Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. О проблемах в соблюдении гарантий государственных защиты прав и законных интересов детей
5.1. О реагировании Уполномоченного по правам ребёнка на массовые и грубые нарушения прав ребёнка
В 2017 году Уполномоченным по правам ребёнка была продолжена практика использования таких эффективных механизмов воздействия на уполномоченные органы, как официальные заключения, в которых всегда содержится подробный анализ ситуации, приведшей к нарушениям прав детей, а также предложения для органов государственной власти и местного самоуправления по их устранению.
За отчётный период Уполномоченным по правам ребёнка было подготовлено всего 3 официальных заключения, направленных на устранение нарушений прав и законных интересов детей, которые были посвящены следующим основным проблемам: о бездействии в вопросах оказания социальной защиты, воспитания или жизнеустройства детей; о принятии органами (учреждением) образования решения, не отвечающего интересам несовершеннолетнего; о принятии должностными лицами решения, нарушающее права ребёнка на кровную семью, установленное ст. 9 Конвенции ООН "О правах ребёнка". По всем заключениям Уполномоченному поступили официальные ответы от государственных органов о мерах, предпринятых для устранения выявленных им нарушений.
По сравнению с предыдущими годами заключений было немного, но это не говорит о том, что Уполномоченный по правам ребёнка снизил свою активность в использовании такого механизма воздействия. Дело в том, в этой работе нет плановых показателей, а заключения Уполномоченного готовятся только в случаях выявления грубых или системных нарушений прав ребёнка, а практика такова, что выявленных нарушений такого рода становится меньше, что, в свою очередь, может говорить об общем улучшении вопросов с соблюдением прав и законных интересов детей.
Одной из ключевых задач Уполномоченного по правам ребёнка, в соответствии с п. 3 ст. 14 Закона Свердловской области от 15 июля 2010 г. N 57-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребёнка в Свердловской области", является выявление случаев системных нарушений прав и законных интересов детей, на которые Уполномоченный реагирует изданием специальных докладов.
В 2017 году подготовлен один специальный доклад Уполномоченного по правам ребёнка, который был назван "Битва за школы, или Что делать?". Этот доклад является четвёртым докладом Уполномоченного, посвящённым проблемам в современной системе российского общего образования, которые прямо или косвенно приводят к нарушениям прав, законных и наилучших интересов ребёнка.
Причиной для написания данного специального доклада стал рост количества обращений жителей Свердловской области к Уполномоченному по правам ребёнка с жалобами на проблемы в образовательных организациях, первопричинами которых, как выяснялось при проверках, часто являлись несовершенство нормативной базы и профессиональная некомпетентность руководящего звена.
Специальный доклад Уполномоченного по правам ребёнка был направлен в адрес высших органов и иных органов государственной власти Свердловской области, а также в правоохранительные и надзорные органы, действующие на территории Свердловской области, и в органы местного самоуправления (с содержанием доклада можно ознакомиться на сайте ).
5.2. О проблемах в соблюдении исполнительными органами гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей
Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
В профилактике рисков социальной безопасности детства ведущая роль отводится территориальным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав. Почему комиссиям, а не остальным субъектам системы профилактики? Потому что только они в состоянии обеспечить комплексно безопасность детей на вверенной им территории. Вопросы профилактики этого социального явления носят четко выраженный комплексный характер.
По сравнению с 2016 годом уровень таких рисков снизился. Данный процесс можно расценить как результат деятельности всех ведомств, организаций и учреждений, так или иначе работающих в данной проблематике. Количественные показатели проведенной работы действительно впечатляют: это и ежеквартальное заслушивание вопроса "О состоянии гибели и травматизма...", и проведение рейдов, и участие в работе различных комиссий различной ведомственной подчиненности и т.д. Но если оценить степень влияния на сложившуюся статистику с точки зрения участия комиссий по делам несовершеннолетних в регулировании рисков, влияющих на безопасность детей, т.е. качественную оценку источников риска, анализ причин и условий их возникновения, их остроту в зависимости от средовых факторов, способов минимизации влияния рисков на уровень смертности и травматизма среди детей, их благополучия, то возникают некоторые сомнения в степени влияния комиссий на процесс регулирования рисков в первую очередь как органа, координирующего работу субъектов системы профилактики. Основанием для таких выводов служит изучение отчётных документов ряда комиссий и очное ознакомление с их деятельностью в этом направлении.
