Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Решению Екатеринбургской
городской Думы
от 13 июня 2017 года N 51
Информация
"О сроках начала рекультивации Шарташского гранитного карьера и иных карьеров, подлежащих рекультивации, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург"
В настоящее время на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в рамках осуществления муниципального земельного контроля выявлено 35 земельных участков с нарушенным почвенным слоем, из них на 27 земельных участках деятельность по добыче полезных ископаемых осуществляется законно (на основании лицензии и правоустанавливающих документов), на 7 земельных участках деятельность не осуществляется, имеются котлованы, заполненные водой, нарушен почвенный слой, на одном земельном участке ведется деятельность по добыче полезных ископаемых без лицензии.
Администрацией города Екатеринбурга по данным 8 участкам в августе 2016 года были направлены обращения в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора), а также в Свердловскую межрайонную природоохранную прокуратуру. В апреле 2017 года специалистами отдела муниципального земельного контроля Земельного комитета Администрации города Екатеринбурга повторно были проведены обследования указанных земельных участков (результаты указаны в Приложении 1.1).
Администрацией города Екатеринбурга подготовлено исковое заявление о понуждении собственника (Территориальное управление Росимущества в Свердловской области) осуществить рекультивацию нарушенных земель в отношении земельного участка, на котором ведется деятельность по добыче полезных ископаемых без лицензии.
Кроме того, с целью минимизации количества брошенных нерекультивированных карьеров целесообразно внести изменение в действующее федеральное законодательство, а именно: предусмотреть обязанность лица, осуществляющего недропользование, представлять на стадии получения лицензии проект рекультивации карьера.
Администрация города Екатеринбурга не располагает информацией о наличии или отсутствии у недропользователей проектов рекультивации или ликвидации нарушенных земель. Условия выданных лицензий, в частности лицензий ООО "Сибирский гранитный карьер" и ООО "ДСП", не предусматривают обязанности недропользователей представлять подготовленный проект рекультивации в органы местного самоуправления, ограничиваясь необходимостью их предоставления в контрольные и надзорные органы.
Информация о 27 действующих карьерах, их местоположении, недропользователях, результатах обследования представлена в Приложении 1.2. В отношении всех указанных карьеров имеются выданные лицензии на разработку полезных ископаемых, срок действия которых до настоящего времени не истек. В связи с этим по условиям выданных лицензий у недропользователей до настоящего времени не возникло обязанности осуществить рекультивацию земельных участков.
Информация о сроках начала рекультивации Шарташского гранитного карьера была запрошена Администрацией города Екатеринбурга в Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, однако ответ до настоящего времени не получен.
В части нормативного определения и закрепления лиц, осуществляющих контроль и надзор за использованием и охраной недр на территории муниципального образования "город Екатеринбург":
1. Органы местного самоуправления не осуществляют контроль и надзор за охраной недр.
Статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены вопросы местного значения, в том числе прописаны виды муниципального контроля. Функция контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, не включена в перечень вопросов местного значения городских округов. Указанная позиция была подтверждена на совещании по вопросу "О муниципальных видах контроля", состоявшемся 14 апреля 2017 года в Министерстве экономики Свердловской области.
Лицензионный контроль за нарушением условий выданных лицензий осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере недропользования относятся:
осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации о недрах полномочий в сфере регулирования отношений недропользования на соответствующих территориях;
осуществление регионального государственного экологического надзора в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 16 сентября 2015 года N 832-ПП "О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области" в сфере недропользования Министерство осуществляет следующие полномочия:
подготавливает и утверждает перечни участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр;
участвует в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых.
В соответствии с Законом Свердловской области от 24 апреля 2009 года N 25-ОЗ "Об особенностях пользования участками недр местного значения в Свердловской области" Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области предоставляет участки для добычи полезных ископаемых, выдает лицензии на недропользование, осуществляет контроль за соблюдением условий выданных лицензий.
2. Надзор за безлицензионным использованием участков недр, а также за рекультивацией земель осуществляет Департамент Росприроднадзора.
В соответствии с Положением "О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 400, Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года N 1, Росприроднадзор и его территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;
требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы.
Кроме того, Департамент Росприроднадзора также осуществляет привлечение к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за пользование недрами без лицензии либо пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.