Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации
Нижнетуринского городского округа
от 18.01.2019 N 59
Методические рекомендации
по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Нижнетуринского городского округа и экспертизы действующих нормативных правовых актов Нижнетуринского городского округа
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Нижнетуринского городского округа и экспертизы действующих нормативных правовых актов Нижнетуринского городского округа (далее - методика) разработаны в целях методологического обеспечения проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Нижнетуринского городского округа (далее - проекты актов) и экспертизы действующих нормативных правовых актов Нижнетуринского городского округа (далее - действующие акты).
Методика предназначена для применения разработчиками, уполномоченным органом при проведении оценки регулирующего воздействия проектов актов и при проведении экспертизы действующих актов.
1.2. Цель, виды проектов актов и действующих актов, подлежащих оценке регулирующего воздействия и экспертизе, закреплены Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Нижнетуринского городского округа и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Нижнетуринского городского округа, утвержденным постановлением администрации Нижнетуринского городского округа от 25.09.2015 N 940 (далее - Порядок).
1.3. Задачами проведения оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертизы действующих актов являются:
1) обоснование предлагаемого регулирования среди различных способов решения проблемы, на основе сопоставления положительных и отрицательных последствий для участников отношений;
2) осуществление предварительного прогнозного последствия и эффектов предлагаемого регулирования;
3) обеспечение обратной связи с участниками отношений на стадии подготовки проектов актов;
4) оценка возможных рисков в случае принятия проекта акта.
1.4. В настоящих методических рекомендациях используются следующие основные понятия и их определения:
уполномоченный орган - структурное подразделение, отраслевой (функциональный) орган администрации Нижнетуринского городского округа, ответственный за внедрение процедур оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертизы действующих актов и выполняющий функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения оценки регулирующего воздействия, а также оценки качества проведения процедуры оценки регулирующего воздействия разработчиками проектов актов;
разработчики проектов актов - структурные подразделения, отраслевые (функциональные) органы администрации Нижнетуринского городского округа, осуществляющие в пределах предоставленных полномочий функции по выработке муниципальной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах общественных отношений (далее - разработчики);
публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта акта, действующего акта, организуемое разработчиком и (или) уполномоченным органом в ходе проведения процедур оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертизы действующих актов;
официальный сайт - официальный сайт администрации Нижнетуринского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://ntura.midural.ru/), определенный для размещения сведений о проведении оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертизы действующих актов, в том числе в целях организации публичных консультаций и информирования об их результатах;
уведомление о проведении публичных консультаций по проекту акта (далее - уведомление) - этап процедуры оценки регулирующего воздействия, в ходе которого разработчик организует обсуждение идеи (концепции) предлагаемого им правового регулирования с заинтересованными лицами;
заключение об оценке регулирующего воздействия проекта акта (далее - заключение) - документ, содержащий выводы по итогам проведения разработчиком исследования о возможных вариантах решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов решения. Заключение заполняется разработчиком;
экспертное заключение о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта - завершающий процедуру оценки регулирующего воздействия документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о соблюдении разработчиком установленного порядка проведения процедуры оценки регулирующего воздействия, а также об обоснованности полученных разработчиком результатов оценки регулирующего воздействия проекта акта;
экспертное заключение о результатах экспертизы действующего акта - документ, подготавливаемый уполномоченным органом, при необходимости с участием разработчика, и содержащий выводы о положениях действующего акта, в отношении которого проводится экспертиза, создающих необоснованные затруднения для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений, а также обоснование сделанных выводов.
1.5. Участниками процедур оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертизы действующих актов являются разработчики проектов актов, уполномоченный орган, иные органы власти и заинтересованные лица, принимающие участие в публичных консультациях в ходе проведения процедур оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертизы действующих актов.
1.6. В ходе проведения процедур оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертизы действующих актов предложения (мнения) заинтересованных лиц могут быть получены разработчиком, уполномоченным органом посредством проведения совещаний, заседаний экспертных групп, общественных советов и других совещательных и консультационных органов, действующих в Нижнетуринском городском округе, проведения опросов представителей групп заинтересованных лиц, а также с использованием иных форм и источников получения информации, но при условии их обязательного включения в соответствующую сводку предложений.
2. Проведение оценки регулирующего воздействия проектов актов
2.1. Оценка регулирующего воздействия проектов актов основывается преимущественно на данных, опубликованных в открытых источниках, которые могут быть верифицированы другими заинтересованными лицами.
