Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Анализ реализации Территориальной программы по видам медицинской помощи и условиям ее предоставления
В рамках Территориальной программы бесплатно предоставлялись следующие виды медицинской помощи: скорая медицинская помощь, первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, паллиативная медицинская помощь. Медицинская помощь населению предоставлялась в амбулаторных условиях, в том числе на дому при вызове врача, в условиях дневных стационаров, условиях круглосуточных стационаров и вне медицинских организаций при оказании скорой медицинской помощи.
Объемы медицинской помощи в рамках Территориальной программы на 2018 год установлены в соответствии со средними нормативами объемов медицинской помощи, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
Фактические объемы медицинской помощи населению по условиям ее оказания в рамках Территориальной программы представлены в таблице 3.
Таблица 3
Объемы и виды медицинской помощи, оказанные населению Свердловской области по источникам финансирования в 2018 году
Номер строки |
Виды медицинской помощи |
Единица измерения |
План |
Факт |
Процент исполнения к плану года |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. |
Медицинская помощь, предоставляемая населению за счет средств консолидированного бюджета |
|||||
2. |
Скорая специализированная медицинская помощь, включая санитарно-авиационную эвакуацию |
тыс. вызовов |
5,92 |
5,38 |
91 |
|
3. |
Скорая медицинская помощь, не включенная в территориальную программу ОМС |
тыс. вызовов |
92,716 |
98,290 |
106 |
|
4. |
в том числе населению муниципального образования "город Екатеринбург" в муниципальных медицинских организациях |
тыс. вызовов |
42,0 |
47,403 |
113 |
|
5. |
Первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях, оказываемая: |
|
|
|
|
|
6. |
с профилактической и иными целями |
тыс. посещений |
3034,08 |
1974,33 |
65 |
|
7. |
в том числе населению муниципального образования "город Екатеринбург" в муниципальных медицинских организациях |
тыс. посещений |
74,040 |
81,593 |
110 |
|
8. |
в связи с заболеваниями |
тыс. обращений |
866,88 |
250,78 |
29 |
|
9. |
в том числе населению муниципального образования "город Екатеринбург" в муниципальных медицинских организациях |
тыс. обращений |
13,125 |
11,785 |
90 |
|
10. |
Специализированная медицинская помощь в стационарных условиях* |
тыс. госпитализаций |
56,45 |
61,583 |
109 |
|
11. |
в том числе населению муниципального образования "город Екатеринбург" в муниципальных медицинских организациях* |
тыс. госпитализаций |
5,714 |
4,178 |
73 |
|
12. |
Первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь, предоставляемая в дневных стационарах |
тыс. случаев лечения |
17,338 |
10,589 |
61 |
|
13. |
Паллиативная медицинская помощь |
тыс. койко-дней |
398,765 |
68,036 |
17 |
|
14. |
в том числе населению муниципального образования "город Екатеринбург" в муниципальных медицинских организациях |
тыс. койко-дней |
17,060 |
16,433 |
96 |
|
15. |
Медицинская помощь, предоставляемая в соответствии с территориальной программой ОМС |
|||||
16. |
Скорая медицинская помощь |
тыс. вызовов |
1337,394 |
1051,439 |
79 |
|
17. |
Первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях, оказываемая: |
|
|
|
|
|
18. |
с профилактической и иными целями |
тыс. посещений |
10 476,255 |
22 751,51 |
217 |
|
19. |
в неотложной форме |
тыс. посещений |
2496,469 |
1121,668 |
45 |
|
20. |
в связи с заболеваниями |
тыс. обращений |
8826,802 |
4657,888 |
53 |
|
21. |
Специализированная медицинская помощь в стационарных условиях |
тыс. случаев госпитализаций |
768,333 |
764,9 |
100 |
|
22. |
в том числе медицинская реабилитация |
тыс. койко-дней |
213,983 |
205,688 |
96 |
|
23. |
Первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь, предоставляемая в дневных стационарах |
тыс. случаев лечения |
267,479 |
267,815 |
100 |
|
24. |
в том числе по поводу вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО) |
тыс. случаев |
3,33 |
3,409 |
102 |
|
25. |
Всего по Территориальной программе |
|||||
26. |
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь |
тыс. вызовов |
1436,030 |
1155,108 |
80 |
|
27. |
Первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях, оказываемая: |
|
|
|
|
|
28. |
с профилактической и иными целями |
тыс. посещений |
13 510,335 |
24 725,837 |
183 |
|
29. |
в неотложной форме |
тыс. посещений |
2496,469 |
1121,668 |
45 |
|
30. |
в связи с заболеваниями |
тыс. обращений |
9693,682 |
4908,670 |
51 |
|
31. |
Специализированная медицинская помощь в стационарных условиях |
тыс. госпитализаций |
824,783 |
826,483 |
100 |
|
32. |
Первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь, предоставляемая в дневных стационарах |
тыс. случаев лечения |
284,817 |
278,404 |
98 |
|
33. |
Паллиативная медицинская помощь |
тыс. койко-дней |
398,765 |
68,036 |
17 |
* Согласно указаниям Министерства здравоохранения Российской Федерации при формировании формы федерального статистического наблюдения N 62 "Сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению" за 2018 год, утвержденной приказом Федеральной службы госстатистики от 02.11.2018 N 658 в составе специализированной медицинской помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов, не учитываются объемы высокотехнологичной медицинской помощи.
