Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Свердловской области
от 03.05.2018 N 270-ПП
Раздел 1. Характеристика и анализ текущего состояния сферы ветеринарии Свердловской области
Государственная программа "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Свердловской области до 2024 года" (далее - государственная программа) направлена на решение социально значимых проблем в сфере ветеринарии Свердловской области.
Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления развития ветеринарии Свердловской области, ресурсного, кадрового и технического обеспечения, механизмы реализации и показатели оценки результативности проведенных мероприятий.
Реализация государственной программы направлена на формирование условий социально-экономического развития Свердловской области в соответствии с приоритетными целями и задачами, сформулированными в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы".
Основной целью социально-экономического развития Свердловской области до 2024 года является повышение качества жизни и благосостояния населения на основе устойчивого роста экономики Свердловской области.
К ключевым задачам социально-экономического развития Свердловской области относится повышение качества и стандартов жизни населения, создание благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни граждан.
Государственная программа направлена на достижение основных целей, взаимосвязанных между собой:
защита животных от особо опасных и заразных болезней;
повышение качества и безопасности продукции животного происхождения;
защита жизни и здоровья человека от болезней животных и опасной пищевой продукции;
предупреждение и ликвидация заразных и незаразных болезней животных;
обеспечение эффективной реализации государственной политики в сфере ветеринарного контроля и надзора.
Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить решение следующих задач:
создание условий, при которых не будет возникать источников заражения животных заразными болезнями животных;
создание условий, позволяющих предотвратить возникновение инвазионных болезней у сельскохозяйственных животных;
создание условий, позволяющих предотвратить поступление в Свердловскую область опасных для жизни и здоровья населения некачественных и фальсифицированных пищевых продуктов животного происхождения;
обеспечение государственных учреждений ветеринарии Свердловской области высокотехнологичными лабораторно-диагностическими приборами, специальным оборудованием, дезинфекционными установками,
автотранспортными средствами;
создание условий в государственных учреждениях ветеринарии Свердловской области для качественного и результативного предоставления услуг;
создание условий для освоения ветеринарными специалистами государственных учреждений ветеринарии Свердловской области дополнительных профессиональных программ повышения квалификации;
обеспечение условий для освещения результатов деятельности государственных учреждений ветеринарии Свердловской области в средствах массовой информации;
обеспечение управления реализацией мероприятий государственной программы;
рациональное и целевое использование средств областного бюджета;
обеспечение выполнения государственными учреждениями ветеринарии Свердловской области государственных заданий на выполнение государственных работ (оказание государственных услуг);
осуществление государственными ветеринарными инспекторами Департамента ветеринарии Свердловской области регионального государственного ветеринарного надзора;
координация деятельности государственных учреждений ветеринарии Свердловской области Департаментом ветеринарии Свердловской области.
Эпизоотическое и ветеринарно-санитарное благополучие как один из факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию в регионе, перспективы его развития, способствует стабильному развитию, повышению рентабельности животноводства и перерабатывающих отраслей.
В Российской Федерации зарегистрирован значительный рост заразных болезней животных, в том числе особо опасных, ввезенных из зарубежных стран, что не дает гарантий сохранения ветеринарно-санитарного благополучия Свердловской области.
Угрозу ветеринарно-санитарному благополучию Свердловской области представляет целый ряд причин и факторов риска:
1) общее ухудшение эпизоотической ситуации в Российской Федерации;
2) наличие почвенных очагов инфекций на территории Свердловской области;
3) цикличность карантинных и особо опасных болезней животных;
4) занос возбудителей болезней животных на территорию Свердловской области (риски биолого-социального характера).
Усиление межгосударственной миграции населения, расширение обмена грузами, подконтрольными региональному государственному ветеринарному надзору, вовлечение в торгово-экономическое сотрудничество все большего количества стран мира с различной эпизоотической обстановкой ведут к прогрессивно ухудшающейся эпизоотической обстановке в Российской Федерации.
В Свердловскую область из других субъектов Российской Федерации и иностранных государств поступает значительное количество партий продуктов и сырья животного происхождения, животных, птицы, генетического материала и других грузов, подконтрольных региональному государственному ветеринарному надзору. В связи с этим возрастает угроза заноса и широкого распространения возбудителей заразных и опасных болезней животных, в том числе общих для человека и животных.