2.2. При проведении оценки регулирующего воздействия проектов актов (далее - ОРВ) выбор методов анализа и представления полученных результатов осуществляется разработчиком самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить для лиц, участвующих в принятии решения о разработке и утверждении проекта акта, максимально возможную и объективную информацию о проблеме, способах ее решения, положительных и отрицательных последствиях принятия проекта акта, обосновать предпочтительность предлагаемого регулирования по сравнению с иными возможными способами решения проблемы.
2.3. В целях обеспечения объективности проведения ОРВ и повышения качества принятых решений разработчик должен стремиться и принимать необходимые меры для привлечения к публичному обсуждению проекта акта всех заинтересованных групп участников отношений.
2.4. Основаниями для проведения ОРВ являются: предложения от организаций, с которыми администрация Нижнетуринского городского округа заключила соглашения о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертизы действующих актов, иных участников публичных консультаций, самостоятельное выявление разработчиком либо уполномоченным органом наличия проблем в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности.
2.5. Процедура ОРВ осуществляется в целях обоснованного выбора способа предлагаемого правового регулирования общественных отношений на основе анализа альтернативных вариантов и возможных положительных и (или) отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) введения такого регулирования, а также обеспечения возможности учета мнения лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием (далее - заинтересованные лица).
2.6. Выбор наилучшего варианта предлагаемого правового регулирования основывается на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении с существующим к моменту проведения процедуры ОРВ правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.
2.7. В ходе проведения процедуры ОРВ и представления ее результатов обеспечивается право заинтересованных лиц на беспрепятственный доступ к объективной информации о существующей проблеме и возможных способах ее решения, в том числе путем введения предлагаемого правового регулирования.
2.8. Этапы проведения ОРВ установлены пунктом 17 подраздела 2.1. раздела 2 Порядка и не могут быть нарушены (изменены) разработчиком и (или) уполномоченным органом.
2.9. В целях реализации пунктов 19 - 20 подраздела 2.2. раздела 2 Порядка и организации проведения ОРВ, разработчиком на официальном сайте размещается уведомление о начале публичных консультаций по проекту акта (по форме согласно Приложению N 1, Приложению N 2 к методике), обязательным приложением к которому является проект акта и пояснительная записка к нему.
Информация, содержащаяся в пояснительной записке, подготовленной разработчиком к проекту акта, должна быть использована по возможности полностью при подготовке уведомления. Примерная форма пояснительной записки с описанием ее содержания приведена в Приложении N 3 к методике.
Информация, содержащаяся в уведомлении для проектов актов средней и высокой степени ОРВ:
1) Раздел 1 уведомления "Вид, наименование и планируемый срок вступления в силу нормативного правового акта" и раздел 2 уведомления "Сведения о разработчике проекта акта".
В данных разделах указываются полное наименование проекта акта, планируемый срок вступления в силу данного проекта акта с учетом времени, затраченного на проведение процедуры ОРВ, а также должны быть приведены подробные координаты разработчика.
2) Раздел 3 уведомления "Способ направления участниками публичных консультаций своих предложений".
В данном разделе указывается адрес электронной почты, а также иной способ направления предложений.
3) Раздел 4 уведомления "Степень регулирующего воздействия проекта акта".
В данном разделе приводится результат отнесения проекта акта к высокой, средней или низкой степени регулирующего воздействия, согласно анализу, содержащихся в нем положений в соответствии с пунктом 8 Положения.
В обосновании даются пояснения, по каким из предусмотренных оснований проводилось отнесение проекта акта к той или иной степени регулирующего воздействия.
Для проектов актов с высокой степенью регулирующего воздействия в обосновании приводятся формулировки конкретных положений или ссылки на структурные элементы проекта акта, содержащие такие положения, которые устанавливают ранее не предусмотренные законодательством обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствуют их установлению, а также положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных законодательством расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности. При этом достаточно указать одно положение проекта акта, имеющее высокую степень регулирующего воздействия.
Для проектов актов, которые относятся к средней степени регулирующего воздействия, приводится краткое описание ранее предусмотренных законодательством обязанностей, запретов и ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности со ссылкой на действующие нормативные правовые акты и положений проекта акта, изменяющих указанные обязанности, запреты и ограничения, а также положений проекта акта, приводящих к увеличению ранее предусмотренных законодательством расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности.
4) Раздел 5 уведомления "Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы".
