Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Администрации города
от 27.05.2018 N 1569-ПА
Муниципальная программа
"Реализация основных направлений строительного комплекса в городе Нижний Тагил до 2024 года"
Паспорт Программы
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Управление городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил |
Срок реализации муниципальной программы |
2018 - 2024 годы |
Цели и задачи муниципальной программы |
Цели: 1. Обеспечение реализации муниципальной программы "Реализация основных направлений строительного комплекса в городе Нижний Тагил до 2024 года"; 2. Обеспечение качества и доступности объектов системы образования города Нижний Тагил для занятий спортом и организации досуга детей; 3. Совершенствование организации отдыха и оздоровления детей в муниципальных загородных оздоровительных лагерях; 4. Обеспечение широкой доступности культурных учреждений для населения города; 5. Обеспечение доступности для жителей города спортивных сооружений и привлечение к занятиям спорта население; 6. Повышение комфортности проживания граждан города Нижний Тагил; 7. Обеспечение безопасности проживания граждан города Нижний Тагил; 8. Создание благоприятных условий для жизни населения, предотвращение аварийных ситуаций природного характера; 9. Создание условий для массового жилищного строительства на территории города; 10. Повышение комфортности проживания граждан города Нижний Тагил в муниципальном жилом фонде; 11. Улучшение качества условий проживания населения; 12. Обеспечение качественного предоставления услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения населения; 13. Обеспечение сбалансированного и перспективного развития системы электроснабжения; 14. Обеспечение качественного предоставления услуги холодного водоснабжения и водоотведения; 15. Повышение энергетической эффективности объектов муниципальной собственности; Задачи: 1. Организация выполнения услуг подведомственными муниципальными учреждениями; 2. Обеспечение эффективного и надежного функционирования объектов системы образования, создание безопасных и благоприятных условий жизни, учебы детей; 3. Реконструкция и капитальный ремонт неэксплуатируемых корпусов в загородных оздоровительных лагерях; 4. Строительство, реконструкция и капитальный ремонт муниципальных объектов культуры; 5. Строительство, реконструкция и капитальный ремонт муниципальных объектов физической культуры, спорта; 6. Развитие территорий, занятых жилищным фондом, непригодных для проживания с высоким уровнем износа; 7. Формирование жилищного фонда для переселения граждан из аварийного жилищного фонда; 8. Проведение капитального ремонта муниципального жилого фонда города; 9. Развитие территорий, занятых неэксплуатируемыми нежилыми объектами, с высоким уровнем износа; 10. Реализация мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного характера, повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию; 11. Обустройство инженерной инфраструктурой новых земельных участков для массового жилищного строительства; 12. Развитие системы газоснабжения в микрорайонах с индивидуальной жилой застройкой; 13. Повышение надежности систем теплоснабжения и горячего водоснабжения; 14. Повышение качества оказываемых услуг потребителям в сфере электроснабжения; 15. Строительство и ремонт объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения города; 16. Достижение экономии всех видов энергоресурсов при производстве и распределении тепловой энергии. |
Перечень подпрограмм муниципальной программы |
Подпрограмма N 1 "Выполнение работ и оказание услуг в сфере проектирования". Подпрограмма N 2 "Строительство, реконструкция, капитальные ремонты, ремонты инфраструктуры учреждений образования и загородных оздоровительных лагерей": 1) "Строительство, реконструкция и ремонт образовательных учреждений"; 2) "Строительство, реконструкция и ремонт загородных лагерей". Подпрограмма N 3 "Строительство, реконструкция, капитальные ремонты, ремонты объектов культуры, физкультуры и прочих городских объектов": 1) "Строительство, реконструкция и ремонт спортивных сооружений"; 2) "Строительство, реконструкция и ремонт объектов культуры". Подпрограмма N 4 "Строительство, реконструкция и ремонт жилого и нежилого фонда": 1) "Переселение граждан города Нижний Тагил из аварийного жилищного фонда"; 2) "Строительство, содержание и ремонт жилого муниципального фонда"; 3) "Строительство, содержание и ремонт нежилого муниципального фонда". Подпрограмма N 5 "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт объектов коммунальной инфраструктуры": 1) "Развитие водохозяйственного комплекса города Нижний Тагил"; 2) "Развитие и модернизация системы коммунальной инфраструктуры"; 3) "Развитие и модернизация системы коммунальной инфраструктуры газоснабжения"; 4) "Развитие и модернизация системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения"; 5) "Развитие и модернизация системы коммунальной инфраструктуры электроснабжения"; 6) "Развитие и модернизация системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения"; 7) "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории города Нижний Тагил". |
Перечень основных целевых показателей муниципальной программы |
