Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 5. Принципы дизайна городской среды
1. С точки зрения дизайна, городская среда представляет собой совокупность природных и искусственных компонентов, социальных явлений, формирующих определенное предметно-пространственное окружение во взаимосвязи с протекающей жизнедеятельностью людей. Основой ее функционирования выступает человек и его деятельность.
2. В системном дизайне городская среда рассматривается как постоянно развивающаяся и изменяющаяся. Поэтому формирование ее должно осуществляться комплексно, в три этапа:
1) архитектурно-строительная организация среды при проектировании и возведении объектов;
2) дизайнерско-художественное формирование среды в процессе освоения объекта;
3) совершенствование среды как результат инициативной деятельности при эксплуатации объекта.
3. Концептуальная модель городской среды формируется на основе следующих основных направлений (аспектов) в их совокупности:
1) архитектурная среда;
2) цветовая среда;
3) комплексное благоустройство;
4) ландшафтный дизайн;
5) световой дизайн;
6) единая визуальная информация и наружная реклама;
7) праздничное оформление.
3.1. Архитектурная среда и ее качество, постоянно подвергается при изменениях градостроительной политики.
В конечном итоге, населенные пункты получают больше красивых, выразительных объектов, формируется неповторимое и уникальное его лицо.
В настоящее время, сеть улиц, площадей и пешеходных пространств, следует формировать как единую общегородскую систему, взаимоувязанную с функционально-планировочной организацией Округа в целом. Общее инженерное и архитектурное решение улиц, дорог и искусственных сооружений, должно быть направлено на достижение органической связи с окружающим ландшафтом и учитывать требования охраны окружающей среды.
Для системного решения градостроительных проблем Округа, создания многообразия и высоких эстетических качеств застройки, необходимо проведение комплексной реконструкции существующих улиц и кварталов с целью гармонизации городской среды, завершенности застройки центра города, микрорайонов, архитектурно-пространственной связи старых и новых частей Округа в целом.
Существующие объекты жилого, социального и производственного назначения должны получить новые потребительские качества, соответствующие возросшим требованиям общества, включая функциональные, экологические, социальные, экономические и эстетические требования.
В этом случае, разработка проектов и производство работ по благоустройству фасадных поверхностей, влекущих за собой изменение облика зданий, должны выполняться в соответствии с рекомендациями настоящей Концепции, а также с требованиями Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования, Положения о порядке предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика вновь строящегося или подлежащего реконструкции объекта капитального строительства, Положения о порядке предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика существующего здания, строения, сооружения.
Основным требованием к фасадам зданий, сооружений является стилевое единство архитектурно-художественного образа, материалов и цветового решения.
3.1.1. Фасад первого этажа, включая оформление входов в жилые подъезды (двери, козырьки и пр.) и помещений, занятых учреждениями обслуживания (витрины, входы, навесы, оконные решетки и пр.), должен иметь единообразное (по одному проекту) конструктивное и архитектурное решение для всего здания.
Локальные участки фасада, детали, элементы и дополнительное оборудование должны соответствовать комплексному решению фасада здания - проекту, утвержденному в установленном порядке.
Цветовая гамма фасада здания определяется согласно паспорту цветового решения фасада здания, согласованному в установленном порядке, где изменение цветового тона при эксплуатации здания, сооружения или ремонте, согласно градостроительным нормам не допускается.
Окраска фасадов разрешается только после приемки и утверждения представителем уполномоченного органа (в соответствии с паспортом цветового решения фасадов здания) проб всех колеров, выполненных на участке фасадной стены площадью 1 м2.
Отделка фасадов зданий, расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия, осуществляется в соответствии с законодательством в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и проектом зон охраны объектов культурного наследия по согласованию с органами, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и выполняется в стиле архитектуры зданий, в том числе, в общем стилевом решении застройки улицы.
