Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. О проблемах в соблюдении государственных гарантий защиты прав и законных интересов детей
5.1. О реагировании Уполномоченного по правам ребёнка на массовые и грубые нарушения прав ребёнка
5.1.1. О заключениях Уполномоченного по правам ребёнка
В 2016 году Уполномоченным по правам ребёнка была продолжена практика использования таких эффективных механизмов воздействия на уполномоченные органы, как официальные заключения, в которых всегда содержится подробный анализ ситуации, приведшей к нарушениям прав детей, а также предложения для органов государственной власти и местного самоуправления по их устранению.
За отчётный период Уполномоченным по правам ребёнка было подготовлено 9 официальных заключений, направленных на устранение нарушений прав и законных интересов детей, которые были посвящены следующим основным проблемам:
1) о бездействии должностных лиц, создавших условия для совершения физического, психического и (или) сексуального насилия над детьми, получения ими травм либо их гибели - 3 заключения;
2) о конфликтах в образовательных организациях - 2 заключения;
3) о нахождении детей в социально опасном положении и о бездействии органов и учреждении системы профилактики - 3 заключения;
4) по вопросам защиты гражданских и семейных прав - 1 заключение.
В 2016 году случаев, когда Уполномоченному не поступил официальный ответ о мерах, которые были предприняты для устранения выявленных им нарушений, или с возражениями на доводы, приведенные в заключении, не зафиксировано.
5.1.2. О специальных докладах и социальных проектах Уполномоченного
Одной из ключевых задач Уполномоченного по правам ребёнка, в соответствии с п. 3 ст. 14 Закона Свердловской области от 15 июля 2010 г. N 57-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребёнка в Свердловской области", является выявление случаев массовых или грубых нарушений прав и законных интересов детей и подготовка специальных докладов, в которых предлагаются меры по восстановлению нарушенных прав детей и по предотвращению их повторения.
В 2016 году подготовлены два специальных доклада Уполномоченного.
"Какова цена общего образования или Что происходит в наших школах?"
Причиной для написания данного специального доклада стал рост количества обращений жителей Свердловской области к Уполномоченному по правам ребёнка с жалобами на проблемы в образовательных организациях, первопричинами которых, как выяснялось при проверках, часто являлась результаты реформирования системы образования и(или) профессиональная некомпетентность руководящего звена. Поэтому в данном докладе речь идёт в основном о качестве управленческой деятельности в наших школах, поскольку средние школы - это крупнейший сегмент всей нашей образовательной системы.
"О нарушениях прав учащихся общеобразовательных учреждений в связи с ненадлежащей организацией питания в школах" (часть III).
Следует отметить, что в 2012 - 2013 годах Уполномоченным по правам ребёнка в Свердловской области в рамках реализации общественного проекта "Ем как дома!" были изданы две первые части специального доклада "О нарушениях прав учащихся общеобразовательных учреждений в связи с ненадлежащей организацией питания в школах", в которых были обозначены выявленные в тот период проблемы в организации школьного питания и даны конкретные рекомендации по их устранению. Последующие два года показали, что на эти рекомендации отреагировала только часть руководителей органов управления образованием и общеобразовательных организаций, а также руководство некоторых предприятий общественного питания. К сожалению, ответственной реакции со стороны заинтересованных исполнительных органов государственной власти Свердловской области не последовало, так сказать, только "приняли к сведению".
Между тем, череда вспышек массовых заболеваний и пищевых отравлений среди учащихся школ Свердловской области, а также воспитанников детских садов, и продолжающие поступать обращения и жалобы родителей детей по вопросам организации детского питания стали для Уполномоченного по правам ребёнка причиной для продолжения работы по этому проекту.
Специальные доклады Уполномоченного по правам ребёнка были направлены в адрес высших органов и иных органов государственной власти Свердловской области, а также в правоохранительные и надзорные органы, действующие на территории Свердловской области, и в органы местного самоуправления (с содержанием докладов можно ознакомиться на сайте www.svdeti.ru).
