Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Региональная программа
Состояние сферы обращения с отходами производства определяется спецификой развития Свердловской области, характерной для старопромышленных регионов России:
1) высокой техногенной нагрузкой, обусловленной чрезмерной концентрацией производства, включая преимущественно экологически опасное производство;
2) использованием устаревших технологий и оборудования в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Размещение отходов производства и потребления в объектах, не соответствующим требованиям природоохранного законодательства, являются одной из проблем в обеспечении экологической безопасности Свердловской области.
Ежегодно хозяйствующими субъектами образуется около 150 млн. тонн отходов производства и потребления. Основной объем образования, утилизации и накопления отходов сосредоточен у хозяйствующих субъектов, занимающихся добычей полезных ископаемых (образование отходов от общего объема образованных отходов на территории Свердловской области - 86,5 процента, утилизация отходов -81,9 процента).
Масса накопленных отходов в Свердловской области составляет более 9 млрд, тонн, объекты размещения отходов занимают площадь более 17 тыс. га. В основном это вскрышные и вмещающие породы, отходы обогащения, металлургические шлаки, золошлаки.
В объекты размещения отходов производства и потребления направляется около 100 млн. тонн ежегодно.
Масса ежегодного образования коммунальных отходов составляет около 1,6 млн. тонн (1 процент от общего объема образования отходов производства и потребления). Ежегодно утилизируется и обезвреживается коммунальных отходов около 160 тыс. тонн (10 процентов).
На территории Свердловской области зарегистрированы 837 действующих и выведенных из эксплуатации объектов размещения отходов производства и потребления, 109 рекультивированных объектов размещения отходов производства и потребления.
Из 445 объектов размещения промышленных и сельскохозяйственных отходов 45 объектов являются бесхозяйными. На бесхозяйных объектах размещено около 150 млн. тонн отходов, которые занимают площадь около 700 га.
В государственный реестр объектов размещения отходов включены 192 объекта размещения отходов, расположенные на территории Свердловской области, из них 153 - объекты размещения промышленных и сельскохозяйственных отходов, 39 - объекты размещения коммунальных отходов.
Сложившаяся в Свердловской области система обращения с твердыми коммунальными отходами основана на их приоритетном захоронении на полигонах. Доля захораниваемых твердых коммунальных отходов по отношению к общему объему образования составляет 88 процентов. При этом у многих действующих объектов заканчивается расчетный срок эксплуатации.
Кроме того, недостаточно развита деятельность по переработке вторичных материальных ресурсов и производство из них конкурентоспособной товарной продукции. Этому способствует недостаточное количество в системе обращения с отходами объектов по обработке, обезвреживанию, утилизации твердых коммунальных отходов.
К основным проблемам в сфере обращения с отходами производства и потребления в Свердловской области относятся следующие:
несоответствие значительного количества объектов размещения отходов производства и потребления требованиям природоохранного и санитарного законодательства;
отсутствие стопроцентного охвата населения Свердловской области централизованной системой сбора твердых коммунальных отходов;
отсутствие комплексного подхода к созданию условий для всех этапов обращения с отходами производства и потребления (обработка, обезвреживание, утилизация, размещение);
низкая степень вовлечения твердых коммунальных отходов в материальную сферу производства и слабое развитие переработки твердых коммунальных отходов, ввиду недостаточности специализированных мусороперерабатывающих предприятий в Свердловской области.
С целью решения указанных проблем разработана Региональная программа. Основными факторами, обусловливающими программно-целевой подход в решении ключевых проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления, являются:
необходимость координации действий исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и организаций, привлекаемых к участию в реализации Региональной программы;
соответствие задач, намеченных к решению в Региональной программе, полномочиям и сферам деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области;
улучшение качества жизни населения Свердловской области за счет стопроцентного охвата населения при предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами;
необходимость привлечения внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации коммунальной инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами, строительства (реконструкции) объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов.
При использовании программно-целевого подхода могут возникнуть следующие риски:
1) изменение состояния финансовых рынков и деловой активности, которое может отразиться на стоимости привлекаемых средств и сократить объем инвестиций;
2) недостаточное ресурсное обеспечение программных мероприятий, что может привести к созданию не завершенных строительством объектов, невыполнению программной цели;
3) отрицательное общественное мнение в отношении строительства объектов по обращению с отходами производства и потребления.
Способами ограничения указанных рисков являются:
распределение финансовых ресурсов с учетом приоритетности мероприятий и в зависимости от темпов достижения поставленных задач;
распределение функций, полномочий и ответственности исполнителей мероприятий Региональной программы и осуществление регулярного мониторинга реализации программных мероприятий;
своевременная корректировка мероприятий и показателей Региональной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.