Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Технология реализации концепции (механизмы).
3.1. Механизмы реализации концепции.
Задача 1. Потери лесного хозяйства от лесных пожаров имеют многогранную структуру и затрагивают как социально-экономические, так и эстетические аспекты жизнедеятельности населения Свердловской области. В результате лесных пожаров погибают лесные массивы с высококачественной древесиной, уничтожаются традиционные места сбора населением грибов, ягод и других недревесных ресурсов образуя, при этом "лунные" пейзажи. Зачастую лесные пожары создают угрозу уничтожения огнем населенных пунктов и объектов экономики. Крайне важна и экологическая составляющая, выраженная в значительном выбросе в атмосферу углекислого газа. Задача минимизировать последствия лесных пожаров состоит в организации их предотвращения, обнаружения на ранних стадиях и ликвидацию в возможно короткие сроки. Выполнение мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров на территории Свердловской области возложено на подведомственные учреждения Свердловской области в области лесных отношений - лесничества и "Уральскую базу авиационной охраны лесов", в состав которой входит 30 пожарно-химических станций, осуществляющих тушение в наземной зоне охраны лесов и 5 авиаотделений для ликвидации пожаров в труднодоступных и отдаленных территориях. Используемые средства для борьбы с лесными пожарами в результате их эксплуатации приходят в негодность и требуют их восстановления либо приобретения ввиду их морального износа (износ составляет более 90 процентов). В первоочередном порядке требуется укомплектование подразделений пожаротушения в наземной зоне вездеходной автотракторной техникой, развитие системы раннего обнаружения лесных пожаров с использованием видеокамер, модернизация диспетчерского управления. Проблемным на протяжении последнего десятилетия на территории Свердловской области остается вопрос применения воздушных судов для проведения авиационного мониторинга и доставки сил и средств пожаротушения в авиационной зоне тушения. Для решения этой проблемы необходимо приобретение легкомоторных вертолетов типа "Робинсон", беспилотных летательных аппаратов, строительство и реконструкция взлетно-посадочных площадок. Комплексное решение вышеуказанных проблем позволит сократить негативное воздействие лесных пожаров на окружающую среду и обеспечит безопасность жизнедеятельности населения.
Задача 2. Строительство лесного селекционно-семеноводческого центра позволит решить проблему полного обеспечения посадочным материалом Свердловской области.
Искусственное лесовосстановление (создание лесных культур) посадочным материалом с закрытой корневой системой является приоритетным в Российской Федерации.
Очевидные преимущества лесовосстановления посадочным материалом с закрытой корневой системой:
1. Высокая приживаемость высаженных растений. Традиционная методика создания лесных культур с использованием посадочного материала с открытой корневой системой предполагает проведение осенних мероприятий по дополнению не прижившихся лесных культур. Внедряемая технология, позволяет исключить проведение затратных мероприятий по дополнению лесных культур, за счет того что посадочный материал с закрытой корневой системой имеет приживаемость близкую к 100 процентов.
2. Экономия посадочного материала в 2 раза. По традиционным методикам, применяемым в лесном хозяйстве, норма посадки сеянцев и саженцев на 1 га лесокультурной площади составляет 4-5 тысяч штук. Внедряемая технология использования посадочного материала с закрытой корневой системой (далее - ЗКС) предполагает высадку на 1 га площади 2 тысяч штук сеянцев (экономия 3 тысяч штук посадочного материала).
3. Исключение риска заражения инфекционными болезнями. В традиционных базисных лесных питомниках остро стоит вопрос защиты посадочного материала от инфекционных болезней, ведущих к снижению выхода стандартного посадочного материала. В отдельные годы массовых вспышек грибных болезней заражается до 90 процентов посадочного материала. Внедренная технология предполагает автоматизированный полив с применением фунгицидов системного действия, защищающих выращиваемый посадочный материал от инфекционных болезней сеянцев.