Экономический ущерб, наносимый в результате появления и распространения очагов заразных болезней животных, складывается из прямых потерь по ликвидации очагов, изъятия и уничтожения опасной для жизни и здоровья граждан продукции, а также ограничений при производстве, хранении и реализации продукции животного происхождения и измеряется сотнями миллионов рублей. Решение задач, поставленных перед сельскохозяйственными предприятиями Свердловской области по наращиванию численности поголовья скота и птицы, повышению их продуктивности, увеличению объемов производства мяса, молока и другой животноводческой продукции, невозможно без поддержания ветеринарного благополучия. Возникновение эпизоотий особо опасных болезней животных и птиц может привести к уничтожению животноводства.
Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Департамент ветеринарии Свердловской области (далее - Департамент) и подведомственные ему государственные учреждения ветеринарии Свердловской области осуществляют на территории Свердловской области мероприятия по предупреждению и ликвидации заразных и массовых незаразных болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, выпуску полноценной в ветеринарном отношении продукции животноводства.
К полномочиям Департамента в сфере ветеринарии относятся:
1) участие в реализации федеральных мероприятий в сфере ветеринарии на территории Свердловской области;
2) организация проведения на территории Свердловской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению;
3) защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;
4) осуществление регистрации специалистов в сфере ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью на территории Свердловской области, осуществление контроля за деятельностью специалистов в области ветеринарии;
5) осуществление регионального государственного ветеринарного надзора;
6) осуществление контроля:
за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, переданного им государственного полномочия Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак (далее - государственное полномочие по регулированию численности безнадзорных собак);
за соблюдением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории Свердловской области деятельность по отлову и содержанию безнадзорных собак, порядка проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак, установленного нормативными правовыми актами Свердловской области;
7) организация и обеспечение деятельности Департамента как исполнительного органа государственной власти Свердловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области;
8) реализация полномочий учредителя в отношении подведомственных государственных учреждений ветеринарии Свердловской области;
9) реализация полномочий главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по закрепленным источникам доходов, главного распорядителя и получателя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, а также осуществление ведомственного контроля в сфере закупок.
Департамент осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области ветеринарии, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) установление ограничительных мероприятий (карантина) на территории Свердловской области;
2) отмена ограничительных мероприятий (карантина) на территории Свердловской области.
Полномочия Российской Федерации по установлению и отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории Свердловской области переданы без предоставления субвенций из федерального бюджета.
Согласно данным информационно-аналитического центра Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в 2017 году в Российской Федерации:
по африканской чуме свиней - ситуация эндемическая (страна
неблагополучна с 2007 года);
по классической чуме свиней - ситуация эндемическая, вакцинозависимость, эпидемический порог не определен;
по сибирской язве - стационарное неблагополучие в первую очередь за счет наличия почвенных очагов инфекции, эпидемические пороги не преодолены, вакцинозависимость;
по туберкулезу крупного рогатого скота - ситуация эндемическая, эпидемические пороги не преодолены;
по бруцеллезу - ситуация эндемическая (заболеваемость среди сельскохозяйственных животных на два порядка выше, чем заболеваемость среди людей);
по бешенству - ситуация эндемическая, природно-очаговая и городская. Эпидемический порог по неблагополучию не преодолен. Краткосрочные тренды по неблагополучию и заболеваемости убывающие.
Ветеринарными специалистами государственных учреждений ветеринарии Свердловской области в 2013 году проведено 2 517 930 диагностических исследований, в результате которых выявлено 2682 положительно реагирующих животных на инфекционные и инвазионные заболевания, из них 129 животных с заболеваниями, входящими в перечень особо опасных и заразных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин). В 2014 году проведено 2 440 067 диагностических исследований, в результате которых выявлено 1633 положительно реагирующих животных, из них 67 с особо опасными и заразными заболеваниями. В 2015 году проведено 2 147 067 диагностических исследований, в результате которых выявлено 1403 положительно реагирующих животных, из них 104 случая особо опасных и заразных заболеваний животных. В 2016 году - 3 141 803 диагностических исследования, в результате которых выявлено 1445 положительно реагирующих животных, из них 74 случая особо опасного заболевания (бешенство).
Снижение количества исследований неминуемо приведет к снижению выявления заразных заболеваний животных.