1. Выполнение муниципального задания муниципальным бюджетным учреждением "Тагилгражданпроект". 2. Количество оборудованных спортивных площадок в муниципальных общеобразовательных организациях. 3. Количество обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность использования оборудованной спортивной площадки для сдачи нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне". 4. Количество мест в муниципальных загородных учреждениях в летний период. 5. Доля муниципальных учреждений культуры, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в общем количестве таких учреждений 6. Количество построенных муниципальных сооружений физкультуры и спорта. 7. Количество реконструируемых и капитально отремонтированных муниципальных сооружений физкультуры и спорта. 8. Доля жителей города Нижний Тагил, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения. 9. Обеспеченность населения города Нижний Тагил спортивными сооружениями. 10. Количество ликвидированного жилищного фонда. 11. Количество построенных жилых помещений. 12. Площадь капитально отремонтированных жилых помещений 13. Количество снесенных сооружений. 14. Гидротехнические сооружения, на которые разработана проектно-сметная документация на капитальный ремонт или реконструкцию. 15. Гидротехнические сооружения, которые приведены в безопасное состояние. 16. Площадь земельного участка для массового жилищного строительства, обустроенного инженерной инфраструктурой. 17. Протяженность построенных газопроводов 18. Количество домов в микрорайонах с индивидуальной жилой застройкой, имеющих техническую возможность для подключения газа 19. Протяженность заменённых сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения 20. Количество реконструированных и построенных котельных 21. Протяженность построенных и реконструированных распределительных электрических сетей 22. Протяженность замененных сетей водоснабжения 23. Протяженность замененных сетей водоотведения 24. Количество отремонтированных канализационных насосных станций. 25. Строительство станций подготовки питьевой воды. 26. Снижение доли топливной составляющей в себестоимости производства тепловой энергии на реконструируемых угольных котельных |
Объемы финансирования муниципальной программы по годам реализации |
Всего 8 343 312,60 тыс. руб., в том числе по годам: - 2018 год - 350 268,20 тыс. руб.; - 2019 год - 92 868,70 тыс. руб.; - 2020 год - 1 150 175,70 тыс. руб.; - 2021 год - 1 051 500,00 тыс. руб.; - 2022 год - 1 051 500,00 тыс. руб.; - 2023 год - 2 323 500,00 тыс. руб.; - 2024 год - 2 323 500,00 тыс. руб. из них федеральный бюджет - 0,00 тыс. руб., в том числе по годам: - 2018 год - 0,00 тыс. руб.; - 2019 год - 0,00 тыс. руб.; - 2020 год - 0,00 тыс. руб.; - 2021 год - 0,00 тыс. руб.; - 2022 год - 0,00 тыс. руб.; - 2023 год - 0,00 тыс. руб.; - 2024 год - 0,00 тыс. руб. областной бюджет - 3 900 750,00 тыс. руб., в том числе по годам: - 2018 год - 0,00 тыс. руб.; - 2019 год - 0,00 тыс. руб.; - 2020 год - 525 750,00 тыс. руб.; - 2021 год - 525 750,00 тыс. руб.; - 2022 год - 525 750,00 тыс. руб.; - 2023 год - 1 161 750,00 тыс. руб.; - 2024 год - 1 161 750,00 тыс. руб. местный бюджет - 4 442 082,60 тыс. руб., в том числе по годам: - 2018 год - 349 788,20 тыс. руб.; - 2019 год - 92 868,70 тыс. руб.; - 2020 год - 624 425,70 тыс. руб.; - 2021 год - 525 750,00 тыс. руб.; - 2022 год - 525 750,00 тыс. руб.; - 2023 год - 1 161 750,00 тыс. руб.; - 2024 год - 1 161 750,00 тыс. руб. внебюджетные источники - 480,00 тыс. руб. в том числе по годам: - 2018 год - 480,00 тыс. руб.; - 2019 год - 0,00 тыс. руб.; - 2020 год - 0,00 тыс. руб.; - 2021 год - 0,00 тыс. руб.; - 2022 год - 0,00 тыс. руб.; - 2023 год - 0,00 тыс. руб.; - 2024 год - 0,00 тыс. руб. |
Адрес размещения муниципальной программы в сети Интернет |
www.ntagil.org |
* Объемы финансирования, предусмотренные Программой, подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета города Нижний Тагил на соответствующий год. |
Подпрограмма N 1 "Выполнение работ и оказание услуг в сфере проектирования"
Паспорт Подпрограммы N 1
Раздел 1. Характеристика и анализ текущего состояния в сфере архитектурно-строительного проектирования
В июне 1933 года в городе Нижний Тагил создана проектная мастерская, которая занималась проектированием промышленных объектов, жилья и гражданских зданий.
С 1 января 1991 года - государственный институт "Тагилгражданпроект".
4 апреля 1995 проектный институт "Тагилгражданпроект" был реорганизован в муниципальное унитарное предприятие "Тагилгражданпроект".
В 2017 году муниципальное унитарное предприятие "Тагилгражданпроект" реорганизовано в муниципальное бюджетное учреждение.
МУП "Тагилгражданпроект" разрабатывает проекты для Нижнего Тагила, Пригородного района и городов Свердловской области.
Муниципальное бюджетное учреждение "Тагилгражданпроект" (далее - Учреждение) создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления города Нижний Тагил в сфере проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и обеспечения безопасности объектов на территории города Нижний Тагил, в том числе объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения населения, объектов благоустройства, объектов образования, культуры, спорта, иных объектов, необходимых для решения вопросов местного значения.
Основные виды деятельности Учреждения:
1) деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования;
2) осуществление архитектурно-строительного проектирования;
3) оформление и согласование проекта комплексного благоустройства территории;
4) обследование построенных, реконструированных объектов капитального строительства и линейных объектов.
Дополнительные виды деятельности Учреждения:
1) авторский надзор за строительством архитектурного объекта;
2) координация разработка всех разделов проектной документации для строительства и реконструкции;
3) организацию профессиональной деятельности архитекторов.
На муниципальное бюджетное учреждение "Тагилгражданпроект" возложено решение задач по обеспечению реализации муниципальной программы "Реализация основных направлений строительного комплекса в городе Нижний Тагил до 2024 года" в соответствие с действующим законодательством.
План мероприятий по выполнению подпрограммы "Выполнение работ и оказание услуг в сфере проектирования" приведен в Приложении N 2 к настоящей Программе.
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств местного бюджета. Реализация подпрограммы осуществляется в соответствие с действующим законодательством. Функции по текущему управлению подпрограммой в части, относящейся к компетенции управления городским хозяйством, включая подготовку предложений к проекту организационно-финансового плана реализации подпрограммы, согласование с отобранными исполнителями условий и сроков выполнения конкретных проектов в рамках системы программных мероприятий, формирование аналитической и статистической отчетности по установленным формам, осуществляются временной рабочей группой.