Цветовое решение должно соответствовать характеристикам и стилевому решению фасада, функциональному назначению объекта, окружающей среде; торцы домов (боковые фасады), просматриваемые с улицы, стены и перекрытия арочных проездов окрашиваются в цвет главного фасада.
При поддерживающем ремонте участки наружной отделки здания должны соответствовать по цвету и фактуре остальной поверхности.
3.1.2. На фасаде здания должна быть предусмотрена зона для системного размещения вывесок арендаторов, а также разработана и согласована в установленном порядке схема их размещения. При невозможности размещения на фасаде, рекомендуется использовать стелы, информационные указатели.
В случае большого количества арендаторов должны быть разработаны общие таблички-указатели.
Не допускается использование фасадов в качестве рекламной площади (для размещения баннеров, плакатов и т. п.).
Недопустимо закрывать окна и витрины рекламными баннерами.
3.1.3. Все входы в общественные здания должны иметь входную группу (крыльцо, козырек), вывеску, соответствующее освещение.
При дизайне входной группы необходимо учитывать особенности архитектуры фасада, на котором она будет расположена. Она должна вписываться в уличную среду и взаимодействовать, а не конкурировать с ней.
Материал, из которого выполнена отделка входной группы, должен быть выбран с учетом материала отделки знания.
При наличии нескольких входов в непосредственной близости друг от друга на фасаде одного здания, они должны быть объединены в одну входную группу и приведены к общему стилистическому решению.
При наличии нескольких входов в визуальной близости друг от друга, они должны быть приведены к общему стилистическому решению.
На глухих поверхностях входных групп не допустимы рекламные тексты и контактная информация, кроме информационных табличек.
Недопустимо размещение крупногабаритных баннеров и рекламных конструкций, скрывающих вход (как правило, располагаются на внешней стороне крыльца входной группы).
За элементами входных групп, вывесками должен осуществляться уход. Не допустимы грязные детали и следы удаленных элементов. Необходим своевременный ремонт или замена поврежденных элементов входной группы.
3.1.4. Элементы благоустройства, выступающие за пределы существующих параметров здания, не должны наносить ущерба естественной освещенности и инсоляции помещений других владельцев, а также ухудшать обзор из этих помещений (без документального согласия указанных владельцев).
Установка к стенам зданий элементов уличного благоустройства (таксофонов, светильников, флагштоков и др.) допускается с учетом удобства входов в здание и не в ущерб жилым помещениям. Элементы декора должны соответствовать стилистике фасада.
Установка киосков, торговых павильонов, мусоросборников к стенам зданий запрещена.
Светильники, подсветка вывесок, знаков информации и световая реклама должны устанавливаться не ниже 2,5 м от поверхности тротуара, не создавая помех жилым помещениям.
Наружные защитные оконные решетки в пределах одного этажа здания должны быть одинаковы по рисунку, цвету и материалу.
Не рекомендуется:
- использование материалов и форм, снижающих эстетические и эксплуатационные характеристики элементов до их изменения;
- произвольное застекление и другое переоборудование балконов и лоджий, не согласованное с архитектурным решением фасада;
- размещение наружных кондиционеров и антенн на архитектурных деталях, элементах декора, поверхностях с ценной архитектурной отделкой, а также крепление, ведущее к повреждению архитектурных поверхностей.
Рекламная информация, расположенная в окнах и витринах, должна занимать не больше 10% их площади.
Необходимо минимизировать видимую часть крепежных и технических элементов конструкции. Наличие таких элементов должно быть функционально обосновано.
При технической возможности необходимо заменять "глухие" поверхности и окна на витрины.
4. Цветовая среда в современных условиях с появлением новых отделочных материалов и технологий получает активное развитие, и также влияет на общий облик Округа.
Основным пунктом разработки цветовой среды Округа являются не определенные цвета и цветовые сочетания, а степень цветового контраста. Не только сила контраста в целом решении элементов городской среды (большой, средний, малый), но и характер по отношению к архитектурному окружению (контраст по цветовому тону, контраст по светлоте, контраст по насыщенности улицы), создание цветовых и тональных ритмов.
