Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозу
социально-экономического развития
Свердловской области
на среднесрочный период
2019 - 2021 годов
Пояснительная записка
Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2019 - 2021 годов (далее - Прогноз) разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемых изменений цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе на 2019 - 2024 годы, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации, в том числе с применением среднероссийских индексов потребительских цен, а также с учетом Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период 2016 - 2030 годов, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы" (далее - Стратегия социально-экономического развития Свердловской области), программы "Пятилетка развития Свердловской области" на 2017 - 2021 годы, утвержденной Указом Губернатора Свердловской области от 31.10.2017 N 546-УГ "О программе "Пятилетка развития Свердловской области" на 2017 - 2021 годы", основных направлений бюджетной и налоговой политики Свердловской области.
Прогноз сформирован исходя из анализа статистических данных за 2017 год и январь-июль 2018 года и прогнозных расчетов по основным видам деятельности, представленных исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и организациями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области.
К основным факторам, учтенным в Прогнозе, относятся замедление темпов роста глобальной экономики из-за введения ключевыми странами взаимных торговых ограничений, проводимые в России реформы в налоговой и пенсионной сферах.
При разработке Прогноза учтены целевые ориентиры, установленные документами стратегического планирования Свердловской области, разрабатываемыми в отраслевом и территориальном разрезах, ожидаемые результаты реализации приоритетных инвестиционных проектов Свердловской области и экономических инициатив Губернатора Свердловской области.
В зависимости от полноты и скорости реализации задач, определенных документами стратегического планирования Свердловской области, разработаны три варианта развития.
Консервативный сценарий (вариант 1) предполагает минимальную динамику основных показателей социально-экономического развития Свердловской области при сохранении сложившейся структуры промышленного комплекса, невысокой инвестиционной активности частных компаний, усилении неблагоприятных тенденций в демографической сфере.
В случае развития экономики Свердловской области по данному сценарию в 2019 году ожидается прирост валового регионального продукта (далее - ВРП) в реальном выражении на 0,8% к уровню предыдущего года, в 2020 году - на 0,9%, в 2021 году - на 1,4%.
Базовый сценарий (вариант 2) основывается на базовом сценарии прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации с учетом целевых установок Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". В вариант 2 прогноза заложены предпосылки полной реализации комплекса мер, направленных на обеспечение ускорения темпов экономического роста до уровня не ниже среднемировых. Ожидаются рост инвестиционной активности (за счет перераспределения бюджетных расходов в пользу инвестиционных, реализации проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов, создания условий для роста инвестиционной активности частного сектора) и рост производительности труда (за счет устранения барьеров роста производительности труда, модернизации системы образования и повышения квалификации).
В социальной сфере вариант 2 предусматривает повышение уровня жизни населения, увеличение продолжительности здоровой жизни, возрастание уровня экономической активности населения (в том числе населения старшего возраста) за счет повышения пенсионного возраста.
В 2019 году рост физических объемов ВРП прогнозируется на уровне 102,5% по сравнению с предыдущим годом, в 2020 году - 102,9%, в 2021 году - 103,1%.
Целевой сценарий (вариант 3) характеризуется достижением темпов экономического роста выше среднемировых за счет прорывного развития высокотехнологичных отраслей и повышения эффективности использования человеческого капитала. Сценарий опирается на реализацию активной государственной политики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Свердловской области.
Предлагаемый комплекс структурных мер должен обеспечить ускорение темпов экономического роста до 104,9% в 2019 году к уровню предыдущего года, до 105,3% в 2020 и 2021 годах.
Для разработки проекта областного бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов предлагается использовать вариант 2.
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Свердловской области
Динамика большинства макроэкономических показателей в 2018 году подтверждает сохранение стабильной ситуации в экономике Свердловской области.
Свердловская область подтверждает свои позиции в первой десятке субъектов Российской Федерации по показателям отгрузки промышленной продукции, оборота оптовой и розничной торговли, предоставления платных услуг населению, ввода в эксплуатацию жилья.
В январе-июле 2018 года объем отгруженной промышленной продукции по полному кругу организаций увеличился в фактических ценах на 14,1% к уровню января-июля 2017 года и составил 1263,6 млрд. рублей. По итогам января-июля 2018 года индекс промышленного производства по полному кругу организаций составил 108,2% к уровню января-июля 2017 года, в том числе в обрабатывающих производствах - 109,7%.
В сельском хозяйстве объем продукции в январе-июле 2018 года составил 31,7 млрд. рублей, или 103,1% к уровню января-июля 2017 года в сопоставимых ценах.
В перевозках автомобильным транспортом по кругу крупных и средних организаций отмечен рост. В январе-июле 2018 года перевезено 17,2 млн. тонн грузов, что на 2,4% выше уровня соответствующего периода предыдущего года.
Оборот розничной торговли в Свердловской области в январе-июле 2018 года сложился в сумме 625,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 2% выше уровня января-июля 2017 года.
В январе-июле 2018 года объем платных услуг населению составил 206,1 млрд. рублей, или 102,8% к уровню января-июля 2017 года в сопоставимых ценах.
