Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития Свердловской области
на среднесрочный период 2018 - 2020 годов
Пояснительная записка
Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2018 - 2020 годов разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации, в том числе с применением среднероссийских индексов потребительских цен, а также с учетом Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период 2016 - 2030 годов, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", основных направлений бюджетной и налоговой политики Свердловской области.
Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2018 - 2020 годов сформирован исходя из анализа статистических данных за 2016 год и январь - июль 2017 года и прогнозных расчетов по основным видам деятельности, представленных исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и организациями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области.
К основным факторам, учтенным в прогнозе социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2018 - 2020 годов, относятся неустойчивая внешняя конъюнктура мировых рынков, ограничение доступа отечественных предприятий к зарубежным финансовым ресурсам.
Помимо факторов внешнего воздействия учтены задачи, определенные стратегическими документами Свердловской области, экономические инициативы Губернатора Свердловской области, планы по укреплению внутреннего рынка и развитию импортозамещения, по реализации крупных инвестиционных проектов и загрузке уже введенных в эксплуатацию мощностей, а также степень реализации государственной политики, направленной на поддержку инвестиционной деятельности и деловой активности.
В зависимости от полноты и скорости реализации задач, определенных стратегическими документами Свердловской области, разработаны три варианта развития.
Консервативный сценарий (вариант 1) предполагает сохранение сложившихся инерционных тенденций, минимальную динамику развития в условиях неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков, снижение инвестиционной активности частных компаний. Параметры данного сценария соотносятся с характеристиками консервативного сценария социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации.
В случае развития экономики Свердловской области по данному сценарию в 2018 году ожидается прирост валового регионального продукта (далее - ВРП) в реальном выражении на 0,4 процента, в 2019 году - на 1,2 процента, в 2020 году - на 1,3 процента.
Базовый сценарий (вариант 2) предполагает умеренный рост экономики в более благоприятных внешнеэкономических условиях. Также как и в базовом сценарии Российской Федерации вариант 2 основан на предположении, что инвестиции в основной капитал будут восстанавливаться более быстрыми темпами. В социальной сфере данный вариант прогноза предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса.
В 2018 году рост физических объемов ВРП прогнозируется на уровне 101,8 процента, в 2019 году - 102,3 процента, в 2020 году - 102,7 процента.
Целевой сценарий (вариант 3) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на реализацию активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного и делового климата, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период 2016 - 2030 годов. В рамках сценария предусмотрена реализация мероприятий, направленных на техническое и технологическое переоснащение реального сектора экономики, рост производительности труда и заработной платы.
В рамках варианта 3 предполагается перераспределение ресурсов в сторону инвестиционных расходов, создание условий для трансформации сбережений в инвестиции, увеличение склонности к инвестированию путем реализации макроэкономических и регуляторных мер, направленных на повышение уровня доверия бизнеса и улучшение бизнес-среды.
Структурные меры, заложенные в целевой вариант прогноза, должны обеспечить:
рост инвестиционной активности (с помощью создания предсказуемых условий ведения бизнеса; улучшения делового климата, системы поддержки экспорта);
рост производительности труда (посредством реализации приоритетного проекта Российской Федерации по повышению производительности труда, улучшения качества человеческого капитала через модернизацию системы образования и повышения квалификации).
В целевом сценарии Российской Федерации также заложена инвестиционная модель развития.
Предлагаемый комплекс структурных мер должен обеспечить ускорение темпов экономического роста до 104,1 процента в 2018 году, до 104,9 процента в 2019 году и до 105,4 процента в 2020 году.
Для разработки проекта областного бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов предлагается использовать базовый сценарий прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2018 - 2020 годов.
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Свердловской области
Динамика большинства макроэкономических показателей Свердловской области в 2017 году свидетельствует о переходе экономики к уверенному восстановительному периоду.
Свердловская область подтверждает свои позиции в первой десятке субъектов Российской Федерации по показателям отгрузки промышленной продукции, оборота оптовой и розничной торговли, предоставления платных услуг населению, ввода в эксплуатацию жилья, инвестиций в основной капитал.
В январе - июле 2017 года объем отгруженной промышленной продукции по полному кругу организаций увеличился в фактических ценах на 8,4 процента к уровню января-июля 2016 года и составил 1057,3 миллиарда рублей. По итогам января-июля 2017 года индекс промышленного производства по полному кругу организаций составил 104,0 процента к уровню января-июля 2016 года, в том числе в обрабатывающих производствах - 104,3 процента.
В сельском хозяйстве объем продукции в январе-июле 2017 года составил 32,7 миллиарда рублей, или 98,7 процента к уровню января-июля 2016 года в сопоставимых ценах.
