Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика и анализ текущего состояния системы социальной поддержки жителей города Нижний Тагил
Муниципальная программа "Социальная поддержка жителей города Нижний Тагил на 2019 - 2030 годы" разработана в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, задачами, поставленными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", основными направлениями стратегии социально-экономического развития города до 2030 года.
Данная программа является частью социальной политики, которая обеспечивает социальную поддержку людей, находящихся в наиболее трудной жизненной ситуации, определяет меры, направленные на частичное поднятие благосостояния граждан из слабо защищенных слоев населения.
Администрация города Нижний Тагил организует работу по предоставлению дополнительных (к государственным) муниципальных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан:
1) в денежной форме - в виде ежемесячных денежных выплат, единовременных выплат;
2) в форме услуг - путем организации отдыха и оздоровления граждан, в том числе детей в МБУ Оздоровительный Центр (санаторий-профилакторий) "Сосновый бор"; организации деятельности по начислению платы за пользование муниципальными жилыми помещениями по договорам найма и социального найма, организации социально-значимых мероприятий, в том числе по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни.
Кроме того, осуществляет реализацию переданного государственного полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим льготы по федеральному и областному законодательству и предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры, направленные на повышение качества жизни населения, носят адресный и дифференцированный характер.
Дифференциация подходов к предоставлению мер социальной поддержки, учитывающая особенности категорий получателей в том числе:
1) с учетом особых заслуг перед обществом (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны труда, граждане, награжденные иными знаками отличия, почетными званиями);
2) в случае возникновения трудной жизненной ситуации - инвалидность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства и определенных занятий и другие причины;
3) в связи с необходимостью решения приоритетных общегосударственных задач - стимулирование рождаемости, снижение смертности населения, в том числе в трудоспособном возрасте;
4) адресный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам (семьям), независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности, предоставляются с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества).
Местное самоуправление предназначено для решения социальных проблем населения, решения вопросов местного значения, таких как охрана здоровья, реабилитация и защита малоимущих. В противном случае местными социальными вопросами придется заниматься органам государственной власти, что не всегда будет эффективно.
На территории города необходимо создавать социально-экономические условия для поддержки наиболее уязвимых слоев населения, содействовать социальной адаптации и творческой реализации пожилых людей, людей с ограниченными возможностями здоровья.
Показатели демографической ситуации являются одним из основных индикаторов социально-экономического развития территории.
Сохраняется тенденция снижения численности постоянного населения города Нижний Тагил.
Численность постоянного населения города Нижний Тагил по состоянию на 1 января 2018 года составила 356 844 человек, что на 2 606 человек меньше показателя за 2016 год. (2015 год - 360 086 человек, 2016 год - 359 450 человек).
Рождаемость выступает важнейшей составной частью воспроизводства населения, вместе с тем отмечается, что количество родившихся в течение последних трех лет снижается (2017 год - 3 861 человек, 2016 год - 4290 человек, 2015 год - 4490 человек).
По данным Министерства здравоохранения Свердловской области рождаемость на 1000 населения составила: 2017 год - 7,24; 2016 год - 11,80; 2015 год - 12,71.
Растет число многодетных (2017 год - 3 114 человек; 2016 год - 2 842 человек), вместе с тем, семьи становятся малочисленные. Происходит ориентация супругов на рождение только одного ребенка.
Обострение демографической ситуации обусловлено также естественной убылью населения - превышение показателя смертности (в 2017 году - 5 004 человек, 2016 год - 5 373 человек, 2015 год - 5471 человек) над показателем рождаемости.
Инвалидность является важнейшим показателем здоровья населения, определяется условиями жизни, труда, быта, организацией и качеством медицинской помощи, другими факторами.
На территории города Нижний Тагил стабилизировалось количество граждан с инвалидностью.
По данным отчета Министерства здравоохранения продолжительность жизни по итогам 2017 года в России выросла до 72,7 года, а смертность в стране снизилась.
Средняя продолжительность жизни на территории Свердловской области - 69 лет (у мужчин - 61,7, у женщин - 74,3).