По итогам января-июня 2018 года прибыль прибыльных крупных и средних организаций составила 157,2 млрд. рублей, что на 25,9% выше уровня соответствующего периода предыдущего года.
В январе-июне 2018 года объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций (с учетом малых предприятий и оценки неформальной деятельности) составил 114,3 млрд. рублей, или 87,9% к уровню января-июня 2017 года в сопоставимых ценах. В общем объеме инвестиций 71,1% освоено крупными и средними организациями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области, что составило 81,3 млрд. рублей. Снижение инвестиций в основной капитал обусловлено завершением реализации крупных инвестиционных проектов, дефицитом и высокой стоимостью долгосрочных финансовых ресурсов. Высокая волатильность курсов иностранных валют приводит к увеличению стоимости инвестиционных проектов внешнеэкономического характера.
Объем работ, выполненных собственными силами по виду деятельности "строительство", в январе-июле 2018 года составил 94,1 млрд. рублей, или 120,3% к уровню января-июля 2017 года в сопоставимых ценах.
В январе-июле 2018 года введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 873,8 тыс. кв. метров, или 100,8% к уровню января-июля 2017 года.
По итогам января-июня 2018 года внешнеторговый оборот Свердловской области составил 6572,1 млн. долларов США, в том числе экспорт - 4196,5 млн. долларов США, импорт - 2375,6 млн. долларов США.
Основу экспорта Свердловской области в январе-июне 2018 года составляли металлы и изделия из них, машиностроительная продукция, а также продукция химической промышленности.
По итогам января-июня 2018 года фонд начисленной заработной платы в Свердловской области составил 338,9 млрд. рублей, или 110,5% к уровню января-июня 2017 года.
Среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, в январе-июне 2018 года составила 36 726,6 рубля (110,1% к уровню января-июня 2017 года).
Реальные располагаемые доходы снизились и составили 97,9% к уровню января-июня 2017 года в основном из-за не связанных с заработной платой составляющих.
Уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на 1 августа 2018 года составил 1,03% (на 1 августа 2017 года - 1,28%).
По численности постоянного населения среди субъектов Российской Федерации Свердловская область занимает пятое место. Среднегодовая численность населения Свердловской области в 2017 году составила 4327,3 тыс. человек.
В январе-июле 2018 года естественная убыль населения составила 5596 человек, родилось 29,5 тыс. человек, умерло 35,1 тыс. человек. Рождаемость в Свердловской области сократилась на 5,2% по сравнению с уровнем января-июля 2017 года, смертность увеличилась на 1,4%.
В целом динамика основных показателей в 2018 году соответствует параметрам прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2018 - 2020 годов, одобренного постановлением Правительства Свердловской области от 31.10.2017 N 792-ПП "Об одобрении прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2018 - 2020 годов".
Выше прогнозного диапазона сложились показатели развития промышленного комплекса за счет опережающего роста высокотехнологичных отраслей машиностроительного комплекса.
Факторы и ограничения экономического роста Свердловской области на среднесрочный период 2019 - 2021 годов
Возможности и ограничения социально-экономического развития Свердловской области формируются под влиянием факторов внешней и внутренней среды.
Внешнеэкономические условия предполагают сохранение темпов роста мировой экономики, сдерживаемое эскалацией торговых войн, а также сохранение ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении Российской Федерации, на протяжении всего прогнозного периода.
На внутреннем рынке продолжится расширение потребительского и инвестиционного спроса. Для поддержания внутреннего роста на федеральном уровне запланирован комплекс мер, направленных на обеспечение роста производительности труда, увеличение доли малого бизнеса в валовом внутреннем продукте, расширение несырьевого неэнергетического экспорта и экспорта услуг, создание условий для устойчивого роста благосостояния населения и развития человеческого капитала. Ожидается, что 2019 год будет достаточно сложным с точки зрения адаптации к принятым решениям в области бюджетно-налоговой политики. Ожидается замедление темпов роста заработной платы в результате доведения до целевого уровня оплаты труда работников социальной сферы и доведения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума, снижение темпов роста потребительского спроса из-за влияния повышения налога на добавленную стоимость на инфляцию.
Росту промышленного производства на территории Свердловской области в среднесрочной перспективе будет способствовать участие предприятий в реализации крупных российских проектов. Перспективы роста ожидаются в сегменте производства стальных труб для строительства крупных магистральных трубопроводов "Северный поток-2", "Сила Сибири", "Турецкий поток", реализации проектов по освоению континентального шельфа и трудноизвлекаемых запасов.
Свердловская область является традиционным поставщиком цемента, щебня, металлоконструкций, железобетонных изделий, утеплителя в Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Росту производства также будет способствовать участие промышленных предприятий Свердловской области в мероприятиях, предусмотренных государственными программами Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие оборонно-промышленного комплекса".