В перевозках автомобильным транспортом по кругу крупных и средних организаций отмечено снижение. В январе-июле 2017 года перевезено 17,7 миллиона тонн грузов, что на 0,1 процента ниже уровня соответствующего периода предыдущего года.
Оборот розничной торговли в Свердловской области в январе - июле 2017 года сложился в сумме 601,0 миллиарда рублей, что в сопоставимых ценах на 4,4 процента ниже уровня января-июля 2016 года.
В январе - июле 2017 года объем платных услуг населению составил 195,8 миллиарда рублей, или 100,1 процента к уровню января-июля 2016 года в сопоставимых ценах.
По итогам января-июня 2017 года прибыль прибыльных крупных и средних организаций составила 121,1 миллиарда рублей, что на 8,6 процента ниже уровня соответствующего периода предыдущего года.
В январе - июне 2017 года объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций (с учетом малых предприятий и оценки неформальной деятельности) составил 130,8 миллиарда рублей, или 87,8 процента к уровню января-июня 2016 года в сопоставимых ценах. В общем объеме инвестиций 68 процентов освоено крупными и средними организациями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области, что составило 89 миллиардов рублей. Завершение реализации крупных инвестиционных проектов в инвестиционно емких отраслях, жесткие условия кредитования и ограниченные возможности замещения внешних источников финансирования инвестиционных проектов обусловили снижение объема инвестиций в основной капитал.
Объем работ, выполненных собственными силами по виду деятельности "строительство", в январе-июле 2017 года составил 65,7 миллиарда рублей, или 106,8 процента к уровню января-июля 2016 года в сопоставимых ценах.
В январе-июле 2017 года введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 866,7 тысячи квадратных метров, или 85,8 процента к уровню января-июля 2016 года.
По итогам января - июня 2017 года внешнеторговый оборот Свердловской области составил 4588,7 миллиона долларов США, в том числе экспорт - 3043,9 миллиона долларов США, импорт - 1544,8 миллиона долларов США.
Основу экспорта Свердловской области в январе-июне 2017 года составляли металлы и изделия из них, машиностроительная продукция, а также продукция химической промышленности.
По итогам января-июня 2017 года фонд начисленной заработной платы в Свердловской области составил 290,5 миллиарда рублей, или 107,4 процента к уровню января-июня 2016 года.
Среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, в январе-июне 2017 года составила 34532 рубля (106,1 процента к уровню января-июня 2016 года).
Реальные располагаемые доходы продолжили снижение в основном из-за не связанных с заработной платой составляющих и в январе-июне 2017 года составили 95,0 процента к уровню января - июня 2016 года.
Уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на 1 августа 2017 года составил 1,28 процента (на 1 августа 2016 года - 1,55 процента).
По численности постоянного населения среди субъектов Российской Федерации Свердловская область занимает пятое место. Среднегодовая численность населения Свердловской области в 2016 году составила 4329,7 тысячи человек.
В январе - июле 2017 года естественная убыль населения составила 3503 человека, родилось 31,1 тысячи человек, умерло 34,6 тысячи человек. Рождаемость в Свердловской области сократилась на 10,6 процента по сравнению с уровнем января-июля 2016 года, смертность сократилась на 1,7 процента.
В целом динамика основных показателей в 2017 году соответствует параметрам прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2017 - 2019 годов, одобренного постановлением Правительства Свердловской области от 20.09.2016 N 659-ПП "Об одобрении прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2017 - 2019 годов".
Факторы и ограничения экономического роста Свердловской области на среднесрочный период 2018 - 2020 годов
Сохраняющиеся тенденции мирового экономического развития и внешнеэкономической конъюнктуры, напряженность геополитической обстановки привели к ограничениям доступа к мировому рынку капитала для предприятий. Существенно возросли структурные ограничения для экономического роста, связанные с неразвитостью инфраструктуры, устаревающим оборудованием, неблагоприятной демографией, а также возрастающим дефицитом квалифицированных кадров.
В демографической ситуации Свердловской области основными факторами дальнейшего развития являются: поддержание интенсивности деторождений за счет увеличения рождений вторых и последующих детей, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении, снижение младенческой смертности.
Развитие Свердловской области в среднесрочном периоде определяют процессы, относимые как к внешней, так и к внутренней среде. И внешняя, и внутренняя среда носят характер ограничений и возможностей экономического роста.
Внешние факторы отражают мировые и российские тенденции развития. Они обусловлены усилением глобальной конкуренции, охватывающей рынки не только товаров, но и капиталов, технологий, рабочей силы. В среднесрочный период предполагается снижение динамики мирового выпуска: c 103,2 процента в 2016 году до 102,8 процента в 2020 году.