По всем особо выявляемым опасным и заразным заболеваниям животных определены неблагополучные пункты и установлены ограничительные мероприятия, в полном объеме проведена работа по ликвидации очагов заболеваний.
Бешенство животных остается одной из серьезных проблем на территории Российской Федерации, в том числе и в Свердловской области, которая является стационарно неблагополучной по этому виду заболевания. В 2017 году в Свердловской области зарегистрировано 12 случаев бешенства животных, в 2016 году - 74, в 2015 году - 80, в 2014 году - 45, в 2013 - 104 случая. Наиболее неблагополучные районы по данному заболеванию - Ирбитский, Красноуфимский и Каменский. На долю диких животных приходится более 67% от выявленных случаев.
По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, на территории Свердловской области в 2015 году зарегистрировано
11 937 случаев обращения граждан за медицинской помощью по поводу нападения и укусов животными, из них 221 случай укуса дикими животными. В 2016 году зарегистрировано 11 509 случаев укуса животными (204 случая - дикими животными), в 2017 году зарегистрировано 10 515 случаев укуса животными (267 случаев - дикими животными).
Государственными учреждениями ветеринарии Свердловской области приняты меры по охвату профилактическими прививками против бешенства, помимо собак и кошек, поголовья крупного рогатого скота, а также диких хищников в зонах стационарного неблагополучия по бешенству. Специалистами государственной ветеринарной службы Свердловской области постоянно проводится работа по информированию населения о необходимости проведения вакцинации домашних животных против бешенства и мерах профилактики с помощью средств массовой информации, распространению памяток и листовок. Проводимая работа и реализация организационных и специальных мероприятий позволяют держать ситуацию под контролем в неблагополучных пунктах Свердловской области.
Принимая во внимание, что безнадзорные собаки являются переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, в целях защиты населения от болезней, общих для человека и животных, необходимо проводить мероприятия по регулированию численности безнадзорных собак. Организация проведения на территории Свердловской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак является государственным полномочием Свердловской области.
Законом Свердловской области от 3 декабря 2014 года N 110-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак" органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделены государственным полномочием Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак.
Главным распорядителем средств областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, переданного им государственного полномочия Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак определен Департамент.
В результате ежегодного осуществления государственными учреждениями ветеринарии Свердловской области диагностических исследований, вакцинации и профилактических обработок животных против заразных болезней, а также проведения на животноводческих фермах (комплексах) и других объектах животноводства ветеринарно-санитарных мероприятий (дезинфекции, дезинсекции, дератизации, дезинвазии), связанных с выявлением и уничтожением возбудителей инфекций и инвазии во внешней среде, на территории Свердловской области в течение 5 последних лет не было зарегистрировано
ни одного случая заболевания животных такими опасными болезнями, как сибирская язва, бруцеллез, лептоспироз, высокопатогенный грипп птиц, классическая чума свиней, сап лошадей, оспа и брадзот овец, трихинеллез свиней, наносящими в случае их массового возникновения значительный экономический ущерб сельскохозяйственному производству, а также представляющими угрозу жизни и здоровью населения Свердловской области.
С ростом импорта племенного материала, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок риски заноса на территорию Свердловской области возбудителей болезней животных, в том числе и экзотических для Российской Федерации, существенно возрастают. Ежегодно в Свердловскую область ввозится 50 тыс. тонн импортного мясосырья, 60 тыс. тонн рыбы и гидробионтов. Причем сырье поступает как непосредственно из-за границы, так и из соседних регионов. Нередко складские мощности используются как объекты по передержке товаров. Все это существенно увеличивает угрозу заноса возбудителей и возникновения на территории Свердловской области очагов инфекционных болезней животных, в том числе опасных и для людей.
Африканская чума свиней (далее - АЧС) относится к группе особо опасных инфекций, поражает домашних и диких свиней и вызывает 100% гибель животных всех возрастов. Возбудитель болезни - вирус, который отличается высокой устойчивостью во внешней среде. В результате заражения диких кабанов формируется природный очаг АЧС, который становится постоянным источником заражения диких и домашних свиней. Средства специфической профилактики и лечения АЧС не разработаны. Впервые в России АЧС зарегистрирована в 2007 году в Чеченской Республике, в последующие годы заболевание регистрировалось еще в 35 субъектах Российской Федерации.
