Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. О защите материальных и жилищных прав ребёнка
3.1. О защите прав ребёнка на содержание и социальную поддержку
3.1.1. Об алиментных обязательствах родителей
Вопросы взыскания алиментов на содержание детей составляют значительную часть обращений в адрес Уполномоченного. Так, за 2016 год в его адрес поступило 91 обращений (АППГ - 83, ^9,6%), которые в основном касались следующих проблем:
1) бездействие судебного пристава-исполнителя;
2) наложение ареста на счёт, на который поступают алименты;
3) невозможность обеспечения исполнительного производства по алиментам вследствие затруднения розыска должника, не проживающего по адресу регистрации места жительства.
Рассматривая первую проблему необходимо отметить, что Уполномоченным по правам ребёнка в случае установлении такого факта в адрес руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Свердловской области в обязательном порядке направляется мотивированное письмо с просьбой об организации тщательных проверочных мероприятий, с принятием мер реагирования.
В качестве примера можно привести обращение гражданки А. по вопросу бездействия должностных лиц Чкаловского районного отдела службы судебных приставов г. Екатеринбурга, а именно судебный пристав не осуществлял все возможные исполнительные действия в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. По итогам проверки служебной был установлен ряд нарушений, в связи с чем, принято решение о депремировании судебного пристава-исполнителя и привлечении к дисциплинарной ответственности начальника его отдела.
3.1.2. О нарушении прав ребёнка на социальное обеспечение
Вопросы соблюдения прав детей на социальное обеспечение имеют особое значение в работе Уполномоченного по правам ребёнка. Чаще всего они затрагивают интересы детей, проживающих в малообеспеченных или маргинальных семьях, а именно такие семьи, особенно неполные по составу родителей, составляют и значительную долю нуждающегося населения Свердловской области.
Само социальное обеспечение часто является основным и даже единственным источником дохода этих категорий семей, и лишение его может привести к тяжким последствиям, как для здоровья, так и порой для жизни несовершеннолетнего.
В 2016 году по вопросам нарушения прав ребёнка на социальное обеспечение обратилось 272 гражданина, что на 25% больше чем в 2015 году. Все обращения можно классифицировать по следующим направлениям:
70 - не выплата или отказ в назначении пособия на детей, оформлении льготы;
50 - о помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в т.ч. при отключении коммунальных услуг;
23 - о лишении льготного статуса;
17 - о бездействии органов социальной политики;
17 - арест счета, на который поступают социальные пособия на детей или списание с него денежных средств, в счет долга;
10 - отказ в компенсации средств, затраченных на оплату путевки в детский оздоровительный лагерь; отказ в предоставлении путёвок в детский оздоровительный лагерь (санаторий).
Наиболее беззащитной оказалась та категория женщин, чьи мужья (отцы детей) находятся за границей и имеют иностранное гражданство. Мало того, что эти отцы не платят алименты, но и ещё не утруждают себя оформлением государственных пособий на своих детей, которые матери не могут получить из-за отсутствия необходимых справок.
Дело в том, в пункте 3 ч. 1 ст. 2 Закона Свердловской области от 14.12.2004 г. N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребёнка" одним из условий осуществления выплаты ежемесячного пособия на ребёнка является наличие среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области, а порядок исчисления среднедушевого дохода для назначения ежемесячного пособия на ребёнка установлен Постановлением Правительства Свердловской области от 01.02.2005 г. N 70-ПП "О порядке реализации Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребёнка". При этом, в доход семьи, учитываемый при исчислении среднедушевого дохода, включаются алименты, получаемые на несовершеннолетних детей. Таким образом, для решения вопроса о назначении социального пособия необходимо предоставление в территориальный орган социальной политики соответствующих сведений (справки) о получении алиментов. Однако в отдельных случаях претендент на получение пособия не имеет возможности предоставить указанную выше информацию, так как не возбуждено исполнительное производство по алиментным обязательствам, потому что ответчик имеет постоянное местожительства за пределами РФ и требуется получить соответствующее решение иностранного суда.
Подобная ситуация складывается, например, в связи с проживанием бывшего супруга в государстве, с которым у России нет соглашения о правовом сотрудничестве в обозначенной сфере, а в последнее время и с теми, с которыми оно имеется (Украина). Кроме того, даже если должник находится на территории Российской Федерации, но в другом субъекте, получение необходимых документов представляет собой сложную и длительную процедуру.
Уполномоченным по правам ребёнка для решения данной проблемы было проведено совещание с уполномоченными органами, а также направлено мотивированное письмо Председателю Правительства Свердловской области. В результате нашлось "соломоново решение". Законодательство менять не пришлось, но в тех случаях, когда соответствующую справку получить не представлялось возможным, подключались служба судебных приставов и полиция. В результате, должник объявлялся в розыск и по истечении определенного законом срока (2 месяца) матери выдавался документ для предоставления в управление социальной политики, на основании которого оформлялось пособие.
В результате за 2016 год таких обращений в адрес Уполномоченного набралось всего 21, в то время как в 2015-ом их было 150.