Социальные проекты, инициированные Уполномоченным по правам ребёнка в прошлые годы, продолжили свою деятельность и в 2016 году. Подробнее об итогах реализации проектов будет изложено в разделе 9.4.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка: раздел 9.4 в настоящем Докладе отсутствует
5.2. О проблемах в соблюдении государственных гарантий защиты прав и законных интересов детей
5.2.1. О бездействии или неправомерных действиях представителей органов системы профилактики безнадзорности
Практика контрольных проверок показывает, что одной из основных причин безнадзорности несовершеннолетних, совершения ими правонарушений и преступлений являются нарушения и недостатки в работе органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
С изъянами осуществляется работа органов внутренних дел по профилактике употребления несовершеннолетними спиртных напитков, наркотических средств и иных одурманивающих веществ, пресечению случаев реализации несовершеннолетними алкогольной продукции. Выявляются факты оставления органами опеки и попечительства детей в условиях, угрожающих их жизни и здоровью, непринятия мер по лишению либо ограничению родителей в родительских правах. Не во всех случаях проводимая индивидуальная профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, приносит положительные результаты.
|
"В работе контрольно-надзорных органов нужно ускорить внедрение подхода, основанного на оценке рисков, которые позволят существенно снизить число проверок, но повысят их результативность. Добавлю, что надзорные органы должны заниматься не только выявлением нарушений, но и профилактикой, не формально, а содержательно". Президент РФ В.В. Путин |
Непринятие своевременных комплексных мер по выявлению социально неблагополучных семей способствует совершению детьми суицидов и попыток суицидов, основными причинами которых являются конфликты со сверстниками, совершение в отношении детей насилия, употребление алкоголя. В тоже время не во всех общеобразовательных организациях имеются педагоги-психологи, что не позволяет своевременно оказать детям психологическую помощь.
Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Анализ результатов инспекционных проверок, проведённых в 2016 году специалистами Аппарата Уполномоченного, свидетельствует о сохранении ряда проблем, носящих системный характер, в деятельности как территориальных комиссий, так и в работе других органов и учреждений системы профилактики. Эти недостатки, вызванные чаще всего бездействием уполномоченных органов и учреждений по прежнему становятся причиной трагедий с несовершеннолетними либо влекут нарушение их права на достойные условия проживания, содержание со стороны законных представителей.
Реакция на эти нарушения Уполномоченного проявлялась в виде официальных заключений (заключения N 103, 104, 107, 108 и 110), в которых были отражены выявленные типичные нарушения действующего законодательства, повлекшие грубые нарушения прав детей, и содержались предложения по их недопущению и устранению. С изложенными позициями в заключениях о бездействии органов и учреждений системы профилактики соглашалась и прокуратура Свердловской области, поскольку ею были внесены акты прокурорского реагирования, а виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности (см. раздел 1.3.).
Все выявленные нарушения и недостатки в работе можно структурировать следующим образом:
1) не в полной мере соблюдается установленный законом способ и порядок поступления информации в ТКДН от органов и учреждений системы профилактики, в т.ч. игнорируются требования, предусмотренные Постановлением Правительства Свердловской области от 26.03.2004 г. N 206-ПП "Об утверждении примерных форм документов персонифицированного учёта несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и порядка их заполнения в Свердловской области";
2) анализ эффективности деятельности каждого территориального органа и учреждения системы профилактики в проведении индивидуальной профилактической работы проводится не регулярно и не квалифицированно, либо вообще отсутствует;
3) деятельность органов и учреждений профилактики скоординирована недостаточно чётко, поскольку отсутствует оперативное взаимодействие между ними;
4) при составлении реабилитационных программ часто не учитываются конкретные персональные обстоятельства нахождения в социально опасном положении каждой отдельной семьи или несовершеннолетнего;
5) мероприятия реабилитационных программ носят порою декларативный (а в большинстве случаев шаблонный) характер - причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям, не выявляются и не устраняются, социально-педагогическая реабилитация не проводится.
Общий анализ работы территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав свидетельствует, что практическая деятельность ряда из них, в разрезе взаимодействия органов и учреждений системы профилактики, не обеспечивает необходимую защиту и восстановление прав ребёнка, его наилучших интересов.
Как показали проверочные мероприятия в ТКДН и ЗП г. Екатеринбурга (Ленинская и Верх-Исетская) индивидуально профилактическая работа с несовершеннолетними, ставшими жертвами преступлений, в разрезе проведения реабилитационных мероприятий, проводилась не должным образом по формальной причине отсутствия оснований для признания этих несовершеннолетних находящимися в трудной жизненной ситуации.
