Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 8 февраля 2017 г. N 33а-1614/2017
судья Зевайкина Н.А. дело N 33а-1614/2017
Апелляционное определение
08 февраля 2017 года г. Екатеринбург
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего Шумкова Е.С.
судей Захаровой О.А., Кормильцевой И.И.,
при секретаре Четиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Нижний Тагил Свердловской области о признании недействующим постановления Администрации г. Нижний Тагил Свердловской области от 06 июля 2016 года N 1958-ПА "О внесении изменений в Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Нижний Тагил",
по апелляционной жалобе Администрации г. Нижний Тагил на решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 03 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Шумкова Е.С., объяснения представителей Администрации г. Нижний Тагил Адеева Д.П., Бунькова А.В., поддержавших доводы жалобы, возражения прокурора Истоминой И.В., судебная коллегия установила:
муниципальное образование г. Нижний Тагил располагается на территории Свердловской области, законом Свердловской области от 21 июля 2004 года N 42-ОЗ это муниципальное образование наделено статусом городского округа.
На территории городского округа Нижний Тагил действуют Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Нижний Тагил, утвержденные постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 25 июня 2013 года (далее - Правила благоустройства г. Нижний Тагил).
Названные Правила устанавливают единые требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определяют перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, устанавливают требования по благоустройству территории города Нижний Тагил (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 06 июля 2016 года N 1958-ПА "О внесении изменений в Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Нижний Тагил" (далее Постановление N 1958-ПА) в Правила благоустройства г. Нижний Тагил внесены следующие изменения:
- пункты 232, 234 - 238, 247 - 249 главы 13 "Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ" исключены (подпункт 1 пункта 1 Постановления N 1958-ПА);
- пункт 230 главы 13 "Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ" изложен в новой редакции:
"230. Элементы благоустройства, поврежденные в ходе проведения земляных работ, ликвидируются специализированной организацией, с которой заключен муниципальный контракт по эксплуатационному содержанию улично-дорожной сети в соответствии с предоставленной Заказчиком работ проектной документацией в первоначальном объеме, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, нормами и правилами в области дорожного ремонта и строительства." (подпункт 2 пункта 1 Постановления N 1958-ПА);
- в подпункте 2 пункта 233 главы 13 "Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ" слова "до момента полного восстановления элементов благоустройства." заменены словами "до подписания акта приемки выполненных земляных работ." (подпункт 3 пункта 1 Постановления N 1958-ПА);
- пункт 250 главы 13 "Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ" изложен в новой редакции:
250. По окончании земляных работ благоустроенная территория сдается Администрации города Нижний Тагил специализированной организацией, с которой заключен муниципальный контракт по эксплуатационному содержанию улично-дорожной сети, проводившей работы по восстановлению нарушенного благоустройства по акту приемки восстановленных элементов благоустройства и озеленения после строительства (реконструкции, ремонта) сетей инженерно-технического обеспечения и иных объектов (абзац второй подпункта 4 пункта 1 Постановления N 1958-ПА).
Копии акта выполненных работ по восстановлению нарушенного благоустройства и локального сметного расчета направляются заказчику земляных работ. С момента получения указанных выше документов у заказчика возникает обязанность по компенсации затрат Администрации города, понесенных в результате восстановления нарушенного благоустройства (абзац третий подпункта 4 пункта 1 Постановления N 1958-ПА);
- пункт 300 главы 19 "Проведение земляных работ" после первого абзаца дополнен абзацем следующего содержания:
"Разрешение на производство земляных работ выдается по форме согласно Приложению N 2 к Правилам." (подпункт 5 пункта 1 Постановления N 1958-ПА);
- пункт 307 главы 19 "Проведение земляных работ" изложен в новой редакции:
307. Все разрушения и повреждения дорожных покрытий, озеленения и элементов благоустройства, произведенные по вине строительных и ремонтных организаций при производстве работ по прокладке подземных коммуникаций или других видов строительных работ, ликвидируются специализированной организацией, с которой заключен муниципальный контракт по эксплуатационному содержанию улично-дорожной сети города Нижний Тагил.
Объем и стоимость работ по восстановлению нарушенного благоустройства устанавливается локальным сметным расчетом, сформированным в соответствии с правовым актом Администрации города Нижний Тагил и применением индекса изменения сметной стоимости в размере, не превышающем уровня индекса изменения сметной стоимости, определенного по результатам заключенного контракта на выполнение работ по эксплуатационному содержанию дорожно-уличной сети города Нижний Тагил.
