Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Свердловской области
от 29 декабря 2017 г. N 1059-ПП
Раздел 1. Характеристика и анализ текущего состояния сферы социально-экономического развития Свердловской области
Государственная программа Свердловской области "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года" (далее - государственная программа) разработана в соответствии с Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", постановлением Правительства Свердловской области от 30.08.2016 N 595-ПП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.02.2015 N 74 "Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года", распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р, Стратегическими направлениями развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2030 года, утвержденными Губернатором Свердловской области 21 декабря 2015 года.
По итогам 2016 года Свердловская область удерживает позиции в группе регионов - лидеров Российской Федерации по большинству важнейших показателей, в том числе 10 место по объему инвестиций в основной капитал.
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций в 2016 году составил 345,8 млрд. рублей. Инвестиции направлены в основном в развитие деятельности компаний металлургии (38,9 млрд. рублей), а также в энергетический комплекс, транспорт и связь, торговлю.
Общий объем инвестиций по крупным предприятиям за первое полугодие 2017 года превысил 130 млрд. рублей, 68 процентов освоено крупными и средними организациями Свердловской области, что составило 89,0 млрд. рублей.
Значительная часть этого объема приходится на долю обрабатывающих производств - 26,8 процента от общего объема инвестиций крупных и средних организаций (23,8 млрд. рублей), транспортировку и хранение - 14,7 процента (13,1 млрд. рублей), обеспечение электрической энергией, газом и паром - 14,3 процента (12,7 млрд. рублей).
В целях повышения инвестиционной привлекательности Свердловской области разработана региональная нормативно-правовая база, создающая необходимые условия для успешного ведения бизнеса.
Приняты законы Свердловской области от 29 ноября 2002 года N 42-ОЗ "О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в Свердловской области", от 29 ноября 2002 года N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области", от 27 ноября 2003 года N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций", от 30 июня 2006 года N 43-ОЗ "О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области" и от 21 декабря 2015 года N 157-ОЗ "Об участии Свердловской области в государственно-частном партнерстве".
Указом Губернатора Свердловской области от 28.03.2012 N 180-УГ "Об Инвестиционном Совете при Губернаторе Свердловской области" создан Инвестиционный Совет при Губернаторе Свердловской области, Указом Губернатора Свердловской области от 27.06.2008 N 656-УГ "О создании открытого акционерного общества "Корпорация развития Среднего Урала" создан институт развития - открытое акционерное общество "Корпорация развития Среднего Урала".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2010 N 1032 "О создании на территории муниципального образования Верхнесалдинский городской округ Свердловской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа" осуществляется формирование специальной инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности, создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Титановая долина", ведется работа по созданию в регионе индустриальных парков, территорий опережающего социально-экономического развития.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2016 N 942 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Краснотурьинск" создана территория опережающего социально-экономического развития на территории монопрофильного муниципального образования городской округ Краснотурьинск.
Основной целью государственной программы является повышение эффективности действующих и создание новых условий для привлечения инвестиций на территорию Свердловской области в объеме не менее 580,7 млрд. рублей к 2024 году, что составит 23 процента в объеме валового регионального продукта.
В качестве основных условий для привлечения инвестиций на территорию Свердловской области определены:
1) улучшение инвестиционного климата;
2) развитие инструментов государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности и инструментов государственно-частного партнерства;
3) создание и дальнейшее развитие инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности - особой экономической зоны и индустриальных парков;
4) устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства;
5) развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности как эффективного инструмента продвижения Свердловской области;
6) устойчивое развитие въездного и внутреннего туризма как фактора, способствующего повышению привлекательности и открытости Свердловской области.
Государственная программа включает в себя 5 подпрограмм, каждая из которых решает отдельные задачи, напрямую влияющие на повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области.
Подпрограмма 1 "Лучшие условия для ведения бизнеса"
Свердловская область - это регион, где сформированы все условия и предпосылки, необходимые для успешной деятельности российских и иностранных инвесторов. На территории Свердловской области развивается обширная и разнообразная система стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.
В регионе для инвесторов создаются комфортные условия для успешного ведения бизнеса в сферах налогообложения, использования механизмов государственно-частного партнерства, комплексного сопровождения реализуемых инвестиционных проектов.
