В соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области от 03.08.2017 N 629-РП "Об утверждении Перечня концепций отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области, планируемых к разработке в 2017 году" и постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2015 N 1083-ПП "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области", а также во исполнение пункта 4 раздела III Протокола оперативного совещания Свердловской области от 22.03.2018 N 7-ОП приказываю:
1. Утвердить Концепцию обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Свердловской области на период до 2035 года (далее - Концепция) (прилагается).
2. Принять Концепцию за основу для разработки отраслевой стратегии обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Свердловской области на период до 2035 года.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя Министра общественной безопасности Свердловской области А.В. Клешнина.
4. Начальнику отдела организационной и правовой работы Министерства общественной безопасности Свердловской области Д.М. Дайнову в течение 7 календарных дней со дня принятия настоящего Приказа обеспечить размещение настоящего Приказа на официальном сайте Министерства общественной безопасности Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Министр общественной безопасности Свердловской области |
А.Н. Кудрявцев |
Утверждена
приказом Министерства
общественной безопасности
Свердловской области
от 5 сентября 2018 г. N 231
"Об утверждении
Концепции обеспечения безопасности
жизнедеятельности населения
Свердловской области
на период до 2035 года"
Концепция
обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Свердловской области на период до 2035 года
Концепция обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Свердловской области на период до 2035 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Концепцией общественной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 20 ноября 2013 года, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683, Основами государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 1 января 2018 года N 2, Основами государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 года N 12, Концепцией общественной безопасности Свердловской области, утвержденной Губернатором Свердловской области 1 июня 2015 года, Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы".
Раздел I. Основания Концепции
1.1. Основания для разработки:
Конституция Российской Федерации;
Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций";
федеральные законы:
от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";
от 26 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 6 октября 1999 года"
от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";
от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности";
от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране";
от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка";
от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";
указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-р;
Устав Свердловской области;
законы Свердловской области:
от 27 декабря 2004 года N 221-ОЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области";
от 15 июля 2005 года N 82-ОЗ "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области";
от 12 июля 2011 года N 71-ОЗ "О добровольной пожарной охране на территории Свердловской области"
от 15 июня 2015 года N 49-ОЗ "О регулировании отдельных отношений, связанных с участием граждан в охране общественного порядка на территории Свердловской области";
от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы";
указы и поручения Губернатора Свердловской области, постановления и распоряжения Правительства Свердловской области:
перечень поручений Губернатора Свердловской области от 05.06.2017 N 13-ЕА пп;
постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2015 N 1083-ПП "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области";
распоряжение Правительства Свердловской области от 03.08.2017 N 629-РП "Об утверждении Перечня концепций отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области, планируемых к разработке в 2017 году".
1.2. Разработчик Концепции
Министерство общественной безопасности Свердловской области.
1.3. Ответственный исполнитель
Министерство общественной безопасности Свердловской области.
1.4. Ответственный за контроль и реализацию Концепции
Министерство общественной безопасности Свердловской области, Министр общественной безопасности Свердловской области А.Н. Кудрявцев.
Раздел II. Предпосылки, цель и задачи Концепции
2.1. Оценка и анализ развития отрасли
Безопасность - одно из важнейших условий нормального социально-экономического развития.
Концепцией общественной безопасности Российской Федерации общественная безопасность определена как состояние защищенности человека, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обеспечение общественной безопасности Российской Федерации в соответствии с Концепцией общественной безопасности Российской Федерации предполагает осуществление мер:
1) по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции, торговлей людьми, а также других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества, критически важные и (или) потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации;
2) по профилактике социальных и межнациональных конфликтов;
3) по предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая оказание первой помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
4) по совершенствованию государственного управления в области пожарной, химической, биологической, ядерной, радиационной, гидрометеорологической, промышленной и транспортной безопасности;
5) по развитию международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий.
Таким образом, общественная безопасность обеспечивается системой общественных отношений, урегулированных нормами права в целях обеспечения безопасности личности, общественного спокойствия, благоприятных условий для труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций от угрозы, исходящей от преступных и иных противоправных деяний, нарушения правил пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота, явлений негативного технического и природного характера, а также других особых обстоятельств. И именно в таком ключе общественная безопасность определяет проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
В целях постановки задач и определения мероприятий состояние безопасности жизнедеятельности населения на территории Свердловской области в рамках SWOT-анализа оценивается по следующим направлениям:
1) соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина, защиты от противоправных посягательств;
2) защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение радиационной безопасности;
3) обеспечение пожарной безопасности;
4) построение и развитие единой информационно-коммуникационной системы в рамках АПК "Безопасный город";
5) привлечение в сферу обеспечения общественной безопасности трудовых ресурсов добровольцев через создание добровольных пожарных формирований и их оснащение, а также стимулирование участия в добровольной народной дружине
Современную обстановку на территории Свердловской области в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности в рамках SWOT-анализа характеризуется следующим образом.
