Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. О защите прав и законных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
4.1. О защите прав детей с ограниченными возможностями здоровья
Следует отметить, что в отчётном году в адрес Уполномоченного по правам ребёнка поступило 55 обращений по вопросам нарушения прав детей-инвалидов (АППГ - 62).
В 2017 году Уполномоченный по правам ребёнка затронул в ходе дискуссий с представителями системы образования и общественности проблемы детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, находящимися на дистанционных формах обучения. Проблема в том, что если с детьми-инвалидами в нашем законодательстве всё более-менее понятно, то с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - более чем запутано.
Так, определение данного понятия дано лишь в законе "Об образовании в РФ", из которого следует, что дети с ОВЗ это обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья - физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Справка: К началу 2016/2017 учебного года в Свердловской области только в 258 общеобразовательных организациях созданы необходимые условия для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это примерно пятая часть от всех общеобразовательных учреждений, а также учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования.
Наряду с этим в законодательстве многих субъектов РФ, в основном социальной направленности, приведены самые различные определения данного понятия, например: "Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность" (Постановление о социальном обслуживании различных категорий граждан в Московской области).
Безусловно, если взять за основу только Закон об образовании, то для определения ОВЗ обязательно должна быть рекомендация ПМПК, но исходя из действующих норм - поход на ПМПК это право родителя, и опять же право родителя представить заключение в образовательное учреждение или не предоставлять. Непредставление заключения ПМПК в образовательную организацию говорит о неучёте интересов ребёнка со стороны родителей на необходимые ему специальные формы обучения и воспитания. А если ребёнок не направлен на ПМПК или родитель самостоятельно не пошёл и не подал туда заявление о проведении комиссии, вывод, значит, ребёнок не имеет ограничений по возможностям состояния здоровья?!
Следует полагать, что это не так. В данную категорию детей с ОВЗ должны подпадать имеющие заболевания или нарушения, временно или постоянно ограничивающие их способность к самообслуживанию, обучению и т.д. Исходя из такого понимания, сюда подпадают и дети, находящиеся на длительном лечении в лечебных учреждениях, ведь они ещё просто не дошли до ПМПК или МСЭ. А лечение бывает совершенно разное, это и лечение туберкулеза (которое длится около года), лечение психических заболеваний, да, собственно, и лечение в инфекционных больницах, и лечение после получения травм. К сожалению, нередко эти дети, пребывающие в лечебных учреждениях, остаются вне образовательного и воспитательного пространства.
Если за туберкулезными и психиатрическими диспансерами закреплены школы, то за обычными больницами, к сожалению, нет. Таким образом, ребёнок, проходящий длительное лечение в стационарах, не в полной мере реализует своё право на образование. Учитель если и приходит, то только для того, чтобы проверить или дать задание. В штате детских медицинских организаций не предусмотрены ставки воспитателей, поэтому дети, пребывающие на длительном лечении, имеющие временные ограниченные возможности здоровья, выключены из полноценного воспитательного процесса.
Кроме того дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, находящиеся на дистанционных формах обучения, лишены возможности социально-адаптивного общения со сверстниками и общей социализации. И для них становится нормой узкий круг общения, а как следствие - отсутствие культуры отношений, заниженная самооценка, усугубляемые патологиями заболевания. Основной целью инклюзивного образования является формирование прочных базовых знаний, умений и навыков, коммуникативных качеств, позволяющих в дальнейшем ребёнку интегрироваться в обществе вне зависимости от состояния его здоровья.
В данном контексте решением проблемы является включение детей, с ограниченными возможностями здоровья и находящихся на дистанционном обучении, в воспитательный процесс путём разработки специальных программ социально-педагогического сопровождения. Безусловно, реализация такого рода программ требует специальной подготовки педагогов общеобразовательных учреждений.
Также необходимо рассматривать в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ОВЗ, организацию их интегрированного обучения и воспитания. Вместе с тем интегрированное образование не должно становиться самоцелью, тем более приобретать формальный характер - интеграция ради интеграции.
Приоритет развития совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской и советской систем специального образования. Необходимо обеспечить сохранение и совершенствование существующих сетей коррекционных учреждений. Помимо того, что для части детей более целесообразным является обучение именно в коррекционном учреждении, такие учреждения могут выполнить функции учебно-методических центров. Чрезвычайно важно организовать и взаимодействие органов и учреждений системы образования, социальной защиты, здравоохранения, МСЭ в решении вопросов образования детей с ОВЗ.
4.2. О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Приоритетной задачей Уполномоченного по правам ребёнка является защита прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации. К данной категории относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
За 2017 год Уполномоченному по правам ребёнка поступило 40 обращений граждан, связанных с нарушением прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан, отнесенных законодательством к категории детей-сирот (АПП Г-79). При этом 65% всех обращений - это жалобы на проблемы с предоставлением жилья. С каждым годом обращений с такой тематикой становится все больше.
Предпринимаемые надзорными и контрольными органами, а также Уполномоченным по правам ребёнка меры позволили снизить остроту проблемы, связанной с обеспечением реализации права данной социальной категории детей на получение жилья. Если еще 5 лет назад при проверке учреждений специалисты Аппарата Уполномоченного выявляли многочисленные случаи нарушений прав детей-сирот, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", то сегодня таких случаев становится всё меньше. И они в большей степени касаются замещающих семей и связаны с недостаточностью контроля со стороны органов опеки и попечительства.