Несмотря на то, что в 2015 году Уполномоченный по правам ребёнка уже обращал внимание в своём ежегодном докладе на проблему ареста счетов граждан, на которые поступают средства на детей, в рамках социальных пособий, в 2016 году данные случаи продолжали иметь место. Так, например, в Невьянске банк с декабря 2015 года по март 2016 года производил списание поступающих денежных средств (пособия на детей, заработной платы) в счет погашения задолженности по кредитным обязательствам матери двоих малолетних детей. Делал он это, несмотря на то, что на счет поступали пособия на детей начисляемые социальной службой лицу, имеющему среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области. Вместе с тем, по закону суммы, причитающиеся ребёнку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребёнка. Помимо этого в силу требований законодательства, регулирующего исполнительное производство, с женщины не могло быть удержано более 50% заработной платы в счет погашения кредитных обязательств. Дело пришлось решать в суде, который в сентябре признал действия банка незаконными.
К сожалению, рассматривая обращения о наложении ареста на "социальные счета" можно однозначно говорить о том, что судебный пристав не владеет сведениями о назначении счета, на который накладывается обеспечительная мера в качестве наложения ареста и в дальнейшем оплата образовавшейся задолженности. В каждом случае при предъявлении соответствующей справки о назначении счета арест снимается.
Вместе с тем, временные затраты, период отсутствия денежных средств, вынужденная необходимость обращаться в территориальное управление социальной политики за подтверждающими справками приводят к нарушению прав несовершеннолетних на содержание и гарантированное государством социальное обеспечение. Создание автоматизирован-ной программы межведомственного взаимодействия между Министерством социальной политики Свердловской области, Сбербанком России и УФССП России по Свердловской области могло бы снизить обозначенные социальные риски.
В практике Уполномоченного стали появляться обращения по вопросу отказа в принятии заявления о назначении государственных пособий по причине отсутствия вообще какого-либо дохода у законных представителей ребёнка, либо доходы указаны не за полные три месяца, предшествующие месяцу, в котором принято заявление. Например, с такой жалобой обратилась многодетная мать из г. Каменска-Уральского: ей было отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребёнка ввиду отсутствия дохода у супруга за последние три месяца.
Предложения Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области: |
Министерству социальной политики Свердловской области во взаимодействии с Уральским банком Сбербанка России и УФССП России по Свердловской области рассмотреть вопрос о создании автоматизированной программы межведомственного взаимодействия. |
3.2. О защите жилищных и иных имущественных прав и интересов ребёнка
Отдельное внимание в своей деятельности Уполномоченный уделяет защите жилищных прав несовершеннолетних. Анализируя структуру обращений можно отметить, что в 2016 году к Уполномоченному по правам ребёнка Свердловской области с проблемами жилищного или материального характера обратились 316 заявителей (АППГ - 312), из их числа 247 по жилищным проблема, в т.ч. по вопросу обеспечения жильем категории оставшихся без попечения родителей - 69 (АППГ - 43).
Как и в предыдущие годы, основные проблемы жилищного характера, влекущие нарушение прав и интересов детей, возникали вследствие неисполнения родителями условий договора ипотечного кредитования (8 обращений), в том числе с использованием средств материнского капитала и приобретения (строительства) жилья на средства в виде социальной выплаты на приобретение жилья многодетной семьей.
Исполняя свои обязанности по обеспечению детей жилищем, родители, действуя с целью улучшения жилищных условий семьи, зачастую необдуманно, а иногда даже самонадеянно, принимали решения о заключении договора ипотечного кредитования на крупную сумму, не просчитав все "риски". При этом возникновение просрочек очередных платежей вследствие объективных обстоятельств либо неожиданно возникших материальных затруднений влечет обращение банка в судебные органы. В дальнейшем, как следствие вступления в законную силу решения суда о взыскании долга, наступает процедура выселения семьи из жилого помещения, находящегося под обременением кредитной организации.
В этих условиях, несмотря на то, что собственниками жилого помещения, приобретенного за счёт средств ипотечного кредитования, являются родители, нарушается право несовершеннолетних, так как ребёнок лишается единственного жилья. К тому же, при приобретении жилого помещения, как правило, используются средства материнского капитала, которые предназначены не только для улучшения жилищных условий, но и могут использоваться на иные цели, в частности, на образование.
Еще одним вариантом нарушения прав несовершеннолетних со стороны законных представителей является использование субсидии, выделяемой государством для многодетной семьи на приобретение либо строительство жилья, рассчитанной на всех членов семьи, т.е. и на детей. Привлекая к строительству недобросовестного застройщика для строительства частного жилого дома, законные представители порою вынуждены в дальнейшем в судебном порядке оспаривать качество дома и ставить вопрос о возврате уплаченных застройщику денежных средств. Даже при наличии положительных решений, принятых судами, возвернуть средства проблематично.
Возврат денежных средств в виде вложенного "материнского капитала" кредитной организацией (банком) законодательством не урегулирован, поэтому вернуть эти средства ни законным представителям, ни в Пенсионный фонд невозможно. Кроме того, как правило, до момента поступления обращения к Уполномоченному вопрос о фактическом выселении семьи уже разрешен в судебном порядке, поэтому основания для вмешательства Уполномоченного отсутствуют, учитывая судебную стадийность обжалования судебных актов.
Вместе с тем, даже при такой ситуации специалистами Аппарата осуществляется консультативная помощь по алгоритму действий и сбору документов, необходимых для обеспечения защиты жилищных прав детей. В качестве одного из вариантов оказания помощи заявителям предлагается направить обращение в орган принудительного исполнения судебных актов с заявлением об отсрочке исполнения решения суда либо обратиться в суд с аналогичным заявлением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.