Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
Постановлением
Администрации
городского округа Первоуральск
от 6 декабря 2017 г. N 2438
Порядок
разработки (актуализации) Стратегии социально-экономического развития городского округа Первоуральск
1. Общие положения
1.1. Порядок разработки (актуализации) Стратегии социально-экономического развития городского округа Первоуральск (далее - Порядок) устанавливает требования к разработке, корректировке, осуществлению мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития городского округа Первоуральск (далее - Стратегия).
1.2. Стратегия является документом стратегического планирования, определяющим цели и задачи развития городского округа Первоуральск (далее - ГО Первоуральск) на долгосрочный период.
1.3. Стратегия разрабатывается в целях формирования основных направлений социально-экономического развития ГО Первоуральск на долгосрочный период и выработки механизмов их реализации.
1.4. Разработка (актуализация) Стратегии основывается на приоритетах социально-экономической политики Свердловской области, долгосрочных целях, задачах и направлениях социально-экономического развития Свердловской области с учетом особенностей развития ГО Первоуральск.
1.5. Стратегия разрабатывается на срок не меньший, чем срок реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области, при этом по отдельным стратегическим направлениям социально-экономического развития могут быть установлены целевые ориентиры на более длительный срок.
1.6. При разработке (актуализации) Стратегии учитываются главные целевые ориентиры документов стратегического планирования федерального, регионального уровней, федеральных и областных отраслевых Стратегий.
1.7. Разработка (актуализация) Стратегии проводится одновременно с разработкой (актуализацией) схемы территориального планирования ГО Первоуральск, основные параметры которой в отношении ГО Первоуральск включаются в состав Стратегии (раздел IV "Стратегия пространственного развития") и генерального плана ГО Первоуральск. В процессе разработки (актуализации) должна обеспечиваться согласованность Стратегии и документов территориального планирования.
1.8. Процесс разработки (актуализации) Стратегии возглавляет и контролирует Глава городского округа Первоуральск. Он также руководит Советом стратегического развития ГО Первоуральск - общественным коллегиальным органом, который рассматривает, принимает решение о направлении на доработку, проведении общественного обсуждения и (или) рекомендует к одобрению проект Стратегии.
1.9. Стратегия разрабатывается открыто экспертными советами ГО Первоуральск "Власть", "Наука", "Бизнес", "Общественность", "СМИ", включающими представителей власти, науки, бизнеса, общественности, средств массовой информации, разработчиков документов территориального планирования и генерального плана ГО Первоуральск. Процесс разработки (актуализации) освещается на официальном сайте ГО Первоуральск.
1.10. Руководители всех экспертных советов ГО Первоуральск входят в состав Совета стратегического развития ГО Первоуральск.
2. Содержание Стратегии
2.1. Стратегия формируется как научно обоснованный документ, учитывающий интересы всех групп населения ГО Первоуральск и обеспечивающий равномерность и комплексность развития территории ГО Первоуральск.
2.2. Стратегия состоит из следующих разделов:
I. Концептуальные основы (главная цель и подцели развития);
II. Социоэкономика;
III. Стратегические направления развития;
IV. Стратегия пространственного развития;
V. Механизм реализации Стратегии.
2.3. К содержанию разделов Стратегии предъявляются следующие требования:
2.3.1 Раздел I "Концептуальные основы (главная цель и подцели развития)" должен содержать приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития ГО Первоуральск, которые должны быть согласованы с приоритетами и целями социально-экономического развития Свердловской области в сферах, курируемых органами местного самоуправления. Цели и задачи должны быть реалистичными, достижимыми в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков.
2.3.2 Раздел II "Социоэкономика" должен содержать стратегический анализ основных тенденций, внешних и внутренних условий и факторов, определяющих развитие ГО Первоуральск за последние 15 лет, диагностику сложившегося общего состояния на момент разработки (актуализации) Стратегии.