Сильными сторонами являются:
1) в части обеспечения соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, защиты от противоправных посягательств:
принят ряд нормативных правовых актов областного уровня, направленных на укрепление общественного порядка;
осуществлена работа по созданию и координации деятельности общественных объединений, участвующих в охране общественного порядка;
на территории Свердловской области создано и функционирует 51 добровольная народная дружина с общей численностью 2103 человека;
проведена работа по организации и обеспечению соблюдения законодательства в сфере согласования и проведения публичных мероприятий;
создана нормативная база для обеспечения соблюдения законодательства в сфере противодействия терроризму, проявлениям экстремизма и коррупции;
2) в части защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения радиационной безопасности:
на опасных производственных объектах в Свердловской области организовано проведение профилактических инженерно-технических мероприятий с учетом финансовых возможностей организаций по оснащению промышленных объектов системами предотвращения аварий, внедрению новых информационных технологий по контролю обстановки на объектах и защите окружающей среды и локализации зоны влияния вредных и опасных факторов, возникающих по время аварии;
создан и поддерживается в актуальном состоянии перечень потенциально-опасных объектов, расположенных на территории Свердловской области;
для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации на каждом уровне областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации созданы силы и средства постоянной готовности в составе аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований Свердловской области;
уровень готовности к реагированию сил и средств Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на чрезвычайные ситуации или на угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций доведен до установленных значений;
налажена работа по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;
обеспеченность государственного учреждения Свердловской области, осуществляющего аварийно-спасательные и другие неотложные работы, доведена до 53,7% по специальному транспорту, аварийно-спасательному инструменту и оборудованию, до 29.8% по вспомогательному оборудованию, средствам ведения аварийно-спасательных работ, до 33,1% по специальной одежде, специальной обуви и другим средствам индивидуальной защиты;
создано 14 общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения;
создана и совершенствуется система оповещения населения Свердловской области;
уровень оснащенности пунктов управления региональной системы централизованного оповещения населения Свердловской области аппаратурой оповещения нового поколения возрос с 18,2% в 2014 году до 20,2% в 2017 году;
создан и поддерживается в состоянии готовности к использованию областной государственный резерв материальных ресурсов для обеспечения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера, в плановом порядке проводятся мероприятия по оптимизации объемов запасов материально-технических и иных средств в интересах гражданской обороны;
обеспечен 100% контроль за радиационной обстановкой на территории муниципальных образований, находящихся в зонах влияния особо радиационных и ядерно-опасных объектов;
Кроме того, в целях исполнения законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Министерство наделено полномочиями по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в указанной сфере;
3) в сфере обеспечения пожарной безопасности:
создана группировка противопожарной службы Свердловской области, которая целенаправленно и последовательно обеспечивается современными средствами пожаротушения;
количество населенных пунктов, соответствующих требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) по количеству и дислокации подразделений пожарной охраны, обеспечивающих соблюдение нормативного времени прибытия пожарных частей к месту вызова в городских поселениях и городских округах не более 10 минут, а в сельских поселениях не более 20 минут, возросло с 729 из 1914 (43,9%) в 2010 году до 1588 из 1866 (85,1%) в 2017 году.
Как показывает сравнительный анализ, проведенный с учетом обстановки в соседних субъектах Российской Федерации, обладающих схожими со Свердловской областью финансово-экономическими, промышленными, инфраструктурными и иными показателями, динамика количества пожаров в сравнении с аналогичными показателями 2014 года характеризовалась следующим образом: Челябинская область - (-0,3 процента), Тюменская область (-3,0 процента), Свердловская область - (-3,2 процента).
Сокращение количества погибших людей на пожарах составило в Свердловской области 3,7 процента, Челябинской области - 5,6 процента, Тюменской области - 2,5 процента.
Ежегодное снижение количества пожаров в населенных пунктах Свердловской области, находящихся в зоне обслуживания противопожарной службы Свердловской области, по отношению к предыдущему году стабильно составляет 2%.
активно развивается институт пожарного добровольчества;
4) в рамках АПК "Безопасный город" на территории Свердловской области осуществляется построение и развитие единой информационно-коммуникационной системы:
в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, внедряется система обеспечения вызова экстренных оперативных служб - "Система-112", основным компонентом которой являются единые дежурно-диспетчерские службы.
Доля населения Свердловской области, проживающего на территориях муниципальных образований Свердловской области, в которых доступно использование возможностей Системы-112 возросла с 16% в 2014 году до 46% в 2017 году;
осуществляется обновление существующей системы оповещения населения Свердловской области.
Уровень оснащенности региональной системы централизованного оповещения населения Свердловской области аппаратурой оповещения нового поколения составил 43%;
5) ведется активная работа по привлечению в сферу обеспечения общественной безопасности трудовых ресурсов добровольцев через создание добровольных пожарных формирований и их оснащение, а также стимулирование участия в добровольной народной дружине (далее - ДНД).