Исполнителями мероприятий программы являются Управление городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил и подведомственные ему муниципальные учреждения: Муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика городского хозяйства" и муниципальное бюджетное учреждение "Тагилгражданпроект".
Раздел 2. Цели, задачи и планируемые показатели реализации Подпрограммы N 1 "Выполнение работ и оказание услуг в сфере проектирования"
Цели, задачи и целевые показатели реализации Подпрограммы N 1 "Выполнение работ и оказание услуг в сфере проектирования" приведены в Приложении N 1 к Программе.
Раздел 3. План мероприятий по выполнению Подпрограммы N 1 "Выполнение работ и оказание услуг в сфере проектирования"
План мероприятий по выполнению Подпрограммы N 1 "Выполнение работ и оказание услуг в сфере проектирования" приведен в Приложении N 2 к Программе.
Механизм реализации Подпрограммы N 1
Исполнителем и координатором Подпрограммы N 1 является Управление городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил и осуществляет следующие задачи:
- контроль сроков выполнения мероприятий Подпрограммы N 1;
- координацию деятельности исполнителей Подпрограммы N 1;
- контроль целевого расходования бюджетных средств и эффективности их использования.
Подпрограмма N 2 "Строительство, реконструкция, капитальные ремонты, ремонты инфраструктуры учреждений образования и загородных оздоровительных лагерей"
Паспорт Подпрограммы N 2
Раздел 1. Характеристика и анализ текущего состояния в сфере строительства, реконструкции, капитальных ремонтов и ремонтов объектов образования и загородных оздоровительных лагерей
Подпрограмма "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт объектов образования и загородных оздоровительных лагерей" ориентирована на обеспечение условий получения качественного образования, отвечающего требованиям современной инновационной экономики, внедрение эффективных экономических механизмов в сфере образования, формирование социально адаптированной, конкурентоспособной личности, создание условий для ее самореализации.
Реализация Программы позволит создать реальные условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий, создать базу для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии территории муниципального образования, связанных с внедрением нового федерального государственного стандарта в области образования и реализацией национального приоритетного проекта "Образование", обеспечить стабильное функционирование учреждений образования.
Анализ состояния системы общего образования относительно требований социально-экономического развития города позволяет выделить следующие проблемы, для решения которых целесообразно применение программно-целевого метода:
1) несоответствие ресурсного обеспечения общеобразовательных учреждений требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами;
2) усиление несоответствия материальной инфраструктуры образования современным требованиям.
Обеспечение подрастающего поколения полноценным сбалансированным школьным питанием, отвечающим физиологическим потребностям, возрастным особенностям и современным требованиям качества и безопасности пищевых продуктов - одно из важнейших направлений деятельности в системе общего образования.
В целях обеспечения условий для организации питания учащихся в период с 2011 по 2013 годы проведены ремонты помещений школьных столовых, 4 столовых вынесены из подвальных и цокольных помещений на первые этажи зданий. Необходимо провести реконструкцию еще в 4 общеобразовательных учреждениях.
Обеспечение стабильного функционирования муниципальных образовательных учреждений, создание безопасных условий для осуществления образовательного процесса невозможно без увеличения объема финансовых средств, направленных на проведение реконструкции зданий, строительства новых зданий.
Темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции.
Резко ухудшилось состояние инженерных коммуникаций, кровель, фасадов и других конструктивных элементов зданий, средний процент износа в целом по системе составляет 60%. Анализ состояния показывает, что 77 зданий образовательных учреждений 40-60 годов постройки прошлого века. В связи с этим остро стоит проблема улучшения материально-технического состояния зданий и также обеспечение безопасности образовательного процесса, увеличение в разы финансирования на реконструкцию и строительство зданий общеобразовательных учреждений. Реализация программных мероприятий по строительству и реконструкции зданий образовательных учреждений, подведомственных управлению образования, позволит обеспечить стабильное функционирование муниципальных образовательных учреждений города, создать безопасные условия для осуществления образовательного процесса.
Основными причинами необходимости проведения реконструкции зданий и пищеблоков образовательных учреждений являются:
1) увеличение доли фонда, требующего ремонтных работ. Проверка образовательных учреждений города показала необходимость капитальных ремонтов или замену: кровельных покрытий, чердачных и междуэтажных перекрытий, отопительных систем, канализации, водопроводных сетей, электропроводки; оконных блоков и дверных проемов, фасадов, межпанельных швов, цоколя, отмостки, несоответствие помещений новым нормативным требованиям;
2) неудовлетворительное состояние инженерных коммуникаций, кровель, фасадов и других конструктивных элементов зданий (средний процент износа в целом по системе составляет 60%);
3) приведение зданий и помещений в соответствие с нормами СанПиН, требованиям пожарной безопасности и СНиП.
Наличие и качество спортивных сооружений являются наиболее значимым показателем развития физкультурно-спортивной отрасли и необходимым условием увеличения численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, а также эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для сборных команд Свердловской области и Российской Федерации.
Несоответствие уровня инфраструктуры современным задачам развития физической культуры и спорта в Нижнем Тагиле способно ослабить конкурентоспособность тагильских спортсменов на российских и международных соревнованиях.
По многим видам спорта в нашем городе отсутствуют современные, технически оснащенные спортивные базы, без которых невозможно осуществлять подготовку к выступлениям на крупнейших российских и международных соревнованиях. Существующая материально-техническая база в настоящее время не отвечает в полной мере задачам обеспечения физкультурно-спортивной отрасли, не может удовлетворять потребности растущего спроса различных категорий населения в занятиях физической культурой и спортом.