Для осуществления объективной оценки должны быть определены конкурентные преимущества ГО Первоуральск, положительные тенденции и характеристики (уникальные сильные стороны) в развитии ГО Первоуральск, в формировании благоприятного хозяйственного климата и улучшении качества жизни населения, выявлены отрицательные тенденции, негативные черты (слабые стороны), факторы, сдерживающие развитие ГО Первоуральск.
Целью разработки данного раздела Стратегии является определение имеющихся и возможных угроз и преимуществ для устойчивого развития ГО Первоуральск в условиях изменения внешней среды, рационального и максимально эффективного использования возникающих возможностей.
Задачами стратегического анализа исходных конкурентных преимуществ являются:
оценка изменений внутренних и внешних факторов развития ГО Первоуральск за период не менее 15 лет;
выявление потенциальных угроз для развития ГО Первоуральск по состоянию на начало года разработки (актуализации) Стратегии и на период реализации Стратегии;
выявление потенциальных возможностей для реализации стратегических целей и целевых ориентиров на период реализации Стратегии;
оценка потенциальных угроз на пути достижения целевых ориентиров на период действия Стратегии;
проведение сравнительного анализа уровня социально-экономического развития ГО Первоуральск со сходными муниципальными образованиями;
выявление потенциальных возможностей сохранения и усиления конкурентных преимуществ ГО Первоуральск.
2.3.3 Раздел III "Стратегические направления развития" должен содержать информацию о направлениях социально-экономического развития ГО Первоуральск на период реализации Стратегии.
При определении состава стратегических направлений, стратегических программ и стратегических проектов необходимо сформировать их в таком сочетании, чтобы достижение результатов их реализации обеспечивало достижение главной цели Стратегии. Учитывая, что главной целью должно быть повышение качества жизни населения ГО Первоуральск, при выборе стратегических направлений необходима комплексность, обеспечивающая развитие человеческого потенциала, экономики, в том числе выбранных специализаций и приоритетов, которые могут быть в силу значимости выделены в отдельные направления инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, экологической безопасности, повышения комфортности проживания и пребывания на территории ГО Первоуральск.
Конкретные задачи, мероприятия и показатели стратегических направлений формируются по результатам комплексного анализа развития ГО Первоуральск.
При определении стратегических направлений, стратегических программ и стратегических проектов в качестве приоритетов и стимулов развития необходимо учитывать федеральные и региональные приоритеты, проекты и программы развития, которые реализуются на территории ГО Первоуральск, сопредельных территориях и имеют фактические или потенциальные связи с ГО Первоуральск.
Основные требования к перечню показателей стратегического направления:
адекватность - показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели стратегического направления;
точность - погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о реализации конкретного стратегического направления;
объективность - не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел;
достоверность - способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе мониторинга и оценки достижения поставленных задач;
однозначность - определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики, как специалистами, так и конечными потребителями, не допускающее двоякого толкования;
сопоставимость - выбор показателей следует осуществлять, исходя из необходимости накопления данных и обеспечения их сопоставимости за разные периоды, а также с показателями, используемыми в международной практике;
уникальность - показатели достижения поставленных стратегических задач не должны представлять собой объединение нескольких показателей, характеризующих решение отдельных, относящихся к этой цели задач.
Структура стратегического направления формируется в следующем формате:
1) наименование стратегического направления;
2) целевой вектор: общая цель и подцели направления, отражающие его значение в реализации главной цели Стратегии социально-экономического развития ГО Первоуральск;
3) основные задачи: перечень задач направления, исходя из структуры приоритетов стратегического направления, решение которых необходимо для достижения основной цели, основа для формирования стратегических программ;
4) стратегическое видение будущего: сжатое изложение результата достижения цели и подцелей направления;
5) тенденции развития: краткая формулировка важнейших долгосрочных тенденций развития направления (подраздел включается в структуру стратегического направления при наличии или планируемом формировании долгосрочных тенденций развития);
6) стратегические преимущества и угрозы: результаты анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (влияния факторов внутренней и внешней среды);
7) способы и методы решения стратегических задач: определяется инструментарий реализации поставленных в направлении задач, в том числе отвечающий на вопрос "как/каким образом делать?", для этого используются организационно-методологические, нормативно-правовые, финансово-кредитные, информационно-управленческие, политические, экономические и другие инструменты;
8) ожидаемые результаты: описание выраженных в количественных и качественных характеристиках ожидаемых изменений, которые произойдут в результате выполнения задач направления, в том числе на какие критерии успеха при этом опираться, как и по каким признакам можно будет определить, что ситуация улучшилась (изменилась), в какой мере потребности и проблемы будут удовлетворены и как это повлияет на дальнейшее развитие ситуации; дать оценку влияния результатов на улучшение качества жизни жителей ГО Первоуральск.
