Решение Свердловского областного суда
от 9 марта 2017 г. N 3а-136/2017
Свердловский областной суд в составе судьи Шумкова Е.С.,
при секретаре Четиной Е.А.
с участием прокурора Масаловой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Даниловское" о признании недействующими:
отдельных положений Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск, утвержденных решением Первоуральской городской Думы от 04 июня 2009 года N 89;
отдельных норм Положения "Об организации деятельности по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых отходов на территории городского округа Первоуральск", утвержденного решением Первоуральской городской Думы от 30 июля 2009 года N 110;
статей 15 и 16 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области",
установил:
на территории Свердловской области действует Закон Свердловской области от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" (далее - Закон от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ), устанавливающий административную ответственность за нарушение законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (статья 1).
Указанный закон был принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 31 мая 2005 года, одобрен Палатой Представителей Законодательного Собрания Свердловской области 09 июня 2005 года, подписан Губернатором Свердловской области 14 июня 2005 года.
Статьей 15 названного Закона Свердловской области, действующей в настоящее время в редакции Закона Свердловской области от 13 апреля 2015 года N 31-ОЗ, установлена административная ответственность за нарушение порядка проведения работ по уборке территории, установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 16 Закона от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ, действующей в настоящее время в редакции Законов Свердловской области от 08 апреля 2013 года N 32-ОЗ, от 13 апреля 2015 года N 31-ОЗ, предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков вывоза отходов производства и потребления, а равно за нарушение правил их транспортировки, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований.
Решением Первоуральской городской Думы от 04 июня 2009 года N 89 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск (далее - Правила благоустройства).
Пунктом 3.1 названных Правил на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, независимо от правового статуса, формы хозяйственной деятельности в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные средства, а также граждан - владельцев, пользователей земельных участков, зданий, сооружений и транспортных средств, должностных лиц, ответственных за исполнение работ ремонтно-эксплуатационных служб жилищно-коммунального хозяйства и других организаций независимо от их организационно-правовой формы, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, возложены обязанности по обеспечению:
- своевременного вывоза с закрепленной территории отходов производства и потребления, не допуская сжигания отходов во дворах на территориях жилых кварталов, строительных площадках и на уличной территории, а также заключение договоров на вывоз, размещение и переработку отходов производства и потребления с организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов (подпункт 3.1.2);
- регулярной уборки закрепленной уличной, дворовой, внутриквартальной и другой территории, мест общего пользования жилых и общественных зданий и сооружений, очистку территории от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенения, при этом организация рациональной системы сбора, временного хранения, обезвреживания отходов и уборки территории должна удовлетворять требованиям действующих нормативно-технических документов (Правил, СанПиН и др.) (подпункт 3.1.3);
- работ по благоустройству, санитарной уборке и санитарному содержанию и озеленению территорий в границах землеотвода и санитарно-защитной зоны объектов должны проводиться в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и других объектов" с учетом изменений и дополнений к ним (подпункт 3.1.4) (т., 1, л.д. 84-97).
30 июля 2009 года Первоуральской городской Думой принято решение N 100, которым утверждено Положение "Об организации деятельности по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых отходов на территории городского округа Первоуральск" (далее - Положение).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного решения следует читать как "N 110"
Статья 4 Положения устанавливает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели - собственники строений и временных сооружений, а также помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, владеющие или управляющие данным имуществом по основанию, предусмотренному законодательством или договором, обязаны:
- обеспечивать чистоту на площадке по накоплению отходов и прилегающей к ней территории, а также подходы и подъезды к ним, не производить выброс отходов в места, не предназначенные для сбора отходов (пункт 1);
- контролировать соблюдение графика вывоза мусора (пункт 6);
- обеспечивать раздельный сбор, временное складирование вторичных материальных ресурсов (металл, стекло, текстиль, макулатура, тара, упаковка, полимерные материалы, резина, реактивы, технические жидкости и масла, бытовые приборы и оборудование, электротехническое и электронное оборудование, электрические батарейки, ртутные термометры, продукты сельского хозяйства и иные виды вторичных материальных ресурсов) (пункт 9).
Статья 6 Положения регламентирует вывоз бытовых отходов с территории жилых многоквартирных домов, административных зданий, объектов социальной сферы и содержит следующие нормативные предписания.
Вывоз бытовых отходов с территории многоквартирных домов, административных зданий, объектов социальной сферы осуществляется самостоятельно владельцами указанных объектов или иными уполномоченными в установленном порядке лицами, либо заключив договор с любым хозяйствующим субъектом, в том числе не являющимся специализированной организацией (пункт 1).
