Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Администрации
Артемовского городского округа
от 01.09.2017 N 965-ПА
Порядок
разработки Стратегии социально-экономического развития Артемовского городского округа
1. Общие положения
1. Порядок разработки Стратегии социально-экономического развития Артемовского городского округа (далее - Порядок) устанавливает требования к разработке, корректировке, осуществлению мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития Артемовского городского округа (далее - Стратегия).
2. Стратегия является документом стратегического планирования, определяющим цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития Артемовского городского округа.
3. Стратегия разрабатывается в целях формирования основных направлений социально-экономического развития Артемовского городского округа на долгосрочный период и выработки механизмов их реализации.
4. Разработка стратегии основывается на приоритетах социально-экономической политики Свердловской области, долгосрочных целях, задачах и направлениях социально-экономического развития Свердловской области с учетом особенностей развития Артемовского городского округа.
5. Стратегия разрабатывается на срок не меньший, чем срок реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области, при этом по отдельным стратегическим направлениям социально-экономического развития могут быть установлены целевые ориентиры на более длительный срок.
6. При разработке Стратегии учитываются главные целевые ориентиры документов стратегического планирования федерального, регионального уровней, федеральных и областных отраслевых стратегий.
7. В соответствии со Стратегией разрабатываются и корректируются муниципальные программы и схема территориального планирования Артемовского городского округа. В процессе разработки должна обеспечиваться согласованность Стратегии и документов территориального планирования.
8. Процесс разработки Стратегии возглавляет и контролирует глава Артемовского городского округа. Он также руководит Советом стратегического развития Артемовского городского округа - общественным коллегиальным органом, который рассматривает, принимает решение о направлении на доработку, проведении общественного обсуждения и (или) рекомендует к одобрению проект Стратегии.
9. Стратегия разрабатывается открыто экспертными советами Артемовского городского округа "Власть", "Наука", "Бизнес", "Общественность", "СМИ", включающими представителей власти, науки, бизнеса, общественности, средств массовой информации, разработчиков документов территориального планирования и генерального плана Артемовского городского округа. Процесс разработки освещается на официальном сайте Артемовского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
10. Руководители всех экспертных советов Артемовского городского округа входят в состав Совета стратегического развития Артемовского городского округа.
2. Содержание стратегии
11. Стратегия формируется как научно обоснованный документ, учитывающий интересы всех групп населения Артемовского городского округа и обеспечивающий равномерность и комплексность развития территории.
12. Стратегия состоит из следующих разделов:
I. Концептуальные основы (миссия, главная цель и подцели развития Артемовского городского округа);
II. Социоэкономика Артемовского городского округа;
III. Стратегические направления развития Артемовского городского округа;
IV. Стратегия пространственного развития Артемовского городского округа;
V. Механизм реализации стратегии.
13. Разделы Стратегии: I "Концептуальные основы (миссия, главная цель и подцели развития Артемовского городского округа)", II "Социоэкономика Артемовского городского округа", III "Стратегические направления развития Артемовского городского округа" - формируются отделом экономики, инвестиций и развития Администрации Артемовского городского округа.
Раздел V "Механизм реализации Стратегии" формируется экспертным советом Артемовского городского округа "Власть" с учетом разработанных проектов и утвержденных документов стратегического планирования Свердловской области с привлечением экспертного совета Артемовского городского округа "Бизнес".
Раздел IV Стратегии - "Стратегия пространственного развития Артемовского городского округа" - формируется органом местного самоуправления - Комитетом по архитектуре и градостроительству Артемовского городского округа (далее - Комитет по архитектуре и градостроительству) с привлечением всех экспертных советов Артемовского городского округа.