Росту промышленного производства на территории Свердловской области в среднесрочной перспективе будет способствовать участие предприятий в реализации крупных российских проектов. Так, перспективы роста ожидаются в сегменте производства стальных труб для строительства крупных магистральных трубопроводов "Северный поток-2", первой очереди проекта "Ямал-СПГ", реализации проектов по освоению континентального шельфа и трудноизвлекаемых запасов.
Существенное увеличение спроса на алюминиевые полуфабрикаты и титановый прокат, в том числе для поставок на экспорт, ожидается в связи с реализацией проектов совместно с крупными самолетостроительными зарубежными компаниями Boeing и Airbus, проекта создания регионального самолета Superjet 100, программ Ильюшина и других.
Свердловская область является традиционным поставщиком цемента, щебня, металлоконструкций, ЖБИ, утеплителя в Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Росту производства также будет способствовать участие промышленных предприятий Свердловской области в мероприятиях, предусмотренных государственными программами Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие оборонно-промышленного комплекса".
Преобразованию транспортного комплекса Свердловской области в крупнейший транспортно-логистический узел будет способствовать создание системы логистических комплексов и развитого международного хаба на базе аэропорта "Кольцово", а также реализация крупнейших проектов, предусмотренных Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года и Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года.
К основным ограничениям экономического роста Свердловской области относятся:
1) низкая производительность труда в экономике по сравнению с развитыми странами, обусловленная недостаточным уровнем технологического оснащения предприятий, высокой социальной нагрузкой в ряде территорий, низкой восприимчивостью к инновациям;
2) невысокий уровень внедрения инноваций в экономику - удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров предприятий промышленного производства составил 7,8 процента по итогам 2015 года (24 место в Российской Федерации);
3) высокий износ основных фондов - 57,1 процента по итогам 2016 года по крупным и средним коммерческим организациям (72 место в Российской Федерации);
4) структурный дисбаланс промышленного комплекса: около половины промышленной отгрузки составляет металлургическое производство (более 44 процентов по итогам января-июня 2017 года), на которую приходится 61 процент экспортно ориентированной продукции Свердловской области. Такая зависимость экономики Свердловской области от одной отдельной отрасли в условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры и нестабильности мировых цен на металлы создает риски для долгосрочного опережающего развития региона;
5) высокая конкуренция среди субъектов Российской Федерации в части привлечения инвестиций и создания благоприятных условий ведения бизнеса: Свердловская область вошла во II группу регионов по итогам 2016 года в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации Агентства стратегических инициатив;
6) отставание Свердловской области по уровню заработной платы от среднероссийского значения, начавшееся с 2009 года, в результате прошедшего финансово-экономического кризиса;
7) усиление тенденции старения населения и ухудшение возрастной структуры. Ожидаемые демографические изменения зададут жесткие требования к будущим тенденциям развития рынка труда, приведут к росту демографической нагрузки на трудоспособное население, в том числе вследствие повышенной интенсивности рождений в последние годы и увеличения доли населения младше трудоспособного возраста.
Валовой региональный продукт
В 2018 - 2020 годах ключевые отрасли будут определять дальнейшую динамику ВРП, в связи с чем значительных структурных сдвигов в экономике не ожидается.
В структуре ВРП Свердловской области к 2020 году доля основных отраслей составит:
обрабатывающие производства - 29,7 - 31,0 процента;
оптовая и розничная торговля - 18,2-19,1 процента;
транспорт и связь - 8,8-9,1 процента.
При реализации варианта 1 к концу прогнозного периода (2020 год) ВРП составит 104,4 процента к уровню 2016 года в сопоставимых ценах, варианта 2 - 108,5 процента в сопоставимых ценах, варианта 3 - 116,7 процента в сопоставимых ценах.
Увеличение ВРП в 2018 - 2020 годах по варианту 3 произойдет в основном за счет наращивания физических объемов производства в ключевых отраслях экономики, таких как:
промышленность - индекс промышленного производства в 2020 году составит 116,2 процента к уровню 2016 года в сопоставимых ценах, в том числе в обрабатывающих производствах - 117,8 процента в сопоставимых ценах;
сельское хозяйство - 107,5 процента в сопоставимых ценах;
розничная торговля - 110,4 процента в сопоставимых ценах.
Росту экономики региона будут способствовать дальнейшая работа по развитию особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Титановая долина" (привлечение новых компаний-резидентов и увеличение вложенных ими объемов инвестиций), мероприятия по подготовке к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу.