Основные принципы формирования системы показателей стратегического направления:
использование показателей, характеризующих достижение цели и задач стратегического направления;
минимизация количества показателей при сохранении полноты информации;
исчерпывающие формулировки количественных и качественных показателей;
использование показателей, характеризующих удовлетворение потребностей ГО Первоуральск за счет реализации конкретного стратегического направления;
использование показателей, характеризующих объем и качество реализации конкретного стратегического направления.
Стратегические направления содержат стратегические программы со стратегическими проектами.
Структура стратегической программы формируется в следующем формате:
1) название стратегической программы;
2) краткое описание стратегической программы. Содержит описание будущих изменений в соответствующей сфере, основную идею стратегической программы на основе реальных фактов и реалистических допущений. В сжатой и доступной форме излагается то, каким образом обеспечивается достижимость целевого вектора стратегической программы, каким должен быть конкретный результат, ради достижения которого и предлагается ее реализация;
3) цели и задачи. Цель стратегической программы должна быть четко сформулирована и связана с генеральной целью социально-экономического развития ГО Первоуральск и целевым вектором соответствующего направления. Цель обусловливает постановку набора задач. Задачи должны быть конкретными и четко сформулированными;
4) анализ исходной ситуации. Содержит:
- анализ позитивных и негативных факторов и тенденций в территориальном и отраслевом разрезах, формирующих внешнюю и внутреннюю среду ГО Первоуральск, которые привели к возникновению проблем и подтверждают необходимость запланированной стратегической программы;
- критерии и показатели, описывающие проблемную ситуацию за последние 15 лет;
- возможные риски и выгоды для ГО Первоуральск, обусловленные политическими, экономическими и прочими факторами;
- сведения о существующих и реализующихся программах, проектах и грантах (на муниципальном, региональном, федеральном уровнях), призванных решать те же или смежные проблемы, механизмы взаимодействия с ними;
5) программные мероприятия. Программные мероприятия - это действия, направленные на достижение программной цели, в общем случае отвечающие на вопрос "что нужно сделать?". Стратегическая программа может включать организационно-методологические, нормативно-правовые, финансово-кредитные, информационно-управленческие, прочие мероприятия;
6) ожидаемые результаты и возможная эффективность. Содержит качественные и количественные конечные и промежуточные показатели в территориальном и отраслевом разрезах, которые отражают достижение цели по ГО Первоуральск, и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий;
7) список стратегических проектов. Основными инструментами реализации Стратегии являются стратегические проекты, формируемые по единой методике и обеспечивающие достижение целей стратегических направлений и стратегических программ.
Структура стратегического проекта включает в себя: цель, задачи, технологию, мероприятия, показатели и финансовый план реализации с объемами затрат по источникам финансирования.
Стратегические проекты делятся на поселенческие и поведенческие.
Поселенческие проекты - это проекты, направленные на физическое изменение среды (строительство, реконструкцию, улучшение конкретных объектов или их характеристик, обеспечивающих позитивное влияние на социально-экономическое развитие).
Поведенческие проекты - это проекты, воздействующие на восприятие жителей, формирование или положительное изменение жизненных ценностей или целевых установок.