4. Возможность использования посадочного материала с ЗКС в течение всего вегетативного периода. Сеянцы и саженцы с открытой корневой системой возможно использовать при создании лесных культур весной (до начала вегетации) и осенью (после завершения периода вегетации). Посадочный материал с ЗКС можно использовать в течение всего периода вегетации (включая летний период).
5. Сокращение срока выращивания посадочного материала в 3 раза. В открытом грунте посадочный материал до стандартных размеров (более 12 см) по традиционным технологиям выращивается 2-3 года (сосна обыкновенная, ель европейская, лиственница сибирская и так далее), в Лесном селекционно-семеноводческом центре внедренные технологии позволяют вырастить вышеуказанные породы в течение одного вегетационного периода (4 месяца).
Производство сеянцев с ЗКС планируется для посадки леса на свободной от аренды территории государственного лесного фонда. Реализация посадочного материала с закрытой корневой системой арендаторам лесных участков бесперспективна из-за его дороговизны. Стоимость сеянца с закрытой корневой системой в 3-4 раза выше стоимости сеянца, выращенного в открытом грунте.
Сравнивая методы и технологии лесного семеноводства, применяемые в России и за рубежом, следует иметь виду, что они являются производными от лесной политики, действующих принципов организации и ведения лесного хозяйства в целом. Так, если в Российской Федерации отсутствует частная собственность на леса, то в ряде лесных держав мира она является преобладающей (в Швеции - около 95 процентов). Кроме того, рыночные механизмы, действующие в лесном секторе последних в течение многих десятилетий, сформировали совершенно иное отношение к семенам лесных растений с одной стороны - как к товару, имеющему высокую цену, с другой, как к биологическому объекту, во многом определяющему качество посадочного материала, продуктивность и качество создаваемых насаждений. При этом частный лесовладелец, в отличие от работника лесного хозяйства России, лично заинтересован в увеличении продуктивности лесов, передаваемых своим детям.
В перспективе планируется полностью перейти на выращивание посадочного материала с ЗКС, исключив риски гибели лесных культур хвойных пород. Для повышения продуктивности лесов Свердловской области необходимо восстановление вырубленных площадей ценными хвойными породами деревьев, исключив зарастание вырубок низкотоварной древесиной лиственных пород деревьев.
Внедренная технология позволит обеспечить экономию посадочного материала и его высокую приживаемость, исключив риски заражения инфекционными заболеваниями, возможность использования посадочного материала с закрытой корневой системой в течение всего вегетативного периода и сократить срок выращивания посадочного материала.
Реализация Проекта по строительству ЛССЦ на территории Свердловской области и его ввод в эксплуатацию позволит обеспечить значительное повышение эффективности и качества лесовосстановления на территории Свердловской области, не допустить ухудшения качественных и количественных характеристик лесного фонда Свердловской области, перейти на приоритетное в Российской Федерации направление воспроизводство лесов путем создания лесных культур посадочным материалом с закрытой корневой системой.
Строительство селекционно-семеноводческого центра (ЛССЦ) планируется на территории одного из питомников по выращиванию посадочного материала, находящихся в лесном фонде Свердловской области, общая площадь не менее 5 га. Проектная документация на данный объект не разработана. Ориентировочная стоимость комплекса - 1000 миллион рублей без учета стоимости проектной документации. Основные производственные характеристики ЛССЦ:
- производство не менее 1,4 тонны семян мелкохвойных пород в год;
- производство не менее 7 миллионов сеянцев с закрытой корневой системой мелкохвойных пород в год.
Проектирование ЛССЦ должно быть осуществлено с учетом законодательства Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"), действующих строительных норм и правил и включать следующие основные этапы работ:
- обследование участков строительства и сбор исходных данных по ним;
- инженерно-геодезические изыскания;
- инженерно-геологические изыскания;
- разработка проектной документации в привязке к площадке строительства для представления в органы Государственной экспертизы;
- доработка проектной документации в привязке к площадке строительства,
с учетом замечаний Государственной экспертизы;
- получение положительного заключения Государственной экспертизы на проектную документацию;
- разработка рабочей документации строительства ЛССЦ, состоящей из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификаций оборудования и изделий.