Таблица 4
Основные показатели обеспеченности населения медицинской помощью по видам и условиям предоставления в динамике за 2014 - 2018 годы в сравнении с федеральными нормативами (на одного жителя в год)
Виды медицинской помощи и условия оказания медицинской помощи |
Единица измерения |
2014 год факт |
2015 год факт |
2016 год факт |
2017 год факт |
Федеральный норматив на 2018 год |
Территориальный норматив на 2018 год |
2018 год факт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
Скорая медицинская помощь вне медицинской организации |
вызовов |
0,271 |
0,270 |
0,270 |
0,261 |
0,300 - по ОМС |
0,322 (0,300 - по ОМС, 0,022 - по областному бюджету) |
0,259 |
|||
Первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях, в том числе оказываемая: |
посещений |
8,707 |
8,892 |
8,942 |
8,792 |
|
|
8,649 |
|||
с профилактической и иными целями, |
|
5,242 |
5,579 |
5,682 |
5,574 |
3,05 |
3,05 |
5,559 |
|||
в неотложной форме, |
|
0,29 |
0,323 |
0,325 |
0,274 |
0,56 |
0,56 |
0,252 |
|||
в связи с заболеваниями. |
|
1,509 |
1,200 |
1,151 |
1,126 |
2,18 |
2,18 |
1,103 |
|||
Специализированная медицинская помощь в стационарных условиях |
случаев госпитализации |
0,195 |
0,193 |
0,193 |
0,185 |
0,18835 |
0,18537 |
0,188 |
|||
Медицинская помощь в дневных стационарах |
случаев лечения |
|
0,062 |
0,063 |
0,062 |
0,064 |
0,064 |
0,062 |
|||
Паллиативная медицинская помощь |
койко-дней |
0,005 |
0,007 |
0,010 |
0,013 |
0,092 |
0,092 |
0,016 |
В результате реализации Территориальной программы за 2018 год выполнение показателей, характеризующих объемы медицинской помощи по основным ее видам, составило: скорая медицинская помощь - 80% к плану года, первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях, оказываемая с профилактическими и иными целями - 183%, в неотложной форме - 45%, в связи с заболеваниями - 51%; специализированная медицинская помощь в стационарных условиях - 100%, медицинская помощь в дневных стационарах - 98%, паллиативная медицинская помощь - 17% к плану года.
Выполнение объемов медицинской помощи за 2018 год (таблица 3) в абсолютных показателях несколько ниже, чем в 2017 году, за исключением специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и паллиативной медицинской помощи. Причиной некоторого снижения объемов медицинской помощи в абсолютных показателях является снижение численности населения Свердловской области: численность постоянного населения в 2018 году снизилась на 13 000 человек, численность застрахованного населения по ОМС - на 11 550 человек.