В результате проведенной работы специалистами Аппарата Уполномоченного по правам ребёнка было отмечено:
- Отсутствие единого подхода к сбору информации о состоянии гибели и травматизма детей, нарушения их прав и законных интересов на территории. В этой связи окружным специалистам, курирующим работу комиссий, предлагается рассмотреть варианты решения этой проблемы, т.к. наличие наиболее полной информации служит основанием для проведения анализа ситуации и принятия адекватных решений по организации работы.
- В подавляющем количестве представленных документов (протоколов заседаний комиссий) не проводится анализ причин и условий возникновения того или иного риска, не определяется их острота. Как правило, комиссии ограничиваются только заслушиванием должностных лиц, приглашаемых в традиционном составе: образование, МЧС, ГИБДД, здравоохранение.
- Согласно информации, поступившей из организаций здравоохранения, подавляющее количество травм по месту их получения относится к уличной сети. А это зона ответственности органов местного самоуправления, но на комиссии заслушиваются опять те же самые должностные лица. Кстати, ни в одном из представленных мне протоколов не обозначены в качестве заслушиваемых представители органов местного самоуправления, отвечающие за обеспечение безопасности на территории населённых пунктов.
- И, наконец, главный инструмент в работе территориальных комиссий - постановление - используется недостаточно эффективно. В этой связи необходимо подчеркнуть: постановление - это главный аргумент комиссии в решении вопросов защиты прав и законных интересов детей. Причём этот документ обязателен к исполнению, и его игнорирование, неисполнение - это предмет реагирования прокуратуры.
Именно этот итоговый документ должен определять анализ состояния безопасности детства, фиксировать наиболее опасные участки, и главное - определять зоны ответственности должностных лиц, отвечающих за детскую безопасность. У каждого мероприятия, направленного на ликвидацию риска, должны быть конкретные фамилия, имя и отчество.
В то же время постановления часто изобилуют такой рекомендацией в адрес субъектов системы профилактики - "Продолжить работу". Есть случаи, когда постановления по рассматриваемому вопросу вообще не выносятся, ограничиваясь рекомендациями в протоколе. Кроме того, знакомясь с отчётами территориальных комиссий, крайне редко можно увидеть совпадение количества представлений, направленных в адрес должностных лиц, и количества полученных ответов. Счёт не в пользу первых. Это тоже предмет вероятных взаимоотношений с территориальным прокурором.
И ещё. В системе оценки уровня общественных отношений специалисты говорят, что важны не факты, а тенденции. Так вот, тенденции свидетельствуют о том, что проблемы сохранности жизни и здоровья детей всё больше уходят в семью. Это и вопросы преступлений в отношении детей, это и ситуация с пожарами, ДТП, утоплениями, выпадениями из окон, суициды и т.д. В 80% трагических случаев с детьми виноваты взрослые, большей частью родные для ребёнка люди.
Обращает на себя внимание и тот факт, что территориальными комиссиями очень слабо реализуется такой эффективный механизм по минимизации рисков семейного неблагополучия как процедура медиации. Такое положение оказывает отрицательное влияние на формирование необходимых условий для организации ранней профилактики семейных конфликтов, жестокого обращения по отношению к ребёнку, социального неблагополучия семей с детьми, а следовательно, оказания помощи семье со стороны учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты, в т.ч. основанной на межведомственном взаимодействии.
И даже учитывая эти критические замечания, необходимо отметить, что система профилактики сегодня адаптировалась к работе именно по минимизации рисков в учреждениях, организация и других структурах, официально работающих с детьми.