В 2016 году очаги АЧС среди домашних свиней были выявлены в 26 субъектах Российской Федерации. Основной причиной ее заноса в благополучные регионы являются нелегальные перевозки инфицированных животных и продуктов животноводства. Риск распространения АЧС связан с непредставлением информации о случаях заболевания и падежа животных в личных подсобных хозяйствах, затягиванием мероприятий по депопуляции кабанов, недостаточным в некоторых случаях уровнем обеспечения режима биологической защиты свиноводческих предприятий, наличием свалок трупов свиней, павших от этой болезни, нарушениями ветеринарно-санитарных правил содержания и кормления свиней в части скармливания необеззараженных пищевых отходов.
В Свердловской области отрасль свиноводства развивается высокими темпами. Учитывая неблагоприятную обстановку по АЧС в 2017 году в Курганской, Челябинской и Тюменской областях, вероятность заноса на территорию Свердловской области возбудителя АЧС очень велика, и последствия по ликвидации АЧС приведут к огромным экономическим потерям.
Появление АЧС в Свердловской области - это катастрофа для всей свиноводческой отрасли в силу следующих причин:
высокая смертность животных в очагах инфекции;
прямые потери в результате тотальной депопуляции свиней в очаге инфекции;
полный запрет на вывоз сельскохозяйственной продукции и существенные ограничения реализации свиноводческого сырья и продукции за пределы Свердловской области;
огромные затраты на ликвидацию, контроль и сдерживание инфекции;
потери экономических связей.
С целью предупреждения возникновения и распространения АЧС ветеринарными специалистами государственных учреждений ветеринарии Свердловской области осуществляются:
постоянное наблюдение за клиническим состоянием свиней;
отбор проб патологического материала в случае подозрения на возникновение АЧС;
доведение до всех подразделений государственной ветеринарной службы Свердловской области информации о порядке отбора, упаковки и доставки проб при возникновении подозрения на АЧС;
диагностический отбор проб от отстрелянных диких кабанов;
проверка работы лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы по выявлению подозрительных на АЧС туш свиней на рынках, мясокомбинатах, убойных пунктах;
командно-штабные учения по АЧС с отработкой порядка действий ветеринарной службы района и команд защиты животных сельскохозяйственных организаций;
мероприятия по обеспечению работы свиноводческих хозяйств в режиме "закрытого типа";
мероприятия по обеспечению безвыгульного содержания свиней в частных подворьях населения и на мелкотоварных фермах. Собственники животных предупреждены о запрете скармливания свиньям пищевых отходов без термической обработки, а также личной ответственности в случае нарушения запрета.
Ветеринарными специалистами государственных учреждений ветеринарии Свердловской области усилен контроль за соблюдением требований ветеринарного законодательства Российской Федерации при ввозе на территорию Свердловской области живых свиней, продуктов убоя свиней и других продуктов свиноводства.
Ветеринарными специалистами государственных учреждений ветеринарии Свердловской области в соответствии с утвержденным планом-графиком проводится мониторинг эпизоотической ситуации по АЧС (отбор проб, хранение и транспортировка проб, диагностика методом полимеразной цепной реакции (далее - метод ПЦР)).
В 2015 году в свиноводческих хозяйствах исследовано 1932 пробы патологического материала и сыворотки крови, а также организована работа по отбору и последующему исследованию на АЧС биологического материала от диких кабанов, в рамках мониторинга отобрано и исследовано 743 пробы патологического материала.
В 2016 году исследовано 1613 проб, в том числе 810 проб патологического материала от диких кабанов.
В 2017 году исследована 1851 проба, в том числе 716 проб патологического материала от диких кабанов.
Вместе с тем не решаются в полном объеме вопросы по приобретению оборудования для дезинфекции, дезинфекционных средств и сооружений карантинных площадок на случай задержания подконтрольных ветеринарному надзору грузов. Кроме того, требуется проведение систематического обучения ветеринарных специалистов государственных учреждений ветеринарии Свердловской области по вопросам предупреждения возникновения и распространения заразных болезней животных, в том числе АЧС.
Назрела острая необходимость включения в государственную программу дополнительных мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространения АЧС и обеспечение эпизоотического благополучия территории Свердловской области.