Основными принципами в построении комплексной системы цветовой среды города служат:
1) выявление функциональных зон;
2) выделение цветом пространственных ориентиров;
3) соответствие стилистики архитектурного сооружения;
4) создание "переменных" (изменяющаяся цветовая гамма рекламы, витрин, входов и вывесок организаций) и "постоянных" цветов цветовой среды;
5) повышение информативности среды;
6) влияние географического расположения на колористическое решение различных участков города.
При комплексном использовании вышеперечисленных принципов можно получить:
1) визуально комфортную среду;
2) неограниченную цветовую палитру в руках проектировщиков;
3) гибкую развивающуюся во времени структуру цветовой среды;
4) своеобразный неповторимый цветовой облик города.
5. Комплексное благоустройство является неотъемлемой частью художественного оформления населенного пункта.
Объектом благоустройства являются все территории населенного пункта, дифференцируемые на три основные группы:
1) сложившаяся застройка (исторически сформированная центральная часть населенного пункта, жилые кварталы, промышленные зоны, транспортные артерии);
2) вновь возводимые объекты;
3) озелененные территории (рекреационные зоны, лесопосадки и т.д.).
Инструментами комплексного благоустройства населенных пунктов являются обработка пешеходных зон современными материалами, озеленение, цветочное оформление, архитектурное освещение, средства визуальной коммуникации, малые архитектурных формы.
5.1. Особо остро стоит проблема озеленения Округа, сохранение лесопарковых массивов, закладка новых, реконструкция и развитие существующих парков и скверов, бульваров и аллей, оформления летних цветников, а так же наиболее отчетливо прослеживается проблема неопрятности территории, связанная, прежде всего, с использованием разнотипных по материалу и цветовой гамме ограждений, а также с неудовлетворительным состоянием покрытия значительных по площади территорий общего пользования (тротуары, бордюры, часто окрашенные в белый (и даже в зеленый) цвет).
5.2. Неотъемлемой частью комплексного благоустройства являются малые архитектурные формы. В зависимости от функционального назначения их подразделяют на три группы:
1) малые архитектурные сооружения (торгово-остановочные комплексы, павильоны, киоски, беседки);
2) оборудование территорий:
- уличная мебель;
- средства благоустройства (пандусы, лестницы на откосах, покрытие дорожек);
- ограждения (ворота, заборы, турникеты, шлагбаумы);
- водные устройства (фонтаны, поливочный водовод);
- осветительные устройства (декоративные светильники, газонные светильники, прожекторные установки);
- оборудование спортивных и детских площадок;
- носители визуальной информации (стенды, указатели, флагштоки);
- хозяйственное оборудование (урны, контейнеры для мусора);
3) декоративное убранство территорий:
- декоративные скульптуры;
- емкости для цветов (вазоны, цветочницы).
Все элементы благоустройства должны быть высокого эстетического и потребительского качества, вместе с другими объектами создавать композиционно-целостное единство.
5.3. Установка ограждений должна производиться исходя из необходимости, сформированной условиями эксплуатации или охраны территорий, зданий и иных объектов, с учетом архитектурно-художественных требований к внешнему виду ограждений, а также с учетом требований соответствующих разделов Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования.
Строительство или установка ограждений, в том числе газонных и тротуарных на территории населенного пункта осуществляется по согласованию в установленном порядке. Самовольная установка ограждений не допускается.
В целях проведения работ по благоустройству предусматривается применение различных видов ограждений:
- по назначению (декоративные, защитные, ограждающие);
- по высоте (низкие - 0,3-1,0 м, средние - 1,1-1,7 м, высокие - 1,8-3,0 м);
- по виду материала их изготовления;
- по степени проницаемости для взгляда (прозрачные, глухие);
- по степени стационарности (постоянные, временные, передвижные).
