Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Избирательной
комиссии муниципального образования
"город Екатеринбург"
от 05.06.2018 N 2/13
Справочно-методический материал
по некоторым вопросам проведения предвыборной агитации на выборах депутатов Екатеринбургской городской Думы седьмого созыва
1. Общие положения
1.1. Правовые основы проведения предвыборной агитации при проведении выборов депутатов Екатеринбургской городской Думы седьмого созыва (далее - выборы) изложены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ), Законе Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Федеральный закон от 27.12.1991 N 2124-1), Федеральном законе от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ), Федеральном законе от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ), Федеральном законе от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ) и иных федеральных законах, Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2003 N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова", Избирательном кодексе Свердловской области (далее - Кодекс), Законе Свердловской области от 07.12.2012 N 102-ОЗ "Об отдельных вопросах подготовки и проведения публичных мероприятий на территории Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области от 07.12.2012 N 102-ОЗ), иных законах Свердловской области.
1.2. Контроль за ходом проведения предвыборной агитации при подготовке и проведении выборов осуществляют Избирательная комиссия муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Комиссия), окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии в пределах их полномочий.
1.3. Понятие, признаки предвыборной агитации, права и обязанности кандидатов и иных участников избирательных правоотношений по ее проведению, ограничения и запреты при проведении предвыборной агитации установлены статьями 2, 44 - 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ и статьями 2, 59 - 70 Кодекса.
1.4. Агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов.
Агитационный период для кандидата по одномандатному избирательному округу, выдвинутого в порядке самовыдвижения, начинается со дня представления кандидатом в соответствующую избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться.
Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов.
Агитационный период для кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу избирательным объединением, начинается со дня представления в окружную избирательную комиссию документов, предусмотренных частью 3 пункта 1, пунктами 2 и 2-1 статьи 44 Кодекса.
Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования (в 00.00 часов 8 сентября 2018 года).
1.5. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования (с 11 августа 2018 года и до 00.00 часов 8 сентября 2018 года).
Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день (8 и 9 сентября 2018 года соответственно) запрещается.
1.6. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные в соответствии с требованиями законодательства о выборах и размещенные в установленном законом порядке на специальных местах, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах, могут сохраняться в день голосования 9 сентября 2018 года на прежних местах.
1.7. Политическая партия, выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы соответствующей избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования (не позднее 29 августа 2018 года) публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном муниципальном периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствии с избирательным законодательством, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.
1.8. Кандидат, избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.
1.9. Нарушение сроков, а также правил размещения агитационных печатных материалов, указанных в настоящем Справочно-методическом материале, влечет административную ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях
2.1. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, Кодексом.
2.2. Муниципальные организации телерадиовещания обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, в том числе для представления избирателям их предвыборных программ.
Эфирное время на каналах муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом, также бесплатно (бесплатное эфирное время).
2.3. Перечень муниципальных организаций телерадиовещания публикуется Комиссией по представлению Управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу не позднее чем на пятнадцатый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Данная информация публикуется на сайте Комиссии.
Указанный перечень представляется в Комиссию не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования решения о назначении выборов. В перечень включаются сведения о каждой организации телерадиовещания в объеме, установленном пунктом 8 статьи 47 Кодекса.
2.4. Расходы муниципальных организаций телерадиовещания, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени для проведения предвыборной агитации, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.
2.5. Негосударственные организации телерадиовещания, редакции негосударственных периодических печатных изданий и редакции сетевых изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации (далее - СМИ), зарегистрированных не менее чем за один год до начала избирательной кампании, а также редакции негосударственных периодических печатных изданий и редакции сетевых изданий, учрежденных избирательными объединениями (в том числе их структурными подразделениями) независимо от срока регистрации изданий, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям платное эфирное время, платную печатную площадь, платные услуги по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях при условии выполнения указанными организациями и редакциями требований, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 65 Кодекса.