Приняты нормативные правовые акты, определяющие основные правила и условия предоставления субъектам инвестиционной деятельности отдельных мер государственной поддержки (государственных гарантий Свердловской области, субсидий на компенсацию части затрат по уплате процентов по инвестиционным кредитам), а также условия участия Свердловской области в комплексных инвестиционных проектах, концессионных соглашениях, уставных капиталах открытых акционерных обществ, поддержки приоритетных инвестиционных проектов и предоставления инвестиционных налоговых кредитов. Установлены налоговые льготы, предусматривающие снижение налоговой нагрузки на организации, осуществляющие инвестиционную деятельность на территории Свердловской области.
Министерство инвестиций и развития Свердловской области (далее - Министерство) осуществляет работу по решению задач по формированию благоприятного инвестиционного климата в Свердловской области и координации деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области и муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), по созданию условий осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В целях повышения эффективности работы органов власти областного и местного уровней актуальным становится внедрение системы проектного управления.
В Свердловской области на принципах проектного управления осуществляется деятельность по сопровождению реализуемых инвестиционных проектов.
Одним из важных факторов, влияющих на качество жизни населения - потребителей товаров и услуг, а также на уровень предпринимательской активности и определяющих состояние инвестиционного и предпринимательского климата, является развитие конкуренции.
В Свердловской области единой системой работы по содействию развитию конкуренции на 11 социально значимых и приоритетных рынках охвачен как региональный, так и муниципальный уровень.
К работе привлекаются общественные организации, в том числе по вопросам деятельности субъектов естественных монополий.
Созданы организации и институты развития, призванные содействовать реализации на территории Свердловской области государственной политики в сфере инвестиционной деятельности, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений, кредитных и других организаций, индивидуальных предпринимателей, участвующих в инвестиционных процессах.
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" функционирует Инвестиционный портал Свердловской области, содержащий актуальную информацию о регионе, реализуемой инвестиционной политике, условиях ведения бизнеса. Перечень инвестиционных проектов и региональных инвестиционных площадок наглядно представлен на инвестиционной карте Свердловской области.
Сегодня в Свердловской области сформирована система привлечения и координации инвестиций, определены основные инструменты, разработан и реализуется План привлечения инвестиций.
Одними из важнейших условий являются системная работа по определению приоритетных отраслей и инвестиционных ниш, формирование пула компаний и потенциальных инвесторов, заинтересованных в реализации проектов в сферах и областях, в которых Свердловская область является наиболее конкурентоспособной и привлекательной в контексте межрегиональных и международных рынков, подготовка и направление в их адрес инвестиционных предложений.
Свердловская область активно выходит на рынок инвестиций, в том числе иностранных, организовано взаимодействие с институтами развития и фондами с целью предоставления предприятиям и организациям доступа к финансовым и информационным ресурсам.
Важным направлением работы является обеспечение координации участия исполнительных органов государственной власти Свердловской области в федеральных целевых программах.
Ежегодно на территории региона проходит более 100 выставочных и свыше 500 конгрессных мероприятий. Крупнейшим конгрессно-выставочным мероприятием, проводимым в Свердловской области, является Международная промышленная выставка "ИННОПРОМ".
Важным аспектом выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности является ее социально-экономическая направленность, обеспечивающая повышение деловой активности в Свердловской области, развитие региональной экономики, эффективное рыночное позиционирование Свердловской области, создание новых рабочих мест и постоянную занятость населения в инфраструктуре региона.
Основными проблемами в области создания благоприятных условий для инвесторов на территории Свердловской области являются:
1) отсутствие стратегии привлечения инвестиций и целенаправленной работы по привлечению внешних и стимулированию внутренних инвесторов, а также по содействию исполнительным органам государственной власти Свердловской области в привлечении инвестиций за счет средств федерального бюджета, фондов и институтов развития;
2) небольшое количество крупных выставочных мероприятий с международным участием, ежегодно проводимых на территории Свердловской области;
3) неприменение проектного управления при реализации организационных проектов в соответствии с федеральным трендом, что сдерживает повышение позиции Свердловской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации;
4) недостаточная информированность бизнес-сообщества об инвестиционных возможностях Свердловской области;
5) ограниченный набор инструментов государственной поддержки инвесторов;
6) недостаточная активность государственных органов Свердловской области и предпринимательского сообщества при применении инструментов государственно-частного и муниципально-частного партнерства;
7) недостаточная активность государственных органов Свердловской области и предпринимательского сообщества по вопросам содействия развитию конкуренции.
Главной целью Подпрограммы 1 "Лучшие условия для ведения бизнеса" (далее - Подпрограмма 1) является стимулирование инвестиционной активности на территории Свердловской области путем формирования благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности в регионе.