Ожидается, что в 2020 году производительность труда в экономике (по добавленной стоимости) увеличится в 1,2 - 1,4 раза к уровню 2016 года в действующих ценах и составит 1165 - 1305 тысяч рублей в расчете на 1 занятого в экономике.
Промышленное производство
В 2020 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ (услуг) собственными силами по полному кругу промышленных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, прогнозируется на уровне 2232,0 - 2525,7 миллиарда рублей, что в действующих ценах в 1,2-1,4 раза выше уровня 2016 года.
Индекс промышленного производства в 2020 году составит 106,1-116,2 процента к уровню 2016 года в сопоставимых ценах.
Росту промышленного производства будет способствовать реализация следующих крупнейших инвестиционных проектов:
строительство прокатного комплекса открытого акционерного общества "Каменск-Уральский металлургический завод";
реконструкция цеха электролиза меди (II очередь) открытого акционерного общества "Уралэлектромедь";
модернизация технологической цепочки по производству высокоточных сменных многогранных пластин для режущего инструмента открытого акционерного общества "Кировградский завод твердых сплавов";
реконструкция плавильно-прессово-заготовительных и прокатно-волочильных мощностей открытого акционерного общества "Ревдинский завод ОЦМ";
модернизация производства генно-инженерных и аналоговых инсулинов общества с ограниченной ответственностью "Завод Медсинтез";
реконструкция трубопрокатного производства с установкой комплекса оборудования непрерывного стана открытого акционерного общества "Северский трубный завод";
создание трубного кластера на территории открытого акционерного общества "Синарский трубный завод";
строительство шахты "Черёмуховская-Глубокая" открытого акционерного общества "Севуралбокситруда";
локализация производства самолета L-410 UVP-E20 и его модификаций на территории акционерного общества "Уральский завод гражданской авиации";
модернизация вальцеделательного производства закрытого акционерного общества "Кушвинский завод прокатных валков";
модернизация, реконструкция и техническое перевооружение объектов основных фондов открытого акционерного общества "Корпорация ВСМПО-АВИСМА".
В целях развития системы импортозамещения и внутрироссийской кооперации будет продолжена работа по участию предприятий Свердловской области в приоритетных направлениях развития гражданской промышленности.
Сельское хозяйство
В 2020 году объем производства сельскохозяйственной продукции в зависимости от варианта развития Свердловской области составит 88,9 - 94,6 миллиарда рублей, накопленный индекс производства в сельском хозяйстве - 101,3 - 107,5 процента к уровню 2016 года в сопоставимых ценах.
В среднесрочной перспективе ожидается сохранение положительной динамики развития сельского хозяйства. Этому будет способствовать дальнейшая реализация мер по импортозамещению, развитие механизмов поддержки сельхозтоваропроизводителей.
Положительные тенденции в отрасли растениеводства будут связаны с перспективным направлением - производство овощей закрытого грунта. В частности обществом с ограниченной ответственностью "УГМК-Агро" на базе акционерного общества "Тепличное" запланировано строительство инновационного тепличного комбината площадью 17,6 гектара для выращивания овощных и зеленых культур.
В сфере животноводства будут реализованы мероприятия по модернизации и строительству животноводческих ферм, развитию козоводства.
Рынок товаров и услуг
По варианту 1 ожидается замедление темпов роста физических объемов оборота розничной торговли в среднесрочном периоде. В 2020 году оборот розничной торговли составит 1263,1 миллиарда рублей, или 101,6 процента к уровню 2016 года в сопоставимых ценах.
Вариант 2 предполагает на фоне укрепления рубля и стабилизации уровня инфляции постепенное увеличение темпов роста физических объемов оборота розничной торговли в 2018 - 2020 годах. Согласно данному сценарию оборот розничной торговли в 2020 году составит 1294,5 миллиарда рублей, или 104,5 процента к уровню 2016 года в сопоставимых ценах.
Вариант 3 предполагает достижение сбалансированности спроса и предложения на товарных рынках и учитывает рост реальных денежных доходов населения. В результате в 2020 году оборот розничной торговли составит 1370,6 миллиарда рублей, или 110,4 процента к уровню 2016 года в сопоставимых ценах.
Рост реальной заработной платы будет способствовать повышению спроса на рынке услуг. В 2020 году платные услуги населению прогнозируются на уровне 416,2 - 472,4 миллиарда рублей, или 104,2 - 118,2 процента к уровню 2016 года в сопоставимых ценах.
Финансы
К концу прогнозного периода (2020 год) прибыль прибыльных организаций составит 494,1-538,7 миллиарда рублей, или 130,0-141,7 процента к уровню 2016 года.