В данном разделе должно быть обосновано существование проблемы, на решение которой направлено действие проекта акта, описаны негативные эффекты, связанные с существованием проблемы, риски и последствия сохранения текущей ситуации.
Проблемы выявляются в результате:
- выявления несоответствия заявленных целей, действующих нормативных правовых актов фактическим результатам их реализации;
- обращений граждан и организаций, свидетельствующих о наличии проблемы; при этом важно иметь в виду, что обращения могут быть как следствием наличия системной проблемы, так и частным случаем, когда предмет обращения не является проблемой изменения регулирования в целом;
- данных органов государственного контроля (надзора), статистических данных о случаях причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, нанесения экологического ущерба;
- данных опросов общественного мнения, обследований предприятий, иных данных независимых исследований;
- иных данных, подтверждающих наличие существования проблемы.
Также необходимо указать негативные эффекты, связанные с наличием проблемы. Такие эффекты могут проявляться в следующем:
- высокие издержки применения участниками отношений установленных процедур;
- недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками отношений;
- наличие прочих негативных эффектов для общества, в том числе для экологии, безопасности, состояния конкуренции, инвестиционного климата, социального благополучия, иных негативных эффектов.
Указываются иные негативные эффекты для общества в целом или отдельных групп участников отношений. Наличие таких негативных эффектов также должно быть подтверждено объективными данными.
5) Раздел 6 уведомления "Анализ муниципального опыта в соответствующих сферах деятельности".
В данном разделе приводится описание примеров регулирования в соответствующих сферах деятельности в разных муниципальных образованиях с указанием на экономические, правовые, географические и иные особенности, включая определение проблем, на решение которых было направлено регулирование, оценку расходов участников деятельности и государства, показатели, по которым оценивалась эффективность установления обязательных требований, и результаты такой оценки.
6) Раздел 7 уведомления "Цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования, программным документам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Губернатора Свердловской области, Правительства Свердловской области".
В данном разделе цели должны быть указаны максимально конкретно, соответствовать заявленным проблемам, на решение которых направлено предлагаемое регулирование, и содержанию предлагаемого проекта акта. Точное соответствие заявленной цели проблеме является ключевым условием эффективности мер предлагаемого регулирования.
Формулировка цели должна позволять измерить степень ее достижения, точно определить момент ее достижения по конкретным значениям показателей результативности.
7) Раздел 8 уведомления "Описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы".
В данном разделе необходимо учесть, что выбранный способ регулирования должен существенным образом снижать негативное воздействие проблемы в сфере регулирования (обеспечивать достижение целей регулирования).
В пункте 8.1 раздела 8 необходимо четко описать, в чем именно состоит предлагаемый способ регулирования: на какие отношения и каких именно участников отношений распространяется регулирование, какие требования к участникам отношений, видам деятельности устанавливаются (изменяются или отменяются) предлагаемым проектом акта, какие новые права возникают у участников отношений, каким образом они будут реализованы и какими механизмами соблюдение требований будет контролироваться.
В данном пункте также приводится обоснование, почему из возможных способов решения проблемы был выбран именно предложенный. Наилучшим обоснованием является количественное сопоставление издержек и выгод различных способов решения проблемы. В отсутствие возможности провести соответствующие расчеты должны быть логически обоснованы сравнительные преимущества выбранного способа. Наиболее детальные обоснования предпочтительности выбранного способа требуются для проектов актов, обладающих высокой степенью регулирующего воздействия. Необходимо обосновать, что нужный результат не может быть получен при регулирующем воздействии меньшей степени регулирующего воздействия.
В пункте 8.2 раздела 8 приводится описание иных способов решения проблемы и достижения поставленных целей в том же формате, что и описание предлагаемого регулирования. Если иного, кроме предложенного разработчиком, способа достижения целей не существует (не приведено), то следует убедиться, что формулировка цели не предопределяет выбор конкретного способа ее достижения.
Указываются причины невозможности устранения проблемы участниками соответствующих отношений самостоятельно без вмешательства государства. Необходимо описать, как может развиваться проблема и связанные с ней негативные эффекты без вмешательства государства.
8) Раздел 9 уведомления "Основные группы лиц, чьи интересы будут затронуты предлагаемым правовым регулированием".
Данный раздел заполняется по всем проектам актов Нижнетуринского городского округа.
В пункте 9.1 раздела 9 указываются группы участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы.