Иные негосударственные организации телерадиовещания, редакции негосударственных периодических печатных изданий, редакции сетевых изданий не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям эфирное время, печатную площадь, услуги по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях.
2.6. Условия оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов, предоставляемых негосударственными организациями телерадиовещания, редакциями негосударственных периодических печатных изданий и редакциями сетевых изданий, должны быть едины для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений. Это требование не распространяется на редакции негосударственных периодических печатных изданий, редакции сетевых изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями.
2.7. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Указанные сведения, а также информация о дате и об источнике их опубликования, сведения о регистрационном номере и дате выдачи свидетельства о регистрации СМИ и уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации, услуги по размещению агитационных материалов в сетевом издании в тот же срок должны быть представлены в Комиссию.
2.8. Допускается отказ от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации, услуг по размещению агитационных материалов в сетевом издании, выраженный путем непредставления в Комиссию уведомления, указанного в пункте 2.7 настоящего Справочно-методического материала со стороны:
негосударственных организаций телерадиовещания и редакций негосударственных периодических печатных изданий;
редакций государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю;
организаций телерадиовещания, осуществляющих выпуск специализированных телеканалов, радиоканалов, телепрограмм, радиопрограмм, и редакций специализированных периодических печатных изданий;
редакций сетевых изданий.
2.9. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать предоставленные им эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, за другие избирательные объединения.
Зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирательным объединением, вправе использовать предоставленные ему эфирное время, печатную площадь для проведения на тех же выборах предвыборной агитации за выдвинувшее его избирательное объединение, а также за других кандидатов, выдвинутых этим избирательным объединением.
Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе использовать предоставленные ему эфирное время, печатную площадь для проведения на тех же выборах предвыборной агитации за любого выдвинутого им кандидата.
2.10. Предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания и печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения предвыборной агитации, предоставление услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях производятся в соответствии с договором, заключенным в простой письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания и кандидатом или избирательным объединением до предоставления указанных эфирного времени, печатной площади, услуг.
2.11. При предоставлении эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях за плату размер оплаты предоставляемых услуг должен соответствовать расценкам и иным условиям предоставления эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях, указанным в сведениях, опубликованных в средствах массовой информации и представленных в Комиссию в соответствии с пунктом 2.7 настоящего Справочно-методического материала.
При предоставлении платного эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях оплата должна производиться исключительно из соответствующего избирательного фонда кандидата, избирательного объединения.
2.12. В ходе осуществления кандидатами, избирательными объединениями агитационной деятельности на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях не допускается использование преимуществ должностного или служебного положения, под которым, в частности, подразумевается доступ (обеспечение доступа) к муниципальным СМИ в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам и/или избирательным объединениям для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с Кодексом.
2.13. Виды административных правонарушений и основания привлечения к ответственности за нарушение порядка проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации предусмотрены статьями 5.5, 5.8, 5.10 и 5.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио
3.1. Бесплатное эфирное время на каналах муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и другие условия).
Предоставление бесплатного эфирного времени при проведении выборов депутатов Екатеринбургской городской Думы седьмого созыва на муниципальных каналах организаций телерадиовещания осуществляется по результатам жеребьевки, проводимой Комиссией с участием организации телерадиовещания не позднее 7 августа 2018 года среди зарегистрированных кандидатов, представителей избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов.
В случае принятия решения о регистрации кандидата, списка кандидатов после истечения указанного срока жеребьевка по распределению бесплатного эфирного времени проводится с участием указанного кандидата в течение двух дней со дня принятия решения о регистрации кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего зарегистрированный список кандидатов, но до истечения срока проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания, указанного в пункте 1.5 настоящего Справочно-методического материала.
3.2. Предоставление платного эфирного времени при проведении выборов депутатов Екатеринбургской городской Думы седьмого созыва на муниципальных каналах организаций телерадиовещания осуществляется по результатам жеребьевки, проводимой соответствующей муниципальной организацией телерадиовещания с участием зарегистрированных кандидатов, представителей избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, на основании письменных заявок кандидатов, избирательных объединений на участие в жеребьевке, поданных в срок не позднее 7 августа 2018 года.