Предполагаемые требования к выходным результатам: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" проектная документация на объекты капитального строительства производственного назначения состоит из следующих разделов:
- Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды";
- Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности".
Задача 3. Из всей территории земель государственного лесного фонда
Свердловской области, работы по постановке на государственный кадастровый учет проведены на площади - 3683,3 тысяч га, что составляет 24,2 процентов от общей площади лесного фонда области.
Отсутствие в данных государственного кадастра недвижимости информации об уточнённых границах земель лесного фонда позволяет органам местного самоуправления и прочим лицам осуществлять постановку на государственный кадастровый учет земельных участков как земель иных категорий. В результате данных действий, происходит выбытие площадей земель государственного лесного фонда возможных к освоению в целях ведения лесного хозяйства, и невозможности использования арендаторами и местным населением лесных богатств произрастающих на данных территориях. Постановка земель государственного лесного фонда на кадастровый учет, обеспечит сохранность земель государственного лесного фонда в исходных границах и тем самым не допустит изъятие в судебном порядке земель у лиц, получивших подобные участки на незаконном основании.
В свою очередь реализация запланированных решений по проведению кадастровых и лесоустроительных работ на землях государственного лесного фонда Свердловской области возможна исключительно при регулярном выделении на данные мероприятия средств субвенций из федерального бюджета в необходимых объемах.
Работы по постановке на государственный кадастровый учет участков земель лесного фонда осуществляется силами арендаторов лесных участков, а также силами Департамента. Данные работы запланированы поэтапно с учетом инвестиционной привлекательности территорий и пресечения возможного выбытия земель лесного фонда, в связи с чем, спланировать территории подлежащие постановки на кадастровый учет не представляется возможным.
Задача 4. В связи с неактуальными материалами лесоустройства, давность которых превышает 10 лет, насаждения, произрастающие на данных территориях, претерпевают существенные изменения, как в породном составе, так и в запасах произрастающих насаждений. В результате неактуальности лесоустроительных материалов и как следствия недостоверных сведений в отношении лесных ресурсов произрастающих на территории субъекта Российской Федерации, Федерация, а также Свердловская область недополучает колоссальные финансовые средства.
Кроме того, учитывая, что на большей территории лесного фонда Свердловской области работы по лесоустройству проводились более 10 лет, следовательно, назначенные на момент проведения лесоустройства мероприятия, в том числе хозяйственные, не соответствуют реальной ситуации в данных лесах, поскольку в настоящее время они не актуальны. Следовательно, наблюдается серьезное ухудшение природного состояния лесов и в целом экологического состояния региона.
В целях разрешения данной ситуации требуется проведение работ по постановке на государственный кадастровый учет земель лесного фонда и поэтапное проведение работ по лесоустройству территории земель государственного лесного фонда Свердловской области.
В свою очередь реализация запланированных решений по проведению кадастровых и лесоустроительных работ на землях государственного лесного фонда Свердловской области возможна исключительно при регулярном выделении на данные мероприятия средств субвенций из федерального бюджета в необходимых объемах.