В качестве слабых сторон в сфере общественной безопасности необходимо отметить следующие факторы:
1) в области защиты основных прав и свобод человека и гражданина, сохранения гражданского мира и стабильности в обществе:
распространение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" материалов, пропагандирующих идеологию терроризма и экстремизма, этнического национализма и религиозного экстремизма;
этническая преступность, проникновение, прежде всего в молодежную среду, идеологии религиозного национализма;
нелегальная миграция иностранных лиц и лиц без гражданства, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой;
наличие у населения Свердловской области в незаконном обороте оружия и боеприпасов, которые могут использоваться для совершения преступлений, в том числе террористической направленности;
возросшая активность граждан, в том числе протестная, которая может негативно отразиться на общественно-политической обстановке;
возвращение лиц, ранее осужденных за преступления экстремистской направленности после отбывания наказания к местам постоянного жительства, что не исключает рецидива совершения ими преступлений;
2) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения радиационной безопасности:
размещение на территории области 146 критически важных и 247 потенциально опасных объектов, сконцентрированных на предприятиях энергетического и оборонного комплексов, в горнодобывающей, атомной и химической промышленности, цветной и черной металлургии, химической промышленности, предприятий энергетического и оборонного комплексов и 519 объектов топливно-энергетического комплекса, 1363 объекта транспортной инфраструктуры и 2419 мест массового пребывания людей;
применение природоразрушающих, энергоемких, ресурсоемких, экологически грязных технологий и производств, при слабой оснащенности предприятий природоохранным оборудованием высоком уровне изношенности основных фондов, низком уровне организации и выполнения мероприятий по снижению риска и смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций существенно повышает вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и тяжесть их последствий;
наличие на территории региона предприятий по обогащению и переработке минерального сырья с высоким содержанием естественных радионуклидов, высоком уровне изношенности основных фондов пунктов временного захоронения радиоактивных материалов и пунктов хранения радиоактивных отходов, существует потенциальная опасность трансграничного воздушного переноса техногенных радионуклидов на территорию Свердловской области с объектов ядерного топливного цикла, расположенных в Челябинской области, в случае радиационных аварий на них;
физико-географические и геологическая особенности территории Свердловской области предполагают возникновение природных чрезвычайных ситуаций, таких как природные пожары и прохождение весеннего половодья и дождевых паводков;
на колебания гидрологического режима водных объектов оказывают влияние климатические условия и антропогенное воздействие;
ухудшение технического состояния транспортной инфраструктуры;
3) в области обеспечения пожарной безопасности:
количество населенных пунктов, в которых не выполняется нормативное время прибытия первого пожарного подразделения, составляет 278 из 1 866 населенных пунктов, требующих прикрытия;
недостаточный уровень материально-технической оснащенности противопожарной службы Свердловской области и общественных объединений добровольной пожарной охраны;
слабая работа в сфере территориального планирования ведущая к разрозненности малонаселенных пунктов со слабой транспортной инфраструктурой и малообеспеченным населением;
4) в сфере внедрения информационных технологий, обеспечивающих реализацию комплекса мер, направленных на предупреждение и ликвидацию возможных угроз природного, техногенного и социального характера:
слабая автоматизация и низкий уровень межведомственного информационного обмена в единой информационной среде, отсутствие единого координационного центра анализа и оперативного реагирования на происшествия и чрезвычайные ситуации;
отсутствие единой сетевой инфраструктуры узлов связи и обработки вызовов экстренных оперативных служб оператором связи;
отсутствие правовой определенности и типовых технических решений построения Аппаратно-программного комплекса (далее - АПК) "Безопасный город";
низкое информационно-техническое и технологическое обеспечение служб экстренного реагирования Свердловской области, не позволяющее добиться устойчивого снижения основных показателей риска пожаров.
К угрозам, способным оказать серьезное влияние на реализацию стратегических задач, также можно отнести:
1) недостаточный уровень финансирования мероприятий по повышению безопасности жизнедеятельности населения;
2) низкие темпы социально-экономического развития общества, незаконная миграция и вызванные этим социальная напряженность и политическая нестабильность в обществе, способствующие возникновению терроризма и экстремизма;
3) коррупция, существенно затрудняющая нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, вызывающая серьёзную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, затрудняющая процесс управления.
Угрозы общественной безопасности связаны со всеми сферами человеческого общества.
Так, недостатки в функционировании органов государства и местного самоуправления, незаконная деятельность политических партий и иных общественных объединений влечет ошибки и искажениями национальной политики, может спровоцировать и создать почву для экстремистских и террористических проявлений.
Неудовлетворительное состояние охраны культурных ценностей, в том числе гибель или реальная угроза гибели многих ценностей, имеющих национальное значение, а также массовый контрабандный их вывоз за границу; создают угрозы, возникающие вследствие неудовлетворительных условий для творчества, деградации нравственности, национального самосознания, падения уровня образованности и воспитанности населения, что также влияет на уровень общественной безопасности.