В пункте 9.2 раздела 9 приводится обоснованный прогноз изменения числа участников. В некоторых случаях возможна экстраполяция существующей динамики численности числа участников. Однако необходимо принимать во внимание те изменения, которые прямо следуют из предлагаемого регулирования, например, ужесточение требований к участникам определенного вида деятельности, вероятно, приведет к сокращению числа таких участников, даже если до введения регулирования их численность росла.
9) Раздел 10 уведомления "Новые функции, полномочия, обязанности и права органов местного самоуправления или сведения об их изменении, а также оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджета Нижнетуринского городского округа.
В данном разделе необходимо указать все функции, полномочия, обязанности и права органов местного самоуправления, которые вводятся или изменяются, а также функции, которые могут привести к:
- росту или сокращению (экономии) расходов бюджета Нижнетуринского городского округа;
- дополнительным (за счет появления новых источников или за счет расширения доходной базы) или выпадающим (сокращению объемов поступлений налогов, сборов, неналоговых доходов) доходам бюджета Нижнетуринского городского округа.
10) Раздел 11 уведомления "Новые обязанности или ограничения, выгода (преимущества) субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности либо изменение содержания существующих обязанностей и ограничений, выгоды (преимуществ), а также порядок организации исполнения обязанностей и ограничений с учетом информации, представленной в пояснительной записке. Оценка расходов (выгод) субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения регулирования".
В данном разделе приводятся группы участников отношений так, как они указаны в разделе 9 уведомления.
Описание новых или изменения содержания существующих обязанностей и ограничений, выгоды (преимущества), которые вводятся проектом акта, а также порядок организации исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений указываются в пункте 11.2 данного раздела.
В пункте 11.3 раздела 11 "Описание и оценка видов расходов, выгод (преимуществ)" оценка расходов и доходов приводится в рублях в текущих ценах соответствующих лет. При оценке расходов и доходов используются индексы-дефляторы. Для целей оценки доходов и расходов возможна группировка новых (изменяемых, отменяемых) обязанностей или прав, если выделение расходов и доходов по отдельному виду обязанностей не представляется возможным. Введение (отмена, изменение) обязанностей и прав участников отношений может приводить к росту или сокращению расходов участников, а также к дополнительным или выпадающим доходам (например, за счет сокращения объемов производства и продаж, сокращения числа участников рынка).
При характеристике расходов выделяют единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
При определении доходов и расходов следует использовать официальные статистические данные, данные опросов представителей соответствующих групп (в том числе информацию, полученную в ходе публичных консультаций), социологических опросов, независимых исследований, мониторингов, а также иную релевантную информацию.
11) Раздел 12 уведомления "Оценка влияния на конкурентную среду в Нижнетуринском городском округе.
В данном разделе необходимо указать последствия воздействия принятия акта на конкуренцию в регулируемой отрасли и экономике района в целом. Здесь должны быть приведены количественные оценки изменения структуры рынка, численности малых, средних и крупных компаний.
12) Раздел 13 уведомления "Риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий".
В данном разделе приводятся следующие данные:
- оценка рисков решения проблемы предложенным способом (рисков, связанных с выбранным способом решения проблемы);
- оценка рисков негативных последствий введения предложенного способа регулирования (влияние проекта акта на иные сферы, безотносительно того, направлен ли проект акта на решение проблем в данных сферах или нет).
13) Раздел 14 уведомления "Необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия".
В данном разделе указываются все мероприятия, которые необходимы для достижения заявленных целей регулирования и прямо не прописаны в проекте акта, в том числе:
- разработка подзаконных актов, инструкций, методических указаний и (или) иных документов;
- создание новых органов, структурных подразделений;
- создание информационных ресурсов, баз данных;
- обучение сотрудников органов местного самоуправления, иных участников отношений;
- мероприятия по доведению информации до участников отношений;
- иные мероприятия.
По каждому мероприятию должен быть описан измеряемый результат, сроки реализации, даны оценки необходимых финансовых ресурсов и источников финансирования.
14) Раздел 15 уведомления "Предполагаемая дата вступления в силу проекта акта, оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта акта либо необходимость распространения предлагаемого регулирования на ранее возникшие отношения".
В данном разделе указывается предполагаемая дата вступления в силу проекта акта, наличие и сроки переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта акта.
15) Раздел 16 уведомления "Индикативные показатели, программы мониторинга достижения цели регулирования, иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования".
В данном разделе указываются количественно измеримые показатели (индикаторы), которые характеризуют достижение целей регулирования, а также их прогнозные целевые значения. Показатели должны быть указаны по каждой цели.