3.3. По результатам жеребьевки организациями телерадиовещания составляется график предоставления бесплатного эфирного времени с указанием конкретной даты и времени выхода в эфир.
График утверждается и публикуется Комиссией.
При подготовке и проведении жеребьевки устанавливается следующий порядок и правила:
Комиссия заблаговременно до дня проведения жеребьевки публикует порядок и правила проведения жеребьевки на муниципальном канале;
жеребьевка проводится среди зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов;
в жеребьевке принимают участие: представители организаций, осуществляющих теле и (или) радиовещание, члены Комиссии с правом решающего голоса, члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса от каждого округа, зарегистрированные кандидаты (их доверенные лица), представители избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, представители иных СМИ.
3.4. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.
3.5. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из муниципальных организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четверти общего времени вещания.
Если в результате предоставления бесплатного эфирного времени на каждого зарегистрированного кандидата, каждое избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированный список кандидатов, придется более 60 минут бесплатного эфирного времени, общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, сокращается и должен составлять 60 минут, умноженных соответственно на количество зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов.
3.6. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:
распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка (списков) кандидатов;
описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;
распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с негативными комментариями;
распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к какому-либо кандидату, избирательному объединению.
3.7. Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено зарегистрированным кандидатам для проведения совместных дискуссий, "круглых столов" и иных совместных агитационных мероприятий. Данное правило не применяется при предоставлении эфирного времени избирательным объединениям, если указанного объема эфирного времени недостает для проведения хотя бы одного совместного агитационного мероприятия, в котором на каждое избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов, придется пять или более минут, а также при предоставлении бесплатного эфирного времени кандидатам, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, если указанного объема эфирного времени недостает для проведения хотя бы одного совместного агитационного мероприятия, в котором на каждого кандидата придется пять или более минут.
Избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов, зарегистрированный кандидат обязаны участвовать в совместных агитационных мероприятиях.
В совместных агитационных мероприятиях могут участвовать зарегистрированные кандидаты только лично, в том числе от имени избирательного объединения только зарегистрированные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением.
3.8. При проведении совместных агитационных мероприятий телерадиокомпания, как правило, назначает ведущего предвыборных дебатов, "круглого стола".
Ведущий обеспечивает соблюдение порядка проведения дебатов, "круглого стола", предлагает им ответить на вопросы других участников, либо на вопросы телезрителей, радиослушателей.
Ведущий не вправе ограничивать предоставленное время выступления участника дебатов, "круглого стола", если иное не предусмотрено порядком их проведения либо если это не обусловлено окончанием эфирного времени, предназначенного для данной передачи, а также отдавать предпочтение кому-либо из участников предвыборных дебатов, "круглого стола", комментировать выступления участников совместного мероприятия, давать оценку их выступлениям.
Участник предвыборных дебатов, "круглого стола" обязан:
соблюдать порядок проведения дебатов, "круглого стола";
вести дискуссию в рамках этических норм, не допускать оскорбительных, заведомо ложных, унижающих честь и достоинство высказываний в адрес других участников дебатов, "круглого стола";
выполнять обоснованные требования ведущего.
3.9. При невыполнении избирательным объединением, зарегистрированным кандидатом требований, предусмотренных пунктом 3.7 настоящего Справочно-методического материала, доля эфирного времени, отведенная этому избирательному объединению, зарегистрированному кандидату для участия в совместном агитационном мероприятии, распределяется между другими участниками данного совместного агитационного мероприятия (в том числе, если в данном мероприятии может принять участие только один участник).
3.10. Муниципальные организации телерадиовещания обязаны резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов. Общий объем резервируемого эфирного времени организациями телерадиовещания должен быть равен установленному общему объему бесплатного эфирного времени или превышать его, но не более чем в два раза.