Искажения и недочеты экономической политики, правовой неурегулированности многих сторон экономических отношений влекут расширение масштабов криминализации экономики, расслоения населения при снижении уровня жизни у большинства населения.
Обострение противоречий между масштабами производительных сил, технологий и степенью их износа и воздействием на окружающую среду повышают опасность в сфере экологии.
В техногенной сфере угрозы возникают в связи с авариями на производстве и катастрофами, низкой технологической и производственной культурой при эксплуатации изношенного и неисправного оборудования, несвоевременностью проведения ремонтных и регламентных работ, нарушениями правил хранения и транспортировки опасных веществ, отклонениями от проектной документации при производстве и эксплуатации оборудования, технических средств, при строительстве дорог, зданий и сооружений.
В вопросах борьбы с преступностью и деятельностью правоохранительных органов угрозы связаны с резким ростом преступности, криминализацией наиболее важных сфер жизнедеятельности государства и общества, повышением степени опасности преступных действий и эскалации насилия, жестокости, агрессивности, вооруженности и организованности преступников; с появлением новых видов преступлений, вызывающих большой общественный резонанс: терроризм, крупные банковские мошенничества, криминальный политический экстремизм, коррумпированность государственного аппарата, в том числе и правоохранительных органов; с увеличением числа различного рода злоупотреблений и нарушений законности сотрудниками правоохранительных органов, а также с падением доверия людей в способность государства эффективно обеспечить защиту их интересов от преступных посягательств.
Угрозы общественной безопасности на современном этапе имеют взаимосвязанный характер, выражающийся в том, что одно возникающее бедствие (или реализация угрозы) может вызывать целую цепочку других катастрофических процессов (эффект домино), и привести к огромному количеству человеческих жертв, материальному ущербу и дестабилизации в обществе.
В результате, обеспечение общественной безопасности требует комплексного подхода с одновременным и эффективным решением всех поставленных задач.
В целях решения указанных проблем на протяжении последних лет органами исполнительной власти Свердловской области в рамках предоставленных полномочий осуществляется целенаправленная работа по снижению уровня негативного влияния угроз общественной безопасности путем осуществления мероприятий соответствующих государственных и комплексных программ Свердловской области.
Использование сильных сторон предоставляет следующие возможности:
1) повышение уровня эффективности работы имеющихся структур, координационных органов, объединяющих действия различных организаций, направленные на предотвращение антисоциальных явлений;
2) предотвращение чрезвычайных ситуаций, уменьшение их последствий;
3) снижение тяжести пожаров.
Анализ существующей ситуации и опыт работы показывает, что основные направления, в которых осуществляется деятельность Министерства общественной безопасности Свердловской области необходимо совершенствовать и развивать. При этом развитие должно осуществляться комплексно. Каждое из направлений позволяет снизить угрозы в обществе.
Выполняемые мероприятия в сфере защиты от терроризма и экстремизма позволяют предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Единая информационно-коммуникационная система, включающая в себя системы наблюдения, мониторинга, оповещения и обработки вызовов позволит обеспечить реализацию мер, направленных как на предупреждение и ликвидацию возможных угроз природного, техногенного, так и социального характера, что позволит снизить угрозы террористической опасности, последствий чрезвычайных ситуаций и преступности.
Развитая система пожарной безопасности позволит предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций от пожаров, снизить количество человеческих жертв и размеры материального ущерба от пожаров.
Привлечение добровольцев способствует более широкому вовлечению населения в сферу обеспечения пожарной безопасности, способствует выполнению профилактических мероприятий в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Таким образом, именно комплексный подход, а не одиночные мероприятия позволят обеспечить на территории Свердловской области общественную безопасность.
Решение задач предполагается осуществлять путем претворения в жизнь мероприятий, эффективность которых оценивается системой соответствующих показателей, измеряемых на установленных этапах реализации настоящей Стратегии.
2.2. Территориальная привязка
Мероприятия Концепции предполагается осуществлять комплексно с учетом привязки и конкретным территориям. Указанный подход предполагает учет угроз, выявленных на основе анализа и мониторинга, характерных для конкретных территорий. Исходя из территориального признака, распределяются силы и средства защиты от чрезвычайных ситуаций и пожаров. Исходя из требований законодательства, устанавливающего нормативное время прибытия пожарных частей, решаются вопросы размещения пожарных частей государственной противопожарной службы Свердловской области и создания добровольных пожарных формирований.
Прикрытие территории Свердловской области на текущий момент указано в приложении N 1 к концепции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Приложение N 1 к концепции отсутствует
В Свердловской области принято постановление Правительства Свердловской области от 31.03.2011 N 351-ПП "О мерах по обеспечению готовности Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к пожароопасному периоду", которым определен Перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров. Создание пожарных депо и добровольных пожарных формирований на краткосрочную перспективу планируется в рамках существующего территориального планирования (приложения 1, 2), исходя, в том числе, из требований указанного перечня.