Строительство (реконструкция) спортивных объектов, включая физкультурно-оздоровительные комплексы, лыжные базы, футбольные поля (стадионы), горнолыжные трассы, позволит создать необходимые условия для привлечения к занятиям физической культурой и спортом различных слоев населения, включая лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, а также проведения в Нижнем Тагиле крупномасштабных соревнований. В этой связи одной из основополагающих задач является создание максимально благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом среди различных возрастных групп и категорий граждан, строительство и реконструкция спортивных сооружений, отвечающих современным требованиям к развитию видов спорта.
Для сохранения положительной динамики и устойчивого развития физической культуры и спорта в ближайшие годы также необходимо развивать в нашем городе инфраструктуру сферы физической культуры и спорта и увеличить темпы строительства и реконструкции объектов спорта с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Раздел 2. Цели, задачи и планируемые показатели реализации Подпрограммы N 2 "Строительство, реконструкция, капитальные ремонты, ремонты инфраструктуры учреждений образования и загородных оздоровительных лагерей"
Цели, задачи и целевые показатели реализации Подпрограммы N 2 "Строительство, реконструкция, капитальные ремонты, ремонты инфраструктуры учреждений образования и загородных оздоровительных лагерей" приведены в Приложении N 1 к Программе.
Раздел 3. План мероприятий по выполнению Подпрограммы N 2 "Строительство, реконструкция, капитальные ремонты, ремонты инфраструктуры учреждений образования и загородных оздоровительных лагерей"
План мероприятий по выполнению Подпрограммы N 2 "Строительство, реконструкция, капитальные ремонты, ремонты объектов инфраструктуры учреждений и загородных оздоровительных лагерей" приведен в Приложении N 2 к Программе.
Подпрограмма N 3 "Строительство, реконструкция, капитальные ремонты, ремонты объектов культуры, физкультуры и прочих городских объектов"
Паспорт Подпрограммы N 3
Раздел 1. Характеристика и анализ текущего состояния в сфере строительства, реконструкции, капитальных ремонтов и ремонтов объектов культуры, физкультуры и прочих городских объектов
Подпрограмма "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт объектов культуры, физкультуры и прочих городских объектов" ориентирована на обеспечение условий получения качественного образования, отвечающего требованиям современной инновационной экономики, внедрение эффективных экономических механизмов в сфере образования, формирование социально адаптированной, конкурентоспособной личности, создание условий для ее самореализации.
Обеспечение стабильного функционирования муниципальных учреждений, создание безопасных условий для осуществления образовательного процесса невозможно без увеличения объема финансовых средств, направленных на проведение реконструкции зданий, строительства новых зданий.
Темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции.
Резко ухудшилось состояние инженерных коммуникаций, кровель, фасадов и других конструктивных элементов зданий. В связи с этим остро стоит проблема улучшения материально-технического состояния зданий и также обеспечение безопасности образовательного процесса, увеличение в разы финансирования на реконструкцию и строительство зданий муниципальных учреждений. Реализация программных мероприятий по строительству и реконструкции зданий муниципальных учреждений позволит обеспечить стабильное функционирование муниципальных образовательных учреждений города, создать безопасные условия для осуществления образовательного процесса.
Наличие и качество спортивных сооружений являются наиболее значимым показателем развития физкультурно-спортивной отрасли и необходимым условием увеличения численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, а также эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для сборных команд Свердловской области и Российской Федерации.
Несоответствие уровня инфраструктуры современным задачам развития физической культуры и спорта в Нижнем Тагиле способно ослабить конкурентоспособность тагильских спортсменов на российских и международных соревнованиях.
По многим видам спорта в нашем городе отсутствуют современные, технически оснащенные спортивные базы, без которых невозможно осуществлять подготовку к выступлениям на крупнейших российских и международных соревнованиях. Существующая материально-техническая база в настоящее время не отвечает в полной мере задачам обеспечения физкультурно-спортивной отрасли, не может удовлетворять потребности растущего спроса различных категорий населения в занятиях физической культурой и спортом.
Строительство (реконструкция) спортивных объектов, включая физкультурно-оздоровительные комплексы, лыжные базы, футбольные поля (стадионы), горнолыжные трассы, позволит создать необходимые условия для привлечения к занятиям физической культурой и спортом различных слоев населения, включая лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, а также проведения в Нижнем Тагиле крупномасштабных соревнований. В этой связи одной из основополагающих задач является создание максимально благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом среди различных возрастных групп и категорий граждан, строительство и реконструкция спортивных сооружений, отвечающих современным требованиям к развитию видов спорта.
Для сохранения положительной динамики и устойчивого развития физической культуры и спорта в ближайшие годы также необходимо развивать в нашем городе инфраструктуру сферы физической культуры и спорта и увеличить темпы строительства и реконструкции объектов спорта с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Раздел 2. Цели, задачи и планируемые показатели реализации Подпрограммы N 3 "Строительство, реконструкция, капитальные ремонты, ремонты объектов культуры, физкультуры и прочих городских объектов"
Цели, задачи и целевые показатели реализации Подпрограммы 3 "Строительство, реконструкция, капитальные ремонты, ремонты объектов культуры, физкультуры и прочих городских объектов" приведены в Приложении N 1 к Программе.
Раздел 3. План мероприятий по выполнению Подпрограммы N 3 "Строительство, реконструкция, капитальные ремонты, ремонты объектов культуры, физкультуры и прочих городских объектов"
План мероприятий по выполнению Подпрограммы N 3 "Строительство, реконструкция, капитальные ремонты, ремонты объектов культуры, физкультуры и прочих городских объектов" приведен в Приложении N 2 к Программе.