3.11. Даты и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов за плату определяются в соответствии с жеребьевкой, которую проводят муниципальные организации телерадиовещания с участием зарегистрированных кандидатов, представителей избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов, на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, которая проводится не позднее 7 августа 2018 года.
3.12. В случае если зарегистрированный кандидат, избирательное объединение откажется от использования предоставленного им для проведения предвыборной агитации платного либо бесплатного эфирного времени, они обязаны не позднее чем за пять дней до выхода в эфир, а если выход в эфир должен состояться менее чем через пять дней со дня проведения соответствующей жеребьевки, - в день жеребьевки сообщить об этом в письменной форме соответствующей организации телерадиовещания, которая использует высвободившееся эфирное время по своему усмотрению.
3.13. Негосударственные организации телерадиовещания, выполнившие требования пункта 2.7 настоящего Справочно-методического материала, обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям на равных условиях.
3.14. Запрещается перекрывать передачу агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле и радиопрограмм, иных агитационных материалов.
4. Условия проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях
4.1. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия, указанные в пункте 2.7 настоящего Справочно-методического материала, вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации.
4.2. Публикация агитационных материалов в периодических печатных изданиях не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением.
4.3. Публикации всех агитационных материалов, размещаемых в периодических печатных изданиях, должны сопровождаться информацией о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы бесплатно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания.
4.4. Редакции периодических печатных изданий, публикующих агитационные материалы, за исключением учрежденных кандидатами, избирательными объединениями, не вправе отдавать предпочтение какому-либо кандидату или избирательному объединению путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий.
5. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий
5.1. Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, вправе осуществлять агитацию посредством агитационных публичных мероприятий (далее - публичные мероприятия) с момента выдвижения кандидатов, списков кандидатов за исключением случая предоставления зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные списки кандидатов, помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий на бесплатной основе в порядке, предусмотренном пунктом 5.14 настоящего Справочно-методического материала.
5.2. Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования в целях предвыборной агитации регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ, Законом Свердловской области от 07.12.2012 N 102-ОЗ.
5.3. Агитационное публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений, в том числе с использованием транспортных средств, с целью свободного выражения и формирования мнений, а также выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни, побуждающих избирателей к голосованию за кандидатов, списки кандидатов.
Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
5.4. Публичное агитационное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному времени, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ.
5.5. Органы исполнительной власти Свердловской области, органы местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, обязаны содействовать кандидатам, избирательным объединениям в организации и проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.
5.6. Постановлением Правительства Свердловской области от 09.03.2017 N 128-ПП "Об утверждении Перечня единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области" определены специально отведенные места, которые могут использоваться для проведения публичных мероприятий.
Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с Министерством общественной безопасности Свердловской области или с органом местного самоуправления муниципального образования, уполномоченным (в соответствии с муниципальными правовыми актами) на рассмотрение уведомлений о проведении публичных мероприятий.
Порядок использования указанных специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости установлены Законом Свердловской области от 07.12.2012 N 102-ОЗ.
Организатор публичного мероприятия в случаях и в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ, подает уведомление о проведении публичного мероприятия в уполномоченный в соответствии с муниципальными правовыми актами на рассмотрение уведомлений о проведении публичных мероприятий орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируется провести соответствующее публичное мероприятие (далее - уполномоченный орган местного самоуправления).
Уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в Министерство общественной безопасности Свердловской области:
если публичное мероприятие планируется одновременно провести в двух или более муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области;
если публичное мероприятие планируется провести на территории муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, с численностью населения свыше 500 тысяч человек (муниципальное образование "город Екатеринбург").
В случае если публичное мероприятие планируется провести на территории объекта культурного наследия народов Российской Федерации, то при его проведении необходимо руководствоваться также постановлением Правительства Свердловской области от 11.06.2014 N 489-ПП "Об утверждении Порядка проведения публичных мероприятий на территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Свердловской области".