При этом недостаточная роль территориальных комиссий в объединении усилий ведомств в их профилактической работе не только существенно снижают эффективность предпринимаемых мер, но и фактически создаёт "благоприятные" условия для совершения правонарушений и преступлений, как несовершеннолетними, так и в их отношении.
В этой связи можно привести громкий случай, произошедший в п. Бобровский, в котором было неоднократно совершены насильственные действия сексуального характера в отношении малолетнего А. (2006 г.р.) со стороны четырёх подростков. По итогам проверочных мероприятий был установлен формальный подход в работе с несовершеннолетними и их семьями, отсутствие детального анализа ситуации, эффективных мер для предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
По данному случаю было подготовлено заключение Уполномоченного N 108 от 05 октября 2016 г. В нём было в частности отмечено, что малолетние преступники в течение длительного времени находились без надзора со стороны родителей, что подтверждает поведение подростков - самовольные уходы из дома и пропуски занятий в школе, а также поведение их родителей - злоупотребление спиртными напитками, самоустранение от воспитания детей. При этом органы и учреждения системы профилактики и, в первую очередь - комиссия, как координирующий орган, необходимые меры к реабилитации подростков и их семей не предпринимала. Информации в ТКДН о выявлении несовершеннолетних, находящихся без надзора и неоднократно отмеченных в девиантном поведении органами и учреждениями системы профилактики (школой и УСП) была направлена несвоевременно.
Следует также отметить, что органы дознания и следствия несвоевременно направляют либо не направляют вообще в комиссию информацию о проведении следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших. Вследствие чего ребёнок не получает необходимых мер государственных поддержки и защиты его интересов.
Так, например, в рамках проверки территориальных комиссий по Верх-Исетскому, Ленинскому и Кировскому району г. Екатеринбурга специалистами Аппарата Уполномоченного был выявлен факт несвоевременного информирования отделом полиции N 4 по г. Екатеринбургу комиссии по Ленинскому району о совершении в отношении несовершеннолетнего П. его законным представителем ряда противоправных действий в виде применения физического насилия, оскорблений, жестокого обращения. Только спустя шесть месяцев после выявления вышеуказанных преступлений и избрании в отношении отца ребёнка меры пресечения в виде заключения под стражу, ребёнок был передан под опеку. Соответственно весь этот период реабилитационная работа с ребёнком не проводилась.
В Камышлове, 14 июня 12-летняя девушка-подросток вместе с мамой обратилась в полицию с жалобой на издевательства компании старшеклассников, которые со слов матери потерпевшей её били и вливали насильно в рот спиртное. Однако заявление по формальным основаниям принято не было. Вечером несовершеннолетняя попыталась свести счёты с жизнью, прыгнув с пятиэтажки, была госпитализирована с многочисленными травмами, но после двух недель пребывания в коме скончалась. В официальном комментарии полиции отмечено, что никакого насилия над ребёнком не было. Тем не менее, после опроса участников компании старшеклассников и их родителей, последние были привлечены к административной ответственности за ненадлежащее воспитание детей по статье 5.35 КоАП.
Не вдаваясь в подробности следствия и в те версии, которые оно отрабатывает о истинной причине самоубийства подростка, можно задать вопрос субъектам системы профилактики Камышлова. А где были они раньше? Судя по имеющимся фактам, имеется компания подростков, которая периодически собирается для употребления алкоголя и втягивает в это других несовершеннолетних.
Предложения Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области: |
Областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав разработать для органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних методические рекомендации по организации индивидуальной реабилитационной работы с несовершеннолетними - потерпевшими. |
Органы социальной политики
О серьезных упущениях в работе некоторых руководителей учреждений государственного воспитания, а также об отсутствии должного ведомственного контроля со стороны ряда территориальных отраслевых исполнительных органов государственной власти свидетельствуют проведенные в 2016 году проверки детских домов (социально-реабилитационных центров).
Так, выявила ряд нарушений проверка, проведенная представителями Аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка, которая прошла в феврале 2016 года. Было проверено более 60 органов и учреждений социальной политики, образования, уполномоченных по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Среди проблемных вопросов работы учреждений, как один из основных следует выделить неэффективность профилактических мероприятий в отношении воспитанников неоднократно совершавших самовольные уходы из госучреждений для детей-сирот, которые сопровождались совершением преступлений. Особенно в этой связи "отличились" детские дома N 5 и N 6 (Нижний Тагил). А в ГКОУ СО "Сысертский детский дом", например, в нарушение приказа, не велся учет всех лиц, совершивших самовольные уходы, в ГКОУ СО "Камышловский детский дом" этот учет вёлся ненадлежащим образом.