Дополнительными мероприятиями являются:
размещение информационных сообщений в средствах массовой информации о степени распространения АЧС в Российской Федерации и проводимых мерах профилактики на территории Свердловской области. Данное мероприятие позволит повысить уровень информированности населения, сельхозтоваропроизводителей по всем аспектам, связанным с АЧС, в том числе вопросам профилактики заболевания, ведения хозяйственной деятельности;
повышение квалификации специалистов ветеринарной службы в Свердловской области по вопросам диагностики и профилактики АЧС. Владение современными методами профилактики и методиками диагностики позволит обеспечить своевременность и достоверность проведения диагностических мероприятий и, как следствие, оперативно решить вопросы купирования и ликвидации очагов заболеваний;
обеспечение современным лабораторным оборудованием для диагностики АЧС. Для наиболее точного определения вируса АЧС используют метод ПЦР;
создание резерва средств профилактики, защиты и ликвидации АЧС. Данное мероприятие позволит своевременно проводить не только профилактические мероприятия, но и оперативную ликвидацию АЧС;
обеспечение государственных учреждений ветеринарии Свердловской области техническими средствами профилактики и ликвидации АЧС. Для предупреждения заболевания животных и птиц в период реализации государственной программы планируется приобрести семь дезинфекционных установок Комарова (далее - установка). Установка позволяет выполнить масштабно и оперативно дезинфекцию и дезинсекцию помещений и прилегающих территорий горячим и холодным растворами, суспензиями и взвесями дезинфицирующих средств, побелку помещений и санитарную их промывку, а также санитарную обработку сельскохозяйственных животных; предприятий по переработке сырья животного происхождения, территорий рынков, животноводческих помещений, скотоперегонных площадок, мясокомбинатов, убойных пунктов, мест погрузки и выгрузки животных,
железнодорожных вагонов и автомашин после перевозки животных, складов, зернохранилищ. Для обеспечения контрольно-пропускного режима в режиме карантина, поддерживания общественного порядка, пресекания противоправных действий планируется приобретение мобильных контрольно-пропускных пунктов (далее - КПП).
Реализация мероприятий государственной программы позволит к концу 2024 года достичь следующих результатов:
обеспечить отсутствие заболевания АЧС;
увеличить количество выпущенных информационных материалов по АЧС;
обеспечить необходимое количество специалистов ветеринарной службы в Свердловской области, прошедших курсы повышения квалификации;
обеспечить приобретение оборудования для диагностики АЧС;
сохранить резерв средств профилактики, защиты и ликвидации АЧС;
увеличить количество вновь введенных в эксплуатацию технических средств.
Благодаря внедрению в Свердловской области в 1992 году Уральской системы оздоровительных противолейкозных мероприятий удалось полностью ликвидировать лейкоз в 641 неблагополучном пункте. Своевременный охват диагностическими исследованиями на лейкоз всего поголовья крупного рогатого скота (как общественного, так и индивидуального) и увеличение объемов проводимых специальных ветеринарных мероприятий позволили в 2016 - 2017 годах оздоровить три сельскохозяйственные организации Свердловской области, неблагополучные по лейкозу крупного рогатого скота.
Проблема биологической опасности сибиреязвенных скотомогильников и отдельных захоронений сибиреязвенных трупов животных существует не одну сотню лет и напрямую связана с биологической особенностью перехода возбудителя сибирской язвы в споровую форму, устойчивую к воздействию многих физических, химических и биологических факторов. Чрезвычайно высокая устойчивость сибиреязвенных спор является основной причиной формирования почвенных очагов сибирской язвы. Везде, где животные погибали от сибирской язвы и (или) производились захоронения, сжигание сибиреязвенных трупов, происходило обсеменение почвы сибиреязвенными спорами, и, как следствие, формировался почвенный очаг сибирской язвы. На территории Свердловской области зарегистрировано 72 места захоронения животных, павших от сибирской язвы в период с 1927 по 1984 год. Последнее захоронение животного, погибшего от сибирской язвы, зарегистрировано на территории Алапаевского района в 1984 году. Заболеваемость сибирской язвой среди людей на территории Свердловской области не регистрировалась с 1979 года. Населенный пункт, в котором когда-либо регистрировались случаи заболевания животных или людей сибирской язвой, считается стационарно неблагополучным. В связи с высокой вероятностью возникновения сибирской язвы необходимо проведение двукратной вакцинации восприимчивого поголовья животных в стационарно неблагополучных пунктах.