5.7. Уведомление о проведении митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования, проводимого группой лиц, либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, подается организатором публичного мероприятия в письменной форме в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении агитационного публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
В уведомлении указываются цель, форма, место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств, дата, время начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемое количество участников публичного мероприятия, формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия, фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона, фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
5.8. В соответствии с Законом Свердловской области 07.12.2012 N 102-ОЗ предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, составляет 100 человек.
5.9. В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию.
5.10. Министерство общественной безопасности Свердловской области или уполномоченный орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязано документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения, в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям федерального закона.
5.11. Министерство общественной безопасности Свердловской области или уполномоченный орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с федеральным законом или законом Свердловской области проведение публичного мероприятия запрещается.
К местам, в которых проведение публичного мероприятия согласно Федеральному закону от 19.06.2004 N 54-ФЗ запрещается, относятся, в частности:
территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с Законом Свердловской области от 07.12.2012 N 102-ОЗ к местам, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается, также относятся:
территории, непосредственно прилегающие к зданиям аэропортов, железнодорожных, автомобильных и речных вокзалов и станций;
территории, непосредственно прилегающие к зданиям, в которых размещаются образовательные организации, медицинские организации, организации социального обслуживания граждан, учреждения культуры, физической культуры и спорта, а также непосредственно прилегающие к объектам, используемым при осуществлении образовательной деятельности, объектам спорта и объектам связи;
территории, непосредственно прилегающие к жилым домам и многоквартирным домам;
территории, непосредственно прилегающие к зданию, в котором размещается полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе;
территории, непосредственно прилегающие к зданиям, в которых размещаются высшие органы государственной власти Свердловской области;
территории, непосредственно прилегающие к зданиям, в которых размещаются представительные органы муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и главы этих муниципальных образований;
территории, непосредственно прилегающие к зданиям, в которых размещаются религиозные объединения.
5.12. Публичные мероприятия должны проводиться в соответствии с целями, указанными в уведомлении, а также в определенные сроки и в обусловленном месте. При проведении массового мероприятия его организаторы и другие участники обязаны соблюдать законодательство, не нарушать общественный порядок.
5.13. Организатор публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.
5.14. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны предоставлять Комиссии сведения о помещениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, пригодных для проведения публичных мероприятий в форме собраний.
По заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, указанные помещения безвозмездно предоставляются собственником, владельцем помещения для их встреч с избирателями.
Соблюдая принцип равенства прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, организующие соответствующие выборы избирательные комиссии должны определить временные рамки использования помещений для их встреч с избирателями.
5.15. Если указанное выше помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было предоставлено одному зарегистрированному кандидату, собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, зарегистрировавшему список кандидатов, в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода.
В случае предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, зарегистрировавшему список кандидатов, собственник, владелец помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязаны уведомить в письменной форме соответствующую избирательную комиссию (Комиссию, территориальную или соответствующую окружную избирательную комиссию) о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам, другим избирательным объединениям, зарегистрировавшим список кандидатов.
Избирательная комиссия, получив указанное уведомление, обязана в течение двух суток с момента получения разместить содержащуюся в нем информацию на своем сайте или иным способом довести ее до сведения других зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов (например, разместить данную информацию в помещении избирательной комиссии).
Ответственность собственников, владельцев помещений за нарушение требования о необходимости уведомления соответствующей избирательной комиссии о факте предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, зарегистрировавшему список кандидатов, установлена статьей 5.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5.16. Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание или помещение, пригодное для проведения агитационного публичного мероприятия в форме собрания, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении.
Такое здание или помещение предоставляется командиром воинской части по запросу соответствующей избирательной комиссии для встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, с избирателями из числа военнослужащих.
Организацию указанных встреч обеспечивает командир воинской части совместно с соответствующей избирательной комиссией.
5.17. Кандидаты, избирательные объединения, зарегистрировавшие списки кандидатов, вправе арендовать на основе договора здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий.
5.18. Обеспечение безопасности при проведении агитационных публичных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
6.1. Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие зарегистрированные списки кандидатов, вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.
