Решение Свердловского областного суда
от 6 февраля 2018 г. N 3а-85/2018
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург 06 февраля 2018 года
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Кучерявой К.О.,
с участием прокурора Васильевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Байдугановой Евгении Александровны о признании нормативного правового акта недействующим в части,
установил:
22 декабря 2016 года Думой Берёзовского городского округа принято решение N 33 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Берёзовского городского округа" (далее - решение N 33).
Этим решением утверждены Правила землепользования и застройки Берёзовского городского округа (далее - Правила), которые являются приложением к решению N 33.
По своей структуре утверждённые Правила, как нормативный правовой акт состоят из 67 статей, разделены на 17 глав, включают в себя три раздела:
- раздел 1 "Порядок применения Правил землепользования и застройки и внесения в них изменений";
- раздел 2 "Карты градостроительного зонирования Берёзовского городского округа";
- раздел 3 "Градостроительные регламенты. Параметры разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства".
Решение N 33 вместе с Правилами опубликовано 03 февраля 2017 года в газете "Берёзовский рабочий" и вступило в силу со дня его официального опубликования.
Решением Думы Берёзовского городского округа от 25 августа 2017 года N 85 в Правила внесены изменения, (в том числе, в карты градостроительного зонирования Берёзовского городского округа применительно к различным территориям), создавшие действующую с 22 сентября 2017 года редакцию нормативного правового акта.
Байдугановой Е.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:35:0107001:61. При получении градостроительного плана земельного участка Байдугановой Е.А. стало известно, что принадлежащий ей земельный участок, в результате утверждения вышеназванных Правил, оказался расположен в двух территориальных зонах - зона индивидуальной жилой застройки и зона общего пользования. Усматривая нарушение своих прав, Байдуганова Е.А. обратилась в районный суд с административным исковым заявлением, содержащим различные требования, в том числе, о признании недействующими Правил в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 66:35:0107001:61 к двум территориальным зонам. Впоследствии требования, которые неподсудны районному суду, направлены по подсудности в Свердловский областной суд для рассмотрения по существу.
В судебном заседании административный истец требования поддержала, настаивала на удовлетворении административного искового заявления.
Дума Берёзовского городского округа и администрация Берёзовского городского округа, не оспаривая факт нахождения земельного участка административного истца в двух территориальных зонах, заявили о признании предъявленных требований, которые оформили в письменном виде. Заявление о признании административного иска административным ответчиком занесено в протокол судебного заседания и подписано представителем административного ответчика. Изложенное в письменной форме заявление о признании административного иска приобщено к административному делу, о чём указано протоколе судебного заседания.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей, что требования административного искового заявления учитывая их признание органами местного самоуправления, подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
По общему правилу, разрешая заявленные требования, исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд должен выяснить:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия Думы Берёзовского городского округа на принятие нормативного правового акта;
б) форма и вид, в которых Дума Берёзовского городского округа вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Градостроительное зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6 и 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решением Берёзовской городской Думы от 27 июня 2005 года N 115 принят Устав Берёзовского городского округа. Утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения. В число полномочий представительного органа муниципального образования - Думы Берёзовского городского округа входит утверждение правил землепользования и застройки территории городского округа, в том числе внесение изменений в них, по представлению главы городского округа. По вопросам, отнесённым к её компетенции Уставом, Дума Берёзовского городского округа принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа. Источником официального опубликования муниципальных правовых актов является газета "Берёзовский рабочий". Формой обнародования являются также размещение их полного текста в иных средствах массовой информации, в том числе электронных (через сеть "Интернет") (статьи 6, 22, 23 и 53 Устава).
Учитывая проанализированные положения Устава, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт издан надлежащим и уполномоченным на его принятие и утверждение органом местного самоуправления, а также в той установленной форме, в которой Дума Берёзовского городского округа вправе принимать нормативные правовые акты. Правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок его опубликования и вступления в силу также соответствует положениям Устава Берёзовского городского округа.
Согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учётом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Аналогичная норма содержится и в пункте 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, отнесение принадлежащего Байдугановой Е.А. земельного участка одновременно к двум территориальным зонам является незаконным; поэтому суд считает, что в оспариваемой части Правила следует признать недействующими по причине их противоречия и несоответствия вышеприведённым нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу.
Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемое положение нормативного правового акта следует признать недействующим, суд исходит из того, что данная правовая норма применялась, порождая правовые последствия. Указанное обстоятельство, в силу разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
В силу положений пункта 4 части 5 статьи 180 и пунктов 2 и 3 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указания на распределение судебных расходов и на опубликование решения суда или сообщения о его принятии.
Положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе глава 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов. Не содержится никаких разъяснений по данному вопросу и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела". Поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Как предусмотрено частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Материалы данного административного дела не содержат никаких сведений о понесённых административным истцом судебных расходах, за исключением уплаченных 300 руб. государственной пошлины. Поэтому, принимая решение, суд также взыскивает с административного ответчика - с Думы Берёзовского городского округа в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Байдугановой Евгении Александровны удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки Берёзовского городского округа, утверждённые решением Думы Берёзовского городского округа от 22 декабря 2016 года N 33, в части расположения земельного участка с кадастровым номером 66:35:0107001:61 в двух территориальных зонах.
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на интернет сайте Берёзовского городского округа и в газете "Берёзовский рабочий".
Взыскать с Думы Берёзовского городского округа в пользу Байдугановой Евгении Александровны судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2018 года.
Судья |
М.В. Старков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 6 февраля 2018 г. N 3а-85/2018
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)