Подпрограмма N 4 "Строительство, реконструкция и ремонт жилого и нежилого фонда"
Паспорт Подпрограммы N 4
Раздел 1. Характеристика и анализ текущего состояния в сфере строительства, реконструкции и ремонта жилого и нежилого фонда
До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда.
В связи с передачей жилищного фонда в муниципальную собственность, содержание жилищного фонда социального использования, обеспечение условий для жилищного строительства, обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством стали одними из основных функций органов местного самоуправления.
Дефицит бюджетных средств, выделяемых на содержание и ремонт жилищного фонда, приводит к его старению.
Большинство граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик города, сдерживает развитие городской инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность города.
Учитывая социальную значимость проблемы по обеспечению благоустроенным жильем граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, исходя из размеров аварийного жилищного фонда на территории города и стоимости затрат на переселение граждан, самым эффективным методом ее решения является программно-целевой, обеспечивающий увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также эффективное управление направленными на финансирование мероприятий бюджетными средствами.
Согласно статистическим данным по состоянию на 1 января 2018 года общая площадь жилищного фонда в городе Нижний Тагил составляет 8313,8 тыс. кв. м (3583 многоквартирных дома), в том числе признанного в установленном порядке аварийного и подлежащего сносу 37,4 тыс. кв. м (110 многоквартирных домов), что составляет 0,5 процента от общей площади жилья.
В аварийном жилищном фонде города проживает 642 семьи (1674 человек). Наибольшую долю аварийного жилищного фонда составляют малоэтажные дома (до 2 этажей). С каждым годом количество жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными увеличивается.
В связи старением жилого фонда, количество домов признанных аварийными не уменьшается.
Раздел 2. Цели, задачи и планируемые показатели реализации Подпрограммы N 4 "Строительство, реконструкция и ремонт жилого и нежилого фонда"
Цели, задачи и целевые показатели реализации Подпрограммы N 4 "Строительство, реконструкция и ремонт жилого и нежилого фонда" приведены в Приложении N 1 к Программе.
Раздел 3. План мероприятий по выполнению Подпрограммы N 4 "Строительство, реконструкция и ремонт жилого и нежилого фонда"
План мероприятий по выполнению Подпрограммы N 4 "Строительство, реконструкция и ремонт жилого и нежилого фонда" приведен в Приложении N 2 к Программе.
Подпрограмма N 5 "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт объектов коммунальной инфраструктуры"
Паспорт Подпрограммы N 5
Раздел 1. Характеристика и анализ текущего состояния в сфере строительства, реконструкции, капитальных ремонтов и ремонтов объектов коммунальной инфраструктуры
Главным условием комфортного проживания населения города является устойчивая работа инженерной инфраструктуры.
Источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения города Нижний Тагил являются два водохранилища: Верхне-Выйское, находящееся в 6 км от города Нижний Тагил, и Черноисточинское, расположенное в черте поселка Черноисточинск Пригородного района (20 км от города).
Протяженность водопроводных сетей, находящихся в казне города 602,7 км, количество насосных станций - 36 (включая насосные станции гидроузлов).
Водопроводные сети выполнены:
- 25% - из стальных труб;
- 72% - из чугунных труб;
- 3% - из железобетонных и пластмассовых труб.
В городе существует трехзонная система водоснабжения:
I зона - включает районы Выи, Красного Камня, Центр города, Кушву и Гальяно-Горбуновский массив.
II зона - включает Тагилстрой и Рудник им. III Интернационала.
III зона - включает Дзержинский район.
С Черноисточинского гидроузла вода подается на Гальяно-Горбуновский массив и в Дзержинский район после прохождения через очистные сооружения, включающие микрофильтры, смеситель, блок фильтров и отстойников, реагентное хозяйство, хлораторную. Подача воды с гидроузлов осуществляется распределительными сетями через насосные станции второго подъема с резервуарами и повысительные насосные станции.
Проектная производительность Черноисточинского гидроузла составляет 140 тыс. м3/сут. Фактическая производительность - 106 тыс. м3/сут.
Для обеспечения качества очистки питьевой воды, подаваемой в централизованную систему холодного водоснабжения с Верхне-Выйского и Черноисточинского водохранилищ в соответствии с санитарными нормами и правилами необходимо строительство станции подготовки питьевой воды "Западная" мощностью 70 000 м3/сут и "Южная" мощностью 60 000 м3/сут и строительство магистральных водоводов "Западной" и "Южной" станций подготовки питьевой воды для обеспечения стабильности работы зон водоснабжения, охватываемых вышеназванными станциями подготовки питьевой воды и подключения их к существующей централизованной системе холодного водоснабжения города Нижний Тагил.
В целях снижения негативного воздействия на окружающую среду путем прекращения сброса недостаточно очищенных сточных вод с Западной системы очистных сооружений в реку Тагил необходимо выполнить строительство новых очистных сооружений канализации мощностью 110,0 тыс. м3/сут с использованием технологии, предусматривающей в своем составе сооружения механической очистки, биореактор с мембранной ультрафильтрацией и строительством сооружений подготовки осадков для утилизации
На сегодняшний день остро встала проблема водоснабжения жителей частного сектора.
Водопроводные сети по улицам прокладывались по принципу "самостроя".
Построенные сети никому не передавались в эксплуатацию и не сдавались под съемку и поэтому отсутствуют на дежурном генплане города.
Несмотря на принимаемые меры, большинство водопроводных сетей находятся в аварийном состоянии и требуют полной замены. Аварийность на сетях водоснабжения и канализации продолжает оставаться высокой.
В основной части частного сектора города Нижний Тагил отсутствуют водопроводные и канализационные сети. Для решения вопроса питьевого водоснабжения этих районов необходимо строительство водопроводных сетей.