Таблица 3
Планируемые объемы проведения лесоустроительных работ на период 2018 - 2028 годов | |||
N п/п |
Наименование лесничества |
Площадь земель лесного фонда, всего, тысяч га |
Год проведения последнего лесоустройства |
1 |
2 |
3 |
4 |
Год планируемого лесоустройства - 2018 | |||
1 |
Березовское лесничество |
154,4 |
2001 |
2 |
Сысертское лесничество |
272,4 |
1999 |
3 |
Туринское лесничество |
426,4 |
1991 |
Итого: |
853,2 |
|
|
Год планируемого лесоустройства - 2019 | |||
4 |
Карпинское лесничество |
891,6 |
1999 |
5 |
Свердловское лесничество |
139,2 |
1999 |
6 |
Талицкое лесничество |
232,6 |
2000 |
Итого: |
1263,4 |
|
|
Год планируемого лесоустройства - 2020 | |||
7 |
Серовское лесничество |
428 |
1998 |
8 |
Красноуфимское лесничество |
427,8 |
1999 |
9 |
Гаринское лесничество |
1 553,40 |
1990 |
10 |
Тугулымское лесничество |
228,9 |
1999 |
Итого: |
2 638,10 |
|
|
Год планируемого лесоустройства - 2021 | |||
11 |
Таборинское лесничество |
1 065,90 |
1992 |
12 |
Тавдинское лесничество |
559,1 |
1997 |
13 |
Верх-Исетское лесничество |
35,7 |
1997 |
Итого: |
1 660,70 |
|
|
Год планируемого лесоустройства - 2022 | |||
14 |
Ивдельское лесничество |
2 486,60 |
1998 |
15 |
Сухоложское лесничество |
207,1 |
1999 |
Итого: |
2 693,70 |
|
|
Год планируемого лесоустройства - 2023 | |||
16 |
Камышловское лесничество |
178,2 |
2000 |
17 |
Нижне-Сергинское лесничество |
395,60 |
2000 |
18 |
Билимбаевское лесничество |
248,7 |
2000 |
19 |
Верхотурское лесничество |
403,8 |
2000 |
Итого: |
1 226,30 |
|
|
Год планируемого лесоустройства - 2024 | |||
20 |
Шалинское лесничество |
458,3 |
2001 |
21 |
Ново-Лялинское лесничество |
609,4 |
2000 |
Итого: |
1067,7 |
|
|
Год планируемого лесоустройства - 2025 | |||
22 |
Нижне-Тагильское лесничество |
572,9 |
2001 |
23 |
Режевское лесничество |
124 |
2001 |
Итого: |
696,9 |
|
|
Год планируемого лесоустройства - 2026 | |||
24 |
Егоршинское лесничество |
159,3 |
2001 |
25 |
Невьянское лесничество |
229,1 |
2001 |
26 |
Ирбитское лесничество |
248,2 |
2003 |
Итого: |
636,6 |
|
|
Год планируемого лесоустройства - 2027 | |||
27 |
Кушвинское лесничество |
523,3 |
2003 |
28 |
Алапаевское лесничество |
485,7 |
2003 |
29 |
Байкаловское лесничество |
247,9 |
2003 |
Итого: |
1256,9 |
|
|
Год планируемого лесоустройства - 2028 | |||
30 |
Синячихинское лесничество |
482 |
2004 |
31 |
Сотринское лесничество |
771,5 |
2004 |
Итого: |
1253,5 |
|
|
Всего: |
15198,1 |
|
Задача 5. Незаконная рубка лесных насаждений и, как следствие, незаконный оборот заготовленной древесины наносят невосполнимый урон природным ресурсам страны, ее экономической и экологической безопасности.
Для достижения цели стратегии, направленной на сокращение потерь лесов от незаконных рубок и нелегального оборота древесины требуется развитие следующих направлений деятельности органов власти всех уровней.
Организация дополнительных маршрутов патрулирования лесов государственными лесными инспекторами требует дополнительного технического оснащения лесничеств специализированными транспортными средствами, средствами связи, навигации, горюче-смазочными материалами.
Немаловажная роль в выявлении незаконных рубок, обеспечении охраны лесных ресурсов отведена дистанционному мониторингу использования лесов. Необходимо повышение эффективности применения данных космического мониторинга с целью обеспечения проведения оперативных мероприятий по тушению лесных пожаров, лесозащите, выявлению и пресечению незаконных рубок лесных насаждений.