Лицо, которому выдано разрешение на производство земляных работ, обязано возместить в бюджет города Нижний Тагил расходы, связанные с восстановлением нарушенного благоустройства (подпункт 6 пункта 1 Постановления N 1958-ПА);
- пункт 310 главы 19 "Проведение земляных работ" дополнен третьим абзацем следующего содержания:
До начала земляных работ лицо, которому выдано разрешение на производство земляных работ, вызывает на место представителей управления городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил, администрации района и специализированной организации, с которой заключен муниципальный контракт по эксплуатационному содержанию улично-дорожной сети, для уточнения на месте расположения элементов благоустройства (подпункт 7 пункта 1 Постановления N 1958-ПА).
Этим же постановлением Правила благоустройства г. Нижний Тагил дополнены Приложением N 2 (подпункт 8 пункта 1 Постановления N 1958-ПА), которым установлена форма разрешения (ордера) на проведение земляных работ на земельных участках, находящихся на территории городского округа Нижний Тагил" (далее - Разрешение на проведение земляных работ).
Пункт 1 этого разрешения предполагает указание лица, которому оно выдано, пункт 2 предполагает указание места проведения работ и периода их проведения.
Указанное разрешение также содержит текстовую часть следующего содержания:
Получением настоящего разрешения лицо, которому выдано разрешение, выражает свое согласие на следующие условия выполнения земляных работ (пункт 3):
По окончании земляных работ в течение 3 (трех) дней территория в зоне производства земляных работ сдается по акту сдачи нарушенного благоустройства управлению городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил, администрации района (пункт 3.1).
Все разрушения и повреждения дорожных покрытий, озеленения и элементов благоустройства, произведенные при производстве земляных работ, ликвидируются специализированной организации, с которой заключен муниципальный контракт по эксплуатационному содержанию улично-дорожной сети (пункт 3.2).
После проведения работ по восстановлению нарушенного благоустройства специализированной организацией, с которой заключен муниципальный контракт по эксплуатационному содержанию улично-дорожной сети, управление городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил направляет лицу, которому выдано разрешение, документацию о проведении работ по восстановлению нарушенного благоустройства: копия акта выполненных работ; копия локального сметного расчета
Объем и стоимость работ по восстановлению нарушенного благоустройства устанавливается локальным сметным расчетом, сформированным в соответствии с правовым актом Администрации города Нижний Тагил и применением индекса изменения сметной стоимости в размере, не превышающем уровня индекса изменения сметной стоимости, определенного по результатам заключенного контракта на выполнение работ по эксплуатационному содержанию дорожно-уличной сети города Нижний Тагил (пункт 3.3).
После получения указанной в пункте 3.3. разрешения документации лицо, которому выдано разрешение, обязано в течение 10 (десяти) дней возместить Администрации города Нижний Тагил расходы, понесенные в связи с восстановлением нарушенного благоустройства в сумме, определенной локальным сметным расчетом, путем перечисления денежных средств в бюджет города Нижний Тагил (пункт 3.5).
За неисполнение обязанности, предусмотренной п. 3.4 настоящего разрешения, лицо которому выдано разрешение, уплачивает пени в размере 0,5% от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 3.5).
В случае нарушения порядка проведения, а также сроков сдачи земляных работ, виновное лицо несет ответственность, установленную гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях (пункт 4).
Отметка о приостановлении, возобновлении или продлении действия разрешения, условиях согласования разрешения (пункт 5).