14. К содержанию разделов Стратегии предъявляются следующие требования:
14.1. Раздел I "Концептуальные основы (миссия, главная цель и подцели развития Артемовского городского округа)" должен содержать приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Артемовского городского округа, которые должны быть согласованы с приоритетами и целями социально-экономического развития Свердловской области в сферах, курируемых органами местного самоуправления. Цели и задачи должны быть реалистичными, достижимыми в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков;
14.2. Раздел II "Социоэкономика Артемовского городского округа" должен содержать стратегический анализ основных тенденций, внешних и внутренних условий и факторов, определяющих развитие Артемовского городского округа за последние 15 лет, диагностику сложившегося общего состояния на момент разработки Стратегии.
Для осуществления объективной оценки должны быть определены конкурентные преимущества Артемовского городского округа, положительные тенденции и характеристики (уникальные сильные стороны) в развитии Артемовского городского округа, в формировании благоприятного хозяйственного климата и улучшении качества жизни населения, выявлены отрицательные тенденции, негативные черты (слабые стороны), факторы, сдерживающие развитие Артемовского городского округа.
Целью разработки данного раздела Стратегии является определение имеющихся и возможных угроз и преимуществ для устойчивого развития Артемовского городского округа в условиях изменения внешней среды и рационального и максимально эффективного использования возникающих возможностей.
Задачами стратегического анализа исходных конкурентных преимуществ являются:
- оценка изменений внутренних и внешних факторов развития Артемовского городского округа за период не менее 15 лет;
- выявление потенциальных угроз для развития Артемовского городского округа по состоянию на начало года разработки Стратегии и на период реализации Стратегии;
- выявление потенциальных возможностей для реализации стратегических целей и целевых ориентиров на период реализации Стратегии;
- оценка потенциальных угроз на пути достижения целевых ориентиров на период действия Стратегии;
- проведение сравнительного анализа уровня социально-экономического развития Артемовского городского округа со сходными муниципальными образованиями;
выявление потенциальных возможностей сохранения и усиления конкурентных преимуществ Артемовского городского округа.
14.3. Раздел III "Стратегические направления развития Артемовского городского округа" должен содержать информацию о направлениях социально-экономического развития Артемовского городского округа на период реализации Стратегии.
При определении состава стратегических направлений, стратегических программ и стратегических проектов необходимо сформировать их в таком сочетании, чтобы достижение результатов их реализации обеспечивало достижение главной цели Стратегии. Учитывая, что главной целью должно быть повышение качества жизни населения Артемовского городского округа, при выборе стратегических направлений необходима комплексность, обеспечивающая развитие человеческого потенциала, экономики, в том числе выбранных специализаций и приоритетов, которые могут быть в силу значимости выделены в отдельные направления инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, экологической безопасности, повышения комфортности проживания и пребывания на территории.
Конкретные задачи, мероприятия и показатели стратегических направлений формируются по результатам комплексного анализа развития Артемовского городского округа.
При определении стратегических направлений, стратегических программ и стратегических проектов в качестве приоритетов и стимулов развития необходимо учитывать федеральные и региональные приоритеты, проекты и программы развития, которые реализуются на территории Артемовского городского округа, сопредельных территориях и имеют фактические или потенциальные связи с Артемовским городским округом.
Основные требования к перечню показателей стратегического направления:
- адекватность - показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели стратегического направления;
- точность - погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о реализации конкретного стратегического направления;
- объективность - не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел;
- достоверность - способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе мониторинга и оценки достижения поставленных задач;
- однозначность - определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики, как специалистами, так и конечными потребителями, не допускающее двоякого толкования;
- сопоставимость - выбор показателей следует осуществлять, исходя из необходимости накопления данных и обеспечения их сопоставимости за разные периоды, а также с показателями, используемыми в международной практике;
- уникальность - показатели достижения поставленных стратегических задач не должны представлять собой объединение нескольких показателей, характеризующих решение отдельных, относящихся к этой цели задач;
- своевременность.