Ежегодно сокращаются объемы по скорой медицинской помощи (80% к плану). Скорая медицинская помощь работает в режиме ожидания и оказывает экстренную и неотложную медицинскую помощь по мере возникновения ситуации, угрожающей жизни или здоровью пациента, а планирование объема скорой медицинской помощи осуществляется в соответствии с федеральным нормативом вне зависимости от потребности населения и уровня развития здравоохранения в Свердловской области. Часть вызовов по неотложным показаниям, поступивших в часы работы поликлиник, передается для выполнения в кабинеты неотложной помощи, созданные при поликлиниках. Продолжается активное внедрение выездных патронажных служб, создаваемых в медицинских организациях для оказания паллиативной медицинской помощи. Выездная патронажная служба оказывает медицинскую помощь на дому пациентам, страдающим неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями, что также способствует снижению нагрузки на скорую медицинскую помощь. Снижение числа вызовов скорой медицинской помощи является позитивным фактором, так как снижение нагрузки на скорую медицинскую помощь делает ее более доступной для населения в случаях возникновения экстренных ситуаций. Напротив, рост нагрузки на скорую медицинскую помощь является индикатором недостаточной работы амбулаторно-поликлинических подразделений медицинских организаций, низкого охвата пациентов с хроническими заболеваниями диспансерными осмотрами, проблем с льготным лекарственным обеспечением отдельных категорий граждан, что способствует частым обострениям заболеваний, возникновению неотложных и экстренных состояний и росту числа вызовов скорой медицинской помощи. Несмотря на то что объемы скорой медицинской помощи ежегодно снижаются, это не является показателем снижения доступности скорой медицинской помощи, а свидетельствует об улучшении качества оказания медицинской помощи на амбулаторном этапе, отсутствии проблем с лекарственным обеспечением, особенно льготных категорий граждан. Свердловская область имеет достаточно высокий уровень развития здравоохранения, населению доступны все виды медицинской помощи, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, активно внедряются программы профилактики заболеваний и здорового образа жизни, что уменьшает потребление услуг скорой медицинской помощи.
В 2018 году произошло незначительное снижение объемов первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях (на 1,6% в сравнении с 2017 годом). В структуре амбулаторной помощи, как и в предыдущие периоды, отмечается превышение запланированных объемов в части профилактических и иных посещений за счет большого объема разовых посещений по заболеваниям, но в 2018 году отмечается снижение этой группы посещений на 0,9%. В 2018 году снизился объем посещений в неотложной форме (на 8,8%) относительно 2017 года. Основной причиной невыполнения объема неотложной медицинской помощи, как и прежде, являются региональные особенности оказания первичной медико-санитарной помощи. В территориях с преимущественно сельским населением первичную медико-санитарную помощь оказывают общие врачебные практики и фельдшерско-акушерские пункты, на базе которых нецелесообразно создавать отделения (кабинеты) неотложной помощи, так как и экстренную, и неотложную медицинскую помощь оказывают бригады скорой медицинской помощи. В 2019 году в целях выполнения посещений в неотложной форме уже проведена работа по изменению способа оплаты неотложной помощи в амбулаторных условиях, выделению посещений в неотложной форме из состава подушевого норматива и оплате этих посещений по установленному Территориальной программой тарифу (за рамками подушевого финансирования) за единицу объема медицинской помощи (за посещение) в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования. С 2019 года всем медицинским организациям, где открыты кабинеты и отделения неотложной помощи, установлены объемы медицинской помощи в соответствии с федеральным нормативом на прикрепленное население. Показатели выполнения объемов неотложной помощи включены в критерии оценки деятельности поликлиник.
В 2018 году выполнение объемов амбулаторной помощи за счет средств консолидированного бюджета Свердловской области ниже плана, что связано с недостаточным объемом профилактических посещений и обращений по заболеваниям.
С 2019 года в объем профилактических посещений включено проведение диспансерного наблюдения, в связи с чем ожидается рост объема посещений с профилактическими целями, снижение объема разовых посещений в связи с заболеваниями и повышение сбалансированности структуры объемов амбулаторной помощи.
Объем специализированной медицинской помощи в стационарных условиях в 2018 году выполнен на 100% к плану. Уровень госпитализации составил 0,188 случая госпитализации на одного человека в год, что несколько ниже федерального норматива (0,18835 случая). Некоторое снижение уровня госпитализации произошло за счет снижения рождаемости (в 2018 году количество родов на 3368 случаев меньше, чем в 2017 году). Ежегодно снижаются объемы стационарной помощи не застрахованным и не идентифицированным в системе ОМС гражданам в экстренной форме, так как в Свердловской области с 2015 года проводится эксперимент по переводу видов медицинской помощи, финансируемых за счет средств областного бюджета, на персонифицированный учет в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - ТФОМС). Медицинские организации предъявляют в ТФОМС персонифицированные данные на пациентов с социально значимыми заболеваниями и незастрахованных граждан, что позволяет проводить более достоверную идентификацию лиц на наличие их в реестре застрахованных. Кроме того, снижению объемов специализированной медицинской помощи в стационарных условиях способствует развитие паллиативной медицинской помощи, происходит переориентация части пациентов в отделения паллиативной медицинской помощи, коечный фонд которых ежегодно увеличивается.