В настоящее время сети водопровода в районах Голый Камень и Черемшанка тупиковые, что приводит к нестабильному водоснабжению при изменениях напора в сети. Кольцевание сетей решит проблему водоснабжения данных районов.
Принятые в муниципальную собственность: электросетевое хозяйство, системы теплоснабжения с теплоисточниками имели средний износ фондов от 70% до 90%, в некоторых случаях оборудование и сети были изношены полностью. Дефицит тепловых мощностей составлял 165 Гкал/час, это больше, чем необходимо для Выйской части города (148,5 Гкал/час).
Решение данных проблем обеспечивалось за счет реализации муниципальных целевых программ по теплоснабжению.
За время действия программ существовавший дефицит тепловых мощностей был практически ликвидирован. В результате реконструкции теплоснабжающих объектов улучшено теплоснабжение Техпоселка, Выйской и центральной частей города, Сухоложского поселка, квартала 1-3 (Железнодорожный район).
В то же время остается часть проблемных районов:
N п/п |
Наименование района потребления теплоты |
Расчетный расход теплоты (Гкал) |
Производительность теплоисточников (Гкал) |
Дефицит на 2000 год (Гкал) |
Прирост мощностей за 2001 - 2007 (Гкал) |
Оставшийся дефицит (Гкал) |
1 |
Центральная часть города |
213,6, в том числе по жилому району 207,2 |
167,4 |
46,2 |
40 |
6,2 |
2 |
Выйский жилой район |
148,5 |
127,2 |
22-25 |
24 |
0 |
3 |
Тагилстроевский район (Техпоселок) |
143,2, в том числе по жилому району 116,6 |
108 |
35,2 |
20 |
15,2 |
4 |
Жилой район "Красный Камень" |
85 |
72 |
13 |
13 |
0 |
5 |
Рудник имени III Интернационала |
14,63 |
26,68 |
- |
0 |
0 |
6 |
Гальяно-Горбуновский массив (потребители от котельной ГГМ) |
195,37 |
400 |
- |
0 |
0 |
7 |
Поселки Сухоложский и Новая Кушва |
24 |
21,3 |
2,7 |
10 |
0 |
8 |
Дзержинский район поселок Северный |
24,3 |
147,4, в том числе на жилой район: 24,3 |
- |
0 |
0 |
9 |
Дзержинский район жилой район УВЗ |
355,16 |
310 |
45,16 |
0 |
45,16 |
10 |
Поселок Евстюниха |
0,94 |
1,08 |
- |
0 |
0 |
11 |
Поселок Нижняя Черемшанка |
1,8 |
1,8 |
- |
0 |
0 |
12 |
Поселок Кирпичный |
5,67 |
4,2 |
1,47 |
0 |
0 |
13 |
Поселок Старатель |
17,2 |
34,4 |
- |
0 |
0 |
14 |
Всего по селитебной зоне города |
1229,37 |
1441,98 |
165,73 |
107 |
66,56 |
Необходимость ликвидации оставшегося дефицита тепловых мощностей и создание резерва, обуславливают необходимость дальнейшего развития и модернизации объектов коммунального теплоснабжения.
Большая работа проделана и по ремонту теплосетей. За период 2014 - 2017 годы отремонтировано 140 км тепловых сетей.
В то же время износ тепловых сетей продолжает оставаться высоким:
Общая протяженность тепловых сетей в муниципальном образовании (в 2-трубном исчислении), в том числе (по диаметрам трубопроводов), км:
Всего, км |
Ду = 50 - 80 мм и меньше |
Ду свыше 100 мм |
Ду свыше 125 мм |
Ду свыше 150 мм |
Ду свыше 200 мм |
Ду свыше 250 до 300 мм |
Ду свыше 300 до 350 мм |
Ду свыше 350 до 400 мм |
Ду свыше 400 мм |
Ду свыше 500 до 600 мм |
Ду свыше 600 до 700 мм |
Ду свыше 700 до 800 мм |
Ду свыше 800 до 1000 мм |
Ду свыше 1000 мм |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
451,3 |
89,64 |
77,78 |
33,72 |
80,52 |
52,92 |
32,00 |
16,02 |
14,71 |
28,04 |
9,79 |
10,00 |
5,40 |
0,80 |
0,00 |
Износ тепловых сетей
Протяженность теплосетей, км) |
Протяженность в 2-х трубном исчислении, км |
Способ прокладки, км |
Тип изоляции |
Ветхие сети, км |
Срок эксплуатации тепловых сетей, лет |
Физический износ тепловых сетей со сроком эксплуатации, % |
||||||
Магистральные сети |
Распределительные сети |
подземная |
воздушная |
до 15 |
до 20 |
свыше |
до 15 |
до 20 |
свыше |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
451,365 |
95,3 |
356,1 |
302,8 |
148,6 |
Минвата, пенополиуретан, армафлекс |
98,2 |
191,5 |
105,7 |
155,1 |
32 |
60 |
82 |
В области электроэнергетики, в предыдущем периоде, основной задачей было обеспечение надежности электроснабжения города, сохранение инфраструктуры, безболезненное реформирование электроэнергетики. С самого начала был взят курс на концентрацию коммунальных энергообъектов в муниципальной собственности и создание на этой базе крупных специализированных предприятий.
С момента ввода в эксплуатацию магистральных кабельных линий 6-10 кВ, снабжающих электроэнергией город Нижний Тагил, мероприятий по масштабной модернизации и реконструкции не проводилось. Основной объем данных кабельных линий был введен в строй в 1950 - 1980 годах. Нормативный срок эксплуатации кабельной продукции составляет 30 лет. Кроме того, при выполнении ремонтов аварийно вышедших из строя кабельных линий, устанавливаются соединительные (ремонтные муфты), предельное количество которых оговорено также нормативно-технической документацией.