Отбор стратегических проектов определяется особой значимостью их реализации в развитии ГО Первоуральск и влиянием на реализацию стратегического направления и стратегической программы.
2.3.4 Раздел IV "Стратегия пространственного развития" формируется Управлением архитектуры и градостроительства Администрации ГО Первоуральск (далее - Управление архитектуры и градостроительства) с привлечением экспертных советов ГО Первоуральск.
Данный раздел должен содержать:
цель пространственного развития территории ГО Первоуральск, которая должна быть четко сформулирована и связана с главной целью развития ГО Первоуральск, но изложена применительно к развитию территории;
задачи пространственного развития территории ГО Первоуральск, реализация которых должна обеспечивать достижение указанной выше цели;
целевые показатели, которые должны быть количественно измеримы и характеризовать достижение цели и исполнение поставленных задач, в том числе по этапам реализации Стратегии социально-экономического развития ГО Первоуральск;
анализ территориального развития ГО Первоуральск, состоящий из анализа трансформации территории, достижения целей и показателей предыдущих документов территориального планирования, а также включающий формулировку основных проблем, проблемных зон, описание позитивных и негативных тенденций территориального и градостроительного развития;
описание концепции (приоритетного сценария) пространственного развития территории ГО Первоуральск, обеспечивающей достижение целей стратегических направлений и достижение главной цели пространственного развития с учетом имеющегося потенциала территории, формируемых (развивающихся) функциональных зон (содержит механизмы реализации стратегических проектов, обозначенных в стратегических направлениях развития ГО Первоуральск);
показатели реализации Стратегии пространственного развития ГО Первоуральск, определяющие условия (требования, нормативы) целевого пространственного развития, в том числе по отдельным функциональным зонам;
перечень графических материалов, включаемых в состав Стратегии социально-экономического развития ГО Первоуральск в качестве приложений.
2.3.5 Раздел V "Механизм реализации Стратегии" формируется экспертным советом ГО Первоуральск "Власть" с учетом разработанных проектов и утвержденных документов стратегического планирования Свердловской области с привлечением экспертного совета ГО Первоуральск "Бизнес".
Механизм реализации Стратегии социально-экономического развития ГО Первоуральск обеспечивает реализацию процесса стратегического управления развития ГО Первоуральск, качество и своевременность процессов мониторинга и корректировки Стратегии социально-экономического развития ГО Первоуральск.
На основании принятых концептуальных подходов в данном разделе определяются ответственные исполнители, механизмы, принципы, этапы мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития ГО Первоуральск.
Структура раздела V "Механизм реализации Стратегии" состоит из организации процесса стратегического управления развития ГО Первоуральск по направлениям "Социоэкономика" и "Стратегия пространственного развития" и соответствует стратегическим направлениям, приоритетам пространственного развития и фактической структуре органов местного самоуправления ГО Первоуральск.
3. Этапы разработки (актуализации) Стратегии
3.1. Решение о разработке (актуализации) Стратегии принимает Глава городского округа Первоуральск.
3.2. Финансовое управление обеспечивает координацию и методическое обеспечение разработки (актуализации) Стратегии.
3.3. В разработке (актуализации) Стратегии принимают участие органы местного самоуправления городского округа Первоуральск, муниципальные организации, заинтересованные территориальные органы, хозяйствующие субъекты, расположенные на территории ГО Первоуральск, Первоуральская городская Дума, Общественная палата городского округа Первоуральск (далее - участники разработки Стратегии).
К разработке (актуализации) Стратегии городской округ Первоуральск вправе привлекать объединения профсоюзов и работодателей, общественные, научные и иные организации в установленном законодательством порядке с учетом требований законодательства о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
3.4. Для разработки (актуализации) Стратегии формируются Совет стратегического развития ГО Первоуральск и экспертные советы ГО Первоуральск "Власть", "Наука", "Бизнес", "Общественность", "СМИ".