Ограждения соседних участков индивидуальных жилых домов и иных частных домовладений, выходящие на одну сторону центральных дорог, магистралей и влияющие на формирование облика улицы, должны быть выдержаны в едином стилистическом решении, единой (гармоничной) цветовой гамме, схожи по типу, высоте и форме и должны быть согласованы в установленном порядке.
Самовольная установка и установка ограждений из бытовых отходов и их элементов не допускается.
Ограды садов, парков, территорий общего пользования и внутренних пространств зданий выполняются прозрачными, декоративными металлическими, предпочтение отдается ограждениям из литого, кованого металла в сочетании с естественным камнем. Высота оград устанавливается проектом. Не допускается использование профлиста, сайдинга и т. п. для ограждения территорий общего пользования.
Технические ограждения автостоянок, открытых торговых и игровых комплексов, мест проведения массовых мероприятий должны быть стационарными.
Ограждения, в том числе в кварталах индивидуальной застройки, должны быть окрашены в естественные тона металла (чугун, бронза), камня, дерева.
Не рекомендуется:
- при замене ограждений использование материалов и формы, снижающих эстетические и эксплуатационные характеристики заменяемого элемента;
- использование деталей ограждений, способных вызвать порчу имущества граждан;
- окраска ограждений в интенсивные тона (особенно, синий).
5.4. Оборудование.
Все территории населенного пункта должны быть оборудованы достаточным набором элементов благоустройства, а также необходимым техническим оборудованием.
Все виды оборудования длительного использования должны быть стационарными и исключать возможность перемещения вручную.
Уличное оборудование, устанавливаемое в зоне тротуара (павильоны, ларьки, лотки, остановки общественного транспорта, уличная мебель, мусоросборники, светильники, пункты связи, иное оборудование), не должно уменьшать допустимую ширину полосы пешеходного движения, установленную для данной категории улиц и дорог действующими нормативами.
Светильники должны устанавливаться не ниже 2,5 м от поверхности тротуара и не создавать помех жилым помещениям. Носители светильников в исторических центрах населенных пунктов желательно выполнять из кованого или литого металла. Освещенность улиц и дорог должна соответствовать действующим нормативам. Размещение уличных фонарей и других источников наружного освещения должно способствовать созданию безопасной среды и не допускать помех для уличного движения.
Павильоны остановок общественного транспорта, телефонные кабины, торговые павильоны и киоски должны изготавливаться из материала, не допускающего скорого обветшания и отвечающего требованиям к сооружениям, не имеющим заглубленных фундаментов.
Уличная мебель должна выполняться из долговечных водостойких материалов (литой, кованый металл, металлопластик, окрашенное дерево, естественный или искусственный камень).
На тротуарах улиц и на площадях должны устанавливаться урны для бытового мусора. Расстояние между урнами должно составлять не менее 60 м. Размещение и параметры площадок для сбора мусора во внутриквартальных и внутри дворовых пространствах определяются действующими нормативами. Урны и площадки для сбора мусора не должны резко выделяться на фоне окружающей застройки.
Оборудование игровых площадок должно отвечать установленным стандартам и выполняться из прочных безопасных конструкций.
6. Ландшафтный дизайн.
Одна из основных составляющих, формирующих городскую среду - ландшафтный дизайн. В его состав входит планировочная структура газонов, зеленые насаждения, цветочное оформление. Приемы ландшафтной архитектуры должны быть дифференцированы в зависимости от типологии городских территорий с учетом их функционального назначения.
Цветочное оформление, как правило, используется в наиболее посещаемых местах: общегородских, местах отдыха, парках, садах, скверах, дворах, на главных улицах и проспектах города. Ассортимент насаждений необходимо подбирать с учетом соответствия агробиологических свойств растений. Композиция цветника, форма, соотношение объема и цвета, фактура поверхностей, аромат выбираются с учетом места размещения физиологического и эмоционального восприятия.