16) Раздел 17 уведомления "Оценка позитивных и негативных эффектов для общества при введении предлагаемого регулирования".
В данном разделе указывается информация о положительных и негативных эффектах в обществе, которые могут возникнуть в связи с введением проекта акта в действие.
Информация, содержащаяся в уведомлении для проектов актов с низкой степенью ОРВ:
1) Разделы 1 - 9 формы уведомления о проведении публичных консультаций для проектов актов с низкой степенью ОРВ соответствуют аналогичным разделам формы уведомления для проектов актов с высокой и средней степенью ОРВ.
2) Разделы 10 - 11 формы уведомления о проведении публичных консультаций для проектов актов с низкой степенью ОРВ соответствуют разделам 13 и 14 формы уведомления для проектов актов с высокой и средней степенью ОРВ.
В уведомлении о проведении публичных консультаций для проектов актов как с низкой, так и со средней и высокой степенями ОРВ также указываются источники использованных данных. Информация об источниках данных представляется в таком объеме и с такой степенью детализации, чтобы обеспечить возможность верификации (подтверждения) другими заинтересованными лицами.
2.10. К уведомлению о проведении публичных консультаций прилагается перечень вопросов для участников публичных консультаций, могут прилагаться аналитические, статистические материалы, сведения, которые позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования.
Перечень вопросов, другие дополнительные материалы являются приложением к уведомлению о проведении публичных консультаций.
Перечень вопросов для проведения публичных консультаций по проекту акта приведен в Приложении N 4 к методике.
2.11. При размещении уведомления разработчик указывает срок проведения публичных консультаций, в течение которого осуществляется прием предложений (мнений, отзывов) всех заинтересованных лиц. Данный срок определяется в соответствии с пунктом 21 подраздела 2.2. раздела 2 Порядка со дня размещения уведомления на официальном сайте.
2.12. О проведении публичных консультаций по проекту акта (с указанием источника опубликования уведомления) рекомендуется извещать следующие органы и организации:
- уполномоченный орган и иные заинтересованные органы местного самоуправления Нижнетуринского городского округа;
- органы и организации, действующие на территории Нижнетуринского городского округа, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской деятельности;
- уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области;
- иных лиц, которых целесообразно привлечь к публичным консультациям, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования.
Отсутствие у разработчика исчерпывающих сведений о круге лиц, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, не является основанием для отказа от рассылки извещений о проведении обсуждения.
2.13. Обработка предложений, поступивших в ходе публичных консультаций по проекту акта, осуществляется разработчиком, который рассматривает все предложения, поступившие в установленный в уведомлении срок. По результатам рассмотрения разработчик составляет сводку предложений по результатам публичных консультаций по проекту акта по форме согласно Приложению N 5 к методике.
В сводке предложений указывается:
- автор и содержание предложения, результат его рассмотрения (предполагается ли использовать данное предложение при разработке проекта нормативного правового акта либо при обосновании решения об отказе от его разработки; в случае отказа от использования предложения указываются причины такого решения);
- перечень органов и организаций, которым были направлены извещения о проведении публичных консультаций в соответствии с пунктом 2.11. раздела 2 настоящий методики.
2.14. В срок не позднее 10 рабочих дней со дня завершения публичных консультаций разработчик подготавливает заключение об оценке регулирующего воздействия проекта акта (по форме согласно Приложению N 6, Приложению N 7 к методике).
Информация, содержащаяся в заключении для проектов актов со средней и высокой степенью ОРВ:
1) заполнение раздела 18 "Сведения о проведении публичных консультаций" производится по итогам проведения публичных консультаций по проекту акта;
2) в разделе 19 "Выводы о целесообразности предлагаемого регулирования" разработчик указывает любые дополнительные сведения, которые, по его мнению, подтверждают обоснованность предлагаемого регулирования, а также указывает о наличии либо об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также бюджета Нижнетуринского городского округа, со ссылками на источники информации и методы расчетов (если применимо).
Информация, содержащаяся в заключении для проектов актов низкой степени регулирующего воздействия осуществляется аналогично форме заключения об ОРВ для проектов актов с высокой и средней степенью регулирующего воздействия. При этом разделы 13 - 15 формы заключения с низкой степенью соответствуют разделам 17 - 19 формы заключения с высокой и средней степенью регулирующего воздействия.