Темпы роста мировой экономики и динамика курса рубля в среднесрочный период сохранят благоприятную ситуацию для экспортно ориентированных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области. Высокая доля валютной выручки в продажах и относительное отсутствие долговых проблем являются одними из факторов дальнейшего развития Свердловской области.
Инвестиции
По варианту 1 предполагается сохранение в прогнозируемом периоде невысокой инвестиционной активности. В 2020 году индекс физического объема инвестиций в основной капитал составит 105,6 процента к уровню 2016 года. В результате в 2020 году объем инвестиций в основной капитал составит 437,5 миллиарда рублей.
По варианту 2 ожидается повышение инвестиционной активности. Прогнозируемая динамика будет обеспечиваться за счет уже реализуемых инвестиционных проектов, в первую очередь в металлургическом производстве и транспортном машиностроении. В результате в 2020 году инвестиции в основной капитал вырастут на 17,4 процента к уровню 2016 года в сопоставимых ценах, объем инвестиций в основной капитал составит 485,6 миллиарда рублей.
Основными факторами роста инвестиций являются:
1) повышение эффективности государственных мер стимулирования субъектов инвестиционной деятельности в сферах налогообложения, использования механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства, комплексного сопровождения реализуемых инвестиционных проектов на принципах проектного управления;
2) расширение взаимодействия с институтами развития и фондами с целью предоставления организациям доступа к финансовым и информационным ресурсам;
3) участие в федеральных целевых программах;
4) развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Титановая долина" за счет осуществления компаниями-резидентами промышленно-производственной деятельности, привлечения на площадку особой экономической зоны новых зарубежных и российских компаний с высокотехнологичной продукцией, а также за счет расширения границ особой экономической зоны (создание второй очереди в муниципальном образовании "город Екатеринбург" и Сысертском городском округе для размещения производства современных воздушных судов малой авиации);
5) развитие индустриальных парков с использованием инструментов государственной поддержки "Богословский" (городской округ Краснотурьинск), "Новоуральский" (Новоуральский городской округ);
6) продвижение образа Свердловской области как инвестиционно привлекательной территории в рамках участия региона в конгрессно-выставочных мероприятиях, Международной промышленной выставке "ИННОПРОМ", участия предприятий Свердловской области в национальных и международных деловых мероприятиях;
7) создание развитой туристской инфраструктуры, устойчивое развитие въездного и внутреннего туризма;
8) реализация инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития Свердловской области.
Вариант 3 предполагает интенсивное увеличение инвестиционной активности с учетом заложенных в базовом сценарии инвестиционных процессов. Предполагается интенсификация притока инвестиций в регион, поддержка инвестиционных проектов, направленных на создание новых высокотехнологичных производств, внедрение новых перспективных технологий во всех сферах экономики, инициативное участие Свердловской области в реализации федеральных инфраструктурных проектов, активное продвижение инвестиционных проектов предприятий Свердловской области на уровень Российской Федерации и внешние рынки, рост государственных расходов на развитие социальной и транспортной инфраструктуры.
По варианту 3 в 2020 году рост инвестиций в основной капитал составит 138,8 процента к уровню 2016 года в сопоставимых ценах. В результате в 2020 году объем инвестиций в основной капитал составит 580,7 миллиарда рублей. Существенный рост инвестиций позволит обеспечить ускоренные экономические темпы роста Свердловской области в долгосрочном периоде.
Жилищное строительство
В 2018 - 2020 годах ежегодный объем введенного в эксплуатацию жилья прогнозируется на уровне 2 миллионов квадратных метров.
В среднесрочном периоде ожидается наращивание объемов жилищного строительства, в том числе малоэтажного, и повышение его доступности для семей с различным уровнем доходов, а также стимулирование спроса на жилье путем совершенствования методов государственной поддержки населения в улучшении жилищных условий.
Прогнозные значения показателя "Ввод в действие жилых домов" по варианту 3 приведен в соответствие с целевыми индикаторами государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1296-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года".
Внешнеэкономическая деятельность
В 2018 - 2020 годах ожидается стабильный рост внешнеторгового оборота Свердловской области. В 2020 году объем экспорта ожидается в сумме 7046,4 - 8240,5 миллиона долларов США, или 99,0 - 115,8 процента к уровню 2016 года, импорта - 3059,5-3766,5 миллиона долларов США, или 119,9 - 147,6 процента к уровню 2016 года.
В период с 2018 по 2020 год в Свердловской области планируется осуществление ряда проектов экспортной направленности, особенно на традиционных рынках, а также расширение географической структуры внешнеэкономических связей.