Проектирование цветочного оформления дифференцируется в зависимости от значимости территории.
Проектирование и реализация должны вестись по уровням:
1) территория и объекты общегородского значения;
2) территория и объекты городского уровня.
Цветочное оформление следует осуществлять в рамках следующих направлений:
1) исторический центр;
2) общегородские ансамбли и периферийные центры;
3) "гостевой маршрут";
4) транспортные развязки, основные магистрали и въезды в город.
Разрабатываемая концептуальная основа цветочного оформления не должна лишать индивидуальности каждый цветник и задавать жесткие рамки их создателям.
Одним из главных условий для высокохудожественного цветочного оформления является взаимосвязь с элементами благоустройства (бордюры, скамьи, фонтаны, декоративные скульптуры и т.п.)
7. Световой дизайн.
Важной задачей освещения Города (Округа) в целом является гармонизация светотехнических параметров всех систем освещения. Это уличное освещение, архитектурное освещение фасадов, освещение инженерных сооружений, витрин, световой информации и рекламы, праздничная иллюминация.
При подсветке городских объектов решается ряд утилитарно-функциональных, архитектурно-градостроительных и образно-семантических задач (аспектов).
8. Единая визуальная информация и наружная реклама.
Рекламная деятельность в населенном пункте, осуществляемая в рамках, предусмотренных законодательством РФ, нормативными правовыми актами местного самоуправления, направлена на организацию рекламного пространства.
От состояния наружной рекламы и информации во многом зависит эстетический и культурный облик населенных пунктов Округа.
В связи с этим необходимо тщательно отработать механизм системного подхода к вопросам осуществления рекламной деятельности в муниципальном образовании.
Первоочередные мероприятия необходимо направить на:
1) упорядочение рекламных и информационных конструкций (вывесок) в границах зон охраны объектов культурного наследия (при наличии таковых зон);
2) формирование полноценной архитектурно-художественной среды, сохранение архитектурного своеобразия, декоративного убранства, пластики фасадов;
3) разработку художественных решений вывесок, гармонично сочетающихся с архитектурными, стилистическими и колористическими особенностями зданий;
4) применение передовых технологий и материалов на основании изучения отечественного и зарубежного опыта.
Размещение и распространение рекламы необходимо рассматривать как непрерывно развивающийся процесс, и в этой связи актуальна разработка программ по оптимизации и реконструкции рекламного пространства населенного пункта. Все рекламные конструкции должны быть изготовлены с применением современных технологий и материалов, размещены в строгом соответствии с проектными разработками по реконструкции рекламного пространства, гармонировать с элементами благоустройства прилегающей территории и существующей архитектурой зданий и сооружений.
8.1. Объекты для размещения информации (далее - ОРИ) - конструкции, размещаются на фасадах зданий, строений, сооружений с целью раскрытия информации.
Объекты для размещения информации (ОРИ) являются объектами благоустройства.
К основным видам объектов для размещения информации по характеру размещения относятся:
1) настенная конструкция - информационная конструкция, размещаемая на наружной поверхности стен, фризах, козырьках, фронтонах зданий, нестационарных торговых объектов над входом или окнами (витринами), между окнами на расстоянии не более 0,3 м от поверхности стены, в виде фоновой или бесфоновой конструкции, светового короба, состоящая из каркаса, информационного поля, содержащего текстовую информацию, декоративные элементы, знаки, и элементов крепления либо изображения, непосредственно нанесенного на поверхность стены, в том числе:
- декоративное панно (подвид настенной конструкции) - информационная конструкция, размещаемая только на фасадах отдельно стоящих объектов торгово-офисного, культурно-развлекательного, производственного, складского и спортивного назначения общей площадью более 1500 м;
- учрежденческая доска, режимная табличка - информационные конструкции, предназначенные для доведения до сведения потребителей информации о наименовании организации, независимо от ее организационно-правовой формы, индивидуального предпринимателя, месте их нахождения (адресе) и режиме работы, размещаемая на здании, нестационарном торговом объекте или ограждении, справа и (или) слева от основного входа либо непосредственно на остеклении входных групп (режимная табличка).