Совет стратегического развития ГО Первоуральск и экспертные советы ГО Первоуральск "Власть", "Наука", "Бизнес", "Общественность", "СМИ" действуют в соответствии с утвержденными Положением о Совете стратегического развития ГО Первоуральск и Положением об экспертных советах ГО Первоуральск "Власть", "Наука", "Бизнес", "Общественность", "СМИ".
3.5. Финансовое управление готовит проект Постановления Главы городского округа Первоуральск об организации работ по разработке (актуализации) Стратегии, в котором определяются: дата начала разработки (актуализации), сроки разработки (актуализации), план мероприятий по разработке (актуализации) Стратегии. Утверждаются Положения и составы Совета стратегического развития ГО Первоуральск, экспертных советов ГО Первоуральск "Власть", "Наука", "Бизнес", "Общественность", "СМИ".
3.6. Разработка (актуализации) Стратегии проводится в следующей последовательности:
3.6.1 осуществление сбора необходимых исходных данных, включающих значения показателей социально-экономического развития ГО Первоуральск, характеристики территории, уровень развития и состояния всех видов инфраструктуры, результаты обследований и опросов жителей ГО Первоуральск;
3.6.2 проведение анализа социально-экономического развития ГО Первоуральск, оценка текущей ситуации, степень достижения целей и реализуемость ранее утвержденных документов планирования социально-экономического развития ГО Первоуральск. Обязательным является анализ сильных и слабых сторон, внутренних возможностей и внешних угроз ГО Первоуральск, также могут быть применены иные методы стратегического анализа с соответствующими обоснованиями;
3.6.3 оценка развития всей инфраструктуры, ее потенциала, выявление системных проблем и ограничений, имеющейся и перспективной специализации ГО Первоуральск с участием соответствующих экспертных советов ГО Первоуральск;
3.6.4 рассмотрение исходных данных и результатов анализа на заседании экспертного совета ГО Первоуральск "Наука" с составлением приоритетного и альтернативного сценариев социально-экономического развития ГО Первоуральск с учетом возможной специализации ГО Первоуральск;
3.6.5 формирование проекта комплекса главной стратегической цели и подцелей, ожидаемых результатов, стратегических направлений и перечня проектов развития ГО Первоуральск на основе приоритетного сценария социально-экономического развития ГО Первоуральск и с учетом возможной специализации ГО Первоуральск, их рассмотрение экспертными советами ГО Первоуральск "Бизнес", "Общественность", "СМИ" и утверждение Советом стратегического развития ГО Первоуральск;
3.6.6 после утверждения Советом стратегического развития ГО Первоуральск комплекса главной стратегической цели и подцелей, ожидаемых результатов, стратегических направлений и перечня проектов развития ГО Первоуральск формируются рабочие группы по утвержденным стратегическим направлениям и стратегическим программам, возглавляемые заместителями Главы Администрации городского округа Первоуральск по курируемым направлениям, и организуется работа по формированию проекта текстовой части стратегических направлений и входящих в них стратегических программ и стратегических проектов при участии экспертных советов ГО Первоуральск в соответствии со структурой, установленной пунктом 2.3 настоящего Порядка;
3.6.7 проекты текстовой части раздела "Стратегические направления развития ГО Первоуральск", сформированные экспертным советом ГО Первоуральск "Власть", основные показатели эффективности реализации проекта Стратегии направляются в Управление архитектуры и градостроительства для рассмотрения территориальной привязки и подготовки проекта раздела "Стратегия пространственного развития ГО Первоуральск". Замечания и предложения Управления архитектуры и градостроительства выносятся на рассмотрение экспертных советов ГО Первоуральск для выполнения соответствующих корректировок раздела;
3.6.8 на основе скоординированных разделов "Стратегические направления развития ГО Первоуральск" и "Стратегия пространственного развития ГО Первоуральск" формируется комплекс стратегических проектов развития ГО Первоуральск (в том числе по развитию инфраструктуры: транспортной, инженерной, социальной);
3.6.9 экспертным советом ГО Первоуральск "СМИ" организуется представление, обсуждение и получение предложений от жителей ГО Первоуральск и организаций для уточнения и корректировки стратегических направлений, стратегических программ и стратегических проектов;