6.2. Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим списки кандидатов, равные условия оплаты изготовления этих материалов.
Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов и в тот же срок представлены в Комиссию. Вместе с указанными сведениями в Комиссию должны быть представлены также сведения, содержащие наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства).
6.3. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы (за исключением распространяемых через СМИ) должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда кандидата, избирательного объединения.
Вместе с тем, как следует из Разъяснений ЦИК России по некоторым вопросам информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и иных выборов, проводимых в Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 26.08.2016 N 43/441-7, данные требования не распространяются на иные агитационные материалы. Отнесение крупноформатных агитационных материалов (билбордов и другое), размещаемых на рекламных конструкциях, к типам печатного агитационного материала или иного агитационного материала остается на усмотрение кандидата, политической партии.
6.4. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию (в Комиссию, а кандидатом на выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выдвинутым по одномандатному избирательному округу - в соответствующую окружную избирательную комиссию).
Вместе с указанными материалами должно быть также представлено уведомление, содержащее сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. Одновременно с указанными материалами в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде.
6.5. В ходе приема агитационных материалов член соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса осуществляет первичную проверку представленных кандидатом агитационных материалов и документов на соответствие требованиям избирательного законодательства.
В случае выявления по результатам первичной проверки нарушений требований избирательного законодательства, допущенного при изготовлении агитационного материала, соответствующая избирательная комиссия незамедлительно направляет в адрес кандидата, избирательного объединения, представившего агитационный материал, письменное уведомление об этом.
6.6. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
6.7. Запрещается изготовление и распространение печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные пунктом 1-1 статьи 69 Кодекса (пунктом 6.2 настоящего Справочно-методического материала), либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата, избирательного объединения с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7, 8-1, 9 и 9-1 статьи 63, пунктом 2 статьи 69 Кодекса.
6.8. Органы местного самоуправления по предложению Комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования (не позднее 9 августа 2018 года) обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией.
Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов избирательных комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится избирательными комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов и избирательных объединений.
6.9. Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением специально определенных для этой цели мест) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов.
Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.
Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы (оказывающие услуги) по подготовке и размещению агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям равные условия оплаты своих работ (услуг).
Ответственность за нарушение прав зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений при выделении площадей для размещения агитационных материалов предусматривается статьей 5.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, необходимо учитывать позицию ЦИК России, изложенную в Разъяснениях по некоторым вопросам информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и иных выборов, проводимых в Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 26.08.2016 N 43/441-7, согласно которой законодательство о выборах не содержит гарантий равного доступа кандидатов и политических партий к размещению агитационных материалов на рекламных конструкциях, находящихся в частной собственности. При этом недопустимым является оказание воздействия на собственников (владельцев) рекламных конструкций с целью создания препятствий к заключению или расторжению ими договоров с различными кандидатами, политическими партиями.
6.10. Запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Виды объектов культурного наследия установлены статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ.
6.11. Ответственность за нарушение порядка изготовления или распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов предусмотрена статьями 5.10, 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Особенности проведения предвыборной агитации с использованием ресурсов сети "Интернет"
7.1. Агитационные материалы могут распространяться кандидатом, избирательным объединением в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") как в сетевых изданиях, так и на сайтах (страницах сайтов) в сети "Интернет", не зарегистрированных в качестве СМИ, на основании соответствующего договора.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-I под сетевым изданием понимается сайт в сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с указанным Законом.
Использование сайтов в сети "Интернет", не имеющих регистрации в качестве СМИ, регламентируется нормами законодательства о выборах, определяющими требования к выпуску и распространению аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
С учетом предусмотренного Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-I равенства статуса редакций средств массовой информации любых видов на указанные организации распространяются условия проведения предвыборной агитации, аналогичные общим условиям проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, установленным статьей 65 Кодекса, а также сроки агитационного периода, установленные пунктом 2 статьи 64 Кодекса, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования (с 11 августа 2018 года до 00.00 часов 8 сентября 2018 года).
