Сфера потребительских товаров и услуг является значимой для Екатеринбурга. От эффективного развития именно этой сферы во многом зависит снижение уровня социальной напряженности в обществе и улучшение качества жизни населения.
Основными проблемами развития рынка услуг муниципального образования "город Екатеринбург" являются:
неравномерное размещение предприятий сферы услуг на территории Екатеринбурга;
несоответствие качества оказания услуг современным требованиям, в том числе недостаточный уровень квалификации работников предприятий, слабая материально-техническая база предприятий сферы услуг;
недоступность социально значимых бытовых услуг для отдельных категорий населения Екатеринбурга.
Ключевыми проблемами аграрного сектора являются недостаточная представленность продукции местных производителей на потребительском рынке, дефицит квалифицированных кадров, недостаточная финансовая поддержка начинающих фермеров, а также сокращение инвестирования в агропромышленный комплекс в целом.
Систематический мониторинг реализации мероприятий по развитию рынка товаров и услуг, а также анализ обращений граждан по вопросам потребительского рынка, поступающих в Администрацию города Екатеринбурга и администрации районов города Екатеринбурга, указывают на наличие ряда проблем, препятствующих качественному преобразованию сферы услуг, в том числе:
наличие на потребительском рынке не соответствующей установленным требованиям пищевой продукции и продукции с признаками фальсификации, реализуемых в розничной торговле;
низкая эффективность взаимодействия местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе малых производств, с предприятиями розничной торговли, влияющая на удорожание продукции в розничной торговле и на предприятиях общественного питания;
несоответствие качества оказания услуг требованиям потребителей;
недостаточное использование на предприятиях торговли и общественного питания прогрессивных технологий управления и обслуживания;
недостаточно высокий уровень квалификации обслуживающего персонала.
Переориентация отрасли с количественных показателей на качественные (комфорт и доступность для населения), на необходимость применения систем управления качества в сфере потребительского рынка способствует достижению главной стратегической цели развития Екатеринбурга - обеспечению достаточно высокого и устойчиво повышающегося уровня жизни нынешних и будущих поколений горожан и является определяющим фактором для дальнейшего развития сферы потребительского рынка.
Существующие проблемы в сфере потребительского рынка непосредственно отражаются на простых гражданах. В этой связи актуальным остается вопрос защиты прав потребителей.
Основными проблемами в сфере защиты прав потребителей являются:
отсутствие в законодательстве Российской Федерации четко сформулированных полномочий органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей;
наличие на рынке некачественных товаров (работ, услуг), а также продукции, имеющей признаки фальсификации;
отсутствие у населения (потребителей) специальных познаний о свойствах и характеристиках приобретаемых товаров (работ, услуг);
недостаточное развитие системы правового воспитания граждан и правовая безграмотность общества в целом;
недостаточная осведомленность изготовителей, продавцов, исполнителей о своих правах и обязанностях;
нежелание субъектов потребительского рынка разрешать конфликты в досудебном порядке;
законодательные ограничения полномочий контрольных (надзорных) органов в части проведения проверок соблюдения требований законодательства субъектами потребительского рынка;
отсутствие системного взаимодействия между органами местного самоуправления и органами, обладающими полномочиями по надзору и контролю в сфере защиты прав потребителей;
закредитованность населения;
недоступность юридических услуг для социально уязвимых групп населения;
несовершенство законодательной базы, регулирующей правоотношения в сфере защиты прав потребителей (особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства, перевозок, туристских, медицинских и образовательных услуг).
Существующие проблемы сферы потребительского рынка Екатеринбурга невозможно решить изолированно, без взаимодействия органов местного самоуправления, организаций и индивидуальных предпринимателей, некоммерческих организаций, работающих в сфере потребительского рынка Екатеринбурга
|