В этой связи Подпрограмма 1 предусматривает мероприятия по формированию и развитию системы определения и заполнения перспективных инвестиционных ниш, привлечению инвесторов, в том числе иностранных.
Также Подпрограмма 1 содержит мероприятия по продвижению образа Свердловской области как инвестиционно-привлекательной территории, организации участия региона в Международной промышленной выставке "ИННОПРОМ" и конгрессно-выставочных мероприятиях, участия предприятий Свердловской области в национальных и международных деловых мероприятиях.
Применение технологий проектного управления при реализации организационных проектов будет реализовано в деятельности Инвестиционного совета при Губернаторе Свердловской области при реализации проектов в рамках Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению позиции Свердловской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Повышению информированности бизнес-сообщества призваны способствовать инвестиционный портал, организация работы постоянно действующих комиссий, комплексная оценка инвестиционного климата в муниципальных образованиях, а также ежегодное проведение конкурса лучших практик формирования инвестиционного климата среди муниципальных образований.
Развитию инструментов государственной поддержки будут способствовать формирование и оказание содействия реализации пула проектов, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития Свердловской области.
С учетом норм Федерального закона от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в государственную программу включены мероприятия по расширению практики реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
Повышение активности государственных органов Свердловской области и предпринимательского сообщества по вопросам содействия развитию конкуренции предполагается осуществить через организацию работы на муниципальном уровне в рамках меморандумов по развитию конкуренции, на областном уровне в рамках организации деятельности Координационной комиссии по содействию развитию конкуренции в Свердловской области.
Улучшению инвестиционного климата и созданию комфортных условий для ведения бизнеса на уровне муниципального образования способствует заложенная в 2015 году система работы с инвестором, система регламентирована основополагающим документом - муниципальным инвестиционным Стандартом, утвержденным Губернатором Свердловской области 1 июля 2015 года.
На территориях муниципальных образований сформированы компетентные и работоспособные инвестиционные команды, созданы советы по инвестициям и предпринимательству, цель которых быстрое и максимально эффективное решение вопросов, связанных с системами коммуникаций между подразделениями федеральных органов власти, Правительством Свердловской области, администрациями муниципальных образований, ресурсоснабжающими организациями и институтами развития.
Во всех муниципальных образованиях отлажен механизм максимальной открытости, сформирована и развивается сеть агентств территориального развития, которые, анализируя возможности территории, выявляют рыночные ниши, разрабатывают наиболее актуальные и востребованные бизнес-планы.
В настоящее время в Свердловской области сформирована база данных из 941 инвестиционной площадки (включая земельные участки), расположенной на территориях муниципальных образований, началась реализация 87 бизнес-планов.
Базовым элементом роста предпринимательской активности в регионе является сформированная система финансовой поддержки инвестора. Это безусловный результат работы по формированию и оптимизации регламентов финансового участия в проектах, сопровождения инвестора.
В 2016 году в муниципальных образованиях действовало 132 соглашения (в 1,7 раза больше, чем в 2015 году):
1) 48 соглашений о намерениях сторон,
2) 40 инвестиционных соглашений,
3) 33 концессии,
4) 11 соглашений муниципально-частного партнерства.
Среди них:
1) 7 соглашений с субъектами малого и среднего предпринимательства по обустройству набережной Тагильского пруда и строительству бизнес-центра в городе Нижний Тагил;
2) концессионные соглашения в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, заключенные в 2016 году в городах Каменске-Уральском и Лесном, в Режевском и Серовском городских округах, муниципальном образовании Камышловский муниципальный район, а также концессионное соглашение с закрытым акционерным обществом "Управляющая компания "ГорСвет" на строительство, реконструкцию и дальнейшую эксплуатацию комплекса сооружений территории "Экстрим-Парка "Горизонт" в городе Березовском.
Одним из важнейших стимулов для муниципальных образований является сформированная в регионе комплексная система оценки деятельности органов местного самоуправления.
Система включает в себя оценку показателей эффективности деятельности администраций муниципальных образований по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата (муниципальный инвестиционный рейтинг).
В целях стимулирования работы администраций муниципальных образований по улучшению показателей инвестиционного климата с 2018 года в Свердловской области в одном из первых регионов вводится система финансового стимулирования муниципальных образований по итогам достигнутых значений инвестиционного рейтинга за прошедший год.