Стабилизация курса рубля, ускорение темпов экономического роста в России скорее всего приведут к некоторому оживлению импортных поставок, а также некоторому росту спроса на машины и оборудование, поставляемое европейскими странами. США и страны Европейского союза в 2018 - 2020 годах останутся основными торговыми партнерами Свердловской области. Будет продолжена работа по наращиванию торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Прогнозируется постепенное увеличение двусторонней торговли после 2017 года.
В прогнозируемый период будет осуществляться сотрудничество в горнорудной промышленности, производстве строительных материалов, поставке оборудования для железных дорог в страны Ближнего Востока.
Малое предпринимательство
На начало 2018 года число малых и средних предприятий (включая микропредприятия) оценивается на уровне 115,1 тысячи единиц. В 2020 году число малых и средних предприятий (включая микропредприятия) достигнет 119,3-129,5 тысячи единиц, или 112,3 - 121,9 процента к уровню 2016 года.
В 2020 году оборот малых и средних предприятий (включая микропредприятия) ожидается в сумме 1466,0-1563,6 миллиарда рублей, или 105,2-112,2 процента к уровню 2016 года в действующих ценах.
Росту субъектов малого и среднего предпринимательства будет способствовать комплексная работа, направленная на развитие предпринимательства в Свердловской области, как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Это, в первую очередь, переформатирование инфраструктуры поддержки предпринимательства муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в агентства развития территорий путем создания к 2020 году сети таких агентств, предоставляющих услуги предпринимателям в режиме "одного окна" и оказывающих комплексное содействие развитию предпринимательства, на территории не менее 25 муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
Труд и занятость
На развитие ситуации в сфере труда также оказывает влияние устойчивая тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте.
Предполагается, что по вариантам 1 и 2 численность занятых в экономике в 2020 году снизится по сравнению с 2016 годом на 24,7 тысячи человек и составит 1977,5 тысячи человек. По варианту 3 с 2019 года предполагается небольшой рост численности занятых к уровню 2017 года.
В целях улучшения ситуации на рынке труда Свердловской области будут реализовываться мероприятия государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1272-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года". Стратегической целью указанной государственной программы является обеспечение государственных гарантий трудовых прав и создание условий для реализации гражданами права на труд. Для достижения поставленной цели реализуются мероприятия по следующим направлениям:
1) повышение гибкости рынка труда;
2) развитие профессиональной мобильности работников;
3) разработка и реализация комплекса мероприятий по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство;
4) создание условий для привлечения на постоянное место жительства в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи.
Уровень жизни населения
Прогноз показателей уровня жизни населения Свердловской области на период 2018 - 2020 годов подготовлен с учетом постепенного восстановления темпов роста экономики Свердловской области, влияющих на динамику среднемесячной заработной платы, и реализации мер по повышению оплаты труда отдельных категорий персонала в соответствии целевыми параметрами, установленными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Так, в 2020 году среднемесячная заработная плата в Свердловской области по варианту 1 достигнет 40 439 рублей (123,4 процента к уровню 2016 года), по варианту 2 - 42 078 рублей (128,4 процента к уровню 2016 года), по варианту 3 - 45 570 рублей (139,1 процента к уровню 2016 года).
Денежные доходы населения Свердловской области к 2020 году прогнозируются в сумме от 2137,0 до 2313,7 миллиарда рублей, что в 1,2 - 1,3 раза выше фактического значения 2016 года.
Сохранится тенденция роста основных составляющих денежных доходов, что связано с низким уровнем инфляции, положительной динамикой реальной заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности, сохранением мер социальной защиты населения и отдельных его категорий.
На фоне замедления темпов инфляции и восстановления доходов населения Свердловской области ожидается снижение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2020 году до 7,7-9,1 процента от общей численности населения Свердловской области.
Фонд начисленной заработной платы
С учетом планируемых мер, направленных на рост доходов населения Свердловской области, к 2020 году фонд заработной платы по варианту 1 прогнозируется на уровне 713,3 миллиарда рублей (122,3 процента к уровню 2016 года), по варианту 2 этот показатель составит 743,8 миллиарда рублей (127,5 процента), по варианту 3 - 823 миллиарда рублей (141,1 процента).
Демографические показатели
Среднегодовая численность постоянного населения Свердловской области в 2020 году по вариантам 1 и 2 составит 4309,1-4329,2 тысячи человек соответственно, или 99,5 - 99,9 процента к уровню 2016 года.
Варианты 1 и 2 базируются на предположениях о невозможности преодолеть негативные тенденции демографического развития Свердловской области. Сокращение населения репродуктивно активных возрастов вследствие "демографической ямы" 90-х годов в перспективе приведет к сокращению числа родившихся даже в условиях сохранения высоких показателей интенсивности деторождений.