После 00.00 часов 8 сентября 2018 года, за одни сутки до дня голосования, и в день голосования размещение в сетевых изданиях агитационных материалов не допускается.
7.2. Для сетевых СМИ действует правило, предусмотренное в пункте 5 статьи 65 Кодекса, согласно которому условия оплаты размещения агитационных материалов должны быть едины для всех кандидатов, избирательных объединений. Это требование не распространяется на редакции сетевых изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями.
7.3. Материалы, которые технически могут быть размещены в сети "Интернет", относятся к аудиовизуальным (предназначенным для зрительного и слухового восприятия либо только для зрительного, либо только для слухового), в связи с чем при их выпуске и распространении должны соблюдаться соответствующие требования пункта 2 статьи 69 Кодекса.
В частности, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию (в Комиссию, а кандидатом на выборах депутатов, выдвинутым по одномандатному избирательному округу - в соответствующую окружную избирательную комиссию).
Кроме того, все аудиовизуальные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.
Для целей реализации указанного требования закона в качестве информации о тираже аудиовизуального материала возможно указывать количество его копий, изготовленных на материальных носителях (на жестких дисках персональных компьютеров, а также съемных носителях - компакт-дисках, флэш-картах и другое), либо количество сайтов (страниц сайтов), на которых кандидат, избирательное объединение планируют разместить предвыборный агитационный материал. Указанные данные могут быть размещены на соответствующем материальном носителе либо содержаться непосредственно в визуальном и (или) звуковом ряду материала.
7.4. При использовании возможностей Интернета кандидат, избирательное объединение должны учитывать и соблюдать все ограничения, установленные статьей 70 Кодекса, иным законодательством Российской Федерации к содержанию и размещению указанных агитационных материалов. В частности, не допускается размещение на платной основе агитационных аудиовизуальных материалов, ранее не представленных в соответствующую избирательную комиссию, агитация с признаками экстремистской деятельности, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство. Также следует обратить внимание на запрет изготовления агитационных материалов с нарушением законодательства об интеллектуальной собственности (пункт 2-1 статьи 70 Кодекса).
7.5. Гражданам при оценке той или иной информации, распространяемой через сеть Интернет, необходимо учитывать, что правила предвыборной агитации, подробно урегулированные для традиционных организаций телерадиовещания и печатных СМИ, не могут имеют столь детальной регламентации применительно к медиа-ресурсам сети "Интернет", а компетенция избирательных комиссий не предполагает контроль и регулирование размещения любой информации в сети Интернет, в том числе, в социальных сетях, являющихся площадкой для выражения пользователями своего мнения по любым вопросам.
Вместе с тем, в случае выявления нарушений закона при проведении агитации в сети "Интернет", злоупотреблении свободой массовой информации, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу, в органы полиции с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а участники избирательного процесса, полагающие, что при размещении той или иной информации в сети "Интернет" их права нарушены, также вправе обратиться в соответствующие органы за их защитой.
8. Ограничения при проведении предвыборной агитации
8.1. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, об избирательном объединении, выдвинувшем список кандидатов, кандидатов по одномандатным округам, о кандидате (кандидатах) не допускается.
8.2. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не указанного в пункте 8.1 настоящего Справочно-методического материала, о кандидате, об избирательном объединении допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в соответствующую избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию.
Представление согласия не требуется в случаях:
использования обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования СМИ, в котором они были обнародованы;
цитирования высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных на соответствующих выборах иными кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом.
8.3. При проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в случаях:
использования кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц;
использования избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе, в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц.
В иных случаях использование в агитационных материалах изображений физического лица не допускается.
В соответствии со статьей 1521 Гражданского кодекса Российской Федерации согласие гражданина на использование его изображения не требуется в случаях, если изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях).
