Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Порядку
разработки и утверждения Программ
финансово-хозяйственной деятельности
муниципальных унитарных предприятий
городского округа Карпинск
Методические рекомендации
по разработке Программы финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий городского округа Карпинск
1. Сведения о предприятии и руководителе предприятия заполняются на основе данных, содержащихся в учредительных документах и документах государственной регистрации.
Раздел 1. Краткая характеристика хода реализации Программы финансово-хозяйственной деятельности предприятия в предыдущем году и в первом полугодии текущего года.
2. Указывается информация о выполнении Программы финансово-хозяйственной деятельности предприятия в предыдущем году, о ходе реализации Программы в текущем году и ожидаемых результатах ее выполнения в текущем году.
Данный раздел должен содержать анализ и обоснование причин отклонения (в том числе ожидаемого) фактических показателей экономической деятельности предприятия от утвержденных показателей.
Раздел 2. Резюме программы финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
3. В пункте 2.1 Программы предприятия указываются фактические значения показателей экономической эффективности деятельности предприятия за отчетный финансовый год, плановые значения показателей на текущий, очередной и два финансовых года, следующих за очередным финансовым годом.
При заполнении таблицы 1 следует руководствоваться следующей методикой расчета показателей рентабельности.
Значение показателя "общая рентабельность" определяется как отношение чистой прибыли (убытка) к выручке.
Значение показателя "рентабельность чистых активов" определяется как отношение чистой прибыли (убытка) к среднему значению стоимости чистых активов за отчетный период.
Значение показателя "производительность труда" определяется как отношение выручки к среднесписочной численности.
4. При заполнении таблицы 2 кроме расходов на конкретное мероприятие необходимо указывать ожидаемый экономический эффект от реализации мероприятия.
При разработке мероприятий по развитию предприятия предлагается рассмотреть следующие направления повышения эффективности деятельности предприятия:
снижение издержек производства;
внедрение прогрессивных технологий, автоматизация производства;
проведение капитального ремонта, модернизация основных фондов, замена устаревшего оборудования;
расширение производственных мощностей и приобретение дополнительных основных фондов;
создание собственных сетей сбыта;
продажа объектов незавершенного строительства;
совершенствование организации труда и оптимизация штатной численности;
реализация оборудования, неиспользуемого в производственном процессе;
и иные направления.
Раздел 3. Рынок и конкуренция.
5. Пункт 3.1 программы содержит сведения об отрасли, в которой работает предприятие: история развития, современное положение, перспективы развития.
6. В пункте 3.2 программы приводится подробное описание продукта (услуги), его жизненного цикла, а также комплекс мероприятий по совершенствованию (модернизации) старого продукта и (или) созданию и внедрению нового продукта.
При этом проводится сравнение ключевых характеристик товара (цена, дизайн, технические параметры и иные характеристики) с аналогичными характеристиками продукции основных конкурентов.
7. В пункте 3.3 программы указываются группы потребителей (население, промышленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия и иные группы потребителей) и их доля в процентном выражении.
8. В пункте 3.4 программы дается характеристика каналов реализации. При этом под каналом реализации понимается совокупность предприятий и отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.
Возможные схемы каналов распределения
/-------------\ /-----------\
1. |Производитель|------------------------------------------|Потребитель|
\-------------/ /-------------\ \-----------/
/-------------\ | розничный | /-----------\
2. |Производитель|----------------| продавец |-----------|Потребитель|
\-------------/ \-------------/ \-----------/
/--------\ /-------------\ /-----------\
/-------------\ |Оптовый | | розничный |-----------|Потребитель|
3. |Производитель|----|продавец|--| продавец | \-----------/
\-------------/ \--------/ \-------------/ /-----------\
/--------\ /-------------\ | Розничный |
/-------------\ |Оптовый | |Мелко-оптовый|-----------| продавец |
4. |Производитель|----|продавец|--| продавец | \-----------/
\-------------/ \--------/ \-------------/ /-----------\
|Потребитель|
\-----------/
После каналов распределения описывается система маркетинговых коммуникаций, включающих в себя комплекс мер по воздействию предприятия на покупателя путем размещения рекламы и проведения мероприятий по стимулированию сбыта.
9. Пункт 3.5 программы содержит таблицу со сведениями о ключевых конкурентах; анализ указанных сведений; вывод о типе рынка данной продукции (рынок чистой конкуренции; рынок монополистической конкуренции; олигополистический рынок; монополия).
10. Пункт 3.6 программы содержит информацию о законодательстве в сфере деятельности предприятия, в том числе о законодательных ограничениях по:
проникновению на рынок (налоговые, таможенные запреты; необходимость наличия лицензии и другое);
установлению цены на продукцию (государственное регулирование ценообразования).