Сбор и вывоз с территории многоквартирных домов, где собственниками в качестве способа управления многоквартирного дома выбрано товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ), осуществляется ТСЖ самостоятельно либо заключив договор с любым хозяйствующим субъектом, в том числе не являющимся специализированной организацией.
Ответственность за уборку мест (площадки) для накопления отходов, организацию сбора и вывоза отходов с территории многоквартирных домов возлагается на лицо (юридическое или физическое), которое осуществляет функции управления данным многоквартирным домом и непосредственно получает денежные средства с населения за оказание услуги по вывозу отходов.
Ответственность за санитарным состоянием контейнеров возлагается на их собственников.
Организация обустройства мест (площадок) для сбора отходов и их ремонт на территориях застройки многоквартирными и частными (индивидуальными) жилыми домами возлагается на управляющую компанию, обслуживающую данный жилой фонд, контроль возложить на Первоуральское муниципальное казенное учреждение "Городское хозяйство".
Пункты 1 и 2 статьи 6 Положения действуют в настоящее время в редакции решения Первоуральской городской Думы от 28 марта 2013 года N 38 (т.1. л.д.79-83).
ООО УК "Даниловское", привлеченное к административной ответственности по статьям 15, 16 Закона от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ в связи с нарушением вышеназванных предписаний Правил благоустройства и Положения (т. 1, л.д.19-23, 26-36) обратилось в суд с административным иском о признании недействующими названных статей Закона от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ, вышеназванных пунктов Правил благоустройства и Положения, как противоречащих законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В обоснование указало, что отношения в области уборки, сбора и вывоза отходов производства и потребления урегулированы федеральным законодательством, в частности, Федеральными законами от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170. Ответственность за их нарушение установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Ответственность, предусмотренная статьями 15, 16 Закона от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ, фактически установлена за нарушение норм федерального законодательства. Однако установление такой ответственности органами государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается пунктом 3 части 1 статьи 1.3, пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, ссылалось на то, что названные нормы Закона от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ не отвечают требованию правовой определенности.
Оспариваемые нормы Правил благоустройства и Положения по своему содержанию воспроизводят нормы федерального законодательства, что не запрещено. Вместе с тем они влекут за собой административную ответственность по закону субъекта Российской Федерации, что, по мнению административного истца, свидетельствует о необходимости признания их недействующими.
В судебном заседании представитель административного истца Доровских А.Ю. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Губернатора Свердловской области Шахматов В.В., представитель Законодательного Собрания Свердловской области Крылатова И.Ю. возражали против удовлетворения заявленных требований, полагали, что оспариваемые нормы Закона от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ приняты в пределах полномочий Законодательного Собрания Свердловской области, и не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу. Эти нормы не предполагают наступление ответственности за нарушение требований федерального законодательства.
Представитель Первоуральской городской Думы и Главы городского округа Первоуральск Баженова О.А., представитель Главы городского округа Первоуральск Шишова С.В. возражали относительно заявленных требований, просили отказать в удовлетворении административного иска.
Административными ответчиками также представлены письменные возражения на иск (т.2, л.д.46-48, 53-62, 63-72).
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, заслушав заключение прокурора Масаловой К.А. полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Административное законодательство в силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (часть 5).
Часть 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регламентирует, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определяя полномочия региональных органов государственной власти в области законодательства об административных правонарушениях, вышеназванный Кодекс в пункте 1 части 1 статьи 1.3.1 предусматривает, что субъект Российской Федерации праве устанавливать административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Аналогичные предписания содержатся в подпункте 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях согласно пункту 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относится установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приведенные нормы означают, что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные деяния, не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01 октября 1998 года N 145-О, от 01 июня 2010 года N 841-О-П). Субъект Российской Федерации обладает полномочиями по установлению административной ответственности только в той части, в которой спорные правоотношения урегулированы нормами законодательства субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами.
Такая правовая позиция отражена и в пункте 1 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации.
Законодательное собрание Свердловской области в силу статей 9, 29 Устава Свердловской области является высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Свердловской области. К его полномочиям относится принятие законов Свердловской области.
Закон от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ принят с соблюдением процедуры, первоначальный его текст был опубликован в средстве массовой информации "Областная газета" 15 июня 2005 года N 170-171 (т.2, л.д. 45).
С объективной стороны правонарушения, предусмотренные статьями 15, 16 Закона от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ, характеризуются действием (бездействием) и выражаются в несоблюдении правил (порядка) уборки территории, нарушении сроков вывоза отходов производства и потребления, нарушением правил их транспортировки.