Преобразованию транспортного комплекса Свердловской области в крупнейший транспортно-логистический узел будут способствовать создание объектов грузовой мультимодальной транспортно-логистической инфраструктуры, развитого международного хаба на базе аэропорта "Кольцово", развитие Екатеринбургского железнодорожного узла, участие в проектах строительства высокоскоростных магистралей, а также реализация крупнейших проектов, предусмотренных Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р.
В социально-демографической сфере основными факторами дальнейшего развития Свердловской области являются: сохранение достигнутых значений рождаемости на уровне выше средних по России, продолжение мероприятий, направленных на снижение смертности населения (в том числе смертности населения в трудоспособном возрасте), увеличение продолжительности здоровой жизни.
Рост уровня экономической активности населения, обусловленный повышением пенсионного возраста, потребует решения задачи сохранения рабочих мест для старшего поколения и создания новых рабочих мест для вступающих в активный трудоспособный возраст.
К основным ограничениям экономического роста Свердловской области относятся:
1) низкая производительность труда в экономике по сравнению с развитыми странами, обусловленная недостаточным уровнем технологического оснащения предприятий, высокой социальной нагрузкой в ряде территорий, низкой восприимчивостью к инновациям;
2) невысокий уровень внедрения инноваций в экономику - удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров предприятий промышленного производства составил 8,4% по итогам 2016 года (22 место в Российской Федерации);
3) высокий износ основных фондов - 57,1% по итогам 2016 года по крупным и средним коммерческим организациям;
4) структурный дисбаланс промышленного комплекса: около половины промышленной отгрузки составляет металлургическое производство (46% по итогам января-июня 2018 года), на которое приходится 53% экспортно ориентированной продукции Свердловской области. Такая зависимость экономики Свердловской области от одной отдельной отрасли в условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры и нестабильности мировых цен на металлы создает риски для долгосрочного опережающего развития региона;
5) высокая конкуренция среди субъектов Российской Федерации в части привлечения инвестиций и создания благоприятных условий ведения бизнеса;
6) сохранение естественной убыли населения из-за ухудшения возрастной структуры и снижения рождаемости, обусловленного уменьшением численности женщин в фертильном возрасте.
Валовой региональный продукт
В 2019 - 2021 годах ключевые отрасли будут определять дальнейшую динамику ВРП, в связи с чем значительных структурных сдвигов в экономике не ожидается.
В структуре ВРП Свердловской области к 2021 году доля основных отраслей составит:
1) обрабатывающие производства - 32-33%;
2) оптовая и розничная торговля - 17,4-17,9%;
3) транспорт и связь - 10,7-10,8%.
При реализации варианта 1 к концу прогнозного периода (2021 год) ВРП составит 105,8% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах, в том числе:
1) промышленность - 107,9% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах, в том числе в обрабатывающих производствах - 109%;
2) сельское хозяйство - 101% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах;
3) розничная торговля - 104,4% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах.
При реализации варианта 2 к концу прогнозного периода (2021 год) ВРП составит 111,6% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах, в том числе:
1) промышленность - 114,6% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах, в том числе в обрабатывающих производствах - 115,3%;
2) сельское хозяйство - 104,1% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах;
3) розничная торговля - 109,8% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах.
При реализации варианта 3 к концу прогнозного периода (2021 год) ВРП составит 119,3% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах, в том числе:
1) промышленность - 122,2% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах, в том числе в обрабатывающих производствах - 124,2%;
2) сельское хозяйство - 108,7% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах;
3) розничная торговля - 115,3% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах.
Рост экономики региона в 2019 - 2021 годах ожидается главным образом за счет наращивания объемов производства в промышленности, прежде всего в обрабатывающих производствах, вследствие реализации мероприятий по модернизации и техническому перевооружению базовых отраслей.
Росту производства также будут способствовать дальнейшее развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Титановая долина", в том числе завершение работ по созданию второй очереди, создание в регионе кластера по производству авиационной техники и авиационных компонентов и реализация комплекса мер государственной поддержки, нацеленных на стимулирование развития индустриальных парков на территории Свердловской области.
Ожидается, что в 2021 году производительность труда в экономике (по добавленной стоимости) увеличится в 1,3-1,4 раза к уровню 2017 года в действующих ценах и по варианту 1 составит 1265,6 тыс. рублей в расчете на 1 занятого в экономике, по варианту 2 - 1321,6 тыс. рублей, по варианту 3 - 1409,6 тыс. рублей.
Промышленное производство
В 2021 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ (услуг) собственными силами по полному кругу промышленных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, прогнозируется по варианту 1 на уровне 2862,8 млрд. рублей, по варианту 2 - 3044,7 млрд. рублей, по варианту 3 - 3258,6 млрд. рублей, что в действующих ценах в 1,4-1,5 раза выше уровня 2017 года.
Индекс промышленного производства в 2021 году по варианту 1 составит 107,9% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах, по варианту 2 - 114,6%, по варианту 3 - 122,2%.