Ожидаемыми результатами реализации Подпрограммы 1 станут:
1) прирост инвестиций в основной капитал без учета бюджетных инвестиций;
2) формирование инвестиционно-привлекательного образа Свердловской области;
3) активизация участия предприятий и организаций Свердловской области в зарубежных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях;
4) увеличение количества крупных международных мероприятий, проводимых на территории региона;
5) внедрение проектного управления при реализации организационных мероприятий;
6) предложение инвесторам новых инструментов поддержки и развития сотрудничества, в том числе инструментов государственно-частного и муниципально-частного партнерства;
7) содействие повышению деловой активности в регионе путем развития конкуренции на социально значимых и приоритетных рынках.
Выполнение стратегических задач развития Свердловской области на основе роста объема инвестиций в экономику региона и формирования максимально благоприятных и комфортных для бизнеса условий осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности позволит повысить качество и стандарты жизни населения, а также позиционировать Свердловскую область как регион, благоприятный для жизни и хозяйственной деятельности.
Подпрограмма 2 "Импульс для предпринимательства"
Подпрограмма 2 "Импульс для предпринимательства" (далее - Подпрограмма 2) разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Сфере малого и среднего предпринимательства принадлежит роль одного из важнейших факторов, определяющих долговременные тенденции развития Свердловской области.
Развитие малых и средних предприятий способствует обеспечению занятости населения, формированию конкурентной среды, насыщению рынков товарами и услугами.
В Свердловской области заложены основы системы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, сформирована необходимая правовая база, инфраструктура содействия малому и среднему бизнесу, разработан и осуществляется ряд государственных механизмов финансового, имущественного, информационного и иного содействия развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.
Подпрограмма 2 учитывает не только приоритетные внутренние задачи развития страны, но и основные направления по развитию внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Данный вектор реализуется за счет создания и функционирования инфраструктуры поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, содействующей субъектам малого и среднего предпринимательства в выходе на международные рынки товаров, услуг и технологий, в установлении и развитии взаимовыгодного делового, технологического и научного сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства Российской Федерации и европейских стран и оказании информационно-консультационной поддержки.
Основными проблемами, ограничивающими развитие малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, являются:
1) недостаток собственных ресурсов у субъектов малого и среднего предпринимательства и затрудненный доступ к источникам финансирования;
2) низкая предпринимательская грамотность и информированность о ресурсах;
3) сбыт продукции;
4) недостаточное развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Подпрограмма 2 направлена на расширение и совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и содержит мероприятия по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области и развитию инфраструктуры поддержки таких субъектов, которые учитывают приоритеты Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р, Стратегических направлений развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2030 года, утвержденных Губернатором Свердловской области 21 декабря 2015 года, Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", и требований, определяющих условия участия субъекта Российской Федерации в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, утверждаемых приказами Министерства экономического развития Российской Федерации.
Ожидаемыми результатами реализации Подпрограммы 2 станут:
1) упрощение процедур и расширение доступа предпринимателей к кредитным продуктам банков путем развития возвратных инструментов поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
2) удовлетворение спроса инвесторов на площадки, подготовленные к размещению объектов инновационной сферы, промышленности, логистики и сопутствующего сервиса;
3) снижение напряженности на рынке труда и создание условий для самозанятости;
4) увеличение доли занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.
Подпрограмма 3 "Новая индустриальная инфраструктура"
Главной целью Подпрограммы 3 "Новая индустриальная инфраструктура" (далее - Подпрограмма 3) является формирование условий, обеспечивающих создание зон концентрированного экономического роста в обладающих потенциалом ускоренного экономического развития относительно окружающей территории муниципальных образований.
Подпрограмма 3 предусматривает мероприятия по созданию и развитию индустриальных (промышленных) парков, особых экономических зон, бизнес-инкубаторов и территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР).
В Верхнесалдинском городском округе реализуется проект создания особой экономической зоны "Титановая долина" - это дополнительная возможность раскрытия потенциала экономики Уральского региона и один из инструментов модернизации промышленного сектора. Наряду с обработкой изделий из титана приоритетными отраслями особой экономической зоны являются машиностроение, изготовление производственного оборудования и строительных материалов.
Функционирующие в Свердловской области индустриальные парки являются важнейшей составляющей современной промышленной инфраструктуры и призваны стать драйверами роста и модернизации региональной экономики.
В Свердловской области предусмотрено создание не менее 10 подобных инвестиционных площадок до 2024 года.
В рамках реализации Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" в регионе осуществляется деятельность по созданию ТОР в монопрофильных муниципальных образованиях - Асбестовском городском округе, Качканарском городском округе, городском округе Красноуральск, городе Нижний Тагил (далее - моногорода) и закрытых административно-территориальных образованиях - Новоуральском городском округе, городском округе "Город Лесной" (далее - ЗАТО).