Структура стратегического направления формируется в следующем формате:
1) наименование стратегического направления;
2) целевой вектор: общая цель и подцели направления, отражающие его значение в реализации главной цели Стратегии;
3) основные задачи: перечень задач направления, исходя из структуры приоритетов стратегического направления, решение которых необходимо для достижения основной цели, основа для формирования стратегических программ;
4) стратегическое видение будущего: сжатое изложение результата достижения цели и подцелей направления;
5) тенденции развития: краткая формулировка важнейших долгосрочных тенденций развития направления (подраздел включается в структуру стратегического направления при наличии или планируемом формировании долгосрочных тенденций развития);
6) стратегические преимущества и угрозы: результаты анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (влияния факторов внутренней и внешней среды);
7) способы и методы решения стратегических задач: определяется инструментарий реализации поставленных в направлении задач, в том числе отвечающий на вопрос "как/каким образом делать?", для этого используются организационно-методологические, нормативно-правовые, финансово-кредитные, информационно-управленческие, политические, экономические и другие инструменты;
8) ожидаемые результаты: описание выраженных в количественных и качественных характеристиках ожидаемых изменений, которые произойдут в результате выполнения задач направления, в том числе на какие критерии успеха при этом опираться, как и по каким признакам можно будет определить, что ситуация улучшилась (изменилась), в какой мере потребности и проблемы будут удовлетворены и как это повлияет на дальнейшее развитие ситуации; дать оценку влияния результатов на улучшение качества жизни жителей Артемовского городского округа.
Основные принципы формирования системы показателей стратегического направления:
- использование показателей, характеризующих достижение цели и задач стратегического направления;
- минимизация количества показателей при сохранении полноты информации;
- исчерпывающие формулировки количественных и качественных показателей;
- использование показателей, характеризующих удовлетворение потребностей Артемовского городского округа за счет реализации конкретного стратегического направления;
- использование показателей, характеризующих объем и качество реализации конкретного стратегического направления.
Стратегические направления содержат стратегические программы со стратегическими проектами.
Структура стратегической программы формируется в следующем формате:
1) название стратегической программы;
2) краткое описание стратегической программы. Содержит описание будущих изменений в соответствующей сфере, основную идею стратегической программы на основе реальных фактов и реалистических допущений. В сжатой и доступной форме излагается то, каким образом обеспечивается достижимость целевого вектора стратегической программы, каким должен быть конкретный результат, ради достижения которого и предлагается ее реализация;
3) цели и задачи. Цель стратегической программы должна быть четко сформулирована и связана с генеральной целью социально-экономического развития Артемовского городского округа и целевым вектором соответствующего направления. Цель обусловливает постановку набора задач. Задачи должны быть конкретными и четко сформулированными;
4) анализ исходной ситуации. Содержит:
- анализ позитивных и негативных факторов и тенденций в территориальном и отраслевом разрезах, формирующих внешнюю и внутреннюю среду Артемовского городского округа, которые привели к возникновению проблем и подтверждают необходимость запланированной стратегической программы;
- критерии и показатели, описывающие проблемную ситуацию за последние 15 лет;
- возможные риски и выгоды для Артемовского городского округа, обусловленные политическими, экономическими и прочими факторами;
- сведения о существующих и реализующихся программах, проектах и грантах (на муниципальном, региональном, федеральном уровнях), призванных решать те же или смежные проблемы, механизмы взаимодействия с ними;
5) программные мероприятия. Программные мероприятия - это действия, направленные на достижение программной цели, в общем случае отвечающие на вопрос "что нужно сделать?". Стратегическая программа может включать организационно-методологические, нормативно-правовые, финансово-кредитные, информационно-управленческие, прочие мероприятия;
6) ожидаемые результаты и возможная эффективность. Содержит качественные и количественные конечные и промежуточные показатели в территориальном и отраслевом разрезах, которые отражают достижение цели по Артемовскому городскому округу, и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий;
7) список стратегических проектов. Основными инструментами реализации Стратегии являются стратегические проекты, формируемые по единой методике и обеспечивающие достижение целей стратегических направлений и стратегических программ.
Структура стратегического проекта включает в себя: цель, задачи, технологию, мероприятия, показатели и финансовый план реализации с объемами затрат по источникам финансирования.