2.15. Проект акта и заключение об оценке регулирующего воздействия не позднее 5 рабочих дней с момента его подписания, направляется разработчиком в уполномоченный орган для подготовки экспертного заключения о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - экспертное заключение).
2.16. Экспертное заключение подготавливается по форме, приведенной в Приложении N 8 к методике со дня поступления заключения об ОРВ в уполномоченный орган в следующие сроки:
1) 10 рабочих дней - для проектов актов, содержащих положения, имеющие высокую и среднюю степени регулирующего воздействия;
2) 5 рабочих дней - для проектов актов, содержащих положения, имеющие низкую степень регулирующего воздействия.
Экспертное заключение подписывается руководителем уполномоченного органа и в течение 5 рабочих дней:
1) направляется разработчику для подготовки итоговой редакции проекта акта;
2) размещается на официальном сайте.
2.17. При получении замечаний уполномоченного органа, указанных в экспертном заключении, разработчик проекта акта принимает решение об отказе в подготовке проекта акта или его доработке.
2.18. В случае принятия решения о доработке проекта акта разработчик в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения экспертного заключения, дорабатывает проект акта и направляет итоговую редакцию проекта акта с указанием сведений об учете или причинах отклонения замечаний, указанных в экспертном заключении, на повторную экспертизу в уполномоченный орган.
2.19. Если в результате доработки проекта акта в него будут внесены изменения, содержащие положения, имеющие высокую степень регулирующего воздействия, в отношении которых не проведены публичные консультации, такой проект акта подлежит повторному размещению на официальном сайте и проведению публичных консультаций.
3. Проведение экспертизы действующих нормативных правовых актов Нижнетуринского городского округа
3.1. Данный раздел методики предназначен для применения уполномоченным органом - комитетом по экономике и инвестиционной политике администрации Нижнетуринского городского округа (далее - уполномоченный орган) при проведении экспертизы действующих нормативных правовых актов Нижнетуринского городского округа (далее - действующие акты).
3.2. Целью экспертизы действующих актов является оценка достижения заявленных в ходе их разработки и принятия целей регулирования, эффективности предложенного способа правового регулирования, оценки фактических положительных и отрицательных последствий предложенного способа правового регулирования посредством анализа правоприменительной практики.
3.3. Экспертиза проводится в отношении действующих актов, регулирующих отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3.4. Экспертиза действующих актов осуществляется на основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в уполномоченный орган от:
1) органов местного самоуправления Нижнетуринского городского округа;
2) научно-исследовательских, общественных и иных организаций;
3) субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, их ассоциаций и союзов;
4) иных заинтересованных лиц.
3.5. На основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в уполномоченный орган, составляется план проведения экспертизы действующих актов на очередной год (далее - план) по форме, установленной Приложением N 9 к методике.
Действующие акты включаются в план при наличии сведений, указывающих, что положения действующего акта могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Данные сведения могут быть получены уполномоченным органом как в результате рассмотрения предложений о проведении экспертизы, так и самостоятельно в связи с осуществлением функций по выработке муниципальной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
3.6. До включения в план уполномоченный орган запрашивает мнения о необходимости проведения экспертизы рассматриваемых действующих актов с учетом сложившейся правоприменительной практики у некоммерческих организаций, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
План утверждается распоряжением администрации Нижнетуринского городского округа, размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доводится до сведения заинтересованных лиц.
3.7. В отношении каждого действующего акта, включенного в план, уполномоченный орган подготавливает проект заключения о результатах экспертизы действующего акта по форме, установленной Приложением N 10 к методике (далее - заключение).
3.8. Проект заключения должен содержать все сведения, предусмотренные формой, за исключением сведений, которые будут получены в ходе проведения публичных консультаций. После проведения публичных консультаций, сведения вносятся в разделы 7 - 9 заключения.
3.9. Раздел 1 заключения "Основные реквизиты действующего акта" состоит из нескольких подразделов, в которые вносятся сведения, имеющиеся в распоряжении разработчика и уполномоченного органа.