Росту промышленного производства будет способствовать реализация следующих крупнейших инвестиционных проектов:
1) строительство прокатного комплекса открытого акционерного общества "Каменск-Уральский металлургический завод";
2) реконструкция металлургического производства с внедрением технологии Ausmelt открытого акционерного общества "Святогор";
3) реконструкция плавильно-прессово-заготовительных и прокатно-волочильных мощностей открытого акционерного общества "Ревдинский завод ОЦМ";
4) реконструкция трубопрокатного производства с установкой комплекса оборудования непрерывного стана открытого акционерного общества "Северский трубный завод";
5) создание трубного кластера на территории открытого акционерного общества "Синарский трубный завод";
6) строительство шахты "Черёмуховская-Глубокая" открытого акционерного общества "Севуралбокситруда";
7) локализация производства самолета L-410 UVP-E20 и его модификаций на территории акционерного общества "Уральский завод гражданской авиации";
8) модернизация вальцеделательного производства закрытого акционерного общества "Кушвинский завод прокатных валков";
9) реконструкция и техническое перевооружение механообрабатывающего, сборочного, сварочного, кузнечно-прессового и заготовительного производств, организация обособленного термического производства публичного акционерного общества "Машиностроительный завод имени М.И. Калинина";
10) реконструкция производства трансмиссии и ходовых частей, цехов бронекорпусного производства акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э. Дзержинского".
В целях развития системы импортозамещения и внутрироссийской кооперации будет продолжена работа по участию предприятий Свердловской области в приоритетных направлениях развития гражданской промышленности.
Сельское хозяйство
По варианту 1 предполагаются замедление темпов технического и технологического перевооружения отрасли, снижение спроса на сельскохозяйственную продукцию, а также сокращение объемов государственной поддержки, направляемой на развитие отрасли. В результате в 2021 году объем продукции сельского хозяйства, произведенной в хозяйствах всех категорий, вырастет на 1% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах и составит 85,8 млрд. рублей.
По варианту 2 объем продукции сельского хозяйства, произведенной в хозяйствах всех категорий, в 2021 году составит 88,2 млрд. рублей, или 104,1% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах, по варианту 3 - 91,6 млрд. рублей, или 108,7%. Планируемому развитию сельскохозяйственного производства будет способствовать реализация мер по техническому перевооружению, строительству, реконструкции, модернизации производственных объектов и внедрению новых технологий, сохранение тенденций к импортозамещению, а также увеличение объемов государственной поддержки.
Положительные тенденции в отрасли растениеводства будут связаны с перспективным направлением - производством овощей закрытого грунта (реализация акционерным обществом "Тепличное" инвестиционного проекта по строительству современного тепличного комбината).
В целях сохранения качества произведенной сельскохозяйственной продукции и увеличения срока ее реализации активизирована работа по строительству хранилищ, что будет способствовать увеличению на продовольственном рынке Свердловской области доли продуктов собственного производства.
В сфере животноводства с участием государственной поддержки будет продолжена реализация мероприятий по модернизации и строительству животноводческих ферм с использованием современного оборудования.
Рынок товаров и услуг
По варианту 1 ожидается замедление темпов роста физических объемов оборота розничной торговли в среднесрочном периоде. В 2021 году оборот розничной торговли прогнозируется на уровне 1239,8 млрд. рублей, что составит 104,4% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах.
Вариант 2 предполагает постепенное увеличение темпов роста физических объемов оборота розничной торговли в 2019 - 2021 годах на фоне продолжения роста реальной заработной платы, восстановления объемов потребления непродовольственных товаров, роста интернет-торговли. Согласно данному сценарию оборот розничной торговли в 2021 году составит 1354,9 млрд. рублей, или 109,8% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах.
Вариант 3 учитывает рост реальной заработной платы и предполагает наряду с развитием новых форматов торговли высокие темпы развития розничного кредитования. В результате в 2021 году оборот розничной торговли составит 1422,9 млрд. рублей, или 115,3% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах.
Рост реальной заработной платы будет способствовать повышению спроса на рынке услуг. В 2021 году платные услуги населению по варианту 1 прогнозируются на уровне 448,3 млрд. рублей, что составит 106,7% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах, по варианту 2 - 466,8 млрд. рублей, или 111,4%, по варианту 3 - 493,1 млрд. рублей, или 118%.
Финансы
Ожидаемые темпы роста мировой экономики, уверенный внешний спрос, динамика курса рубля и цен на металлы в среднесрочный период сохранят благоприятную ситуацию для экспортно ориентированных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области. Высокая доля валютной выручки в продажах и относительное отсутствие долговых проблем являются одними из факторов дальнейшего развития Свердловской области.
В 2021 году прибыль прибыльных организаций прогнозируется по варианту 1 на уровне 507,5 млрд. рублей, по варианту 2 - 551 млрд. рублей, по варианту 3 - 595,1 млрд. рублей, что в 1,2-1,4 раза выше уровня 2017 года.
Прогноз прибыли основан на уверенном росте производства в основных промышленных отраслях Свердловской области (металлургии, машиностроении, химическом производстве) и расширении рынков сбыта.