Стратегические проекты делятся на поселенческие и поведенческие.
Поселенческие проекты - это проекты, направленные на физическое изменение среды (строительство, реконструкцию, улучшение конкретных объектов или их характеристик, обеспечивающих позитивное влияние на социально-экономическое развитие).
Поведенческие проекты - это проекты, воздействующие на восприятие жителей, формирование или положительное изменение жизненных ценностей или целевых установок.
Отбор стратегических проектов определяется особой значимостью их реализации в развитии Артемовского городского округа и влиянием на реализацию стратегического направления и стратегической программы;
14.4. Раздел IV "Стратегия пространственного развития Артемовского городского округа" должен содержать:
- цель пространственного развития территории Артемовского городского округа, которая должна быть четко сформулирована и связана с главной целью развития Артемовского городского округа, но изложена применительно к развитию территории;
- задачи пространственного развития территории Артемовского городского округа, реализация которых должна обеспечивать достижение указанной выше цели;
- целевые показатели, которые должны быть количественно измеримы и характеризовать достижение цели и исполнение поставленных задач, в том числе по этапам реализации Стратегии;
- анализ территориального развития Артемовского городского округа, состоящий из анализа трансформации территории, достижения целей и показателей предыдущих документов территориального планирования, а также включающий формулировку основных проблем, проблемных зон, описание позитивных и негативных тенденций территориального и градостроительного развития;
- описание концепции (приоритетного сценария) пространственного развития территории Артемовского городского округа, обеспечивающей достижение целей стратегических направлений и достижение главной цели пространственного развития с учетом имеющегося потенциала территории, формируемых (развивающихся) функциональных зон (содержит механизмы реализации стратегических проектов, обозначенных в стратегических направлениях развития Артемовского городского округа);
- показатели реализации стратегии пространственного развития Артемовского городского округа, определяющие условия (требования, нормативы) целевого пространственного развития, в том числе по отдельным функциональным зонам;
- перечень графических материалов, включаемых в состав Стратегии в качестве приложений.
14.5. Раздел V "Механизм реализации Стратегии" содержит описание механизма реализации Стратегии. Механизм реализации Стратегии обеспечивает реализацию процесса стратегического управления развития Артемовского городского округа, качество и своевременность процессов мониторинга и корректировки Стратегии.
На основании принятых концептуальных подходов в данном разделе определяются ответственные исполнители, механизмы, принципы, этапы мониторинга и контроля реализации Стратегии.
Структура раздела V "Механизм реализации стратегии" включает в себя схему организации процесса стратегического управления развитием Артемовского городского округа, соответствующую закрепленным в разделах "Социоэкономика Артемовского городского округа" и "Стратегия пространственного развития Артемовского городского округа" стратегическим направлениям, приоритетам пространственного развития и фактической структуре органов местного самоуправления Артемовского городского округа.
3. Этапы разработки стратегии
15. Решение о разработке Стратегии принимает глава Артемовского городского округа.
16. Отдел экономики, инвестиций и развития Администрации Артемовского городского округа (далее - Уполномоченный орган) обеспечивает координацию и методическое обеспечение разработки Стратегии.
17. В разработке Стратегии принимают участие органы местного самоуправления Артемовского городского округа, функциональные, отраслевые органы Администрации Артемовского городского округа, иные структурные подразделения Администрации Артемовского городского округа, муниципальные организации, заинтересованные территориальные органы государственных органов, хозяйствующие субъекты, расположенные на территории Артемовского городского округа, Дума Артемовского городского округа, Общественная палата Артемовского городского округа (далее - участники разработки Стратегии).
К разработке Стратегии Администрация Артемовского городского округа вправе привлекать объединения профсоюзов и работодателей, общественные, научные и иные организации в установленном законодательством порядке с учетом требований законодательства о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
18. Для разработки Стратегии формируются Совет стратегического развития Артемовского городского округа и экспертные советы Артемовского городского округа "Власть", "Наука", "Бизнес", "Общественность", "СМИ".