В отношении подростков, которые совершали эти деяния, профилактическая работа велась. Журналы содержат большой перечень мероприятий, но результата не было (см. раздел 4.2.). Может быть, не смогли подобрать ключик к "душе" подростка? Или погрязли в формализме в работе с детьми? Так, во многих учреждениях госвоспитания продолжает отмечаться практика формального заполнения соответствующих журналов. Как правило, записи в них идентичны и зачастую остаются невыполненными. Вопреки Положению о деятельности Совета профилактики воспитанники на нём не рассматривались, профилактическая работа ограничивалась лишь беседами психолога. А иногда, наверное, от неспособности придумать результативные способы противодействия девиантному поведению подростков, взрослые использовали грубую силу.
В августе воспитанники детского дома N 7 города Екатеринбурга пожаловались на сотрудников учреждения, обвинив их в рукоприкладстве. После проверки обращения сотрудниками Аппарата Уполномоченного, Игорь Мороков заявил: "Мы поняли, что ситуация имела место. Но эта история достаточно сложна. Есть вопросы, которые можно позадавать и самим ребятам, к их поведению. Но, конечно, больше вопросов возникает к руководящему составу учреждения". Неприятный инцидент произошел в ночь на 16 июня. Руководитель учреждения и ее подчиненные, утратив выдержку из-за провокаций воспитанников, применили к ним насилие. Впоследствии, после огласки этого случая, директор учреждения уволилась с должности.
Несмотря на то, что в феврале руководству "Нижнетагильского детского дома N 5" уже было указано на проблемы профилактики самовольных уходов воспитанников, после проведённых уже в июне 2016 года проверочных мероприятий прокуратурой, эти факты были выявлены вновь. При этом, подростки употребляли спиртные напитки и токсические вещества. Отметился в этой связи и "Нижнетагильский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья N 2".
Нашлись многочисленные нарушения в работе центра социальной помощи семье и детям "Отрада" (г. Екатеринбург). Поводом для проверки стали сигналы о том, что воспитанники уходят из центра, употребляют алкоголь и токсичные вещества. Как выяснилось, за 2015 - 2016 гг. несовершеннолетние 18 раз сбегали из учреждения, совершили 5 административных правонарушений и преступлений. Нередки были случаи, когда дети возвращались в семьи к родителям-алкоголикам.
В итоге, прокуратура внесла представление в Министерство социальной политики, по результатам рассмотрения которого виновные должностные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности.
Ярким примером формализма в работе отдельных социальных работников стал случай с семьёй, проживающей в Невьянском городском округе. В ноябре 2016 года Уполномоченному поступило обращение гражданки Б., с жалобой на действия территориального органа опеки и попечительства ввиду изъятия из семьи опекаемых детей. Причиной послужила ситуация безденежья, которая привела к большому коммунальному долгу. Но вместо оказания
помощи семье опекой было принято решение об изъятии детей у бабушки и помещении их в детский дом. При этом заявительница неоднократно информировала территориальное Управление о нахождении её семьи в трудной жизненной ситуации. В своем обращении Б. сообщила о том, что "мать девочек находится в местах лишения свободы, а отец проживает в г. Екатеринбурге, уклоняясь от их воспитания и содержания. Указанные дети с момента рождения воспитывались ею. При этом каких-либо претензий к ней, как к опекуну, со стороны органа опеки ранее не имелось".
Специалистом Аппарата по поручению Уполномоченного был осуществлен выезд, где состоялась встреча со всеми заинтересованными органами и принято решение о возврате девочек в семью. При этом в семью был организован привоз двух машин дров и заключено соглашение о реструктуризации задолженности.
Или другой случай. Обратилась гражданка Ч., с жалобой на разделение двух родных братьев, одного из которых разрешили передать в семью опекуна, а второго - оставить в детском доме. В своем обращении заявительница сообщила о том, что "второй подросток изъявляет желание проживать в её семье, поскольку в ней уже воспитывается его родной брат. При этом общение братьев с семьёй заявительницы происходит уже в течение 9-ти лет". Вместе с тем, её неоднократные обращения, а также мнение самого несовершеннолетнего территориальным органом опеки и попечительства не были учтены. Благодаря вмешательству Уполномоченного в настоящее время несовершеннолетний находится под опекой у опекуна со своим родным братом.