Основными проблемами в рамках Подпрограммы 3 являются:
1) ограниченный выбор подготовленных инвестиционных площадок для размещения в регионе новых производств отечественных и зарубежных компаний;
2) недостаточная информированность бизнес-сообщества об инвестиционных возможностях региона;
3) значительное количество моногородов на территории Свердловской области и недостаточное количество инструментов для преодоления монозависимости.
В этой связи Подпрограмма 3 предусматривает мероприятия по созданию и развитию индустриальных парков с использованием инструментов государственной поддержки. Создание индустриальных парков с государственным участием возможно с привлечением субсидий в рамках федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства, а также средств областного бюджета в порядке возмещения или финансового обеспечения затрат управляющих компаний на создание инфраструктуры площадок.
В целях содействия развитию частных индустриальных парков предусмотрены механизмы, позволяющие инициаторам инфраструктурных проектов на конкурсной основе привлекать бюджетные средства на строительство или реконструкцию коммунальной, технологической и транспортной инфраструктуры инвестиционных площадок, а также строений и сооружений, предназначенных для резидентов индустриального парка.
Индустриальные парки рассматриваются в качестве важного инструмента развития отдельных территорий Свердловской области, способствуя, с одной стороны, форсированному развитию экономически благополучных территорий, а с другой стороны - решению проблем отдельных муниципальных образований, в частности моногородов, полностью зависящих от одного или нескольких крупных предприятий одной производственной цепочки.
Планируется совершенствовать работу особой экономической зоны, сделав особый акцент на продвижение проекта с целью привлечения крупных резидентов. Во исполнение решений, принятых на уровне Правительства Российской Федерации, осуществляется работа по расширению территории особой экономической зоны "Титановая долина" под цели реализации инвестиционного проекта локализации на территории Свердловской области производства самолета Л-410 на территории земельного участка под имущественным комплексом аэропорта "Уктус" (муниципальное образование "город Екатеринбург"), а также прилегающих к нему земельных участках, расположенных в границах Сысертского городского округа.
Расширение границ особой экономической зоны "Титановая долина" и производство на ее территории лучших образцов современных воздушных судов малой авиации, а в дальнейшем формирование крупного авиационного кластера позволят повысить инвестиционную привлекательность региона, восстановить и развивать компетенции российской авиационной промышленности в области разработки и производства легких воздушных судов, повысить налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.
Создание ТОР в моногородах направлено прежде всего на их развитие и уход от монозависимости путем привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих организаций, а также на формирование условий для отнесения моногородов к категории со стабильной социально-экономической ситуацией.
Ожидаемыми результатами реализации Подпрограммы 3 станут:
1) формирование доступной инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности, включая особую экономическую зону "Титановая долина";
2) создание не менее 10 индустриальных парков различных форм собственности и территорий опережающего социально-экономического развития.
Осуществление функционирования ТОР в ЗАТО будет способствовать диверсификации структуры их экономики и созданию производств по перспективным гражданским направлениям.
Подпрограмма 4 "Индустрия туризма"
Подпрограмма 4 "Индустрия туризма" (далее - Подпрограмма 4) разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы", Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 N 941-р, федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", Стратегией развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области до 2030 года, утвержденной Указом Губернатора Свердловской области от 13.02.2015 N 70-УГ "Об утверждении Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области до 2030 года".
Подпрограмма 4 соответствует Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, а также целям и задачам Программы социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы", и Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы".
Туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития.
Свердловская область обладает мощным туристским потенциалом, позволяющим формировать и реализовывать разнообразные туры в сфере познавательного, активного, сельского, экологического, рекреационного и других видов туризма, комплексных туристских продуктов, ориентированных на различные возрастные группы и целевые аудитории.
Регион обеспечивает размещение более 1,3 млн. человек в коллективных средствах размещения, объем платных услуг гостиниц и санаторно-оздоровительных услуг по итогам 2016 года вырос на 4 процента к уровню 2015 года и составил 10, 9 млрд. рублей.
В сфере туризма и гостеприимства Свердловской области занято более 10 тыс. человек. Вместе со смежными отраслями сектор внутреннего туризма дает более 40 тыс. рабочих мест, формируя около 1,5 процента валового регионального продукта Свердловской области.