Развитие АПК "Безопасный город" осуществляется в первоочередном порядке на территории 6 пилотных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области: муниципальное образование "город Екатеринбург", город Нижний Тагил, муниципальное образование Камышловский муниципальный район, городской округ Верхняя Пышма, городской округ Верх-Нейвинский, Новоуральский городской округ.
В дальнейшем до 2024 года планируется построение и развитие АПК "Безопасный город" во всех муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области.
Возникновение и развитие на территории Свердловской области трех агломераций - Екатеринбургской, Нижнетагильской и агломерации Северных городов будет способствовать повышению уровня экономического развития городов-спутников Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Серова, что, в свою очередь, создаст предпосылки совершенствования системы обеспечения безопасности на всех направлениях социально-экономического развития Свердловской области.
Эффективность мероприятий, нацеленных на обеспечение защищённости человека, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Свердловской области была подтверждена через систему критериев и показателей, определенных комплексными и государственными программами Свердловской области.
2.3. Цель Концепции
Учитывая поступательное развитие общества, предполагается целью Стратегии определить: дальнейшее развитие системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Свердловской области и условий для осуществления основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира и стабильности в обществе и защита от возрастающих угроз.
2.4. Задачи Концепции
Перечень задач отраслевой стратегии обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Свердловской области на период до 2035 года
|
Метод (основные мероприятия) |
Результат |
Срок |
Ключевые показатели (критические точки), на решение которых направлена задача (мероприятие) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Задача 1. Защита основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира и стабильности в обществе | ||||||
1 |
Совершенствование нормативной базы, по обеспечению соблюдения условий для недопущения нарушений законодательства по вопросам подготовки и проведения публичных мероприятий на территории Свердловской области, проведение работы, направленной на снижение протестной активности населения. Своевременное определение и реагирование на факторы, способствующие росту протестной активности (мониторинг ситуации, взаимодействие с федеральными органами, общественными организациями, администрациями муниципальных образований). Вести методическую работу с организаторами публичных мероприятий в ходе согласования их проведения, сопровождение публичных мероприятий, в том числе с применением современных технических средств с целью снижения протестной активности населения, повышения активности населения конструктивной направленности, предотвращения нарушений прав и свобод граждан. |
Ведение методической работы условий для недопущения нарушений законодательства по вопросам подготовки и проведения публичных мероприятий на территории Свердловской области, снижение протестной активности населения |
2035 год |
Доля несанкционированных публичных мероприятий к количеству публичных мероприятий, организованных с соблюдением требований действующего законодательства в сфере организации и проведения публичных на территории Свердловской области Предполагается снижение с 0,3% в 2017 году до 0,1% к 2035 году |
||
1.2 |
Подготовка (переподготовка) сотрудников исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, ответственных за реализацию мероприятий по профилактике терроризма (далее - ответственных лиц). Цель проводимых мероприятий - формирование у ответственных лиц практических навыков по реализации, в пределах установленной компетенции, мероприятий по профилактике терроризма и (или) минимизации и ликвидации последствий его проявления |
Обеспечение снижения террористической угрозы на территории Свердловской области |
2035 год |
Количество ответственных лиц прошедших подготовку (переподготовку) Предполагается поднять показатель с 255 человек в 2017 году до 10 200 человек в 2035 году |
||
1.3 |
Повышение уровня антитеррористической защищенности различных зданий, строений, сооружений и иных объектов, мест массового пребывания людей, находящихся на территории Свердловской области, в том числе путем создания и обеспечения стойкого функционирования системы контроля за соблюдением, правообладателями объектов (территорий), требований по антитеррористической защищенности, с целью приведения их состояния, в соответствие с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации по антитеррористической защищенности объектов (территорий). |
Обеспечение снижение террористической угрозы и последствий террористических актов на территории Свердловской области |
2035 год |
Доля объектов, уровень антитеррористической защищенности которых соответствует установленным требованиям, по отношению к общему числу объектов, в отношении которых должны быть проведены мероприятия по антитеррористической защищенности Предполагается поднять показатель с 50% в 2017 году до 99% в 2035 году |
||
1.4 |
Организация и проведение учений по формированию навыков минимизации и ликвидации последствий совершения террористических актов. Отработка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления при осуществлении мер по минимизации и ликвидации последствий совершения террористических актов, с целью формирования понимания зон ответственности. Цель проводимых мероприятий - повышение практических навыков должностных лицам и сотрудников органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления при осуществлении мер по минимизации и ликвидации последствий совершения террористических актов |
Снижение террористической угрозы и последствий террористических актов на территории Свердловской области |
2035 год |
