Сфера потребительских товаров и услуг является значимой для Екатеринбурга. От эффективного развития именно этой сферы во многом зависит снижение уровня социальной напряженности в обществе и улучшение качества жизни населения.
Основными проблемами развития рынка услуг муниципального образования "город Екатеринбург" являются:
неравномерное размещение предприятий сферы услуг на территории Екатеринбурга; несоответствие качества оказания услуг современным требованиям, в том числе недостаточный уровень квалификации работников предприятий, слабая материально-техническая база предприятий сферы услуг;
недоступность социально значимых бытовых услуг для отдельных категорий населения Екатеринбурга.
Ключевыми проблемами аграрного сектора являются: недостаточная представленность продукции местных производителей на потребительском рынке, дефицит квалифицированных кадров, недостаточная финансовая поддержка начинающих фермеров, а также сокращение инвестирования в агропромышленный комплекс в целом.
Систематический мониторинг реализации мероприятий по развитию рынка товаров и услуг, а также анализ обращений граждан по вопросам потребительского рынка, поступающих в Администрацию города Екатеринбурга и администрации районов города Екатеринбурга, указывают на наличие ряда проблем, препятствующих качественному преобразованию сферы услуг, в том числе: наличие на потребительском рынке не соответствующей установленным требованиям пищевой продукции и продукции с признаками фальсификации, реализуемых в розничной торговле;
низкая эффективность взаимодействия местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе малых производств, с предприятиями розничной торговли, влияющая на удорожание продукции при ее реализации предприятиями розничной торговли и общественного питания; несоответствие качества оказания услуг требованиям потребителей;
недостаточное использование на предприятиях торговли и общественного питания прогрессивных технологий управления и обслуживания;
недостаточно высокий уровень квалификации обслуживающего персонала.
Переориентация отрасли с количественных показателей на качественные (комфорт и доступность для населения), на необходимость применения систем управления качеством в сфере потребительского рынка способствует достижению главной стратегической цели развития Екатеринбурга - обеспечению достаточно высокого и устойчиво повышающегося уровня жизни нынешних и будущих поколений горожан - и является определяющим фактором для дальнейшего развития сферы потребительского рынка.
Существующие проблемы в сфере потребительского рынка непосредственно отражаются на простых гражданах. В этой связи актуальным остается вопрос защиты прав потребителей. Основными проблемами в сфере защиты прав потребителей являются:
отсутствие в законодательстве Российской Федерации четко сформулированных полномочий органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей;
наличие на рынке некачественных товаров (работ, услуг), а также продукции, имеющей признаки фальсификации;
отсутствие у населения (потребителей) специальных познаний о свойствах и характеристиках приобретаемых товаров (работ, услуг);
недостаточное развитие системы правового воспитания граждан и правовая безграмотность общества в целом;
недостаточная осведомленность изготовителей, продавцов, исполнителей о своих правах и обязанностях;
нежелание субъектов потребительского рынка разрешать конфликты в досудебном порядке; законодательные ограничения полномочий контрольных (надзорных) органов в части проведения проверок соблюдения требований законодательства субъектами потребительского рынка;
отсутствие системного взаимодействия между органами местного самоуправления и органами, обладающими полномочиями по надзору и контролю в сфере защиты прав потребителей; закредитованность населения;
недоступность юридических услуг для социально уязвимых групп населения; несовершенство законодательной базы, регулирующей правоотношения в сфере защиты прав потребителей (особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства, перевозок, туристских, медицинских и образовательных услуг).
Существующие проблемы сферы потребительского рынка Екатеринбурга невозможно решить изолированно, без взаимодействия органов местного самоуправления, организаций и индивидуальных предпринимателей, некоммерческих организаций, работающих в сфере потребительского рынка Екатеринбурга
|