В январе 2016 года вновь "отличился" детский интернат на ул. Ляпустина. В учреждении произошла новая трагедия: во время купания утонула 8-летняя девочка. По факту гибели ребёнка было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 109 УК РФ, а также по ч. 2 ст. 293 УК РФ - халатность, повлекшая по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью.
По данному факту Уполномоченным по правам ребёнка было подготовлено заключение N 102 от 19 января 2016 г., в котором было указано на наличие в работе учреждения дефектов организационного характера и отсутствие порядка и надлежащего контроля при осуществлении профессиональных обязанностей его сотрудниками. Кроме того, со стороны Министерства социальной политики Свердловской области был ослаблен контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в учреждении.
Уполномоченный по правам ребёнка высказал по этому поводу своё мнение: "Главная проблема в управлении. Не была организована безопасная среда: никто никого не учил, никто никого не тренировал, никто никого не инструктировал, кто, где должен стоять, а с такими детьми это должно быть постоянно. Необходима постоянная работа с персоналом, переподготовка, проверка готовности к критическим ситуациям, поэтому очень важна фигура руководителя, который должен наладить работу учреждения. Что-то поменять в этой ситуации может только доброта, четкое понимание своих обязанностей и профессиональное их выполнение. Это единственный механизм. Конечно, для того, чтобы туда приходили работать профессиональные люди, им нужно повышать зарплаты".
Не все оказалось ладным и в некоторых других учреждениях государственного воспитания Свердловской области с обеспечением безопасности воспитанников. Так, в феврале 2016 года прокурорская проверка выявила более 150 нарушений требований пожарной безопасности в учреждениях с круглосуточным пребыванием детей-сирот. Самые распространенные из них: на путях эвакуации детей и работников учреждений складированы горючие материалы; деревянные конструкции помещений не обработаны огнезащитной пропиткой;
истекли сроки эксплуатации у большинства средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения от токсичных продуктов горения; не работают системы автоматического пожаротушения и оповещения людей о пожаре.
В отчете прокуратуры фигурировали Северский и Качканарский детские дома, Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних Талицкого и Новолялинского районов, отделение медицинской реабилитации детей раннего возраста ДГБ N 10 в Екатеринбурге.
Уже в декабре 2016 года были выявлены нарушения правил пожарной безопасности в Ивдельской школе-интернате, в частности: не работала автоматическая пожарная сигнализация, не была утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности для ряда помещений, а двери эвакуационного выхода из столярной мастерской заблокированы.
Продолжают сохранять свою актуальность и проблемы со взысканием в пользу детей, находящихся у учреждениях государственного воспитания алиментов, оформлением иных социальных выплат. Так, в ГКОУ Свердловской области "Корзуновский детский дом-школа" администрация не принимала должных мер для взыскания алиментов с родителей 11 воспитанников детского дома. Вместе с тем, эти родители по решениям судов лишены родительских прав и обязаны выплачивать алименты на содержание своих детей. Общая сумма задолженности составляет более 4 млн. рублей. Не обеспечивалось и должное управление собственностью воспитанников, которое сдавалось в аренду бесплатно. Такая же ситуация сложилась и в упомянутом выше детдоме N 5. В ходе проверки надзорного ведомства выяснилось, что из 54 воспитанников только 10 получают установленные по решению суда алименты. В центре социальной помощи семье и детям "Отрада" из 31 воспитанника 10 находились в центре около года без определения их правового статуса. При этом, сотрудники Центра не предпринимали мер к взысканию алиментов с родителей, задолженность по которым превысила 1,7 млн руб.
Многих нарушений имущественных прав детей можно было бы избежать, если бы судебные приставы-исполнители на местах своевременно подсказывали руководству интернатных учреждений о необходимости замены взыскателя или о возможности взыскания неустойки за неуплату алиментов.
Были и другие проблемы. Так, в Нижнетагильском детском доме N 7 при функционирующем медицинском кабинете, всесторонней деятельности медиков, отсутствовала лицензия на оказание какой-либо медицинской деятельности.