Вариант 3 предполагает развитие экономики с учетом эффективности принимаемых мер по улучшению демографической ситуации. По варианту 3 прогнозируется рост рождаемости, что связано с увеличением вторых и третьих родов, активной государственной политикой, направленной на демографическое развитие, в том числе на стимулирование рождаемости, рост ожидаемой продолжительности жизни населения. Рост численности населения ожидается как за счет естественного прироста, так и за счет положительного миграционного сальдо. Данные оптимистические тенденции обусловят увеличение численности постоянного населения в 2020 году до 4339,2 тысячи человек (100,2 процента к уровню 2016 года).
В среднесрочном периоде 2018 - 2020 годов не ожидается существенных изменений в характере миграционных движений.
Финансовое обеспечение государственных программ Свердловской области
В соответствии с Перечнем государственных программ Свердловской области, утвержденным распоряжением Правительства Свердловской области от 31.10.2014 N 1355-РП "Об утверждении Перечня государственных программ Свердловской области", на территории Свердловской области реализуются 29 государственных программ Свердловской области (далее - государственные программы).
Государственные программы Свердловской области можно объединить в 3 блока: "Социальное развитие", "Модернизация и инновационное развитие" и "Государственное управление".
1. Основной объем расходов областного бюджета приходится на блок "Социальное развитие", который составляет 70 процентов общего объема бюджетных средств, направляемых на реализацию государственных программ (таблица).
Таблица
Расходы на финансирование государственных программ Свердловской области на 2017 - 2020 годы за счет средств областного бюджета
Номер строки |
Наименование блока |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||
объем расходов (млрд. рублей) (1) |
структура расходов (процентов) |
объем расходов (млрд. рублей) (1) |
структура расходов (процентов) |
объем расходов (млрд. рублей) (1) |
структура расходов (процентов) |
объем расходов (млрд. рублей) (1) |
структура расходов (процентов) |
||
1. |
Всего расходов по государственным программам Свердловской области в том числе по блокам: |
186,2 |
100 |
170,9 |
100 |
178,2 |
100 |
185,6 |
100 |
2. |
"Социальное развитие" |
127,7 |
68,6 |
124,9 |
73,1 |
129,7 |
72,8 |
129,9 |
70 |
3. |
"Модернизация и инновационное развитие" |
29,0 |
15,5 |
18,3 |
10,7 |
20,8 |
11,7 |
27,6 |
14,9 |
4. |
"Государственное управление" |
29,5 |
15,9 |
27,7 |
16,2 |
27,7 |
15,5 |
28,1 |
15,1 |
-------------------------------------------
(1) В соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области об утверждении государственных программ Свердловской области.
В блок "Социальное развитие" включены следующие государственные программы: "Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года", "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года", "Развитие здравоохранения Свердловской области до 2024 года", "Развитие культуры в Свердловской области до 2024 года", "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2024 года", "Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года".
Учитывая, что вышеперечисленные государственные программы направлены на выполнение социальных обязательств, а также на инвестирование в развитие человеческого потенциала, блок "Социальное развитие" имеет приоритетное значение для реализации государственной политики.
При прогнозировании учтены расходы областного бюджета по блоку государственных программ "Социальное развитие" на уровне ежегодно 125 - 130 миллиардов рублей (в соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области об утверждении государственных программ Свердловской области).
К основным ожидаемым результатам реализуемых мероприятий государственных программ, относящихся к блоку "Социальное развитие", по итогам прогнозного периода 2018 - 2020 годов можно отнести следующие:
1) по окончании прогнозного периода планируется повышение ожидаемой продолжительности жизни в Свердловской области с 73,1 года до 73,9 года;
2) обеспеченность населения средним медицинским персоналом увеличится с 83,8 процента в 2018 году до 90 процентов по итогам 2020 года;
3) на прогнозный период 2018 - 2020 годов охват профилактическими осмотрами детей на территории Свердловской области планируется поддерживать на уровне 95 процентов;
4) доля учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся в одну смену, увеличится с 84,7 процента в 2017 году до 90 процентов по итогам 2020 года;
5) доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Свердловской области возрастет с 58,7 процента в 2017 году до 68,2 процента к концу 2020 года;
6) по итогам прогнозного периода (2020 год) количество молодых семей, получивших социальную выплату на улучшение жилищных условий, достигнет 635, что составит 162,8 процента относительно уровня 2017 года;
7) доля работников организаций социального обслуживания, заключивших "эффективный контракт", возрастет с 80 до 100 процентов к концу прогнозного периода (2020 год).