Заместитель прокурора Ленинского района г. Нижний Тагил Свердловской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим Постановления N 1958-ПА, как противоречащего Гражданскому кодексу Российской Федерации, статьям 15, 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статье 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В обоснование указал, что в результате изменений в Правила благоустройства г. Нижний Тагил Постановлением N 1958-ПА у производителя земляных работ появляется обязанность по вступлению в договорные отношения с конкретной специализированной организацией, выбранной Администрацией г. Нижний Тагил, которая и будет осуществлять восстановительные работы в отношении поврежденных объектов благоустройства. При этом производитель земляных работ фактически лишается возможности восстановить элементы благоустройства своими силами либо путем заключения договора с какой-либо иной организацией. Вступив в договорные отношения с указанной организацией, производитель земляных работ принимает на себя обязательства по безусловной оплате работ по восстановлению благоустройства и не имеет возможности участвовать в переговорах по определению стоимости работ и иных условий договора. Оспариваемыми нормами Администрацией г. Нижний Тагил дается прямое указание хозяйствующим субъектам о заключении в приоритетном порядке договоров со специализированной организацией, с которой заключен муниципальный контракт по эксплуатационному содержанию улично-дорожной сети г. Нижний Тагил. Оспариваемый нормативный правовой акт дает необоснованное преимущество названной в нем специализированной организации, обеспечивает ей монополию на выполнение работ по восстановлению элементов благоустройства в г. Нижний Тагил, приводит к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов. Полагает, что установление для организации, с которой заключен контракт на выполнение работ по эксплуатационному содержанию уличной сети г. Нижний Тагил, обязанности по выполнению входящих в контракт земляных работ, является изменением существенных условий контракта. Однако такой способ изменения существенных условий контракта, как издание муниципального нормативного правового акта, не предусмотрены статьей 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". По мнению прокурора, оспариваемый нормативный правовой акт закрепляет административный порядок предоставления права и отказ от конкурсных процедур, что в силу подпункта "з" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 N 96, является коррупциогенным фактором.
Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 03 ноября 2016 года административный иск заместителя прокурора Ленинского района г. Нижний Тагил Свердловской области удовлетворен, Постановление N 1958-ПА признано противоречащим требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 15, 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статье 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Администрация г. Нижний Тагил Свердловской области ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает на неправильность выводов суда о противоречии нормативного правового акта требованиям законодательства, поскольку оспариваемое постановление не содержит в себе никаких норм обязывающих производителя земляных работ заключать какой-либо договор с подрядной организацией, восстанавливающей нарушенное благоустройство, не исключает проведение конкурсных процедур при определении подрядной организации, которая будет восстанавливать нарушенное благоустройство. Лицо, нарушившее объекты благоустройства, обязано возместить вред, причиненный таким нарушением, собственнику этого благоустройства - муниципальному образованию, которое в свою очередь вправе требовать полного возмещения, причиненного ему вреда, в силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. Закон не запрещает собственнику имущества самостоятельно восстанавливать поврежденное имущество с последующим предъявлением требований о компенсации понесенных расходов к лицу, причинившему вред. Оспариваемый нормативный акт устанавливает порядок восстановления поврежденных объектов благоустройства и возмещения муниципальному образованию понесенных им в связи с этим расходов.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме в соответствии с правилами статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Вопросы установления общих принципов организации местного самоуправления пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены находящимся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В силу статьи 7 названного Федерального закона органы местного самоуправления вправе принимать по вопросам местного значения муниципальные правовые акты (часть 1), подлежащие обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (часть 3). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, этому федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Проанализировав положения пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункта 25 пункта 1 статьи 5, статей 19, 26, 28, пункта 25 статьи 29 Устава г. Нижний Тагил, соотнеся их с содержанием оспариваемого нормативного правового акта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Постановление N 1958-ПА принято администрацией г. Нижний Тагил в пределах предоставленных ей полномочий, в той форме, в которой она вправе принимать нормативные правовые акты.
Также судом правильно установлено и подтверждается материалами дела, что Постановление N 1958-ПА было надлежащим образом опубликовано, вступило в действие.
Под земляными работами в соответствии с пунктом 4 Правил благоустройства г. Нижний Тагил понимаются работы, связанные с нарушением элементов внешнего благоустройства и естественного ландшафта территории г. Нижний Тагил.
Постановлением N 1958-ПА внесены изменения в главу 13 названных Правил, регулирующую вопросы восстановления элементов благоустройства после завершения земляных работ, и в главу 19 этих Правил, устанавливающую порядок проведения земляных работ.
Вторым абзацем подпункта 2, вторым и третьим абзацами подпункта 4, подпунктом 6 пункта 1 Постановления N 1958-ПА (новой редакцией пунктов 230, 250, 307 Правил благоустройства г. Нижний Тагил"), а также пунктами 3.2, 3.3, 3.4 Разрешения на проведение земляных работ установлен следующий порядок восстановления поврежденных в ходе проведения земляных работ объектов благоустройства.