В Качканарском детском доме был выявлен факт формального подхода сотрудников к размещению денежных средств воспитанников на счетах в банке. В итоге нарушались имущественные права детей, которые заключались в том, что пенсии по инвалидности, либо пенсии по потере кормильца, которые получали дети, хранились на вкладе "Социальный" с годовым процентом 0,01%. Для восстановления нарушенных прав детей, получающих пенсионные начисления, было рекомендовано провести замену вклада по счетам детей, чьи сбережения хранятся в сберегательном банке.
В Североуральском детском доме были выявлены массовые нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, рацион питания детей-сирот не соответствовал утвержденному меню, одинаковые блюда встречались несколько раз за неделю, а сами порции были незаконно уменьшены. В пищеблоке детского дома находились очищенные овощи, которые не имели маркировки с информацией о сроках годности, а готовая продукция хранилась более двух часов. В помещениях прачечной и пищеблока стены, пол и подоконники имели дефекты, которые не позволяли персоналу образовательного учреждения проводить качественную уборку и дезинфекцию.
По всем обозначенным выше случаям меры реагирования были приняты, но необходимо не ослабить контроль за ситуацией, что бы не допускать таких случаев впредь.
Предложения Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области: |
Министерству социальной политики Свердловской области совместно с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области обратить внимание на необходимость усиления индивидуальной работы с детьми и выработку дополнительных действенных механизмов реабилитации. |
Органы, учреждения и организации образования
Вопиющий случай произошёл в Нижнем Тагиле, Кировграде и Невьянске. Непонятно по каким причинам в 2016 году в школах этих городов было разрешено организовать лекции для учащихся так называемому "артисту" и "профессору" Ивану Агулову, решившему заработать немного денег на впечатлительности детей. Позднее выяснилось, что делает он это уже четвёртый год подряд. Официально мероприятие было названо "литературным концертом".
Рассказывал Агулов проникновенно и от его выступлений бросало в дрожь не только детей, но и учителей. Говорил он о патриотизме, нравственности, войне, но говорил своеобразно, с точки зрения того, как он понимал смысл тех или иных явлений, пользуясь при этом не проверенными фактами из сообщений социальных сетей, а также вольно трактуя события прошлых войн.
Рассказывая о своих регалиях, он сообщил, что является участником некой президентской программы. Кроме того заявил, что "имеет степень доктора психологических наук, звание профессора, а также народного артиста Украины и Молдавии". При этом Аппаратом Уполномоченного по правам ребёнка была проведена проверка этих сведений, они не подтвердились. Ни народным артистом, ни доктором психологии, ни профессором, ни участником президентской программы он не является. Отдельно стоит отметить, что за каждого слушателя, например, в Кировграде, этот "артист" получил по 70 рублей.
22 января 2016 года по обозначенным фактам прокурору Свердловской области Уполномоченным по правам ребёнка было направлено мотивированное письмо с просьбой об организации проведения соответствующих проверок. Проверки прокуратуры, регионального министерства образования и полиции были проведены в Кировградском и Невьянском округах. По их итогам был уволен начальник Управления образования Кировграда, заместитель Невьянского управления получил дисциплинарное взыскание. К ответственности привлечены директора всех школ, где выступал Иван Агулов. Например, только в Невьянском городском округе лекции "профессором" были проведены в 4 школах.
28 января 2016 года Министерством общего и профессионального образования Свердловской области в адрес руководителей управлений образования области были направлены рекомендации о повышении эффективности мер по обеспечению информационной безопасности обучающихся, и требования по соблюдению положений Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Уполномоченный по правам ребёнка, акцентируя внимание на данном случае, предупредил органы управления образованием в муниципалитетах об ответственности за опасные эксперименты с детской психикой. Важно в будущем предупредить подобные вещи, обеспечить право детей на то, чтобы не допускалось психологическое воздействие на них.
Предложения Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области: |
Министерству социальной политики Свердловской области совместно с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области утвердить порядок, регламентирующий организацию внеурочных мероприятий учащихся с привлечением приглашённых лиц в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Управлениям образования муниципальных образований в Свердловской области в своей деятельности придерживаться рекомендаций, направленных Министерством образования Свердловской области 30.09.2015 г. N 02-01-82/8189 "О защите детей от информации, наносящей вред их развитию". |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.