Однако сегодня стоит очень непростая задача научиться управлять рисками в системе детско-взрослых, семейных отношений. При этом не свалиться в "ювенальщину". В этом смысле тезис "ранняя профилактика" является ключевым. Воплощение в жизнь этого тезиса целиком зависит от информации, поступающей в первую очередь в комиссии по делам несовершеннолетних. В этом смысле необходимо еще раз актуализировать исполнение постановления Правительства Свердловской области N 206 о персонифицированном учёте, положив в основу его реализации использование технологии управления рисками в социальной сфере и в соответствии с вызовами, которые нам преподносит действительность.
Органы, учреждения и организации образования
В 2017 году в адрес Уполномоченного по правам ребёнка поступило несколько обращений от граждан, в которых они просили оказать содействие в предотвращении проведения в школах различных просветительских мероприятий, реализуемых общественными организациями "сомнительного" по их мнению содержания.
В целях установления фактического состояния дел в свердловских школах и техникумах Аппаратом Уполномоченного был проведен анализ обозначенной ситуации за последние три года. Уставлено, что до 2017 года контроль со стороны органов образования за организацией в учреждениях общего и профессионального образования различных "просветительских" мероприятий как общественными организациями, так и частными лицами, был ослаблен. В школах и техникумах области можно было наблюдать картину, когда с профилактическими и познавательными лекциями, выступлениями перед несовершеннолетними выступали все, кто заявлял о "патриотической" и "антикриминальной направленности" своей деятельности, специализации на профилактике семейного неблагополучия, детско-родительских отношений или подростковой психологии. При этом ни о каком лицензировании или хотя бы проверке содержания таких выступлений специалистами системы вузовского образования или детской психологии речи не шло. Не согласовывались эти мероприятия и с органами управления образованием. Известны случаи, когда в образовательных организациях работали саентологи.
Осенью 2017 года Уполномоченным по правам ребёнка было предложено учреждениям образования (за исключением вузов) проинформировать о проведении в образовательных организациях Свердловской области различных "просветительских" мероприятий с детьми с указанием: заключался ли договор, имелось ли согласование с управлением образования, стоимость мероприятия, была ли лицензирована деятельность организации (программы), проводившей мероприятие, имела ли организация аккредитацию, иные документы, позволяющие проводить мероприятия с детьми, в том числе связанные с выполнением положений Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Ответы образовательных учреждений порадовали. Практически во всех школах и колледжах необходимые требования по допуску к детям с лекциями представителей общественных организаций соблюдались. Только в одном случае возник вопрос - это проведение таких мероприятий в загородных оздоровительных лагерях. То, что они иногда проводятся без согласований, показал пример Детского оздоровительного Центра "Юность Урала" (ЗОЛ "Юность", "Зелёный бор", "Ленёвский", "Дружба", туристический лагерь "Аракаевский"). В течение 2017 года там были проведены "просветительские" мероприятия одним из общественных движений, ведущих борьбу за трезвость народа. Ни в коей мере не посягая на благородные цели участников этого движения - Уполномоченному по правам ребёнка они известны - но он вынужден заметить, что ни образовательной лицензии, ни согласования с уполномоченными органами у данного движения не было, а это повод для разговора с руководством системы образования Свердловской области.
Уполномоченный по правам ребёнка, акцентируя внимание на изложенном, предупреждает органы и учреждения образования об их ответственности за эксперименты с детской психикой, а поэтому нужно обеспечить право детей на защиту от психологического воздействия от не апробированных и не одобренных Минобрнауки РФ учений и методик.
Предложения Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области: |
Органам образования администраций муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области: 1) в своей деятельности придерживаться рекомендаций, направленных Министерством образования Свердловской области 30.09.2015 г. N 02-01- 82/8189 "О защите детей от информации, наносящей вред их развитию"; 2) при допуске в школу представителей общественных организаций для проведения уроков, лекций, бесед требовать предоставление последними в обязательном порядке образовательной лицензии или, как минимум, письменного согласования с управлением образования. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.