За последние годы проведена реконструкция электросетей микрорайона Лебяжка, поселка Евстюниха, микрорайона Голый Камень. Продолжается реконструкция электросетей 9 поселка. Продолжаются работы по ремонту электросетей в жилом районе Уралвагонзавод
Сводные данные по существующим магистральным кабельным линиям 6-10 КВ
N п/п |
Административный район МО город Нижний Тагил |
Всего магистральных КЛ 6-10 кВ, штук (км трассы) |
Подлежит реконструкции магистральных КЛ 6-10 кВ, штук (км трассы) |
1. |
Ленинский район (ЦРГЭС) |
70 (61,56) |
40 (45,02) |
2. |
Дзержинский район (ДРГЭС) |
42 (60,67) |
26 (40,08) |
3. |
Тагилстроевский район (ТРГЭС) |
37 (18,05) |
48 (15,43) |
|
Итого |
149 (140,28) |
114 (100,53) |
На настоящем этапе, на первый план выходит проблема обеспечения необходимого резервирования мощностей и обеспечения связи между тепловыми районами на случай возможных аварийных ситуаций.
Второй причиной необходимости продолжения работ по реконструкции системы теплоснабжения и электроснабжения города, является необходимость снижения издержек при производстве тепловой энергии и обеспечение возрастающих нагрузок электросистемы города в условиях отсутствия свободных мощностей в сетях и трансформаторных подстанциях. В этих условиях, только за счет развития собственных мощностей по производству электроэнергии, а вследствие этого необходимости увеличения тепловых мощностей, можно решать вопросы не только надежного электроснабжения теплоисточников, но в перспективе и покрытие возрастающих нагрузок в жилом фонде и социальной сфере.
Решение вопросов развития и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, и как следствие, обеспечение условий комфортного проживания жителей города, возможно только при комплексном подходе к данным вопросам, путем сотрудничества администрации муниципального образования "Город Нижний Тагил" с промышленными и коммунальными предприятиями города.
Коммунальное хозяйство города (система тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения) выполняет свои функции, зачастую, с большим напряжением.
Город Нижний Тагил является крупным потребителем энергетических ресурсов.
Потребление городом всех видов энергоресурсов неизменно растет, что ставит перед муниципальными органами самоуправления задачи по восполнению возникающих дефицитов энергоресурсов. Одним из методов решения данных вопросов является снижение издержек при производстве и транспортировке энергоресурсов до потребителя и высокий уровень технического состояния инфраструктуры.
Сама система жилищно-коммунального хозяйства, как отдельная структура, появилась в конце 90-х годов.
Состояние отраслей водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения в том виде, в каком они были приняты в муниципальную собственность от промышленных предприятий, можно было назвать аварийным. Только в результате серьезных усилий удалось выстроить из разрозненных участков, принадлежащих различным предприятиям, единую систему, при этом сами системы коммунальной энергетики города имеют износ от 70% до 100%, сооружения и трубопроводы находятся в плохом техническом состоянии и не отвечают современным нормам, что не позволяет обеспечить высокое качество услуг.
Причина неудовлетворительного технического состояния инженерной инфраструктуры и дорожного хозяйства была заложена в период 90-х годов, когда вся инфраструктура в короткие сроки была передана в муниципальную собственность и перед муниципальными образованиями была поставлена задача сохранить системы жизнеобеспечения города в период финансового кризиса. В муниципальную собственность были переданы электросетевое хозяйство городов, системы теплоснабжения с теплоисточниками, системы холодного водоснабжения и жилой фонд.
Строительство канализационных и водопроводных сетей в городе начато в 40-х годах.
Порядка 60% канализационных сетей построено в 60-80 годы, то есть эксплуатируются от 20 до 40 лет, а 25% (около 125 км) сетей эксплуатируются уже более 40 лет. Сети построены, в основном, из керамических и асбестоцементных труб, срок эксплуатации которых 30 лет. Кроме того, в результате допущенных при строительстве сетей нарушений СНиП, в частности, несоблюдение нормативных уклонов, наблюдается заиливание сетей, что ведет к образованию многочисленных засоров.
При строительстве в 1970 - 1980 годы жилой застройки Гальяно-Горбуновского массива, застройщиками не выполнено требование технических условий - строительство единой водопроводной насосной станции.
В условиях финансового кризиса, решение вопросов модернизации и приведения инфраструктуры в нормативное состояние не могло быть решено в короткие сроки. Одновременно государством был взят курс на регулирование тарифов естественных монополий, в том числе, и коммунальной энергетики. С учетом низкой платежеспособности населения, тарифы на услуги коммунального комплекса формировались на минимальном уровне, не обеспечивающие даже текущего содержания оборудования и сетей, что явилось еще одним негативным фактором, повлиявшем на текущее состояние инфраструктуры.
Для решения проблем за достаточно короткий срок, в городе была создана разветвленная система предприятий жилищно-коммунального хозяйства, чьей основной задачей является эксплуатация и ремонт жилого фонда и инженерной инфраструктуры.
Недостаточность доходной части бюджета, по причине существующих межбюджетных отношений и методик формирования бюджетов муниципальных образований и отсутствие инвестиций в необходимых объемах, тормозят развитие инженерной инфраструктуры в городе и препятствуют своевременному ремонту и реконструкции.
Планируемые к освоению новые площадки под жилые дома потребуют дополнительной нагрузки на инженерную инфраструктуру города. Прогнозируется увеличение числа пользователей услугами за счет нового строительства.
