минобрнауки РФ). Вызваны они нарушением Федерального закона N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В учреждении до сих пор не созданы необходимые условия для надлежащего содержания, педагогической, психологической работы с воспитанниками, направленными на профилактику противоправного поведения. Безусловно, с подростками проводилась индивидуально-разъяснительная работа о недопустимости самовольных уходов, противоправного поведения и т.д. Однако уровень этой работы не соответствовал реальной ситуации, что способствовало инциденту с групповыми побегами и беспорядками в Рефтинском спецучреждении.
За 8 месяцев 2016 года 56 воспитанников совершили пять уходов, а 1 августа и 1 сентября с территории училища было совершено два массовых побега. Сбежали более 80 чело-век, за исключением одной группы (всего в спецучилище находился 121 воспитанник). С 31 августа по 2 сентября некоторые воспитанники приняли участие в массовых беспорядках, которые сопровождались применением насилия к сотрудникам училища и уничтожением имущества на общую сумму более 125 тыс. руб.
Кроме того, в ходе выяснения обстоятельств побега воспитанников были выявлены факты противоправного поведения заместителя директора по режиму, который неоднократно наносил телесные повреждения воспитанникам училища, в том числе с целью получения информации о наличии у несовершеннолетних преступников запрещенных предметов (сотовых телефонов). В настоящее время в его отношении ведётся следствие.
По результатам инспекции училища Уполномоченный по правам ребёнка отметил, что причиной проблем послужило: "... проникновение в учреждения профессионального криминалитета со своими смотрящими. Никто на это толком внимания не обращал. Именно воровские понятия стали причиной побега. Так, подростки не хотели принимать пищу из одной посуды с теми, кто подвергся насилию...", "... это лишь верхушка айсберга: в училище существуют проблемы более глубинного характера. Происходит "раскачивание" системы таких училищ, очень серьезный наезд внешнего криминалитета на такие детские учреждения, где некоторые пытаются делать бунты и организовывать побеги".
Однако руководство учреждения тоже виновато в произошедшем. Если такое случается, то это говорит о плохой управляемости учреждения, неправильной организации работы, а это уже вина непосредственно руководителя. В ходе проверки было установлено, что администрацией учреждения не принимались меры по оказанию социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним. Не проводилась индивидуальная профилактическая работа с воспитанниками, по подбору кадров (в спецучилище не хватает 4 воспитателей, 2 педагогов и 12 учителей). Кроме того, в ходе изучения личных дел сотрудников установлено, что к работе с детьми допускались лица, имевшие судимость за преступления небольшой и средне тяжести, без получения разрешения территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Игорь Мороков выразил мнение, что для исправления ситуации в данных учреждениях нужно использовать опыт ФСИН по оперативной работе, так как "уже невозможно применять системы наказания, которые действуют сейчас в учреждениях такого типа, как Рефтинское спецучилище".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.