По состоянию на 1 января 2017 года на территории Свердловской области осуществляли деятельность 432 средства размещения с общим номерным фондом 15 362 номера. Показатель обеспеченности гостиничными номерами составляет 4 единицы на 1000 жителей. Доминирующие позиции на рынке гостиничных услуг занимает муниципальное образование "город Екатеринбург", в котором сосредоточено 44 процента предприятий сферы гостеприимства Свердловской области, или 190 средств размещения на 6164 номера, и город Нижний Тагил - 21 средство размещения на 1053 номера. Количество классифицированных средств размещения по состоянию на 1 октября 2017 года составляет 318 объектов.
Основные факторы, сдерживающие рост конкурентоспособности рынка внутреннего и въездного туризма Свердловской области:
1) неразвитая туристская инфраструктура за пределами муниципального образования "город Екатеринбург" - недостаточное количество предприятий общественного питания, придорожного сервиса, средств развлечения на туристских маршрутах;
2) недостаточно развитая информационная база для проведения активной маркетинговой политики по продвижению туристского продукта Свердловской области на российский и международный туристские рынки;
3) низкий уровень подготовки кадров для сферы социально-культурного сервиса и туризма.
Необходимо решение вопросов безопасности и качества предоставляемых туристских услуг на территории Свердловской области.
Одним из основных инструментов повышения роста конкурентоспособности рынка внутреннего и въездного туризма в Свердловской области, продвижения туристского продукта и повышения качества региональных туристских услуг в Свердловской области является создание туристско-рекреационных кластеров в Свердловской области.
Ключевая роль в создании туристической инфраструктуры отведена муниципальным образованиям. С 2013 года на основе конкурсного отбора предоставляются субсидии муниципальным образованиям на создание туристских комплексов.
С 2015 года в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", предусмотрено направление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по созданию комплекса обеспечивающей инфраструктуры автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала". Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов (субсидий) за счет средств федерального бюджета представлены в приложении N 6 к государственной программе.
Помимо развития туристской инфраструктуры необходимы мероприятия, направленные на продвижение туристского продукта Свердловской области и формирование имиджа региона как территории, благоприятной для развития туризма.
Благодаря наличию крупных выставочных комплексов в регионе сформировалась конгрессно-выставочная индустрия, представленная выставочными операторами, организаторами деловых мероприятий, компаниями, предоставляющими услуги по застройке выставочных площадей, и иными организациями и предприятиями. После начала работы Международного выставочного центра "Екатеринбург-ЭКСПО" в Свердловскую область пришли крупнейшие российские и международные выставочные операторы.
Наличие современных выставочных комплексов и компаний, имеющих профессиональные компетенции в сфере конгрессно-выставочной деятельности, наряду с доступной транспортной, деловой и гостиничной инфраструктурой предоставляет значительные возможности Свердловской области стать одним из ключевых центров проведения конгрессно-выставочных мероприятий на территории Российской Федерации.
Наиболее значимые мероприятия проводятся на территориях двух выставочных комплексов - Международного выставочного центра "Екатеринбург-ЭКСПО" (город Екатеринбург) и полигона "Старатель" (город Нижний Тагил). По общему объему оборудованных выставочных площадей (свыше 70 тыс. кв. метров) Свердловская область занимает третье место среди субъектов Российской Федерации.
Основной проблемой конгрессно-выставочной индустрии Свердловской области является небольшое количество крупных выставочных мероприятий с международным участием, ежегодно проводимых на территории Свердловской области (доля крупных мероприятий в общем объеме арендуемых выставочных площадей не превышает 5 процентов от общего объема выставочных площадей, сдаваемых в аренду).
Данная проблема вызвана прежде всего недостатком крупных современных конгресс-центров, отсутствием эффективной системы координации и государственной поддержки выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, неразвитостью целенаправленной работы по обеспечению привлечения к участию в мероприятиях федеральных и зарубежных участников.
С целью увеличения количества крупных деловых конгрессных и выставочных мероприятий, проводимых на территории Свердловской области, в рамках Подпрограммы 4 предусматривается предоставление субсидий государственному бюджетному учреждению Свердловской области "Центр развития туризма Свердловской области" на размещение стендов на внутренних мероприятиях, включенных в Перечень выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, проводимых при участии и поддержке Правительства Свердловской области" (постановление Правительства Свердловской области от 25.12.2014 N 1184-ПП "Об утверждении Порядка формирования Перечня выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, проводимых при участии и поддержке Правительства Свердловской области").
В связи с ростом количества проводимых на территории Свердловской области выставок и конгрессных мероприятий российского и международного уровней необходимы мероприятия по приведению средств размещения в соответствие с действующими Национальными стандартами качества и безопасности, по осуществлению классификации гостиниц и иных средств размещения, присвоению им соответствующих категорий.