3.10. В разделе 2 заключения "Круг лиц, интересы которых затрагиваются регулированием, установленным действующим актом (далее - регулирование)" приводятся группы участников экономических (общественных) отношений, интересы которых затрагиваются действующим актом. К группам участников отношений могут быть отнесены:
1) субъекты предпринимательской деятельности либо группы таких субъектов (предприятия отдельных секторов экономики и организации социальной сферы; в зависимости от содержания регулирования рассматриваются сферы деятельности или рынки товаров и услуг; крупные, средние или малые предприятия, индивидуальные предприниматели; юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие определенные виды деятельности (например, лицензируемой) и т.д.);
2) государственные и муниципальные органы (организации) могут быть разделены: по уровню власти (федеральные, региональные, органы местного самоуправления); по ведомственной принадлежности; по исполняемым государственным функциям и предоставляемым государственным или муниципальным услугам; по функциональным обязанностям отдельных групп должностных лиц и другим основаниям;
3) некоммерческие организации (в целом либо отдельные их группы);
4) население либо отдельные группы населения (например, специфическим экологическим рискам может быть подвергнуто население части городов либо сельских поселений, конкретных территорий; в зоне влияния негативных факторов могут находиться работники предприятий или организаций определенной сферы либо их часть; при выявлении негативных факторов, усугубляющих социальное неравенство и проблемы бедности, могут быть выделены граждане с низким уровнем доходов, безработные, домохозяйства, доходы которых близки к уровню бедности);
5) лица могут быть разделены по территории проживания, возрасту, уровню располагаемого дохода, информационному обеспечению, образовательному и культурному уровню, этническому происхождению, занятости и т.п.
По каждой группе приводится количественная оценка числа ее участников на момент проведения экспертизы действующего акта, а также данные об изменении числа участников с момента принятия действующего акта. Как минимум, должны быть указаны направления изменений: выросло, снизилось, осталось неизменным. Желательно привести количественную оценку изменений (на сколько выросло (снизилось) число участников группы в абсолютных величинах и в процентном выражении).
3.11. Раздел 3 заключения "Оценка степени решения проблемы и преодоления, связанных с ней негативных эффектов за счет регулирования" определяет, насколько в связи с принятием действующего акта фактически устранены проблемы и преодолены негативные эффекты, для решения которых он принимался.
Формулировка проблемы и описание негативных эффектов, связанных с ее существованием, должны совпадать с описанием проблемы и эффектов, приведенных в заключении об оценке регулирующего воздействия проекта акта, если для проекта акта проводилась оценка регулирующего воздействия. Если оценка регулирующего воздействия по проекту акта не проводилась, уполномоченный орган формулирует проблемы на основании имеющихся сведений и экспертной оценки.
В заключении приводится оценка степени решения проблемы и негативных эффектов, связанных с проблемой. Необходимо стремиться к проведению количественной оценки степени решения проблемы. Если для проекта акта проводилась оценка регулирующего воздействия, то сопоставляется текущее состояние проблемы с состоянием, описанным в момент проведения оценки регулирующего воздействия. Если, по мнению уполномоченного органа, в момент проведения оценки регулирующего воздействия, масштаб проблемы был оценен некорректно, это должно быть указано в заключении.
При выявлении причинно-следственной связи между текущим состоянием проблемы и регулированием, установленным действующим актом, можно опираться на данные исследований, мнение участников отношений (при этом необходимо учитывать, что имеется риск ошибки участников и/или преследования собственных групповых интересов), собственную экспертную оценку. Причинно-следственная связь между текущим состоянием проблемы и регулированием должна быть логически обоснована.
3.12. В разделе 4 заключения "Оценка расходов и доходов от реализации действующего акта" необходимо указать наименование всех функций, полномочий, обязанностей и прав органов местного самоуправления Нижнетуринского городского округа, которые реализуются во исполнение действующего акта. Кратко описывается порядок реализации соответствующих функций, каким именно органом (его структурным подразделением) они реализуются.
По каждой реализуемой функции приводятся данные о затратах, связанных с её реализацией. Расходы определяются обобщенно отдельно по каждому главному распорядителю средств бюджета. При определении расходов используются фактические данные о расходах в разрезе выполняемых функций.
При оценке доходов учитываются:
1) прямые дополнительные доходы бюджетов (связанные, например, с повышением налоговых ставок, пошлин и т.д. либо неналоговые доходы, например, от приватизации имущества, плата за оказание муниципальных услуг);
2) косвенные дополнительные доходы бюджетов (связаны с ростом налоговой базы, например, если вследствие либерализации регулирования произошел дополнительный рост промышленного производства, данный рост сопровождался дополнительными доходами бюджетов по НДФЛ и т.д.);
3) выпадающие доходы (связанные со снижением налоговых ставок, введением льгот и т.д.).