Раздел 4. План производства.
11. Производственный план предприятия рассчитывается в разрезе выпускаемой номенклатуры изделий и услуг.
12. Исходя из объема рынка и уровня конкуренции, определяются целевые объемы продаж и производственная программа предприятия (таблицы 3 и 4 программы).
13. Расчет объема продаж на продукцию осуществляется исходя из планируемого количества выпускаемой продукции и цены (тарифа) на данную продукцию (пункт 4.2 таблицы 4 программы).
14. Важное значение занимает информация о персонале и заработной плате (пункт 4.3 таблицы 5 программы). Данный пункт содержит информацию о среднесписочной численности, фонде оплаты труда и других выплатах, о начислениях на фонд оплаты труда в разрезе категорий работников.
15. Смета расходов и калькуляция себестоимости.
Смета расходов на выпускаемую продукцию представляет собой расчет затрат по калькуляционным статьям отдельно по каждому виду продукции, работ, услуг. Калькуляция затрат может осуществляться укрупнено, исходя из принятых на предприятии норм затрат на единицу производимой продукции, или путем прямой калькуляции расчетов, исходя из норм расхода ресурсов. Сводный расчет сметы расходов осуществляется в пункте 4.4 таблицы 6 программы.
Кроме того, необходима расшифровка управленческих и коммерческих расходов.
Раздел 5. Финансовый план.
16. Большое значение для развития предприятия имеют инвестиции с учетом планируемой производственной программы и мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия (таблица 9 программы).
На основе анализа потребностей в дополнительных инвестициях осуществляется выбор источников финансирования (покрытия) этой потребности. В качестве источников финансирования рассматриваются:
1) собственные средства;
2) привлеченный капитал;
3) прочие источники финансирования.
17. Денежный поток от текущей хозяйственной (инвестиционной, финансовой) деятельности (строка 2 таблицы 11 программы) представляет собой сумму излишка (недостатка) денежных средств, полученных в результате сопоставления доходов и расходов предприятия в процессе осуществления операционной (инвестиционной, финансовой) деятельности.
18. Исходные данные для расчета финансового плана формируются на основе следующих разделов программы:
раздел 3 "Рынок и конкуренция";
раздел 4 "План производства" (определяет возможности предприятия по выпуску продукции в соответствии с производственной мощностью предприятия и ее увеличением или уменьшением с учетом потребности рынка).
19. На основе указанных разделов в финансовом плане осуществляется прогнозирование финансовых результатов (пункт 5.2 таблицы 10 программы).
20. Планирование денежных потоков помогает определить источники денежных средств и оценить их использование, а также выявить ожидаемые денежные потоки, а значит перспективы роста предприятия и его будущие потребности. Главная задача составления плана движения денежных средств - проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, определить возможную потребность в заемных средствах.
Модель денежных потоков (пункт 5.3 таблицы 11 программы) показывает разницу между всеми поступлениями и оттоками денежных средств:
1) величина чистой прибыли переносится из пункта 5.2 таблицы 10 программы;
2) чистый денежный поток (строка 2) рассчитывается следующим образом:
величина чистой прибыли корректируется на сумму начисленной амортизации (строка 2.2);
плюс рост кредиторской задолженности или минус ее уменьшение (погашение) (строка 2.3);
минус рост дебиторской задолженности или плюс ее уменьшение (погашение) (строка 2.4);
минус величина выплачиваемых процентов по кредитам, не учтенных в себестоимости реализованной продукции (строка 2.5);
плюс величина средств, полученных от продажи основных средств (строка 2.6);
минус намечаемые капитальные вложения (строка 2.7), которые требуются для поддержания в рабочем состоянии действующих производственных мощностей или ввода в строй дополнительных производственных мощностей, необходимых для достижения темпов роста, предусмотренных в прогнозе;
минус рост запасов материалов и готовой продукции или плюс их уменьшение (строка 2.8);
минус рост суммы краткосрочных финансовых вложений или плюс их уменьшение (строка 2.9);
минус расходы социального характера за счет нераспределенной прибыли (строка 2.10);
плюс полученные кредиты и займы (строка 2.11);
плюс/минус прочее движение денежных средств с обязательной расшифровкой (строка 2.12);
минус отчисления от прибыли, определяемые как размер части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, перечисленной в местный бюджет в отчетном периоде (строка 2.13);
3) остаток денежных средств на начало периода (строка 3) показывает размер денежной наличности предприятия на начало текущего периода.
Накопленная денежная наличность на конец периода рассчитывается как сумма остатка денежных средств на начало периода и чистого денежного потока, сформированного в течение периода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.