В 2014 году на территории Российской Федерации зарегистрировано 7 случаев сибирской язвы среди людей в Орловской, Ростовской, Волгоградской областях и республике Татарстан. В 2015 году зарегистрировано 3 случая сибирской язвы в Саратовской области. На территории Уральского федерального округа, в Ямало-Ненецком автономном округе, в 2016 году произошел массовый падеж оленей, заболевших сибирской язвой. В результате заболевания сибирской язвой погиб ребенок.
Для обеспечения эпизоотического благополучия в Свердловской области Департаментом в 2012 - 2017 годах проводились мероприятия по приведению в надлежащее ветеринарно-санитарное состояние 22 сибиреязвенных скотомогильников, в том числе 19 сибиреязвенных скотомогильников, принятых в государственную собственность Свердловской области, 3 сибиреязвенных скотомогильников, находящихся в муниципальной собственности, и определению эпидемиологической безопасности территорий, прилегающих к сибиреязвенным скотомогильникам, в отношении 50 сибиреязвенных скотомогильников без точных данных о характере и месте захоронения трупов в местностях, где регистрировались случаи заболевания животных сибирской язвой. Данные мероприятия в 2012 - 2013 годах проводились в рамках областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области ("Уральская деревня")" на 2012 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 27.10.2011 N 1453-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области ("Уральская деревня")" на 2012 - 2015 годы", в части подпрограммы "Устойчивое развитие сельских населенных пунктов Свердловской области".
Осуществление мероприятий по приведению в надлежащее ветеринарно-санитарное состояние сибиреязвенных скотомогильников и определению эпидемиологической безопасности территорий, прилегающих к сибиреязвенным скотомогильникам, направлено на обеспечение безопасности биологически опасных объектов на территории Свердловской области, обеспечение безопасности при обращении с биологическими отходами и снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Мероприятие "Приведение в надлежащее ветеринарно-санитарное состояние сибиреязвенных скотомогильников, переданных в государственную собственность Свердловской области, определение эпидемиологической безопасности территорий, прилегающих к сибиреязвенным скотомогильникам" государственной программы выполнено в полном объеме в 2017 году.
Работа по обеспечению безопасности сибиреязвенных скотомогильников не завершается на этапе возведения ограждения. В соответствии с пунктом 2.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), необходимо также установить специальную территорию с особым режимом использования (далее -санитарно-защитная зона). По своему функциональному назначению санитарно
защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта ориентировочных размеров санитарно-защитной зоны для сибиреязвенных скотомогильников является обязательной.
Информация о границах санитарно-защитной зоны необходима при утверждении и внесении изменений в генеральные планы строительства жилья, предоставлении земельных участков в пользование населению.
Расходы на разработку проектов ориентировочных размеров санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников, переданных в государственную собственность Свердловской области, за счет средств областного бюджета включены в объем финансирования государственного казенного учреждения Свердловской области "Свердловская областная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных", в оперативном управлении которого находятся сибиреязвенные скотомогильники.
Существующая угроза заноса в Свердловскую область из других регионов таких особо опасных болезней животных, как бруцеллез, туберкулез, ящур, африканская и классическая чума свиней, оспа овец, трихинеллез свиней, заразный узелковый дерматит крупного рогатого скота требует принятия государственными учреждениями ветеринарии Свердловской области мер по карантинированию всех поступающих в Свердловскую область животных, их профилактической вакцинации и диагностическому обследованию, обязательному ветеринарному освидетельствованию завозимых в Свердловскую область кормов, кормовых добавок, продукции животного происхождения, а также осуществлению постоянного и эффективного эпизоотического мониторинга в целях адекватного реагирования на возникающие риски биолого-социального характера.
В соответствии с Положением о системе государственного ветеринарного контроля радиоактивного загрязнения объектов ветеринарного надзора в Российской Федерации, утвержденным Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 20.02.1998, с учетом радиационной обстановки, сложившейся на территории Российской Федерации в результате аварийных выбросов радиоактивных веществ в окружающую среду, на основании анализа данных об уровнях содержания радиоактивных веществ в кормах, сырье и продуктах животного происхождения, оценки размещения радиационно-опасных объектов на территории Свердловской области организован и проводится ветеринарный радиологический контроль с целью уменьшения дозовой нагрузки на животных и человека путем максимально возможного снижения уровня радиоактивного загрязнения кормов и продукции животноводства.