3.6.10 экспертный совет ГО Первоуральск "Власть" формирует предложения по составу инструментов и механизмов управления развитием ГО Первоуральск, а также по источникам финансирования мероприятий по развитию ГО Первоуральск, включению мероприятий стратегических проектов в федеральные программы, государственные программы Свердловской области, муниципальные программы ГО Первоуральск;
3.6.11 на основании сформированных сводных предложений экспертных советов ГО Первоуральск и результатов общественного обсуждения экспертный совет ГО Первоуральск "Власть" формирует проект Стратегии;
3.6.12 проект разработанной Стратегии направляется в Министерство экономики и территориального развития Свердловской области для рассмотрения и, при необходимости, подготовки предложений по его корректировке для обеспечения координации со стратегией социально-экономического развития Свердловской области;
3.6.13 на основании предложений Министерства экономики и территориального развития Свердловской области проект Стратегии дорабатывается Финансовым управлением с участием экспертных советов ГО Первоуральск;
3.6.14 общественное обсуждение Стратегии проводится в соответствие с действующим порядком проведения общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования ГО Первоуральск;
3.6.15 после завершения общественного обсуждения Стратегии оформляется проект Решения Первоуральской городской Думы об одобрении Стратегии ГО Первоуральск.
3.6.16 Стратегия в течение 10 дней со дня ее одобрения размещается на официальном сайте городского округа Первоуральск и в федеральной информационной системе стратегического планирования в сети "Интернет".
4. Корректировка Стратегии
4.1. Решение о корректировке Стратегии принимает Глава городского округа Первоуральск.
4.2. Корректировка Стратегии осуществляется без изменения периода ее реализации.
4.3. Решение о корректировке Стратегии принимается в следующих случаях:
1) изменения законодательства Российской Федерации и Свердловской области в части, затрагивающей положения Стратегии;
2) корректировки прогноза социально-экономического развития ГО Первоуральск городского округа Первоуральск на долгосрочный период в части, затрагивающей положения Стратегии.
4.4. Корректировка Стратегии осуществляется Финансовым управлением во взаимодействии с ответственными исполнителями и другими участниками разработки (актуализации) Стратегии путем подготовки проекта Постановления городского округа Первоуральск о внесении изменений в действующую Стратегию на территории городского округа Первоуральск.
4.5. Корректировка Стратегии осуществляется в порядке, предусмотренном для ее разработки и утверждения в соответствии с пунктами 3.5 - 3.6 настоящего Порядка.
5. Мониторинг и контроль реализации Стратегии
5.1. Мониторинг и контроль реализации Стратегии осуществляются Финансовым управлением совместно с ответственными исполнителями на основе данных официального статистического наблюдения, ежегодных отчетов о реализации муниципальных и комплексных муниципальных программ ГО Первоуральск.
5.2. Ответственные исполнители ежегодно, в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным годом, направляют в Финансовое управление информацию о реализации Стратегии по форме, разработанной Финансовым управлением.
5.3. На основании сведений, полученных от ответственных исполнителей, Финансовое управление в срок до 10 марта года, следующего за отчетным годом, готовит и представляет Главе ГО Первоуральск отчет о реализации Стратегии, в том числе о наличии оснований для корректировки Стратегии, указанных в пункте 4.3 настоящего Порядка.
5.4. Результаты мониторинга реализации Стратегии отражаются в ежегодном отчете о результатах деятельности Главы городского округа Первоуральск, о результатах деятельности городского округа Первоуральск, о результатах деятельности иных органов местного самоуправления, подведомственных Главе городского округа Первоуральск, в том числе при рассмотрении вопросов, поставленных Первоуральской городской Думой.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации городского округа Первоуральск Свердловской области от 6 декабря 2017 г. N 2438 "О Порядке разработки... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.