Все разрушения и повреждения элементов благоустройства, включая дорожные покрытия и элементы озеленения, произведенные по вине строительных и ремонтных организаций при производстве работ ликвидируются специализированной организацией, с которой заключен контракт по эксплуатационному содержанию улично-дорожной сети г. Нижний Тагил (далее - специализированная организация). Поврежденные элементы благоустройства подлежат ликвидации этой специализированной организацией. По окончанию восстановительных работ специализированная организация сдает благоустроенную территорию Администрации г. Нижний Тагил по соответствующему акту приемки. Объем и стоимость работ по восстановлению нарушенного благоустройства устанавливается локальным сметным расчетом Администрации г. Нижний Тагил. Копия акта приемки работ и локального сметного расчета направляются заказчику земляных работ, у которого с момента их получения возникает обязанность по компенсации затрат Администрации г. Нижний Тагил, понесенных в результате восстановления нарушенного благоустройства. Заказчик работ обязан возместить в бюджет г. Нижний Тагил расходы, связанные с восстановлением нарушенного благоустройства в течение 10 дней со дня получения копий акта выполненных работ и локального сметного расчета.
Таким образом, названные нормы оспариваемого нормативного правового акта фактически устанавливают порядок возмещения вреда, причиненного муниципальному образованию г. Нижний Тагил в результате повреждения объектов благоустройства при производстве земляных работ.
Однако вопросы возмещения вреда урегулированы федеральным законодательством, в частности главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 1082 названного Кодекса предусмотрено несколько способов возмещения вреда: возмещение вреда в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи и т.п.) или возмещение убытков (возмещение расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы - пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу названной нормы закона конкретный способ возмещения вреда стороны обязательства, вытекающего из причинения вреда, вправе определить самостоятельно по соглашению друг с другом. В случае спора, конкретный способ возмещения вреда определяется судом.
Обязанность по возмещению вреда в полном объеме пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагается на лицо, причинившее вред.
Органы местного самоуправления, в силу статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не вправе изменять вышеназванных правил, установленных федеральным законодательством.
Вышеперечисленными нормами Постановления N 1958-ПА, как правильно и указал суд первой инстанции, лицо, производившее земляные работы и повредившее либо уничтожившее объекты благоустройства в ходе таких работ, лишено возможности самостоятельно своими силами или силами привлеченного им за свой счет другого лица, непосредственно восстановить (привести в первоначальное состояние) эти объекты благоустройства, поскольку право на осуществление этих восстановительных работ указанными нормами оспариваемого нормативного правового акта предоставлено исключительно специализированной организации. Этим создаются необоснованные препятствия осуществлению хозяйственной деятельности этого лица, в том числе по привлечению других лиц к проведению восстановительных работ.
Вместе с тем лишение лица, производившего земляные работы, права совершать указанные действия, противоречит вышеприведенным нормам пункта 1 части 1 статьи 1064 и статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации. А создание указанных препятствий осуществлению хозяйственной деятельности противоречит пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающему органам местного самоуправления принимать акты, которые создают необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, приводящих или могущих привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.
Кроме этого, указанные нормы Постановления N 1958-ПА, вопреки требованиям статьи 1082 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливают для лица, производившего земляные работы, один единственный способ возмещения причиненного им в результате этих работ вреда - возмещение убытков на основании локального сметного расчета. При этом из оспариваемого нормативного акта не следует, что размер убытков, определенный локальным сметным расчетом, будет соответствовать реально понесенным Администрацией г. Нижний Тагил расходам на восстановление повреждений, как того требуют вышеназванные нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3.5 Разрешения на проведение земляных работ предусмотрена обязанность лица, получившего его, по уплате пени в размере 0,5% от суммы задолженности за каждый день просрочки в случае невозмещения расходов на восстановление объектов благоустройства в течение 10 дней со дня получения акта выполненных работ и локального сметного расчета.
Указанное Разрешение в силу пунктов 299, 300 Правил благоустройства г. Нижний Тагил (в редакции оспариваемого постановления Администрации г. Нижний Тагил) является обязательным. Подпунктом 9 пункта 6 этих Правил запрещено производство земляных работ без этого разрешения. При этом названные Правила не допускают внесения каких-либо изменений в форму этого разрешения лицом, получившим его. То есть это разрешение и прописанные в нем условия производства работ, в том числе и пункт 3.5 являются обязательными для лица, получившего разрешение.