Государственный ветеринарный надзор за соблюдением ветеринарно-санитарных требований по обеспечению получения радиационно-безопасной, нормативно или экологически чистой сельскохозяйственной продукции, в том числе сырья и кормов, осуществляется на всех этапах производства, заготовки (на предприятиях, в хозяйствах), переработки (на мясокомбинатах,
молокозаводах, фабриках по первичной обработке шерсти и иных предприятиях), хранения (хладокомбинатах), обращения (при транспортировании всеми видами транспорта, импорте, экспорте) и реализации (на рынках).
Государственный ветеринарный надзор за содержанием радиоактивных веществ в сельскохозяйственной продукции и выполнением специальных ветеринарных мероприятий осуществляется в виде планового периодического, планового систематического, внепланового оперативного контроля, сплошного обследования и проверок.
В сравнении с другими регионами в Свердловской области обеспечивается стабильное эпидемиологическое благополучие. Сравнительная информация по заболеваниям животных опасными болезнями приведена в таблицах 1 - 4 *(1).
Наименование региона |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год (9 месяцев) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Свердловская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ростовская область |
5/5 |
0/3 |
0 |
1/0 |
2/0 |
Волгоградская область |
12/10 |
2/2 |
4/2 |
15/2 |
15/2 |
Нижегородская область |
0 |
0 |
0 |
3/1 |
2/7 |
Краснодарский край |
0/1 |
0 |
1/1 |
4/1 |
2/0 |
Архангельская область |
0 |
0 |
0 |
31/0 |
0 |
Тверская область |
4/12 |
0/1 |
0 |
0 |
0 |
Курская область |
0 |
0 |
5/2 |
4/0 |
0 |
Воронежская область |
26/7 |
3/0 |
0 |
9/1 |
1/0 |
Ставропольский край |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Саратовская область |
1/0 |
0 |
7/4 |
43/6 |
45/3 |
Новгородская область |
0 |
0/2 |
0 |
3/3 |
1/0 |
Тульская область |
2/11 |
3/7 |
0 |
0 |
0 |
Московская область |
10/17 |
1/4 |
2/1 |
26/9 |
4/1 |
Ивановская область |
0 |
0 |
0 |
0/1 |
3/1 |
Ярославская область |
4/11 |
0 |
0/2 |
0 |
0 |
Республика Северная Осетия |
2/0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Смоленская область |
5/56 |
5/5 |
1/0 |
2/0 |
|
Тамбовская область |
4/0 |
0 |
0 |
5/1 |
1/0 |
Белгородская область |
1/0 |
0/1 |
0 |
0 |
1/0 |
Псковская область |
2/0 |
7/3 |
0/2 |
1/2 |
1/0 |
Владимирская область |
0/2 |
0 |
1/1 |
7/9 |
0 |
Калужская область |
0 |
9/11 |
1/6 |
2/0 |
0 |
Брянская область |
0 |
1/4 |
7/1 |
2/0 |
0 |
Орловская область |
0 |
1/5 |
12/4 |
3/4 |
0/1 |
*(1) По информации с официального сайта Россельхознадзора (www.fsvps.ru)/Эпизоотическая ситуация в Российской Федерации/отчеты за год.
Таблица 1
Африканская чума свиней, количество выявленных неблагополучных пунктов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рязанская область |
0 |
0 |
4/12 |
28/25 |
0 |
Пензенская область |
0 |
0 |
0 |
5/0 |
0 |
Республика Крым |
0 |
0 |
0 |
7/0 |
5/7 |
Липецкая область |
0 |
0 |
0 |
9/5 |
0 |
Чувашская Республика |
2/5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Вологодская область |
0 |
0 |
0 |
7/0 |
0 |
Республика Татарстан |
0 |
0 |
0 |
1/0 |
0 |
Самарская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
1/0 |
Иркутская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
1/0 |
Омская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
28/0 |
Примечание. В числителе - число неблагополучных пунктов среди домашних свиней, в знаменателе - число неблагополучных пунктов среди диких кабанов.
Таблица 2
Туберкулез крупного рогатого скота, количество выявленных неблагополучных пунктов
Ситуация по туберкулезу крупного рогатого скота в Российской Федерации - эндемическая.