2) консольная конструкция - информационная конструкция, устанавливаемая под прямым углом к плоскости фасада здания, нестационарного торгового объекта локализовано, на угловых участках наружной поверхности стены;
3) крышная конструкция - объемная информационная конструкция в виде световых букв и символов (логотипов, цифр, знаков, художественных элементов) с внутренней подсветкой, размещаемая организацией, которая занимает всю площадь данного здания или значительную его часть, полностью выше уровня карниза, отделяющего плоскость крыши от стены здания, нестационарного торгового объекта;
4) витринная конструкция - информационная конструкция в виде фоновой конструкции или светового короба, размещаемая на здании, нестационарном торговом объекте с внутренней стороны остекления витрины, оконного проема, состоящая из каркаса, информационного поля с декоративно-оформленными краями, подвесных элементов, занимающая не более 1/4 от площади оконного проема (половины размера остекления витрины по высоте и половины размера остекления витрины по длине);
5) отдельно стоящие ОРИ (носители информации расположены вне поверхности фасада, но композиционно и функционально связаны с ней), в том числе:
- стела - отдельно стоящая объемно-пространственная, в индивидуальном исполнении информационная конструкция малого (высотой не более 6,0 м) или крупного (более 6,0 м) формата, состоящая из фундамента, каркаса, обшитого материалом нейтральных цветов (серый, бежевый, графит, черный, коричневый и т.п.), содержащего краткую информацию о фирменном наименовании организации, о товарах и услугах (название, логотип);
- установки для объявлений, афиш культурных и спортивных мероприятий - тумбы, щиты и стенды, устанавливаемые в местах массового пребывания граждан и в оживленных пешеходных зонах (могут размещаться в виде отдельно стоящих объектов или в виде навесных щитов на зданиях или сооружениях).
8.2. Зонирование информационной среды населенного пункта.
Для определения порядка размещения ОРИ в границах конкретного населенного пункта уместно применение дифференцированного подхода к территориям населенного пункта в зависимости от их истории градостроительных особенностей и значимости.
Для исторических населенных пунктов рекомендуется условное разделение территории на две макрозоны с последующим определением условий размещения (регламентацией) ОРИ применительно к каждой зоне.
Зона строгой регламентации - включает в себя исторический центр населенного пункта, и также застройку вдоль магистралей, по которым осуществляется въезд и выезд из населенного пункта. Указанные территории оказывают существенное влияние на имидж города (села) и поэтому требуют более внимательного и деликатного отношения к внешнему оформлению.
Зона общей регламентации - включает в себя всю остальную территорию исторического населенного пункта.
Условия размещения (регламентации) ОРИ в каждой зоне определяют тип и физические параметры (размер) вывесок, а также рекомендуемые для изготовления рекламоносителей материалы.
Правила и принципы размещения ОРИ неизменны для всех зон.
8.3. На сегодняшний день в Округе назрела необходимость разработать и принять Правила к содержанию информации, распространяемой посредством объектов для размещения информации с учетом требований к дизайну.
Общими требованиями к дизайну вывесок являются:
- высокий уровень художественного и технического исполнения;
- использование качественных материалов с высокими декоративными и эксплуатационными свойствами;
- композиционная согласованность в пределах фасада;
- масштабность по отношению к архитектурному окружению;
- цветовая гармония с архитектурным фоном.
8.3.1. Материалы, применяемые для изготовления вывесок, должны:
- выдерживать длительный срок службы без изменения декоративных и эксплуатационных качеств, с учетом климатических условий территории;
- иметь гарантированно длительную антикоррозийную стойкость, светостойкость и влагостойкость.