Инвестиции
По варианту 1 ожидаются низкая инвестиционная активность, замедление внутреннего спроса и спроса на мировых рынках, рост обменного курса и удорожание оборудования. В 2021 году индекс физического объема инвестиций в основной капитал составит 109,7% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах. В результате в 2021 году объем инвестиций в основной капитал составит 439,5 млрд. рублей.
По варианту 2 на фоне изменения структуры расходов в экономике от текущих к инвестиционным, развития конкуренции, обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса ожидаются повышение предпринимательской уверенности и рост инвестиционной активности компаний. В результате в 2021 году инвестиции в основной капитал вырастут на 25,3% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах, объем инвестиций в основной капитал составит 503,6 млрд. рублей.
Основными факторами роста инвестиций являются:
1) повышение эффективности государственных мер стимулирования субъектов инвестиционной деятельности в сферах налогообложения (стабильные налоговые условия, тарифное регулирование), использование механизмов государственно-частного, муниципально-частного партнерства и снижение доли государства в экономике, завершение реформы контроля и надзора;
2) развитие инструментов привлечения частных инвестиций в социальную сферу (образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт), развитие инфраструктуры (коммунальной, транспортной), расширение взаимодействия с институтами развития и фондами;
3) реализация на территории Свердловской области национальных проектов (программ), их федеральных и региональных компонентов (в сфере производительности труда, экспорта, экологии, развития инфраструктуры, цифровизации);
4) развитие территорий опережающего социально-экономического развития и объектов инвестиционной инфраструктуры - особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Титановая долина", индустриальных парков "Богословский", "Заречный", "Новоуральский" с использованием инструментов государственной поддержки;
5) привлечение внешних инвесторов, в том числе локализация производства поставщиков для крупных предприятий Уральского федерального округа, а также реализация крупных проектов, таких как строительство высокоскоростных магистралей (частные инвестиции через механизмы инфраструктурной ипотеки), проведение Всемирной универсальной выставки "ЭКСПО-2025";
6) совершенствование и реализация механизма предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
7) комплексная система поддержки малых и средних предприятий (в том числе предоставление налоговых преференций, совершенствование системы закупок, льготное кредитование);
8) эффективное продвижение на российском и международном уровнях Свердловской области как инвестиционно-привлекательной территории в рамках участия региона в конгрессно-выставочных мероприятиях, Международной промышленной выставке "ИННОПРОМ", участия предприятий Свердловской области в национальных и международных деловых мероприятиях;
9) повышение эффективности бизнес-модели по сопровождению инвестиционных проектов (сокращение сроков от принятия решения до открытия объекта);
10) создание развитой туристской инфраструктуры (формирование "брендовых" маршрутов по территории Свердловской области, специальных туристских программ), развитие гостиничного хозяйства, устойчивое развитие въездного и внутреннего туризма.
Вариант 3 характеризуется принятием системных мер по улучшению инвестиционного климата с учетом заложенных в базовом сценарии инвестиционных процессов. Предполагаются интенсификация притока частных инвестиций в регион, рост инвестиций в инновационные сектора экономики, развитие инструментов государственной поддержки системообразующих и эффективных инвестиционных проектов, направленных на создание новых высокотехнологичных производств, увеличение вложений и расширение форм поддержки секторов, ориентированных на несырьевой и высокотехнологичный экспорт.
По варианту 3 в 2021 году рост инвестиций в основной капитал составит 144,9% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах. В результате в 2021 году объем инвестиций в основной капитал составит 588,7 млрд. рублей. Существенный рост инвестиций позволит обеспечить ускоренные экономические темпы роста Свердловской области в долгосрочном периоде.
Жилищное строительство
По варианту 1 прогноз показателя "Ввод в действие жилых домов" соответствует целевым индикаторам государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1296-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года".
В 2021 году объем введенного в эксплуатацию жилья прогнозируется по варианту 1 на уровне 2150 тыс. кв. метров, или 100,3% к уровню 2017 года, по варианту 2 - 2290 тыс. кв. метров, или 106,8%, по варианту 3 - 2400 тыс. кв. метров, или 111,9%.
Варианты 2 и 3 прогноза предполагают наращивание объемов жилищного строительства, в том числе малоэтажного, и повышение его доступности для семей с различным уровнем доходов, стимулирование спроса на жилье путем совершенствования методов государственной поддержки населения в улучшении жилищных условий, а также развитие рынка ипотечных ценных бумаг, расширение доступной линейки финансовых инструментов (в том числе долевое строительство, ипотечное кредитование).
Внешнеэкономическая деятельность
В 2019 - 2021 годах ожидается стабильный рост внешнеторгового оборота Свердловской области. В 2021 году объем экспорта по варианту 1 прогнозируется в сумме 7509,4 млн. долларов США, или 108,5% к уровню 2017 года в текущих ценах, по варианту 2 - 9461,3 млн. долларов США, или 136,7%, по варианту 3 - 9723,0 млн. долларов США, или 140,4%.