На основе оценки доходов и расходов по каждой функции формируется итоговая оценка расходов и доходов в год. Единовременные расходы и доходы делятся на количество лет действия регулирования с учетом индекса-дефлятора. При формировании сумм учитываются все виды влияния на доходы и расходы (например, итоговый объем доходов равен объему дополнительных доходов, уменьшенному на объем выпадающих доходов).
В заключении приводятся иные сведения о расходах и возможных поступлениях.
3.13. Раздел 5 заключения "Оценка фактических положительных и отрицательных последствий регулирования" должен содержать перечень фактических учтенных и неучтенных положительных и отрицательных последствий регулирования. Должны быть учтены как последствия, связанные с преодолением негативных эффектов от существования проблем, так и иные последствия. Целесообразно указать, какие последствия были учтены при разработке действующего акта, а какие не были.
Для каждого последствия регулирования приводятся группы, для которых они являются значимыми. Описание групп должно совпадать с выделением групп в разделе 2 заключения. Желательно привести количественные оценки как положительных, так и отрицательных последствий.
3.14. В разделе 6 заключения "Оценка эффективности достижения заявленных целей и показателей регулирования" должны быть указаны количественно измеримые показатели (индикаторы), которые характеризуют достижение целей регулирования. Показатели должны быть указаны по каждой цели. В случае если проводилась оценка регулирующего воздействия проекта акта, показатели должны совпадать с показателями, указанными в заключении об оценке регулирующего воздействия проекта акта.
По каждому показателю должны быть указаны значения на момент введения регулирования, текущее значение и значение, которое характеризует достижение цели (из заключения об оценке регулирующего воздействия проекта акта).
3.15. Раздел 7 заключения "Сведения о наличии в действующем акте положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, инвестиционной и (или) иной деятельности" должен содержать выводы о том, была ли путем принятого регулирования решена проблема, достигнуты цели регулирования и был ли выбранный путь решения проблемы наилучшим, выявлены ли в нормативном правовом акте положения, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3.16. В разделе 8 заключения "Предложения о способах устранения положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности и повышения эффективности действующего регулирования" приводятся способы устранения положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, инвестиционной и (или) иной деятельности, и способы повышения эффективности действующего регулирования.
3.17. Раздел 9 заключения "Иные сведения, позволяющие оценить фактическое воздействие регулирования" содержит любые дополнительные сведения, которые, по мнению уполномоченного органа, позволяют оценить фактическое воздействие регулирования со ссылками на источники информации и методы расчетов (если применимо).
3.18. Практически во всех разделах заключения необходимо указание на источники использованных данных. Расчеты, произведенные для заполнения соответствующих полей, приводятся в приложении к заключению.
3.19. В ходе экспертизы действующих актов проводятся публичные консультации по проектам заключений. Публичные консультации проводятся в сроки, указанные в заключении. Для этого на официальном сайте размещаются:
1) уведомление о начале публичных консультаций по действующему акту по форме, установленной Приложением N 11 к методике, с указанием срока начала и окончания публичных консультаций;
2) текст действующего акта в редакции, действующей на момент размещения;
3) проект заключения.
Согласно порядку проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Нижнетуринского городского округа и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Нижнетуринского городского округа сроки проведения публичных консультаций по проектам заключений не могут составлять менее 10 и более 45 календарных дней.
3.20. Целями проведения публичных консультаций являются:
1) получение дополнительной информации о фактических результатах регулирования, группах лиц, затронутых регулированием, издержках и выгодах указанных лиц;
2) определение мнения заинтересованных лиц о необходимости отмены (изменения) нормативного правового акта.
Датой начала публичных консультаций считается дата размещения уполномоченным органом указанных выше документов на официальном сайте.
3.21. Все полученные в течение срока проведения публичных консультаций предложения и мнения учитываются уполномоченным органом и заносятся в сводку предложений, по форме указанной в Приложении N 12 к методике.
3.22. При проведении экспертизы следует:
1) рассматривать замечания, предложения, рекомендации, сведения (расчеты, обоснования), информационно-аналитические материалы, поступившие в ходе публичных консультаций;
2) анализировать положения действующего акта во взаимосвязи со сложившейся практикой их применения;
3) определять характер и степень воздействия положений действующего акта на регулируемые отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
4) устанавливать наличие затруднений в осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, вызванных применением положений действующего акта, а также их обоснованность и целесообразность для целей регулирования соответствующих отношений.
3.23. По результатам проведения публичных консультаций заключение подлежит доработке уполномоченным органом. Результаты экспертизы действующих актов используются в соответствии с порядком использования результатов экспертизы действующих актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.