Вместе с тем, отношения по поводу уборки территории, сроков вывоза отходов производства и потребления, правил транспортировки таких отходов урегулированы федеральным законодательством.
Так, Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ОЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должны отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21). Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22). Федеральные санитарные правила утверждаются федеральным органом государственной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39).
Статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1). Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Основные положения, подлежащие строгому соблюдению для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий определены в Санитарных правилах содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденными 05 августа 1988 года N 46990-88.
Названными санитарными правилами определены порядок и сроки уборки территорий, в том числе и от отходов производства и потребления. Установлены требования к содержанию площадок (контейнерам) по сбору отходов, срокам удаления отходов и их транспортировке, применяя такие понятия, как своевременное (быстрое) удаление, уборка.
Необходимость выполнения работ по очистке от мусора урн, установленных возле подъездов, их промывке, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома, подметанию и уборка придомовой территории; вывозу твердых и жидких бытовых отходов предусмотрены Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года.
Требования, регулирующие вышеназванные вопросы, также содержатся и в Федеральном законе от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды".
Таким образом, оспариваемые нормы Закона от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ фактически устанавливают ответственность за несоблюдение экологических, санитарно-эпидемиологических, технических правил и требований, предъявляемых к эксплуатации, капитальному ремонту, реконструкции жилищного фонда, содержанию придомовой территории, регламентированных федеральным законодательством. То есть, как правильно и указывает административный истец, предусматривают ответственность за нарушение требований, урегулированных федеральным законодательством.
Урегулирование названных отношений на федеральном уровне, исходя из вышеприведенных положений пункта 3 части 1 статьи 1.3 и пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, означает, что ответственность за нарушение этих правил может быть установлена только федеральным законодательством и не может быть установлена субъектом Российской Федерации.
Статьей 55 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ОЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что административная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается в соответствии с Законодательством Российской Федерации. Статьей 28 Федерального закона от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанное означает, что административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, за нарушение законодательства об отходах производства и потребления может быть установлена только Российской Федерации и не может быть установлена законодательством субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах статьи 15, 16 Закона 14 июня 2005 года N 52-ОЗ, устанавливающие административную ответственность за нарушение правоотношений, урегулированных федеральным законодательством, приняты Законодательным собранием Свердловской области с превышением полномочий, установленных названными положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вышеприведенными нормами Федеральных законов, и противоречат им.
В статье 19 Конституции Российской Федерации сформулирован принцип равенства всех перед законом и судом, который предполагает, что запреты и иные установления, закрепляемые в законе, должны быть определенными, ясными, недвусмысленными (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2003 года N 9-П).
Данный принцип также закреплен и в части 1 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Применительно к правоотношениям в области административной ответственности принцип равенства всех перед законом означает, что любое административное правонарушение должно быть четко определено, чтобы исходя непосредственно из текста нормы, каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия). Иначе может иметь место противоречивая правоприменительная практика в разных муниципальных образованиях одного субъекта, что приводит к ослаблению гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций от произвольного преследования и наказания.
Диспозиция статьи 15 Закона от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ, содержащая в себе отсылочную норму, не позволяет определить те конкретные действия (бездействие), которые подпадают под признаки административного правонарушения, предусмотренного этой статьей закона.
В то же время порядок проведения работ по уборке территории в каждом муниципальном образовании Свердловской области может быть различен. Поэтому одни и те же действия в одном муниципальном образовании могут признаваться административным правонарушением, если определенная обязанность предусмотрена муниципальным правовым актом, а в другом муниципальном образовании эти же действия не будут являться таким правонарушением ввиду иного правового регулирования на муниципальном уровне.
Изложенное свидетельствует о том, что содержание статьи 15 Закона от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ имеет признаки правовой неопределенности.
Статья 16 Закона от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ, как установлено судом, предусматривает административную ответственность за нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований. Одновременно с этим в тексте статьи имеется оговорка, что ответственность по ней наступает в том случае, если действия (бездействия) не повлекли за собой нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований. Все это в совокупности также свидетельствует о правовой неопределенности этой нормы, поскольку не позволяет конкретизировать те нарушения, за которые наступает административная ответственность по этой статье закона.
Установленная судом правовая неопределенность диспозиций статей 15, 16 Закона от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" является самостоятельным основанием для признания этих норм закона недействующими.
В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определены Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Статья 7 названного Федерального закона позволяет органам местного самоуправления принимать по вопросам местного значения муниципальные правовые акты (часть 1), подлежащие обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (часть 3). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, этому федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Предоставляя органам местного самоуправления право принимать нормативные правовые акты, подлежащие обязательному исполнению на территории муниципального образования, Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ в части 3 статьи 43 конкретизировал, что представительный орган муниципального образования вправе принимать указанные правовые акты только по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Законом Свердловской области от 12 октября 2004 года N 79-ОЗ муниципальное образование г. Первоуральск, расположенное на территории Свердловской области, наделено статусом городского округа.
