В соответствии с пунктом 3 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2014 г. N 666-ПП "Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита", в целях реализации полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита приказываю:
1. Утвердить Порядок осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 31.12.2015 N 527-П "Об утверждении Положений о внутреннем финансовом контроле и внутреннем финансовом аудите в Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области".
3. Назначить ответственным за организацию работы и осуществление внутреннего финансового аудита в Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области главного специалиста отдела реализации государственных программ Мамаеву Н.В.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр строительства и развития инфраструктуры Свердловской области |
М.М. Волков |
Утвержден
приказом
Министерства строительства
и развития инфраструктуры
Свердловской области
от 31 июля 2018 г. N 357-П
"Об утверждении порядка
осуществления внутреннего финансового
аудита в Министерстве строительства
и развития инфраструктуры
Свердловской области"
Порядок
осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
1. Настоящий Порядок устанавливает правила осуществления Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее - Министерство) внутреннего финансового аудита на основе функциональной независимости.
2. Организация внутреннего финансового аудита возложена на Отдел реализации государственных программ, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего аудита (далее - субъект аудита). Деятельность субъекта аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, а также системности и ответственности.
3. Целями внутреннего финансового аудита являются:
1) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
2) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством Российской Федерации;
3) подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
4. Объектами внутреннего финансового аудита являются:
1) должностные лица и структурные подразделения Министерства, осуществляющие финансовые и хозяйственные операции;
2) подведомственные государственные учреждения Свердловской области: государственное казенное учреждение Свердловской области "Управление капитального строительства Свердловской области", государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства", государственное автономное учреждение Свердловской области "Управление государственной экспертизы".
5. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями Министерства и подведомственными государственными учреждениями Свердловской области в целях реализации своих бюджетных полномочий, а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
6. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
7. Внеплановые аудиторские проверки осуществляются по решению Министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее - Министр), которое оформляется приказом Министерства.
8. Планирование внутреннего аудита осуществляется путем формирования годового плана (далее - план аудита), который составляется и утверждается не позднее 25 декабря текущего финансового года. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
9. По каждой аудиторской проверке в плане указывается тема аудиторской проверки, объекты внутреннего финансового аудита, срок проведения и ответственные исполнители. Проект плана аудита составляется на очередной финансовый год и вносится на рассмотрение Министру в срок до 15 декабря текущего финансового года. В срок до 20 декабря текущего финансового года осуществляется рассмотрение проекта плана аудита и, в случае необходимости, его доработка.
Изменение плана аудита осуществляется по мотивированному письменному обращению ответственного лица, осуществляющего аудит, направляемому Министру с приложением проекта приказа Министерства о внесении изменений в план аудита.
Изменение плана аудита осуществляется посредством принятия приказа Министерства о внесении изменений в план аудита.
10. Аудиторская проверка назначается приказом Министерства. Срок проведения аудиторской проверки не может превышать 40 рабочих дней.
11. Аудиторская проверка может быть продлена на основании мотивированного обращения субъекта внутреннего аудита не более чем на 30 рабочих дней, в случае необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований.
12. Аудиторская проверка может быть приостановлена в случае временной нетрудоспособности субъекта внутреннего аудита. В указанном случае аудиторская проверка приостанавливается на период такой нетрудоспособности и возобновляется по ее окончании.
Приостановление, возобновление, продление аудиторской проверки осуществляется посредством принятия приказов Министерства.
13. В ходе планирования аудиторской проверки проводится предварительный анализ данных об объектах внутреннего финансового аудита, в том числе сведений о результатах:
1) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий проверке;
2) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палаты Свердловской области и Министерства финансов Свердловской области в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов внутреннего финансового аудита.
14. При планировании аудиторских проверок (составлении плана и программы аудиторской проверки) учитываются:
1) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов внутреннего финансового аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность распорядителя, администратора в случае неправомерного исполнения этих операций;
2) достаточность операций для оценки эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, в том числе частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
3) наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
4) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
5) наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок;
6) равномерность нагрузки на должностных лиц, ответственных для проведение внутреннего финансового аудита.
15. Плановая аудиторская проверка проводится на основании приказа Министерства.
В приказе Министерства о проведении аудита указываются:
1) тема аудиторской проверки (предмет контроля);
2) наименование структурного подразделения, являющего объектом внутреннего финансового аудита (при необходимости);
3) должности, фамилии, имена, отчества лиц, осуществляющих аудиторскую проверку;
4) основание для проведения внутреннего финансового аудита;
5) проверяемый период;
6) даты начала и окончания проведения внутреннего финансового аудита.
16. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки (далее - Программа), утвержденной Министром. Программа аудиторской проверки должна содержать:
1) тему аудиторской проверки;
2) наименование структурного подразделения, являющегося объектом внутреннего финансового аудита (при необходимости);
3) перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки.
17. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
1) осуществления внутреннего финансового контроля;
2) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств областного бюджета;
3) ведения учетной политики, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в сфере бюджетного учета;
4) применения автоматизированных информационных систем при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
5) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
6) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
7) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
8) бюджетной отчетности.
18. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
1) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
2) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта внутреннего финансового аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
3) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта внутреннего финансового аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
4) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
5) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом внутреннего финансового аудита, либо самостоятельного расчета ответственными за проведение внутреннего финансового аудита.
19. В ходе проведения аудиторских проверок могут быть изучены другие вопросы, касающиеся системы внутреннего финансового контроля, процедур ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств.
20. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:
1) документы, отражающие результаты подготовки аудиторской проверки, включая ее программу;
2) сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и о результатах ее проведения;
3) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
4) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
5) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
6) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов внутреннего финансового аудита;
7) копии обращений, направленных органам государственного (муниципального) финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
8) акт аудиторской проверки.
21. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные, надлежащие и надежные доказательства.
К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами внутреннего финансового аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
22. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено руководителем распорядителя, администратора на основании мотивированного обращения субъекта внутреннего финансового аудита, проводящего проверку:
1) при отсутствии или неудовлетворительном состоянии бухгалтерского (бюджетного) учета у объекта внутреннего финансового аудита - на период восстановления объектом внутреннего финансового аудита документов, необходимых для проведения проверки, а также приведения объектом внутреннего финансового аудита в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
2) на период исполнения запросов, направленных в компетентные государственные органы и иные организации;
3) в случае непредставления объектом внутреннего финансового аудита информации, документов и материалов и (или) представления неполного комплекта запрашиваемых информации, документов и материалов, и (или) воспрепятствования проведению контрольного мероприятия, и (или) уклонения от проведения контрольного мероприятия.
В течении 3 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении проверки объект внутреннего финансового аудита письменно извещается о приостановлении проверки и причинах ее приостановления.
Решение о возобновлении проведения проверки принимается в течение 3 рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления проверки.
Одновременно объект внутреннего финансового аудита информируется о возобновлении проверки.
23. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, подписывается ответственным за проведение внутреннего финансового аудита и направляется (вручается) представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта.
Акт аудиторской проверки должен содержать:
1) основание для проведения внутреннего финансового аудита;
2) тему аудиторской проверки;
3) проверяемый период;
4) должности, фамилии, имена, отчества лиц, проводивших внутренний финансовый аудит:
5) сроки проверки, включая дату составления акта;
6) перечень вопросов, которые проверены в соответствии с программой аудиторской проверки;
7) способы (сплошной, выборочный), используемые в процессе осуществления внутреннего финансового аудита;
8) наименование и реквизиты исследованных в ходе аудиторской проверки документов;
9) перечень нормативных правовых актов, проанализированных в процессе проведения аудита;
10) характер и состояние систем бюджетного учета и отчетности;
11) подтверждение достоверности бюджетной отчетности;
12) оценку надежности внутреннего финансового контроля;
13) выводы об экономности и результативности использования бюджетных средств;
14) иные результаты внутреннего финансового аудита исходя из целей его проведения.
24. Один экземпляр акта хранится у ответственного лица, осуществившего внутренний финансовый аудит, второй - направляется (вручается) представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта, в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его подписания.
В течение 5 рабочих дней со дня получения акта объект аудиторской проверки вправе представить возражения, которые приобщаются к материалам аудиторской проверки.
25. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
1) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и суммовом выражении), условиях и причинах таких нарушений, а также значимых бюджетных рисках;
2) информацию о наличии или отсутствии возражений со стороны объектов внутреннего финансового аудита;
3) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами внутреннего финансового аудита бюджетной отчетности;
4) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами внутреннего финансового аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, внутренним стандартам;
5) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств областного бюджета.
26. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта в течение 30 календарных дней со дня подписания направляется Министру строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. По результатам рассмотрения указанного отчета Министр вправе принять одно или несколько решений о:
1) необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
2) недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
3) применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок.
27. Ответственные лица за проведение внутреннего финансового аудита в Министерстве обеспечивают составления годовой, (полугодовой) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
28. Кроме проведения аудиторских проверок ответственное лицо за проведение внутреннего финансового аудита в соответствии с решением Министра вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов, направляемых в Министерство финансов Свердловской области в целях составления и рассмотрения проекта областного бюджета.
29. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет Министр строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
30. Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов Российской Федерации и Свердловской области, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, а также повышению эффективности использования бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 31 июля 2018 г. N 357-П "Об утверждении порядка осуществления внутреннего финансового аудита и назначении ответственным за осуществление внутреннего финансового аудита в Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области"
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (http://minstroy.midural.ru)