Совет стратегического развития Артемовского городского округа и экспертные советы Артемовского городского округа "Власть", "Наука", "Бизнес", "Общественность", "СМИ" действуют в соответствии с утвержденными Положением о Совете стратегического развития Артемовского городского округа и Положением об экспертных советах Артемовского городского округа "Власть", "Наука", "Бизнес", "Общественность", "СМИ".
19. Уполномоченный орган готовит проекты постановлений Администрации Артемовского городского округа "Об организации разработки Стратегии на период до 2030 года", "О создании Совета стратегического развития и экспертных советов "Власть", "Наука", "Бизнес", "Общественность", "СМИ", в которых определяются сроки разработки Стратегии, план мероприятий по разработке Стратегии, персональный состав Совета стратегического развития Артемовского городского округа и экспертных советов Артемовского городского округа "Власть", "Наука", "Бизнес", "Общественность", "СМИ".
20. Разработка Стратегии проводится в следующей последовательности:
1) осуществление сбора необходимых исходных данных, включающих значения показателей социально-экономического развития Артемовского городского округа, характеристики территории, уровень развития и состояния всех видов инфраструктуры, результаты обследований и опросов жителей Артемовского городского округа;
2) проведение анализа социально-экономического развития Артемовского городского округа, оценка текущей ситуации, степень достижения целей и реализуемость ранее утвержденных документов планирования социально-экономического развития Артемовского городского округа. Обязательным является анализ сильных и слабых сторон, внутренних возможностей и внешних угроз Артемовского городского округа, также могут быть применены иные методы стратегического анализа с соответствующими обоснованиями;
3) оценка развития всей инфраструктуры, ее потенциала, выявление системных проблем и ограничений, имеющейся и перспективной специализации Артемовского городского округа с участием соответствующих экспертных советов Артемовского городского округа;
4) рассмотрение исходных данных и результатов анализа на заседании экспертного совета Артемовского городского округа "Наука" с составлением приоритетного и альтернативного сценариев социально-экономического развития Артемовского городского округа с учетом возможной специализации Артемовского городского округа;
5) формирование проекта комплекса главной стратегической цели и подцелей, ожидаемых результатов, стратегических направлений и перечня проектов развития Артемовского городского округа на основе приоритетного сценария социально-экономического развития Артемовского городского округа и с учетом возможной специализации Артемовского городского округа, их рассмотрение экспертными советами Артемовского городского округа "Бизнес", "Общественность", "СМИ" и утверждение Советом стратегического развития Артемовского городского округа;
6) после утверждения Советом стратегического развития Артемовского городского округа комплекса главной стратегической цели и подцелей, ожидаемых результатов, стратегических направлений и перечня проектов развития Артемовского городского округа формируются рабочие группы по утвержденным стратегическим направлениям и стратегическим программам, возглавляемые заместителями главы Администрации Артемовского городского округа по курируемым направлениям, и организуется работа по формированию проекта текстовой части стратегических направлений и входящих в них стратегических программ и стратегических проектов при участии экспертных советов Артемовского городского округа в соответствии со структурой, установленной пунктом 13 настоящего Порядка;
7) проекты текстовой части раздела "Стратегические направления развития Артемовского городского округа", сформированные экспертным советом Артемовского городского округа "Власть", основные показатели эффективности реализации проекта Стратегии направляются в Комитет по архитектуре и градостроительству для рассмотрения, территориальной привязки и подготовки проекта раздела "Стратегия пространственного развития Артемовского городского округа". Замечания и предложения Комитета по архитектуре и градостроительству выносятся на рассмотрение экспертных советов Артемовского городского округа для выполнения соответствующих корректировок раздела;
8) на основе скоординированных разделов "Стратегические направления развития Артемовского городского округа" и "Стратегия пространственного развития Артемовского городского округа" формируется комплекс стратегических проектов развития Артемовского городского округа (в том числе по развитию инфраструктуры: транспортной, инженерной, социальной);