Результатами мероприятий Подпрограммы 4 должно стать успешное позиционирование Свердловской области на внутрироссийских и международных рынках, в том числе:
1) формирование благоприятных условий для инвестиций, создание развитой туристской инфраструктуры;
2) создание условий для формирования и реализации дифференцированного конкурентоспособного туристского продукта, соответствующего мировым трендам и стандартам качества;
3) стимулирование туристского потока на территорию региона путем формирования новых туристических маршрутов и туров выходного дня;
4) минимизирование действия факторов, сдерживающих развитие внутреннего и въездного туризма в Свердловской области;
5) увеличение количества крупных выставочных и конгрессных мероприятий за счет развития инфраструктуры выставочно-ярмарочного конгресс-центра Международного выставочного центра "Екатеринбург-ЭКСПО";
6) содействие структурным сдвигам в экономике Свердловской области посредством опережающего развития сервисных и сопряженных с ними отраслей.
В конечном итоге данные тенденции приведут к увеличению объемов платных услуг, оказываемых предприятиями сферы туризма, увеличению числа прибытий в коллективные средства размещения (увеличению туристского потока), что в свою очередь будет способствовать развитию существующих и созданию новых объектов туристского показа, привлечению инвестиций в основной капитал, повышению квалификации специалистов в сфере туризма и гостеприимства.
Подпрограмма 5 "Обеспечение реализации государственной программы Свердловской области "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года"
В структуру исполнительных органов государственной власти Свердловской области, утвержденную Указом Губернатора Свердловской области от 22.06.2012 N 427-УГ "О Правительстве Свердловской области и исполнительных органах государственной власти Свердловской области", входит Министерство.
Положение о Министерстве утверждено постановлением Правительства Свердловской области от 01.10.2014 N 850-ПП "О Министерстве инвестиций и развития Свердловской области", в котором определены полномочия и функции Министерства.
В соответствии с Областным законом от 24 декабря 1996 года N 58-ОЗ "Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области" финансирование расходов на обеспечение деятельности областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области осуществляется за счет средств областного бюджета.
Подпрограмма 5 предусматривает реализацию мероприятий в соответствии с полномочиями и функциями Министерства.
Министерство является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим реализацию на территории Свердловской области единой государственной инвестиционной политики, направленной на создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности и привлечение инвестиций.
Раздел 2. Цели и задачи государственной программы, целевые показатели реализации государственной программы
Цели и задачи государственной программы, целевые показатели реализации государственной программы приведены в приложении N 1 к государственной программе, Методика расчета значений целевых показателей в рамках государственной программы - в приложении к приложению N 1 к государственной программе.
Раздел 3. План мероприятий по выполнению государственной программы
План мероприятий по выполнению государственной программы приведен в приложении N 2 к государственной программе.
Ответственным исполнителем государственной программы является Министерство.
Реализация мероприятий государственной программы осуществляется исполнителями государственной программы - юридическими и физическими лицами, осуществляющими поставку товаров, выполнение работ и (или) оказание услуг для государственных нужд в соответствии с законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, государственными бюджетными учреждениями Свердловской области, Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства (микрокредитная компания), Свердловским областным фондом микрофинансирования предпринимательства (микрофинансовая компания), Автономной некоммерческой организацией "Центр поддержки экспорта Свердловской области", Фондом содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Свердловской области (Свердловский венчурный фонд), Фондом содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Свердловской области (Свердловский фонд инвестиций) на основе соглашений о предоставлении субсидий на выполнение государственного задания и на иные цели.
Реализация мероприятий государственной программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Свердловской области от 17.09.2014 N 790-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации государственных программ Свердловской области".
Реализация государственной программы осуществляется с применением механизмов предоставления субсидий юридическим лицам за счет средств областного бюджета:
1) субсидии Свердловскому областному фонду поддержки предпринимательства (микрокредитная компания) на реализацию мероприятий Подпрограммы 2 "Импульс для предпринимательства";
2) субсидии государственному бюджетному учреждению "Центр развития туризма Свердловской области" на реализацию мероприятий по развитию конгрессно-выставочной деятельности и мероприятий Подпрограммы 4 "Индустрия туризма";
3) субсидии юридическим лицам, производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим выставочную деятельность, за счет средств областного бюджета;
4) субсидии государственному бюджетному учреждению "Центр развития туризма Свердловской области" на реализацию мероприятий, направленных на развитие детско-юношеского туризма в Свердловской области;
5) субсидии на содействие развитию частных промышленных парков для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области;
6) субсидии Свердловскому областному фонду микрофинансирования предпринимательства (микрофинансовая компания) на реализацию мероприятий Подпрограммы 2 "Импульс для предпринимательства";
7) субсидии Фонду содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Свердловской области на реализацию мероприятий Подпрограммы 2 "Импульс для предпринимательства";
8) субсидии Фонду содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на реализацию мероприятий Подпрограммы 2 "Импульс для предпринимательства";
9) субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат юридических лиц на создание инфраструктуры индустриальных парков в Свердловской области.