Наименование региона |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Свердловская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Курская область |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Белгородская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Саратовская область |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
Новосибирская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Республика Мордовия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Республика Крым |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Республика Ингушетия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Тульская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Оренбургская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Нижегородская область |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
Республика Татарстан |
1 |
0 |
2 |
5 |
4 |
Краснодарский край |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Белгородская область |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Московская область |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Республика Башкортостан |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Тульская область |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Тюменская область |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Омская область |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
Красноярский край |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Астраханская область |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Удмуртская Республика |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Республика Адыгея |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Липецкая область |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Ульяновская область |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Челябинская область |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Приморский край |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Тамбовская область |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Республика Крым |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Республика Дагестан |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Таблица 3
Классическая чума свиней, количество выявленных неблагополучных пунктов
Наименование региона |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Свердловская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Смоленская область |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Брянская область |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Волгоградская область |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Еврейская автономная область |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Псковская область |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Республика Северная Осетия |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Саратовская область |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Республика Хакасия |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ленинградская область |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Амурская область |
0 |
3 |
3 |
0 |
3 |
Приморский край |
0 |
0 |
0 |
3 |
1 |
Таблица 4
Сибирская язва, количество выявленных неблагополучных пунктов
Наименование региона |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Свердловская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Белгородская область |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
Ставропольский край |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Волгоградская область |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
Республика Татарстан |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Ростовская область |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Саратовская область |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
0 |
- 0 |
0 |
6 |
0 |
Для стабилизации эпизоотической ситуации в Свердловской области в государственной программе предусматривается:
1) обеспечение полномочий Департамента;
2) обеспечение деятельности государственного казенного учреждения Свердловской области "Свердловская областная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных";
3) обеспечение деятельности государственных бюджетных учреждений ветеринарии Свердловской области, в том числе выполнение государственного задания;
4) выполнение работ по содержанию в надлежащем ветеринарно-санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, находящихся в государственной собственности Свердловской области, в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области "Свердловская областная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных";
5) осуществление государственного полномочия Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак.
На протяжении ряда лет государственные учреждения ветеринарии Свердловской области не имели возможности переоснащать и модернизировать свои подразделения. Это привело к тому, что материально-техническая база учреждений государственной ветеринарной службы Свердловской области в значительной степени устарела. Лабораторные приборы и оборудование не соответствуют современным требованиям, необходимо обновление специальных технических средств (дезинфекционных установок) для проведения дезинфекционных работ.
Дефицит квалифицированных кадров, вызванный социальной непривлекательностью сельских населенных пунктов, в целом тормозит развитие государственных учреждений ветеринарии Свердловской области, как следствие, влияет на эффективность работы по предотвращению возникновения распространения особо опасных болезней животных на территории Свердловской области.
Реализация мероприятий государственной программы позволит:
1) обеспечить стабильное эпизоотическое и ветеринарно-санитарное благополучие на территории Свердловской области, в том числе предупреждение и ликвидацию болезней животных и их лечение;
2) снизить уровень заболеваемости животных и населения Свердловской области болезнями, общими для человека и животных;
3) обеспечить население Свердловской области безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукцией животного происхождения, что в свою очередь будет содействовать обеспечению эффективного и устойчивого развития агропромышленного комплекса, поддержанию продовольственной и экологической безопасности;
4) снизить расходы на содержание административно-хозяйственного аппарата государственных учреждений ветеринарии Свердловской области, эффективнее использовать государственное имущество, закрепленное за государственными учреждениями ветеринарии Свердловской области на праве оперативного управления;
5) повысить качество государственных работ, выполняемых государственными учреждениями ветеринарии Свердловской области;
6) повысить эффективность деятельности, финансовую самостоятельность и финансовую ответственность государственных учреждений ветеринарии Свердловской области, обеспечить достижение эффективного и рационального расходования бюджетных средств;
7) обеспечить безопасное обращение с биологическими отходами. Ветеринарно-санитарное благополучие определяет инвестиционную
привлекательность животноводческих хозяйств, создает условия для развития в Свердловской области спорта, туризма, проведения сельскохозяйственных семинаров, выставок, ярмарок.
Таким образом, перечень мероприятий, определенных государственной программой, полностью обеспечивает реализацию полномочий Свердловской области по вопросам ветеринарии, решение задач по улучшению социально-экономической ситуации и повышению уровня жизни населения в Свердловской области.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Свердловской области от 3 мая 2018 г. N 270-ПП "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.