В части реализации первичных действий органов власти, заключающихся в постановке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в очередь на получение жилья, сохранности закрепленного жилья сегодня можно говорить о стабилизации ситуации. Хотя единичные случаи нарушений встречаются, поэтому, рассматривая проблему реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жильё, с точки зрения задач, стоящих перед Уполномоченным по правам ребёнка и имеющихся у него полномочий, необходимо говорить о контроле за обеспечением неукоснительного выполнения ответственными ведомствами конкретных шагов по:
- постановке в очередь ребёнка-сироты при достижении им возраста 14 лет;
- обеспечению сохранности имеющегося жилья детей-сирот;
- установлению обстоятельств, при которых конкретный ребёнок-сирота должен быть включен в очередь, даже при наличии закрепленного жилья, и последующей постановки его в очередь при подтверждении этих обстоятельств.
Основная проблема в настоящее время перетекла в сферу реализации прав на жильё категории граждан из числа детей-сирот, т.е. тем, кому уже исполнилось 18 лет.
Анализ статистической информации показывает, что ситуация остаётся непростой.
В количественном выражении ситуация выглядит следующим образом (табл. 19).
Табл. 19. Предоставление жилья детям-сиротам.
Год |
Общая численность детей-сирот, состоящих на учете в целях предоставления жилья |
|||||
Всего |
от 14 до 18 лет |
от 18 до 23 лет |
от 23 лет и старше |
от 18 лет и старше |
||
2015 год |
7 596 |
3 491 |
3 061 |
431 |
1 044 |
4 105 |
2016 год |
8 665 |
3 493 |
3 825 |
З32 |
1 347 |
5 172 |
2017 год |
9 021 |
3468 |
4 198 |
373 |
1 355 |
5 553 |
Как видно из таблицы, по сравнению с 2015 годом общая очередь увеличилась на 18,8%. При этом численность граждан в очереди, которым исполнилось 18 и более лет, увеличилась на 35,3%. Следует также отметить, что основной рост очереди произошёл за счёт граждан в возрасте от 18 до 23 лет. Это говорит о том, что значительного увеличения численности очередников за счёт тех, кому исполнилось более 23 лет, и тех, кто не успел ещё заявить свои права, в будущем ожидать не следует.
Говоря о причинах сложившейся ситуации, необходимо вспомнить о том, с чего всё началось, а началось всё с изменений 1 января 2013 года федерального законодательства, регламентирующего порядок обеспечения жильем детей-сирот и лиц из числа данной категории, в результате которых был законодательно расширен круг оснований предоставления жилых помещений, а также увеличилось и количество претендентов на жильё. В результате очередь ежегодно стала прирастать за счёт тех, кто в своё время или не имел соответствующего права, или по недосмотру исполнительных органов не инициировал этот процесс. В последнем случае решения в свою пользу граждане получали через суд и, соответственно, получали возможность на внеочередную реализацию своего права. Таким образом, образовалась вторая очередь, но "более льготная". При этом часть граждан из категории детей-сирот, для которых по закону наступил срок получения жилья и которые стояли в очереди с 14 лет, не стали ожидать своей очереди в обыкновенных списках, а подали иск в суд и также получили право на первоочередное предоставление жилья.
В итоге в Свердловской области на 1 июля 2017 года 2816 судебных решений, по которым необходимо выделить жильё. Сложилась ситуация, когда из вышеперечисленных категорий очередников в первую очередь жильё предоставлялось в рамках исполнения судебных решений, а на остальных денег в бюджете не хватало.
По представлению прокуратуры Свердловской области от 26.12.2016 N 21-12-2016 обеспечение жильём детей-сирот согласно списку судебных решений расценивается как нарушение очередности, поэтому с 2017 года распределение жилых помещений для детей-сирот начало осуществляться уполномоченными на то органами в соответствии с общим списком.
Всего в Свердловской области в 2017 году жилье распределено только 727 гражданам. На решение проблемы из федерального и областного бюджетов было выделен 1,1 млрд рублей, но эта сумма оказалась недостаточной. По данным Минстроя, необходимо выделять по 2,4 млрд рублей ежегодно, чтобы решить вопрос, но таких средств у Свердловской области нет.
Есть и иные проблемы, которые связаны с предоставлением гражданам из категории "дети-сироты" квартир в иных чем их фактическое место проживания и работы в населенных пунктах. Порою гражданам из данной категории, проживающим и имеющим работу в одном городе, предоставляют квартиру по месту постановки на учёт, то есть в другом населенном пункте. Альтернатива - в подобных случаях предоставлять жилищный сертификат. Кроме того, проверки надзорных органов и уполномоченных по правам ребёнка в субъектах РФ говорят о том, что также существует проблема с реализацией прав на жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в замещающих семьях, а в отдельных случаях - находящихся в учреждениях государственного воспитания. В этой связи органам опеки регионов, вероятно, необходимо ужесточить контроль. Иного решения нет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.