Согласно позиции ЦИК России, изложенной в письме от 02.09.2016 N 05-33/9931 (подготовленному в ответ на обращение уполномоченного представителя Политической партии "Всероссийская политическая партия "Родина" О.Б. Осипова и направленному для сведения в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации), под неопределенным кругом лиц следует понимать не персонифицированных субъектов, представляющих определенную социальную группу (врачи, учителя, молодежь, пенсионеры и другие), на которую направлены определенные программные положения кандидата или политической партии, или группу лиц, объединенных определенным творческим замыслом, обуславливающим содержание агитационного материала (гости мероприятия, участники какого-либо события, к примеру, спортсмены на соревнованиях, участники демонстрации, митинга, собрания и другие). При этом значение личностных качеств данных субъектов должно отсутствовать, а единственной целью их присутствия в агитационном материале должно быть формирование образа и выражение позиции непосредственно кандидатом, политической партией.
Кроме этого в агитационных материалах запрещено использование изображений и высказываний лиц, не достигших 18-летнего возраста.
8.4. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-I под злоупотреблением свободой массовой информации понимается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Иные виды действий, рассматриваемых как злоупотребление свободой массовой информации, перечислены в статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-I.
8.5. Одной из форм злоупотребления свободой массовой информации является экстремистская деятельность. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ устанавливает, что экстремистской деятельностью (экстремизмом) признается:
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации (по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы);
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в статье 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ и являющихся преступлением;
организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Распространение экстремистских материалов на территории Российской Федерации запрещено.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
8.6. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
8.7. Не допускается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
8.8. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата, избирательного объединения.
В день голосования (9 сентября 2018 года) и в день, предшествующий дню голосования (8 сентября 2018 года), такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего избирательного фонда, не допускается.
На этих же условиях могут размещаться объявления (иная информация) о связанной с выборами деятельности избирательного объединения, кандидата при условии указания в объявлении (иной информации) сведений, из средств избирательного фонда какого избирательного объединения, кандидата оплачено размещение.
8.9. В день голосования 9 сентября 2018 года до момента окончания голосования запрещается публикация (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть "Интернет").
8.10. Кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям по финансовым вопросам, уполномоченным представителям избирательных объединений, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В период избирательной кампании не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов.
Кандидаты, их доверенные лица и уполномоченные представители по финансовым вопросам, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица и (или) организации, в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью.
Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию.
Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям.
Статьей 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" установлено, что благотворительной деятельностью является добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Ответственность виновных лиц за осуществление подкупа избирателей, проведение незаконной благотворительной деятельности предусматривается статьей 5.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8.11. Согласно позиции ЦИК России, изложенной в Разъяснениях по некоторым вопросам информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и иных выборов, проводимых в Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 26.08.2016 N 43/441-7, закон не требует от кандидатов, замещающих государственные или выборные муниципальные должности, освобождения после регистрации от исполнения должностных обязанностей. Вместе с тем запрещается проведение предвыборной агитации с использованием преимуществ должностного положения.
В связи с этим зарегистрированным кандидатам, замещающим государственные и выборные муниципальные должности и не обязанным уходить в предвыборный отпуск, целесообразно не использовать для предвыборной борьбы свой публичный статус. Рекомендуется придерживаться обычного уровня публичного осуществления своих профессиональных обязанностей, связанных со встречами с гражданами, трудовыми коллективами, иными социальными группами.
Следует также учитывать, что законом запрещено привлечение к агитационной деятельности в служебное (рабочее) время государственных и муниципальных служащих, работников бюджетной сферы, иных лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости.
9. Осуществление контроля за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации
9.1. В целях реализации полномочий по контролю за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил предвыборной агитации организующие выборы избирательные комиссии образуют рабочие группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов.
Порядок деятельности и составы рабочих групп по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов определяются соответствующими решениями (постановлениями) организующих выборы избирательных комиссий (с учетом рекомендаций ЦИК России).
9.2. В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований пунктов 2 - 6, 8 и 10 статьи 69 Кодекса, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания установленного законом порядка проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности.
Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Избирательной комиссии муниципального образования город Екатеринбург Свердловской области от 5 июня 2018 г.... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.