8.3.2. Конструкции вывесок должны обеспечивать:
- наименьшее число точек крепления и сопряжения с фасадом;
- легкость монтажа и демонтажа;
- ремонтопригодность (возможность замены элементов, блоков, элементов подсветки и т.п.);
- безопасность эксплуатации и обслуживания.
8.3.3. Технологии, применяемые при изготовлении вывесок, должны обеспечивать:
- ровную окраску;
- равномерные зазоры между элементами;
- отсутствие внешнего технологического крепежа;
- качественную цвето- и светопередачу надписей и изображений.
8.3.4. Стилистика ОРИ в районах массовой застройки должна подчеркнуть современное, акцентное решение ОРИ, отвечающее укрупненному масштабу и характеру архитектурного окружения.
Шрифтовое и художественное решение всех ОРИ, относящихся к объекту, должно выполняться на основе единого проекта и иметь комплексный характер.
Надписи и знаки должны быть соразмерны фасаду, композиционно упорядочены в соответствии с архитектурными осями, членениями, ритмической организацией фасада.
Изобразительные элементы могут использоваться как дополнение к текстовой информации. Доминирование их в композиции вывески не рекомендуется.
Недопустимо применение переносных стендов, форма которых имеет изобразительный характер (фигуры людей, животных и т.п.).
8.3.5. Колористика ОРИ должна отвечать следующим требованиям:
- гармония с цветовой гаммой фасада;
- ограниченное использование ярких насыщенных цветов (в районах исторической застройки допустимо по особому согласованию с уполномоченным органом);
- ограниченное использование фирменных цветов и цветосочетаний;
- согласованность в пределах фасада.
Цвет фона настенных вывесок на фасадах исторических зданий должен быть по тону приближен к цвету стен.
Использование яркого, насыщенного фона настенных вывесок допустимо преимущественно за пределами исторического центра населенного пункта и должно быть композиционно обосновано.
Для фона консольных вывесок рекомендуется использование светлых тонов (белого, серебристого, светло-серого, светло-бежевого), в отдельных случаях - доминирующего цвета фасада.
Для металлических деталей вывесок рекомендуются цвета:
- в исторических районах: графит, темно-коричневый, темно-зеленый, патинированная бронза, темно-серый;
- в районах современной застройки: графит, серый, светлые нейтральные.
Не допускается:
- использование цветов, диссонирующих с колористикой фасада;
- применение флуоресцентных составов;
- цветовое решение малых консольных ОРИ, близкое к цветовой символике дорожных знаков.
- использование темных насыщенных цветов в качестве фона вертикальных консольных ОРИ;
- доминирование больших поверхностей белого и черного.
8.3.6. Декоративная подсветка является эстетически и утилитарно значимым элементом дизайна вывесок.
К основным видам подсветки относятся:
- наружная подсветка;
- внутренняя подсветка знаков;
- внутренняя подсветка коробов;
- эффект контражура (подсветка фона, обеспечивающая силуэтную читаемость знаков);
- газосветные устройства (контурная и линейная подсветка, открытый неон).
Светильники наружной подсветки должны иметь малый размер, компактную форму, окраску, близкую к цвету фасада. Их размещение не должно мешать восприятию фасада и ОРИ.
Подсветка должна быть равномерной, обеспечивать ясную читаемость информации, композиционное единство вывески и фасада.
Световые акценты должны быть скоординированы с архитектурным ритмом и общей светоцветовой композицией фасада.
Использование свето-динамических эффектов (мигания, бегущей строки и т.п.) разрешается только для зрелищно-развлекательных объектов (по специальному согласованию с уполномоченным органом).
Архитектурно-художественная концепция комплексного оформления и оборудования фасадов для выделенного участка территории населенного пункта устанавливает общее видение и рекомендации к световому решению вывесок в совокупности с программой художественной подсветки фасадов. Подсветка проектируемых вывесок должна соответствовать настоящим требованиям концепции.
9. Праздничное оформление.