9) экспертным советом Артемовского городского округа "СМИ" организуется представление, обсуждение и получение предложений от жителей Артемовского городского округа и организаций для уточнения и корректировки стратегических направлений, стратегических программ и стратегических проектов;
10) экспертный совет Артемовского городского округа "Власть" формирует предложения по составу инструментов и механизмов управления развитием Артемовского городского округа, а также по источникам финансирования мероприятий по развитию Артемовского городского округа, включению мероприятий стратегических проектов в федеральные программы, государственные программы Свердловской области, муниципальные программы Артемовского городского округа;
11) на основании сформированных сводных предложений экспертных советов Артемовского городского округа и результатов общественного обсуждения экспертный совет Артемовского городского округа "Власть" формирует проект Стратегии. Материально-техническое обеспечение процесса формирования проекта Стратегии обеспечивает Уполномоченный орган;
12) проект разработанной Стратегии направляется в Министерство экономики и территориального развития Свердловской области для рассмотрения и, при необходимости, подготовки предложений по его корректировке для обеспечения координации со Стратегией социально-экономического развития Свердловской области;
13) на основании предложений Министерства экономики и территориального развития Свердловской области проект Стратегии дорабатывается Уполномоченным органом с участием экспертных советов Артемовского городского округа;
14) в соответствии с действующими порядками проводятся общественные обсуждения и публичные слушания Стратегии;
15) проект Стратегии с приложением заключения Министерства экономики и территориального развития Свердловской области, отчета о проведении общественного обсуждения, решения по итогам публичных слушаний направляется для утверждения (одобрения) в Думу Артемовского городского округа.
21. Стратегия в течение 10 календарных дней со дня ее утверждения (одобрения) подлежит размещению на официальном сайте Артемовского городского округа в информационно-телекоммуникационной системе "Интернет".
22. Уполномоченный орган обеспечивает размещение Стратегии в Государственной автоматизированной системе "Управление".
4. Корректировка стратегии
23. Решение о корректировке стратегии принимает глава Артемовского городского округа.
24. Корректировка Стратегии осуществляется без изменения периода ее реализации.
25. Решение о корректировке Стратегии принимается в следующих случаях:
1) изменения законодательства Российской Федерации и Свердловской области в части, затрагивающей положения Стратегии;
2) корректировки прогноза социально-экономического развития Артемовского городского округа на долгосрочный период в части, затрагивающей положения Стратегии.
26. Корректировка стратегии осуществляется Уполномоченным органом во взаимодействии с ответственными исполнителями и другими участниками разработки стратегии путем подготовки проекта о внесении изменений в действующую Стратегию.
27. Корректировка Стратегии осуществляется в порядке, предусмотренном для ее разработки и утверждения в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка.
5. Мониторинг и контроль реализации Стратегии
28. Мониторинг и контроль реализации Стратегии осуществляются Уполномоченным органом совместно с ответственными исполнителями на основе данных официального статистического наблюдения, ежегодных отчетов о реализации муниципальных программ Артемовского городского округа.
29. Ответственные исполнители ежегодно, в срок до 1 марта года, следующего за отчетным годом, направляют в Уполномоченный орган информацию о реализации Стратегии по форме, разработанной Уполномоченным органом.
30. На основании сведений, полученных от ответственных исполнителей, Уполномоченный орган в срок до 1 мая года, следующего за отчетным годом, готовит и представляет главе Артемовского городского округа отчет о реализации Стратегии, в том числе о наличии оснований для корректировки Стратегии, указанных в пункте 22 настоящего Порядка.
31. Результаты мониторинга реализации Стратегии отражаются в ежегодном отчете главы Артемовского городского округа о результатах своей деятельности, о результатах деятельности Администрации Артемовского городского округа и иных подведомственных главе Артемовского городского округа органов местного самоуправления Артемовского городского округа, в том числе о решении вопросов, поставленных Думой Артемовского городского округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.