Первоуральская городская Дума является представительным органом местного самоуправления указанного муниципального образования, имеет право принимать нормативные правовые акты в форме решений, обязательные для исполнения на всей территории этого муниципального образования (подпункт 1 пункта 1 статьи 21, статьи 22, 52 Устава городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральского городского совета от 23 июня 2005 года N 194).
Пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, подпункт 25 пункта 1 статьи 6 Устава городского округа Первоуральск допускают принятие Первоуральской городской Думой правил благоустройства территории этого городского округа.
Пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", подпункт 24 пункта 1 статьи 6 Устава городского округа Первоуральск, предоставляют Первоуральской городской Думе принимать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участия в организации в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Следовательно, в целом Правила благоустройства и Положение, некоторые нормы которых оспариваются в настоящем деле, приняты Первоуральской городской Думой в пределах ее полномочий и в той форме, в которой она вправе принимать нормативные правовые акты. Первоначальный текст Правил благоустройства опубликован в газете "Вечерний Первоуральск" 20 июня 2009 года (т.1, л.д. 101-105), Положение опубликовано в этой же газете 11 августа 2009 года (т.1, л.д.74-78).
Оспариваемые административным истцом нормы Правил благоустройства и Положения по своему содержанию не являются нормами, регламентирующими вопросы благоустройства городского округа, участия органов местного самоуправления в мероприятиях по охране окружающей среды в границах городского округа, участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, а являются нормами, регулирующими иные вопросы охраны окружающей среды, сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Однако Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федеральные законы от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не предоставляют органам местного самоуправления, в том числе и Первоуральской городской Думе, права издавать нормативные правовые акты, регулирующие эти вопросы. Следовательно, оспариваемые нормы Правил благоустройства и Положения, приняты Первоуральской городской Думой с превышением ее полномочий, установленных действующим законодательством, что является основанием для признания этих норм недействующими (пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Оспариваемые нормы Правил благоустройства и Положения фактически воспроизводят вышеперечисленные нормы федерального законодательства, в том числе СанПиН 42-128-4690-88. Действующее законодательство не исключает возможности воспроизведения в законах субъектов Российской Федерации и актах местного самоуправления положений федерального законодательства, о чем дано разъяснение в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части". Однако такое воспроизведение в нормативных правовых актах органов местного самоуправления норм федерального законодательства не должно приводить к привлечению к административной ответственности.
В данном случае, нарушение этих норм муниципальных нормативных правовых актов и привело к привлечению административного истца к административной ответственности по закону субъекта Российской Федерации, что свидетельствует о нарушении прав административного истца и о необходимости признания этих норм недействующими.
Поскольку судом установлено противоречие оспариваемых в части нормативных правовых актов требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, то в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный иск подлежит удовлетворению.
При удовлетворении иска в соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу административного истца с административных ответчиков в пользу административного истца подлежит взысканию по 2250 рублей в возмещение его расходов на оплату государственной пошлины при подаче административного искового заявления (т.1, л.д. 39).
Руководствуясь статьями 215, 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Даниловское" удовлетворить.
Со дня вступления в законную силу настоящего решения суда признать недействующими:
- статьи 15, 16 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области";
- подпункты 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4 пункта 3.1 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск, утвержденных решением Первоуральской городской Думы от 04 июня 2009 года N 89;
- пункты 1, 6, 9 статьи 4, статью 6 Положения "Об организации деятельности по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых отходов на территории городского округа Первоуральск", утвержденного решением Первоуральской городской Думы от 30 июля 2009 года N 110;
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу:
- в части признания недействующими статей 15, 16 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" в "Областной газете";
- в части признания недействующими отдельных норм Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск, утвержденных решением Первоуральской городской Думы от 04 июня 2009 года N 89 и Положения "Об организации деятельности по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых отходов на территории городского округа Первоуральск", утвержденного решением Первоуральской городской Думы от 30 июля 2009 года N 110, в газете "Вечерний Первоуральск".
Взыскать с Законодательного Собрания Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Даниловское" 2250 рублей в возврат уплаченной государственной пошлины при подаче административного искового заявления.
Взыскать с Первоуральской городской Думы в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Даниловское" 2250 рублей в возврат уплаченной государственной пошлины при подаче административного искового заявления.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с подачей жалобы через Свердловский областной суд.
Судья |
Шумков Е.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 9 марта 2017 г. N 3а-136/2017
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)