Предполагается, что создание новых производств и обновление основных фондов на действующих предприятиях региона будут способствовать выпуску более конкурентоспособной продукции организациями Свердловской области и повышению эффективности производства в экономике. Это позволит наращивать несырьевой экспорт, который станет существенным фактором ускорения темпов экономического роста. Выпуск более конкурентоспособной продукции позволит сдерживать расширение импорта.
В период с 2019 по 2021 год в Свердловской области планируются осуществление ряда проектов экспортной направленности, особенно на традиционных рынках, а также расширение географической структуры внешнеэкономических связей.
Страны Европейского союза и далее будут оставаться основными торговыми партнерами Свердловской области. Будет продолжена работа по наращиванию торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.
Существует значительный потенциал расширения экспорта ряда товаров (черных металлов и изделий из них, железнодорожной техники, энергетического оборудования, различных видов вооружения) в страны Азии.
Реализуемые в латиноамериканских государствах программы по модернизации экономики создают благоприятные условия для экспорта оборудования и изделий из металлов.
В прогнозируемый период будет осуществляться сотрудничество со странами Ближнего Востока и Северной Африки в горнорудной промышленности, производстве строительных материалов, поставке оборудования для железных дорог.
Малое предпринимательство
В 2021 году число малых и средних предприятий (включая микропредприятия) по варианту 1 увеличится до 110,5 тыс. единиц, что составит 104,4% к уровню 2017 года, по варианту 2 - до 117,2 тыс. единиц, или 110,8%, по варианту 3 - до 125,6 тыс. единиц, или 118,7%.
В 2021 году оборот малых и средних предприятий (включая микропредприятия) по варианту 1 ожидается в сумме 1779,5 млрд. рублей, или 112,1% к уровню 2107 года в действующих ценах, по варианту 2 - 1849 млрд. рублей, или 116,5%, по варианту 3 - 1925,8, или 121,3% к уровню 2017 года.
Росту субъектов малого и среднего предпринимательства будет способствовать комплексная работа, направленная на развитие предпринимательства в Свердловской области как на региональном, так и на муниципальном уровнях: формирование комплексной системы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, предполагающей повышение качества и доступности услуг для бизнеса за счет расширения перечня услуг, предоставляемых предпринимателям организациями инфраструктуры, стимулирование внедрения электронных сервисов для ведения бизнеса, а также внедрение инструментов, которые будут стимулировать население заниматься предпринимательской деятельностью (популяризация предпринимательства среди молодежи, реализация образовательных мероприятий, финансирование начинающих предпринимателей, внедрение института наставничества и развитие социального предпринимательства).
Труд и занятость
На развитие ситуации в сфере труда будет влиять рост численности населения в трудоспособном возрасте, обусловленный повышением пенсионного возраста.
Предполагается, что по варианту 1 численность занятых в экономике в 2021 году снизится по сравнению с 2017 годом на 22,7 тыс. человек и составит 2045,5 тыс. человек, по вариантам 2 и 3 с 2019 года предполагается небольшой рост численности занятых к уровню 2017 года.
Реализация мероприятий государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1272-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года", будет способствовать улучшению ситуации на рынке труда Свердловской области.
Кроме того, на снижение безработицы повлияет повышение уровня экономической активности населения (в том числе в старшем возрасте), сокращение времени поиска работы в результате распространения и активного использования интернет-технологий, более широкое распространение новых форм занятости. Дополнительным фактором увеличения предложения рабочей силы на рынке труда станет увеличение миграционного прироста.
Для сохранения баланса между имеющимися рабочими местами и предложением рабочей силы на рынке труда Свердловской области предполагается повышение мобильности экономически активного населения в Свердловской области и стране в целом, формирование межрегиональной конкуренции за трудовые ресурсы.
Уровень жизни населения
Прогноз показателей уровня жизни населения Свердловской области на период 2019 - 2021 годов подготовлен с учетом выхода экономики Свердловской области на траекторию более высоких темпов роста, влияющих на динамику среднемесячной заработной платы, и реализации мер по повышению оплаты труда отдельных категорий персонала в соответствии целевыми параметрами, установленными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Так, в 2021 году среднемесячная заработная плата в Свердловской области по варианту 1 достигнет 43 707 рублей (125,7% к уровню 2017 года), по варианту 2 - 45 008 рублей (129,5% к уровню 2017 года), по варианту 3 - 47 995 рублей (138,1% к уровню 2017 года).
Денежные доходы населения Свердловской области к 2021 году прогнозируются в сумме от 2051,2 до 2207,0 млрд. рублей, что в 1,1-1,2 раза выше фактического значения 2017 года.
Рост реальной заработной платы, ежегодное увеличение пенсий неработающим пенсионерам выше уровня инфляции позволят восстановиться положительной динамике реальных располагаемых денежных доходов населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения Свердловской области к 2021 году прогнозируются на уровне 100,2-102,0%, что на 4,8-6,6 процентных пункта выше фактического значения 2017 года.