Количество исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, участвовавших в учениях с целью повышения готовности и отработки взаимодействия при осуществлении мер по противодействию терроризму Предполагается увеличение количества исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, участвовавших в учениях с 5 в 2017 году до 16 в 2024 году |
||
1.5 |
Обеспечение реализации Губернатором Свердловской области его полномочий в рамках деятельности коллегиальных и совещательных органов, направленных на профилактику правонарушений, путем обеспечения взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами исполнительной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, общественными организациями и гражданами; создания организационных основ для функционирования и развития государственной системы социального предупреждения преступлений, направленных на минимизацию криминогенных последствий происходящих общественных процессов и преобразований, создание системы по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности |
Снижение уровня преступности и тяжести последствий преступлений |
2035 год |
Снижение уровня преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) Предполагается снижение со 1346,6484 преступлений в 2017 году до 1250,0000 преступлений на 100 тыс. населения к 2030 году с последующим поддержанием достигнутых результатов |
||
Задача 2. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение радиационной безопасности | ||||||
2.1 |
Поддержание в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению Службы спасения Свердловской области, организационное и материально-техническое обеспечение современными средствами с целью спасения людей |
Проведение аварийно-спасательных работ на территории Свердловской области, спасение людей и имущества при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ |
|
Уровень обеспеченности и подготовки службы спасения Свердловской области Предполагается повышение уровня обеспеченности спецтранспортом, вспомогательным оборудованием и спецодеждой и спецсредствами соответственно с 51.7%/29.8%/33.1% в 2017 году до 60,3%/3 0.0%/3 5,6% к 2024 году с дальнейшем повышением до 61,4%/31,5%/38,6% к 2035 году |
||
2.2 |
Поддержание на необходимом уровне запасов областного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) регионального и межмуниципального характера |
Заблаговременное создание и поддержание на необходимом уровне резерва материальных ресурсов в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций |
|
Уровень готовности к использованию имущества областного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера Предполагается с 87,5% обеспеченности довести уже 2030 году до 100% с поддержанием достигнутого результата |
||
2.3 |
Контрольно-надзорные и профилактические мероприятия в сфере защиты населения и территорий от ЧС в отношении субъектов надзора для их мотивации к соблюдению мер безопасности в сфере чрезвычайных ситуаций. |
Поддержание органов управления, сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - РСЧС) в готовности к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера, профилактика ЧС |
|
Охват субъектов надзора контрольными мероприятиями, включая профилактические Предполагается поддержание показателя на 100% уровне в течение всего периода |
||
2.4 |
Развитие и совершенствование системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, размещенных на территории Свердловской области, средств комплексного анализа, прогнозирования и оценки состояния радиационной безопасности, выявления рисков и управления ими. |
Обеспечение функционирования системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов |
|
Уровень обеспеченности системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, размещенных на территории, техническими средствами, процентов Предполагается поддержание на 100% уровне |
||
2.5 |
Модернизация и развитие системы оповещения и информирования населения Свердловской области на муниципальном уровне с целью предотвращения и снижения тяжести последствий чрезвычайных ситуаций. Совершенствование и развитие систем информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам уполномоченными органами исполнительной власти по вопросам радиационной безопасности и способам защиты от основных видов источников ионизирующего излучения, в том числе при чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях на ядерно- и радиационно-опасных объектах; |
Создание и обеспечение готовности технических систем управления гражданской обороны, в том числе систем оповещения населения об опасностях при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера к использованию |
2035 год |
Уровень оснащенности населенных пунктов Свердловской области современными средствами оповещения и информирования населения Свердловской области, процентов Предполагается доведение уровня с 21% в 2017 году до 100% в 2024 году с последующим поддержанием на достигнутом уровне |
||
Задача 3. Повышение уровня защищенности населения от негативных последствий, связанных с пожарами | ||||||
3.1 |
Организация и осуществление профилактики пожаров |
Уменьшение количества пожаров и погибших и пострадавших на них |
|
Ежегодное снижение количества пожаров Предполагается поддержание уровня снижения количества пожаров на уровне 2% к аналогичному периоду прошлого года ежегодно |
||
3.2 |
Спасение людей и имущества при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ; |
Снижение тяжести последствий пожаров |
|
Ежегодное снижение количества пострадавших (погибших и травмированных) на пожарах Предполагается поддержание уровня снижения количества пострадавших (погибших и травмированных) на пожарах на уровне 3% к аналогичному периоду прошлого года ежегодно |
||
3.3 |
Организация и осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории Свердловской области |
Снижение тяжести последствий пожаров |
|
Уменьшение среднего времени обслуживания вызова (разность между временем ликвидации последствий пожара и сообщения о пожаре) Снижение времени с 89,63 мин в 2017 году до 75,56 мин в 2035 году |
||
3.4 |