Для выявления и фиксирования незаконных рубок лесных насаждений должностным лицам лесной охраны необходимо активнее применять фото- и видеосъемку, GPS-навигаторы; информирование органов полиции о выявленных фактах незаконных рубок осуществлять с использованием информационных технологий в том числе с помощью средств интернета и мобильной связи.
Кроме того, планируется активное использование информации, содержащаяся в Единой государственной автоматизированной информационной системе "Учет древесины и сделок с ней" (ЕГАИС) при проведении рейдов по пресечению нарушений требований лесного законодательства.
При организации патрулирования лесов в целях повышения эффективности и оперативности реагирования на нарушения требований лесного законодательства привлекать должностные лица органов полиции.
Положительный эффект в области пресечения незаконных рубок лесных насаждений может оказать правовое урегулирование понятия "незаконной рубки лесных насаждений", порядка проведения патрулирования лесов, в части межведомственного взаимодействия должностных лиц органов лесной охраны и органов полиции, порядка взаимодействия должностных лиц подразделений Министерства внутренних дел России, осуществляющих контроль за соблюдением правил дорожного движения, с должностными лицами лесной охраны при пресечении незаконных каналов транспортировки древесины.
Вместе с тем, немаловажную роль в снижении уровня незаконного оборота древесины может сыграть работа муниципальных образований соответствующих субъектов, в части создание комиссий по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины, которыми, в свою очередь, будут организованы проведения рейдовых мероприятий на подъездных путях к предприятиям лесопереработки и приема древесины на основании проведенного ранее мониторинга таких предприятий.
3.2. Информация о программах и проектах, их территориальной привязке.
Таблица 4
Наименование проекта (программы) |
Период реализации проекта |
Перечень муниципальных образований, на территории которых реализуется проект (программа) |
Создание высокотехнологичного деревообрабатывающего производства с циклом заготовки древесины и дорожного строительства на территории Свердловской области (ООО "Лестех", приказ Минпромторга России от 15.06.2016 N 1979) |
Апрель 2018 |
Алапаевское МО |
Открытие нового лесоперерабатывающего производства в и. Лобва Новолялинского городского округа (ООО "Лесной Урал Лобва", приказ Минпромторга России от 07.11.2016 N 3915) |
Декабрь 2022 |
Новолялинский район |
Создание нового лесоперерабатывающего завода по глубокой переработке древесины и инновационной способам утилизации отходов на территории Свердловской области (ООО "СибирьЭкоСтрой", приказ Минпромторга России от 11.07.2017 N 2235) |
Февраль 2022 |
ГО Краснотурьинск |
Создание нового лесоперерабатывающего завода по производству шпона с собственным циклом лесозаготовки на территории Свердловской области (ООО "Тура-лес", приказ Минпромторга России от 11.07.2017N 2236) |
Декабрь 2022 |
Кушвинский ГО, ГО Верхняя Тура |
3.3. Связь с иными документами.
На территории Свердловской области действует Государственная программа Свердловской области "Развитие лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2024 года", утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1298-ПП.
Департамент лесного хозяйства Свердловской области ежегодно предоставляет отчет в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области о проделанной работе в области воспроизводства лесов в соответствии с государственной программой Свердловской области "О концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 28.07.2009 N 865-ПП. 25 апреля 2017 года в Москве состоялось третье заседание организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года экологии в 2017 году под председательством специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта - председателя организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года экологии Иванова С. Б. По итогам указанного заседания дано поручение: Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, обеспечить баланс выбытия и воспроизводства лесов при сплошных рубках лесных насаждений. Приоритетным направлением воспроизводства лесов рассматривать искусственное лесовосстановление посадочным материалом с закрытой корневой системой.
<< Раздел 2. Предпосылки, цель и задачи концепции. |
||
Содержание Приказ Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 27 сентября 2018 г. N 907 "Об утверждении Концепции развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.