Определение Свердловского областного суда
от 17 мая 2018 г. N 3а-236/2018
г. Екатеринбург 17 мая 2018 года
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Кучерявая К.О.,
при участии прокурора Куриловича И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Екатеринбургской местной общественной организации инвалидов "Перспектива"
к административному ответчику - Правительству Свердловской области,
о признании недействующими нормативных правовых актов, установил:
Екатеринбургская местная общественная организация инвалидов "Перспектива" (далее - административный истец) обратилась в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими: постановления Правительства Свердловской области от 27 апреля 2017 года N 295-ПП "Об утверждении порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Постановление N 295-ПП) и постановления Правительства Свердловской области от 22 ноября 2017 года N 859-ПП "О внесении изменений в порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Постановление N 859-ПП), ссылаясь на то, что указанные выше Постановления приняты неуполномоченным органом и противоречат положениям части 2 статьи 10, статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; пунктам 2 - 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772-ПП "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов"; пункту 3.2.2. Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года N 2733 "Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года".
Свои требования административный истец мотивировал тем, что оспариваемыми Постановлениями N 295-ПП и N 859-ПП нарушаются права, свободы и законные интересы юридического лица, а не его членов, в связи с чем последнее, в силу положений статьи 38, части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет право на обращение с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В судебном заседании принял участие представитель административного истца Озорнина Е.Л., который, заявленные требования поддержал, настаивал на удовлетворении административного иска в полном объеме.
Представитель Правительства Свердловской области Кострицкий С.И. в судебном заседании требования административного истца не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве, настаивал на отказе в удовлетворении заявленных требований.
В заключении прокурор Курилович И.А. указал на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые Постановления N 295-ПП и N 859-ПП соответствуют требованиям законодательства.
Выслушав мнение представителей административного истца, административного ответчика, а так же заключение прокурора, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для прекращения производства по настоящему административному делу на основании следующего.
В соответствии с абзацем 1 статьи 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Статьей 7 указанного закона предусмотрено, что общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (статья 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").
По материалам настоящего административного дела судом установлено, что административный истец является общественным объединением, созданным форме общественной организации (Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации от 03 июля 2015 года, Устав, утвержденный общим собранием членов от 08 июня 2015 года).
Согласно пункту 2.1 устава, целью создания организации является защита прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, интеграция инвалидов в общество, социально-психологическая реабилитация инвалидов.
Настаивая в судебном заседании на том, что оспариваемые Постановления N 295-ПП и N 859-ПП нарушают права юридического лица, а не его членов, представитель административного истца ссылается на положения статьи 38 и части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно статье 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, названное конституционное положение не исключает в случаях, предусмотренных законом, возможность защиты интересов лиц посредством обращения в суд образуемых ими объединений, но при этом не обязывают федерального законодателя предоставлять любому объединению право обращения в суд в защиту интересов его участников, а равно право их процессуального представительства.
Отсутствие у того или иного объединения таких процессуальных прав не умаляет право каждого обратиться в суд самостоятельно.
Аналогичная позиция отражена в постановлениях высших судов Российской Федерации, в частности, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2011 года N 192-О-О, определении Конституционного Суда РФ от 21 июня 2011 года N 816-О-О.
В силу действующего административного процессуального законодательства (статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), действительно, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Однако в соответствии с частью 2 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами, органы, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.
Согласно части 2 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.
С учетом изложенного, общественная организация вправе обратиться в суд с иском в интересах иных лиц (граждан), неопределенного круга лиц лишь при наличии на то указания в специальном законе.
Однако, ни Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ни Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не содержат норм о праве общественного объединения на подачу административного иска о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.
Утверждения административного истца о том, что такое право предоставлено ему как юридическому лицу на основании статьи 6 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьи 27 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", предусматривающих право общественной организации осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы, основано на неправильном толковании этих норм и требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями части 1 статьи 214, пунктом 1 части 1 и части 3 статьи 194, пунктом 2 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым данным кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Так как, административное исковое заявление административного истца принято к производству, суд полагает необходимым производство по настоящему делу прекратить.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при прекращении производства по административному делу судом разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов.
Поскольку в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков, следовательно, возврат государственной пошлины не производится.
Руководствуясь статьями 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил:
производство по административному делу N 3а-236/2018 по административному исковому заявлению Екатеринбургской местной общественной организации инвалидов "Перспектива" о признании недействующими постановления Правительства Свердловской области от 27 апреля 2017 года N 295-ПП "Об утверждении порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области" и постановления Правительства Свердловской области от 22 ноября 2017 года N 859-ПП "О внесении изменений в порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области", прекратить.
Определение может быть обжаловано в пятнадцатидневный срок со дня вынесения в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда путём подачи частной жалобы.
Определение изготовлено в окончательном виде 18 мая 2018 года.
Председательствующий |
С.Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 17 мая 2018 г. N 3а-236/2018
Текст определения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)