Постепенному сокращению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Свердловской области будет способствовать реализация ряда мер по увеличению денежных доходов населения (индексация заработной платы работников бюджетной сферы, рост минимального размера оплаты труда, равного величине прожиточного минимума трудоспособного населения, реализация мер по поддержке положительной динамики основных показателей развития реального сектора). В 2021 году доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума снизится до 7-8,4% от общей численности населения Свердловской области.
Фонд начисленной заработной платы
С учетом планируемых мер, направленных на рост доходов населения Свердловской области, к 2021 году фонд заработной платы по варианту 1 прогнозируется на уровне 798,8 млрд. рублей (125% к уровню 2017 года), по варианту 2 этот показатель составит 838,3 млрд. рублей (131,2%), по варианту 3 - 894 млрд. рублей (139,9%).
Демографические показатели
Основные тенденции демографического развития Свердловской области в среднесрочной перспективе будут соответствовать общероссийским тенденциям.
Вариант 1 базируется на предположении о сохранении негативных демографических тенденций в Свердловской области. Среднегодовая численность постоянного населения Свердловской области в 2021 году уменьшится и составит 4279,7 тыс. человек, или 98,9% к уровню 2017 года. К факторам снижения численности населения относятся снижение рождаемости из-за сокращения числа женщин фертильного возраста, увеличение смертности из-за ухудшения возрастной структуры населения, низкий миграционный прирост, не компенсирующий естественную убыль.
Вариант 2 основан на реализации комплекса мер по улучшению демографической ситуации, снижению смертности населения, увеличению ожидаемой продолжительности здоровой жизни. Дополнительные меры по стимулированию рождаемости (в том числе стимулирование рождения первых детей) и поддержке семей с детьми в 2019 - 2021 годы позволят сохранить значения общего и суммарного коэффициентов рождаемости на уровне выше среднероссийских. Естественная убыль населения снизится до 2,6 промилле и будет компенсирована миграционным приростом. Среднегодовая численность постоянного населения Свердловской области в 2021 году составит 4306,5 тыс. человек, или 99,5% к уровню 2017 года.
Согласно варианту 3 среднегодовая численность постоянного населения Свердловской области в 2021 году увеличится и составит 4339,9 тыс. человек, или 100,3% к уровню 2017 года. Ключевыми факторами увеличения численности населения Свердловской области станут сохранение достигнутых высоких значений рождаемости, дальнейшее снижение уровня смертности населения, миграционный прирост.
Финансовое обеспечение государственных программ Свердловской области
В соответствии с Перечнем государственных программ Свердловской области, утвержденным распоряжением Правительства Свердловской области от 31.10.2014 N 1355-РП "Об утверждении Перечня государственных программ Свердловской области", на территории Свердловской области реализуются 32 государственных программы Свердловской области (далее - государственные программы).
Государственные программы можно объединить в 3 блока:
1) "Социальное развитие";
2) "Модернизация и инновационное развитие";
3) "Государственное управление".
Основной объем расходов областного бюджета приходится на блок "Социальное развитие", который составляет около 70% общего объема бюджетных средств, направляемых на реализацию государственных программ.
Расходы на финансирование государственных программ на 2018 - 2021 годы за счет средств областного бюджета
Номер строки |
Наименование блока |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
||||
объем расходов (млрд. рублей)*(1) |
структура расходов (процентов) |
объем расходов (млрд. рублей) *(1) |
структура расходов (процентов) |
объем расходов (млрд. рублей) *(1) |
структура расходов (процентов) |
объем расходов (млрд. рублей) *(1) |
структура расходов (процентов) |
||
1. |
Всего расходов по государственным программам Свердловской области в том числе по блокам: |
208,4 |
100 |
201,0 |
100 |
202,9 |
100 |
190,6 |
100 |
2. |
"Социальное развитие" |
138,3 |
66,4 |
137,7 |
68,5 |
140,5 |
69,2 |
131,1 |
68,8 |
3. |
"Модернизация и инновационное развитие" |
33,6 |
16,1 |
32,1 |
16 |
34,3 |
16,9 |
31,5 |
16,5 |
4. |
"Государственное управление" |
36,5 |
17,5 |
31,2 |
15,5 |
28,1 |
13,9 |
28 |
14,7 |
*(1) В соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области об утверждении государственных программ Свердловской области.
В блок "Социальное развитие" включены следующие государственные программы:
1) "Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года";
2) "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года";
3) "Развитие здравоохранения Свердловской области до 2024 года";
4) "Развитие культуры в Свердловской области до 2024 года";
5) "Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года";
6) "Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года";
7) "Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2024 года".
Учитывая, что вышеперечисленные государственные программы направлены на выполнение социальных обязательств, а также на инвестирование в развитие человеческого потенциала, блок "Социальное развитие" имеет приоритетное значение для реализации государственной политики.
При прогнозировании учтены расходы областного бюджета по блоку "Социальное развитие" ежегодно на уровне 130-140 млрд. рублей (в соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области об утверждении государственных программ).