Повышение ожидаемой продолжительности жизни в городе Нижний Тагил в совокупности с низким уровнем рождаемости привело к тому, что возрастная структура населения города претерпела значительные изменения: удельный вес людей старше трудоспособного возраста продолжает расти (2015 год - 91 496 человек, 2016 - 92 810 человек, 2017 - 94 221 человек). Увеличение социально-демографической группы пожилых людей ведет к тому, что она приобретает все большее значение для социально-экономического развития города.
Граждане пожилого возраста - один из самых уязвимых слоев населения и нуждаются в дополнительной поддержке.
Повышение уровня и качества жизни пожилых людей, являясь важным условием сохранения достойного образа жизни в пожилом возрасте, предусматривает реализацию мероприятий, в ходе которых должны поддерживаться физическое и духовное здоровье, достигаться удовлетворенность условиями жизни, обеспеченность необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами, устанавливаться гармоничные отношения пожилых людей с социальным окружением.
Пожилые люди принимают активное участие в жизни города, в связи с этим Администрацией города организуются городские мероприятия, экскурсии, информационные встречи, ведется кружковая работа. Участие тагильчан старшего поколения в решении социально значимых проблем города позволяет сохранить их активную жизненную позицию, повысить значение вклада ветеранов в развитие традиций преемственности поколений, максимально продлить активную жизнь.
Первостепенную роль в развитии социальной поддержки таких граждан занимает защита их прав и интересов, повышение социальной активности через функционирование объединений пожилых людей.
Развитие общества, опирающегося на социальный опыт успешной семьи, пропагандирующего и сохраняющего семейные ценности и традиции, может быть чрезвычайно эффективным фактором решения многих социальных проблем, в том числе и проблем семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В нынешней экономической ситуации семьи не могут сами справиться с множеством проблем, которые появились в результате стремительного изменения общества. Финансовый кризис и экономическая нестабильность, неуверенность в будущем, существенные изменения ценностей, новые возможности и вызовы - в результате этого значительно уменьшились способности семьи приспосабливаться к новым обстоятельствам.
Особое внимание требуется и к семьям, в которых воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
С появлением в семье ребенка-инвалида возникает необходимость обеспечения платного ухода, медицинских консультаций, приобретения лекарств, дополнительного питания, реабилитационных средств. В этих семьях матери чаще не имеют возможности работать, а душевой доход состоит только из пенсии ребенка. Анализ ситуации показал, что среди семей с детьми-инвалидами самый большой процент составляют неполные материнские семьи.
В последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Этому способствовало расширение законодательной базы на региональном уровне. Усилия муниципальной власти должны быть направлены на создание условий для социальной адаптации и интеграции в общество инвалидов, в том числе и детей.
Современное социально-экономическое положение характеризуется преобладанием позитивных процессов в социальной и экономической сферах. При этом сохранились такие проблемы, как:
1) низкий уровень материального обеспечения отдельных категорий населения;
2) низкий уровень качества жизни и активности населения;
3) отсутствие равных возможностей во всех сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
4) низкий уровень обеспеченности медицинскими кадрами государственных учреждений здравоохранения, расположенных на территории города Нижний Тагил.
Цель данной муниципальной программы - повышение уровня и качества жизни жителей города.
Качество жизни и благосостояние - это основные составляющие, условия жизни населения, информированность населения, социальная безопасность, качество окружающей среды и природно-климатические условия, которые составляют среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения.
Анализ сложившейся проблемной ситуации и тенденций социально-экономического развития позволяет сформировать следующие задачи:
1) предоставление дополнительных (к государственным) муниципальных мер поддержки отдельным категориям граждан;
2) обеспечение выполнения переданных государственных полномочий Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
3) создание условий, способствующих привлечению жителей города к участию в социально значимых мероприятиях, в том числе направленных на охрану здоровья граждан;
4) оздоровление граждан пенсионного возраста, в том числе детей, в муниципальном бюджетном учреждении Оздоровительный Центр санаторий-профилакторий "Сосновый бор";
5) управление реализацией муниципальной программы, включая реализацию мер, направленных на выполнение подведомственными учреждениями функций по обеспечению реализации программ.
Последовательная реализация Программы позволит направить социальные меры поддержки на создание равных условий для всех членов общества, повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.