Увеличение количества населенных пунктов Свердловской области, расположенных в пределах нормативного времени прибытия первого пожарного подразделения, включая подразделения противопожарной службы Свердловской области |
Строительство новых пожарных депо и создание новых пожарных подразделений для обеспечения надлежащего прикрытия территорий, оснащение общественных объединений пожарной охраны |
|
Доля населенных пунктов, расположенных в пределах нормативного времени прибытия пожарных подразделений к месту вызова Предполагается увеличение доли прикрытых населенных пунктов с 85,32% до 95% |
||
3.5 |
Повышение готовности подразделений противопожарной службы Свердловской области к действиям по предназначению путем приобретения современных высокоэффективных средств пожаротушения, гидравлического аварийно-спасательного инструмента и индивидуальных средств защиты органов дыхания для тушения пожаров в среде, непригодной для дыхания (далее - СИЗОД). |
Достижение установленной степени готовности пожарных подразделений к действиям по предназначению, в том числе в части материально-технического вооружения |
2035 год |
Уровень укомплектованности пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением и средствами индивидуальной защиты органов дыхания Предполагается повышение уровня оснащенности с техникой, пожарно-техническим вооружением и СИЗОД с показателей соответственно с 89,1%/70,4%/27,2% в 2017 году до 93,0%/70,4%/27,2% к 2024 году с дальнейшим повышением показателей. |
||
Задача 4. Построение и развитие единой информационно-коммуникационной системы, обеспечивающей реализацию комплекса мер, направленных на предупреждение и ликвидацию возможных угроз природного, техногенного и социального характера | ||||||
4.1 |
Создание и развитие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Свердловской области, обеспечению ее эксплуатации и развития |
Снижение времени комплексного оперативного реагирования экстренных оперативных служб уменьшается, в результате чего сокращаются число погибших, пострадавших и общий размер ущерба населению и территориям от чрезвычайных ситуаций и в случае иных происшествий |
|
Уровень оснащенности объектов системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" современным оборудованием, процентов Предполагается увеличение с 74% в 2017 году до 100% в 2019 году с дальнейшим содержанием и развитием |
||
4.2 |
Оснащение единых дежурно-диспетчерских служб сегментами и компонентами функционального блока "безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры" АПК "Безопасный город" |
Снижение времени комплексного оперативного реагирования экстренных оперативных служб, профилактика правонарушений |
|
Уровень оснащенности единых дежурно-диспетчерских служб, функционирующих на территории Свердловской области, блоками, сегментами и компонентами АПК "Безопасный город" С 2020 года предполагается достижение 100% уровня к 2035 году |
||
4.3 |
Оснащение единых дежурно-диспетчерских служб сегментами и компонентами функционального блока "безопасность на транспорте" АПК "Безопасный город" |
Снижение времени комплексного оперативного реагирования экстренных оперативных служб, профилактика правонарушений |
|
Уровень оснащенности единых дежурно-диспетчерских служб, функционирующих на территории Свердловской области, блоками, сегментами и компонентами АПК "Безопасный город" С 2020 года предполагается достижение 100% уровня к 2035 году |
||
4.4 |
Оснащение единых дежурно-диспетчерских служб сегментами и компонентами функционального блока "экологическая безопасность" АПК "Безопасный город" |
Снижение времени комплексного оперативного реагирования экстренных оперативных служб, профилактика правонарушений |
|
Уровень оснащенности единых дежурно-диспетчерских служб, функционирующих на территории Свердловской области, блоками, сегментами и компонентами АПК "Безопасный город" С 2020 года предполагается достижение 100% уровня к 2035 году |
||
4.5 |
Оснащение единых дежурно-диспетчерских служб сегментами и компонентами функционального блока "координация работы служб и ведомств и их взаимодействие" АПК "Безопасный город" |
Снижение времени комплексного оперативного реагирования экстренных оперативных служб, профилактика правонарушений |
|
Уровень оснащенности единых дежурно-диспетчерских служб, функционирующих на территории Свердловской области, блоками, сегментами и компонентами АПК "Безопасный город" С 2020 года предполагается достижение 100% уровня к 2035 году |
||
Задача 5. Активизация добровольчества как ресурса развития общества, позволяющего привлечь в сферу обеспечения общественной безопасности трудовые ресурсы добровольцев | ||||||
5.1 |
Создание общественных объединений пожарной охраны и оказание им государственной поддержки для обеспечения силами созданных общественных объединений мер по локализации пожара и спасению людей и имущества, установление социальных гарантий работникам добровольной пожарной охраны, привлечение населения к профилактике и тушению пожаров в составе добровольных пожарных формирований |
Снижение тяжести последствий пожаров, профилактическая работа с целью предотвращения пожаров |
|
Уровень прикрытия населенных пунктов общественными объединениями пожарной охраны Предполагается обеспечить рост уровня прикрытия с 24,97% в 2017 году до 36,73% в 2035 году |
||
5.2 |
Развитие института народных дружинников, участвующих в мероприятиях по охране общественного порядка на территории Свердловской области, в целях пресечения правонарушений и их профилактики. |
Профилактика правонарушений, снижение их количества |
|
Численность народных дружин, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области Исходя из рекомендаций ГУ МВД России предполагается рост с 1 899 человек в 2017 году до 3 668 человек в 2024 году и поддержание указанной численности до 2035 года |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
3. Технология реализации стратегии (механизмы)
3.1. Механизмы реализации стратегии
Стратегическая цель Концепции не может быть достигнута без определения механизмов ее реализации.