Таким образом, утверждая оспариваемым нормативным правовым актом форму Разрешения на проведение земляных работ, содержащую пункт 3.5, орган местного самоуправления установил обязанность по уплате пени. Однако пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускает возможности установления нормативными правовыми актами органов местного самоуправления случаев уплаты пени. Эти случаи в соответствии с названной нормой Кодекса могут быть установлены только законом или договором. Оспариваемое постановление не является законом. При этом, как уже указано выше, лицо, получающее разрешение, не может получить его на иных условиях, чем предусмотрено формой, утвержденной Постановлением N 1958-ПА, не может изменить эти условия, поэтому форму разрешения нельзя расценивать, как результат договоренности, то есть разрешение не может расцениваться как договор.
Таким образом, подпункт 2 пункта 1, второй абзац подпункта 4 пункта 1 в части слов "специализированной организацией, с которой заключен муниципальный контракт по эксплуатационному содержанию улично-дорожной сети, проводившей работы по восстановлению нарушенного благоустройства", первое предложение абзаца 3 подпункта 4 пункта 1 в части слов "и локального сметного расчета", второе предложение абзаца 3 подпункта 4 пункта 1, подпункт 6 пункта 1 Постановления N 1958-ПА, а также пункты 3.2, 3.3, 3.4 Разрешения на проведение земляных работ противоречат пункту 1 статьи 1064, статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Пункт же 3.5 Разрешения на проведение земляных работ противоречит пункту 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания недействующими вышеприведенных норм оспариваемого нормативного правового акта.
Иные нормы Постановления N 1958-ПА, по мнению судебной коллегия не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, в том числе и тому, которое указано в административном исковом заявлении. Поэтому у суда не имелось оснований для признания их недействующими.
Поскольку Постановление N 1958-ПА не содержит норм, обязывающих производителя земляных работ или заказчика таких работ заключать договор со специализированной организацией, то являются ошибочными выводы суда о том, что это постановление противоречит статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Оспариваемое постановление не является соглашением между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами. Его содержание не свидетельствует о совершении названными органами и организациями согласованных действий, приводящих или могущих привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Поэтому у суда первой инстанции также не было оснований признавать Постановление N 1958-ПА противоречащим статье 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Оспариваемый нормативный правовой акт не регулирует отношений по поводу выбора специализированной организации, не исключает возможность ее выбора в соответствии с нормами Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не содержит и норм регулирующих вопросы порядка изменения муниципального контракта, заключенного с этой организацией, поэтому нет оснований считать, что этот акт противоречит названному федеральному закону, в том числе и его 95 статье. Выводы же суда о противоречии этой норме закона, судебная коллегия также находит ошибочными.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, только в части, то решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Руководствуясь статьей 308, пунктом 2 статьи 309, пунктами 3, 4 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 03 ноября 2016 года изменить, изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
признать противоречащими законодательству, имеющему большую юридическую силу, и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда:
подпункт 2 пункта 1; второй абзац подпункта 4 пункта 1 в части слов "специализированной организацией, с которой заключен муниципальный контракт по эксплуатационному содержанию улично-дорожной сети, проводившей работы по восстановлению нарушенного благоустройства"; первое предложение абзаца 3 подпункта 4 пункта 1 в части слов "и локального сметного расчета"; второе предложение абзаца 3 подпункта 4 пункта 1; подпункт 6 пункта 1 Постановления Администрации г. Нижний Тагил Свердловской области от 06 июля 2016 года N 1958-ПА "О внесении изменений в Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Нижний Тагил",
а также пункты 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 Разрешения (ордера) на проведение земляных работ на земельных участках, находящихся на территории городского округа Нижний Тагил, являющегося Приложением N 2 к Правилам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Нижний Тагил, введенного в действие подпунктом 8 пункта 1 постановления Администрации г. Нижний Тагил Свердловской области от 06 июля 2016 года N 1958-ПА "О внесении изменений в Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Нижний Тагил".
Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, предназначенном для официального опубликования муниципальных правовых актов г. Нижний Тагил.
Председательствующий |
Шумков Е.С. |
судьи |
Захарова О.А. |
|
Кормильцева И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 8 февраля 2017 г. N 33а-1614/2017
Текст определения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)