К основным ожидаемым результатам реализуемых на территории Свердловской области мероприятий государственных программ, относящихся к блоку "Социальное развитие", по итогам прогнозного периода 2019 - 2021 годов можно отнести следующие:
1) по окончании прогнозного периода планируется повышение ожидаемой продолжительности жизни с 73,5 года до 74,3 года;
2) доля населения, обеспеченного первичной и скорой медицинской помощью, соответствующей стандартам доступности, увеличится с 94% в 2019 году до 100% по итогам 2021 года;
3) на прогнозный период 2019 - 2021 годов охват профилактическими осмотрами детей планируется поддерживать на уровне 95%;
4) доля учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся в одну смену, увеличится с 86% в 2018 году до 91,4% в 2021 году;
5) доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов возрастет с 67,8% в 2018 году до 72,2% к концу 2021 года;
6) по итогам прогнозного периода (2021 год) количество молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, достигнет 350;
7) доля детей, посещающих культурно-досуговые учреждения и творческие кружки на постоянной основе, от общего числа детей в возрасте до 18 лет возрастет с 40,5 до 48,5% к концу прогнозного периода (2021 год).
Государственные программы блока "Модернизация и инновационное развитие" оказывают непосредственное влияние на темпы экономического роста Свердловской области. Блок включает следующие государственные программы:
1) "Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2024 года";
2) "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года";
3) "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2024 года";
4) "Обеспечение рационального и безопасного природопользования на территории Свердловской области до 2024 года";
5) "Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года";
6) "Развитие лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2024 года";
7) "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года";
8) "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года";
9) "Формирование современной городской среды на территории Свердловской области на 2018 - 2022 годы".
Объем расходов областного бюджета на государственные программы по блоку "Модернизация и инновационное развитие" составляет от 31,5 до 34,3 млрд. рублей.
К основным ожидаемым результатам реализуемых на территории Свердловской области мероприятий государственных программ, относящихся к блоку "Модернизация и инновационное развитие", по итогам прогнозного периода 2019 - 2021 годов можно отнести следующие:
1) объем протяженности построенных и реконструированных автомобильных дорог общего пользования регионального значения в 2019 - 2021 годы составит 65,65 км;
2) производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) к 2021 году планируется увеличить до 289 тыс. тонн, что превысит уровень 2018 года на 5,9%;
3) планируемый в 2021 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования превысит уровень 2018 года на 36,1% и составит не менее 580,7 млрд. рублей;
4) в 2019 - 2021 годах количество многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт общего имущества, составит 5611 единиц;
5) по итогам 2021 года производительность труда в промышленности планируется на уровне 4,8 млн. рублей на одного занятого в отрасли, что выше уровня 2018 года на 29,7%;
6) годовой объем ввода жилья прогнозируется увеличить на 150 тыс. кв. м общей площади, что составит 2,15 млн. кв. м общей площади жилья по итогам 2021 года;
7) коэффициент доступности жилья будет иметь позитивную динамику в прогнозном периоде по отношению к значению в 2,7 года в 2018 году и составит 2,6 года по итогам 2021 года.
Доля государственных программ, объединенных в блок "Государственное управление", составляет 13,9-17,5% от общего объема расходов на финансирование государственных программ.
Блок состоит из следующих государственных программ:
1) "Совершенствование социально-экономической политики на территории Свердловской области до 2024 года";
2) "Управление государственными финансами Свердловской области до 2020 года";
3) "Повышение эффективности управления государственной собственностью Свердловской области до 2024 года";
4) "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области до 2024 года";
5) "Обеспечение деятельности мировых судей Свердловской области до 2020 года";
6) "Охрана, надзор и регулирование использования животного мира Свердловской области до 2024 года";
7) "Совершенствование механизмов осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Свердловской области до 2024 года";
8) "Обеспечение общественной безопасности на территории Свердловской области до 2024 года";
9) "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Свердловской области до 2024 года";
10) "Развитие кадровой политики в системе государственного и муниципального управления Свердловской области и противодействие коррупции в Свердловской области до 2020 года";
11) "Обеспечение деятельности по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов, находящихся в государственной собственности Свердловской области, до 2020 года";
12) "Развитие деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в Свердловской области до 2020 года";
13) "Осуществление регионального государственного жилищного и строительного надзора на территории Свердловской области до 2024 года";
14) "Осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на территории Свердловской области до 2024 года";
15) "Государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области, до 2024 года";
16) "Информационное общество Свердловской области до 2024 года".
Формирование проекта закона об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов должно осуществляться на основе анализа направлений приоритезации и оптимизации программных расходов бюджета в соответствии с документами стратегического планирования Свердловской области.
К основным ожидаемым результатам реализуемых на территории Свердловской области мероприятий государственных программ, относящихся к блоку "Государственное управление", по итогам прогнозного периода 2019 - 2021 годов можно отнести следующие:
1) долю граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, в период 2019 - 2021 годов планируется поддерживать на уровне 90%;
2) доля государственных услуг, переведенных в электронный вид, увеличится с 63,8% в 2018 году до 100% к 2021 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.