Условия и порядок предоставления субсидий юридическим лицам за счет средств областного бюджета устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Свердловской области.
Механизм реализации мероприятий по развитию государственно-частного партнерства в различных сферах экономики предусмотрен Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Включение целевых показателей "Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных физическими лицами в возрасте до 30 лет (включительно)", "Количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), завершивших обучение по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий", предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", в государственную программу возможно в случае привлечения Свердловской областью средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию развитию молодежного предпринимательства.
Реализация Министерством в рамках соисполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 30.08.2016 N 595-ПП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы" (далее - План по Стратегии), способствует достижению значений целевых показателей в соответствии с Планом по Стратегии, в том числе по направлениям, координируемым:
1) Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области:
количество концессионных соглашений в сфере водоснабжения и водоотведения (к 2024 году - 35 единиц), в сфере теплоснабжения (к 2024 году - 45 единиц);
2) Министерством промышленности и науки Свердловской области:
количество организаций промышленного комплекса, участвующих в реализации проектов, направленных на развитие научно-производственной кооперации (к 2024 году - 750 единиц);
увеличение объема отгруженной промышленной продукции на межрегиональные рынки на конец периода к уровню 2014 года (к 2024 году - 50 процентов);
3) Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области:
подготовка инвестиционных предложений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, которые имеют региональное и (или) межмуниципальное значение (выполнение к 2017 году);
увеличение доли привлеченных внебюджетных средств на реализацию инвестиционных проектов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, которые имеют региональное и (или) межмуниципальное значение (к 2024 году - 75 процентов);
ввод в эксплуатацию объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами суммарной мощностью не менее 1253 тыс. тонн в год к 2024 году.
В целях формирования условий, обеспечивающих создание зон концентрированного экономического роста в обладающих потенциалом ускоренного экономического развития муниципальных образованиях планируется создание и развитие индустриальных (промышленных) парков, особых экономических зон, а также создание трех территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах и в закрытых административно-территориальных образованиях.
Реализация данных мероприятий направлена на решение следующих задач Плана по Стратегии: "Содействие созданию и развитию индустриальных (промышленных) парков, особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития" и "Содействие уходу от монозависимости монопрофильных муниципальных образований, в том числе с наиболее сложным социально-экономическим положением, путем привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих организаций". Значения целевых показателей: "Количество созданных территорий опережающего социально-экономического развития" (к 2017 году - 1 единица), "Объем привлеченных инвестиций в территории опережающего социально-экономического развития (нарастающим итогом)" (к 2024 году - до 9,8 млрд. рублей) и "Количество созданных рабочих мест на территориях опережающего социально-экономического развития" (к 2024 году - до 2457 единиц) в моногородах отражены в задаче "Содействие созданию и развитию индустриальных (промышленных) парков, особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития".
Раздел 4. Межбюджетные трансферты
В рамках государственной программы предусматривается предоставление следующих межбюджетных трансфертов:
1) субсидии бюджетам муниципальных образований на создание государственных (или муниципальных) промышленных парков (технопарков) для субъектов малого и среднего предпринимательства, порядок предоставления которых приведен в приложении N 5 к государственной программе;
2) субсидии бюджетам муниципальных образований, в том числе монопрофильных муниципальных образований, на развитие системы поддержки малого и среднего предпринимательства, порядок предоставления которых приведен в приложении N 7 к государственной программе;
3) субсидии бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на развитие объектов, предназначенных для организации досуга жителей муниципальных образований, порядок предоставления которых приведен в приложении N 4 к государственной программе;
4) субсидии бюджетам муниципальных образований на создание бизнес-инкубаторов для субъектов малого предпринимательства, порядок предоставления которых приведен в приложении N 9 к государственной программе.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Свердловской области от 29 декабря 2017 г. N 1059-ПП "О внесении изменений в государственную... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.