Динамика роста внутренних цен на энергоносители создает экономические условия для интенсификации работы по энергосбережению. Цены на газ должны будут обеспечивать достижение равной доходности от продажи газа на внутреннем рынке и его экспорта с последующей либерализацией и ценовым дерегулированием внутреннего рынка газа.
Одновременно с 1 января 2011 года вся электроэнергия (100 процентов) реализуется по нерегулируемым государством ценам. В условиях обозначенных темпов роста цен на газ, электроэнергию и другие виды топлива стоимость тепловой энергии, производимой энергоснабжающими организациями, в период растет с темпами от 15 до 35 процентов в год. Близкие значения дает прогноз темпов роста стоимости услуг по водоснабжению и водоотведению.
В результате до 2024 года стоимость основных для города Нижний Тагил топливно-энергетических и коммунальных ресурсов будет стремительно расти темпами, в 2-3 раза превышающими инфляцию. Такое увеличение стоимости энергоносителей в условиях стабилизирующейся экономики является беспрецедентным.
Затраты организаций муниципальной бюджетной сферы на оплату основных топливно-энергетических и коммунальных ресурсов к 2024 году вырастут по сравнению с 2018 годом в 1,5-2 раза.
В этих условиях одной из основных угроз социально-экономическому развитию города становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики муниципального образования, эффективности муниципального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития.
С учетом указанных обстоятельств, проблема заключается в том, что при существующем уровне энергоемкости экономики и социальной сферы муниципального образования предстоящие изменения стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведут к следующим негативным последствиям:
- росту затрат предприятий, расположенных на территории муниципального образования, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
- росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры и т.п., и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
Высокая энергоемкость предприятий в этих условиях может стать причиной снижения темпов роста экономики муниципального образования и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергии и ресурсов других видов на территории муниципального образования и прежде всего в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях.
Структура потребителей основных видов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на территории города Нижний Тагил выглядит следующим образом:
Направления потребления |
Доля в суммарном объеме потребления, в процентах |
Всего в топливном эквиваленте электрической энергии и тепла |
||
электрической энергии |
тепла |
газа |
||
Промышленность |
67,83 |
58,09 |
59,98 |
61,97 |
Топливно-энергетический комплекс |
14,18 |
0,95 |
38,90 |
18,01 |
Население и жилищно-коммунальная сфера |
13,62 |
36,39 |
1,12 |
17,04 |
Социальная сфера |
2,15 |
2,23 |
0,00 |
1,46 |
Прочие |
2,22 |
2,34 |
0,00 |
1,52 |
Всего |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Промышленность |
67,83 |
58,09 |
59,98 |
61,97 |
Топливно-энергетический комплекс |
14,18 |
0,95 |
38,90 |
18,01 |
Население и жилищно-коммунальная сфера |
13,62 |
36,39 |
1,12 |
17,04 |
Социальная сфера |
2,15 |
2,23 |
0,00 |
1,46 |
Прочие |
2,22 |
2,34 |
0,00 |
1,52 |
Всего |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
При сохранении существующего положения показатели эффективности использования энергии и других видов ресурсов в экономике, социальной сфере и в домохозяйствах на территории муниципального образования будут значительно отставать от сопоставимых показателей развитых стран, следовательно, затраты на оплату энергии в несколько раз превысят аналогичные затраты в экономике развитых стран и регионов.
Основным инструментом управления энергосбережением в соответствии с Законом Российской Федерации от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом Свердловской области от 25 декабря 2009 года N 117-ОЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области" является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение муниципальных целевых программ энергосбережения, а также иных целевых программ.
Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1. Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма.
2. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.
Повышение эффективности использования энергии и других видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей ресурсов, выработки общей технической политики, согласования договорных условий, сохранения баланса и устойчивости работы технических систем и т.п. Интересы участников рыночных отношений при этом не совпадают, а часто прямо противоположны, что требует участия в процессе третьей стороны в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющих полномочия в сфере регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг.
В силу преимущественно монопольного характера рынка энергии и других коммунальных ресурсов без участия органов государственной власти и органов местного самоуправления баланс в отношениях поставщиков и потребителей ресурсов будет смещен в пользу поставщиков.
Отдельной проблемой является снижение издержек на получение информации, сравнение эффективности различных энергосберегающих мероприятий и выбор из них наиболее оптимальных для применения.
3. Недостатком средств местного бюджета для финансирования всего комплекса мероприятий по энергосбережению и необходимостью координации действий и ресурсов органов местного самоуправления с мероприятиями областной программы повышения энергоэффективности экономики Свердловской области.
4. Необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на федеральном, региональном и местном уровне.
Реализация подпрограммы по энергосбережению должна быть направлена на реализацию основных направлений:
- снижение удельной энергоемкости выпускаемой продукции на промышленных предприятиях за счет внедрения энергоэффективного оборудования и технологий;
- внедрение учета и регулирования на всех стадиях производства и потребления энергоресурсов;
- продолжение работ по уменьшению теплопотерь при транспортировке энергоресурсов: производство и применение современных теплоизоляционных материалов на магистральных, внутриквартальных и внутриобъектных трубопроводах;
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры.
Раздел 2. Цели, задачи и планируемые показатели реализации Подпрограммы N 5 "Строительство, реконструкция и ремонт объектов коммунальной инфраструктуры"
Цели, задачи и целевые показатели реализации Подпрограммы N 5 "Строительство, реконструкция и ремонт объектов коммунальной инфраструктуры" приведены в Приложении N 1 к Программе.
Раздел 3. План мероприятий по выполнению Подпрограммы N 5 "Строительство, реконструкция и ремонт объектов коммунальной инфраструктуры"
План мероприятий по выполнению Подпрограммы N 5 "Строительство, реконструкция и ремонт объектов коммунальной инфраструктуры" приведен в Приложении N 2 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.