2. Государственные программы блока "Модернизация и инновационное развитие" оказывают непосредственное влияние на темпы экономического роста Свердловской области. Блок включает следующие государственные программы: "Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2024 года", "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года", "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2024 года", "Обеспечение рационального и безопасного природопользования на территории Свердловской области до 2024 года", "Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2024 года", "Развитие лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2024 года", "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года", "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года".
Объем расходов областного бюджета на государственные программы по блоку "Модернизация и инновационное развитие" составляет от 18,3 до 29,0 миллиарда рублей.
Принятию решений об оптимизации данного блока государственных программ должно предшествовать проведение оценки макроэкономического эффекта при изменении объемов финансирования.
Кроме того, в условиях ограниченности возможностей областного бюджета необходимо развивать современные механизмы финансирования проектов с участием внебюджетных средств.
К основным ожидаемым результатам реализуемых мероприятий государственных программ, относящихся к блоку "Модернизация и инновационное развитие", по итогам прогнозного периода 2018 - 2020 годов можно отнести следующие:
1) объем протяженности построенных и реконструированных автомобильных дорог общего пользования регионального значения к концу 2020 года в 3,5 раза превысит уровень 2017 года (19,2 и 67 километра соответственно);
2) производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) к 2020 году планируется увеличить до 288,4 тысячи тонн, что превысит уровень 2017 года на 6,1 процента;
3) планируемый в 2020 году объем производства молока в хозяйствах всех категорий превысит уровень 2017 года на 2,6 процента, что в абсолютных величинах составит 667 тысяч тонн;
4) производительность труда в сельском хозяйстве по итогам 2020 года достигнет 1790 тысяч рублей на одного работника (прирост относительно 2017 года составит 6,5 процента);
5) по итогам 2020 года производительность труда в промышленности Свердловской области планируется на уровне 4,4 миллиона рублей на одного занятого в отрасли, что выше уровня 2017 года на 22,2 процента;
6) годовой объем ввода жилья прогнозируется увеличить на 130 тысяч квадратных метров общей площади, что составит 2,1 миллиона квадратных метров общей площади жилья по итогам 2020 года;
7) коэффициент доступности жилья также будет иметь позитивную динамику в прогнозном периоде по отношению к значению в 2,8 года в 2017 году и составит 2,7 года по итогам 2020 года.
3. Доля государственных программ, объединенных в блок "Государственное управление", составляет 15,1 - 16,2 процента от общего объема программных расходов. По варианту 1 учтена оптимизация расходов по данному блоку, который содержит в основном государственные программы, направленные на повышение эффективности управления и выполнение полномочий исполнительными органами государственной власти Свердловской области.
Блок состоит из следующих государственных программ: "Совершенствование социально-экономической политики на территории Свердловской области до 2024 года", "Управление государственными финансами Свердловской области до 2020 года", "Повышение эффективности управления государственной собственностью Свердловской области до 2024 года", "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области до 2024 года", "Обеспечение деятельности мировых судей Свердловской области до 2020 года", "Охрана, надзор и регулирование использования животного мира Свердловской области до 2024 года", "Совершенствование механизмов осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Свердловской области до 2024 года", "Обеспечение общественной безопасности на территории Свердловской области до 2024 года", "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Свердловской области до 2024 года", "Развитие кадровой политики в системе государственного и муниципального управления Свердловской области и противодействие коррупции в Свердловской области до 2020 года", "Обеспечение деятельности по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов, находящихся в государственной собственности Свердловской области, до 2020 года", "Развитие деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в Свердловской области до 2020 года", "Осуществление регионального государственного жилищного и строительного надзора на территории Свердловской области до 2024 года", "Осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на территории Свердловской области до 2024 года", "Государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области, до 2024 года".
В целях обеспечения сбалансированности областного бюджета в прогнозе по варианту 1 расходы областного бюджета по блоку "Государственное управление" учтены на уровне 27,7 - 29,5 миллиарда рублей.
Формирование проекта закона об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов будет осуществляться на основе анализа направлений приоритезации и оптимизации программных расходов областного бюджета в соответствии с документами стратегического планирования Свердловской области.
К основным ожидаемым результатам реализуемых мероприятий государственных программ, относящихся к блоку "Государственное управление", по итогам прогнозного периода 2018 - 2020 годов можно отнести следующие:
1) долю граждан Свердловской области, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, в период 2018 - 2020 годов планируется поддерживать на уровне 90 процентов;
2) уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области по итогам 2020 года должен составить 90 процентов и на 5 процентных пунктов превысить значение 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.