Реализацию Концепции предполагается осуществлять через правовые, организационные, институциональные, информационные и финансовые механизмы.
Правовые механизмы предполагают мониторинг полномочий исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и законодательства Свердловской области в сфере обеспечения общественной безопасности, нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия в указанной сфере, совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей различные аспекты развития общественной безопасности.
Организационные механизмы:
1) разработка и принятие эффективной организационной модели по реализации мероприятий Концепции;
2) обеспечение согласованности Концепции с иными стратегическими документами Свердловской области;
3) мониторинг и оценка рисков выполнения предусмотренных мероприятий, включая эффективные механизмы их адаптации и изменения в соответствии с меняющимися внешними и внутренними условиями;
4) выделение на каждом этапе реализации Концепции важнейших целевых ориентиров и концентрация имеющихся ресурсов на их достижение.
К информационным механизмам относится вовлечение в процесс принятия решений в сфере обеспечения общественной безопасности всех заинтересованных сторон, в том числе путем их информирования о мероприятиях, касающихся указанной сферы, а также работа со средствами массовой информации.
Основной целью информационных мероприятий является повышение уровня информированности и заинтересованности различных целевых аудиторий.
Реализация Стратегии осуществляется органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности. Органы государственной власти Свердловской области определяют должностных лиц, которые несут персональную ответственность за исполнение мероприятий Стратегии, а также представление отчетности о достижении целевых показателей, проблемах и рисках, предпринимаемых мерах по их преодолению.
Решение вопросов общественной безопасности по большей части связанно со стихийными процессами. В связи с чем от методов простого мониторинга и использования статистических данных для принятия решений необходимо переходить на более технологичные методы прогнозирования, которые позволят более оперативно реагировать на возникающие угрозы и в кратчайшие сроки устранять последствия возникающих угроз, т.е. тактика "реагировать и
выправлять" должна быть заменена моделью "предвидеть и предупреждать".
3.2. Связь с иными документами
Результаты, определенные Концепцией, планируется достигнуть путем реализации следующих программных документов:
комплексная программа Свердловской области "Безопасность жизнедеятельности населения Свердловской области до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 28.07.2017 N 556-ПП;
государственная программа Свердловской области "Обеспечение общественной безопасности на территории Свердловской области до 2024 года", утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 05.04.2017 N 229-ПП;
государственная программа Свердловской области "Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1293-ПП; которая предусматривает необходимость разработки и внедрения новых экологически безопасных и экономически эффективных технологий по переработке отходов производства, противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства;
государственная программа Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года", утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1296-ПП;
государственная программа Свердловской области "Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2024 года", утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1331-ПП.
В рамках реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией, возможны следующие риски, обусловленные:
1) внешними факторами, связанными с глобальными природными и техногенными катаклизмами мирового масштаба, геополитическими изменениями, характеризующимися нарастанием угрозы открытого противостояния ведущих мировых держав за сферы влияния (господства), в том числе в условиях роста дефицита ресурсов (продовольственных, топливных и иных), мировые финансово-экономические кризисные ситуации;
2) внутренними факторами, связанными с резким изменением политического или экономического курса и, как следствие, приоритетных направлений развития и деятельности государства, с объективными финансово-экономическими условиями и возможностями соответствующих бюджетов на федеральном и региональном уровнях.
Указанные факторы возможных рисков окажут влияние на объемы и качество реализации спланированных мероприятий и по прогнозу будут обусловлены снижением уровня их финансового обеспечения.
С учетом возможных факторов риска количественные и качественные показатели реализации мероприятий будут напрямую зависеть от объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в рамках их финансового обеспечения.
Управление возможными рисками предусматривается осуществлять следующим образом:
1) по качественным показателям - сокращение количества реализуемых мероприятий путем внесения изменений, предусматривающих приоритет реализации наиболее важных, актуальных и целесообразных мероприятий в рамках бюджетных возможностей Свердловской области с учетом ориентации на достижение максимально возможной результативности;
2) по количественным показателям - сокращение количественных объемов по каждому реализуемому мероприятию путем внесения изменений, предусматривающих приоритет реализации наиболее важных, актуальных и целесообразных позиций мероприятий в рамках бюджетных возможностей Свердловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства общественной безопасности Свердловской области от 5 сентября 2018 г. N 231 "Об утверждении Концепции обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Свердловской области на период до 2035 года"
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства общественной безопасности Свердловской области (http://security.midural.ru)