При разработке проектной концепции праздничного оформления необходимо учитывать:
1) определение адресата (социальных групп);
2) учет закономерностей зрительного восприятия в конкретных пространственных условиях;
3) разработка программы вовлечения зрителя в праздничное действо, превращение его в активного участника происходящего;
4) точный выбор изобразительных и неизобразительных средств праздничного оформления, обусловливающий возможность их взаимодействия с культурно-историческими, ландшафтными, архитектурно-пространственными особенностями места проведения праздника;
5) учет реальных технико-экономических, материальных возможностей в изготовлении оборудования для оформления праздника.
Праздничное оформление в любых его формах должно восприниматься эффективно в дневное и вечерне-ночное время.
Необходимо при этом учитывать и времена года. Наличие зеленого покрова и ярких цветов летом, доминирование белого снежного покрова (фона) зимой требует различных цветовых гамм оформления. Продолжительная темная пора суток в осенне-зимний период обуславливает применение светографики, иллюминации, подсветки и других светотехнических средств.
В праздничном оформлении могут быть использованы:
- спектральные цветовые композиции;
- единые, парные и групповые флагштоки с государственными флагами, декоративными полотнищами и вымпелами;
- элементы городской символики (герб и флаг города);
- настенные и отдельно стоящие сюжетные и декоративные панно;
- объемно-плоскостные или светящиеся лозунги, а также геральдические элементы, символы, фирменные знаки;
- перетяжки-транспаранты между опорами, кронштейны;
- объемно-пространственные установки и декоративные композиции, парусно-вантовые установки;
- островки флагов;
- разнообразные светотехнические средства (иллюминация, декоративная подсветка архитектурных сооружений, зеленых насаждений, элементов визуальной информации), светодиодные экраны, кинетические рисунки, наносимые с помощью лазерной установки на фасады зданий или специальные экраны.
Выбор средств оформления зависит от темы праздника или общественно значимого события:
- государственные праздники акцентируются оформлением города с применением общепринятой символики
- государственных флагов, гербов, с использованием торжественной цветовой гаммы и классической композиции;
- при оформлении новогодних и весенних праздников используются свободные композиционные приемы и веселая цветовая палитра.
Средства праздничного оформления подразделяются на композиционные, конструкционные и светотехнические.
К композиционным средствам в первую очередь относится цвет. Использование цвета в оформлении праздника связано с символическими стереотипами: красный - любой праздник (в первую очередь политический); белый, синий, темно-зеленый - Новый год; желтый - праздник весны.
Выбор цветовой гаммы обусловлен и местом проведения праздничного действия (заснеженная улица, площадь, зеленая парковая зона и пр.).
В палитру праздничного оформления рекомендуется вводить сочетание чистых цветов радуги, оперируя ритмикой контрастных цветов или тональными переходами одного или нескольких близких друг другу.
При размещении элементов праздничного оформления в обильной рекламной среде следует использовать плоскостное изображение с активным цветовым пятном и доминирующими размерами.
Уровень восприятия - "город - площадь - здание - деталь". На основе этих принципов можно реально сформировать комфортную, эстетически значимую для человека световую среду вечернего и ночного города.
1) Утилитарно-функциональный аспект: освещение объектов и окружающей территории с целью обеспечения оптимальной ориентации человека в пространстве и его комфортное пребывание в темное время суток. Светом акцентируются наиболее важные функциональные объекты - входы в здания, остановки общественного транспорта, градостроительные доминанты, силуэты зданий, деревья, и т.д.
2) Архитектурно-градостроительный аспект: выявление светом наиболее характерных для города и художественно значимых с точки зрения архитектуры зданий. Работа со светом проводится в целях создания целостной световой панорамы и силуэта города.
3) Образно-семантический аспект: создание художественной подсветкой яркого запоминающегося образа здания осуществляется с целью выявления и обогащения его архитектурной стилистики. Последовательность восприятия световых контрастов с учетом особенностей человеческого зрения строится по системе "от более сильного к более слабому".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.