Средняя длительность пребывания пациентов на койке стабилизировалась и составила 10,8 дня, как и в 2017 году. Достигнутый показатель средней длительности пребывания на койке ниже целевого показателя, предусмотренного Территориальной программой. Сокращению средней длительности пребывания пациентов на больничной койке способствует изменившаяся система оплаты стационарной помощи в системе ОМС, которая с 2014 года осуществляется по клинико-статистическим группам заболеваний и состояний и не зависит от количества проведенных пациентами койко-дней, что стимулирует больницы интенсифицировать лечебно-диагностический процесс и внедрять в практику современные эффективные технологии лечения, что позволяет достигать необходимые критерии качества оказания медицинской помощи за более короткие сроки.
В 2018 году объемы лечения в дневных стационарах выполнены на уровне 2017 года. Количество случаев лечения в дневных стационарах в среднем по Свердловской области составило 0,062 случая на одного жителя в год, что несколько ниже федерального норматива (0,064 случая). Средняя длительность пребывания в дневных стационарах составила 9,8 дня, что незначительно выше, чем в 2017 году.
Выполнение объемов паллиативной медицинской помощи выше, чем в 2017 году, на 23%. Развитие паллиативной помощи в Свердловской области продолжается в соответствии с ростом потребности населения. Ежегодно объемы оказываемой паллиативной помощи увеличиваются, открываются новые отделения и кабинеты паллиативной помощи. По состоянию на 1 января 2019 года функционируют 48 кабинетов паллиативной медицинской помощи в поликлиниках, 9 стационарных отделений с коечной мощностью 238 коек. Кроме того, паллиативные отделения организованы в круглосуточных стационарах медицинских организаций, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству Российской Федерации, с коечной мощностью 70 коек (города Новоуральск, Лесной, Заречный, Нижняя Салда). Также в Свердловской области паллиативные койки выделены в структуре инфекционных отделений (20 коек).
В целях повышения доступности паллиативной помощи взрослому населению в 2019 году планируется организовать 13 выездных бригад паллиативной медицинской помощи в структуре медицинских организаций.
С 2019 года открывается 18 паллиативных коек для детей на базе детских отделений больниц (государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области (далее - ГАУЗ СО) "Областная детская клиническая больница", государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области (далее - ГБУЗ СО) "Городская больница город Асбест", ГБУЗ СО "Детская городская больница город Первоуральск", ГБУЗ СО "Серовская городская больница").
По состоянию на 31.12.2018 в регистре детей с паллиативными состояниями ГАУЗ СО "Областная детская клиническая больница" в настоящее время находится 417 детей.
Число случаев оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Свердловской области
В рамках Территориальной программы предоставлялась высокотехнологичная медицинская помощь (далее - ВМП). Финансовое обеспечение оказания ВМП осуществлялось за счет трех источников финансирования: средств федерального бюджета в федеральных медицинских организациях на основе квот, установленных Министерством здравоохранения Российской Федерации, средств областного бюджета, в том числе на условиях софинансирования из средств федерального бюджета, и средств ОМС в медицинских организациях всех форм собственности и уровней подчиненности (рисунок 3).
Объемы высокотехнологичной медицинской помощи за счет всех источников финансирования в 2018 году выполнены на 100% к плану года, проведено 28 248 высокотехнологичных операций и манипуляций, что соответствует уровню 2017 года.
В целях принятия мер по снижению смертности населения Свердловской области при планировании объемов ВМП полностью удовлетворяется потребность в оказании экстренных и неотложных методов по наиболее востребованным профилям - "сердечно-сосудистая хирургия", "онкология", "нейрохирургия".
Объемы ВМП и расходы на оказание ВМП в медицинских организациях Свердловской области - одни из самых высоких в Российской Федерации. По доле средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование расходов на ВМП, Свердловская область находится на 5 месте в Российской Федерации, участвует в оказании ВМП жителям других субъектов Российской Федерации (в 2017 году - 551 человек, 2018 год - 586 человек).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.